Реферат по предмету "Педагогика"


Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУСПО АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ВЫПУСКНАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Использованиекоррекционно-воспитательных упражнений
назанятиях по логопедической ритмике
сдетьми, страдающими заиканием

Выполниластудентка
III курса, 295 группы
МолокановаЛюдмила
Сергеевна
Руководитель:
преподавательритмики,
коррекционнойритмики
МаксимоваСветлана
Юрьевна
Анжеро-Судженск
2009 год

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Теоретический аспектиспользования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях пологопедической ритмике с заикающимися детьми
1.1 Виды заикания, причины возникновения
1.2 Нарушение моторной,эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детеймладшего школьного возраста
1.3 Использованиекоррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике
Выводы по Ι главе
Глава 2. Организация работы с детьмишкольного возраста по преодолению заикания
2.1 Результаты констатирующегоэксперимента
2.2 Устранение заикания у детей спомощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедическойритмике
2.3 Результаты контрольного этапаэксперимента
Выводы по ΙΙ главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
 
В настоящее время однойиз актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевыенарушения. Как отмечает Виктор Калягин: «Значение речи для человека стольвелико, что смело можно сказать – без речи нет человека. А заикание относится кодному из самых распространенных расстройств речи» [11;6]. Обычно оно возникаетв раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многиегоды, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни.Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера,осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость отокружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но,усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненныепереживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся детиначинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживаниеотрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.
На наш взгляд,преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включениемлогопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательныхупражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей.Коррекционно-воспитательные упражнения помогают коррегированию общей моторики,психических процессов, развивают такие качества как сосредоточенность,сообразительность, умение согласовывать свои движения с правилами, адвигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координациюдвижений мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.Музыкальное сопровождение положительно влияет на эмоциональное состояние иповедение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, длятренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.
Вопросам заиканияпосвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А.Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и многих других и, тем не менее,недостаточно используются коррекционно-воспитательные упражнения в работе сдетьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования.Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании – это возможно лииспользование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях пологопедической ритмике для преодоления заикания, их эффективность.
Практическаязначимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Использованиекоррекционно–воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике сдетьми, страдающими заиканием».
Цельисследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционно–воспитательныхупражнений на преодоление заикания.
Объект исследования:процесс преодоления заикания у детей школьного возраста.
Предметисследования: коррекционно–воспитательные упражнения для преодоления заикания.
Анализ теоретических ипрактических аспектов изучаемой проблемы позволил в качестве гипотезы выдвинутьпредположение о том, что возможно активное использование коррекционно–воспитательныхупражнений для преодоление заикания. Эта работа будет более эффективной, если:
— коррекционно–воспитательныеупражнения будут систематически включаться в логоритмические занятия;
— работа будетстроиться в соответствии с дидактическими принципами.
В соответствии с цельюисследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучитьнаучно – методическую литературу и практический опыт по исследуемой проблеме.
2. Экспериментальноапробировать влияние коррекционно-воспитательных упражнений на преодолениезаикания.
Ведущим методомисследования являлся педагогический эксперимент. Также были использованыдополнительные методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение,беседы и другие.
Экспериментальнаяработа проводилась на базе специальной коррекционной школы – интернат 8 видадля умственно отсталых детей № 37 города Анжеро-Судженска.
Основные этапыисследования:
На первом этапепроводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы; составлялсякритериально-оценочный аппарат; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапеподбирались и апробировались коррекционно-воспитательные упражнения налогоритмических занятиях с детьми страдающими заиканием.
На третьем этапеанализировались и обобщались результаты исследования, были сформулированыосновные выводы.
Выпускнаяквалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, спискалитературы из 34 источников и одного приложения.
В заключениеквалификационной работы подводятся общие итоги проведенного исследования инамечаются перспективы дальнейшего анализа проблемы.

 
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХУПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ
 
