Реферат по предмету "Педагогика"


История женского образования в России

«История женского образования в России»

Содержание
1. Возникновение женскогообразования в России
2. История женскогообразования в России
3. Характеристикаосновных женских учебных заведений
3.1 Смольный институт
3.2 Мариинский институт
3.3 Женские гимназии
3.4 Бестужевские курсы
4. Проблемы женскогопрофессионального образования в России XIX в.
Заключение
Список использованнойлитературы

1. Возникновениеженского образования в России
Первоеизвестие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году дочькиевского князя Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) открыладевичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению,письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея приИоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырьженский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младыхдевиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезнымим знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастиев юности воздержанием умертвлят».[1] В Суздале вXII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния воснованных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.
В результате,с XI-XIII веках при церквах и монастырях начали учреждаться училища дляподготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.
В первойполовине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимоне только монахам, но и мирянам «отрокам и девицам». Однако в целом,в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования.Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века.Однако известен интересный случай:
В Тобольске,первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом II(Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы. Поводом коткрытию женского духовного училища послужило прошение студента Тобольскойсеминарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой, дозволить ему, вступить вбрачный союз «с девицею светского звания». На прошение преосвященный наложилрезолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учениковсеминарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, внепродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища длядевиц духовного звания…».[2] Кроме того,тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилосьвыслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более ихдети, особенно дочери — жалкие будущие супруги и матери служителей алтаряГосподня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всехнеобходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, такнеобходимых для всякого человека, молитвословий христианских».[3]
Следуетотметить, что в результате развития образования, в 1574 году появляется впервыенапечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатникаИвана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную системуобучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическимиидеями.
Так же к XVIвеку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования ивоспитания детей в семье — «Домострой», который учил, как «в правде жить и вкривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав«Домостроя» был целиком посвящены вопросам воспитания детей.
А уже в 1754году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем вдругих городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которыхпреподавали «мастерицы».

2. История женскогообразования в России
Екатерина IIв 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные законыи положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этойцели был привлечен И.И. Бецкой (1704 — 1795 гг.), который много лет провел воФранции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениямипросветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общейреорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России«новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытыхвоспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы отокружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.«Посему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнегос успехом и с твердым исполнением не инако можно как избрать средства к томупрямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмосредство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать,новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те жепрямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили онисами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следуя из родов в родыв будущие веки».[4]
Такимобразом, начало женского образования в России принято считать 1764 год, когда вПетербурге по проекту И.И.Бецкого был основан Смольный институт при ВоскресномНоводевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательнымобществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесьже училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанскимучилищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центромженского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек.
Изданный устав«Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыревозраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в«Общество» в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородногодворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второйпо значимости после нее была правительница — помощница по воспитательной части.По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.
Так же былопредписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства вовсех губернских городах.
В созданныхпо уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек,однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из нихприходилось на столичное народное училище).
С 1796 годапосле смерти Екатерины по указу Павла I дела «Воспитательногообщества» были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положеноначало Ведомству учреждений Императрицы Марии — управлению, ведавшему в Россиидо 1918 года
22 декабря 1797года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище.Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия,названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыреаналогичных женских училища в Москве и Петербурге.
С 1843 года начинаютсоздаваться епархиальные училища — средние учебные заведения для дочерейдуховенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женскиешколы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующеговозраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечьзначительного числа учащихся. Для развития женского образования в России,особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословнуюорганизацию женских школ.
19 апреля1858 года в Санкт-Петербурге открыто первое в России женское среднее учебноезаведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны(то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии) и в ее честь получилоназвание Мариинское женское училище. В 1862 году Мариинское училище переименовали в женскуюгимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах(только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним срокомобучения). Таким образом, основание Мариинской гимназии в Петербурге положилоначало существованию всей системы женского среднего образования в России. Стоитотметить, что женские гимназии «Ведомства учреждений императрицы Марии» былиплатными, причем плата за обучение превышала таковую в мужских гимназиях. К1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16тысяч воспитанниц.
В первойполовине 60‑х годов XIX века начинает развиваться сеть учебных заведений.Первоначальное их название — женские училища первого разряда. Параллельновозникают и неполные средние учебные заведения — училища второго разряда(будущие женские прогимназии).
В 1864организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях.
С 1872 года вРоссии стали открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой заобучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.
По инициативеи на средства общественности, стали создаваться высшие учебные заведенияуниверситетского типа для женщин. Первым женским университетом считаютсяБестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. Кпоступающим на курсы предъявлялись высокие требования: принимали лишь тех, ктоимел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, онидолжны были сдать экзамен на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскомуязыку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.
В 1896 годуженщинам представилось право поступать в институты и университеты.
В 1897 году вПетербурге был открыт женский мединститут.
Важнымсобытием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд повопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергаласьрасширенной критике существующая система образования женщин, строго всталвопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.
Таким образом,видно, что число учащихся девушек росло. Главное, что росло не только числоучащихся, но и их соотношение: 1856г. — 36.9тыс. (8,2%), 1896г. — 810.3тыс. (21.3%), 1911г.- 2130.1тыс. (32.1%).
Следуетотметить, что достаточно длительное время, воспитание и формирование личностидевушки шло в одном направлении — раскрытие в девушке тех качеств, которые былинеобходимы ей в семейной жизни. Акцент делался на формирование в ней ролиматери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей былинужны в будущей семейной жизни.

