Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой

Введение
 
Выбранная нами темаявляется актуальной, так как в наше время существует потребность в людяхтворческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление,как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формированияличности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитиетворческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личностии преобразование им окружающего мира. Обращение к Концепции общего среднегообразования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится,что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика.Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрыватьее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцветаиндивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Проблема творчества изучаласьдавно. Исследователями и учеными являлись: Лук А.Н., Дружинин В.И., ПономаревЯ.А., Теплов Б.М., Коган Н., А. Маслоу, Г.Айзенк, Торренс Э.Г. и другие.Появилось много исследований, посвященных психологии творчества, особеннотворческой личности, выявлению творческой одаренности.
Во многих регионах нашейстраны школьники учатся по программам проекта «Начальная школа ХХI века» Н.Ф.Виноградовой. Беседы сучителями, работающими по данному проекту, наблюдения уроков, убедили нас втом, что содержание курса имеет большой развивающий потенциал, однако малоспециальных работ, посвященных выявлению педагогических условий, обеспечивающихреализацию всех возможностей данного проекта для развития творческихспособностей младших школьников. Это обстоятельство определило наш выбор темывыпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностеймладших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой».
Проблема: Каковы педагогические условияразвития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мирапо проекту Н.Ф.Виноградовой.
Цель исследования: выявить условия развития творческихспособностей младших школьников на уроках окружающего мира по проектуН.Ф.Виноградовой.
Объект исследования: процесс обучения на уроках окружающегомира по проекту Виноградовой Н.Ф.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей на урокахокружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой. Для реализации цели в работе былипоставлены следующие задачи:
1.        Раскрыть сущность творческихспособностей, их структуру, средства и условия формирования на урокахокружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой.
2.        Проанализировать возможностипрограммы, учебников «Окружающий мир», уроков окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой для формирования творческих способностей младших школьников.
3.        Определить уровень творческихспособностей младших школьников.
4. Выявить и обосновать педагогическиеусловия развития творческих способностей младших школьников на урокахокружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой.
Мы выдвинули следующую гипотезу:развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мирапо проекту Н.Ф.Виноградовой будет осуществляться эффективнее при реализацииследующих педагогических условий:
1)   при реализации содержания текстов,заданий учебников «Окружающий мир» для развития творческих способностей;
2)   систематическом использованиипознавательных игр на разных этапах урока;
3) при включениишкольников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организация ихдеятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний,вызванных воздействиями природы.
Для осуществленияопытно-диагностического исследования были использованы следующие методы: методытеоретического анализа литературы; эмпирические методы: наблюдение,педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ творческойдеятельности; методы математической обработки данных.
База исследования: МОУ Средняя общеобразовательнаяшкола №41 г. Белгорода.
Организация исследованияосуществлялась в несколько этапов. На первом этапе изучались и анализировалисьтеоретические основы по данной проблеме. На втором этапе разрабатывалосьсодержание и структура констатирующего и формирующего экспериментов. На третьемэтапе исследовательской работы проводились констатирующий, формирующий,контрольный эксперименты по проверке выдвинутой гипотезы, систематизация иобобщение полученных результатов, оформление работы.
Исследование состоит из:введения, І главы, ІІ главы, заключения и приложения.
В І главе даетсятеоретическое обоснование содержания вопроса.
Во ІІ главе делаетсяописание констатирующего эксперимента и опытной работы по реализации условийгипотезы.
В приложении имеютсяметодические материалы по проблеме: протоколы тестирования, анкетирования,тестовых методик, рисунки учащихся, сочинения, творческие задания.

1. Теоретическиеосновы развития творческих способностей младших школьников на урокахокружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой
 
1.1 Психологическая характеристика творческих способностей
 
Способности- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологиимногие авторы давали ему развёрнутые определения.
Б.М.Тепловвыделил три признака способностей, которые и легли в основу определения,наиболее часто используемого специалистами:
1)  способности — этоиндивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека отдругого;
2)  только теособенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности илинескольких деятельностей;
3)      способностинесводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотяи обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [8, с. 12].
Способности- это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяютему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью исовершенствоваться в ней. Они — продукт общественно — исторической практикичеловека, результат взаимодействия его биологических и психическихособенностей. Это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретномделе — это деятельность [19, с.127].
Способность- это определённая совокупность знаний, Это возможность, предпосылкадеятельности, успешности её выполнения; способность — есть свойствофункциональных систем, реализующих отдельные психические функции [10, с. 145].
Отприроды никаких способностей нет, это как говорят учёные, только «прижизненныеформирования».
Задатки- это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются вспособности, а могут и не превратиться [23, с.44]. Это врождённые генетическиедетерминированные особенности центральной нервной системы или отдельныханализаторов, являются предпосылками развития способностей [8, с.348].
Неспособныедети есть, и их очень много, это те, у которых задатки так и не стали способностями.От природы нет никаких способностей, есть только задатки, теанатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться (а могут и непревратиться) в способности.
Задаткиесть у всех. Во-первых, задатки у всех разные. Во-вторых, их нужно развивать,превращать в способности в определённое время. Если это время упустить, потомочень трудно, а иногда практически невозможно развить способности [23, с.44].
Оказывается,природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждыйздоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности[15, с. 10].
Соспособностями тесно связаны склонности, рассматриваемые, как «… избирательскаянаправленность индивида, определяющая деятельность, побуждающая его заниматься»,в основе этой направленности лежит устойчивая потребность.
