--PAGE_BREAK--
1.4. Материалы и оборудование, применяемые в аппликации.
Прежде чем начать делать изделия по технике аппликации, следует поближе познакомиться с материалом, с которым предстоит работать, т.е. с бумагой. Для этого сначала следует внимательно присмотреться к обычному листу бумаги. Даже при беглом осмотре его можно увидеть, что бумага состоит из волокон. Причем в одних местах листа эти волокна тоньше и ровнее, в других — толще, со скоплениями и неровностями.
Бумага различается по толщине, водостойкости и иным параметрам. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению изделия, следует выбрать бумагу, подходящую для неё. Для аппликации пригодна глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая, тисненая, гуммированная, бархатная, серебряная и бронзовая бумага.
Г л я н ц е в а я бумага – лучший материал для аппликации. Она ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается. С её блестящей поверхности легко снимается клей.
Н а с т о л ь н а я бумага – плотная, окрашена в мягкие тона, используется не только для вырезания изображений, но и для фона. Работа с ней требует особой осторожности, так как клей и влажные руки оставляют пятна на её поверхности.
М р а м о р н а я бумага – тонкая, блестящая, разводы её окраски напоминают мрамор. От клейстера на ней не остается пятен. Применяется при вырезании ваз, декоративных орнаментов, букв, цифр.
Ш а г р е н е в а я бумага бывает как плотной, так и мягкой, рисунок на ней напоминают измятую бумагу. В аппликации используется не часто, когда вырезают стволы деревьев, ветки, заборчики, землю.
Т и с н е н а я бумага – плотная, прочная, с рельефным рисунком. В аппликации применяется выборочно. Она служит для выполнения таких изображений, как крыша, корзина, мебель, буквы, цифры.
Б а р х а т н а я бумага отличается насыщенностью и глубиной тона, плотностью, имеет бархатистую поверхность. Она с трудом режется, на сгибах ломается. Из бархатной бумаги нельзя вырезать сразу несколько изображений. Бумага плохо приклеивается, поэтому требует густого сильного клея, например, казеинового или синтетического. Необходимо помнить, что любые механические воздействия на лицевую поверхность портят её: образуется белесые вмятины. Детали рисунка будущей аппликации можно рисовать только на обратной стороне бархатной бумаги. Во время работы с ней надо следить, чтобы клей не попадал на её лицевую сторону. Поэтому использовать бархатную бумагу на занятиях не рекомендуется. Но эта бумага является прекрасным декоративным материалом. Она широко применяется для праздничных оформлений: вырезания букв, цифр, знаменательных дат, заголовков на стендах разного содержания.
С е р е б р я н а я и б р о н з о в а я бумага окрашена алюминиевой или бронзовой краской. Это ломкие сорта бумаги, их нельзя сгибать. Применяется в тех же целях, что и бархатная, кроме того, используется в аппликации на елочных украшениях, флажках, в хохломском орнаменте..
Следует назвать еще один сорт бумаги – это г у м м и р о в а н н а я бумага. С одной стороны она окрашена в яркие привлекательные тона, а с другой – проклеена гуммиарабиком. Эта бумага не всегда хорошо приклеивается, поэтому её лучше использовать в качестве фона. Не рекомендуется также для аппликации ф о л ь г а. Она может применяться только при оформлении елочных игрушек.
В качестве фона для аппликации широко используются ч е р т е ж н о – р и с о в а л ь н а я бумага, н а с т о л ь н а я, п л о т н а я о б е р т о ч н а я, к а р т о н. Рисовальная бумага плотная, прочная, с шероховатой поверхностью. На нее хорошо приклеивается аппликация. Оберточная отличается гигроскопичностью, она размокает от клея. Эта бумага обычно окрашена в мягкие тона, она чаще применяется как фон.
К а р т о н о м принято называть толстую, очень твердую бумагу. В продажу картон поступает под номером. Чем легче и тоньше лист картона, тем меньше его номер. Картон чаще всего окрашен в приглушенные серые, голубые, сиреневые, розовые и коричневые тона. Если аппликация выполняется на картоне, по окончании работы обратная сторона его оклеивается писчей, обойной или оберточной бумагой, чтобы картон не коробился. Аппликация высушивается под тяжелым грузом.
