Реферат по предмету "Педагогика"


Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей

План
Введение...................................................................................................................2
Глава1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни наздоровье детей.........................................................................................5
1.1Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление..................5
1.2Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей..........................................................................................................................8
1.3Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни средидетей.................................................................................................11
Глава2. Направления деятельности социального педагога по формированию навыковздорового образа жизни у школьников................................................16
2.1Основные направления в деятельности социального педагога при работе сучащимися, склонными к употреблению спиртных напитков.........................16
2.2Работа социального педагога, направленная на профилактику табакокурения инаркомании...............................................................................20
Заключение.............................................................................................................23
Списоклитературы................................................................................................25

Введение
Поскольку здоровье населения республики – высшаянациональная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно создоровья, в первую очередь детей.
Человек приходит в этот мир не только для своегокомфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся егожизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.
Достойным существование человека на земле помогаетсделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достояниемчеловека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматриватьздоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. УставВсемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как«состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармониисвои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью,уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так исвоего внутреннего мира.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогомздоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная ивоспитательная деятельность школы в целом и социального педагога в частности повопросам сохранения и укрепления здоровья. Именно в связи с вышеизложеннымифактами, тема, выбранная нами для рассмотрения в рамках данной курсовой работыпредставляется актуальной на сегодняшний день.
Социальный педагог имеет право в пределах своейкомпетенции контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программсоциальной адаптации учащихся, нарушением техники безопасности, непредусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативныхреакций и последствий.
В учреждении образования педагог социальный входит всостав специалистов СППС, выполняя, таким образом, в пределах своей компетенциифункцию профилактики и пропаганды здорового образа жизни. А именно: осуществлениепрофилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейногонеблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних,вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений исуицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здоровогообраза жизни.
Целью исследования является — выявить условия работысоциального педагога по формированию здорового образа жизни среди учащихся.
Объект исследования — процесс работы социального педагогас учащимися.
Предмет исследования – работа социального педагога поформированию здорового образа жизни среди детей.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую,психологическую литературу.
2. Рассмотреть основные методы и формы работы социальногопедагога по формированию основ здорового образа жизни школьников.
3. Выявить основные направления профилактической имедико-социальной помощи, осуществляемой социальным педагогом.
Таким образом, социальный педагог в учрежденииобразования может оказывать наряду с другими такой вид помощи какмедико-социальную, направленную на уход за больными детьми и профилактику ихздоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних,медико-социальный патронаж детей из семей группы риска. Данная помощь можетреализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. Приэтом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно,непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно [5; 31].

Глава 1. Анализ научно – педагогической литературы о роливлияния образа жизни на здоровье детей
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровеньздоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельностисистемы здравоохранения, на 20 % — от наследственных факторов, на 20 % — отсостояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, оттого образа жизни, который он ведет.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленныйособенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образажизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт,общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различныеповеденческие привычки и проявления. Если их организация и содержаниеспособствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализацииздорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видовдеятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающейсредой.
Поведение человека направлено на удовлетворениепотребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерномдля данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальнымспособом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первуюочередь от воспитания.
Понятие здоровья отражает качество приспособленияорганизма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействиячеловека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результатевзаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность,пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов(видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов исистем организма человека, — основу которого составляет биологическая программаиндивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующимина различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых,являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечиваютиндивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органови систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические ифункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающееадекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено какбиологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями ихудовлетворения.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристикмотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основукоторого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида вобществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оносвязано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивостьк действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможностиорганизма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефектаразвития;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационныхустановок.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни издоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено воснову валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствуетвыполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций воптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельностиличности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального,так и общественного здоровья.
Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как«активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение иулучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека исемьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируетсяв течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образажизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровьянаселения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление сиспользованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками,преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями»[15;135].
Таким образом, под здоровым образом жизни следуетпонимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека,которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечиваятем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функцийнезависимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования,сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннеговозраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью,понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человекуприродой.

