--PAGE_BREAK--К физической рекреации относят также такие формы занятий физическими упражнениями, как утренняя зарядка, вводная гимнастика, паузы и физкультминутки в учебных заведениях, учреждениях, на производстве, подвижные игры детей, подростков и взрослых, различные виды прогулок пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, катание на коньках и т.п.).
Слово «рекреация» — производное от латинского слова, имеющего несколько вариантов и, следовательно, несколько значений: rесrео (рекрео) — воссоздавать, воспроизводить, обновлять; recreatum (рекреатум) — восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять; rесrеаrе (рекреарэ) выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать, приходить в себя; recreatio (рекреатио) — восстановление (сил), выздоровление [10].
Добавление слова «физическая» означает, что в этих процессах (восстановление, отдых, освежение, выздоровление и т.п.) преобладает двигательная деятельность, используются физические упражнения, игры, развлечения. Они направлены на содействие нормальному функционированию организма людей путем создания оптимального физического состояния.
Сущность физической рекреации как деятельности неизбежно сужается, если она рассматривается только в одном аспекте — либо как развлечение, либо как восстановление сил, либо переключение с одного на другой вид деятельности и т.п. Поэтому ее следует рассматривать как совокупность различных аспектов двигательной деятельности, взаимодействие которых ведет к получению полезного результата.
Для объективного определения наличия компонентов и их связей в данной системе необходимо исходить из основных характеристик метасистемы, которая, с одной стороны, не есть сумма ее составляющих, с другой — неизбежно отражается в характеристиках каждого компонента.
По отношению к физической рекреации как системе метасистемой будет являться физическая культура, поскольку она — область социально необходимой деятельности, удовлетворяющая потребности личности и общества в разностороннем и оптимальном развитии физических способностей и двигательных качеств в интересах жизнедеятельности [6, 9].
Используя традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха быта), физическая рекреация привлекает своей спецификой внимание и симпатии людей разноге возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности.
Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации заключается и в том, что она имеет огромное количество разновидностей, предоставляет широкие возможности для контактов с естественной средой. Несложные и разнообразные средства делают ее доступной для людей всех возрастов. Сочетание в занятиях элементов игры и соревнования создает неограниченные возможности для расширения ее привлекательности (развлечения, игры, состязания и т.п.). Физическая рекреация зачастую не нуждается в организационно-учрежденческой надстройке, типичной для других компонентов физической культуры (физического воспитания, спорта), ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды, группы людей, внешним условиям и субъективным потребностям занимающихся.
В процессе обоснования конкретного объекта в качестве системы необходимо выявить системообразующий фактор, показывающий, «вокруг каких объектов или процессов и ради решения каких задач и проблем сосредоточиваются и образуются те или иные подсистемы и элементы данной системы» [12]. По определению П.К. Анохина, системообразующим фактором является конечный результат системы, «ради получения которого система создается» [3].
Следовательно, при изучении физической рекреации можно предположить, что удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и восстановление временно сниженных или утраченных функций организма в сфере изучаемой системы — лишь ее частные задачи. Эти потребности людей удовлетворяются каждым в отдельности и в целом всеми видами двигательной активности. Таким образом, создаются предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в конкретных условиях его жизнедеятельности. Другими словами, в конечном результате и заключается их общность, единство.
Таким образом, системообразующим фактором, объединяющим различные аспекты двигательной деятельности в рамках физической рекреации, является конечный результат — создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма.
Поэтому возрастает значение физической рек-реакций в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей, позволяя удовлетворять их естественные биологические потребности в движении. Активизация на этой основе физического состояния и развитие организма, укрепление здоровья обеспечивают физическую дееспособность, необходимую в складывающихся условиях жизни. Ее исключение или сведение к минимуму на сколько-нибудь значительном, э жизни человека неизбежно оборачивается для него ущербом [10], ухудшает деятельность всех органов и систем, делает его менее устойчивым к отрицательным влияниям внешней среды. При снижении объемов двигательной деятельности утрачивается один из важных факторов, способствующих усовершенствованию организма, укреплению его функций.
Следует учитывать и то обстоятельство, что все виды и формы физической рекреации помогают рационально использовать свободное время, бороться с негативными явлениями в поведении, повышают работоспособность, расширяют и увеличивают функциональные возможности организма, помогают бороться с неблагоприятными условиями трудовой деятельности или воздействием характера труда.
Однако все это дает отдаленный кумулятивный эффект. Для человека, занимающегося по собственной инициативе, исходя из субъективных вкусов, интересов, мотивов, главное заключается в получении удовольствия от двигательной активности, удовлетворении личных потребностей в данном виде деятельности. А воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач в физическом образовании и физической культуре людей любого возраста.