3.Характеристика основных женских учебных заведений
3.1 Смольныйинститут
Смольныйинститут благородных девиц — первое в России женское учебное заведение,положившее начало женскому образованию. Смольный институт был учрежден какзакрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебногозаведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь овоспитании «новой породы» людей.
В институтпринимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. Впрограмму входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам,рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему,что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке,светскому обхождению.
Обучениепродолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже,когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.
В младшемвозрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам,арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.
Во 2-мвозрасте прибавлялись история и география, в 3-м – словесные науки, скульптура,архитектура, геральдика, физика, токарное дело.
Воспитанницыпоследнего возраста по очереди назначались в младший класс для практическогоознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками,играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год,каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день доэкзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.
Обычнойплатой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельныхвоспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитаниебедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионеркиимператрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц — ленточку на шее,цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительскиетеатральные представления приглашали представителей Императорского Двора,дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногдадоходило до тысячи.
Преподаваниебыло поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественнофранцуженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ.Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божийпреподавал священник, а русской грамоте учили монахини.
Наказания недопускались, и единственным средством исправления провинившихся служило«пристыжение» перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда квоздержанию других от подобных поступков»
Ученицы былиобязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — коричневого или вишневогоцвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за чтодевочек стали называть «кофейницами». Во втором — темно-синего, втретьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизируетблизость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей.Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.
Целиобразования в Смольном институте были изменены после обследования его«Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившаяплохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часовна его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то жевремя, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чистоженскими
В 1848 году«мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище,и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.
Следуетотметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, чтокасалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, припосещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса,рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях,приезжала на богослужения в институтскую церковь.
По окончанию,12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями,получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы,который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и былиопределены ко двору став фрейленами.
3.2 Мариинскийинститут
Учебноезаведение было открыто 22 декабря 1797 года как училище для беднейших сиротмещанского сословия. 17 ноября 1800 года по Высочайшему повелению учебноезаведение Императрицы Марии Федоровны получило официальное наименование:«Мариинский институт».
Первый выпусксостоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшейжизни каждой институтки.
В 1828г.скончалась Мария Фёдоровна и закончился первый период в становлении Мариинскогоинститута. После её смерти покровителем института был Николай I, такой чести неудостаивалось ни одно учебное заведение России. Затем покровительство перешлоВеликой княжне Елене Павловне (супруге Михаила Павловича).
В институтпринимались девочки от 10 до 12 лет — исключительно дочери священников, купцов,ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднегосословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.
Учебноезаведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин,хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, ав случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всякихрукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц,которых в то время крайне не хватало. Ряд учебных предметов преподавались на иностранныхязыках.
Императрицалично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своимипансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большоевнимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину илиПавловск на отдых.
В институтебыл свой Устав, разработанный Г.И. Вилламовым. Как и в других закрытыхучреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра,после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков ирукоделие, а в 12 часов — обед, после которого до 2-х часов длился отдых. Затемвозобновлялись занятия и продолжались до 5 часов. В 8 вечера — ужин, в 10 часовинститутки отправлялись спать.
Платья«мариинок» были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Телесныенаказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамыстарались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением.
3.3 Женскиегимназии
В 1857 году уН.А. Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куданебогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, за незначительнуюплату. В конце того же года он представил в совет Павловского института своисоображения о возможности открыть при том же институте особые классы дляприходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки поинститутской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одномиз частных домов, ближайших к институту.
По егозамыслам женское училище должно было состоять под покровительством императрицыМарии Александровны и называться её именем — Мариинское женское училище,подчиняясь главному совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, поназначению государеву, особому попечителю, а для непосредственного наблюденияза обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница сутверждения государыни, назначение же прочего педагогического персоналаутверждалось попечителем.
К обучениюдопускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц,но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельныхклассов.
Учебный курсвключал в себя: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию,естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, началапедагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, танцыи рукоделие.
Иностранныеязыки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносиласьдополнительная плата.
Вышнеградскийи другие педагоги — Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.П. Петров, позже — И. Рашевкий,А.Н. Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развитьих умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.
Окончившимпедагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней учительницы».
В 1879 годубыло утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения.Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институтеблагородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и«назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательноуровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.
Следуетотметить, что в Мариинских гимназиях складывались своеобразные виды и формывнеклассной работы: общеобразовательные чтения для учениц, литературные беседы,встречи с писателями и литературными деятелями, лекции о текущих событиях,дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов.
Женскиегимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными заведениями, причемплата за обучение превышала плату в мужских гимназиях. Сеть женских гимназий ипрогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году — 106гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназийсоставило 958.
30 сентября1918 года было принято «Положение о единой трудовой школе РСФСР», а с 1 октябрятого же года учебные заведения всех ведомств перешли в ведение Народногокомиссариата по просвещению. Так закончилась деятельность Ведомства учрежденийИмператрицы Марии, а также деятельность подведомственных ему учреждений, абогатейший опыт, накопленный ими в обучении и воспитании, был, на долгие годапредан забвению
3.4 Бестужевскиекурсы
Бестужевскиекурсы — система высшегообразования для женщин. Были основаны на систематическом, университетскомхарактере преподавания. Первые курсы открылись в 1878 году в составесловесно-исторического и физико-математического факультетовСанкт-Петербургского университета кружком прогрессивной интеллигенции во главес ректором университета, ученым-ботаником, профессором А.Н. Бекетовым.Министерство просвещения поставило во главе курсов профессора русской историиК.Н. Бестужева-Рюмина, по фамилии которого они и получили свое наименование. Средиорганизаторов курсов были Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А. П. Философова. Кпреподаванию в новом учебном заведении были привлечены крупнейшие ученые, в ихчисле Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, С.Ф. Платонов.
Изначальносрок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. Накурсы принимались женщины не моложе 21 года, получившие среднее образование.Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно.
Курсы имелитри отделения: словесно-историческое, физико-математическое испециально-математическое. По всем почти предметам и на всех отделенияхпроисходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чегокурсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, авпоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтениюэкспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучшихпрофессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсыстали подготавливать самостоятельный преподавательский персонал из числа бывшихслушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистентокили руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили ссамостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездахестествоиспытателей.
В 1886 годуБестужевские курсы, как и другие высшие женские учебные заведения, были закрытыправительством и лишь в 1890 году, после настойчивых ходатайств представителейпрогрессивной интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсылишились автономии, повысилась плата за обучение, был введен ряд ограничений.
В 1906 годуправа Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получалиправо преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырехмладших классах мужской средней школы. В 1914 году на Бестужевских курсахнасчитывалось 6996 слушательниц; выпускницы получали право преподавать вженских средних учебных заведениях.

