Содержание
Введение
Глава 1. Современныесредства обучения, применяемые на уроках технологии
1.1 Классификация средствобучения
1.2 Использованиеэлектронных средств обучения на уроках технологии
Глава 2. Методическиерекомендации по использованию электронных средств обучения на уроках технологиипри изучении раздела «Технология обработки древесины»
2.1 Программа раздела «Технология обработкидревесины»
2.2 Планы-конспектызанятий при изучении раздела «Технология обработки древесины»
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Нашеобщество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когдаобразование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях,которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначноеще не сформулированы.
В школе«Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научныезнания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая ихиспользование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и другихнаправлениях деятельности человека.
Но сферавоздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое иестественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета«Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи:сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственныххозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям,предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейсясоциально-экономической среды России.
Процесструдового обучения сложен и многообразен. Методика трудовой подготовки — одноиз самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовкапрофессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет,надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач,обусловленные недостаточной проработкой методологических основ.
Такимобразом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем егометодической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решенияучебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) витого длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоениядостижений педагогической науки. Ясно, наверное, сколь важна втораясоставляющая.
Такимобразом, сложилось противоречие между стремлением педагога довести весьпрограммный материал до учащихся и выбором современных электронных средствобучения, применения на уроках технологии.
Стремлениенайти пути разрешения указанного противоречия определило проблемуисследования- выявление наиболее эффективных методов использования электронных средствобучения.
Актуальностьи практическая значимость обусловила выбор темы: «Методика использованияэлектронных средств обучения на уроках технологии».
Объектисследования – электронные средства обучения.
Предметисследования – использование электронных средств обучения на уроках технологии.
Цельисследования — выявление наиболее эффективных средств обучения на урокахтехнологии и разработка методической системы использования электронных средствобучения.
Анализтеоретических исследований по проблеме и изучение педагогического опытаиспользования электронных средств обучения в массовую школьную практикупозволили выдвинуть гипотезу исследования, которая состоит в предположении, чтоиспользование современных электронных средств в учебно-воспитательном процессепо технологии повысит качество знаний и умений учащихся по данному предмету,будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы, если разработанаспециальная методика использования электронных средств при обучении технологии.
Исходя изпоставленной цели исследования, определения его объекта, предмета и гипотезы былисформулированы следующие задачи:
Длядостижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой былиопределены следующие задачи исследования:
1. Изучитьсовременное состояние проблемы в психолого-педагогической, методической испециальной литературе.
2. Определитьсостояние применения электронных средств обучения в практике преподаваниятехнологии.
3. Выявитьпсихолого-педагогические и технические методы использования электронных средствпри обучении технологии.
4.Разработать методику использования электронных средств при обучении по разделу«Технологияобработки древесины».
Теоретико-методологическуюоснову исследования составили: — на методологическом уровне: системный,личностно-ориентированный, ценностно-деятельностный: Н.Д. Андреева, Ю.К.Бабанский, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И.Ефимов, и др.
— напсихолого-педагогическом уровне: Е.Д. Божович, Н.Е. Кузнецова, В.В. Сериков,И.Э. Унт, И.С. Якиманская;
— начастно-методическом уровне П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский,А.Я. Герд, В.Ф. Зуев, Б.Д. Коммисаров, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, В.В.Половцов;
Для решения поставленныхзадач использован теоретический метод анализа психолого-педагогическойлитературы.
Теоретическаязначимость данной работы заключается в том, что разработана и научно обоснованаметодика проведения уроков технологии с использованием электронных средств.Практическая значимость данной работы заключается в создании и реализацииметодики использования электронных средств при обучении технологии; разработкепрограммно-методического комплекса «Технология обработки древесины», ориентированногона широкое использование в практике школьного курса технологии. Данырекомендации по применению электронных средств обучения в общеобразовательныхучреждениях.
Структура работы:курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, спискаиспользованной литературы и приложения. Объем работы 35 страниц компьютерноготекста (без приложения).
Глава 1. Современные средства обучения,применяемые на уроках технологии
1.1 Классификациясредств обучения
Средстваобучения — это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятсянаглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства(ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другиесредства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальныеобъекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы,являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выборсредств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методови условий учебного процесса. Основные функции средств обучения — этоинформационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификациидидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидактаВ.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменятьдействия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простыесредства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Простые визуальныесредства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложныесредства 3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные:звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения:лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы,телекоммуникационные сети.
Простыесловесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют древнюю историю.Главные среди них — учебники. Следует напомнить, что функция учебника не толькопредъявить информацию, но и управлять познавательной деятельностью, работой сней. Среди словесных средств большое значение имеют раздаточные материалы. Ониимеются по всем основным предметам и представляют набор заданий, упражнений,схем.
Основнаяфункция визуальных средств — демонстрация явлений, процессов. Демонстрироватьможно реальные объекты. Так, в Лондоне учебный отдел на знаменитом лондонскоммосту знакомит с ним школьников. Любое производство, объект, где возможнаэкскурсия, является средством обучения. Но подавляющее большинство наглядныхсредств — это модели, макеты, рисунки, карты. Их главная задача — обеспечитьвосприятие информации и стимулировать учебную деятельность.
Среди сложныхсредств (ТСО) группы 3,4,5 представляют механические и электротехническиеустройства. От учителя требуется знать их возможности и методику их примененияв изучении своего предмета. ТВ и видеотехника как дидактические средства имеютбольшие возможности не только в демонстрации материала, но и в организацииучения. Однако дидактические аспекты применения сложных электронных систем ещенедостаточно изучены.