Все аспекты рекреационной деятельности с использованием средств физической культуры, рассматриваемые в рамках изучаемой системы, могут быть охвачены понятием «физическая рекреация». Таким образом, физическая рекреация — это органическая и имманентная часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной в конечном счете на обеспечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни.
Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности: 1) удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности; 2) потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения; 3) переключение с одного на другой вид деятельности; 4) активизация деятельности организма с помощью движения; 5) профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей; 6) восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.
Однако этим исследование проблем физической рекреации не ограничивается. Необходимо исследовать компоненты физической рекреации более глубоко, исследовать ее структуру (состав и строение), причины возникновения и этапы развития и функционирования в интересах удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.
1.3 Феномен физической рекреации В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления. Раскрывая социальную сущность физической рекреации, работы естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему развитию знаний о данном феномене, служат предпосылкой к созданию теории этого феномена [5, 9,12].
В самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда [1, 6, 8]. Выделяются и многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:
основывается на двигательной активности;
в качестве главных средств использует физические упражнения;
осуществляется в свободное или специально выделенное время;
включает культурно-ценностные аспекты;
содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;
осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;
оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;
включает образовательно-воспитательные компоненты;
носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;
характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;
осуществляется преимущественно в природных условиях;
имеет определенную научно-методическую базу.
Этот далеко не полный перечень признаков физической рекреации можно было бы продолжить. Здесь отмечаются разные по направленности, важности стороны и черты, разные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих.
Согласно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В основу разных форм кладутся разные признаки, дефинитивное значение многих из которых просто обозначается, а некоторые из них рассматриваются как синонимичные понятия.
Такой аналитический путь попытки создания теории физической рекреации допустим, но он не может дать ответ на вопрос: всели перечисленные признаки, виды и формы имеются в необходимом и достаточном количестве, что вносит определенную путаницу и затрудняет восприятие физической рекреации как системного явления.
Во многих научных исследованиях утверждается мысль, что теория физической реакреации наиболее полно разработана в недрах теории и методики физической культуры. На этом, в частности, построена концепция физической рекреации, особенно интенсивно разрабатываемая В.М. Выдриным с сотрудниками [1-3].
Главная идея предлагаемой концепции заключается в рассмотрении физической рекреации как органической, имманентной части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат — создание оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. В данной концепции основной акцент делается на биологической стороне физической рекреации — воздействии на организм человека. Другие же стороны: познавательная, культурологическая, коммуникативная, развлекательная — рассматриваются как сопутствующие решению главной задачи. Это утверждение, однако, справедливо лишь отчасти, оно суживает проблему физической рекреации и, по нашему мнению, требует специального обсуждения.
Рассматривать физическую рекреацию как вид физической культуры правомочно, так как они имеют ряд общих признаков. Но научные гипотезы относительно физической рекреации сами по себе не влияют на формирование теории физической рекреации, ибо оказывают опосредованное влияние, обосновывая и укрепляя дидактический аппарат изучающих ее частных методик.
Физическая культура имеет свою теорию, которая включает не только физическую рекреацию, но и физическое воспитание, спорт, двигательную реабилитацию, которые также имеют свои теории. Наличие общих признаков позволяет объединять их в главную метасистему — теорию физической культуры. Тогда предмет теории физической рекреации оказывается, по существу, без собственной теории, ибо некоторые познавательные, оздоровительные, ценностно-ориентационные и другие аспекты, представленные как в самой теории физической культуры, так и в частных теориях ее видов, уже не могут с достаточной полнотой и в нужном объеме удовлетворительно выполнить свои объяснительные функции относительно такого сложного и многогранного явления, как физическая рекреация.
Более того, в самой теории физической культуры все многочисленные аспекты физической рекреации представлены фрагментарно, неполно, расплывчато, вследствие чего стал неопределенным сам предмет науки о физической рекреации.
При этом все более укрепляешься в мысли, что ввиду сложности и многоаспектности такого объекта, как физическая рекреация, его невозможно описать с достаточной полнотой с позиций только одной, даже такой «интегративной» науки, какой принято считать теорию физической культуры. Анализ идет более успешно, если четко выделяется предметная сторона объекта с позиций обслуживающих его наук: философии, истории, социологии, культурологии, педагогики, психологии, биологии, теории и методики физической культуры и др.
Необходимость в термине «физическая рекреация» возникает прежде всего тогда, когда речь идет об анализе определенного элемента (в данном случае физического) рекреации, для обозначения которого и используется этот термин. Рекреация как научная дисциплина — родовое понятие для всех ее видов и форм, одной из которых и является физическая рекреация [8, 12].
