1.Предмет методики преподавания естествознания. Её задачи.
Современные социокультурные, экологические иэкономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных местсреди других наук..Высокийуровень развитияестественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следуетнеобходимость широкого распространения естественнонаучных знаний как средивсего населения, так и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссиюпризванывыполнять педагогические науки, к числу которых относится и методика преподаванияестествознания. Она изучает процессыознакомления младшихшкольников с природой, развитие личности детей средствами учебного предметаестествознания, решая при этом ряд следующих конкретныхзадач.
1. Зачем младшим школьникам изучать природу? Отвечая на этот вопрос, методикаестествознания исследует, определяет цели обучения в соответствии с социальным заказом общества, сучетом содержания передаваемой информации ивозрастных психофизиологическихособенностей учащихс 2. Чему учить младших школьниковв курсе естествознания?—экология, биология, география, физика, химия, минералогия, астрономия и др.
Однако содержаниешкольного предмета не может быть тождественным науке. Поэтому методикаестествознания трансформирует научные знания в школьный учебный предмет, которыйотличаетсяот науки и по объему содержания. В него включается краткая и толькодостоверная, научно доказанная, информация.
Трансформациянаучного знания идет также с учетом данных педагогики, психологии и физиологии овозрастных особенностях у
3. Как учить, развивать ивоспитывать детей средствами естествознания?Результатом,продуктом исследования являются методы, приемы, средства и формы организациидеятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содержанияестествознания вначальной школе. Важнейшаяособенность естествознания — то, что объект его изучения — окружающая природа. Этаособенность требует применения соответствующих методов (преимущественнопрактических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические,самостоятельные и внеурочныеработы) и средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия)
2.Методологические основы методики естествознания.Методологическойосновой методикиестествознания является диалектический материализм и его теория познания.Поэтому данная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательногопроцесса вообще. научные знания об этом мире также объективны.Методикаестествознания исследует процесс обучения в неразрывном единстве ивзаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения; биологического и психического,социального и духовного сознания и самосознания .деятельности учителя и ученика, котораястроится на объективном единстве целей.Методика естествознания должна относиться кпроцессу обучения как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законовдиалектики (переход количества в качество, единство и борьба противоположностей,отрицание отрицания), а соответственно — к личности ученика, как к постоянноразвивающейся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста, но и под влияниемвоздействующих факторов, прежде всего — процесса обучения.Диалектический закон о переходе количества в качествопостояннодействует в процессеобучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит кгипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессекоторого формируется новое знание на ином качественном уровне.Процесс обучениянельзя рассматривать вне диалектического закона о развитиикак борьбе противоположностей. деятельность учителя и ученика как двестороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны.Например, нередкопротиворечивы требования учителя и возможности ученика. В определенныепериоды развития общества возникают противоречия между требованиями общества к школе иреальным состоянием этого процесса. Методика естествознания не может неучитывать и следующий закон диалектики — отрицаниеотрицания, который также полностью проявляет себя в процессе обучения.Примером этого может быть преемственность в обучении, когда полученное ранеезнание углубляется,совершенствуется и формируется на новом уровне. Так происходит движение от понятия«части растения» к понятию «органы растения»; от понятия «размножение как простоеувеличениечисла особей» к понятию «размножение как биологический процесс».
3.Межпредметные связи.
Прежде всего методика естествознания связана сфилософией,котораявооружает естествознание общим методом познания.