Шестая группасредств обучения, по В.Оконю, представляет сложные электронные устройства ителекоммуникационные сети. Развитие информатики, их создание и быстрый прогрессдали толчок информатизации образования и породили направление в науке — педагогическую информатику. Информатизация образования — часть информатизацииобщества, процесса, который принял характер информационного взрыва илиреволюции с середины 20 века, что дает основание характеризовать современноеобщество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческойдеятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность винформации и в средствах для ее производства, обработки, хранения ииспользования.
C точкизрения управления учебным процессом все обучающие системы можно разделить надва класса:
1. класс:обучающие системы, в которых управление процессом обучения возложено напользователя. Содержит изложение учебной дисциплины или ее раздела всоответствии с ее логикой на машинном носителе в текстовом и графическомформатах. Обучающие системы данного класса отличаются между собойфункциональностью, свойствами, способами их реализации и делятся на следующиеподклассы:
1.1.Электронные учебник или методическое пособие с последовательной структурой –можно рассматривать как электронную копию традиционного печатного учебника илипособия. Структура представления материала на машинном носителе являетсяпоследовательной.
1.2.Электронные учебник или методическое пособие с гипертекстовой структурой –Представление учебной дисциплины на машинном носителе имеет гипертекстовуюструктуру.
1.3.Полнотекстовая база данных — Имеется возможность обращения по ссылкам вавторском изложении учебной дисциплины к оригинальным текстам других авторов.Как авторский текст, так и тексты других авторов могут иметь гипертекстовуюструктуру представления на машинном носителе.
1.4.Электронная библиотека – система, управляющая комплексом электронныхучебно-методических материалов различного класса по различным учебнымдисциплинам, позволяющая обучаемому выполнять поиск информации (поиск поключевым словам, поиск по предметной области) пространство поиска должнодопускать расширение, причём необходима организация взаимодействия ссоответствующей библиографической системой.
1.5.Мультимедийные электронные учебник или методическое пособие – Изложение учебнойдисциплины полностью выполнено или дополнено изложением в аудио, видеоформатах. Данная система позволяет обучаемому наблюдать динамику изучаемыхявлений и изменять параметры этой динамики. Система может обладать всеми илинесколькими свойствами полнотекстовых баз данных.
1.6.Электронные учебник или методическое пособие со средствами рубежного контроля –после каждого раздела учебной дисциплины системой формируется оценка, котораяявляется основой для самоконтроля обучаемого. Система может обладать всеми илинесколькими свойствами мультимедийных систем.
2. класс:обучающие системы, самостоятельно управляющие учебным процессом. Содержитизложение учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с ее логикой намашинном носителе в текстовом, графическом, аудио, видео форматах. В концекаждой порции изложения учебной дисциплины в данных системах обучаемомупредоставляются проверочные задания. В отличие от систем первого класса, вданных системах ответы и действия обучаемого влияют на дальнейший ход процессаобучения. Степень управления учебным процессом напрямую зависит от степениадаптации системы под конкретного обучаемого, поэтому обучающие системы данногокласса разделяются на подклассы по степени их адаптивности и способамиреализации адаптации:
2.1.Автоматизированная обучающая система (АОС) с линейной моделью обучения –Структура представления материала на машинном носителе являетсяпоследовательной. В зависимости от результатов проверки обучаемомупредоставляется очередная (следующая) порция учебного материала, либо онвозвращается к дополнительному изучению предшествующей порции. Система можетобладать всеми или несколькими свойствами мультимедийных систем 1 класса.
2.2.Автоматизированная обучающая система (АОС) с разветвленной моделью обучения –Для каждой порции учебной дисциплины в системе задано несколько вариантовизложения материала, различающихся по степени подробности, глубине изложения, атак же несколько вариантов предлагаемых в конце каждой порции проверочныхзаданий с различными уровнями сложности. Данная система адаптируется поглубине, степени подробности изложения изучаемого материала и сложностипроверочных заданий, что позволяет ей формировать индивидуальную траекториюобучения. Реализуется параметрическая и структурная адаптация.
2.3.Автоматизированная обучающая система (АОС) с адаптацией по форме изложения –Обучаемый имеет возможность выбирать форму изложения учебной дисциплины:преимущественно или текстовая, или графическая, или аудио, или видео форма.Система может обладать всеми или несколькими свойствами АОС с разветвленноймоделью обучения.
2.4.Автоматизированная обучающая система (АОС) с адаптацией по логике изложения –Контроль обучаемого осуществляется на основе сопоставления моделей о предметнойобласти учителя (эталонной модели) и обучаемого. В данных системах реализуетсяструктурная адаптация. Реализуется параметрическая и структурная адаптация.
2.5.Мультиагентная автоматизированная обучающая система (АОС) с адаптацией пообъекту и целям обучения – управление учебным процессом осуществляетсяколлективом агентов, каждый из которых в отдельности обладает всеми свойствамиобучающих систем предыдущих подклассов. Коллектив агентов составляется каждыйраз под конкретного обучаемого, под его цели обучения.
Такимобразом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменениюсущественных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя иученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации,интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделироватьпроцессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и другое.Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможностьдиагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика. Следуетсказать, однако, что масса учителей, несмотря на стремительное развитиеинформационных технологий, не готова к переходу от классно-урочной формы обученияи от объяснительного традиционного обучения к использованию информационныхтехнологий в образовании. Электронная техника пока используются в основном каквспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютери новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесси, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения. Тем не менее,в стране очень многое делается для внедрения в образовательные процессыинформационных технологий и для обучения учителей в этой области.