Понятие «рекреация», образованное от латинского «recreatio», было введено римлянами и имеет несколько значений: восстанавливать, отдыхать, укреплять, освежать и др. Исторически данный термин так или иначе связывался со здоровьем человека, но, что важно отметить, понимание здоровья не ограничивалось лишь состоянием организма человека. Сегодня оно рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое и биологическое содержание [10,12].
В соответствии с этим и принято выделять такие разновидности рекреации, как социальная, биологическая, психологическая, климатогеографическая и др.
Из всего многообразия признаков рекреации главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе [8,10-12, 14]. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Другие же ее признаки: культурно-аксиологические, познавательные, оздоровительные — рассматриваются как производные, сопутствующие.
Возникло новое научное направление — рекреалогия, специальный междисциплинарный раздел науки об отдыхе, оздоровлении, воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Этот раздел включает процесс физического, социального, психического саморазвития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды. Важнейший методологический принцип рекреации — принцип единства телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности.
Главной областью исследований теории рекреации служит особая область жизнедеятельности людей — сфера досуга. Выделяются разнообразные виды и формы досуговой деятельности, носящие рекреационный характер, и привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным [7, 12, 14].
Сказанное выше позволяет вновь вернуться к узловым вопросам теории физической рекреации и в определенной степени проанализировать их с позиций теории общей рекреации.
Физическая рекреация — одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Это дает основание относить данную форму рекреации к физической.
Признание физических упражнений в качестве основных средств физической рекреации в научных исследованиях общепринято. Такое утверждение справедливо, но требует обсуждения. Во-первых, большая часть физической рекреационной деятельности протекает в естественных условиях природной среды, где средовые факторы также могут выступать в качестве ее средств. Во-вторых, физическая рекреация может иметь и относительно пассивные формы. На спортивных мероприятиях зрители являются лишь их созерцателями и в прямом смысле не выполняют активной двигательной деятельности и физических упражнений. В данном случае сам факт спортивного соревнования может выступать в качестве средства физической рекреации, так как в нем присутствуют эмоциональные, оздоровительные, гедонистические и другие компоненты, дающие рекреационный эффект. С этой точки зрения справедливо утверждение В.М. Выдрина о том, что главным системообразующим признаком физической рекреации следует считать ее конечный результат (цель), ради которого и организуется данная форма рекреации.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4 Стритбол шагает по планете Стритбол – это выращенный из баскетбола отдельный вид спорта, а не просто уличный баскетбол, как было раньше. Креативность и шоу сочетаются с некоторыми баскетбольными правилами, переплетаясь с уличной культурой и хип-хопом.
Самыми яркими и известными представителями стритбола является команда под названием AND1. Эта отобранная из лучших уличных игроков команда путешествует по миру, собирая полные залы и уличные корты зрителей. Потрясающая командная тактика, полное взаимопонимание между игроками и яркая индивидуальность каждого игрока рождает ярчайшее шоу, на которое мечтают попасть многие. Каждый год команда совершает тур по Америке, Азии и Европе.
Самыми продаваемыми спортивными DVD являются микстейпы AND1: трюки звезд уличного баскетбола под музыку самых горячих хип-хоп-исполнителей.
Однажды на самом знаменитом уличном корте Rucker Park появился худощавый парень Рэфер Олстон (Rafer Alston), включённый в состав школьной команды Cardoza High School. Олстон вытворял с мячом невообразимые вещи. Казалось, что Рафер с ним связан какой–то невидимой нитью. Мяч пролетал между ног у соперников, вдруг оказывался у них за спиной или за головой, и после какого-нибудь фантастического слепого паса в исполнении Олстона, опускался в кольцо. Спортивный результат уходил на второй план – важно было одурачить соперника, сделать трюк, который он не сможет повторить ни при каких условиях. Олстон, получивший прозвище Skip To My Lou, быстро стал одной из главных достопримечательностей площадки. Если он приходил на площадку, парк быстро набивался зрителями.
В 1998 году нарезка из лучших моментов попала в молодую компанию AND1, занимавшуюся выпуском спортивной амуниции. Кассета, получившая название AND1 Mixtape Vol.1, раздавалась бесплатно каждому, кто решит примерить кроссовки AND1. За две недели разошлись 200 000 копий кассеты, большинство из которых получили дети, которые никогда ранее не слышали про Skip To My Lou. Все, что они знали – что этот парень вытворяет на площадке сумасшедшие вещи.