1.1 Виды заикания, причины возникновения
Заикание является однимиз наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии сопределением, приведенным в [2;50] заикание — это нарушение темпа, ритма иплавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее заикание проявляется черезорганы артикуляции, которые движутся со сбоями, дыхание становится напряженным,коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствуетсогласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса, то есть заиканиепроявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также ввынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Некоторые заикающиеся,пытаясь преодолеть запинки в речи, помогают себе, совершая различныесопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы действительнооблегчают речь, но очень быстро становятся насильными, делают заикание ещеболее тяжелым.
Изучением,предупреждением и лечением заикания занимаются специалисты таких научныхдисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие. И ученыедоказали необходимость лечения заикания на ранних этапах его возникновения.
Причинами возникновениязаикания могут быть:
· тяжелыеинфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка;
· психическиетравмы – испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки,перегрузка впечатлениями и т.д.;
· неряшливаяречь окружающих быстрая, неразборчивая;
· ребенокторопиться, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказыватьсвою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться;
· частозаикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них нехватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражениямыслей;
· подражаниезаикающемуся.
Иногда бывает, чтовиновниками заикания ребенка могут быть сами родители, которые слишкомперегружают его речь. Например, желая показать своим знакомым способностиребенка, они заставляют его много декламировать, рассказывать сказки, отвечатьна сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость, а при этом забывают, чторечевой аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и не готов для такойчрезмерной речевой нагрузки [26;3].
Очень часто причинойзаикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор,чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжениюнервной системы ребенка и в результате к дефекту речи.
Однако названныепричины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большуюроль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояния нервной системыребенка, пониженная ее устойчивость.
Заикание в отличие отбольшинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким. Онохарактеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмомдвижений, всего темпа: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать.
Г.А. Волкова выделяетпо этиологическому признаку два вида заикания:
1. Функциональноезаикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевыхмеханизмах центральной и периферической нервной системы.
Функциональное заиканиевозникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формированияразвернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых,нервных детей.
2. Органическое, когдазаикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервнойсистемы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.).
Различают два типазаикания: клоническое и тоническое.
Клоническое заиканиехарактеризуется многократным повторением начальных слогов в слове(пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Клонический типзаикания более легкий. Но с течением времени этот тип может перейти в болеесложный – тонический, если ребенку вовремя не оказать необходимую помощь.
Тоническое заиканиехарактеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и „нажим” на согласныеили гласные звуки, например: м--ама, п--апа.
Кроме клонического итонического, бывают смешанные типы заикания.
При смешанном, клоно –тоническом заикании ребенок то повторяет по несколько раз, как при клоническомзаикании, то вдруг останавливается на каком – либо звуке и долго не можетпроизнести слово, например я-я-я чи-чи-таю с--тихи.
При тоно – клоническомтипе заикания наблюдаются остановки длительного характера и „нажим” насогласные, например: д--ай м--не ка-ка-картину.
Итак, мы рассмотреливиды заикания и причины его возникновения и убедились, что причины могут бытьсамые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться кдетям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.
1.2 Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер ипроизвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста
Исследователи придавалиособое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А.Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичнымпроявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторикузаикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость вобщем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников,В.И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязь речевого иобщемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивнойречи происходит у ребенка в тесном единстве. Автор пришел к выводу, чтомоторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельнодруг другу [7;144].
М.А. Кольцова доказаланаличие связи между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнемразвития речи ребенка. Есть все основания рассматривать кисть руки как органречи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция рукиесть еще одна речевая зона мозга [7;145].
Отмечая важностьисследования произвольных движений, А.П. Запорожец указывал, что формированиепроизвольных движений у человека происходит при участии речи, под влияниемабстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Е.М. Мастюковаподчеркивала, что речь онтогенетически, анатомически и функционально связана сдвигательной функциональной системой. Поэтому одним из основных принциповлогопедической работы, в частности с детьми, страдающими заиканием, она считалапринцип двигательно-кинестетической стимуляции.
Таким образом, связьобщей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органовартикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.
При заикании, какотмечет Г.А. Волкова, имеются многообразные моторные нарушения.
У некоторых заикающихсядетей можно выявить моторную одаренность выше своего возраста на три месяца.Однако у большинства имеется отставание в развитии моторики от четырех месяцевдо почти пяти лет. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторикии орального праксиса.
При общей моторнойодаренности у заикающихся детей обнаруживается недостаточность в мимическоймоторики. По мнению В.А. Аристова, она не всегда связана с речью и может бытьотнесена к «малым органическим симптомам», так как в основе некоторых формзаикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клетокголовного мозга». Это вызывает нарушение статики и динамики речевых органов.Органические нарушения моторной функции проявляются как:
· симптомывыпадения – невозможность производить простые упражнения;
· гиперкинезы,тремор, фибриллярные и фасцикулярные сокращения языка;
· атактическиерасстройства – невозможность сразу выполнить то или иное движение (выполнениеудается только при зрительном контроле);
· апраксическиерасстройства (в единичных случаях).
Если у заикающихсяимеется некоторая слабость мышц лица, тогда необходима лечебная гимнастика.
Н.С. Самойленкосчитает, что развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевогоразвития или отставать от речи и могут встречаться заикающиеся дети с особоймоторной одаренностью.
М.Ф. Брунс обнаружилакорреляцию между формой заикания (тонической и клонической) и особенностямимоторики, подчеркнув, что «корригирующая гимнастика должна сообразовываться сформой заикания».
Б.И. Шостак выявила участи детей ограниченность движений языка, нарушения мышечного тонуса, мелкоймоторики, переключения, координации, темпа движений, статической и динамическойкоординации движений. Обнаруженные ею нарушения она связала с состоянием,эмоционально- волевой сферы, подверженной у заикающихся большим колебаниям, и снеустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движений, в большинствеслучаев имеющего тенденцию к ускорению.
В исследованиях Г.А.Волковой показано, что у некоторых заикающихся детей моторика нарушена, убольшинства же детей имеются разнообразные и многочисленные нарушения общеймоторики, тонкой произвольной моторики руки и пальцев, мимических мышц иорального праксиса. Преобладают нарушения моторной функции в форме общегомоторного напряжения, скованности, замедленной переключаемости движений,имеются нарушения и в форме двигательного беспокойства, расторможенности,некоординированности, хаотичности движений, с наличием гиперкинезов, с широкойамплитудой выполнения движений.
Дети с моторнойнапряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда и товарищейчто-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим,роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят наигры с разборным материалом — строительным, башенками, бочонками, матрешками. Удетей дошкольного возраста моторная скованность проявляется в неловкости,неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. Ушкольников моторное напряжение более четко связывается с заиканием ипроявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободноговорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка:исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, невыполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играхпри ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилиемприжимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленныхсуставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всемтуловищем, в моторной неловкости.
Двигательнаярасторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легковозбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахиваютруками, выражая, таким образом, свое возбуждение. Движения порывистые,недостаточно целенаправленные, не координированные, тонкие произвольныедвигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большиеразмахи. После игр дети, пытаясь обсудить ее течение и результаты,воспроизводят ее ход в многочисленных не координированных движениях.
Половине заикающихсядетей свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.
Как отмечает Н.А.Тугова [7], довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямойзависимости от таких психических процессов, как неустойчивость внимания, недостаточнаягибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.
Проводимые исследованияВ.И. Дресвянниковой чувства ритма, координации и переключаемости движений узаикающихся среднего школьного возраста показали, что чем выше степеньзаикания, тем более выражены нарушения моторики [15].
У школьников с легкойстепенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздоменьшей степени – чувство ритма и переключаемость движений. При средней степенизаикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. Стяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, анарушения чувство ритма уравниваются с нарушениями координации движений.
Основной процентнарушений в области моторики падает на заикающихся с тоническим типом судорог.У мальчиков больше страдает чувство ритма и координации движений, у девочек –переключаемость движений.
Таким образом, степеньнарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. Причем, умальчиков и девочек эти нарушения различны. В процессе логоритмических занятийулучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу.Общая моторика, тесно связана с речевой, оказывает большое влияние напоследнюю. Трудности перевоспитания речи заикающихся тесно переплетаются струдностями координации моторики. Если успешно корригируются моторныенарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.
Коррекция нарушениймоторики у заикающихся должна проходить комплексно, куда обязательно должнывходить занятия по логоритмике с включением коррекционно-воспитательных упражнений.
Как отмечает Г.А.Волкова, использование логопедической ритмики в коррекционной работе сзаикающимися обусловлено следующим: между речевой функцией – ее двигательным,исполнительным компонентом – и общей двигательной системой имеется теснаяфункциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованнойработой многих центральных образований. Поражения определенных областей корыголовного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой функции. Длятого чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходимаувязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполненияотдельных реакций. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмовдействия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональнойречевой системы является обязательным условием, и рассогласованностьдеятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причинойнарушения речи.
Правомерность этоговзгляда подтверждается хорошо известным фактом, что при любом изменении ритмаречи заикающегося (чтении, декламация) уменьшается заикание; при отбиваниитакта рукой во время речи также снимается или уменьшается судорожность речизаикающегося.
По мнению В.А. Гринер иЮ.А. Флоренской, эмоциональная сторона речи тесно связана с общейпсихомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речиговорящего и получает свое выражение в динамических его качествах: ритме,мелодии, паузах, темпе и др.
Во фразе имеетсямузыка, которая придает ей собственное содержание. Этому способствуют такиеэлементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержаннаявнешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в нем опору ивосстанавливает равновесие, т. е заикание исчезает.
Г.А. Волкова отмечает,что лечебная и логопедическая ритмика в основе своей системы имеют понятиеритма, как начало организующего и дисциплинирующего, укладывающего всякое действиев определенную форму и регулирующего поведения больного. Умеренные физическиенагрузки, получаемые заикающимися во время выполнениякоррекционно-воспитательных упражнений на занятиях логопедической ритмикой,возбуждают нервные процессы, дают благоприятный эффект.
Несомненно,коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать узаикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую установку навзаимоотношения с окружающими, на речевое отношение с ними. В частности,логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самыеразнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбиватьколлектив на группы и так далее, то есть дают возможность в рече-двигательнойформе проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном,инициативном поведении.
Следовательно,логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие наличность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон инивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий спсихоортопедической направленностью способствует коррекции личностныхотклонений и воспитанию произвольного поведения.
 