Склонности- предпосылка развития способностей, но возможны случаи их несовпадения [20,с.21].
Конечно,дети различаются по своим анатомо-физиологическим задаткам, то есть поприродным возможностям, однако, как показывают специальные психогенетическиеисследования, наследственность лишь частично определяет способности ребёнка. Вовсех случаях самую большую роль играет воспитание. Невозможно по желаниювоспитателя сделать ребёнка способным, какие бы совершенные педагогическиеприёмы при этом не применялись. Во всех случаях, когда происходит развитиеспособностей ребёнка, оно в значительной мере становится возможным лишьблагодаря самовоспитанию [7, c.59].
Исследователипоказали, что именно стремление к познанию, или, иначе говоря, познавательнаяпотребность, в наибольшей мере ответственна за уровень развития умственныхспособностей. Именно благодаря высоко развитой потребности в познании у детейразвиваются способности, причём тем в большей мере, чем больше эта потребностьвыражена.
Сделаемвывод: так как способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надоразвивать; познавательная потребность, наоборот, даётся прямо от природы (хотяеё тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависитразвитие способностей. Соответственно и творческая познавательная деятельностьучащихся есть самостоятельный поиск и создания или конструирование какого-тонового продукта.
Сущностьтворчества
Понятьприроду творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется,невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивыхсуждений, мнений, теорий и тому подобное [8, с. 156].
Дляпреодоления трудностей понимания природы творчества известный интерес представляетсформулированная в ряде работ гипотеза, согласно которой, творчество, в самомшироком смысле, выступает как механизм развития. Широкое понимание творчества,рассмотрение его в общем плане как механизм развития весьма перспективно. Такоерассмотрение включает вопрос о природе творчества в уже довольно исследованнуюобласть знаний и тем самым облегчает последующую ориентировку в его частныхформах. Анализ творчества включается в анализ явлений развития [17, с.72].
Я.А. Пономарёв рассматривал творчество вшироком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию.
Мы можемс этим согласиться, ведь: развитие творчеств представляет собой одну изцентральных линий личностного развития; именно оно позволяет человеку проявитьсвою индивидуальность и уникальность [18, с. 20]. Творчество — во многомявление трудно познаваемое, иногда не познаваемое вообще, часто мистическое[13, с.214]. Творчество — необходимое условие развития материи, образования еёновых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества.
Слово«творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле этогоозначает искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось впрошлом опыте — индивидуальном или общественном [12, с.9].
Творчество- это способ преодоления изначальной дезадаптации.
Вотечественной литературе творчество чаще всего определяется как «деятельностьчеловека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающиеобщественной значимостью» [17, с.41].
Напринципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали вниманиемногие философы и психологи. Вильчек подчёркивает глобальное различие междутрудом, как основной и наиболее развитой формой целесообразной деятельности итворчеством: «творчество представляется особым видом труда, то естьотождествляется с деятельностью, осуществляемой за определённую мзду, суммублаг, необходимую автору, чтобы удовлетворить, прежде всего, свои животные, азатем и некоторые человеческие потребности. Но в критических ситуациях всегдабудут выявляться различия между творчеством и трудом, выявляться глубоко изримо. Человек никогда не борется за право трудиться — даже, если и выступаетпод лозунгом за право на труд. На самом деле он борется за право иметь средствак существованию и за свой социальный статус. Но за право на творчество, засозданные ими идеи, образы люди шли на костёр. Любые подделки создаются заденьги, и лишь шедевры — задаром. Творчество, будучи деятельностью, абсолютнонеобходимой для существования общества, это то же время и самоцельная,потребительская деятельность, замена утраченного инстинкта»
Деятельность,в отличие от творчества, возникает вследствие внешних или внутреннихрациональных причин. Творчество спонтанно, непланируемо. Деятельностьцелесообразна, произвольна, рациональна и сознательно-регулируема [8, с. 158].Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступнатолько человеку. В жизни всё гораздо сложнее, отделить разнее виды деятельностине всегда возможно и чаще всего человеческая деятельность включает в себя иисполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях [15, с.8].
Прирассмотрении творческости как аспекта интеллекта, творческость фактическиоценивается по результату: основным критерием творческости мыслительного актаявляется его результативность [18, с. 15].
Я.А. Пономарёвсчитает основными признаками деятельности как формы активности потенциальноесоответствие цели деятельности её результату. Тогда как для творческого актахарактерно противоположное: рассогласование цели и результата. Критериемтворческого акта по Пономарёву является уровневый подход: потребность в новомзнании складывается на высшем структурном уровне организации творческойдеятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях.Творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного), ине может быть получен на основе логического вывода.
ПономаревЯ.А. рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальнойдеятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активноесознание, затем на этапе решения — бессознательное, а на третьем, когдапроисходит отбор и проверка правильности решения — вновь активизируетсясознание [8, с. 168].
Выделяяпризнаки творческого акта, практически все исследователи творчества и самитворцы подчёркивали его: бессознательность; спонтанность; неконтролируемостьволей и разумом; изменность состояния сознания. Всё это говорит об особыхотношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект)пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное(бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт ипредставляет его сознанию [8, с.163].
Всёсказанное можно изложить в данном определении, введённом Ф.Барроном, которыйделает вывод о том, что для большинства исследований характерны следующие общиепозиции:
1.           Творчество — это способностьадаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это в основномспособность осмысленно включать в жизнь что-то новое, хотя процесс может бытьнеосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большейгибкости и повышает возможности роста и выживания.
