На правах рукописиЭм Елена Александровна
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДЕКОДИРОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ УУЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики иобразования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Карачаевск – 2005Работа выполнена на кафедрекоррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственногоуниверситета
Научный руководитель: доктор педагогических наук,профессор
Малашихина Ирина Анатольевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Кочисов Валерий Константинович
кандидат педагогических наук, доцент
Гурина Ирина Алексеевна
Ведущаяорганизация: Пятигорскийгосударственный
лингвистический университет
Защитасостоится июня 2005 года в 14.00 часов на заседании диссертационного советаК 212.086.01 при Карачаево-Черкесском государственном университете по адресу:369202, г. Карачаевск, ул. Ленина,29.
Сдиссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карачаево-Черкесскогогосударственного университета
Авторефератразослан мая 2005 года
Ученыйсекретарь
диссертационногосовета Б.М.БорлаковаОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Рольобразования на современном этапе развития России определяется задачамиперехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкурентоспособной на мировой политической и экономической арене.Отечественная система образования является важным фактором сохранения стабильностивнутри самой России, ее места среди ряда ведущих стран мира. Согласно Концепциимодернизации российского образования на период до 2010 года, главной целью российской образовательной политики становится «обеспечение современногокачества образования». Такая цель достигается путем повышенияпрофессионального уровня педагогов, приобретением необходимого уровня ключевых,базовых, специальных компетентностей, совокупность которых составляетпрофессиональную компетентность педагога. Немаловажной составляющейпрофессиональной компетентности педагога выступает так называемая «невербальнаякомпетентность», проявляющаяся в осведомленности педагога о способахдекодирования невербальной информации, развитием необходимого уровняспособности к адекватному пониманию невербального поведения участниковобразовательного процесса в школе.
Кроме того, как отмечаютисследователи, современные тенденции развития образовательной системы вусловиях модернизации предполагают внедрение инфокоммуникационных технологий вобразовательный процесс, стимулируют появление виртуального обучения,виртуальных школ, виртуальных учителей, виртуальных учеников. В научнойлитературе широко обсуждается вопрос психологической комфортности пребывания в таких виртуальных школах, классах в роли виртуального учителя или ученика.Сегодня мировое сообщество уже извлекает уроки из общения со средствамимассовой коммуникации, прогнозирует последствия влияния на школу новыхтехнологий, рассматривает разные модели применения компьютеров в обучении:«компьютер как наставник», «компьютер как ученик» и т.д. Актуальностьисследования проблемы развития умений декодирования невербальной информации уучителей общеобразовательных школ продиктовано в том числе опасностью замены«живого», человеческого общения на виртуальное. По данным ряда авторов (Г.В.Колшанский, В.А. Лабунская и др.) большую часть информации человек получает припомощи невербальных средств, которые являются важнейшим источником информации овнутреннем мире человека, раскрывающем неосознаваемые, неконтролируемые егостороны. Невербальные средства помогают идентифицировать личность партнера пообщению, формируют его образ, поддерживают оптимальный уровень психологическойблизости между общающимися. Таким образом, невербальные проявлениявыразительного поведения человека являются источником дополнительной (а иногдаи основной) информации о партнере по общению, что невозможно в условияхвиртуальных коммуникаций. Адекватное декодирование невербальной информации,поступающей от учащихся, позволяет более гибко реагировать на изменениеситуации общения, понять истинные их цели и намерения, предсказать возможныепоследствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми дляпедагогов. Таким образом, современный педагог для обеспечения качества обучениядолжен иметь достаточно развитые умения декодирования невербальной информации,поступающей от учеников.
Наукой накоплена определеннаясистема знаний, необходимых для частичного решения исследуемой нами проблемы.
Общие проблемы невербальногообщения раскрыты в работах М.С. Андрианова, И.Н. Горелова, Н.В. Казариновой,Г.В. Колшанского, Ю.С. Крижанской, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А.Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.М. Погольши, Е.В. Руденского, В.П. Третьякова,Н.И. Шевандрина и др.
Изучением декодированияполученной невербальной информации занимались Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова,А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова, Г.В. Гриненко, Е.А. Ермолаева,В.А. Лабунская, В.П. Морозов, Г.В. Парамей, О.О. Пугачевский, Е.И. Фейгенберг идр.
Изучением этнопсихологических иэтнопедагогических аспектов невербальных средств общения занимались какотечественные (Г.А. Антипов, А.А. Акишина, Т.Е. Акишина, С.И. Аленникова,И.А. Арабов, А.К. Байбурин и А.Л. Топорков, Б.Х. Бгажнаков, О.А. Донских, В.В. Кочетков, В.К. Кочисов, В.В. Мироненко, И.Ю. Марковин, Т. Нийт, А.Г.Оконешникова, Ю.В. Павличенко, Н.И. Смирнова, С.Г. Тер – Минасова, Б.А.Тахохов, В.П. Трусов и др.), так и зарубежные ученые (К. Ситарам, Р. Когделл, Э. Холл, П. Экман и др.)