1.3 Использование коррекционно-воспитательныхупражнений на занятиях по логопедической ритмики
Большое место на занятияхотводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивостьвнимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательныхдействий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать впамяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ,сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словестноеобъяснение без показа.
Следует согласиться смнением Н.А. Туговой в том, что важнейшими элементами музыкально – ритмических занятийявляются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широкоиспользуется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов,контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведенияпозволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальныетемпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогаютдетям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять своидвижения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различатьсоставные части музыкального произведения и выражать их соответствующимидвижениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памятипоследовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения(медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного),воспринимать и отражать в движении акцентированный звук.
Заикающиеся детимедленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением иизменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и послесигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагогавоспитывают правильно спланированные занятия.
Двигательные,музыкально – двигательные, музыкально – речевые, ритмические, речевые безмузыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитываютстатическую и динамическую координацию движений, способность управлениямышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другиекомпоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает емуперестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевомунарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера иповедения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекциипсихомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильнаяосанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении,самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности,переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношенияк речевому дефекту и т.п.
Как отмечает Г.А.Волкова, что занятия логопедической ритмикой обязательно необходимо увязывать сработой логопеда и располагают логоритмическим материалом в течение учебногогода сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периодыобследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятияхлогоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаютсяупражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания,оптико-пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации и т.п. Спериода воспитания сопряженного произношения даются задания с речью, в которыхтакже отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений,выразительность, эмоциональность.
А, также проводязанятия по логопедической ритмике с заикающимися, необходимо учитывать какформирование различных психических процессов и функциональных систем ребенка внормальном онтогенезе, так и некоторые особенности развития самих заикающихся.Следует также принимать во внимание анатомо-физиологические особенности детейданного возраста, протекание их познавательной деятельности (в том числеигровой), эмоционального состояния, общительности, речи и моторной функции.
К тому же занятия пологопедической ритмике следует проводить с учетом следующих условий:
1.Взаимосвязь различныхвидов музыкальной деятельности, речи и движений.
В раннем детстве пение,слушание музыки, музыкально – ритмические движения еще не выделяются в разделымузыкального воспитания со специальными задачами и программным содержанием.Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироватьсяпредпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Поэтомуслушание музыки сопровождается подпеванием, подпевание – движениями.

2.Неразвернутостьпроцесса обучения.
Содержаниелогопедического занятия должно быть направлено на развитие эмоциональнойотзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизациюотдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитиевосприятия звучаний различной высоты, тембра, динамики. Уровень музыкально –ритмических навыков у детей раннего возраста характеризуется такими терминами,как «первоначальные певческие проявления», «элементарная ритмичность движений».
3.Повторяемостьзаданий.
Например, воспитаниесмены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением двух –трехчастной формы, осуществляется в течение всего логопедического курса (приэтом используется разный музыкальный репертуар).
4.Небольшой объемдвижений, речевого и музыкального материала.
5.Логоритмическоевоспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этаповлогопедической работы.
Примерное занятие сзаикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психическихфункций, может иметь такую схему [7;159]:
1) вводныеупражнения: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки впространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенномтемпе;
2) распевание:для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударныхслогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук;
3) пение:для автоматизации звуков, воспитания координации пения с ходьбой, с маршировкойна месте; для развития ритмического слуха, слухового внимания, памяти,понимания характера музыки;
4) упражненияна воспитание произвольного внимания (специальное стимулирование воспитания, быстраяи точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферызаикающегося);
5) упражненияна воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработкипроизвольного управления своими мышцами;
6) слушаниемузыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;
7) игра-драматизациядля воспитания яркой образности, эмоциональности;
8) заключительноеупражнение (спокойная ходьба в колонне).
В отличие от работ Г.А.Волковой, трактующих схему логопедических занятий с заикающимися, висследованиях В.А. Гринер и Ю.А. Флоренского предлагаются следующие разделылогопедической работы с заикающимися.
 I. Воспитаниемедленного темпа и плавных движений.
 II. Связьречи с движением и музыкальным ритмом.
 III. Связьдвижения и речи с характером ритма.
 IV. Практиканаступательности, решительности, смелости, в двигательно – речевых заданиях.
По сравнению с В.А.Гринер и Ю.А. Флоренским, Н.А. Тугова разделяет логоритмическую работу накварталы. В кварталах представлены упражнения по возрастающей сложности. Впервом и втором кварталах используются упражнения, развивающие четкую реакциюна сигнал. В третьем и четвертом кварталах упражнения, развивающие четкуюреакцию на сигнал, усложняются: увеличивается количество сигналов, движениякаждый раз заменяются новыми.
Таким образом, мы,видим, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильногоречевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звукасобственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именнологоритмические занятия с включением коррекционно-воспитательных помогают егоисправить.
 