Естествознание тесносвязано с биологией, географией, астрономией, экологией, частично с физикой, химией,медициной и другими естественными науками. Эта связь реализуется по линииметодическогоотбора и конструирования содержания начального естествознания.Содержание и структуру естествознания в начальной И в науке, и впроцессе обучения происходят обобщение и осмысление полученного в процессе примененияназванных методов. Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая наука, так какосновная ее цель не открывать новое в научном естествознании, а исследовать путипередачи учащимся готовой специально обработанной (адаптированной длядетей) научной информации. Методика естествознания использует этуинформацию как средство воспитания и развития учащихся, применяя общие закономерности, принципыи правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидактикой, теорией воспитания и развития. Методикаестествознания, конструируя школьный учебный предмет должна учитыватьданные детской психологии озакономерностях и механизмах психики детей, об особенностях развития их познавательнойдеятельности в целом, а также в частности — их памяти, внимания, воображения,мышления, воли и чувств. Методика естествознания связана с возрастными физиологией и гигиеной,так как,разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию, она должна учитыватьтребования охраны и укрепления здоровья детей. Этикакакнаука о нравственности, дает материал для разработки правилкультурного поведения в природе, формирования ответственного отношенияк ней, воспитания в ребенке положительных нравственных качеств. Важно такжеучитывать закономерности эстетических отношений человека к действительности, втом числе и к природе, разрабатываемые наукой эстетикой,
Итак, методика естествознания имеет широкий спектр межнаучных связей
4.Характеристика основных методов исследования, применяемых в естествознании.Методикаестествознания —наука развивающаяся. Она исследует и разрабатывает новые, а такжесовершенствует уже известные положения, используя при этом как эмпирические,так и теоретические методы исследования.Характернойособенностью эмпирических методов исследования являетсячувственная воспринимаемость объектов, а результаты их выражаются вустановлении фактов, первоначальных эмпирических обобщениях. Рассмотрим видыэмпирических методов.Любоеисследование в области методикипреподавания естествознания включает в себя метод ретроспективы, который позволяет изучать методическоенаследие по литературным источникам, устанавливать достигнутое, выявлятьнеясные и спорные суждения. Для установления необходимых фактов огромное значениеимеет обследованиереального учебного процесса. При этом применяются такие методы, как наблюдение,беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение школьной документации.Наблюдение — это непосредственноецеленаправленное восприятие педагогического процесса. Исследователь получаетконкретный фактическийматериал, т. е. данные, характеризующие особенности конкретного учебного процесса. Беседа применяется для получения необходимыхразъяснений того, что былонедостаточно ясно при наблюдении. Беседа может возникнуть спонтанно либо по заранее намеченному плану; она ведется без записей, в свободной форме.Интервьюирование— эторазновидность беседы. Метод перенесениз социологии. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов в определеннойпоследовательности.Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью анкет.Ответы на вопросы анкет пишут те, которым адресованы анкеты. Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые нельзя получить другим путем. Например,не всегда испытуемый открыто можетвысказать свое отношение к изучаемомупедагогическому явлению.
Изучениешкольной документации— журналов, личных дел учащихся, протоколовсобраний, совещаний, работы методических объединений и т. п. — поможет найти многиеобъективные данные, которые помогут выяснить некоторые закономерности.Изучение работ учащихся— письменных,графических, творческих — поможет изучить индивидуальность каждого ученика,его отношениек работе, наличие тех или иных способностей и т. п. Однако судить обэффективности педагогических воздействий, о ценности методических находок, давать новыерекомендации практике позволит эксперимент— специально организуемая проверка того или иного метода, приема, средстваи т. п. с целью выявления его действенности, эффективности. Экспериментпредполагает создание чего-то нового. В школе он проводится без нарушения нормального хода учебногопроцесса, когда достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение можетспособствовать повышению эффективности обучения или хотя бы не вызоветнежелательных последствий. Это естественныйэксперимент. Он обязательно предполагает наличие более или менееравнозначных двух групп учащихся:контрольных, которые работают в обычном режиме (по обычной методике, с обычным содержанием) и экспериментальных, где в режим, содержание или методику привноситсяисследуемый компонент. Последнийпредполагает обязательную разработку экспериментальных материалов.. Таков лабораторныйэксперимент. В исследованиях по методике естествознания он применяется крайне редко. Как ипри обследовании, в ходе экспериментаприменяются наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, проводятся устные и письменные проверки. Понятно,что на этом эмпирическом уровне исследование не может остановиться.