В продаже имеется большой ассортимент бумаги, которую можно применять в аппликации. Но, кроме этого, можно использовать цветные обложки ученических тетрадей, оберточную бумагу, вырезки из цветных плакатов, иллюстраций, гладкую обойную бумагу и т. п. Иногда бумагу окрашивают в требуемый цвет.
Кроме материала, в качестве которого выступают различные виды бумаги и картон, потребуются некоторые инструменты и приспособления. К их числу относятся ножницы, клей, кисточки, краски, чистая салфетка.
Для изготовления аппликации необходимыми материалами являются к л е й и к л е й с т е р. От их свойств во многом зависят качество аппликации, её прочность, внешний вид. Клей и клейстер должны отвечать определенным требованиям: хорошо склеивать поверхности, быстро высыхать. Клей не должен оставлять пятен и обесцвечивать бумагу. Широко применяются синтетический, казеиновый клей и клейстеры. Не рекомендуется употреблять силикатный клей, так как он оставляет следы и обесцвечивают окрашенную бумагу. Клейстер лучше всего варить самим. Он приготовляется из картофельного, кукурузного крахмала или из низких сортов пшеничной муки. Непригодна для клейстера крупчатка. Следует помнить, что клеящие свойства клейстера проявляется только в течение 8-10 часов с момента варки, а по истечении этого срока он становится водянистым или загустевает, т.е. непригодным к работе.
Ножницы необходимы при работе в технике аппликации. При их помощи будут выполняться или вырезаться определенные заготовки и формы из картона и бумаги. Желательно взять ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. По длине ножницы могут быть различной длины (от10 до 20см). При использовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ножницами, передавать ножницы за сомкнутые лезвия, класть ножницы на стол так чтобы они не свешивались со стола и не упали кому-нибудь на ноги. После работы ножницы убирать в коробки или подставки кольцами вверх.
Следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки, если деталь объемная и её надо приклеить на какую-то основу, то подойдет кисточка большого размера. После работы необходимо тщательно промыть кисточки. Хранить кисточки
лучше в вертикальном положении, ворсом вверх
В случаях, когда поделку конструируют с использованием клея, следует заранее приготовить салфетку для промокания места склеивания детали. Салфетка должна быть чистой, легко впитывающей влагу, мягкой по фактуре. После занятий салфетку необходимо постирать и высушить.
Глава
II
. Методика обучения технике аппликации в начальной
школе.
2.1. Аппликация из бумаги как средство эстетического
воспитания школьников.
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.
В системе по эстетическому воспитанию детей школьного возраста начальных классов большое место на уроках технологии должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Аппликация – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Различают следующие виды аппликации:
1. По содержанию:
— предметная;
— сюжетная;
— декоративная.
2. По количеству используемых цветов:
— силуэтная (монохромная);
— цветная (полихромная).
3. По форме:
— геометрическая;
— не геометрическая.
4. По способу изготовления деталей:
— резанная;
— рваная.
5. По количеству деталей:
— целая силуэтная;
— раздробленная на части;
— мозаика.
6. По способу крепления деталей:
— однослойная;
— многослойная.
Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Структура занятия по аппликации представляет собой:
- В в о д н а я ч а с т ь.
Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.
— О с н о в н а я ч а с т ь (практическая).
Именно в практической части урока происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
— З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь.
Происходит сравнение работ, похвала. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Аппликация тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги:
— сгибание;
— резанье;
— разрывание и обрывание;
— наклеивание.
Таким образом, аппликация содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку.
Различают следующие виды разметки на бумаги:
— на глаз;
— по трафарету;
— по шаблону;
— на просвет;
— через копировальную бумагу;
— сгибанием.
Значение занятий аппликацией для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Школьники в начальных классах на уроках технологии овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Главная задача в эстетическом развитии посредством аппликации — это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине — это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Воспитание — это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности — сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель — то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели — основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать, возможно, опять же лишь в деятельности.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие — это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, выраженных посредством аппликации, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Дети школьного возраста в начальных классах, как правило, не могут верно, оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки» (по технике аппликация).
Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках труда. Правда, время на их изготовление ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходиться переносить на внеурочные занятия, где имеется значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Кружковая работа должна быть тесно связана с уроками труда и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и кружковые занятия имеют одни и те же цели и задачи – всестороннее и гармоничное развитие детей в процессе их деятельности.
Изготовление поделок имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление, память. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумием,
оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка точного соблюдения устройства поделки, копирования её там, где есть возможность внести конструктивные изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы её построения.
Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает младших школьников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, подарены на день рождения, к празднику своим родителям, учителям, друзьям. Организация занятий по изготовлению подарков, сувениров требует особой подготовки. Прежде всего, необходимо объяснить школьникам значимость такого труда. Учащиеся должны учиться работать не только и не столько для себя, но и на общее благо, и не только выполнять изделие, но и сделать его качественно, хорошо, ведь их труд будет оцениваться другими.
Ученик радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетает ввысь и т.д. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к дальнейшему успешному обучению в школе.
Конструируя из цветной бумаги, младшие школьники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали.
Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалено, напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.
Внеклассные занятия являются составной частью всей учебно-воспитательной работы в школе, поэтому, приступая к их организации, прежде всего, необходимо составить четкий план работы на четверть, полугодие, год, он должен обязательно учитывать возраст детей, знания, умения и навыки, получаемые ими на уроках труда. В плане следует наметить темы экскурсий, бесед, рассказов, инструктажей, практических заданий, предусмотреть наличие необходимых материалов и инструментов. В каждую тему надо включить несколько видов изделий, что даст возможность при необходимости заменить как материалы, так и практические задания.
В учебном процессе возможны изменения. Они зависят от ряда конкретных причин. Например, учащиеся проявили большой интерес к каким-либо самоделкам, в таком случае можно увеличить время на их изготовление, или, наоборот уменьшить, если он не вызывает интереса.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени- 90 %. Занятия проводят в рабочей комнате, которая оборудована наглядными пособиями, раздаточным материалом, технологическими картами, стендами и шкафами с образцами поделок, хорошо проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
За каждым учащимся закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты.
Дети любят мастерить. В этом им помогают родители, но, как правило, эта работа не имеет целевой направленности, поэтому целесообразно познакомить родителей с планом кружковой работы, рассказать о значении и задачах не только уроков труда, но и внеклассных занятий. Тесная связь семьи и школы будет способствовать трудовому обучению и воспитанию школьников.
Некоторые виды работ дети выполняют дома, например изготовление
сувениров к празднику и т.д. Внеклассные занятия необходимо строить с учетом этих факторов, акцентировать внимание учащихся не на изготовлении конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку.
Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к занятиям. То есть необходимо помнить, что внеклассные занятия должны строиться с учетом интересов учащихся — в этом их главное отличие от уроков трудового обучения.
При организации занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности, склонности, возрастную группу учащихся, материально-техническую базу. В группе должно быть 10-15 человек. С большим количеством учащихся трудно осуществить индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения.
В процессе работы значительную роль играет степень подготовленности детей, знания, умения и навыки, полученные ранее в школе или дома. На них надо опираться, развивать и совершенствовать.
Продолжительность занятий зависит от возраста кружковцев. Для детей 6-7 лет они длятся 30-40 минут, 7-8 лет продолжительность увеличивается до 60 минут, 9-10 летние дети могут заниматься до 90 минут. Продолжительность занятия увеличивать не рекомендуется, чтобы избежать перегрузки учащихся.
В начале каждого занятия обязательно сообщаются общетеоретические сведения, расширяющие политехнический кругозор детей. Рассказ, беседа, объяснение занимают не более 15-20 процентов учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, строго должен учитываться принцип научности.
Руководитель кружка опирается на знания детей, полученные на уроках трудового обучения. Внеклассные занятия призваны расширить эти знания, дополнить их, совершенствовать умения и навыки. Поэтому руководителю кружка необходимо познакомиться с программами по трудовому обучению в I–IVклассах.
Выбор изделий для практической работы зависит от подготовки учащихся, их возраста. Дети 6-7 лет выполняют простейшие изделия, старшие ребята выполняют более сложную работу. Принцип «от простого — к сложному» необходимо соблюдать и на внеклассных занятиях. Выбор объекта труда зависит от конкретных условий, материально-технической базы, опыта педагога, подготовленности школьников.