1.2 Использованиеэлектронных средств обучения на уроках технологии
Какое местоотводится технологии в списке школьных предметов? Уж, конечно, не первое. А каксделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на уроктехнологии и выполняли домашнее задание с интересом и творчески? Перевести свойпредмет из разряда второстепенных в число любимых нам поможет применениенетрадиционных форм проведения уроков с использованием электронных средствобучения. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят«поиском истины» и стимулировать их активность и творчество.
В процессеобучения преподаватель использует не только различные формы и методы, но исредства обучения. Для реализации дифференцированного подхода можноиспользовать как обычные учебные и учебно-методические пособия, так иэлектронные обучающие средства, которые являются важным элементом организацииучебного процесса.
Компьютерхотя и является объектом технической среды обитания, но очень удачно входит всинтез с традиционной, природной средой обитания эстетического цикла школьныхпредметов, гармонично дополняет его и значительно расширяет возможности дляинтенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства ихудожественного творчества. Исторически педагогика всегда использовала в своейдеятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачиинформации), и их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтомуиспользование компьютера как самого совершенного информационного средства,наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона,телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить кформированию познавательной активности учащихся на уроках технологии.
Электронныеобучающие средства должны соответствовать определенным требованиям. Кроме того,электронные учебники обладают рядом преимуществ, связанных с новымиинформационными технологиями:
— использование средств мультимедиа, позволяющих обрабатывать не только числовуюи текстовую информацию, но и звуковую, графическую, видео. Человек на 90%воспринимает информацию через зрение и слух. Визуальная технология повышаетнаглядность обучения за счет графической формы представления информации,поэтому восприятие учебного материала происходит быстрее и полнее, чем ввербальной или знаковой форме;
— реализацияобъектно-ориентированной технологии, позволяющей упростить процессвзаимодействия человека с компьютером посредством управления экраннымиобъектами;
— применениесовременных технологий информационного поиска;
— наличиеэлементов экспертных и интеллектуальных систем.
Электронныеобучающие средства позволяют учащимся усваивать программу с индивидуальнойскоростью, в зависимости от способностей и подготовки. Учебный материал обычноразбивается на две части — для обязательного и для углубленного изучения.
Используяэлектронные учебники, преподаватель освобождается от многих рутинных операций,получает возможность тестировать и диагностировать учащихся, отслеживатьдинамику обучения и развития практических навыков.
Электронныеобучающие средства можно классифицировать следующим образом:
— демонстрационные;
— обучающие;
— тестирующие;
— контролирующие;
— программы-репетиторы;
— тренажеры;
— имитационные и моделирующие (создающие проблемную среду обучения);
— дидактические игры и др.
Разработчикамипрограммных средств создано большое количество электронных обучающих средств,работающих в разных операционных средах и предназначенных для разных моделейкомпьютеров. Школьные учителя широко используют обучающие программы напрактических занятиях.
В последнеевремя находят широкое применение во всех предметах школьного курса тестовыезадания. Их использование становится особенно актуальным в период перехода кединому централизованному тестированию учащихся школ, при итоговой аттестации ипоступлении в вузы. Для формирования у учащихся познавательной активности исамостоятельности на уроках технологии разрабатываются тестовые задания,которые позволяют:
а) засравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительногообъёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;
б) оперативнополучить результаты опроса (контролирующая функция);
в) закрепитьу учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное ивторостепенное, установить логическую связь между предметами и явлениями(обучающая функция);
г) обеспечитьиндивидуальное развитие ребёнка (примерные задания для проверки знаний яразработала для оценки результатов обучения по образовательной области“Технология” (направление “Обслуживающий труд”).
Содержаниетестовых заданий охватывает основные разделы программы для учащихся 5-9классов. Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:
выбор одногоили нескольких правильных ответов из предложенных вариантов (уровеньузнавания);
заполнениепропусков в предложенном тексте (уровень воспроизведения);
установлениесоответствия;
установлениеправильной последовательности действий.
Оцениваядеятельность учащихся на уроке, учитель постоянно попадает в цейтнот.Недостаток времени ощущается потому, что если учащийся сдаёт изделие, то егонеобходимо рассмотреть (этап получения информации об изделии), чтобы ответитьна вопросы, касающиеся аккуратности, применимости по назначению; затем провестиметрические измерения при необходимости; затем прокомментировать логикуопределения балла и, наконец, поставить оценку в журнал. На это потребуетсяоколо 30-40 секунд на одного ученика. Имея минимум, наполняемости групп, т.е.15 учащихся, в целом на уроке потребуется пожертвовать от 7 до 10 минут. Этомного, т.к. охватывает все время, отведенное на заключительный инструктаж. И врезультате не остается времени на уборку рабочих мест, на домашнее задание и наподведение итогов работы, что также является составными частями заключительногоинструктажа. Кроме этого учителю нужно выкроить время на оценку знаний каждогоученика. А знаний, подлежащих контролю, довольно много: по материаловедению, потехнологии, по технике. Правда, эти знания оценивать нужно не на каждомзанятии, но в конце изучаемого раздела в классном журнале должны стоять укаждого учащегося по две оценки за каждое занятие: одна, в первой клетке — зазнания, вторая — во второй клетке — за изделие.
Еслииспользовать традиционные методы контроля, то не останется времени напрактическую работу, а программа требует на практическую работу потратить от75% до 80% времени двухчасового занятия.