На этапе осознания добытых фактов применяются теоретические методыисследования. К нимотносятся сравнение, противопоставление, аналогия, систематизация,классификация, вскрытие причин, обобщение. Они тесно связаны между собой и взаимопроникаютдруг в друга.С помощью теоретических методов выявляются проблема и актуальностьисследования, определяются гипотеза, цели и задачи. Третья группаметодов исследования — это методы математической статистики. Они позволяютвыявить количественные характеристики, аргументирующие качественные выводы.Математическимиметодами являются следующие: регистрация— число успевающих инеуспевающих; посещавших и непосещавших занятия; выполнивших работу с такой-то оценкой и т. п.; ранжирование— расположениесобранных данных в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей,определение места в этом ряду каждого изисследуемых компонентов; шкалирование— введение цифровых показателей в оценкуотдельныхсторон педагогических явлений; обычно здесь применяются тесты на выборку;определение средних величин— среднееарифметическое
5. Вопросыпреподавания начального естествознания в 18-19 веке. ВРоссии до Петра Iучение сводилось к обучению грамоте и письму и носило частный характер. Петр Iвпервые учредил цифирные школы, предназначенные для обучения детей всехсословий. Никаких знаний оприроде дети в этих школах не получали, т. к. содержаниеестественных наук противоречило религии, а их изучение считалось греховным делом. потом Ломоносов. Он энергично выступал против боязниестественных наук, обращал особое внимание на большое практическое значение знаний о природе, горячоборолся за введение естествознания в русскую школу. Борьба Ломоносова завключение учебного предмета «Естествознание»в русскую школу привела к некотором переменам в народном образовании. Уставом1786 г. в России была введена общеобразовательная школа, состоящая из двух типов училищ — малых двухгодичных в уездных городах и главных пятигодичных вгубернских. городах.В IVклассеглавных училищ преподавалась естественная история… большоевлияние оказали идеи великого славянского педагога Яна АмосаКоменского (1592-1670).
Прежде всего Коменский ставит и обосновывает вопрос необходимостисвязи обучения и воспитания. «Человек, чтобы быть человеком, должен получитьобразование»1Второе очень важное положение о том,что обучение и воспитание должны соответствовать возрастнымособенностям учащихся, явилось для Коменского основойделения народного образования на четыре ступени: 1) материнская школа до 6 лет; 2)народная школа, или школа родного языка, от6 до 12 лет; 3) средняя школа-гимназияот 12 до 18 лет; 4) высшая «академия и путешествие» от 18 до 24 лет. Для каждой ступени определеносодержание образования и воспитания, в котором Коменский не обошел и природу.Программа ознакомления с окружающиммиром на следующих ступенях значительнорасширяется. Как видим, содержание образования и воспитания усложняется от ступени к ступени, Довольно подробноразработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес дляпреподавания естествознания. Необходимо, чтобы начало познания исходило из внешнихчувств (ибо ничего нет в нашем познании, чего прежде не было в нашемчувственном восприятии); следовательно, и начало обучения должно начинаться вместоперечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов»3 Коменский раскрываетнеобходимость работать не только с картинками, но и с самими предметами. Устав, введя в школу новый предмет, неопределял его содержание. Эту задачу решил изданный для народных училищ учебник«Начертаниеестественной истории». Автором его был академикВасилий Федорович Зуев (1754—1794). В кратком вступленииавтор раскрывает сущность естественной истории как науки и ее основных отделов:«Ископаемое царство», «Прозябаемое царство»,«Животное царство». Сам учебник состоит из этих же разделов. В разделе «Ископаемоецарство» рассказывается о землях, камнях, о солях, о горючих веществах, ополуметаллах, о металлах, об окаменелостях, о горах. В разделе «Животное царство» даютсякраткие общие сведения о строении и жизни животных, а затем их описание по классам.