AND1 быстро поняли, что залог их успеха – непризнанные гении уличного баскетбола. Не ограничиваясь Нью-Йорком, они мелким неводом прочесали площадки восточного побережья. Так они нашли Филлипа «Hot Sauce», чемпиона из Атланты, и Аллена «AO» Оуэнса из Филадельфии, одних из самых популярных уличных игроков в Америке. То, что творили эти ребята, было просто шоком. Это было ново, свежо, креативно и весело. Никто до них не делал такие вещи. AND1 моментально заключает с ними контракт и выпускает AND1 Mixtape Vol.3, на котором преимущественно были показаны именно эти два игрока. Это была революция в баскетбольном мире, именно после этой кассеты об AND1 заговорили по всему миру. Иметь одежду этой фирмы вдруг захотели все уличные игроки. А всё время тренировок отныне посвящалось дриблингу.
Выступления AND1 – это не баскетбольный цирк, как считают некоторые. Соперники AND1 в их мировом туре (а это собранные в одну команду звезды местных площадок) лезут из кожи вон, чтобы показать, чего они стоят. Лучшие из них имеют шанс попасть в состав AND1, как это произошло с Тони «Go Get It» Джонсом. В игре против AND1 он совершил массу головокружительных полетов к кольцу, заколотив звездам стритбола десяток красивейших слэм-данков. Так что, когда один из ведущих участников шоу, Main Event, известный своими бросками сверху, сломал ногу в автомобильной аварии, кандидатура Тони – Go Get It даже не обсуждалась. Парень достойно заменил в туре одну из главных звезд AND1, и с тех пор он в команде. Такие истории еще сильнее заводят соперников AND1, поэтому их матчи всегда наполнены духом борьбы.
Некоторые становятся ярыми почитателями этих бывших уличных звезд, некоторые ненавидят их и называют клоунами, но равнодушных не остаётся.
Раздел 2. Методы исследования В процессе выполнения данной работы исследования были направлены на изучение влияния увлечений игрой в стритболом на показатели самореализации и самооценки среди старших школьников.
Ученикам старших классов предлагается игра «Бросайка».
Методика проведения игры
Игра рекомендована Специальным Олимпийским Комитетом Санкт-Петербурга для использования в процессе тренировок, рекреационных игр и т.п. в учащимися с проблемами в сенсомоторном развитии. Автор игры: А.А. Баряев.
Игра «Бросайка»
Игра направлена на:
-на развитие сенсорно-перцептивных способностей (представлений о цвете, формирование барического чувства и т.п.);
— формирование способности к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства);
— развитие способности к реагированию (время сложной двигательной реакции);
— повышение способности к сохранению равновесия (статическая координация);
— формирование возможности к поддержанию максимально возможного темпа движений (частота движений за единицу времени),
— развитие способности к словесной регуляции движений (выполнение двигательных действий по словесной инструкции),
— развитие активного воображения;
— снижение повышенного психического возбуждения;
— формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, воспитание умения проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь.
Инвентарь:
в набор для игры «Бросайка» входят 6 кожаных мячей (3 красных, 3 синих разного размера и веса. 1 мяч бежевого цвета используется в качестве точки-цели на площадке). Для подведения результатов необходима линейка размером 50 см. Площадка для проведения игры должна быть ровной и может быть произвольных размеров.
Правила
Подготовительный этап игры
В игре могут участвовать 2 команды от 1 до 6 человек в каждой. Перед началом игры судья проводит жеребьевку и определяет, какая команда будет играть синими, а какая — красными шарами. Во время жеребьевки также определяется первоочередность хода команды. Участники каждой команды должны иметь свой номер от 1 до 6. В начале игры судьей выставляется цель — точка на площадке на определенном расстоянии от линии броска. Расстояние до цели определяется, исходя из тренировочных бросков участников (бросается тяжелый мяч). Бросок всеми участниками выполняется от одной заданной линии броска.
Во время игры участники поочередно бросают мячи к цели (от самого легкого к тяжелому в первых 6-ти розыгрышах и наоборот — в розыгрышах с 7-го по 12-й — от самого тяжелого к самому легкому). После первых 6-ти розыгрышей дается право на тренировочные броски с возможностью изменить положение цели по их итогам.
Основной этап игры
Игра делится на розыгрыши. Розыгрыш включает в себя 6 бросков. Предлагаемое количество розыгрышей — 12, но оно может изменяться в зависимости от физической подготовленности участников.
В первых 6-ти розыгрышах мяч после броска должен катиться по игровой поверхности. В розыгрышах от 7-го до 12-го — мяч бросается снизу вверх в цель от ноги.
Если в командах по 1 игроку, то он поочередно бросает 3 мяча по одному по очереди, установленной жребием.
Если в командах по 2-3 игрока, то они по очереди бросают мячи от самого легкого к тяжелому.
В случае, если игроков в команде от 4-х до 6-го, то они разделяются (2+2, 3+2, 3+3) и принимают участие в разных розыгрышах.
Участники имеют право выбивать и отодвигать мячи соперника.