Специфика восприятия иинтерпретации невербальной информации в педагогическом общении раскрыта вработах Н.Р. Битяновой, А.А. Леонтьева, В.В. Мироненко, Л.И. Митиной, Е.А.Петровой, Г.А. Цукерман, и др.
Методы обучения декодированиюневербальной информации раскрыты в трудах Н.Р. Битяновой, Ю.Н. Емельянова, В.А. Лабунской, Т.А. Шкурко и др.
Обучение элементам декодирования невербальной информации через психолого-педагогические тренингирассмотрены в работах Н.М. Гаджиевой, Ю.Н. Емельянова, Н.В. Кислинской; Е.В.Кузнецовой, Н.И. Никитиной, Т.Р. Яценко и др.
В современной педагогическойлитературе наблюдается количественный рост исследований, посвященных проблемам постдипломногопедагогического образования (О.В. Акулова, Э.В. Балакирева, Т.Н. Беркалиев,Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Л.А. Даринская, В.А. Козырев,М.Д. Матюшкина и др.)
Проблемы методов обучениявзрослых раскрываются в работах О.В. Владимирской, В.Н. Вершинина, Т.И.Блиновой, А.П. Панфиловой, Е.Л. Крутий, Н.В. Маковецкой и др.
Очевидно, что такие подходыобогащают и расширяют сферу исследовательской деятельности в области обучениядекодированию невербальной информации. Несмотря на многоаспектное освещение внаучной и методической литературе вопросов, касающихся темы нашегоисследования, не нашло отражение проблема развития умений декодированияневербальной информации у учителей общеобразовательных школ в процессе взаимодействиясубъект-субъектных и субъект объектных отношений. В связи с этим, можно сделатьвывод о наличии ряда противоречий:
- междутребованиями современной образовательной школы к специалисту, способномусамоактуализироваться, проявлять творчество в педагогической деятельности, ипрофессиональной готовностью учителя формировать у учащихся только лишь знания,умения и навыки;
- междуобъективной общественной потребностью в специалистах, владеющих всемисредствами педагогического общения, способными ориентироваться в трудныхситуациях педагогического взаимодействия, готовых к личностно-ориентированномуобучению, и несовершенством их подготовки в области невербальных аспектовобщения;
- междунеобходимостью целостного анализа невербальных средств педагогического общениякак фактора развития коммуникативных умений педагога и неразработанностьюдиагностико-методического комплекса по его осуществлению;
- междузначительным количеством работ в области невербального общения и явнымнедостатком методических рекомендаций по использованию совокупностиневербальных средств в организации учебно-воспитательного процесса вобщеобразовательной школе;
- междупедагогическим потенциалом декодированной педагогом невербальной информацией инедостаточной научно-теоретической и практической разработанностью процесса егоиспользования.
Актуальность, теоретическая ипрактическая значимость, а также недостаточная разработанность обозначенныхвыше вопросов, позволяет сформулировать проблему исследования: каковыпедагогические условия, способствующие развитию умений декодированияневербальной информации у учителей педагогических школ? Решение этой проблемысоставляет цель исследования.
Объект исследования: невербальная информация какрезультат педагогического общения.
Предмет исследования: процесс развития умений декодирования невербальной информации уучителей общеобразовательных школ. Гипотеза исследования: развитие уменийдекодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ будетосуществляться наиболее эффективно при следующих условиях, если:
- будетразработана система методов и приемов, способствующих развитию уменийдекодированию невербальной информации учителями общеобразовательных школ иносить комплексный характер;
- теоретически ипрактически доказана возможность декодирования невербальной информации уучителей общеобразовательных школ при условии гуманистически ориентированногопедагогического процесса;
- подобран комплексдиагностических методик, способных определить уровни и критерии сформированности умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ;
- при обучениибудут использоваться методы активного обучения, доминирующую роль средикоторых играют педагогические тренинги.
В соответствии с целью, объектом и предметомисследования решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность и специфику понятия«умения декодирования невербальной информации»; установить особенностидекодирования невербальной информации в контексте психолого-педагогическогознания.
2. Определить критерии и уровнисформированности умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ.
3. Обосновать дидактическуюцелесообразность использования вариативных форм обучения декодированиюневербальной информации.
4. Спроектировать дидактическуютехнологию развития умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ (спецкурс «Развитие умений декодирования невербальнойинформации у практикующих педагогов общеобразовательных учреждений») всистеме институтов повышения квалификации.
Методологической основой исследования является общефилософскоепризнание человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития;положения и категории диалектики, философии, психологии развития исаморазвития личности; принцип непрерывности; теории личности как целостнойсистемы; теория деятельностного подхода в развитии личности; теория системногоподхода к исследованию социальных и педагогических явлений; идеиединства теории и практики в профессиональной педагогике.
