Работасоциального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми
1.Проблема беспризорности и безнадзорности в России
Говоритьо проблеме беспризорности, можно начиная с 1989 года. С этого момента началсяабсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должнызаниматься детьми. Если раньше за ними осуществляли хотя бы формальный призор,то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.
Тяжелоесоциально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результатепроводимых в последнее десятилетие «реформ», одним из своих последствий имеетколоссальный рост числа беспризорных детей. По данным Генеральной прокуратурыРФ сейчас в России насчитывается около двух миллионов детей беспризорных ибезнадзорных. В сфере обеспечения прав ребенка в России самыми злободневнымипроблемами остаются беспризорность, сиротство, детская преступность инаркомания. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными. Многиедети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены былиуйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результатобщий – дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имеянормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают вкриминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
Необходимость гарантированного ребенку реального права на решениеего проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента РФ от06.09.93 №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствованиягосударственной системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии поделам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 №1).
Основнымзаконодательным документом, направленным на решение проблем детскойбеспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.,в соответствии с которым основными задачами по системе профилактикибезнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являютсяпредупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений иантиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин иусловий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересовнесовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних,находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаеввовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественныхдействий.
Взаконе впервые разграничиваются такие понятия как безнадзорный и беспризорный.Безнадзорным считает несовершеннолетний, контроль, за поведением которогоотсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностейпо его воспитании и (или) содержанию со стороны родителей или иных законныхпредставителей либо должностных лиц; беспризорным – безнадзорный, не имеющийместа жительства и (или) места пребывания.
Всистему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихсогласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» входят комиссии по делам несовершеннолетнихи защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органыуправления образованием, органы опеки и попечительства, органы по деламмолодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органывнутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихсяв социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учрежденияоткрытого и закрытого типа органов управления образования, центры временногосодержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел,подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждениякультуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции,общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних.
Органыи учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу(индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременномувыявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасномположении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждениюсовершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношенииродителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняютсвоих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательновлияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своейкомпетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересовнесовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации,физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения,сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи,находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительноинформировать об этом соответствующие структуры.
В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих всвязи с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральнымзаконом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. №120-ФЗ, и постановлениемПравительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактикибеспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 №154.
Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множествоорганизаций различной ведомственной подчиненности, данные нормативные документыопределяют основные направления деятельности и устанавливают ответственностьвсех структур за организации профилактической работы.
Профилактикабезнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни,от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества.
В Россиисегодня – около 28 миллионов детей, в том числе более 700 тысяч беспризорных.Около 2 миллионов подростков неграмотны, а более 6 миллионов несовершеннолетнихнаходятся в социально неблагополучных условиях. В сфере обеспечения правребенка в России самыми злободневными проблемами остаются беспризорность,сиротство, детская преступность и наркомания. По данным председателя Следственногокомитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, «динамика числа преступленийв отношении детей и несовершеннолетних остается тревожной. В 2008 году жертвамипреступного насилия в России стали 126 тысяч детей, погибли только отпреступлений 1914 детей, 2330 детей подверглись насилию, им был причинен тяжкийвред здоровью».
По егословам, только за девять месяцев прошлого года было выявлено 784 случаясексуальных действий в отношении несовершеннолетних. «В прошлом году, как иранее, в розыске находилось 12,5 тысячи детей», – добавил он.
Всоответствии с Федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга изанятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений,находящихся в их ведении.
На основаниипостановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. №124 «Обутверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан РоссийскойФедерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении ихнеобходимыми видами довольствия», в целях профилактики безнадзорности ибеспризорности детей и подростков с апреля месяца 2002 г. реализуетсясоциальный проект «Сыны полка». Министерством по делам молодежи и спорту РТначиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечениявоспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летнийпериод времени организован отдых воспитанников.
Опытпрошлых лет борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорит, чтотрадиционные меры профилактики беспризорности (создание специальныхвоспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержаниебеспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях неприносят ожидаемого результата.
Основнымимерами профилактики беспризорности должны быть усыновление, опека ипопечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейноевоспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения,способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей кнормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни идр.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящееребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этикепопечения и благотворительности.