Оценка результатов игры
Подсчет очков производится в конце каждого розыгрыша. Отдельно измеряется расстояние от мячей одного веса до цели. За мяч, расположенный ближе к цели дается 1 очко. В случае одинакового расстояния дается по 1 очку каждой команде. В каждом розыгрыше команда может набрать не более 3 очков. Очки всех розыгрышей суммируются. Победу одерживает команда, набравшая большее количество очков.
Упрощенный вариант игры: в качестве цели выступает подушка, игрокам необходимо попасть мячом на подушку. Необходимо, чтобы каждый участник выполнил бросок всеми мячами одного цвета. Очки даются за попадание в цель. Бросок производится снизу вверх от ноги.
Учебный вариант: На игровой площадке может размещаться несколько мишеней разного цвета или с различными изображениями.
1)По команде судьи игры (тренера, учителя физкультуры и др.) участники должны выполнить бросок по указанной цели. Очки даются за правильное попадание по мишени.
2)Судья игры задает цель и называет вес мяча, которым необходимо попасть в цель. Очки даются за точное попадание и за правильно подобранный по весу мяч. Наряду с весом мяча может также задаваться его цвет.
3) Игроки 2-х команд выстраиваются в линейку друг за другом. Первый участник выполняет бросок и задает цель следующему участнику. Следующий участник по указанию судьи игры должен попасть: «в то же место», «в 2 раза ближе», «в 2 раза дальше». Броски выполняются от самого легкого к самому тяжелому мячу или наоборот в зависимости от установки на выполнение последовательности игрового правила. В данном случае команде могут начисляться штрафные баллы за грубые ошибки в выполнении задания. Судья (тренер, учитель физкультуры и др.) может варьировать тип броска мяча. Подвижная игра — специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.
Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида с детским церебральным параличом.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами).
Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме [Гребешева и др., 1990].
Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.
Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.
В качестве основного использовался метод констатирующего, сравнительного и формирующего исследования. Применялись методы опроса, а также нестандартизированного наблюдения.
Использовались методики оценки степени физической активности (Харитонов А.В., 1998); потребности в занятиях физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998), мотивации спортивной деятельности (Лозовая Г.В., 2002); факторов, препятствующих занятиям физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998); общего состояния здоровья (Дознадзе Д.С., Сепиашвили Р.И., Ханин Ю.Л., 1987); успешности и удовлетворенности учебной деятельностью (Лозовая Г.В., 2003); ценностных ориентаций (Николаев А.Н., 2000); свойств темперамента (Бренгельман Л., Бренгельман Р., 1989); самооценки (Лозовая Г.В., 2003); направленности личности (Смейкал В., Кучер М., 2000); мотивации успеха (Реан А.А., 2001).
Раздел 3. Результаты исследований Влияние отношения к физической рекреации на самореализацию личности представлены результаты изучения особенностей отношения различных категорий населения в сравнительном аспекте к физической рекреации как факторов самореализации в сферах профессиональной деятельности и личной жизни.
Определены особенности отношения старших школьников к занятиям физической рекреацией. Наиболее популярными видами физической рекреации учеников 9 классов (гр. А) и учеников 10 (гр. Б) являются спортивные игры (у гр. А индекс (И) = 97,5; у гр. Б (И) = 76) и утренняя зарядка (у гр. А (И) = 95; у гр. Б (И) = 71), учеников 11 классов (гр. В) – пешеходные прогулки ((И) = 86,5).
Ученики 11 классов более активны, ученики 9 классов, в отношении занятий атлетической гимнастикой (t = 3,005; Р = 0,004), нетрадиционными видами спорта – боулингом, бильярдом (t = 3,59; Р = 0,0006) и катанием на коньках (t = 2,8; Р = 0,007). Ученики 10 классов, по сравнению с учениками 9 классов, проявляют большую активность в занятиях утренней зарядкой (t = 2,74; Р = 0,008), спортивными играми (t = 2,88; Р = 0,005), атлетической гимнастикой (t = 3,3; Р = 0,002), нетрадиционными видами спорта (t = 3,44; Р = 0,001) и катанием на коньках (t = 4,56; Р = 3,000003).
Выявлено, что ученики 9 и 10 классов являются более активной группой испытуемых в отношении занятий физической рекреацией, ученики 11 классов – менее.
Самые высокие потребности в занятиях физической рекреацией – у учеников 9 классов, самые низкие – ученики 11 классов. Потребности в занятиях физической рекреацией старшеклассников превышают реальный уровень их активности.