Для решенияэтих проблем можно использовать метод, позволяющий в короткий промежутоквремени в конце урока поставить каждому учащемуся две оценки, потратив при этом5-7 минут. Метод основан на использовании компьютерного экзаменатора. Такойэкзаменатор может сделать сам учитель (в программе Microsoft Power Point илиMicrosoft Excel). Выставление оценок состоит в следующем: учащийся подходит поприглашению к учительскому столу, отдает изделие на контроль и работает сэкзаменатором в то время, когда учитель оценивает его изделие. Таким образом,процесс выявления двух оценок совмещается во времени и идет успешно. Кэкзаменатору требуется набор карточек по каждому разделу программы, включаятехнику безопасности. Три-четыре недели учащимся напоминаю, чтобы ониготовились к проверке знаний на компьютере. За неделю до начала проверки знанийзнакомство с правилами работы.
Прочтивнимательно вопрос. Пойми его смысл.
Прочти всеответы до конца, осмысли каждый ответ.
Выбери изчетырех ответов один, полный и точный.
Нажми кнопку,соответствующую правильному ответу.
Если ответправильный — на экране написано, что ответ верен, ошибочный ответ компьютер неоценивает, а предлагает повторить выбор ответа из оставшихся трех. Ученикповторяет операции выбора и нажимает следующую кнопку. Если на этот раз ответправильный, то пятерки уже не будет, будет 4. Если второй выбор оказалсянеправильным, то процесс поиска повторяется. Всякий раз оценка снижается наодин балл при последующих попытках найти ответ. Если кнопка правильного ответабудет нажата последней, ученик увидит на экране оценку «два». В этом случаеответ запоминается прочно. Рекомендуется первый сеанс сделать тренировочным,без выставления оценки в журнал. Это позволяет снять психологическое напряжениеу тех детей, которые входят в дискомфорт перед незнакомой машиной.
Практикапоказывает, что дети эффективно запоминают учебный материал и двоек, какправило, не получают. Им нравится машинный опрос, и они просят использоватькомпьютер на каждом уроке.
Номногократность использования любого приема или метода приводит к потере эффектановизны и утрате положительных эмоций. Поэтому целесообразно применять машинныйконтроль три-четыре раза в год.
В изучениитемы «Интерьер жилого дома всегда стоит проблема показать учащимся стили винтерьере, понятие о композиции, характерные особенности интерьера жилища,отвечающего национальному укладу и образу жизни, использование современныхматериалов в отделке квартиры и многие другие вопросы, связанные с обстановкойв доме. Такую проблему практически полностью устраняет компьютерная программа«3D Home Дизайнер 2002». Эта программа позволяет быстро и легко создаватьпроекты для постройки домов, планировки квартиры или офиса, дает возможностьобставить жилье с учетом разных требований к интерьеру, с соблюдением различныхстилей, оформлять интерьер эстампами, картинами, предметамидекоративно-прикладного искусства. С помощью программы можно выполнить эскизпланировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.
Большоезначение в программе образовательной области «Технология» уделяетсяинформационным технологиям. Возможность использовать компьютерные программы визучении разделов «Виды пиломатериалов и деревообработка» позволяет решатьмногие практические задачи.
Во-первых,это дает ученикам возможность формировать практические навыки работы наперсональном компьютере, т.е. учиться овладевать современными технологиями.
Во-вторых,многие компьютерные программы дают большие возможности в получении информации,которую в других условиях можно получить, затратив многие часы своегосвободного времени.
В-третьих,компьютерные программы позволяют решать многие практические задачи быстро ичетко.
Все этиположительные моменты выступают за использование электронных средств обученияна уроках технологии.
Научно-техническийпроцесс коренным образом изменяет средства обучения, предлагает широчайшийвыбор новейших достижений в этой области, созданных на основе технологическихконцепций ХХI века. Учитель технологии должен представлять, насколько расширяютвозможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнегодня. Опишем некоторые из них.
Оверхед-проекторыс металлогалогенными лампами, создающими световой поток около 5100 люменов,если они работают автономно, позволяют демонстрации с обычных прозрачныхпленок. Но смена пленки здесь уже осуществляется по команде с пультадистанционного управления. С расстояния до 5 м учитель может управлять всемипотребными ему функциями проектора: подать задать половинную подачу (чтоудобно, когда перед учащимися нужно преждевременно высвечивать вторую частькадра), задать пошаговую подачу (например, строчке справочной таблицы сменитьпленку (до 30 листов).
Однаковозможности оверхед-проекторов совершенно меняются, когда они оснащаютсяжидкокристаллическими (ЖК) панелями. Пассивно-матричные панели на жидкихкристаллах накладываются на рабочую поверхность проектора, подключаются ккомпьютеру или источнику видеоизображения, и на экране появляется цветноевоспроизведение (До 16,7 млн нюансов цвета).
ЖК панелипозволяют выполнять следующие операции;
инверсию —позитивное изображение может быть переключено негативное;
очистку —изображение стирается, что дает возможность положить на панель обычнуюпрозрачную пленку;
«замораживание»— изображение задерживается, а педагог может незаметно для обучаемых произвестикакие-либо изменения в программе;
обратнуюпроекцию — зеркально перевернутое изображение;
увеличение —детали изображения могут быть увеличены в 3 раза;
выделение — выделяется и подсвечивается в восьми разных цветах нужная информация прямо наэкране.
ЖК-панелисовмещаются с компьютерной мышью и с указкой‚ красная точка от которойвысвечивается на проекции с помощью дистанционного управления и показываетслушателям, на. что следует обратить внимание. Еще более широкие возможности улазерной указки, выполняющей на экране те же функции, что и мышь компьютера.Красный светодиод на конце указки — с расстояния до 15 м позволяет делать все,что обычно выполняется в прикладных программах Windows.
А прямоеподключение оверхед-проектора к компьютеру, видеомагнитофону, видеокамере,проигрывателю лазерных дисков (создаст просто фантастические возможности).