Самое главное — в работе с детьми не должно быть однообразия, поэтому на занятиях лучше предлагать различные виды поделок.
Необходимо отметить, что изделия, выполняющиеся на внеклассных занятиях, не должны дублировать те, которые школьники делают на уроках, Если тот или иной вид работы понравился учащимся, им можно заняться в свободное время
Программа по труду в начальных классах построена таким образом, что предусмотрена преемственность, необходимая для изучения более сложного материала. Учитель, руководитель кружка, должен помнить, что нельзя давать учащимися трудновыполнимую работу; это вызывает у них неуверенность в себе, а в конечном итоге – нежелание трудиться, отвращение к работе. Слишком легкие задания приучают работать без напряжения, усилий, в результате они не приучаются к преодолению простейших трудностей. Трудовые задания должны быть посильными для детей и в то же время — это самое главное — служить укреплению их здоровья, развивать физически, умственно.
Организуя внеурочную работу, следует учитывать пожелания учащихся, тогда на такие занятия они идут охотнее, лучше трудятся, с большей заинтересованностью.
Целесообразно в рабочей комнате иметь постоянно действующую выставку или выставлять выполненные изделия. Дети видят результат своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.
Заключительной формой внеклассных занятий служит итоговая выставка творческих работ детей, к отбору экспонатов на которую необходимо активно привлекать самих кружковцев. Экспонируются обычно лучшие образцы, но желательно, чтобы среди них были поделки всех участвовавших в работе школьников.
Учет знаний детей на внеклассных занятиях не проводится, ведется лишь журнал посещаемости.
К концу года дети должны уметь:
— начальные сведения о бумаге, о её видах, свойствах;
— иметь представление о декоративно — прикладном искусстве – аппликация;
— композиционно правильно располагать изображения;
— составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и
растительных форм;
— использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое
и гармошкой;
— сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного
образа;
— правильно держать ножницы и пользоваться ими;
— в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
— в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничеств;
и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива
— изготавливать сувенирные изделия;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по кружку «Очумелые ручки» (по технике аппликация).
№
ТЕМЫ
Кол-во
часов
п/п
ЗАНЯТИЙ
Общ.
1.
Вводное занятие
1
2.
Материалы для выполнения поделок по технике аппликация
1
3.
Характеристика видов бумаги
1
4.
Окраска бумаги
1
5.
Приемы изготовления поделок по типу аппликации
2
6.
Выбор натуры, сюжета, узора
1
7.
Составление эскиза аппликации
1
8.
Предметная аппликация
3
9.
Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги
2
10.
Вырезание многоцветных аппликаций
2
11.
Вырезание части из изображения и подклеивание под нее подкладки
2
12.
Декоративная аппликация
3
13.
Декоративная аппликация с подклеиванием канта
2
14.
Национальные орнаменты в декоративной аппликации
2
15.
Сюжетная аппликация
3
16.
Аппликация из бумаги в оформительских работах
2
17.
Итоговое занятие. Выставки поделок
1
ВСЕГО:
30
продолжение
--PAGE_BREAK--
2. 3. Планы конспектов уроков по технике аппликации.
У Р О К 1.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Познакомить учащихся с историей ножниц;
2. Повторить способы аппликации;
3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос;
4. воспитывать аккуратность и терпение;
5. прививать навыки культуры труда;
6. развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО — магнитофон и кассета (веселая музыка, «Танец маленьких лебедей» П.И. Чайковского).
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Р е к о м е н д а ц и и: выполнение ажурных аппликаций из бумаги лучше осуществлять парами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при парной работе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит и поправит второй. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и помогает их дружбе.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. И з у ч е н и е н о в о г о м а т е р и а л а.
1.Б е с е д а «Что могут ножницы?».
Откройте учебник, с.19. Какие инструменты изображены? Для чего они нужны?
У ч и т е л ь. Ножницы – это инструмент для резания тонких материалов.
Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие лезвия. Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.
Такими ножницами режут бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.
Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.
Ножницы садовник – секатор.
Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.
Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они легкие, с прямыми и особенно острыми лезвиями.
Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленные концы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать, например, портновскими ножницами. А сколько времени ушло бы на стрижку маникюрными?
Очень важно правильно выбрать рабочий инструмент. Для выполнения изделий, предложенных в учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.
Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Ими будет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.
4) Ч т е н и е р а с с к а з а из истории ножниц ( с. 19 учебника ).
5) П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Рассмотрите фигуру петушка на с. 20.
Как при помощи ножниц можно сделать ажурного петушка?
( Нарезать полоски белой бумаги и склеить из них.)
Как можно сделать такие завитки? ( Взять полоски разной длины, например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)
Каким еще способом можно получать такие ажурные завитки? ( Можно склеить длинную полоску, например, 20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить. Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокруг пальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)
Как получить форму капли? ( Нужно или клеить сразу капли, или придать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте
Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.
Работайте в парах.
Игра « Театр пальчиков ».
Парта – это сцена, а артисты- ваши пальчики.
Первый номер нашего концерта- балетный номер. ( Включает музыку «Танец маленьких лебедей ».)
Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки. Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцы совершают танцевальные движения. В конце
балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, и убегают.
Второй номер- русский танец.
На сцену выходят большой и указательный пальцы. Они под музыку начинают танцевать русский танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседаний пальцы сгибаются и выпрямляются, их кончики соединены и расположены на поверхности стола. Во время прыжков кончики пальцев разводятся в стороны, а затем опять соединяются.
Третий номер – акробаты ( пальцы изображают акробатов).
Последовательность выполнения аппликации « Петушок»:
1.Взять коробку от конфет, вырезать и вклеить в нее фон.
2.Нарезать полоски белой бумаги шириной, равной глубине крышки коробки от конфет.
3.Склеить круглую головку из кругов.
4.Склеить туловище в виде капли.
5.Склеить три больших капли для хвоста.
6.Соединить голову, туловище и хвост.
7.Склеить гребешок, бородку, нос и приклеить к петуху.
8.Приклеить ноги и жердочку к ногам.
9.Вклеить петуха в коробку.
Обратите внимание, что надо соблюдать пропорции тела петуха. Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.
Приготовьте коробку с фоном для петуха.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.
Петух.
III. И т о г у р о к а.
Посмотрите на наших готовых петухов. Какое впечатление осталось у вас от этой работы?
Давайте оценим ваши фигурки.
Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя, из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много веселых игрушек. Учитель показывает детям рисунки.
Приводите в порядок рабочее место.
Урок закончен.
IV. Д о м а ш н е е з а д а н и е: прочитать текст ( с. 22 в учебнике), рассмотреть картинки, посчитать оси симметрии и уточнить их расположение.
У Р О К 2.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Повторить симметрию и асимметрию;
2. Повторить способы аппликации;
3. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: симметричные вырезки, пример симметричного вырезывания на большом листе, карандаш, цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО — магнитофон и кассета с записями звуков природы; большое прямоугольное зеркало.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Р а б о т а п о т е м е .
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
Покажите ваши ажурные аппликации. Сегодня наш класс превращается в филиал музея изящных искусств. Какие красивые поделки вы изготовили!
2. Р а с с к а з об истории вырезывания.
Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство – вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов и окон, фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.
Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.
Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.
В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты Ф. И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.
Искусство силуэта привлекало и художников XX века М. В. Добужинского, К. А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г. И. Нарбут, Н. В. Ильин, Е. С. Кругликова.
Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Откройте учебник на с.22.
— Что вы заметили в изображении насекомого? (Изображение имеет ось симметрии.)
- Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам, две части совпадут.)
— А как проверить, не сгибая? ( Приложить зеркало.)
Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно получить, если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)
Рассмотрите изображения насекомых на картинке.
У какого насекомого одна ось симметрии? (нет таких.) Где одна ось симметрии? (на изображении паутины.)
У какого насекомого 2 оси симметрии? (у клопа-солдатика.)
Чем отличается вырезывание паук и клопа? ( При вырезывании клопа надо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)
Ф И З М И Н У Т КА
Жук.
Мы с вами рассмотрели всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинку и приклеить на лист бумаги.
А л г о р и т м выполнения задания:
1. Рассмотреть насекомое.