Теоретической основой исследованияявляются ведущие подходы, теории и концепции в области педагогики,андрагогики, психологии, семиотики и паралингвистики: целостный подход кличности как многофункциональной саморазвивающейся системе (Б.Г. Ананьев, П.П.Блонский, П.П. Блум, Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, И.А. Малашихина, С.Л. Рубинштейн и др.); теорияформирования культуры личности специалиста (И.А. Арабов, Л.А. Волович, В.К.Кочисов, Б.А. Тахохов, И.А. Шаповалова, Я.И. Ханбиков и др.); теорияпрофессиональной подготовки педагога (А.В. Беляев, Е.А. Быстрова, Б.Н. Головин,В.Н. Тарасюк, В.А. Яковлев и др.); теория компетентностного подхода вобразовании (Р. Кантер, Дж. Равенна, А.К. Маркова, С.Б. Серякова, В.А.Сластенин, М. Ш… Ноулз, В.А. Шаповалов и др.); концепция андрагогическогоподхода в обучении взрослых (С.Л. Братченко, С.Г. Вершловский, В.А. Козырев,М.Д. Матюшкина, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, В.Г. Оннушкин, Е.И. Огарев идр.); теория социально – перцептивного подхода в восприятии и пониманиичеловека человеком (А.А. Бодалев, В.И. Мясищев, Э.Э. Линчевский; Н.Д. Творогова, М.Р. Битянова и др.); концепция декодирования невербальногоповедения (В.А. Лабунская, О.О. Пугачевский и др.); паралингвистическаяконцепция невербальных коммуникаций (А.А. Акишина, Т.А. Акишина, А.С.Андрианов, Х. Кано, Г.В. Колшанский и др.); семиотическая концепцияневербальных коммуникаций (Н.И. Горелов, Ю.С. Степанов, Е.М. Верещагин и др.).
Методы исследования. Наразличных этапах работы и при решении отдельных задач использовался широкийспектр методов научно-педагогического исследования. На теоретическом уровнеприменялись методы теоретического анализа и синтеза (историографический, сравнительно– сопоставительный, системный, логический, ретроспективный), обобщение опыта,абстрагирование, моделирование. Эмпирические данные накапливались с помощьюопросно-диагностических (анкетирование, беседа, обобщение независимыххарактеристик). Обсервационные методы включали прямое, косвенное и длительноепедагогическое наблюдение, практические - анализ продуктов деятельности,экспериментально – констатирующий, формирующий и контрольный диагностическийэксперимент. Достоверность полученных данных оценивалась методомстатистического анализа результатов.
Исследование проводилось в течениепяти лет и включало три этапа.
Первый этап (2001-2002) –поисково-теоретический. Основной целью этого этапа явилось обоснование проблемыс изучением уровня ее разработанности в теории и состояние дел на практике,определялась цель, гипотеза, задачи исследования. На этом этапе осуществлялосьизучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогическойлитературы по теме исследования.
Второй этап (2002-2004) –опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальнаяпроверка гипотезы. Опытно-экспериментальная часть работы сопровождаласьпсихолого-педагогическими методами исследования, отрабатывалась программаисследования, анализировался и систематизировался полученный материал. На этомэтапе исследования уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.
Третий этап (2004-2005) –заключительно-обобщающий. На этом этапе проводилась обработка и обобщениеполученных теоретических и экспериментальных данных, осуществлялась ихсистематизация, обосновывались выводы исследования. Осуществлялось оформлениерукописи диссертации.
База исследования. Основнаяопытно – экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского краевогоинститута повышения квалификации работников образования. Исследованием былиохвачены учителя общеобразовательных школ г. Ставрополя – всего 650 человек.
Научная новизна исследования заключаетсяв том, что впервые невербальные средства общения исследованы как составнаячасть педагогической компетентности и как средство развития коммуникативныхумений педагога; уточнена сущность и объем понятий «умения декодированияневербальной информации», «невербальная компетентность»; выявлены уровнисформированности умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ; определены дидактические возможности развития уменийдекодирования невербальной информации как составной части педагогическойкомпетентности; разработана и теоретически обоснована дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ на основе андрагогической модели обучения (А.А.Андреев, С.И. Змеев, Г.А. Ильин, М. Махлин, М.Ш. Ноулз и др.)
Теоретическая значимость исследованиясостоит в том, что выявлена и обоснована специфика процесса развития уменийдекодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе использования интерактивных методов с учетом общепедагогической и андрогогической модели обучения; подвергнуты сопоставительному историческому инаучно-теоретическому анализу понятия «невербальное общение», «невербальныесредства общения», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение»,«невербальная интеракция», «компетентность», «компетенция», «профессиональнаякомпетентность»; разработана программа развития умений декодированияневербальной информации у педагогов.