2.           «Что-то новое» — это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком,в котором легче всего изучать творческость: продукт, процесс, человек.
3.           Характеристикамиэтих новых продуктов, процессов и людей является их новизна, оригинальность, валидность,способность удовлетворять потребности, адекватность.
4.           Эти творческиепродукты разнообразны.
5.           Многие продуктыявляются процессами, а многие процессы являются продуктами. А человек — одновременно и продукт, и процесс.
Следующеепонятие, которое следует охарактеризовать: творческие способности.
Людисовершают каждый день массу дел. Но при всём их внешнем разнообразии, все деламожно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой — старая этозадача или новая. Диапазон творческих задач широк по сложности, но суть иходна: при их решении происходит акт творчества. Вот здесь и требуются особыекачества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,комбинировать, находить связи и т.д. — всё то, что в совокупности и составляеттворческие способности [15, с.8].Творческие способности позволяют создаватьновое, никогда ранее не существовавшее. Они проявляются в любой деятельностичеловека.
Естьлюди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Этимтипом одарённости в научной психологии соответствуют и разные обозначения:первый — способность к обучению — описывается как интеллект, то творческиеспособности определяются как креативность [23, с.52].
Креативность- (от лат. сгеайо — созидание) — общая способность к творчеству, характеризуетличность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматриваетсякак относительно независимый фактор одаренности [8, с.351].
Факторывзаимосвязи между творческими и интеллектуальными способностями:
1. Длявысокого развития творческих способностей (креативности) необходим такойуровень развития, который был бы несколько выше среднего. Хотя, это и разныеспособности — творческие и интеллектуальные, тем не менее, без какой-то базыобучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческихспособностей невозможно.
2.      Подостижении необходимого уровня интеллектуальности и соответственно оснащенностизнаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровеньинтеллектуальности.
3. Ноэто отсутствие связи обнаруживается лишь до определённого уровня. Когдаинтеллект очень высок, то иногда слова, как и в случае недостаточного егоразвития, создаётся препятствие для нормального развития творческихспособностей.
Такимобразом, связь между интеллектуальностью и креативностью есть, но связь весьмане простая [23, с.63].
Существуеткак минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могутбыть сформулированы следующим образом:
1.          Как таковыхтворческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого,но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль вдетерминации творческое поведение играют мотивации, ценности, личностные черты.(А. Тенненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.).
2.          Творческаяспособность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым отинтеллекта. (К.Тейлор и др.). Эта теория гласит, что между уровнем интеллекта иуровнем креативности есть незначительная корреляция.
3.          Высокий уровеньразвития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
В ходеисследования найдены, сформулированы и обоснованы основные закономерностиотношения репродуктивной и творческой познавательной деятельности [8, с.168].
1).Репродуктивное и творческое познания соотносятся между собой как двасамостоятельных звена единого целого, причем, репродуктивное познание выступаеткак подготовительное звено, а творческое — как основное;
2).Данные два типа познания соотносятся между собой как целое с элементом в каждомзвене: в первом звене в качестве целого выступает репродукция, а в качестве егоэлемента — творчество; во втором звене — наоборот;
3). Обатипа познания соотносятся между собой диалектически динамично, с взаимнымпереходом друг в друга.
Первыедве закономерности можно отразить с помощью рисунка, условно обозначиврепродукцию сплошной линией, а творчество — волнистой. Граница междурепродукцией и творчеством является условной и подвижной, она проявляет себяпо-разному в различных зонах и видах деятельности, в том числе ипознавательной. Количество элементов в каждом звене деятельности так жеусловное. Так, чем больше накапливается элементов творчества внутрирепродукции, тем ближе качественный переход к новому типу познания — творческому [12, с.14].
Влияниесреды и наследственности на развитие творческих способностей
Известно,что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек:и цвет кожи, и волос, и глаз. Но закодировано ли его умственное развитие?Многие годы так и считали, а некоторые считают и сейчас: да, способностичеловека зависят от его задатков, то есть генетически обусловлены. Но вотгенетики: Н.П.Дубинин и Ю.Г.Шевченко утверждают, что духовное развитие незаписывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, котораяпередаётся путём воспитания, усложняется и развивается с каждым новымпоколением [15, с.11].
Впсихологической литературе великий диспут о происхождении таланта — дар ли этоприроды, генетически обусловленный, или дар обстоятельств. Затем нашликомпромиссную формулу: играют роль и врождённые задатки, и окружающая среда.Что же именно наследуется, а что прививается воспитанием?
Высшиепсихические способности человека — это, прежде всего результат общественногоразвития. В ранние годы жизни на развитие высших психических способностейвлияют главным образом условия домашнего воспитания. Наконец, творческийпотенциал находится под сомнением, хотя он зависит от свойственной даннойобщественной системе отношения к творчеству и тенденции, от взглядов на рольавторитета. Это и есть «общественный творческий климат».
Если быодарённость определялась наследственностью, то есть биологическими причинами,то согласно генетическому закону устойчивости популяций количество яркихталантов на миллион жителей было бы постоянным. Это не так. Очевидно, огромноезначение имеет социальный престиж профессии, который служит выражениемпотребностей общества и той роли, которое оно придаёт данному виду деятельности[14, с.38]. Способности у человека развиваются в деятельности. Но не любаядеятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникаютположительные эмоции. В педагогике и психологии выделены две стороны развитияспособностей: общая и личностная.