2.Деятельность социального педагога с беспризорными и безнадзорными
Работу социального педагога с безнадзорными ибеспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическоеи коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленностьсоциально-педагогической деятельности с этими детьмивключает в себя:
– работу по организации благоприятной средывоспитания и общения;
– своевременную коррекцию семейныхотношений;
– поиск форм занятости детей в свободноевремя;
– формы опеки детей в период объективнойзанятости родителей и членов семьи;
– постановка детей насоциально-педагогический учет;
– патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направлениепредполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:
– постановку ребенка на учет;
– экспресс-диагностика состояниянесовершеннолетнего;
– диагностика личностных особенностей исоциальной ситуации развития ребенка;
– решение вопроса о месте, куда будетнаправлен несовершеннолетний;
– информирование семьи (или государственногоучреждения) о месте пребывания ребенка;
– состояние несовершеннолетнего и программадальнейшей работы с ним;
– организация необходимых контактов соспециалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
– разработка и реализация программы поадаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсацииутраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании,труде.
Социально-педагогическая помощь беспризорным ибезнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрахи службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационныхцентрах и др.
3. Этапы деятельности социального педагога вспециализированных учреждениях
Целью данных учреждений является – созданиекомфортной социально-психологической атмосферы для ребенка, благодаря чемустановится возможным частичное восстановление его контакта с социумом.
Деятельность социального педагога в данныхучреждениях можно разделить на четыре этапа. Основной целью взаимодействия социальногопедагога и ребенка является – возвращение ребенка в социально организованнуюсреду.
1. Вводный этап. Он может длиться от трехдней до трех месяцев.
Цель этапа – частичное включение ребенка всоциально организованную среду.
На этом этапе, эффективное взаимодействиеосложняется следующими особенностям безнадзорных и беспризорных детей:
– трудности установления контактов совзрослыми и сверстниками;
– отчуждённость и агрессивность по отношениюк взрослым;
– негативное отношение к педагогу и полноенедоверие к нему.
На вводном этапе ребенок является основным субъектомдеятельности, поэтому взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе иналичию желания общаться. Предъявление к ребенку жестких требований в данном случаенедопустимо. Данное положение соответствует либеральному стилю педагогическогоруководства, который характеризуется тем, что ребенку предоставляется большаясвобода, чем педагогу.
В этот период педагогу необходимопродемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание егопроблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования,поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемойдеятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа (важно объяснитьребенку, что для посещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни),из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке (педагогомзаполняются карты наблюдения).
На успешное завершение данного этапа указываюттакие показатели, как добровольное согласие ребенка посещать учреждение,заинтересованность его предлагаемыми видами деятельности и установлениепервичного контакта с педагогами.
2. Начальный этап. Длительность этапа отмесяца до года.
Цель этапа – адаптация ребенка к условиямсоциально организованной среды, освоение социально одобряемых форм поведения идеятельности.
К особенностям детей, влияющим на эффективностьпроцесса взаимодействия на этом этапе, относятся:
– настороженность к педагогу со стороныдетей,
– отсутствие опыта полноценного, положительногообщения со взрослыми,
– низкий уровень социального интеллекта,затрудняющий понимание общественных норм, правил, необходимость соответствоватьим.
На этом этапе взаимодействие социального педагогаи ребенка должно носить поддерживающий характер. Потому что возможно, за многолет, ребенок вновь оказался включенным в организованную социальную среду, чтотребует от него самоорганизации и самодисциплины
На начальном, этапе, субъектом деятельности, вбольшинстве ситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагаетновые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это ещене на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данныйстиль педагогического руководства является либерально-демократическим: упедагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребностии желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл социально-педагогическоговзаимодействия на данном этапе – в переориентировании внимания ребенка напозитивное отношение к себе и окружающему миру.
В работе социального педагога на втором этапе изчисла словесных методов наиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком(цель беседы – предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширитьего представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальноеконсультирование, направленное на осознание ребенком своих положительныхсторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга,направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональномусамоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия,направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры,направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействииактивным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразноиспользование информационных буклетов («Права и обязанности подростка»,«Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере» и т.д.), позволяющихпедагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызватьинтерес и вопросы ребенка.
На эффективность и успешное завершение начальногоэтапа указывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдениеправил нахождения в нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастаниепотребности в достижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требованияпедагога.
3. Основной этап. Длительность этапа отнедели до полугода.
Цель этапа – развитие социальной активностиребенка, формирование мотивации изменить своей образ жизни.
Основная проблема ребенка, которую необходиморешить на этом этапе, – страх перед дальнейшим развитием отношений ипоследующими изменениями в его жизни. Ребенок боится вновь оказаться втравмирующей его ситуации без поддержки взрослых. Данная ситуация осложняется:
– неуверенностью ребенка в себе,
– отсутствием постоянных друзей и поддержкис их стороны,
– несформированностью волевой сферы,
– отсутствием целеустремлённости,направленной на будущую жизнь,
– несформированностью жизненных планов.