Настольнаявидеокамера позволяет показать на любом экране плоский объект — документ,цветное фото, рисунок из книги, трехмерный — людей, самые разнообразныепредметы (микроэлектронику, например).
Появились ипринципиально новые классные доски. Они называются копи-досками и снабженыустройствами для выдачи бумажных копий того изображения, которое выполнено надоске, нажатие кнопки — и копии вашего эскиза можно тут же раздать учащимся
Очевидно, чтоподобная техника рано или поздно займет свое достойное место в арсенале учителятехнологии.
Такимобразом, использование электронных средств обучения позволяет заинтересоватьребенка школьными предметами, эффективнее проводить уроки.
Глава 2.Методические рекомендации по использованию электронных средств обучения науроках технологии при изучении раздела «Технология обработки древесины»
2.1Программа раздела «Технология обработки древесины»
Свою нагрузкуна новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего,следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу,«запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой икалендарными сроками выполнения. Чтобы правильно организованный учебно-трудовойпроцесс вывел на конечные цели обучения учителю необходимо их четкопредставлять.
Зная объемсвоих учебных поручений, и имея учебную программу по технологии, можноприступать календарно-тематическому планированию. Календарный план можетсоставляться на год, полугодие, четверть — как удобнее для учителя. Существуетряд моментов, которые при перспективном планировании работы должныприсутствовать.
Независимо отформы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планированииработы должны присутствовать:
1. Учебная программадля конкретного класса распределяется по урокам. В программе четко указанычасы, а при сдвоенных занятиях один раз в неделю происходит ясное распределениепо месяцам четвертям и т. д. При планировании необходимо учитывать логическуюпоследовательность и взаимосвязь уроков, т. е. должна целостная система. Темазанятий заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основныевопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоитусвоить учащимся.
2. Изпрограммы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), скоторыми преподаватель планирует ознакомить учащихся. Это могут быть свойстваобрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройствеиспользуемого оборудования и приспособлений, особенностях подготовкиинструментов и т.д. 3. Наиболее существенным при перспективном планированииявляется определение круга практических действий учащихся в процессе упражненийили самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда— конкретного изделия запланированного к изготовлению учащимися на данномзанятии.
В настоящеевремя учителю технологии предоставлена немалая свобода для реализации авторскихпрограмм на уроках. Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляетему достаточно простора для того, чтобы строить самостоятельную работу пособственному усмотрению. Он может сам выбирать подход изучения разделов,корректировать время на их прохождение, включать материал, связанный с местнымиособенностями и традициями.
Все этореально позволяет освободить систему обоснования своей методики преподавания отдогматизма и устаревших подходов, которые основательно обременили педагогикутрудового обучения, воспитания. Но в этих условиях возникает много неясностей сорганизацией содержанием производительного труда учащихся. Нужен ли он вообще аесли нужен, то в каких формах. Делая попытки использовать время, отводимое вучебных планах на общественно полезный производительный труд учащихся (включаяпроизводственную практику) для других целей.
Конечно,успешно организовать детский труд не так просто. Для этого нужны специальныеусловия. Если нет реальных возможностей для организации полноценногопроизводительного труда, то следует вообще отказаться от него, а не превращатьдело в фарс. Главное условие, которое необходимо при этом соблюдать, — чтобытруд был продуктивным, чтобы школьники видели и понимали, что их деятельностьприносит реальную пользу. Сюда входит и отбор основных форм организации работыучащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научнаяорганизация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.
Рассмотримпример программы раздела «Технология обработки древесины».
Древесина —неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам природный материал.Младшие школьники узнают о древесине, ее видах, основных свойствах, широкомприменении этого материала в народном хозяйстве, о профессиях людей, занятыхобработкой древесины. Учащиеся получают первоначальные представления о технологии ее ручнойобработки.
Таблица 1
Модуль.Обработка древесиныКласс Практические работы Опорные Упражнения, технологические задания знания умения V
1. Изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы.
2 Изделия из фанеры различной формы Древесина, ее значение. Виды древесины, свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Приемы разметки деревянных заготовок. Инструменты ручной обработки древесины, приспособления. Правила безопасной работы Чтение эскизов, технических рисунков. Разметка но шаблону, с помощью линейки, циркуля, угольника. Разделение заготовок (мелких) на части (поперек волокон) Выбор материала для изготовления изделия. Экономное расходование материала. Определение оптимального способа обработки заготовки. Крепление заготовки (с помощью струбцин, настольных тисков). Выбор рационального способа соединения деталей. Определение способа отделки изделия. Внесение изменений в конструкцию изделий /> /> /> /> /> />
Дляпроведения занятий по теме не требуется какое-то особое сложное оборудование.Тем не менее, данный вид работы, если это возможно, лучше осуществлять в школьной мастерской или вкабинете трудового обучения,где имеются для этого все необходимые условия.
Обработкадревесины, обладающей значительной прочностью, твердостью (в отличие от бумаги,ткани), требует от младших школьников значительных физических усилий,выносливости. При выполнении таких операций, как пиление ножовкой с использованиемстусла, сверление заготовок дрелью, забивание гвоздей и др., младшие школьники совершаютразмашистые движения большой амплитуды, сопровождающиеся значительными энергетическимизатратами.
Отдельныеэтапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание, выжигание, резьба) идр. – требуют от учащихся высокой точности, аккуратности, выполнения мелких выверенных движений. Приовладении учащимися всемиоперациями по обработке древесины необходимы предварительные тренировочные упражнения,основанные на инструктаже и показе учителем приемов и способов ихосуществления.
Особоевнимание учащихся систематически обращается на необходимость соблюдения правилбезопасного обращения с колющими и режущими инструментами.