Вывод по 1 главе
Заикание – это сложноеи, тяжелое и длительное протекающее речевое нарушение. И, чтобы искоренить этотречевой дефект требуются значительные усилия как самого заикающегося, так ивсех специалистов, работающих с ним.
Мы рассмотрели виды ипричины возникновения заикания и убедились, что причины могут быть самыеразличные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям,так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.
Многие авторы отмечают,преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включениемлогопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательныхупражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речьюдетей. Все это положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение иимеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки икоррегирования как общей, так и речевой моторики.

 
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ
 
2.1 Результаты констатирующего эксперимента
Переходя к вопросукоррекционной методики, мы, прежде всего, должны определить, что именно можетнас интересовать в плане обследования дефекта, устранение которого составляетнашу задачу. От этого зависит и выбор средств и приемов до начала и в процессеработы, позволит оценить ее результативность и дать рекомендации послеокончания.
Как известно, логопедическоеобследование заикающегося ребенка направлено на выявление характера судорог(тонические, клонические, тоноклонические), темпа речи (замедленный,ускоренный), состояние дыхания (толчкообразное, глубокое или поверхностное).Обращается также внимание на наличие психической реакции на дефект (страх речи).К сожалению, обследование по названным параметрам, на взгляд Р.Е. Левиной, и мыс ней согласны, не содержит в себе решающей для построения коррекционной работыинформации ни в плане фронтальной работы, ни в плане дифференцированногоподхода.
Нам представляется, чтосхема практического обследования детей, страдающих заиканием, должнапредусматривать иные сведения. Поэтому нами был составлен критериально-оценочныйаппарат, где мы выделили действенный и эмоционально-чувственный критерии,которые позволили нам определить уровень тяжести заикания.
Действенный критерийхарактеризуется: состоянием психофизиологических процессов (устойчивостьвнимания, наблюдательность, способность к воспроизведению ряда элементов,способность к переключению, работоспособность, вхождение в деятельность).
Эмоционально-чувственныйкритерий характеризуется следующими показателями:
1. Свойства речевогоповедения (общительность, сдержанность, импульсивность, характер реакции наизменения условий общения).
2. Черты общегоповедения (возбужденность, вялость).
Мы предполагаем, что детис низким уровнем тяжести заикания должны уметь выполнять серийные действия, безпромедления переключаться с одного вида движений на другой, следовать инструкции,отличаться повышенной работоспособностью, уметь сдерживать себя, общаться каксо взрослыми, так и с детьми. К детям с высоким уровнем тяжести заикании мыотнесли тех, кто не умеет вслушиваться в инструкцию, сосредотачиваться исвоевременно реагировать на сигналы, не умеет выполнять серийные действия,сдерживать себя, обладает повышенной возбудимостью и импульсивностью.
Все промежуточныерезультаты мы отнесли к среднему уровню.
Наглядно данныйкритериально-оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:
Таблица 1
Критериально-оценочныйаппаратКритерии Показатели тяжести заикания высокий средний низкий действенный Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в Выполнение 2-3 действий в определенной Наблюдательность, умение повторять ряд действий (более 4) в определенной последовательности, Продолжение таблицы 1 действенный инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигнал, неумение выполнять серийные задания, неумение переключаться с одного вида движений на другой, быстрая истощаемость, темп речи быстрый последовательности, умение вслушиваться в инструкцию и следовать ей, умение переключаться с одного движения на другое с 5 сек. паузой. умение без промедления переключаться с одного вида движения на другой, умение замечать допущенный самим и товарищами отступления от инструкции и показа педагогом, сличать одно с другим, повышенная работоспособность, темп речи умеренный, плавный, правильное употребление пауз в процессе речевого высказывания эмоционально-чувственный Повышенная импульсивность, неумение сдерживать себя, отказ от общения Общение только со знакомыми людьми Умение сдерживать себя, общение со знакомыми и не знакомыми взрослыми и детьми То сильная возбужденность без повода, то вялость и апатия Возбужденность и волнение проявляется в незнакомой об-становке, во время подвижных и театрализован-ных игр Волнение возникает при чтении текста наизусть, при публичных выступлениях
База эксперимента –специальная коррекционная школа – интернат 8 вида для умственно отсталых детей№ 37.
В эксперименте принялучастие один ребенок, страдающий заиканием. Нами были использованы следующиеметоды диагностики: беседы, наблюдения: в повседневной жизни, на занятиях ипрогулке.
Результаты проведенногообследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты обследованияИ.Ф. ребенка критерии итого действенный эмоционально-чувственный показатели Сережа Т. С С С С /> /> /> /> />
Анализ результатов обследованиядал возможность определить уровень тяжести заикания – средний.
Сережа может выполнять только2 действия в определенной последовательности. При переключении с одногодвижения на другое он теряется или переключается с очень длительнымобдумыванием. Он предпочитает общение только со знакомыми людьми, в противномслучае отказывается от общения. Присутствие группы людей или ответственноевыступление ухудшают речь ребенка. У мальчика наблюдается волнение по поводупроизнесения трудных слов, неуверенность в своих силах, а речевые неудачисопровождаются общей скованностью, большим количеством запинок. Речь Сережиситуативная, темп несколько замедлен, не соблюдает пунктуацию.
Из полученных данныхрезультатов видно, что с данным ребенком требуется коррекционная работа,направленная на снижение уровня заикания.
 
