Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессиональногообразования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО ИГУ)
Контрольная работа
по методике преподаванияистории
Использование художественной литературына уроках истории
Иркутск, 2008 г.
Содержание
Введение
Художественнаялитература на уроках истории
Методическиерекомендации использования художественной литературы
на урокахистории
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Художественная литература как один из приемов в преподавании историишироко используется на уроках. Художественная литература привлекаемая на урокпомогает конкретизации исторического материала и формированию у школьниковярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений.Художественная книга помогает учителю поддерживать вниманию учеников,способствует развитию интереса к предмету. В художественной литературы оченьярко и красочно описываются те исторические события, о которых говорит автортого или иного произведения. Фрагменты исторических произведений учительпривлекает, чтобы ввести учащихся в историческое события или воссоздать колоритэпохи, дать картинное или портретное описания. В практике преподавания историив школе произведения художественной литературы привлекаются учителем на уроки,во внеклассной работа рекомендуется учащимся для самостоятельного чтения. Ноэтим не ограничивается роль художественной литературы в обучении истории.Подлинно художественный литературный образ, реалистически отражающий общественныеявления определенной эпохи, есть типичный образ, с наибольшей полнотой изаостренностью выражающий сущность данного социального явления. Привлечениелитературы повышает доказательную силу изложения.
1. Художественная литература на урокахистории
Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказаучителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям,возбуждая сочувствия, восхищения, негодования, ненависть. Этические нормы иидеи выражены не в отвлеченном формулировании, а в ярких образах, действующихперсоналиях конкретных жизненных ситуациях, служащим живым примером. Являясьбогатейшим источником информации художественная литература содержит ценныйматериал для утверждение сознании учащихся высоких моральных принципов,выработанных человечеством. Художественная литература, используемая впреподавании истории может быть разделена на две группы произведений. В первуювходят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую историческаябеллетристика. К литературным памятникам относятся произведения, авторы которыхявляются непосредственными свидетелями или участниками событий (пример, Н.А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»). Произведение этой группыявляются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки однимиз источникам знаний о прошлом. Бальзак, об литературных памятниках писал так:«Даже в смысле экономических деталей узнал больше… чем из книг всехспециалистов — историков, экономистов, этого периода, вместе взятых».Литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени через взгляды автора,написавшего данное произведение. Литературные памятники изучаемой эпохи чащевсего используются на уроках истории в качестве основы для выводов и обобщений.Произведение исторической беллетристики — исторический реализм, повесть наисторическую тему, — то есть художественные произведения об изучаемой эпохи,созданы писателями позднейшего времени. Такие произведение не будут является нелитературными памятниками изображаемой эпохи, не живым свидетельствам еёсовременников и поэтому не могут служить историческим источником. Они самиоснованы на изучением автором исторических источников, мемуаров, документам,научный исследовании и монографии об эпохи и представляют собой более или менееудачным попыткам воссоздать художественные формы это прошлое. Хотя историческаябеллетристика и не является документальным источником для исторической науки,она может является хорошим средством ознакомления детей с историческим прошломописанных таких произведений с помощью конкретных образов, увлекательныхсюжетов и выразительной характеристик — в художественной форме. У многихшкольников интерес к истории пробуждаются впервые в результате чтенияисторических романов и повестей. Произведение относящиеся к историческойбеллетристики, дают учителю средства для конкретизации и иллюстрацииизлагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения (пример,А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой «Война и мир»).
2. Методические рекомендации использованияхудожественной литературы на уроках истории
Включение органических образов художественной литературы в изложенииучителя — один из важных методов её использования в преподавании истории.Учитель использует художественную литературу как источник, от куда онзаимствует красочные образы сравнения и меткие слова для своего изложения. Вэтих случаях материал художественного произведения органически включает учителяв рассказ, описания, характеристику и воспринимается учащимся не каклитературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложенияпреподавателя. Например, описывая в VIII классе хозяйства крестьянина — беднякапосле 1861 года он использует ряд образов из произведений Некрасова и Глеба Успенского.
Начинающему учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своегорассказа отдельные, небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркиеописания, меткие выражения из произведения писателя. В практики преподаваниякак один из приемов использования художественной литературы и фольклора имеетместо краткий пересказ.