В наибольшей степени потребности старшеклассников превышают реальную активность в таких видах физической рекреации, как утренняя зарядка (индекс потребности у гр. А (И) = 125; у гр. Б (И) = 85), пешие прогулки (у гр. А И = 95,5; у гр. Б (И) = 95,5), спортивные игры (у гр. А (И) = 110; у гр. Б (И) = 56), плавание (у гр. А (И) = 83; у гр. Б (И) = 74), туризм (у гр. А (И) = 75,5 у гр. Б (И) = 69), атлетическая гимнастика (у гр. А (И) = 77,5; у гр. Б (И) = 74), шейпинг (у гр. А (И) = 63; у гр. Б (И) = 66) и нетрадиционные виды спорта – боулинг, бильярд (у гр. А (И) = 95; у гр. Б (И) = 85,5).
Потребности в занятиях физической рекреацией рабочих превышают реальную активность лишь относительно занятий утренней зарядкой (И = 58) и нетрадиционными видами спорта – боулингом, бильярдом (И = 44).
Удовлетворенность степенью физической активности всех трех групп равна средним значениям удовлетворенности: 1 Гр. – 3,85 ± 0,77 балла (оценивание производилось по 7-балльной шкале, где 4 балла выражали среднюю удовлетворенность), 2 Гр. – 4 ± 0,83 балла; 3 Гр. –3,72 ± 0,72 балла. Если сравнить данные групп, то показатели удовлетворенности рабочих являются самыми низкими, однако, достоверных значимых различий между показателями удовлетворенности различных групп обнаружено не было.
У всех групп испытуемых на первом месте по распространенности находится такой мотив занятий физической рекреацией, как самосовершенствование (в основном это касается здоровья и внешнего облика): 1 Гр. – 3,58 ± 0,92 балла; 2 Гр. – 3,67 ± 0,79 балла; 3 Гр. – 2,80 ± 1,16 балла. Последние места по степени значимости занимают мотивы достижения результата – ученики 9 классов – 1,69 ± 0,83 балла и ученики 11 классов – 1,49 ± 0,93 балла; и долженствования – ученики 10 классов – 2,35 ± 1,09 балла. Для учеников 9 классов в большей степени, нежели для 10-класников, значима направленность на результат деятельности и вознаграждение. Кроме этого, для 9-класников, в отличие от 11-класников, большее значение имеют мотивы совершенствования, общения, направленные на результат занятий физической рекреацией и на получение удовольствия от процесса занятий.
В качестве главных помех для занятий физической рекреацией у служащих выступают факторы нехватки времени (И = 140) и наличия домашних дел (И = 112,5). Для 9-класников, помимо указанных факторов (соответственно, И = 176; И = 105), характерна усталость во время учебы (И = 105), а для 11-класников кроме всего перечисленного (соответственно, И = 169; И = 123; И = 115), характерны психологические трудности (И = 108) и отсутствие привычки заниматься физической рекреацией (И = 105).
Наиболее тесные связи выявлены между показателями отношения к физической рекреации (активностью, потребностью в занятиях и удовлетворенностью степенью физической активности) и мотивами, направленными на самосовершенствование, получение удовольствия от процесса занятий и общение.
продолжение
--PAGE_BREAK--В меньшей степени показатели отношения к физической рекреационной деятельности связаны с мотивами, направленными на достижение результата деятельности, а также мотивами долженствования и вознаграждения.
Раздел 4. Обсуждение полученных результатов Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников – 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников – 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников – 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балльной шкале). Достоверных значимых различий между показателями успешности деятельности служащих, студентов и рабочих не выявлено.
Выявлено, что у 11-класников в наименьшей степени (по сравнению с другими группами испытуемых) реализованы жизненные ценности. Среди 10 и 11-класников в наибольшей степени реализованы ценности «общение», «любовь» и «увлечения». У 9-класников – привлекательности, общения и ярких впечатлений от жизни. Выявлено, что у 9-класников эти ценности реализованы в большей степени, нежели у 11-класников (относительно «привлекательности» t = 3,59; Р = 0,0005; «ярких впечатлений» – t = 2,28; Р = 0,0025). У 10-класников, в отличие от 11-класников, в большей степени реализованы ценности общения (t = 2,46; Р = 0,016), привлекательности (t = 2,72; Р = 0,008) и любви (t = 2,42; Р = 0,02).
Наибольшую удовлетворенность жизнью в целом испытывают 10-класники – 4,0 ± 0,82 балла; 11-класники – 3,87 ± 0,73 балла; 9-класники – 3,83 ± 0,79 балла. Тем не менее, достоверные значимые различия между средними значениями удовлетворенности жизнью различных групп отсутствуют.
Демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации. Пол и возраст для старших школьников являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией. Так, мальчики проявляют большую физическую активность, нежели девочки.
Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации.