Причем при описании растений и животных данного класса подробно рассматриваютсялишь наиболеетипичные представители. В. Ф.Зуев не оставил без внимания и методику преподавания естественной истории. В предисловии к своему учебнику он дает краткие наставления учителю, как преподавать естественную историю. Здесь рекомендуется добиваться пониманияучебного материала, изучать предметы природы не со слов, а по натуре или покрайней мере по ее изображению. Зуеврекомендует сначала изучать природу,близкую к школе: предложенный Зуевым порядок изученияестественнонаучного материала; неживаяприрода — растения — животные. Такимобразом, уже в конце XVIIIвек«а быливыдвинуты важные положения содержания и методики преподавания начального естествознания. XIXвека вступивший на престол Александр I, пытался продолжить дело,начатое Петром I. Практическимвоплощением этих планов стал новый школьный устав, принятый в ноябре 1804 года. Сеть школ была значительно расширена: были образованы одноклас-сныеприходские,двуклассные уездные и четырехклассные гимназии в губернских городах. Очень важно, чтомежду ними была предусмотрена преемственность в обучении. Этим уставомзначительное внимание было уделено преподаванию естествознания. Уже на начальном этапеобучения, в приходских училищах было введено объяснительное чтение книги «Краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, сложении человеческоготела и вообще о средствах кпредохранению здоровья».В уездных училищах на естествознание отводилось 3часа в неделю во 2 классе. Здесь изучалось «сокращение естественной истории ифизики». В уставе учителям даются и некоторые советы по постановке преподавания. же решающую роль вупадке школьного естественнонаучного образования сыграли другие факторы. Многие приближенныеминистра убеждали его, что «Библии совершеннодостаточно, чтобы знать, каким образом устроена Вселенная. Учащимся нередко приходилосьиметь дело с буквальными переводами «Системы природы» К. Линнея. Дети заучивали наизусть бесконечные описания минералов, животных, аучителя лишь следили за точностью и дословностью изложения учеником этих описаний.Все это вместе взятое привело к тому, что правительство Николая Iисключило естествознание из учебныхзаведений сначала циркулярным письмом 1824г., а затем школьным уставом 1828. , постановкапреподавания начального естествознания и начальной географии в первой четвертиXIXвека сводилась к чистой зубрежке. С развитием торговогои промышленного капитала возросла потребность в развитии естественных наук.Недовольство буржуазии классическим образованием вынудило Министерство уже в 1843 г. Русские уче, ные — И. Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А. Н. Бекетов, К. Ф. Рулье и др. — основываясь на экспериментальном изучении законовприроды, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основойучения обэволюционном развитии природы. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьноговозраста, т. е. с 7 лет. В этом плане интересны работы доктора Ястребцева. В самой вещи: 1) она извсех наук самая понятная для детей; 2) ей можно учить детей с весьма раннего возраста; 3) она служит умственному и физическому развитию; 4) она вооружает знаниями,которых требует данное время»4.И далее: «Натуральная история доступна для слабого ума, но и сильный ум не найдет ее слишком легкою»5.При этом Ястребцев доказывает важность изученияприроды на экскурсиях, прогулках, входе работы с натуральными пособиями в классе.Известный в то время педагог АлександрОбодовский писал Обучение естественной истории будет тем занимательнее и темуспешнее, чем более будет соединено с наглядностью,Натуральное собрание и хорошие изображения для сего необходимы. Вторая половина XIXвека совпала с оживлением прогрессивных настроений во всех сторонах жизни русского общества.