Способностиобщие — свойства психики как данной системы, детерминирующие успешность любойдеятельности. Они определяют уровень и своеобразие любой умственнойдеятельности, и потому их часто называют умственными способностями [23, с.11].
Способностиспецифические или парциальные способности, частные способности, «первичныеумственные способности» — способности, детерминирующие успешность решенияотдельных типов задач (на запоминание, представление и т.д.), в отличие отобщих способностей.
Я.А. Пономарёвсчитает основными признаками деятельности как формы активности потенциальное соответствиецели деятельности её результату. Тогда как для творческого акта характернопротивоположное: рассогласование цели и результата [8, с. 158]. Критериемтворческого акта, по Пономарёву, является уровневый подход: потребность в новомзнании складывается на высшем структурном уровне организации творческойдеятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях.Творческий продукт предполагает включение интуиции (роль безсознательного) и неможет быть получена на основе логического вывода [17; с.120].
Творческиеспособности классифицируются по разным основаниям. Творческие способностиразделяют на три группы: связанные с мотивацией (интересы и склонности),связанные с темпераментом (эмоциональная), третья группа: умственныеспособности.
Характеристикатипов творческих способностей.
1).Зоркость в поисках проблем.
Способностьувидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного — это нечто большее, чемпросто наблюдательность.
Этазоркость связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а сособенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, ноглавным образом с помощью мозга.
2).Способ кодирования информации нервной системой.
Мозгразных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоватьсяразличными типами кодов: зрительно-пространственными, словесными, цифровыми,акустически-образными и т.д. способность манипулировать с данным типом символовможно развивать, но не беспредельно. Врождённые особенности мозга, условияразвития и первые годы жизни определяют преимущественную склонность киспользованию тех или иных кодов информации.
Задачаразвития способностей в том, что нужно помочь школьнику «найти себя», то естьпонять, какие символы, какой ход информации для него наиболее доступен. Тогдамышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшееудовлетворение.
Другиепсихологи возражают против такой установки. Говорят, что истина посередине.Однако нельзя слишком рано ограничивать круг интересов ребёнка.
3).Способность к свёртыванию.
Впроцессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассужденийк другому. Порою это приводит к тому, что не удаётся мысленным взором охватитьвсю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего. Однако человекобладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их однойобобщающей операцией.
Свёртывание- это проявление более широкое, способности к замене нескольких понятий одним,более абстрактным, в использовании все более ёмких в информационном отношениисимволов.
4).Способности к « сцеплению» и переносу.
Этимсловом обозначается способность определять воспринимаемые раздражители, а такжебыстро увязывать новые сведения с прежним багажом личности, без чеговоспринятая информация не превращается в знание, не становится частьюинтеллекта, а остаётся мёртвым грузом.
Способностьобъединять вновь воспринятые сведения с тем, что было известно ранее, включатьв уже имеющиеся системы знаний, является предпосылкой другой чрезвычайно важнойспособности — способности к переносу.
Умениеотделить то, что присуще только данной проблеме, от того общего, что может бытьперенесено в другие области. Это, по сути, способность к нахождению аналогий, квыработке обобщающих стратегий, которые могут быть приемлемы при решенииширокого круга проблем.
5).Боковое мышление.
Широкораспространённое внимание повышает шансы на решение задач. По аналогии сбоковым зрением врач де Боко назвал боковым мышлением эту способность увидетьпуть к решению, используя «постороннюю» информацию.
6).Готовность памяти.
Последнеевремя память противопоставляют мыслительным способностям. Память включает всебя способность запоминать, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвестис отсрочкой. Преимущество при решении получает не тот, у кого запас знанийбогаче, а кто быстрее извлечёт из памяти необходимую информацию. В такихслучаях говорят о сообразительности, но одним из её компонентов являетсяготовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту.
7).Сближение понятий.
Дляпродуктивного мышления нередко имеют значение лёгкость ассоциирования иотдалённость ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними.
Выявлениеодной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общейодарённости и быть залогом продуктивности мышления.
8).Гибкость мышления.
Означаетспособность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому,далёкому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью,ригидностью, окостенелостью.
9).Способность к оценочным действиям.
Оценочныедействия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу еёи служат вехами на пути творческих исканий, отделяющим различные этапы и стадиитворческого процесса. Среди критериев оценки следует назвать, кроме логическойнепротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, эстетическиекритерии изящества и простоты. Прежде, чем оценивать новую идею, она должнабыть создана, выдвинута, воплощена в слова, чертеж, техническую конструкцию.Здесь мы переходим к следующей важнейшей способности интеллекта.
10).Лёгкость генерирования идей.
Ещё однасоставляющая творческой одарённости — лёгкость создания новых идей. Причём, необязательно, чтобы каждая была правильной. Идея — это не просто ассоциативноесоединение двух или нескольких понятий. Соответствие идеи реальным взаимоотношениямявлений — один из главных критериев ценности той или иной идеи.
Другойкритерий — широта идеи, то есть умения охватить большое число разнородныхявлений, в том числе и новых, ещё не открытых. Идеи оцениваются по глубине ифундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношениямежду объектами или их отдельными свойствами, не лежащие на поверхности, неявными, а требующими для своего обнаружения проницательности и проникновения всущность явлений. Такие идеи, оказываются и фундаментальными, то есть служатосновой, базой для теории исследований.
11).Беглость речи.
Лёгкостьформулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слове.
12).Способность к доработке.
Имеетсяв виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение до концаначатого, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованиюпервоначального замысла.
Такимобразом, перечисленные типы творческих способностей, по сути, не отличаются отобычных мыслительных способностей [14, с.22].