Так, направленность на себя связана с занятиями зарядкой (r = 0,43; р ≤ 0,001), легкой атлетикой (r = 0,36; р ≤ 0,001) и шейпингом (r = 0,35; р ≤ 0,01). Респонденты с преобладающей направленностью на себя выше оценивают значимость такого мотива занятий физической рекреационной деятельностью как совершенствование (r = 0,44; р ≤ 0,001).
Выявлена связь между ценностными ориентациями и активностью в различных видах физической рекреации. Высокая значимость ценности «власть и влияние» связана с занятиями единоборствами – боксом, борьбой (r = 0,39; р ≤ 0,001); ценность «здоровье» – лыжными прогулками (r = 0,35; р ≤ 0,01) и спортивными играми (r = 0,34; р ≤ 0,01); ценность «материальный успех» – с занятиями единоборствами (r = 0,48; р ≤ 0,001), атлетической гимнастикой (r = 0,48; р ≤ 0,001) и нетрадиционными видами спорта – боулингом, бильярдом (r = 0,40; р ≤ 0,001). «Межличностные контакты и общение» – с лыжными прогулками (r = 0,38; р ≤ 0,001) и занятиями атлетической гимнастикой (r = 0,37; р ≤ 0,001). «Яркие впечатления от жизни» связаны с активностью средствами спортивных игр (r = 0,32; р ≤ 0,01), атлетической гимнастики (r = 0,32; р ≤ 0,01) и нетрадиционных видов спорта – бильярда, боулинга (r = 0,35; р ≤ 0,01).
Обнаружены связи между самооценкой и занятиями различными видами физической рекреации. Респонденты с высокими показателями самооценки внешней привлекательности предпочитают занятия спортивными играми (r = 0,39; р ≤ 0,001), шейпингом (r = 0,38; р ≤0,001), единоборствами – боксом, борьбой (r = 0,46; р ≤ 0,001), катанием на коньках (r = 0,32; р ≤ 0,01). Высокая самооценка жизненной активности связана с физической рекреационной активностью в сфере спортивных игр (r = 0,59; р ≤ 0,001), единоборств – бокса, борьбы (r = 0,45; р ≤ 0,001) и шейпинга (r = 0,35; р ≤ 0,01). Высокие значения самооценки волевых качеств связаны с активностью в области шейпинга (r = 0,41; р ≤ 0,001) и атлетической гимнастики (r = 0,40; р ≤ 0,001).
Установлено, что лица с высокой самооценкой в большей степени удовлетворены своей физической активностью: это относится к оценке внешней привлекательности (r = 0,33; р ≤ 0,01), успешности в делах (r = 0,32; р ≤ 0,01), жизненной активности (r = 0,33; р ≤ 0,01), волевых качеств (r = 0,46; р ≤ 0,001).
Относительно особенностей темперамента выявлено, что экстраверсия связана с пешими прогулками (r = 0,32; р ≤ 0,01), эмоциональная возбудимость – с занятиями утренней зарядкой (r = 0,32; р ≤ 0,01), спортивными играми (r = 0,35; р ≤ 0,01), боксом, борьбой (r = 0,37; р ≤ 0,001), туризмом (r = 0,33; р ≤ 0,01), занятиями шейпингом (r = 0,43; р ≤ 0,001) и катанием на коньках (r = 0,36; р ≤ 0,001). Респонденты с высоким темпом реакции более активны в занятиях спортивными играми (r = 0,46; р ≤ 0,001), боксом, борьбой (r = 0,38; р ≤ 0,001), туризмом (r = 0,42; р ≤ 0,001) и бильярдом, боулингом (r =0,36; р ≤ 0,001).
Взаимосвязь отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых.
Для выявления взаимосвязи отношения к физической рекреации и самореализации респондентов была использована репрезентативная выборка, в состав которой вошли 60 человек разных социальных групп и пола: 30 мальчиков и 30 девочек.
Физическая рекреационная активность связана с самореализацией в учебной сфере. В частности, показатели рекреационной активности средствами зарядки, спортивных игр и плавания коррелируют с показателямиуспешности учебной деятельности (таблица 1).
Положительное отношение к физической рекреациисвязано судовлетворенностью аспектами учебной деятельности. Обнаружены связи показателей физической рекреационной активности и удовлетворенности учебной деятельностью – это касается занятий единоборствами, плаванием и пешеходными прогулками. Потребность в занятиях шейпингом связана с удовлетворенностью отношениями с одноклассниками; потребность в занятиях туризмом – с удовлетворенностью отношениями не только с коллегами, но и с подчиненными и руководством. Обнаружено, что респонденты с высокой удовлетворенностью физической активностью более удовлетворены учебной деятельностью.