Наступил период интенсивногоразвития капитализма в России. Огромных успеховдобилось научное естествознание. Профессор Московского университета К. Ф. Рулье (1814—1858) выдвинул идею эволюции органического мира исделал это несколькими годами раньше выхода в свет знаменитого труда Ч. Дарвина опроисхождении видов. Появились работы И. М. Сеченова (1829—1905), А. О.Ковалевского (1840-1901), В.О. Ковалевского (1842-1883), К. А. Тимирязева (1843-1920), И. И. Мечникова(1845-1916). Естествознание превращалось внауку, вскрывающую связи и формы взаимодействия процессов природы и доказывающую тем самым материальность и единство органического мира. Француз Л. Пастер (1822-1895) и немец Р.Кох (1843-1910) сделали замечательныеоткрытия в области микробиологии. М. Шлейден (1804— 1881) и Т. Шванн (1810—1882) исследовали строениеклетки и сформулировали важныеположения клеточной теории. К концу XIXвека вбиологии все более отчетливо стали выделяться как самостоятельные науки цитология,генетика, экология, эволюционное учение. Аналогичный подъем переживала игеография. Расширение географических исследований во второй половине XIXвека связано с активной деятельностью русского географического общества, во главе которого стоялталантливый исследователь природы Средней Азии П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827—1914).Большой вклад в исследование природы России и сопредельных с ней территорий внесли в этот периодН. А. Северцов (1827—1885), А. П. Федченко(1844-1873), И. В. Мушкетов(1850-1902), А. Н. Краснов (1862-1914) и др.Как и в биологии, в географии происходил процесс дифференциации: выделились геология, ботаническая изоологическая география,климатология, почвоведение. Такойподъем в общественной и научной жизни страны не мог не отразиться на школьном деле. Решался вопрос о структуре и содержании начальногоестествознания: оно не должно былобыть ни геологией, ни ботаникой, ни зоологией, а представлять собойединый предмет.
Правительственныйустав 1864 г.сыграл определенную положительную роль в становлении начальногоестествознания. Константин ДмитриевичУшинский.Разрабатывая методику первоначального обучения родному языку, он высказал и практическиреализовал ряд ценных положений в методике преподавания естествознания игеографии для начальной школы.Прежде всего Ушинскийставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательноговоздействия на ребенка, т.к. естественные науки «начинают занимать детский ум прежде всего ...Обоснованию принципа наглядностипосвящены многие работыУшинского. Ушинского,формирует самостоятельность ученика в учении,самостоятельность его мысли. Большую роль вформировании осознанных знаний К. Д. Ушин-скийотводил сравнениям И далее: «Сравнение… — это есть самый существенный акт сознания, без которого самое сознание, а следовательно, и всясознательная жизнь человеканевозможны»3. В своихрекомендациях К. Д. Ушинский видное место отводит изучению младшими школьниками окрестностей школы,Много внимания уделял Ушинский работе с текстом
Во втором случае речь идет об особенностях работы с деловой статьей. Отсюда вытекает необходимость созданиятаких текстов, которые бы были наполнены конкретным содержанием, изложены достаточно серьезно.Работе с деловой статьей должна предшествоватьбеседа о том предмете или явлении, окотором идет речь в статье.Только после такой вводной беседычитается статья. Другим видным педагогом XIXвека был Александр Яковлевич Герд (1841—1888). Его взгляды представляют для насособый интерес, т. к. он по праву считается основоположником русской методики начальногоестествознания. А. Я. Герд внес также огромный вклад в разработку содержания этогопредмета.Прежде всего он считал, что естествознание следуетпреподавать в начальнойшколе как самостоятельный учебный предмет. Только надо знакомить детей сприродой не с первого, а со второго класса, т. к. учителю приходилось затрачивать много времени,чтобы научить первоклассников читать, писатьи считать. Герд довольно четко определялструктуру начального естествознания: «… отдельным естественным наукам— зоологии, ботанике, минералогии, физике идр. — в начальной школе нет места. Здесь место только одной нераздельной науке обокружающем неорганическом и органическом мире»1. Таким образом, Герд не ввел термин«интеграция» нопонимал, что первоначальный курс об окружающем мире должен быть именно интегрированным.