4. Проблемыженского профессионального образования в России XIXв.
Вопрос оженском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века,когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовалонекоторой их предварительной профессиональной подготовки.
Еще в 1888году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросамженского профессионального образования. Комиссия разработала «Положения о двухтипах женских профессиональных школ». Предполагалось, что в школах первого типабудет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны былиизучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних — специальноремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами,причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов проводилось навсех курсах.
Организацияэтих школ не была осуществлена. Лишь в 1900г. при отделении «Ученого комитетапо техническому и профессиональному образованию Министерства народногопросвещения» был создан специальный отдел для руководства уже существующимитогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями.
К началу ХХвека (1901г.) во всей России насчитывается только 129 небольших женскихпрофессиональных школ, в которых было 9920 учащихся.
Как отмечаетА.И. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечаласьдаже правительственными органами». Так, в объяснительной записке к проектузакона о женских профессиональных учебных заведениях, представленногоМинистерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г.говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано иразвито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народногопросвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов дляраспространения и правильной постановки сего образования. Существующие взначительном числе учебные заведения для профессионального образования женщинобязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь иразвиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, вбольшинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердоустановившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, нипреимуществ».[5]
Подавляющеебольшинство женских профессиональных школ и курсов обучало белошвейному,вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам,считавшимися тогда в России женскими профессиями.
Проблемамиженского профессионального образования в царской России занимался известныйпедагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональноеобразование в России было обусловлено потребностями самой жизни ираспространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывалисьнеудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные,субъективные взгляды на женское профессиональное образование.
И.Н. Михайловподразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории:
1)Профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женскимпрогимназиям, но в них усиленно преподавались специальные предметы. Впрофессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальнойшколы. Срок обучения четыре – пять лет. В последних классах ученицыспециализировались в каком-то ремесле:
белошвейноедело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т.д.
2)Специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общееобразование не продолжалось, и главное внимание уделялось изучению специальныхпредметов. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этимсуществовали курсы коммерческой арифметики и черчения.
3) Женскиепрофессиональные школы, в которые девочки поступали без предварительногоэкзамена и где учебный курс начинался с обучения грамоте. Программа обучениябыла рассчитана на шесть — семь лет.
4) Школы, вкоторых преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство ичерчение и при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. Вэтих школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно отнестишколу М.И. Иевлевой в Петербурге.
Отдельное, нонемаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногдаотдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицыприучались непосредственно к ремеслу.
Женщиныстремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое времявопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, чтосерьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однакостремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать.
Получениевысшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин вдореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей.
Первымкратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химииА.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качествевольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 — Медико-хирургическую академию.[6]
В 1870основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоегопола, в 1872 — общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёныхакушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1876 — Женскиеврачебные курсы), в 1878 — высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевскиекурсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 — возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское образованиеприобрело форму «коллективных уроков» при Обществе воспитательниц иучительниц.
В 1897 году вПетербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институтженщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебнуюдеятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебныхзаведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению сгимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института.
Важнымсобытием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд повопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергаласьрасширенной критике существующая система образования женщин, строго всталвопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял многообстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования.Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.