«Человекууже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти дарования. Ключомже к этому является вера...» [13, с.120].
Один изаспектов теории творческих способностей – одаренность.
Вотечественной психологической науке проблема творческой одарённостирассматривалась в связи с проблемой способностей. Одарённость бывает разная. Одарённость- это высший уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети,соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Это как быродовое понятие для любого сорта ярких способностей [23, с.10].
В списокнаиболее важных способностей и умений, подлежащих развитию у одарённых детей,фигурируют три большие группы: познавательные способности и навыки; творческиеспособности; особенности эмоциональной сферы [18, с.16].
Дж.Рензуми считает, что одарённость является результатом взаимодействия трёхфакторов: способности выше среднего, или таланты; приобщённость к задаче;креативность. Помимо интеллектуальных факторов, разные авторы включают водарённость мотивационно — личностные [23, с.15].
Творческиеспособности включают в свою структуру воображение, которое является условием ипредпосылкой их развития.
«Вминуты кризиса только воображениелучше, чем знание, ибо только с его помощью можно вырваться из кризиса изаглянуть в будущее» [13, с.120].
Воображение- это психический процесс создания новых образов, представлений мыслей наоснове имеющегося опыта, путём перестройки представлений человека. Творческоевоображение — это процесс создания новых образов, то есть образов такихобъектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство,рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания на творческомвоображении [8, с.101]. Всякая деятельность человека, результатом которогоявляется не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, асоздание новых образов или действий будет принадлежать к роду творческого иликомбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную накомбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением илифантазией.
«Всякоеизобретение — говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть,осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой,возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений… всепредметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, является таксказать, кристаллизованным воображением».
Из этоголегко видно, что наше обыденное представление о творчестве также не вполнесоответствует научному пониманию этого слова. В обычном понимании творчествоесть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великиехудожественные произведения, сделали научные открытия. Но творчество на делесуществует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, новезде там, где человек воображает, изменяет или создаёт что-либо новое [6,с.6].
Деятельностьтворческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого рядаразличных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не можетбыть одинаковой у ребёнка и у взрослого. Воображение зависит от опыта, а опытребёнка складывается и растёт постоянно, он отличается глубоким своеобразием посравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которое своей сложностью или
простотой,своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, уребёнка опять совсем другое. Интересы также различны. Важнейшая способностьтворца — гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией,напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью; впечатлительностью умениемвидеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания [6,с.22].
Такимобразом, творческие способности определяются наследственными предпосылками,условиями обучения и воспитания, опытом ребенка, ранним развитием.
Резюмируявыше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1).Среди ученых есть разногласия в трактовке определения, понимании природытворческих способностей, условий, факторов их развития.
2).Ученые сходятся в понимании задатков как природной основы способностей.
3). Внауке исследованы взаимосвязи творческих и интеллектуальных способностей,творчества и деятельности, творчества и личности, креативности и одаренности.
4) Впсихологии раскрыты механизмы творчества, выделены его этапы, определена роль познавательнойпотребности в процессе творческой деятельности.

1.2 Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения
 
Можемвыделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:
1)задания, направленные на развитие творческих способностей;
2)положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческихспособностей. Из этого мы можем выявить следующие условия:
1) раннее начало; предоставлениясвободы выбора; среда, окружающая ребёнка.
2) различные методы (диалогическиеформы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановкавопроса и т.д.).
3) творческийпотенциал самого учителя, его тактичность. Рассмотрим условия развитиятворческих способностей:
Первоеусловие успешного развития творческих способностей — раннее начало.
Второеусловие — насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такойсистемой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческуюдеятельность.
Третье,чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса,который требует максимального напряжения сил.
Четвёртое- ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, вчередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выбореспособов работы и т.д.
Пятое — предоставляя ребёнку свободу не только не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но нельзя делать заребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам можетдодуматься [15, с.13].
Сегоднянеобходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которойформируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательнойактивности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитиедетского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного,всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителемлюбой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
- замечать любыетворческие проявления учеников;
- создавать условиядля развития творческих способностей на уроках; Идея К.А.Макаренко:«нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках, свободная мысль — являются непременными условиями детского творчества [9, с.40].
Обращениек диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога,позволяет не только сохранить творческую активность учащихся, но и значительноповысить интерес к учению.
Одним изусловий развития творческих возможностей школьников является постановкавопросов.
Способностьчеловека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место втворчестве. Первоначально вопросы ребёнка возникают в общении и для общения, илишь затем они приобретают познавательную направленность.
Кризис,в ходе которого резко возрастают индивидуальные различия между детьми,выделяются две крайние группы школьников — активные, творческие и пассивные, нетворческие. У первых наблюдается рост избирательности вопросов, изменяется ихструктура — они приобретают гипотетический характер, исследовательский, иподлинно творческий характер, у других — активность в постановке вопросов резкоснижена, а сами вопросы носят шаблонный, нетворческий характер [14, с.34].
С первыхдней первоклассников надо приучать при единой для всех теме, выполнять заданияв своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность,активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающиеразвитие творческих способностей. Одним способов воспитания самостоятельного,нестандартного, то есть творческого мышления является метод проблемногообучения.
Проблемнаяситуация — это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей.Проблемная ситуация создаётся тогда, когда содержание ситуации, с которойстолкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие«включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления[14, с.44].