Летом, при составлении тематического планирования учитель на основе фондадетских библиотек составляет списки книг для внеклассного чтения и подбирает покурсам художественные произведения для углубленной работы в классе и дома.Критериями отбора литературы служат: научная историческая ценность;художественные достоинства; доступность; соответствие возрастным особенностям;воспитательное значение книги. Учитель знакомить учеников с рекомендательнымсписком художественной литературы, показывает некоторые книги из списка и даеткраткие аннотации. После этого список желательно вывесить в кабинете история. Вотборе художественной литературе для использования на уроках истории учительруководствуется двумя основными моментами. Прежде всего,познавательно-воспитательной ценности материала, состоящем в проводимомизложении и освещении исторических явлений в соответствии с историческойдействительностью и законами её развития. Вторым определяющим моментом в отборематериала является его высокая художественная ценность. Учитель отбирает дляиспользования на уроках отрывки содержащие:
1. живое изображения исторических событий, изучение которых предусмотреношкольной программой и учебником;
2. образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображениесамих масс;
3. картинное описание той конкретной обстановки в которой развертывалисьсобытия прошлого.
Наибольшую сложность для учителя истории представляет воссозданияособенностей психологического склада людей определенной эпохи, их мыслей,чувств, стремлений. Художественная литература чрезвычайно облегчает решениеэтой задачи на уроках истории. Этот материал представлен в художественныхпроизведениях в форме высказываний литературных персонажей, выражающих типичныестремление, идеи своего класса и своего времени. Их высказывания могут бытьвключены в изложение учителя. Введение примой речи помогает конкретнееобозначить позиции противоборствующих классов. Разностороннее значениехудожественной литературы в решении познавательных задач обучения привелометодистов начало XX века к попыткам построить все преподавания истории наматериале исторических романов и литературных памятников эпохи. Такую мысльвысказывал немецкий методист Зигфрид Коверау. Он утверждал, что школьный курсистории в Германии не отражал подлинной жизни, «забытой историиповседневности». Коверау предлагал преподавать историю на основе серии романов,отражающих для данной эпохи картину повседневной жизни и дающих таким образомвозможность наглядного анализа общественных отношений своего времени, но этаметодика частична не верна, она сведет курс конкретной гражданской истории ккультурно-бытовым и батальным картинам, не обеспечивая систематические знания опрошлом. Но не исключается целесообразность построение отдельных уроках историицеликом или почти целиком на материале художественной литературе. Прежде всего,таким способом необходимо проводить уроки, основным содержанием которыхявляется изучение произведений художественной литературы или устного народноготворчества как памятников эпохи и источников наших знаний о ней. Сюда относитсячасть урока о культуре древних индейцев, уроки «Мифы Древней Греции», «ПоэмыГомера», «Илиада» и «Одиссея» и.т.д. В ряде случаев целесообразно применитьпроизведение художественной литературы как источник для изучения ихарактеристики общественных отношений и быта. Во всех остальных случаев приизучении разнообразной исторической тематики в проведении урока на материалехудожественной литературы следует рассматривать как один из возможныхвариантов, который оправдан лишь при условии, если:
а) основной целью урока является рассмотрение литературно-художественныхпроизведений.
При подготовке таких уроков учитель должен тщательно отбирать из большогопроизведение материал для своего рассказа и отрывки для чтения на уроки.Скомпоновать отобранный материал, руководствуясь планом урока и учитывая время.В распоряжении учителя имеются другие разнообразные приемы и методы еёиспользование на уроки. Обращение в художественную литературу полезно в первуюочередь своему учителю. Обогащенный её образом, он сможет ярче и конкретнееизложить программный материал, вызвать в сознании слушателей картины прошлого,помочь созданию у учащихся полных исторических представлений. Речь учителяприобретает большую убедительность и становится более эмоциональной. Так могутбыть использованы высказывания литературных персонажей. Особенно хороши краткиестихотворные цитаты, две три строчки. Они сжаты, выразительны, производятсильные впечатления, легко запоминаются.
Пример: говоря о вооружении Красной армии в боях против Врангеля учительиспользует энергичные строки Н. Титова (24)
«винтовка, подсумок, противогаз
и хлеба фунт на троих».
Краткая цитата помогает выразить и закрепить идейное содержание урока, онане только помогает непосредственно решению образовательных задач данного урока,но является одним из приемов пропаганды книги, доступной для самостоятельноговнеклассного чтения, и служит, таким образом, ознакомлению учащихся с лучшимиобразцами исторической беллетристики, расширению общего кругозора и обогащениюпредставлений о прошлом. При этом учитель должен дать учащимся образецбезукоризненного чтения литературного произведения. Полезно при этом заранеепрорепетировать чтения намеченного отрывка.