Практическая значимость исследования заключается вразработке дидактической технологии развития умений декодированияневербальной информации у учителей общеобразовательных школ; выделениикритериев для определения уровней сформированности умений декодированияневербальной информации; выделении уровней сформированности умений декодированияневербальной информации; определении и экспериментальной проверке условийэффективной реализации дидактической модели развития умений декодированияневербальной информации; разработке спецкурса «Развитие умений декодированияневербальной информации у педагогов»Сформированные в диссертацииположения могут использоваться в управлении учебным процессом в школе;способствовать повышению качества образования в общеобразовательной школе;материалы и разработанный спецкурс могут успешно применяться при обучениипедагогов в системе институтов повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность научныхрезультатов исследования обеспечивались системным подходом к целостному решениюпроблемы; методологической обоснованностью и логичностью исходных теоретическихположений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту,цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества испытуемых,статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественногои качественного анализа.
На защиту выносятся:
1. Дляэффективной организации процесса развития умений декодирования невербальнойинформации у учителей общеобразовательных школ, необходима разработкаспециального курса, содержащего в себе общие сведения о невербальных средствахобщения и процессах декодирования невербальной информации; особенностяхпроцесса декодирования невербальной информации в практике организацииучебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; этнокультурныхособенностях декодирования невербальных средств общения при организацииучебно-воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного региона.
2. Профессионально-педагогическаяподдержка учителей общеобразовательных школ, основываясь на комплекседиагностических методик, позволяет реализовать оптимальный мониторинг процессаформирования постдипломной характеристики специалиста, индивидуализироватьрекуррентное обучение в условиях модернизации образования.
3. Изучениеособенностей развития умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ позволяет уточнить и существенно дополнить следующиепедагогические условия: готовность педагога к развитию умений декодированияневербальной информации; обеспечение субъект-субъектных отношений в процессеобучения; осмысление технологической стороны процесса развития уменийдекодирования у учителей общеобразовательных школ.
4. Функционированиецелостного процесса развития умений декодирования невербальной информации уучителей общеобразовательных школ тесно связано с определением содержания,критериев и уровней этого процесса; разработкой межпредметныхкультурологических модулей, раскрывающих дидактические требования, необходимыедля развития невербальной компетентности.
Апробация работы и внедрениерезультатов. Основныевыводы и положения диссертационного исследования апробировались нанаучно-практических конференциях различного уровня: Четвертой международнойнаучно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики «Постдипломноеобразование: проблемы, опыт и перспективы» (Санкт – Петербург, 2004); Пятой Всероссийской научно – практической конференции «Инновационные процессы ввысшей школе» (Краснодар, 1999); Четвертой Всероссийской научно-практическойконференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты» (Липецк, 2004);Всероссийской научной интернет – конференции «Значение прикладной психологии вновейшей истории России» (Ставрополь, 2005); на региональных конференциях «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2004; 2005) и «Личность:культура и образование» (Ставрополь, 2005).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трехглав, заключения и списка литературы. Диссертационное исследование изложено на191 страницах. Список литературы включает 165 источника, в том числе 155 –отечественных авторов, 10- зарубежных.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы изначимость исследуемой проблемы, указаны объект, предмет, гипотеза,формулируются цель и задачи, методы и методологическая база исследования,характеризуются этапы работы, излагаются положения, выносимые на защиту,научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенногоисследования.
В первой главе «Теоретическиеосновы развития умений декодирования невербальной информации как важнойсоставной части педагогической компетентности» рассмотрен понятийный аппаратисследования; выявлены основные направления модернизации общего образования; компетентностный подход рассмотрен как направление модернизации российскогообразования; умения декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ представлены как важная составная часть педагогическойкомпетентности; рассмотрены и теоретически обоснованы дидактические возможностиневербальных средств педагогического общения.
Вопрос профессиональнойкомпетенции был актуален для всех исторических эпох. Профессиональнаякомпетенция является предметом пристального внимания и современныхисследователей (В.А. Адольф, Г.И. Аксенова, Т.Д. Адронова, В.В. Буткевич, Ю.Ц.Варданян, В.Г. Воронцова, Г.Д. Воронцов, В.В. Грачева, Л.С. Подымова, Н.Ф.Радионовой, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, Г.М. Храмова и др)
Исследователи даннойпроблемы подчеркивают определенную целостность этого понятия, отмечают, чтокомпетентность превращается в ключевой ресурс, благодаря которому человек можетразвивать свое конкурентное преимущество, сделать его более устойчивым, чтоособенно важно в современной российской реалии (Н.А. Войнова, А.В. Войнов,В.А.Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.). Именно поэтому в условияхмодернизации образовательного процесса повышение качества образования теснымобразом связано с понятием «компетентности» педагога. Составной частью педагогическойкомпетентности, на наш взгляд, выступает и так называемая «невербальнаякомпетентность» педагога – интегральная характеристика, определяющаяспособность педагога решать профессиональные проблемы и типичныепрофессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональнойпедагогической деятельности, с использованием знаний о психосемантикеневербальных средств общения и способах кодирования невербальной информации(под «невербальной информацией» мы понимаем круг явлений, относящихся, преждевсего, к сфере выразительного поведения человека.); умений и навыков адекватнойинтерпретации (декодирования) невербальных феноменов во всем их многообразии (сточки зрения коммуникации, интеракции, перцепции). Средстваневербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходеучебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог неосознает их значения. По невербальному каналу информация транслируетсяв самых разнообразных формах, которые всегда многозначны. Общепринято классифицировать невербальныесредства коммуникации по сенсорным каналам: оптическому; акустическому; тактильному; ольфакторному.