Изделия,выполняемые школьниками, должны носить общественно полезную направленность. Онидовольно разнообразны: игрушки для детского сада и групп продленного дня,наглядные пособия, дидактический материал, необходимые предметы для класса,школы. В процессе работы младших школьников с древесиной анализируются и широко используютсяматематические, природоведческие,экологические, графические знания, умения или навыки. Они конкретизируются исовершенствуются в ходе установления межпредметных связей трудового обучения сдругими предметами, появляются действенные стимулы к систематическойсамообразовательной работе.
Таблица 2
Программараздела «Технология обработки древесины» 5 класс
№
занятия Разделы и темы программы Количество учебных часов на раздел: на тему />
Технология обработки древесины
(Изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании). 16 Вводное занятие. 2 Сведения по материаловедению. 1 Элементы графической грамоты. 1 Разметка, строгание и пиление. 4 Сверление отверстий Изготовление изделий из древесины. 2 Отделка деталей и их подготовка к сборке. 2 Сборка и отделка изделия. 4
Технология обработки древесины (16 ч)
(Изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании)
Вводное занятие (2ч)
Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Сведения по материаловедению (1ч)
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Элементы графической грамоты (1ч)
Понятие о техническом рисунке, эскизе, и чертеже детали призматической, формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте. Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.
Разметка, строгание и пиление (4ч)
Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.
Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.
Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.
Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины (2ч)
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели.
Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.
Отделка деталей и их подготовка к сборке (2 ч)
Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.
Сборка и отделка изделия (4 ч)
Сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.
Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей).
Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Привила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами.
Практические работы
Составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним-двумя элементами. Чтение чертежей и инструкционно-технологических карт изготавливаемых деталей.
Подготовка к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и
приспособлений в соответствии с инструкционно-технологической картой.
Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.
Изготовление изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку, пиление древесины поперек и вдоль волокон с применением стусла; сверление отверстий с помощью ручной дрели; зачистку обработанных поверхностей напильников с грубой насечкой и шлифовальной шкуркой; покрытие лаком или водными красителями. Контроль качества изделий.
Лабораторно-практические работы
1. Определение пород древесины и ее пороков.
2. Контроль основных параметров качества деталей (формы, размеров, шероховатости каждой элементарной поверхности и взаимного расположения поверхностей на детали) призматической формы и тел вращения.
Такимобразом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем егометодической подготовки. Наиболее эффективные средства для решенияучебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) витоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоениядостижений педагогической науки.
2.2Планы-конспекты занятий при изучении раздела «Технология обработкидревесины»
Непременноеусловие высокого уровня учебной работы педагога – хороший план-конспект урока.Единой канонизированной формы плана урока не существует – это творчествоучителя, например (Таблица 3).
Таблица 3
Вариантплана урока
№
занятия
Тема
урока Объект труда Материал изделия Инструмент общего пользования и приспособления Наглядные пособия Примечание ассортимент Расход На ед. На класс /> /> /> /> /> /> /> /> />
Вариантыпостроения уроков с использованием электронного учебника
1.Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении(20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционнойметодике или с помощью печатных текстов.
При переходек изучению нового материала при изучении раздела «Технология обработкидревесины» ученикипарами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурнойформулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плануучителя.
2.Электронная модель учебника при изучении раздела «Технология обработкидревесины» можетиспользоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материализучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. подруководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
3. В рамках комбинированногоурока при изучении раздела «Технология обработки древесины» с помощью электронного учебника осуществляетсяповторение и обобщение изученного материала (15- 17мин.). Такой вариантпредпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется«пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий,повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственныесвязи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща(по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец,индивидуально (по очереди).
4. Отдельныеуроки при изучении раздела «Технология обработки древесины» могут быть посвящены самостоятельномуизучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулыпараграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека).
В заключенииурока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравниваяеё со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся кисследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
5. ЭУ приизучении раздела «Технология обработки древесины» используется как средство контроля усвоенияучащимися понятий.
Тогда всостав электронного учебника входит система мониторинга. Результатытестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываютсякомпьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем,методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даётученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он можетпосмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, ивпоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере можетуправлять процессом учения.
Учитель, всвою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлятьпроцессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителюувидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурнойединице для достижения максимального уровня обученности. Рассматриваярезультаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделатьаналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующиеметодические решения в плане индивидуальной работы. Наконец, Можно проследитьдинамику обучения ученика по предмету.
Стабильновысокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить дляних индивидуальную предметную траекторию. Подробный план-конспект урокатехнологии по разделу «Технология обработки древесины» см. в приложении.
Заключение
Современныйуровень развития педагогической науки обеспечивает учебный процессразнообразными средствами, которые способствуют достижению целей и решениюпоставленных задач. На сегодняшний день, бесспорно, основным из них считаетсяучебник как модель принятой системы обучения. В нем аккумулировано содержаниеучебного предмета, очерченного программой для соответствующего класса или этапаобучения. В последние годы все чаще появляются другие средства. Среди них одноиз ведущих мест принадлежит электронным носителям информации — электроннымпособиям и учебникам. Много учеников имеют компьютеры и используют их каксредство учебной деятельности. Также значительное количество образовательныхзаведений обеспечено компьютерными классами. Можно сделать вывод: использованиеинформационных технологий, а именно электронных средств обучения, в учебнойпрактике уже является необходимостью.