Творческуюситуацию — проблему — Бехтеров трактовал как раздражитель. Собственнотворчество есть нечто иное, как реакция на такой раздражитель. В своёмрепродуктивном выражении оно выступает как результат окончательного разрешенияэтой реакции, или, что то же самое, определённой совокупности рефлексов [17, с23].
Напервых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждыйсемилетний ребёнок открыт к творчеству, например: из-за недоразвития внимания ивоображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всехдетей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые быне только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересныкаждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была иостаётся игра. Психология определяет игру, как ведущую деятельность вдошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игрупознаёт мир.
Вмладшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Этотпереход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применятьна всём протяжении обучения в начальной школе. Другое дело — игра должнасоответствовать возрасту детей, способствовать умственному и духовномуразвитию, то есть должна быть творческой [1, с.39].
Большуюроль по развитию творческих способностей играют сочинения. Сочинять, создаватьсочинения,- значит приводить свои знания в порядок. Именно сочинения — высшаяформа проявления творческих способностей.
Для тогочтобы у учащихся развить сильную познавательную деятельность в учебномпроцессе, нужно соблюдать определённые психологические условия
1).Необходимо создание на уроках бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющейучащимся осознавать пользу от выполнения работы.
2).Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы испособности. На уроках надо учить детей думать, рассуждать, спорить идоказывать [9, с.41].
Проявлениеи развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, вкотором ребёнок находится в школе. Творчески активные учащиеся склонны задаватьвопросы, высказывать мнения, не соглашаться с учителем и как результат онипсихологически отвергаются в классе.
Главнаяроль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Еслиучитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческоеначало ребёнка может быть подавлено. Поддержка и развитие творческой активностиу учащихся может осуществляется различными путями. Учитель поддерживает иулучшает самооценку и самоуважение каждого ребёнка в проявлении творчества.Показывает, что оригинальность является важной чертой творчества. Ошибкиребёнка рассматривать, как накапливаемый опыт, а не повод для наказания.
Важныммоментом является умение выслушать других, сопоставить различные точки зрения — всё это позволяет учащимся развивать свою творческую активность.
Такжеодним из условий создания творческой активности является формированиетворческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем иучеником [18, с.56].
Ни вкоем случае не считая развитие способностей и талантов самоцелью, взрослымследует уделять внимания этим вопросам постоянно. Не нужно забывать, что скаждого человека спросится, умножил он свои таланты или «зарыл в землю». Каждыйвзрослый отвечает за себя сам, но каждому ребёнку должны помочь взрослые, и впервую очередь родители [13, с.110].
Внедритьдух в жизнь каждой конкретной школы возможно только тогда, когда вся системаобразования будет построена на одних и тех же «китах» — на человеческомфакторе, на высоком профессионализме и высокой гражданственности, натворчестве. Развивать творчество учащихся сможет только творческисформированная личность учителя. Зоны совместного творчества учителя и учащихсябезграничны — изменение и преобразование окружающих условий, создание художественныхценностей, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельностьучителя. Последняя зона особая, так как занимает большую часть времени и тех идругих. В ней диапазон творчества также велик — от решения задач по применениюзнаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний; отиндивидуального творчества к коллективному и наоборот [12, с.149].
Общиеспособы стимулирования творческой активности:
1.Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, егоотказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободномупроявлению многоаспектного мышления;
2.  Обогащение окружающей ребёнка средысамыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития еголюбознательности;
3.  Поощрение высказывания оригинальныхидей;
4.  Обеспечение возможностей дляупражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначноготипа применительно к самым разнообразным областям;
5. Использованиеличного примера творческого подхода к решению проблем;
6. Предоставлениедетям возможности активно задавать вопросы [19, с. 138].
Учениебез творчества — это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого рискамучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращаетсяв тяжёлую обузу.
Чтобыправильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить:с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательнаядеятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной,зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителяведущей [12, с.9].
Проникнувв одну из великих тайн природы — тайну возникновения и развития творческихспособностей, люди научатся выращивать… таланты.
Такимобразом, можем сделать вывод:
1)        в психологиинайдены пути развития творческих способностей детей;
2)        выявлены условиядля развития творческих способностей учащихся в процессе обучения;
3)        разработаныразличные методы, как условия для развития творческих способностей младшихшкольников.

1.3 Анализ содержанияучебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой
 
Деятельность,которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитиюучебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи,применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален,любит играть и фантазировать. В непринужденной обстановке учащиеся учатсярассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлятьописательный рассказы, рассказ-загадку, рассказ-этюд [2, с.58].
А всёэто, как мы знаем, ведёт к развитию творческих способностей.
Использованиеупражнений, развивающих воображение, инициативность, творческуюиндивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этомупредмету.
Особенностьтворческой личности — высоко развитое воображение.
Л.С. Выготскийписал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным вбудущее».
Впрограмме мы нашли сведения о том, какие творческие задания предлагаются детямна уроках окружающего мира:
1).Творческое рассказывание.
Урококружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики,последовательности, образности, выразительности.
Отличиетворческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:
а).Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мненияшкольника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;
б).Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала,ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельнойдеятельности;
в). Тематворческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчикаразмышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.
Из этогоможем сделать вывод, что данное упражнение даёт возможность для развитиятворческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития творческихспособностей является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинятьи делать выводы.
Многиеучителя убеждены в том, что для обучения необходимо не воображение, авосприятие, память, мышление, речь. Поэтому основным методом обучения всовременной школе является образец, а работа учащихся в основном строится наподражании, исполнении инструкции учителя [2, с.79].