Невербальный аспект общения занимаетзначительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того чтобыоблегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми, даже неразговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый егожест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать своеневербальное поведение.
Сообразно с этим, повышениекачества образования, являясь приоритетным направлением в условиях модернизацииобразовательного процесса в школе, предполагает приобретение профессиональнойкомпетентности, составляющим компонентом которой является и компетентность вневербальном общении (невербальная компетентность).
Во второй главе«Педагогические условия развития умений декодирования невербальной информациисредствами вариативных форм обучения» дается анализ методов обучения декодированию невербальнойинформации в современной педагогической практике; раскрываются основныепредпосылки развития умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ.
О необходимости специальногообучения декодированию невербальной информации говорил еще А.С. Макаренко,отмечая, что «актуальной является проблема наибольшего развития способностираспознавать психические состояния воспитуемых посредством визуальногонаблюдения», «нужно уметь читать на человеческом лице…, и это чтение может бытьописано в специальном курсе»
Современные исследователи такжеотмечают необходимость специально организованного обучения умениямдекодирования невербальной информации (Н.М. Гаджиева, Ю.Н. Емельянов, Н.В.Кислинская, В.В. Кочетков, В.А. Кузнецова, В.А. Лабунская, Н.Н. Никитина идр.). Так, Ю.Н. Емельянов отмечает, что «обучение кодированию и декодированиюневербальных сообщений составляет одну из основных методических задач»
Однако обучение декодированиюневербальной информации представляет определенную трудность. В этой связивстает проблема отбора и использования таких методов, технологий и форм,которые бы повысили качество процессов обучения, сделали бы их болеепроизводительными, действенными и плодотворными. Для решения этой задачинеобходимо отобрать, объединить и интегрировать в одну взаимосвязанную системусуществующие методы эффективного обучения, разработать модель реализациикомпетентностного подхода.
В своем анализе методов обучениядекодированию невербальной информации мы исходили из общих условий, которыеопределяют выбор метода обучения: закономерности и принципы обучения;содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности;цели и задачи обучения; учебные возможности обучающихся и др.
На наш взгляд, при выборе метода обучениядекодированию невербальной информации необходимо учитывать и то, что в разрезепроводимого нами исследования, мы говорим об организации обучения с взрослымчеловеком. С учетом особенностей развития взрослого (закономерностипротекания когнитивных процессов, динамика эмоционально – потребностной сферы)при выборе наиболее эффективной обучающей технологии мы должны учитывать иандрогогической аспект.
Для исследования по этому направлению обучениядекодированию невербальной информации учителей, мы использовали сравнительнуюхарактеристику двух моделей обучения – педагогической и андрагогической, — которая приведена в работах зарубежных и отечественных специалистов (П.А.Бавиной, Т.Г. Браже, С.Л. Братченко, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, А.П.Панфиловой, М.Ш. Ноулза, Дж. Равенна и др.). На основе андрагогической моделиобучения возможно выделение принципов обучения взрослых ( самостоятельности;кооперативности; рефлексивности; инновационности; элективности; опоры на опыт;индивидуализации обучения; контекстности обучения; актуализации результатовобучения; развития образовательных потребностей).
Данный перечень характеристик мы использовали как«систему координат» при подборе дидактической технологии развития уменийдекодировании невербальной информации.
Исходя из вышеперечисленных позиций (особенностидекодирования невербальной информации, андрогогические составляющие и т.д.),одним из эффективных путей решения задачи обучения декодированию невербальнойинформации является внедрение методов активного обучения. Практикароссийской и зарубежной педагогики располагает широким спектром методовобучения, обеспечивающий интерактивный режим личностного взаимодействияобучающихся. Большую роль в становлении и развитии активных методов обученияпослужили работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович,В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Рабальского, А.М. Смолкина, И.М.Сыроежина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.
При обучении декодированию невербальной информацииисследователями используется широкий спектр методов: неимитационные методы(дискуссии, разбор казусов из практики) и имитационные методы (ролевые игры,танцевальная терапия, видеозапись, драматизация и др.).