Однако чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому встарших классах, где круг художественных произведений, знакомых большинствуучащихся, значительно шире, пространная литературная цитата звучит сравнительноредко на уроки истории. Чаще учитель ограничивается «напоминанием»литературного образа ссылаемый на знакомое учащимся литературное произведение. Краткаяссылка на литературный образ имеет место в тех случаях, когда литературныйисточник хорошо знаком учащимся. Однако учитель не ограничивается напоминаниемо соответствующем литературном произведении, но точно должен указать конкретныйобраз, эпизод и.т.п. Такого рода ссылкой учитель мобилизует сознание слушателейпредставления, связанные с названным литературным материалом, оживляет ряд ассоциативныхсвязей, усиливает внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятияисторического материала и облегчает его осмысливание учащимися. Отрывки излитературных памятников, привлекаемые в качестве источников знаний об изучаемойэпохе, подвергается «разбору». Разбор литературных памятников проводится либометодом комментированного чтения, когда разбор ведет сам учитель, изредкапривлекая класс путем постановки вопроса, либо методом развернутой беседы.Работа такая напоминает разбор исторического документа. Учитель прочитываетвслух источник, а затем ведет его анализ по частям, еще раз читает небольшиеабзацы (или даже отдельные фразы), нуждающиеся в объяснении и анализе, ставитвопросы. В трудах классика марксизма-ленинизма учитель может найти не толькообразцы применение художественной литературы, но прямые указания по методикеиспользования литературных образов в освещении общественно политическихвопросах. Так в письме в редакцию «Правды» от 18 сентября 1912 года В.И. Ленинрекомендует от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в«Правде» Щедрина и других писателей «старой» народнической демократией».
Растолковывать на уроках истории литературный образ — значит, объяснитьучащимся чему он учит при изучении исторического прошлого о каких историческихявлениях и что именно он нам сообщает. Таким методом можно растолковыватьотрывок из Евгения Онегина: картина кабинета Евгения Онегина, где имелось:
Все, чем для приятности обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по балтическим волнам
За лес и сало возят нам,
Все что в Париже вкус голодный
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши для неги модной...
служит материалом для анализа: каковы предметы русского вывоза в началеXIX века? Какие товары преимущественно ввозишь в Россию и кто был покупателем?С какими странами велась торговля? Далее делаем вывод: возможность помещиковпревращать продукты крестьянского труда в деньги в связи с ростом торговли велак росту крепостнической эксплуатации, ведь за деньги можно купить всевозможныепредметы роскоши. При изложении некоторых динамических по своему характерусюжетов фрагменты из художественного произведения логично входят в тканьрассказа, еще более усиливая его эмоциональность. Естественно, что подобноеиспользование художественной литературы возможно лишь применительно к опорнымфактам, занимающим важное место в школьном курсе истории. В работе с детьминекоторые произведения исторической беллетристики могут быть использованытолько в отрывках. Например, романы Джованьоли «Спартак», И.А. Ефремова «Накраю ойкумены» содержат многие яркие страницы, но в целом малодоступны дляпятиклассников. Если же произведение может быть рекомендовано для внеклассногочтения, то желательно сделать это тут же на уроке. Например: при изучении в VIклассе темы «Завершение объединения Франции в конце XI века» учитель, зачитавотрывок из романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», отмечает, что ученикинайдут в нем описание замка Людовика XI и интересный рассказ о его борьбе сКарлом Смелым. Желательно показать при этом и саму книгу. Назвать произведениеи кратко охарактеризовать его содержание следует в том случае, если учитель неуспел что-либо из него зачитать.
Широко привлекая художественную литературу на уроках истории, было бы,однако ошибкой перегружать изложение литературными образами, ссылками,цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории не самоцель,художественный образ вводится не для украшения урока в развлечении учащихся, алишь в той мере, в какой он помогает познанию исторического прошлого, то естьдля решения образовательных и воспитательных задач урока.
Заключение
Использования художественной литературы в процессе обучения истории вшколе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понятьсущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику историческихявлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи:картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживатьсочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образыхудожественной литературы способствуют более прочному закреплению историческогоматериала в памяти учащихся.
Художественная литература является важнейшим средством познания общественноисторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образногомышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать выделятьглавное.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия наук «Паритет»,1997.
2. Агеенко В.А. Основы современной экранной культуры. – Иркутск, 2000.
3. Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся при изученииИстории России // Преподавание истории в школе. – 1990.- №6.
4. Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроках истории Преподаваниеистории в школе. – 2000. — №3.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова Д.Ю., и др. Историческое образование в современнойРоссии. – М., 1997.
6. Грамозда В.Г. Альтернативы в истории // Преподавание истории в школе. –1991. — №5.
7. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1978.
8. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания историив школе. – М., 2000.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992.
10. Соловейчик. Л.Н. Педагогика для всех. – М., 1989.