На основном этапе взаимодействие социальногопедагога и ребенка должно носить открытый характер. И уже здесь субъектамивзаимодействия социально-педагогического процесса являются как социальныйпедагог, так и ребенок.
Социальный педагог организует деятельность детей,проводит коррекционную работу, стимулирует и поддерживает положительныеизменения, происходящие в ребенке, но осуществление данного процесса, характеризменений и их динамику устанавливаетсам ребенок. Такой стиль педагогическогоруководства можно назвать демократическим, т.е. признается право за каждойстороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия,возникающие на данном этапе (отказ от деятельности, несогласие с педагогом ит.д.), необходимо разрешать с помощью анализа ситуации и совместного договора.В работе на основном этапе необходимо учитывать, что одна из причин дезадаптациинесовершеннолетних – непопулярность и социальная отверженность ребенка в средесверстников. Важно попытаться включить ребенка в группу просоциальнойнаправленности, где у него появятся новые друзья, увлечения, ценности.
Содержание деятельности на данном этапе будетвключать в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга (обучениеспособности планировать и прогнозировать свою жизненную деятельность, развитиерефлексивных способностей), создание воспитывающих ситуаций, индивидуальноеконсультирование (развитие ответственности), ролевые игры, диспуты(формирование просоциальных поведенческих умений и навыков) и т.д.
О переходе ребенка на следующий этап указываюттакие показатели, как устойчивый интерес к социально одобряемой деятельности,эффективное и активное взаимодействие с педагогами по решению и восстановлениюутраченных социальных контактов, утрата зависимости от «уличной» группы иустановление новых (просоциальных) контактов.
4. Заключительный этап. Длительность этапаот двух недель до месяца.
Цель этапа – восстановление социальных контактовребенка.
Согласие ребенка изменить свой образ жизнизнаменует начало четвертого этапа работы. Главное препятствие в осуществлениидеятельности социального педагога по ресоциализации дезадаптированного ребенка– его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок, имеющий опыт проживанияна улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Не стоит забывать, чтоименно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку и по возвращению вобщество при любой травмирующей его ситуации у него будет возникать желание всебросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случае ребенку необходима поддержкасо стороны социального педагога. Ребенок должен осознавать, что только жизнь вобществе и по его законам вызывает уважение и одобрение, возврат к старомуобразу жизни возможен лишь при разрыве отношений с учреждением и педагогами.Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидива активным субъектомвзаимодействия выступает социальный педагог. Он направляет ребенка, открытовысказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данное положениесвидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуациях отсутствия рецидивау детей взаимодействие носит демократический характер. Для осуществления профилактикирецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы с ребенком, целью которыхявляется планирование дальнейшей жизненной перспективы. Важно отметить, чтозавершением четвертого этапа считается момент включения ребенка ворганизованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода.
Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел,
Вывод
Таким образом, вся деятельность социальногопедагога нацелена на коррекцию и реабилитацию беспризорных и безнадзорныхподростков. Все взаимодействие между социальным педагогом и безнадзорными ибеспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающейпризнание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, сего проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любымповедением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивномуразвитию.
Процесс взаимодействия должен проходить поэтапнос учетом основных проблем, потребностей и возможностей дезадаптированного ребенка.
Важнейшей задачей социально-педагогической деятельностидолжна быть помощь ребенку в изменении отношения к себе и окружающему миру, в восстановленииутраченных социальных контактов, в обретении опыта семейной жизни. Акоррекционная и реабилитационная работа должна быть направляется не только наребенка, но и на его семью.
Список литературы
1. В.А. Озеров. Детскаябезнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальнойбезопасности России // Аналитический вестник Государственной ДумыРоссийской Федерации. 2002 №20. С. 6–17.
2. Федеральный закон от 24июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушении несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗРФ, 28.06.1999, №26, ст. 3177.
3. В.В. Фалько.Низкопороговый клуб, как форма работы с беспризорными детьми в учреждениидополнительного образования. Всероссийская научно-практическая конференция педагогическихработников образовательных учреждений. Воспитательные приоритеты образования насовременном этапе его реформирования. // Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 24–26.
4. В.В. Фалько.Социально-психологические особенности современного ребенка–беспризорника.Межрегиональная научно-практическая конференция «Уличная социальная работа:теория и практика». // Тюмень: Вектор Бук, 2004. С. 276–279.
5. Кодексэтики социального работника и социального педагога – членов общероссийскойобщественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников».Москва. 2003. 20 с.
6. 6. Электронная версиябюллетеня // «Население и общество» Институт демографии Государственного университета– Высшей школы экономики №369 – 370. 16 – 29 марта 2009. demoscope.ru