Среди учебныхсредств электронные носители информации уже относительно давно играют одну изведущих ролей. Разные концептуальные подходы к созданию содержания и структурыэлектронных учебников, пособий, разный уровень их качества, разные их функции вучебном процессе позволяют преподавателю выбирать тот комплект, которыйнаиболее в полной мере обеспечивает достижение учебной цели. Существуютэлектронные учебно-методические комплекты, созданные для разнообразных условийи целей обучения. В первую очередь, для индивидуальной (самостоятельного)обучения — это автономные диски без любых других средств и диски в комплексе сдругими средствами, в том числе с учебником — в этом режиме диск не выступаетавтономным средством и может обеспечить необходимый уровень овладения знаниямилишь в системе с учебником и другими средствами. Широко используются электронныеучебно-методические комплекты в режиме специально организованного занятия, втом числе урока. Методическими рекомендациями, которые входят к пакетукомплекта, четко указывается, когда, на каком этапе, в какой форме необходимоиспользовать электронное средство. Отмеченное выше не ограничиваетсуществования других версий. Самое главное то, чтобы они обеспечивалиэффективность учебного процесса, а следовательно и способствовали бы достижениюнеобходимых результатов и эффективности учебного процесса. Также методикойиспользования электронного учебно-методического комплекта должнопредусматриваться соблюдение учителем и учениками официально определенныхсанитарно-гигиенических требований.
Рассматриваявозможности использования компьютера в учебном процессе, в первую очередь ненужно ни в какой мере идеализировать и абсолютизировать его место и роль вреализации учебных целей и заданий. В этом контексте аксиоматичными являютсяутверждения: 1) компьютер не заменяет преподавателя или учителя и в ближайшем будущемне сможет этого сделать: он лишь в определенных границах моделируетдеятельность педагога и не претендует на его роль и функции; 2) электронныйноситель информации не должен дублировать печатный учебник или пособие,напротив, он призван обеспечить ученика или студента тем, чего не может датьпечатное средство. Именно из этих позиций необходимо рассматривать электронныеобразовательные продукты.
С помощьюкомпьютерных технологий преподаватель может осуществлять автоматизированныйанализ, отбор и прогнозирование эффективности учебных материалов. Это являетсяважным направлением в использовании компьютера как инструмента информационнойподдержки деятельности преподавателя, поскольку позволяет ему не толькоотбирать учебные материалы, но также анализировать тексты и целые учебники иучебные пособия. Неопровержимые преимущества компьютера как объекта для общенияв сравнении с традиционной формой обучения. В отношении к ученику компьютерможет выполнять разнообразные функции:
преподавателя;
эксперта;
партнера;
инструментадеятельности.
Ученики могутиспользовать компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностямина разнообразных этапах обучения. Чаще всего они обращаются к нему во времясамостоятельной работы. Работая в этом режиме, ученик может:
получитьзадание;
запроситьдополнительную информацию, необходимую для выполнения задания;
выяснитьспособ выполнения задания;
ввести ответкак результат выполненного задания.
Приоритетнымиформами обучения с использованием электронных средств являются интерактивныевиды взаимодействия ученика с компьютером. В результате работы на компьютере уучеников развивается самостоятельность мышления, формируется умение делатьобобщение, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельнонаходить ответы на вопрос.
Список литературы
1. Большая СоветскаяЭнциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард — Мезитос М.: Изд-во «СоветскаяЭнциклопедия», 1976.,- 600с. с 27л. илл., 3л. карт.
2. Грабецкий А.А. и др.Использование средств обучения на уроках технологии. – М.: Просвещение, 1988. –160с.
3. Ильина Т.А.Педагогика: Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.:Просвещение, 1984. – 496 с.
4. Кларин М.В.Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика.2000.№7С.32-35.
5. Коменский Я.А. Великаядидактика. – Избр. пед. соч. – М.: Учпедгиз, 1955. с. 168-182.
6. Концепция модернизациироссийского образования за период до 2010 года.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 24 с.
7. Кузнецова Н.Е.Педагогические технологии и технологии предметного обучения. – СПБ.:Образование, 1995
8. Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 342 с.
9. Маркова А. К.Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. — (Психол. наука — школе).
10. Ожегов С.М. Словарьрусского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-19-еизд., испр. — М.: Рус. яз., 1987.- 750 с.
11. Педагогическийсловарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПН РСФСР,Москва, 1961г.-264с.
12. Подласый И.П.Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.,2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 376 с.
13. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательныхучреждений – Ростов на Дону.: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.
14. Садовничий В.А.Размышления о Доктрине развития образования в России // Вестник МеждународнойАкадемии наук высшей школы.-2000.-№1.-с.9-19
15. Смолкин А.М. МетодыАктивного обучения. – М., 1991. – 142 с.
16. Современные способыактивизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр«Академия», 2006. – 176 с.
17.Тагариев Р.З.Технологическое образование. – М.: Изд-во РАЕ, 2002.
18.Технология 5. Под ред.Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.
19.Технология 6. Под ред.Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.
20.Тхоржевский А.Д.Методика трудового обучения с практикумом. – М., 2001.
21.Черепахина А.Н.История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа»,1987.
22.Шамова Т.И.Активизация учения школьников. – М., 1982. – 168 с.
23.Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пособие для студ. пед. институтов. – М… 1979. – 164 с.
Приложение
План-конспектурока технологии по разделу «Технология обработки древесины»
ТЕМА: Изготовлениепредметов деревянной утвари
Цели:
1.Познакомить с новым словом “утварь”, объяснить значение.
2. Обучитьприёмам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контурадетали.
3.Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении болеесложных изделий.
4. Отработатьнавыки ручной обработки древесины.
5.Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала ираспределении практического задания.
6.Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.
7. Развиватьумения в планировании, самооценке, самоконтроле.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, оснащение занятия:
— столики дляпиления;
— лобзики;
— напильники,надфили;
— шлифовальная шкурка;
— шаблоны,карандаши.