С учетом изложенных особенностей и принциповандрагогической модели обучения наиболее адекватными с андрагогической точкизрения также выступают активные и интерактивные методы обучения (игры,дискуссии, анализ конкретных ситуаций, тренинги) и групповые формыработы.
Следовательно, для обучениядекодированию невербальной информации учителей с целью совершенствованияпрофессиональной компетентности, составляющим компонентом которой выступает«невербальная компетентность», одной из наиболее адекватных технологийвыступает интерактивная технология.
В третьей главе «Экспериментальноеисследование умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ» представлена дидактическая технология развития умений декодированияневербальной информации у учителей общеобразовательных школ; уточнены идополнены педагогические условия развития умений декодирования; представленыметодики изучения и развития умений декодирования невербальной информации.
Экспериментальная частьисследования была организована в общеобразовательных школах г. Ставрополя. Настоящее исследование было проведено среди учителей общеобразовательных школ.Общее количество испытуемых составило 650 человек. Возрастной диапазонобследуемых составил 25-45 лет. Гендерный состав: женщины.
Опытно –экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов. Наконстатирующем этапе исследования нами решались задачи, связанные с изучениемсостояния исследуемой нами проблемы в практике организации специальногообучения умениям декодирования невербальной информации учителейобщеобразовательных школ; обоснованием состава умений декодированияневербальной информации; выявлением уровней их сформированности;комплектованием групп; выявлением педагогических условий развития уменийдекодирования невербальной информации; разработкой программы формирующегоэксперимента.
С целью реализации задачисследовательской работы на стадии формирующего эксперимента нами былиапробированы следующие методики на определение уровня развития уменийдекодирования невербальной информации: «Методика диагностики уровня развитияспособностей к адекватному пониманию невербального поведения» (В.А. Лабунская),тест «Лицевые маски» (Л.И. Савва, Е.Ю. Семыкина), «Методика свободнойсемантической оценки невербального поведения» (В.А. Лабунская), опросник«Невербальные характеристики общения» (В.А. Лабунская), методика составленияневербального портрета (Л.Ю. Субботина), методика соотнесения графическогоэталона с изображением эмоционального состояния человека, опросник«Социально-психологические особенности субъекта общения» (В.А. Лабунская),анкета «Самооценка жестикуляции учителя на уроке» (Е.А. Петрова), методикаэкспериментального исследования взаимопонимания в диаде (А.А. Кроник). Данныеметодики позволили исследовать различные аспекты уровня сформированностиумений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательныхшкол. Полученные результаты фиксировались и использовались для оценки измененийи повторного исследования динамики показателей.
Для оценкирезультативности проводимой работы по развитию умений декодированияневербальной информации, мы разработали критерии, позволяющие оценитьсформированность умений декодирования невербальной информации. Критериямиразвития умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ явились: адекватная оценка эмоциональной экспрессиилица; адекватное оценивание невербальных элементов (мимики, жестов, позы);адекватная оценка индивидуального невербального поведения; адекватная оценкаотношений и взаимоотношений людей на основе проксемических параметров;адекватность понимания невербального поведения посредством установления связеймежду вербальным и невербальным поведением человека; адекватность пониманияпосредством «регуляции» отношений в диаде, группе в эмоционально-отрицательную сторону; адекватность понимания посредством «регуляции» отношений в диаде,группе в эмоционально-положительную сторону; адекватность понимания отношений,взаимоотношений людей, включенных в невербальную интеракцию (диада, группа). Сцелью унификации полученных данных первичные оценки корректировались подвадцатибальной шкале. Максимально возможный показатель сформированности того илииного параметра (критерия) развития умений декодирования невербальнойинформации составил двадцать баллов. Следовательно, максимально возможноеколичество баллов, которое может набрать исследуемый – сто шестьдесят баллов.Таким образом, низкий уровень развития умений декодирования невербальнойинформации располагается в диапазоне от 60 до 80; средний уровень составляетколичественную характеристику 79 -119; высокий уровень – 120 -160.
Рассмотрим содержательнуюхарактеристику уровней развития умений декодирования невербальной информации уучителей общеобразовательных школ (табл. 1).
Таблица 1Уровни сформированности умений декодированияневербальной информацииУровни Характеристика уровней (критерии) Высокий Этот уровень характеризуется адекватными представлениями о невербальных составляющих педагогического общения; сформированностью прямых психологических значений невербальных элементов; успешностью установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения человека; адекватностью оценки индивидуального невербального поведения; успешностью оценивания отношений и взаимоотношений людей на основе проксемических и такесических параметров; успешно устанавливают связь между вербальным и невербальным поведением человека; способны регулировать отношения в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону (разрешать конфликт) и эмоционально – отрицательную сторону с использованием невербальных средств общения. Средний
Данный уровень характеризуется относительной фрагментарностью представлений о невербальных составляющих педагогического общения: в большинстве случаев не сформировано прямое психологическое значение невербальных элементов; отмечается снижение успешности установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения человека; адекватность оценки индивидуального невербального поведения снижена; испытывают затруднения при оценке тактильных невербальных средств; анализ типа отношений, социального статуса в диаде, группе через проксемические переменные обнаруживает частичную представленность о социальном статусе и типе отношений. При установлении связи между вербальным и невербальным поведением человека испытывают некоторые затруднения. Урегулирование отношений в диаде, группе с использованием невербальных средств общения осуществляют с некоторым затруднением. Относительно хорошо распознают невербальные признаки, влияющие на обострение конфликтной ситуации.