1.2 Условия, необходимые для формирования здоровогообраза жизни у детей
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами ипроявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидомсвоих социальных, психологических и физиологических возможностей испособностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить всознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит впоследующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образажизни входят следующие составляющие:
— отказ от вредных пристрастий (курение, употреблениеалкогольных напитков и наркотических веществ);
— оптимальный двигательный режим;
— рациональное питание;
— закаливание;
— личная гигиена;
— положительные эмоции.
Сложившаяся на сегодняшний день система школьногообразования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни.Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблятьнаркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто неспорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людейведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводитк увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительныхэмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания”взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивациик заботе о собственном здоровье
Одной из составляющих здорового образа жизни являетсяотказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков инаркотических веществ.О последствиях для здоровья, которые возникают врезультате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить ошколе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьникбросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то,чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.
Семья в наше время не является в наше время местомформирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает дляэтого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения стольважной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду сисследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведениемлечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательнойработой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательнаяработа с их родителями.
Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающегопоколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородствопоступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный примервзрослых, создание условий для разумного досуга.
Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знаниеправовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям,формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, созданиеусловий для социального и профессионального самоопределения, профилактическиемеры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.
Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как статьздоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и педагогов.Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущностиздоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранитьего самим человеком.
Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества,подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно онответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшуюценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле,это жизненный успех и личное счастье.
Информационно-просветительские и воспитательные мерыдолжны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводес греческого – предохранительный, предупредительный) – это целый комплексмероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровеньздоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний(например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условийдля труда, быта, отдыха [10; 3].
Индивидуальной профилактикой занимается сам человек,когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика – это целостнаясистема мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных,санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мерзависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране иукреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
В результате проведенных научных исследований доказановлияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновениеразличных форм патологии организма. Например, курение ведет к возникновениюишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлениюзлокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действоватьуже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять,начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей иподростков. Ни и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактикидействуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы,привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизнибудущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитыватьволевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувствособственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости,самоуважения. Профилактические меры в этот период носят прежде всегоинформационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер [10; 4].
Осуществление профилактических и воспитательных мер –задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств иведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций итрудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует входе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – этодальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.
1.3 Деятельность социального педагога по формированиюздорового образа жизни среди детей
В настоящее время в стране происходят резкие изменения вэкономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели кпоявлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались навоспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. Всвязи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогическойслужбы по оказанию помощи детям и подросткам.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидностьпрофессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку впроцессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на созданиеусловий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образажизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальныхморфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этомособое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный,подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост иперестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельностиразвивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованныепредставления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенноезначение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, группедетского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.
Забота о здоровье подопечных – составляющаяохранно-защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровьяможет стать самостоятельным объектом специализации педагога-валеолога. Кзадачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можноотнести:
— социо-психологопедагогическую профилактику укрепления иохраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенциио правах ребенка;
— щадящую корректировку индивидуальных качеств иконтактов личности.
Основными требованиями к социально-педагогическойдеятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрануздоровья являются следующие:
Профессионально-этическая ответственность специалистов запрофилактику и охрану физического, психологического, социального здоровьяличности;
Гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия ибережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности ииндивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни,учебе и здоровью;
Способность педагога сохранять собственное здоровье иобучать этому детей;
Умение предупреждать собственные неврозы и устранятьсоцио-психологопедагогическими средствами причины, их вызывающие;
Позитивное отношение к личностному росту ребенка,поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности иотношениях с людьми;
Учет возможностей природной и социокультурной среды,конкретного пространства жизнедеятельности;
Сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача исемьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического,социального здоровья.
Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждыйгражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планированиясемьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний,представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим проблемамсемейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультациии обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний употомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Определенные права в отношении защиты прав ребенка наохрану здоровья имеют несовершеннолетние, например:
— право на диспансерное наблюдение и лечение в детской иподростковой службе в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения;
— право на медико-социальную помощь и питание на льготныхусловиях;
— право на санитарно-гигиеническое образование, наобучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностямнесовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих воздействие на нихнеблагоприятных факторов;
— право на бесплатную медицинскую консультацию за счетсредств бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;
— право на получение необходимой информации о состоянииздоровья в доступной для них форме;
— несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют правона добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказот него.
Отдельно также рассматриваются права инвалидов. Вчастности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право намедико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами,протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготныхусловиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку [19; 72].
Выделяют виды профилактической работы социальногопедагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
Вовлечение детей в деятельность по охране своегофизического, эмоционального и социального здоровья;
Обучение культуре использования свободного времени сучетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на теили иные занятия, общего режима в школе и семье;
Целенаправленное обучение способам наблюдения за своимсостоянием и его саморегуляция в деятельности и общении;
Формирование этнокультуры детей;
Пропаганда, в том числе и на личном примере, здоровогообраза жизни;
Информирование о возможных негативных последствияхвредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью.
Контроль и регулирование формирования и реализациивалеологической культуры во внутришкольной жизни.