Авторыданной системы убеждены в том, что заданный учителем образец мешает творчеству,сковывает его, становится помехой для творческого воображения. Поэтомунеобходимо пересмотреть методику организации творческих заданий, изменить рольи место образца в процессе обучения. Мы с этим можем согласиться, так как однимиз условий развития творческих способностей школьников является предоставлениеему свободы в деятельности.
Урокиокружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самыхразнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивнойдеятельностью (рисование, аппликация, конструирование). Мы это можемподтвердить примерами заданий, предлагаемые учителю для проведения («Поурочные планы»).
В теме«Музыка 19в», детям предлагается составить коллективное панно «Щелкунчик» (детиработают в группах, рисуют главных героев из сказки и помещают их на однуоснову). В теме «Здоровье» следующее задание: создание плакатов «Если хочешьбыть здоров». Так же коллективно (или по группам) составить рисунок — схему итак далее. В теме «От обряда — к театру» предлагается каждой группе представитьобрядовую игру.
Оченьчасто встречаются такие задания, как продолжить историю, составить рассказ,объяснить высказывания [3, с.48].
2).Рассказ — этюд — одна из разновидностей творческого рассказа о каком-либопредмете или явлении окружающего мира. Это своеобразная словесная зарисовка,образная характеристика предмета. Главная отличительная характеристика этого видарассказывания — краткость, образность, выделение наиболее яркого признакаописываемого явления [2, с.89].
3).Творческиезадания с использованием музыки и живописи.
Своеобразиеи ценность таких заданий состоит в том, что они строятся на сочетании двухнаиболее эмоциональных видах деятельности: слушании музыки и рассматриваниирепродукций картин. Поэтому результатом этой деятельности являетсясформированность умения эстетически воспринимать явления природы и общественнойжизни, отражённые в произведениях искусства.
4).Учебные ролевые игры — ещё одна разновидность творческих заданий.
Дляразвития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения,особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой игровойдеятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.
Мы ужеговорили о проблемном обучении, как об одном из условий развития творческихспособностей. В данной программе также раскрывается его сущность.
1.        Основной методическийэлемент проблемного обучения — создание проблемной ситуации, при которой учениквстречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти)преодолеть его [2, с.98].
2.        Основной методсоздания проблемной ситуации – высказывание предположения (гипотезы). Для этогов учебнике 3-4 класса введена специальная рубрика, которая так и называется«Выскажи предположение».
Мыприведём примеры некоторых заданий, встретившихся в данной рубрике учебника.
Например:Тема «Что такое воздух», предлагается задание: объяснить, что означаетвыражение «подышать свежим воздухом?» [5, с.28].
3.Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможностьпорассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признатьистинным.
Конечно,что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системыспециальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания [2, с.98].
Мывыявили, что содержание также имеет возможности для развития творческихспособностей [4]. Здесь имеются такие задания:
Врубрике «Это задание ты выполнишь дома»:
Например,Тема «Вода»: составить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы, беречьводу.
Рабочиететради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческиезадания.
Например,домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?» и другие [5,с.29].
Такимобразом, проанализировав программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и учебныепособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, убедились, что:
— содержаниеданных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организациитворческой деятельности на уроке;
-        заданиясоответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников(использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемнойситуации, игры и другие).
Даннаясистема даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьниковна уроке через содержание учебников.
2. Опытно-практическаяработа по развитию творческих способностей младших школьников по проекту Н.Ф. Виноградовой
 
2.1 Диагностика творческихспособностей младших школьников
Преддипломнаяпедагогическая практика проходила во 2 «Б» классе МОУ «Средняяобщеобразовательная школа №41 г. Белгорода» у учителя Корниенко ТатьяныНиколаевны. Учитель работает по программе Н.Ф.Виноградовой. Количество детей вданном классе 25 человек. Из них 15 мальчиков и 10 девочек. Успеваемостьданного класса средняя.
Была разработанапрограмма констатирующего эксперимента, в которой определялись методыисследования, последовательность их проведения, показатели и критерии уровнятворческих способностей школьников.
Таблица 1.критерии показатели Творческая активность С желанием выполняет творческие задания, любит придумывать новое. оригинальность Нестандартные решения, ответы, рисунки. гибкость Выдвигает много идей
Большую роль в развитиитворческих способностей учащихся играет организация учебной деятельностишкольников. Поэтому первое наблюдение мы провели с целью изучения работыучителя на уроках по развитию творческих способностей детей.
Наблюдение проходило последующим показателям:
1.        Какие условиясоздавались на уроке для развития творческих способностей?
2.        Какие методыприменяет учитель на уроке для развития творческих способностей детей?
3.        Как учитываютсяиндивидуально-психологические особенности развития креативности при организацииучебной деятельности?
4.        Часто ли даютсязадания, направленные на развитие творческих способностей детей на уроке?
5.        Поощрялись лиучителем нестандартные ответы, творчески выполненные задания, упражнения?
6.        Была ли на урокесоздана творческая атмосфера?
В ходе наблюдениявыявили, что учитель уделяет внимание развитию самостоятельности детей. Педагогучит детей самим находить способы решения конкретных ситуаций, развивая темсамым творческие способности.