Исходя из общих показателей уровня развития уменийдекодирования невербальной информации в соответствии с выбранными критериями 77процентов (500 человек) обследованных учителей общеобразовательных школ г.Ставрополя были отнесены к низкому уровню, соответственно 17,8 процентов (116человек) – к среднему. И только у 5,2 процентов (34 человека) уровень развитияумений декодирования невербальной информации был диагностирован как высокий.
Результаты исследованияпоказывают недостаточный уровень сформированности умений декодированияневербальной информации. Реализация целей и задач исследования привела к необходимости созданияпрограммы спецкурса, предназначенной для развития умений декодированияневербальной информации.
Изучение особенностей развития уменийдекодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школпозволил нам уточнить, существенно дополнить, систематизировать педагогическиеусловия, выделенные исследователями и определить совокупность педагогическихусловий развития умений декодирования невербальной информации у учителейобщеобразовательных школ. К таковым мы отнесли:
1. Условия, детерминирующие готовностьвузовского педагога к развитию умений декодирования невербальной информации:учет личностных особенностей самого педагога, развитость его профессиональногопотенциала; осуществление целенаправленной рефлексии педагогическойдеятельности; систематическое самосовершенствование во взаимосвязи еготеоретической и практической составляющих.
2. Условия, обеспечивающиесубъект-субъектные отношения в процессе обучения: поддержание благоприятногоэмоционально-психологического климата в коллективе; реализация сотрудничества вобразовательном процессе.
3. Условия, обеспечивающиетехнологическую сторону процесса развития умений декодирования невербальнойинформации у учителей общеобразовательных школ: целеполагание; отбор ипостроение содержания; выбор средств, методов и форм организации обучения;организация контроля и обратной связи; рефлексия.
Указанные условия реализовывалисьнами при разработке спецкурса и проведении обучающих занятий по развитию уменийдекодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
Дидактическая система включала следующие структурные компоненты:педагогическую цель, содержание курса, систему тренинговых упражнений,субъектов образовательного процесса. Присоздании и осуществлении программы мы учитывали как традиционные дидактическиепринципы (систематичность и последовательность воспитания и обучения;постепенность усложнения материала и др.), современные педагогические принципы(гуманизация обучения и воспитания; широкое использование разнообразных методови приемов; комплексный подход к обучению и др.), так и андрагогические принципы(самостоятельности, кооперативности и др.).В качестве дидактическихзадач технологии развития умений декодирования невербальной информации мывыделили: развитиепрофессионально значимыхнавыков по использованию средств невербальной коммуникации при организацииучебно – воспитательного процесса в школе; развитие педагогической компетентности;развитие культуры педагогического общения.
При обучении учителей общеобразовательных школдекодированию невербальной информации нами была использована в качестведидактической технологии тренинговая технология, включающая совокупность методови приемов: упражнения (разминочные, этюдные), элементы ролевой игры, деловуюигру, анализ педагогической ситуации, моделирование педагогической ситуации,дискуссии, «круглый стол», метод «культурный ассимилятор». В качествевспомогательных приемов мы использовали ведение дневниковых записей, заполнениеанкет «Обратная связь».
На основепроведенного исследования нами были сформированы экспериментальные группы. Вэкспериментальных группах обучение велось по программе нашего спецкурса сиспользованием методов активного обучения.
В ходеопытно-экспериментальной работы с учетом вывяленных противоречий, и на основеконстатирующего и формирующего экспериментов проводился контрольный срезовыйэксперимент. Его цель состояла в получении объективной оценки уровней развитияумений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательныхшкол после завершения формирующего эксперимента. Результатыопытно-экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группезначительно сократилось количество респондентов с низким уровнем развитияумений декодирования и увеличилось количество респондентов с высоким уровнем.Положительные изменения позволяют говорить о повышении уровня развития уменийдекодирования у учителей общеобразовательных школ (см. табл. 2)
Таблица 2
Динамика повышения уровня развития умений декодированияневербальной информацииУровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Высокий
(3) 2 6,6 10 33,3 2 6,6 2 6,6
Средний
(2) 8 26,7 15 50 10 33,3 13 43,3
Низкий
(1) 20 66,7 5 16,7 18 60 15 50
Представим также диаграмму, в которой отражаютсяпроисшедшие изменения.