Глава 2. Направления деятельности социального педагога поформированию навыков здорового образа жизни у школьников
2.1 Основные направления в деятельности социальногопедагога при работе с учащимися, склонными к употреблению спиртных напитков
Если рассматривать содержание социально-педагогическойдеятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, то можно выделитьосновные направления в деятельности социального педагога при работе, сучащимися, склонными к употреблению спиртных напитков:
1) деятельность по повышению уровня социальной адаптацииребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством еголичностного развития;
2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающуюпротивоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у нихотрицательного отношения к употреблению алкоголя;
3) деятельность по просвещению родителей с цельюоздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
4) деятельность по социальной реабилитации ребенка,имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;
5) посредническую деятельность между ребенком иокружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.
Социально-педагогическая деятельность предусматриваетвыполнение социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога –диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей кспиртному, — реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблениюспиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности;выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влиянияна ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольныхлидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка;изучение влияния на ребенка микросреды.
Сбор информации происходит посредством опроса (устногоили письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, принеобходимости других значимых для ребенка людей. Также применяетсястандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации насемью и ребенка.
Результатом реализации этой функции является постановкасоциального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации,определение конкретных задач, определение конкретных задачсоциально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция,реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.
Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключаетсяв том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретнаясоциально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным калкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результатсоциальной адаптации, коррекции и реабилитации.
Третья функция – образовательно-воспитательная,предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, атакже методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств,которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации;обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение идеятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образованияребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков,необходимых для преодоления проблемы.
Четвертая функция деятельности социального педагога –правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельностьстроится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту правребенка.
Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, чтосоциально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму,требует участия и скоординированности действий разных специалистов взависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободноговремени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых,общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки,воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.
Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключаетсяв том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникаетнеобходимость установления множественных контактов между ее участниками с цельюобмена информацией.
Седьмая функция – предупредительно-профилактическая,которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов ипредотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, чтодостигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием вэкстремальной ситуации.
В своей деятельности социальный педагог выступает в трехосновных ролях:
— советника, информирующего семью о важности ивозможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье,рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;
— консультанта, разъясняющего вопросы семейного,трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы,касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультируетпо вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детейв семье;
— защитника, действующего в случаях нарушения правребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.
Центральное место в деятельности социального педагога сдетьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольномувоспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания инацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношенияк алкоголю.
Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежис отклоняющимся поведением является возврат их к норме, Для социальной нормыхарактерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность,гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также идействия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти чертынарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно этинарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности,нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у нихпрактически не было ничем не занятого времени.
В процессе социального воспитания необходимо раскрытьбезнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах.Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствийалкоголизма, сколько на безнравственности самого факто употребления алкоголя.Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницыокружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, чтоупотребление алкоголя – это признак взрослости и возмужания.
Деятельность социального педагога должна быть нацелена наформирование здоровых социально-психологических установок путем просвещенияродителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случайупотребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должнастроиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этойдеятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному воспитаниюдетей.
В обязанности социального педагога может входить такжесовместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейныхпраздников и торжеств без употребления алкоголя.
Основным методом работы социального педагога поформированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимаяв форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.
Организация свободного времени подростков, посколькубессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитиизлоупотребления подростков алкоголем. Необходима своеобразная яркая рекламадеятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобыдети могли выбрать занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы,склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.
2.2 Работа социального педагога, направленная напрофилактику табакокурения и наркомании
Одной из составляющих здорового образа жизни являетсяотказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков инаркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают врезультате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить ошколе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьникбросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то,чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлениемвозможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касаетсятабакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся ссигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись втом, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильноеслюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше нетянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшемвозрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные,нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего этоподражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить(в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание“быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаевявляется и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда самиродители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вноситреклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важноисключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов итеатральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силамисамих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен бытькурящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим).
Что касается употребления наркотических веществ, то впоследние годы их количество растет и это имеет место практически во всехрегионах мира. Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании,педагог должен вести их сведения следующее. Как известно, человек становитсязаядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройтиопределенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возниклафизическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза егопопробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так какподростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже нев силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцынаркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что вдальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.
В заключении следует подчеркнуть, что практически всенаркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются дляснятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимаетсяпри помощи оптимальной физической активности и она может служить здоровойальтернативной курению, алкоголю и наркотикам.