2. Определить количество осей симметрии.
3. Сложить листок бумаги по осям симметрии.
4. Нарисовать рисунок по образцу в учебнике, с. 22.
Придумайте, где будут жить жуки, пауки, бабочки – на лужайке с цветами, на кустике и т.д.
При вырезывании соблюдайтеТ Е Х Н И К У Б Е З О П А С Н О С Т И
III. И т о г у р о к а.
Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложная и кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.
Приводите в порядок рабочее место.
Урок закончен.
IV. Д о м а ш н е е з а д а н и е: прочитать и подумать, как сделать аппликацию на с.23.
У Р О К 3.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: АППЛИКАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИММЕТРИЧНОГО И
КОНТУРНОГО ВЫРЕЗЫВАНИЯ.
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Повторить контурное вырезание;
2. Повторить симметрию;
3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: образцы вырезанных деревьев, цветов, кустов, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО — магнитофон и музыкальные записи со звуками природы, счетные палочки, стаканчики от йогурта.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2.М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Р е к о м е н д а ц и и: для начала надо предложить сложить лист бумаги пополам, нарисовать контур, например, половины елочки и вырезать. Далее учитель просит нарисовать и вырезать елочку пошире, потом повыше. На следующем этапе вырезать елочку, не рисуя контур. А как изготовить другие деревья, дети должны догадаться сами.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Р а б о т а п о т е м е .
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
Кто подумал, как делается аппликация на с.23? Какой вид аппликации?
III. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а .
Откройте учебник на с.23. Тема нашего урока – вырезывание контура изображения. Сначала будем вырезать просто изображение деревьев.
Вырежьте контуры нескольких деревьев, сделайте аппликацию. Как изобразить в аппликации отражение деревьев в воде? Обратите внимание, какие контуры у деревьев, у травы, солнца, как показать берег.
Ф И З М И Н У Т К А
К о н к у р с на лучшее название аппликации. (Дети предлагают варианты. Лучшее название принимается голосованием.)
Закончите построение композиции, приклейте вырезанные фрагменты.
IV. И т о г у р о к а.
Расскажите как вы выполняли работу над аппликацией.
V. Д о м а ш н е е з а д а н и е: прочитать учебник, с.24-25, составить план выполнения работы.
У Р О К 4.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Закрепить технику симметричного вырезывания;
2. Повторить симметрию;
3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: баночки, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2.М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Р е к о м е н д а ц и и: повторить с детьми симметричное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, вырезание гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно больше детей; побуждать к самостоятельному планированию работы.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Р а б о т а п о т е м е .
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
III. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Откройте учебник, с.24.
Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных баночек.
Какую технику применим для такого «наряда»? (симметричное вырезание.)
Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезании гирлянд и снежинок.)
Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперь поиграем в игру « Лестница к мастерству». Вы уже знаете, как составляется план работы, каждый пункт – это ступенька лестницы.
1) Выбрать цветную бумагу.
2) Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.
3) Сложить бумагу в 3 раза.
4) Отметить высоту баночки
5) Нарисовать узор.
6) Вырезать узор.
7) Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.
Выполняем наряд для баночки по плану.
А как сделать баночку по плану.
1. Взять оранжевую, желтую или коричневую бумагу, отмерить ширину баночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.
2. Сложить пополам, нарисовать половину лица и волосы.
3. Вырезать лицо и волосы.
4. Развернуть бумагу, ко дну баночки подклеить темную бумагу.
5. Обклеить баночку белой стороной вверх и расправить волосы.
IV. И т о г у р о к а.
Сегодня вы сделали очень красивые наряды для баночек. А как можно сделать другие баночки с зелеными веточками? (надо взять двухстороннюю бумагу или склеить одностороннюю белой стороной внутрь.)
Как получить одинаковые кружева для отделки? ( Сложить бумагу гармошкой и вырезать.)
Дома вы нарядите небольшую бутылочку из- под кетчупа, сока или воды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали, а может, невеста в фате.
На след. уроке мы устроим выставку «На прогулке». Приведите в порядок рабочее место. Урок окончен.
V. Д о м а ш н е е з а д а н и е: повторить правила техники безопасности на
с.5 продолжение
--PAGE_BREAK--