Диаграмма
1 – констатирующий этап ЭГ; 2 – контрольный этап ЭГ; 3 — констатирующий этап КГ; 4 – контрольный этап КГ
/>
Таким образом, количественные показатели контрольногосреза у респондентов, участвующих в экспериментальной группе, позволилиопределить, что высокий уровень развития умений декодирования составил 33,3%,средний 50%, низкий – 5 %.
Количественные показатели контрольного среза уреспондентов, не участвующих в экспериментальной работе показал, что высокийуровень диагностирован у 6,%, средний – у 43,4%, низкий – у 50% относительнореспондентов, включенных в эксперимент.
Полученные данные свидетельствуют,что влияние спецкурса «Развитие умений декодирования невербальной информации упедагогов» на конец эксперимента проявилось в развитии умений декодированияневербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
В заключении изложенынаучные результаты проведенного исследования и даны практические рекомендации.
ВЫВОДЫ
1. В ходедиссертационного исследования проведен научно – теоретический анализсовременного состояния проблемы использования декодируемой невербальнойинформации учителями общеобразовательных школ в процессе педагогическогообщения. Умения декодирования невербальной информации представлены каксоставляющие компоненты невербальной компетентности педагогов, входящей, в своюочередь, в состав педагогической компетентности.
2. Разработанадидактическая технология развития умений декодирования невербальной информацииу учителей общеобразовательных школ – специальный курс «Развитие умений декодирования невербальной информации у практикующих педагоговобщеобразовательных учреждений».
3. Определенасовокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процессаразвития умений декодирования невербальной информации: условия, детерминирующиеготовность учителя к развитию умений декодирования невербальной информации;обеспечивающие субъект-субъектные отношения в процессе обучения; обеспечивающиетехнологическую сторону процесса развития умений декодирования невербальнойинформации у учителей общеобразовательных школ.
4. Представлен и апробирован комплексдиагностических методик, позволяющих выявить сформированность умений декодированияневербальной информации. Определены критерии и уровни сформированности уменийдекодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Учебные пособия
1. Бакунова, И.В.,Долгошеева, О.И., Кобзарева, И.И., Шальнева, Н.Л., Эм, Е.А. Психологиячеловека: Учебная программа и методические рекомендации/И.В. Бакунова, О.И.Долгошеева, И.И. Кобзарева, Е.А. Эм. – Ставрополь: Изд-во СГУ,1999. – 96 с.
2. Бакунова, И.В.,Кобзарева, И.И., Макадей, Л.И., Шальнева, Н.Л., Эм, Е.А. Возрастнаяпсихология: Практикум/И.В. Бакунова, И.И. Кобзарева, Н.Л. Шальнева, Е.А. Эм. –Ставрополь: Изд-во СГУ,2002. – 56 с.
3. Эм, Е.А. Развитиеумений декодирования невербальной информации у практикующих педагоговобщеобразовательных учреждений: Учебная программа и методические рекомендации кспецкурсу/Е.А. Эм. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 46 с.
Статьи и тезисы
4. Эм, Е.А.,Кобзарева, И.И. Тренинг как одна из инновационных форм обучения студентов/ Е.А.Эм, И.И. Кобзарева//Инновационные процессы в высшей школе: Материалы VВсероссийской научно – практической конференции. - Краснодар,1999. - С.11-12.
5. Эм, Е.А. Квопросу об этнопсихологических исследованиях невербальных средств общения/Е.А.Эм//Университетская наука – региону: Материалы 49 научно-практическойконференции. – Ставрополь, 2004. – С. 105-106.
6. Эм, Е.А. Обучениенавыкам декодирования невербальной информации в системе подготовки специалистапо оздоровительной работе с населением/Е.А. Эм// Здоровье ребенка и пути егоформирования и защиты: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк,2004. – С. 152-153.
7. Эм, Е.А. Проблемыобучения навыкам невербального общения в образовании взрослых/Е.А. Эм//Постдипломное образование: проблемы, поиски, перспективы: Материалы IV Международной конференции кафедрыпедагогики и андрагогики. — Санкт-Петербург,2004. - с.136-137.
8. Эм, Е.А. Тренинговые технологии приобучении педагогов декодированию невербальной информации/Е.А. Эм//Значениеприкладной психологии в новейшей истории России: Материалы Всероссийскойнаучной интернет – конференции. - Ставрополь, 2005. – С.112-113.
9. Эм, Е.А.Повышение качества образования будущих педагогов в вузе как приоритетноенаправление модернизации образовательного процесса в вузе/Е.А. Эм// Личность:культура и образование: Материалы 50 научно-практической конференции. –Ставрополь, 2005. – С. 95-96.
10. Эм, Е.А. Квопросу о профессиональной компетентности/Е.А. Эм// Управление качествомобразования: Материалы 50 научно-практической конференции. – Ставрополь, 2005.– С. 43-44.