Заключение
Здоровье подрастающего человека – это проблема не толькосоциальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не толькоздоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своегоздоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознаниевысокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всюжизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развитиясвоего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеномсоциализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и наданном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, таки здоровье всего общества.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеномсоциализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и наданном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, таки здоровье всего общества.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов,специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детейпонятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки,что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Деятельность социального педагога должна быть направленапрежде всего на профилактику появления вредных привычек у школьников –наркомании, табакокурения. Большое внимание, также следует уделить организации свободноговремени учащихся – занятия в кружках и спортивных секциях. В данном случаеважно, чтобы в процессе воспитания развить разумные потребности, нагружатьдетей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практическине было ничем не занятого времени.
Таким образом, роль социального педагога в воспитаниикультуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этойважнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровнеподготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

Список литературы
1.        Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании средимолодежи. — М., 1988, — 176 с.
2.        Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии /Сост. М. В. Фирсов. — М., 1995, — 342 с.
3.        Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.– 215 с.
4.        Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред.Н.Е. Щурковой. – М., — 1998, — 243 с.
5.        Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональнойдеятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М.А. Галагузовой,М.Н. Костиковой. – Екатеринбург, 1996, — 322 с.
6.        Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991, — 214.
7.        Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологическогоконсультирования: учебн. пособие/ А.Н. Елизаров. – М, — «Ось-89», — 2003, — 336с.
8.        Козлов А.А. Практикум социального работника: учеб. пособие/ А.А.Козлов,Т.Б. Иванова. Ростов-на-Дону: «Феникс», — 2001, — 320 с.
9.        Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости исозависимости. – СПб.: Речь, 2002. – С. 6-16.
10.     Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5 – 7 классы. –М.: ВАКО, 2008. – 208 с.
11.     Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. – Ч.1.– Орел, — 1994, — 236 с.
12.     Матвеев В. Ф., ГройсманА.Л. Профилактика вредных привычек школьников:Кн. для учителя. — М., 1987, — 327 с.
13.     Мудрик А.В. Социальная педагогика/ учебн. пособие, — М, — «Академия», — 2000, — 200 с.
14.     Основы социальной работы: учебник/ Отв. П.Д.Павленок, — М.: ИНФРА, — М.– 2001, — 395 с.
15.     Право социального обеспечения: учебник/И.В.Гущин, — Мн., — Амалфея. –2002, — 512 с.
16.     Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов / Под ред.И.В. Дубровиной. — М., 1995, — 231 с.
17.     Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
18.     Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и перваямедицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. —М., 1997, — 433 с.
19.     Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Авт.-составительТ.А.Шишковец. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.