Другой вывод из данного высказыванияследует о том, что начальный курс естествознания должен быть не набором фактов, а представлять нечто цельное, взаимосвязанное, т. к. сама природа есть единоецелое. «Растение строит свое тело из минеральных веществ. Чтобы изучитьрастение и понять, как оно принимает пищу, как эта пища перерабатывается в питательный сок, как растет растение, словом, чтобы понять, как живет растение,необходимо иметь некоторые сведенияо почве, воде, воздухе. Точно так же вся жизнь животного зависит от растений и вообще от окружающей его обстановки. Поэтому-то изучение неорганического мирадолжно предшествовать изучению мираорганического»2 К решениюпроблемы, с чего начинать изучение природы в школе, Герд подходит и сдругой стороны: начинать преподавание с явлений или с тел? На этот вопрос он также дает четкий и убедительный ответ, что начинать изучать естествознаниенадо с предметов природы, т. к. онидоступнее для наблюдении, могут быть даны в руки ребенку для всестороннего и длительного наблюдения. сущность явленийможет быть уяснена только «на фактах обычных, происходящих на глазахдетей». Идеи о структуре и содержании начального естествознания А. Я. Герд блестяще воплотил в своей книге для детей «Мирбожий» (СПб., 1891 г.). Во 2 классеизучается первая часть этой книги — «Земля, воздух, вода», в 3 классе — «Растения, животные, человек».Гердом написаны и первые в Россиисамостоятельные методическиепособия по начальному естествознанию. Это «Первые уроки минералогии» и«Предметные уроки в начальной школе». .Прежде всего велика роль этого предметав формировании научного мировоззрения. Изучение естествознания, по егомнению, должно привести «к правильному общемувзгляду на природу, как нечто целое»2. Естествознание должно также«развить в детях живую впечатлительностьи любовь к природе, которые бы согревали и облагораживали их по выходе из школы» Большое внимание уделял Герд доказательству того,что естествознание развивает в учениках интерес к изучению природы. Велика роль естествознания в развитии наблюдательностиребенка. От этого качества вомногом зависит степень развития логическогомышления. «Соображать и умозаключать, не научившись наблюдать, нельзя»3.А. Герд выступал против такой методики, при которой учащиеся получают готовые знанияиз учебника или со слов учителя. Необходимо, чтобы ученик сам участвовал в добывании знаний. Важнейшимметодом изучения природы младшими школьниками он считал наблюдение. «Наблюдениядолжны быть возможно полными и никакне ограничиваться одними внешнимипризнаками… Наблюдения не должны быть отрывочными… Наконец, наблюдения не должны быть однообразны»4Другим важным методом изучения природы являетсяполучение знаний через постановку опытов(экспериментирование). Опыты на урокев классе Герд считал одним из важных условий успешного преподавания. Опыты, как и наблюдениямогут выполняться в классе под руководствомучителя и самостоятельно, но «могут быть задаваемы на дом» Герд отдавалдолжное словесным методам. «Ученики должны под руководством учителя сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемыефакты и явления, делать выводы и обобщения»2. Обсуждение наблюдаемогодолжно идти в ходе беседы, кпроведению которой он дает ценныесоветы. Но и беседа, и рассказ должнысопровождаться демонстрациейнаглядных пособий, желательно натуральных. Важным в преподавании естествознания Герд считал привитие детям любви иинтереса к книге. Большое место при формировании знаний Герд отводит сравнениям. Вопросна сравнение он включает в задания для наблюдений, в беседы по материалам наблюдений.Велик вклад Герда в разработку таких формобучения начальному естествознанию,как предметные уроки и экскурсии. Для успешности экскурсий очень важно, чтобыучитель сам изучал природу и любил это занятие. Герд выдвинул положение о том, что экскурсии надо проводить не тольковесной и осенью, но и зимой, чтозимние экскурсии в значительной степени оживят преподаваниеестествознания в это время года.