2.2 Устранение заикания у детей с помощьюкоррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике
Учитывая результаты,полученные в процессе экспериментального исследования, мы организоваликоррекционную работу, направленную на преодоление выявленных трудностей.
Свою работу мыпроводили совместно с логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем.
Одной из задачмузыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденнодвигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки, динамикой,регистрами, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии смузыкальными фразами. В плане коррекции заикания мы ставили задачу – развитиевнимания, формирование черт общего и речевого поведения через применениекоррекционно-воспитательных упражнений.
Так, большое место назанятиях мы отводили упражнениям воспитывающим устойчивость внимания,наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий,способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памятиопределенное количество движений. Мы использовали такие приемы, как показ,сопровождаемый словесным объяснением, показ без инструкции, словесноеобъяснение без показа.
Все упражнения мывыполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркаясмена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так какименно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движенияна другое.
В своей работе мыиспользовали еще и упражнения на передачу акцента как средства выразительности,как сигнал к окончанию музыкального отрывка и выполнению соответствующейинструкции (например, остановки).
И так как Сережа оченьмедленно устанавливает связь между движением и изменением музыкального сигнала,то есть он часть продолжает движение после сигнала, требующего остановки, мыиспользовали с ним в работе упражнения такие как «Передача мяча под музыку»,«Передача флажка под музыку», «Движение по кругу» и другие (Приложение 1).
 В началекоррекционного курса эти упражнения с трудом давались Сереже. Он продолжалдвижение даже после остановки музыки. И поэтому мы пришли к выводу онеобходимости выполнять данные упражнения под более медленную музыку. И толькопостепенно, когда у мальчика стало получаться, мы ускорили темп. Затем вкачестве усложнения мы включали упражнения, в которых количество сигналовувеличивается, а движения каждый раз заменяются новыми. Это такие как «Стройтекруг» и другие. Наиболее сложным для Сережи было упражнение «Выворачиваниекруга», особенно когда на 2 часть музыки необходимо было бежать впротивоположные стороны по кругу, где внимание ребенка должно быть направленона резкое изменение ритма, темпа и характера музыкального сопровождения.
Когда мы приступили квыполнению упражнений, в основе которых лежит переключение с одного движения надругое мы столкнулись с тем, что Сережа недостаточно четко дифференцируетблизкие по темпу музыкальные отрывки, поэтому мы, сначала включали упражнения,состоящие из контрастных движений, например ходьба и бег. Этим двум движениемсоответствуют и две противоположные по темпу мелодии: ходьба сопровождаетсямаршем, бег — музыкой в быстром темпе. Сначала мы проиграли эти мелодии, затемвыполнили под них оба движения – бег и ходьбу. Сереже постоянно необходимо былопобуждение к внимательному и четкому выполнению задания. Как только мальчикстал выполнять задание без чьей-либо помощи и подсказки, мы перешли купражнениям на переключаемость, состоящих из трех движений. Здесь работа шласледующим образом: сначала давали два знакомых движения и одно новое. Прослушивалитри музыкальных отрывка и просили ребенка, объяснить какие движения нужновыполнять и в какой последовательности. А только затем приступали к выполнению.Последовательность отрывков от занятия к занятию меняли.
Особо следует отметитьработу с мальчиком с использованием упражнений, которые формируют умениесоздавать замысел, предвосхищать серию движений. Эти упражнения очень сложные итребуют определенного опыта и навыка. В этих упражнениях необходимо самостоятельнопродумать и показать действия, а затем снова воспроизвести в первоначальнойпоследовательности. Количество действий 3-5. В этих упражнениях Сережа не могпридумать больше трех движений. Нам приходилось стимулировать его, предлагаяпридумывать вместе. Только спустя 5-6 занятий Сережа смог самостоятельнопридумать упражнение, состоящее из четырех движений.
На протяжении всейработы мы постоянно подбадривали его, создавали ситуацию успеха. И всеупражнения проводились с Сережей в порядке возрастающей сложности.
Мы стали замечать, чтоу Сережи произошли незначительные изменения: он стал более сдержанным,общительным, перестал бояться новых людей и чаще идет с ними на контакт.
Для того чтобы выяснитьбыла ли наша работа эффективной мы организовали повторное экспериментальноеобследование.
2.3Результаты контрольного этапа эксперимента
С целью выявленияэффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методыдиагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты контрольногоэксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты контрольногоэкспериментаИ.Ф. ребенка критерии итого действенный эмоционально-чувственный показатели Сережа Т. С Н С С /> /> /> /> />
Нам не удалосьустранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодолениязаикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. И особовелика здесь роль логопеда. Ведь именно его воздействие является всегдаобязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключаетсяв том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективностилогопедического воздействия. В нашем случае работа логопеда не быласистематической и целенаправленной, так как менялись люди.
 Проанализировав иобобщив результаты, полученные в процессе контрольного и сравнивая их срезультатами констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, чтосистематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованиемкоррекционно-воспитательных упражнений дала свои результаты. Это проявилось внебольшой положительной динамике: Сережа перестал бояться новых людей, вобщении более сдержанный, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев,хотя он по-прежнему продолжает оставаться на среднем уровне.
 Таким образом, можносделать вывод о том, что если коррекционно-педагогическая работа будетстроиться в соответствии с дидактическими принципами и с использованиемкоррекционно-воспитательных упражнений систематически, то можно судить одинамике в развитии.
 В нашем случае,естественно, динамика еще не значительна, что вполне объяснимо временнымирамками формирующего эксперимента, но, тем не менее, полученные результатыпозволяют утверждать, что при более длительной работе всех специалистов онимогли быть гораздо выше. Это дает нам право говорить, что гипотеза, выдвинутаянами, в отношении данного ребенка вполне обоснована.
 