Заключение
Начиная смомента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий,и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ееобразованию в частности.
Остановившисьболее подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, чтодолгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскомуобразованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовалитрудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее иливысшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии спотребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер.Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влиянияобщественного мнения, которое формировало женский «идеал».
C моментаформирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сферевысшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть доначала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведенияпредназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жесткорегулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России еевласти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин всредней и высшей школе.
И все же, женскоеобразование — великое завоевание женщин XIX в. Именно образование даваложенщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, какзаявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка иобщественный деятель А.В. Тыркова: "… Внутренний рост женского«Я» требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать своюженственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7]
Итак,проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемыопределялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось иотношение к женскому образованию.
В заключениехочется отметить, что женское образование – это не раздельные уроки илираздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равныхправ и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.

Списокиспользованной литературы
1) Константинов Н.А.,Медынский Е.М., Шабаева М.Ф. История педагогики. Учеб. Для педвузов.Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещенияРСФСР, М, 1956.
2) Рослякова А.И. Изистории женского профессионального образования. Российские женщины иевропейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и историиженского движения / Сост. И отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество.
4) Обще-епархиальныйсъезд духовенства Тобольской епархии в 1881 году и главный предмет его занятий- женское духовное училище // Тобольские Епархиальные Ведомости. — 1882.
5) Пушкарева Н.Л. Первыероссийские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании.Иваново, 1997.
6) История отечественногообразования. Учебное пособие. Хрестоматия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.