Со второйполовины XIXвека продвинуласьвперед и школьная география. Она стала ближе к науке. Появляются учебники, в которых делается попытка отвести школьнуюгеографию от одной лишь номенклатуры. Таковучебник «Уроки географии» Д. Д. Семенова (1835-1902).Д. Д. Семеновработал вместе с К.Д. Ушинским и принимал его взгляды. В 80-е гг. имела некоторое распространение книга Ф. Пуцыкови-ча«Вокруг нас» (СПб., 1882 г.) Онапредставляет собой интеграцию сведений из биологии и географии. Изучениегеографического материала начинается со знакомства с планом и картой, со сторонами горизонта.Предлагается практическая работа по вычерчиванию плана. Затем поданы задания дляизучения своего населенного пункта по двум вариантам: «Наш город» и «Наше село». Далеечисто географическийматериал представлен двумя темами — «Движение Земли» и «Небо». Книга снабжена многимирисунками, к статьям даются вопросы и задания. Интересно, что по каждой темерекомендуетсяделать вывод. Для этого даются 4—5 вопросов, которые помогают детям самимвыделить главное из полученных знаний. По мере необходимости предлагаются опытыи наблюдения, которые детивыполняют самостоятельно или под руководством учителя. Книга написана доступным, живым языком, что важно для обучениямаленьких детей. Однако такиеучебники имели ограниченное применение. В школах до 1890 г. продержалось заучиваниегеографической номенклатуры ичерчение карт, преследующие цель — запоминать наизусть координаты многих десятков географическихобъектов. И лишь в учебниках после1890 г. появилось четко выраженное стремление к объяснительному изложению материала. Одним из таких учебников был учебник «Начальный курс географии» (М., 1893 г.) А. Линбер-га. к ней автор высказывает ряд ценных положение опорядке изучения материала,содержании и методике начальной географии. Так, он поддерживает мнение начинать изучать географию знакомством детей «с окружающей местностью, сизображением ее на плане и карте ипостепенно расширять их кругозор рассказом о более отдаленных странах»1. Географическиеназвания надо запоминать по меренеобходимости. Интересны рекомендации по методике ознакомления детей с планом, масштабом и картой: впроцессе изучения плана и картынеобходимо дать «некоторые географические понятия (например, о реке,притоке, правом и левом береге, пруде, озере,острове)2. Для знакомства с природой различных территорий России рекомендуется использовать «хорошо и сдолжным выбором составленный крупныйпримерный ландшафт. Книга снабженаиллюстрациями ландшафтов различныхприродных поясов, картой и этнографическими рисунками. Однако автор, считая,что начинать изучать географию надо с наблюдений окружающей природы, не даетникакого учебного материала в учебнике, ограничиваясь лишь общими указаниями для учителя. В дополнение к учебнику А. Линберг составляет «Маленький географический атлас»(М., 1897 г.), где кроме карт полушарий иотдельных территорий земного шара дается пояснительный текст. В массовых школах начальные географические сведения дети получали благодаря объяснительному. Таким образом, к концу XIXвека сложилось определенное мнение.Определен порядок расположенияучебного материала, высказаны мысли о целесообразности интеграции. Обоснованы такие принципы начального естествознания, как принцип наглядности и краеведческий,поставлен вопрос о необходимостиреализации принципов экологической и практической направленности. В качестве ведущих методов обучения естествознанию выдвинуты наблюдения и эксперимент,обоснована роль словесных методов испецифика их применения при изучении начальногоестествознания. Разработаны четкие требования к такойформе организации какпредметный урок. Выдвинута экскурсия какспецифический тип урока естествознания. Появились первые учебники для начального естественнонаучногообразования и самостоятельныеметодические пособия.
6.Естествознание в русской начальной школе в начале 20века.
Классическая системаобразования, утвердившаяся во второй пол