Наглядныепособия:
— образцыготовых изделий;
— плакаты,стенды.
Планзанятия:
Организационнаячасть (2 мин.)
Повторениепройденного (5 мин.)
Объяснениенового материала (20 мин.)
Закреплениеполученных знаний (3 мин.)
Практическаяработа (40 мин.)
Заключительнаячасть (10 мин.)
Литература,использованная при подготовке к уроку:
ВасиленкоВ.М. народное искусство. – М., 1974.
Выпиливаниелобзиком АЩ3Т “ACTB”, 1998.
Ларин О.И.Поклонись дереву. – М., 1985.
Шевчук Л.В.Дети и народное творчество: кн. для учителя – М.,1985.
Ожегов С.И.Словарь русского языка.- М., 1989.
Даль В.И.Толковый словарь русского языка.- М., 2001.
Ходзанятия
1.Организационная часть.
Отметитьотсутствующих, назначить дежурных, проверить готовность к занятию, сообщитьтему урока.
2.Повторение пройденного.
Предложитьученикам на выбор один из трёх тематических кроссвордов, напечатанных на листахразного цвета, с указанием на классной доске, какой теме соответствует цвет:
— на зелёномлисте по теме “ Разметка”;
— на синемлисте по теме “Сверление”;
— на красномлисте по теме “Пиление”.
Задание длявсех:
— определитьназвание инструмента по горизонтали.
Кроссворд №1.
Кроссворд №2.
Кроссворд №3.
Через 5 мин.собрать листы и продолжить занятие. Анализ результатов решения кроссвордовотложить на “Заключительную часть” занятия.
3.Объяснение нового материала (сопровождается показом презентации).
Дерево – этоудивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всемпротяжении своей истории.
На Русидерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природнаякрасота сделали его излюбленным поделочным материалом.
И еслисегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что деревоиграет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областяхнашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетическиематериалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту,связывающую нас с миром природы.
Дерево –весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большоеразнообразие форм, а изделия из него служат порой несколько поколений.
К такимизделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари.
Слово“утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать,украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое вдоме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И.Даля).
В словарерусского языка С. И. Ожегова, “утварь – предметы, принадлежности какого- нибудьобихода, например, домашняя утварь”.
В нашемслучае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставкипод горячее, деревянные лопатки.
Началомтрадиционного русского промысла, изготовления изделий из древесины, считают Xвек, об этом говорят деревянные ложки, которые были найдены археологами, впогребениях Нижегородской области.
В течениеследующих столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разныхдеревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.
Сегодня науроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари.
Показатьобразцы будущих изделий, используя технические средства, назвать материал, изкоторого будут изготавливаться предметы.
Казалось бы,зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассыи металла?
Дело всё втом, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что“человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить всвою жизнь красоту”.
“К народнымтрадициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всейдушой, их надо осваивать”, — писал А. Б. Салтыков.
Ещё одноинтересное наблюдение.
Слова“утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:
Это корень“твар” — “твор”, гласные “а” и “о”.
А поопределению С. И. Ожегова:
ТВОРЧЕСТВО –это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
ТВОРИТЬ –творчески создавать.
Такимобразом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е.месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливатьлобзиком, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.
К тому же,особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.
Сноваобратиться к электронному стенду с образцами будущих изделий.
Отметить, чтопри работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания иумения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.
Обратитьвнимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанерутолщиной 4 мм., а на этом занятии для работы будут использовать 6-ти мм.фанеру, березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так ивнутренний контур детали.
Особенностизадания в том, что для пиления этих заготовок потребуется большая физическаясила, чем раньше, а перед выпиливанием внутреннего контура, необходимо будетпросверлить отверстие рядом с разметочной линией, вставить в него пилку и,закрепив ее, выпилить по разметке.
При обработкевнутреннего контура детали существует несколько приёмов работы.
Выпиливаниеострого угла:
I – й способ– если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать также, как и тупой,т.е. поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобыне было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливаютодну сторону угла до вершины (см. рис.1, а), за тем, возвращая пилку назад,пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла покасательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадаетвыпиленный кусочек, и образуется острый угол. Затем выравнивают смежную сторонуугла.
II – й способ– плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур,затем выровнять обе стороны угла.
Если привыпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить противчасовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе былавидна разметочная линия.
В первуюочередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь — наружный контур.Это связано с безопасностью при работе.
Послевыпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.
4.Закрепление полученных знаний.
Задатьвопросы на повторение:
Что означаетслово “утварь”? Привести примеры домашней утвари;
В какойпоследовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутреннийконтур?
В какомнаправлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?
5. Практическаяработа.
Объяснитьпоследовательность практической работы, записанной на классной доске:
Разметитьзаготовку по шаблону.
Просверлитьотверстие внутри контура.
Вставитьпилку, закрепить в рамке.
Выпилитьвнутренний контур детали.
Вынуть пилкуиз детали, закрепить в рамке.
Выпилитьнаружний контур.
Зачистить,шлифовать.
Напомнить особлюдении правил безопасности во время практической работы:
присверлении;
привыпиливании лобзиком;
при зачисткеи шлифовании.
Поставитьзадачу на урок.
Предложитькаждому ученику индивидуальное задание.
Контролироватьработу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты,вызывающие наибольшие затруднения.
6.Заключительная часть.
Податькоманду о завершении практической работы.
Предложитьучащимся самим оценить свои изделия в сравнении с образцами.
Проверитьсобранные изделия.
Подвестиитоги повторения пройденного (по кроссвордам) и практической работы.
Контролироватьуборку рабочих мест, мастерской.