Выводы по IIглаве
С целью определения возможностииспользования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях пологопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием нами была организованакоррекционная работа.
Мы провели обследованиеребенка, и полученные данные, позволившие нам наметить пути фронтальной ииндивидуальной коррекционной работы, которые мы реализовали в ходе формирующегоэксперимента.
Проведение контрольногоэксперимента позволило оценить эффективность проделанной работы. Мы пришли квыводу, что проводя логоритмические занятия с заикающимися детьми необходимобольшое место отводить коррекционно-воспитательным упражнениям, которые воспитываютустойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный рядпоследовательных действий, способность переключаться с одного движения надругое, удерживать в памяти определенное количество движений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа посвященаактуальной проблеме использования коррекционно-воспитательных упражнений назанятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, посколькуисправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедическойпомощью, однако эффективнее будет комплексный подход в преодолении нарушения.
Первую главу нашейработы мы посвятили рассмотрению причин возникновения заикания, раскрыли еговиды. И пришли к выводу, что причины могут быть самые различные, поэтомувзрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они самимогут стать причиной возникновения данного дефекта.
 Рассматривая второйвопрос мы пришли к выводу о том, что логопедическая ритмика оказывает большоепсихотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитиюее положительных сторон и нивелированию отрицательных.
Использованиекоррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике сзаикающимися детьми школьного возраста были рассмотрены нами в третьем вопросетеоретической главы, где мы пришли к выводу, что занятия по развитию узаикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы иполезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихонеуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включениемкоррекционно-воспитательных упражнений помогают его исправить, а положительногорезультата можно достичь только при хорошо продуманной слаженной работеразличных специалистов.
На этапеконстатирующего эксперимента было проведено обследование, сущностью которогобыло выявление степени тяжести заикания. После проведенного исследования мывыяснили, что у мальчика средняя степень заикания.
Исходя из этого, мыорганизовали развивающую работу с использованием на логоритмических занятияхкоррекционно-воспитательных упражнений.
Включив задания наустойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный рядпоследовательных действий, способность переключаться с одного движения надругое, удерживать в памяти определенное количество движений, мы отметили всвоих наблюдениях и экспериментальном исследовании положительные изменения.Полученные данные служат основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы.
Действительно, возможноактивное использование коррекционно – воспитательных упражнений для преодолениезаикания. Непременным условием при этом является:
— систематическоевключение коррекционно–воспитательных упражнений в логоритмические занятия;
— работу строить всоответствии с дидактическими принципами.
Материал,представленный нами в этом параграфе, определяет практическую значимостьработы, поскольку вполне может быть использован в деятельности воспитателей,музыкальных руководителей.
 На наш взгляд,исследование этой проблемы может быть продолжено. Так, например, можно опробоватьдругие средства логоритмики. Все это позволит более глубоко изучить даннуюпроблему педагогической науки и помочь специалистам более эффективно организоватьработу по преодолению заикания.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Абелева,И.Ю. Если ребенок заикается. Пособие для родителей [Текст] / И.Ю. Абелева, Н.Ф.Синицына.-М: Просвещение.-1969 -144с.
2. Белякова,Л.И. Заикание [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. М.: 1998. – 301 с.
3. Белякова,Л.И. Основные логопедические технологии, формирование плавной речи у заикающихся[Текст] / Л.И. Белякова. Е.А. Дьякова // Дефектология.- 2001.-№4.-с.49-53.
4. Богомолова, А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опытаработы: [Электронный ресурс] / А.И. Богомолова // www.pedlib.ru
5. Борисова, Е.А. Совместная работа воспитателя илогопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы [Текст] / Е.А.Борисова. Н.С. Прокопцева // Логопед.-2005.-№4.-с.73-93.
6. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранениизаикания у дошкольников: Кн.для логопеда [Текст] / Г.А.Волкова.-М.: Просвещзение.-1983.-144с.
7. Волкова,Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. — М.: Изд-во Владос. –2002.-272.с.
8. Волкова,Л.С. логопедия книга 2 нарушение темпа и ритма речи [Текст] / Л.С. Волкова. – М.:Издательство Владос.-2003.-432.с.
9. Ворошилова,Е.Л. система работы с заикающимися дошкольниками [Текст] / Е.Л. Ворошилова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.– 2006.-№2.–с.30.
10. Гегелия,Н.А. Родителям о заикании детей и подростков [Текст] / Н.А. Гегелия //Дефектология.- 1998.-№4.-с.88-93.
11. Гончарова,Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольноевоспитание.– 2005.-№ 3.–с.59.
12. Гладковская,Л.М. Использование пески и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми5-6 лет [Текст] / Л.М. Гладковская // Логопед.-2008.-№1.-с.49-56.
13. Гладковская,Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающихзаиканием [Текст] / Л.М. Гладковская // Логопед.-2008.-№8.-с.60-67.
14.  Гумирова,Н.М. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальнымнедоразвитием [Текст]: монография / Н.М. Гумирова, Т.А. Костюкова; под научнойредакцией Т.А. Костюковой.- Томск: Томский ЦНТИ.-2008.-170.с.
15. Дресвянникова,В.И. Особенности моторики заикающихся школьников 6-8 классов. Расстройства речии методы их устранения [Текст] / В.И. Дресвянникова.-М.: 1975.
16. Казбанова,Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способпрофилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова // Логопед.-2005.-№6.-с.28-32.
17. Калягин,В. Если ребенок заикается [Текст] / В. Калягин.- Питер Ком.: СПБ.-1998.-186 с.
18.  Карпухина, Р.Р. О дифференцированном подходе к заикающимсяв начальной стадии развития дефекта: [Электронный ресурс] / Р.Р. Карпухина // works.tarefer.ru // Дефектология.- 1980.-№ 1.
19.  Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми6-7 лет [Текст] / М.Ю, Картушина.-М.: ТЦСфера.-2006.-192с.
20.  Комплексный метод преодоления заикания у детей в условиях санатория:[Электронный ресурс] / www.kved.ru// Курортные ведомости.-2009.-№ 1 (52).
21.  Коновалова, Л.С. Логоритмика как эффективный методпреодоления речевых нарушений: [Электронный ресурс] /Л.С. Набиева // festival.1september.ru
22. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб.методических рекомендаций [Текст] / Авторы- составителиЛ.В. Лопатина, Г.Г. Голубева и другие.-СПб., М.: САГА: ФОРУМ.-2006.-272с.
23.  Музыкальноевоспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособиедля сту. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А.Медведева, Л.Н. Комиссарова,Г.Р.Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр«Академия», 2002.-224с.
24. Набиева,Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] / Т.Н.Набиева. // Дефектология.- 1998.-№4.-с.30.
25. Основылогопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателейдетских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ[Текст] / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., испр.- М.: РРКТИ.-2005.-240с.
26. Преодолениезаикания у дошкольников [Текст] / под редакцией Р.Е. Левиной.- М.: Изд-воПедагогика.-1975.-160.с.
27. Рождественская,В.И. Игры и упражнения для исправления заикания [Текст] / В.И. Рождественская,А.Н. Павлов.- М.: Изд-во Просвещение.-1978.-64.с.
28.  Руденко,И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией [Текст] /И.И. Руденко // Воспитание и обучение детей с нарушениямиразвития.-2005.-№1.-с.14-17.
29. Селиверстов,В.И. Заикание у детей [Текст] / В.И. Селиверстов.- Изд-во Владос.-2000.-206.с.
30. Сикорский,И.А. заикание [Текст] / И.А. Сикорский.-М.: Изд-во Астрель.-2005.-192.с.
31. Скрыпник,И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием[Текст] / И. Скрыпник // Дошкольное воспитание.-1996.-№5.-с.2-10.
32. Скрыпник,И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием[Текст] / И. Скрыпник // Дошкольное воспитание.-1996.-№6.-с.40-46.
33. Филичева,Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.:Изд-во Просвещение.-1989.-222 с.
34. Шашкина,Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособиедля сту.высш.пед.учеб.заведений [Текст] / Г.Р.Шашкина.- М.: Издательский центр Академия.- 2005.- 192с.