Таблица 1 — Взаимосвязь отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых в учебной и личной сферах (n = 60)
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
1
0,28
0,21
2
0,23
-0,27
3
0,31
0,32
0,25
0,25
0,29
4
0,32
0,33
0,21
0,24
0,24
0,36
5
0,29
0,32
0,37
0,29
0,24
0,21
0,31
0,23
0,48
0,21
0,37
6
0,22
0,23
0,29
0,31
0,34
0,30
0,28
0,24
7
0,24
0,24
0,23
0,24
0,31
0,20
0,34
0,24
8
0,25
0,26
9
0,31
-0,29
0,25
0,24
10
0,47
0,37
0,21
11
0,34
0,28
0,34
0,42
0,39
0,33
0,34
-0,23
12
0,39
0,31
0,37
0,36
0,21
0,44
0,28
13
0,39
0,32
14
0,31
15
0,28
0,25
0,32
16
0,27
0,31
17
0,28
0,21
0,38
18
0,44
0,33
19
0,29
0,32
-0,21
0,22
0,38
0,28
20
0,29
0,22
0,24
0,29
0,22
0,31
0,27
0,23
0,40
0,30
21
0,34
0,33
0,28
0,41
0,24
0,39
0,36
0,29
0,28
0,47
22
0,20
0,28
0,27
0,28
0,33
0,29
0,39
0,33
0,28
0,21
0,47
23
0,25
0,23
0,32
0,24
0,26
0,39
0,44
0,36
0,23
0,24
0,24
24
0,32
0,32
25
0,32
0,21
0,32
0,39
0,47
0,28
0,20
0,33
Виды физической рекреационной активности: 1 – зарядка; 2 – легкая атлетика; 3 – лыжные прогулки; 4 – спортивные игры; 5 – единоборства (бокс, борьба); 6 – плавание; 7 – закаливание; 8 – атлетическая гимнастика; 9 – шейпинг; 10 – нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд); 11 – пешеходные прогулки; 12 – средние значения физической активности. Потребность в занятиях физической рекреацией: 13 – зарядка; 14 – единоборства; 15 – туризм; 16 – шейпинг; 17 – нетрадиционные виды спорта; 18 – пешеходные прогулки. 19 – удовлетворенность степенью физической активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 20 – на результат деятельности; 21 – на удовольствие от процесса; 22 – на самосовершенствование; 23 – на общение; 24 – на вознаграждение; 25 – долженствование. 26 – успешность учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью: 27 –содержанием; 28 – выполнением; 29 – результатом; 30 – общественной значимостью; 31 – организацией труда; 32 – отношениями с одноклассниками; 33 – отношениями с младшими школьниками; 34 – отношениями с учителями; 35 – средние значения удовлетворенности. 36 – удовлетворенность жизнью. Удовлетворенность личной жизнью: 37 – удовлетворенность родителями; 38 – отношениями с противоположным полом; 39 – сексуальной жизнью. 40 – успешность в жизни.
Высокие показатели мотивов занятий физической рекреацией коррелируют как с показателями успешности в учебной деятельности (это касается мотивов, направленных на результат деятельности и совершенствование), так и удовлетворенности ею (особенно тесно высокие значения мотивов занятий связаны с удовлетворенностью взаимоотношениями в процессе учебной деятельности и общими показателями удовлетворенности).
Занятия спортивными играми (стритболом), боксом, борьбой, плаванием, атлетической гимнастикой, шейпингом, закаливанием, а также боулингом и бильярдом связаны с удовлетворенностью респондентов сферой личной жизни.
Высокие значения показателей мотивов занятий физической рекреацией взаимосвязаны с удовлетворенностью в сфере личной жизни.
Таким образом, отношение к занятиям физической рекреацией связано с самореализацией в сферах учебной и личной жизни.
На примере репрезентативной выборки были сделаны выводы о взаимосвязи отношения к физической рекреации и реализации жизненных ценностей.
Физическая рекреационная активность связана с реализацией жизненных ценностей. Самые сильные взаимосвязи выявлены в отношении занятий пешеходными прогулками и средними показателями физической рекреационной активности – с одной стороны, и степени реализации большинства ценностей – с другой (таблица 2).
У лиц с высокой потребностью в занятиях зарядкой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми и пешеходными прогулками в большей степени реализованы ценности здоровья; туризмом и нетрадиционными видами спорта – ценности ярких впечатлений в жизни; спортивными играми и шейпингом – ценности общения; атлетической гимнастикой – ценности автономности.
Высокие значения мотивов занятий физической рекреацией коррелируют с показателями реализации жизненных ценностей, при этом особенно – безопасности, общения и привлекательности. У респондентов с высокой удовлетворенностью степенью физической активности в большей степени реализованы ценности здоровья, личностного роста и общения.
Таблица 2 — Взаимосвязь отношения к физической рекреации и степени реализации старшеклассников жизненных ценностей (n = 60)
продолжение
--PAGE_BREAK--