 
Приложение1
 
Коррекционно-воспитательные упражнения, используемыена занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием [26;137-147]
 
Упражнения,формирующие быстроту и правильную реакцию на сигналы
«Передача флажка подмузыку»
Дети стоят в кругу, втемпе с музыкой передают флажок. На остановку в звучании тот, у кого в этотмомент окажется флажок, поднимает его вверх. С возобновлением звучания детиопять передают флажок.
Передача мяча подмузыку
Дети стоят в кругу ипередают мяч. На остановку в звучании тот ребенок, у которого в этот моментокажется мяч, играет с ним, ударяя, например, три раза об пол или подбрасываявверх (по инструкции педагога). С началом музыки мяч продолжают передавать покругу.
Движение по кругу(несколько вариантов)
Дети идут по кругу, наостановку в звучании перестают двигаться. Упражнение можно провести с флажками:с прекращением музыки надо высоко поднять флажки над головой.
Дети идут по кругу, наакцент в музыке делают поворот в обратную сторону или легкое приседание.
Взявшись за руки,ребята цепочкой ходят в разных направлениях. На неожиданный акцент, в музыкеведущий цепочки опускается на одно колено. Цепочка продолжается двигатьсядальше. На следующий акцент, идущий впереди, опять встает на одно колено. Такпродолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. Наследующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты вмузыке) собирая их в цепочку.
Движение по кругу смячом
Дети стоят в кругу,перед каждым на полу лежит мяч. С началом музыки дети берут мячи и, держа их ввытянутой вверх правой руке, идут по кругу. С прекращение звучания всеостанавливаются и кладут мячи на пол перед собой.
«Займи круг»
На полу педагог рисуеткруги по количеству участвующих в упражнении детей. Под музыку марша каждыйребенок ходит около своего круга, на акцент в музыке впрыгивает в круг и ждетследующего сигнала, по которому выпрыгивает из круга и опять ходит вокруг него.
Движение парами собручами
Вся группа встаетпарами по кругу. Каждой паре дается обруч. Ребенок, который находится во внешнемкруге, держит его в правой руке, ребенок, стоящий во внутреннем круге, — влевой. На неожиданный музыкальный сигнал ребенок, идущий по внешнему кругу, неотнимая руки от обруча, поворачивается лицом к обручу и пролезает в него(перешагивает левой ногой). После этого движения по кругу продолжается. Наследующий сигнал то же самое делает ребенок, идущий по внутреннему кругу(перешагивает правой ногой).
«Стройте круг»
Детям предлагаетсяперестроиться (двигаться врассыпную по комнате, или идти к центру, илиперестроиться в круг) без ведущего и без заранее намеченных построений,двигаясь свободно по площадке самостоятельно найденным движением. Дети меняютдвижения в связи с контрастным звучанием частей музыкального произведения, наакценты в мелодии.
Выворачивание круга
Дети учатся передаватьакценты в музыке, исполнять построения, требующие активного внимания от всейгруппы. Все участвующие делятся на пары и встают по кругу. На первую частьмузыки дети идут вправо по кругу. На вторую часть музыки дети ведущей парыопускают руки, поворачивают из круга и бегут в противоположные стороны покругу. К концу второй части музыки круг выворачивается (спиной к центру) иведущая пара снова берется за руки. На повторение первой части дети идут покругу в правую сторону, на повторение второй части дети следующей пары опускаютруки и также бегут в разные стороны, выворачивая круг лицом к центру. Вниманиедетей направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкальногопроизведения.
 
Упражненияна переключаемость с одного движения на другое
 
Упражнение с флажками
Дети построены вколонну парами в одном конце зала. Два флажка (красный и синий) лежат на двухстульях в другом конце. Под музыку марша первая пара идет к флажкам, берет их исвободно ходит по залу. Под музыку, исполняемую в быстром темпе, дети бегут кстульям, кладут флажки на свои места и возвращаются к колонне, становясь вконце ее. Упражнение продолжает выполнять следующая пара.
Упражнение с обручем
Под марш дети идут вколонне друг за другом. При изменении темпа музыки они бегут к обручу, которыйлежит в центре зала, берутся за него правой или левой рукой (по указаниюпедагога) и бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат изменения в темпе– снова звучит марш. Кладут обруч на пол и идут опять друг за друга.
Упражнение с движениемпо кругу
Дети образуют двакруга. Один круг движется под марш. С началом мелодии быстрого темпа второгокруга начинает движение, а первый останавливается.
Дети под марш идут покругу. Движение прерывается музыкой быстрого темпа: все разбегаются свободно позалу. На остановку в звучании дети приседают на корточки в том месте, где ихзастал музыкальный сигнал. На возобновившийся темп марша снова собираются вкруг и начинают упражнение сначала.
«Собираем камушки»
Дети сами (без указанийпедагога) находят ритм и характер движения. Упражнение учит детей четкоостанавливаться на ходу в соответствии с ритмом музыкальных фраз.
«Шагают Петрушки»
Внимание детейобращается на смешной, шутливый характер музыки, рисующий образ Петрушки. Вовторой части музыкального отрывка педагог предоставляет детям самим найтидвижение и его выразительность.
С этой же целью педагогзнакомит детей с музыкальными произведениями, которые исполняются в разныхрегистрах. Вначале предлагаются контрастные регистры. Дети их хорошо различаюти быстро запоминают. Например: на звучание в верхнем регистре дети, подняв рукис флажками, машут ими над головой, на звучание в нижнем регистре – машутфлажками внизу. От занятия к занятию движения меняются: упражнения строятся изтрех движений на основании музыкального отрывка, исполняемого в трех регистрах.Движения используются самые разнообразные: на верхний регистр дети вращаюткистями рук, на средний – хлопают в ладоши перед собой, на нижний – идут покругу, руки на пояс.
Маршировка под музыку
Дети маршируют подмузыку. Потом упражнение усложняется: музыка обрывается, и надо пройти заданноечисло шагов без музыкального сопровождения.
 
Упражнения назапоминание и воспроизведение определенной последовательности движений
 
На раз – поднять рукивверх, на два – перевести руки на пояс, на три – встать в исходное положение.
На раз – руки встороны, на два – руки вверх, ударить флажками над головой, на три — встать висходное положение.
 
Упражнения,формирующие умение создавать замысел, предвосхищать серию движений
 
«Займи круг»
На полу педагог рисуеткруги по количеству участвующих в упражнении детей. Под музыку марша каждыйребенок ходит около своего круга, на акцент в музыке впрыгивает в круг и ждетследующего сигнала, по которому выпрыгивает из круга и опять ходит вокруг него.
«Запретное движение»
Педагог показывает, азатем повторяет вместе с детьми серию движений. Во время игры дети одно издвижений, заранее обусловленное, выполнять не должны. Тот, кто ошибся, выбываетиз игры. Предварительно упражнение проделывается несколько раз в медленномтемпе, а позже – в быстром. Игра эта требует большого внимания.
 
Упражнения дляиспользования на логоритмических занятиях [2;267]. Упражнения на сочетание музыки с движениемСочетание характера музыки с движениями
1. Детиходят под музыку или удары бубна в любом направлении, меняя темп движений взависимости от быстроты музыки.
2. Дети,построившись в ряд, на темп марша подражают маршировке бойцов.
3. Детистоят в несколько кружков. По сигналу, данному на барабане или рояле, детиразбегаются по комнате. По следующему сигналу дети снова строятся в кружки втом же месте.Сочетание темпа музыки с темпом движений
1. Дети, встав парами, друг за другоми держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом набыстрый темп, бегут.
2. Детиидут под музыку в колонне по одному через середину. Дойдя до противоположнойстороны комнаты, расходятся: один – налево, один – направо, в обход комнаты.Встретившись, идут попарно в колонне через середину. Снова расходятся по одномув обход комнаты и, встречаясь, образуют колонну по одному, как вначале.
3. Детиидут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все парыостанавливаются, поднимают сцепленные руки и образуют ворота, в которыепробегает пара и становится последней. Повторяется всеми парами.
4. Подмедленный темп музыки дети, стоя в кругу, ударяют мяч об пол и ловят обеимируками. С переходом музыки на быстрый темп дети берут мяч в правую руку, высокоподнимают его и бегут по кругу. С возобновлением музыки медленного темпа детиопять ударяют мяч об пол.
5. Детистановятся в два круга. Внутренний круг двигается в темпе марша вправо, авнешний одновременно в темпе бега – влево: по сигналу роли кругов меняются.
Сочетание ритма музыкис ритмом движений
1. Детисидят в кругу попарно, обращены лицом друг к другу. Поочередно указательнымпальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой по 2 такта. Наостановку поворачиваются спинами друг к другу и, оказавшись с новым соседом, продолжаюттак же исполнять этот ритм.
2. Детистоят по кругу, один держит мяч. На 2 такта плавно поднимает над головой, затемна 2 такта передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй передает 3-му и т.д. доконца, пока мяч не придет обратно к 1-му ребенку.
3. Детистоят парами лицом друг к другу, держась обеими руками. Первый тактсопровождается прыжками на месте с поочередным выставлением вперед то одной, тодругой ноги. На второй такт берутся правыми руками и кружатся на месте, потомберутся опять обеими руками.
Упражнения накоординацию речи с движением
1. Детистоят по кругу и бросают мяч вправо (влево), в зависимости оттого, что каждомуиз них хочется, а затем через круг любому, при этом говорят: «Я бросаю мячвправо, я катаю через круг».
2. Детимаршируют по кругу. В середине – «пруд».
По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда,
Но подальше от воды,
Чтобы не было беды!
3. Одиниз двух детей, пастух, ходит среди ребят, расположившихся на полу (лугу).Пастух играет на дудочке и говорит:
Ай ду-ду, ай ду-ду,
Я все стадо стерегу,
Ай ду-ду, ай ду-ду,
На зеленом на лугу.
Роль пастуха детиисполняют поочередно.
4. Детиходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
На носочках я хожу,
Маму я не разбужу.
5. Детистоят на одной ноге. Руки вытянуты в стороны.
Очень трудно такстоять,
Ножку на пол неспускать.
И не падать, некачаться,
За соседа не держаться.
6. Дети,подражая движению дворника с метлой, говорят:
Подметаю я свой двор,
Собираю в кугу сор.
Будут все меня хвалить,
«Молодец» мне говорить!
На акцент метладвижется влево.
7. Детиизображают все, о чем говорится в стишке, движения выполняются в ритме стиха:
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.
Не спеша, не спеша.
Мы и зубы чистим тоже,
Порошком, порошком.
8. «Дятел».Дети, изображая стук дятла по дереву, ударяют правой рукой в форме клюва, поладони левой руки. Движения выполняются на акцент.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся подкорой,
Все равно он будет мой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.