На уроках математики (См.Приложение 1), давались задания, которые носили творческий характер. Например, повыражению составить задачу, изменить ее условие, изменить выражение и т.п.Многие задачи решались несколькими способами. Учитель стимулировала поискнаиболее удобного, оригинального способа, поощряла похвалой. Учитель не былакатегорично настроена на разнообразные ответы детей, но совсем нелепыепредположения не поощряла, а предлагала детям подумать лучше. К каждому заданиюзадавался такой вопрос, ответ на который был бы не единственный, а ребята всвою очередь пытались найти все возможные варианты его решения.
На уроке русского языкатакже применялись задания творческого характера (См. Приложение 2). Например, входе словарной работы дети знакомились с новыми словарными словами, а затем имдавалась возможность придумать различные предложения, используя данные слова.При изучении нового материала часто использовались проблемные методы, когдаучащиеся под руководством учителя выводили правило, делали обобщения, формулировалитему урока, учебную задачу. Учащиеся придумывали заголовки к тексту, его началоили концовку.
На уроках литературногочтения ярко прослеживалось развитие творческих способностей детей (См.Приложение 3). На этапе «Речевая разминка» применялся игровой метод. На доскебыло дано начало пословиц, нужно было подобрать конец. После чтения новогопроизведения, велось его подробное обсуждение. Учитель предлагала детям описатьгероя, представить его в определенной ситуации, подумать о его характере, высказатьна кого похож и т.п.
Большее внимание мыуделяли урокам окружающего мира (См. Приложение 4). Здесь предлагалисьследующие задания: при изучении темы «народы России» давались на карточкахновые для ребят слова, предлагалось объяснить их значение. В учебнике былозадание рассказать о своей национальности. При закреплении материала ребятампредлагались задания на развитие фантазии. Дети делали зарисовки, схемы.Практически на каждом уроке проводились дидактические игры, где ученик долженбыл представить себя то экскурсоводом, то в роли героя сказки.
Таким образом, в ходенаблюдений мы убедились, что учитель уделяет большое внимание развитиютворческих способностей школьников. Для этого он использует потенциалучебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявлениетворческой активности школьников. Дети всегда принимали активное участие виграх, с интересом выполняли творческие задания. Они не боялись высказыватьсвое мнение. Этому способствовала благоприятная, дружеская, творческаяатмосфера, которую учитель создавала всегда.
Следующее педагогическоенаблюдение мы провели с целью изучения проявления творческой активности итворческих способностей учащихся. Была разработана следующая программанаблюдения:
1.Желание выполнятьтворческие задания:
а). С большим желанием;
б). Не проявляет особогожелания;
в). Отказываетсявыполнять.
2. Включение в творческуюдеятельность:
а). Всегда включается;
б). Редко принимаетучастие;
в). Никогда.
3. Творческий подход квыполнению творческих заданий:
а). Высокий уровень(проявляет самостоятельность, оригинальность);
б). Средний уровень(выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя),
в). Низкий уровень(работа строится под руководством учителя).
4. Уровень проявлениякреативности в выполняемых заданиях:
а). Высокий уровень(работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом)
б). Средний уровень (взадании прослеживается участие воображения ребенка);
в). Низкий уровень(задание выполнено на репродуктивном уровне).
Наблюдение осуществлялосьна первой неделе практики, данные фиксировались с помощью условных обозначений«+» в графе, соответствующей букве предполагаемого ответа.
Полученные результаты мыпредставили в таблице. В графе итог сделали выводы об уровне проявлениятворческих способностей: ВУ – высокий уровень, СУ – средний, НУ – низкийуровень.

Таблица 2.№ Ф.И. Показатели проявления творческих способностей итог 1 2 3 4 а б в а б в а б в а б в 1 Алина Б. + + + + НУ 2 Артем Б. + + + + НУ 3 Андрей У. + + + + СУ 4 Артем Г. + + + + ВУ 5 Вероника К. + + + + СУ 6 Вика У. + + + + СУ 7 Влад Я. + + + + НУ 8 Диана М. + + + + НУ 9 Дима К. + + + + НУ 10 Данил Ч. + + + + СУ 11 Илья Х. + + + + ВУ 12 Катя Ш. + + + + СУ 13 Коля Б. + + + + СУ 14 Коля К. + + + + ВУ 15 Максим Д. + + + + СУ 16 Максим П. + + + + ВУ 17 Миша Н. + + + + СУ 18 Настя Л. + + + + СУ 19 Настя К. + + + + НУ 20 Настя Н. + + + + СУ 21 Настя Ф. + + + + СУ 22 Кирилл У. + + + + СУ 23 Кирилл Б. + + + + НУ 24 Саша М. + + + + СУ 25 Катя П. + + + + НУ
Обобщая данныенаблюдений, можно отметить, что у 48 % детей прослеживается большое желание квыполнению любых творческих заданий. 32 % ребят не проявляют особого желания квыполнению подобных заданий. И 20 % учеников данного класса иногда отказываютсявообще выполнять задания, имеющие творческий характер.
Так же мы наблюдали попоказателям: часто ли включаются учащиеся в творческую деятельность. Здесь мывидим, что 48 %учеников всегда с большим желанием включаются в любую творческуюдеятельность. Эти дети принимают участие в творческих играх, в проигрыванииситуаций и т.д. 32 % ребят иногда включаются в данную деятельность, а иногда уних не возникает подобного желания. И всего 20 % всегда отказываются от участияв творческой коллективной работе.
Мы вынесли такойпоказатель, как творческий подход к выполняемым заданиям. 24% школьников всегдапроявляли самостоятельность, неординарность, творчество при выполненииразличных заданий. Средний уровень проявления креативности прослеживался у 40%учащихся. Низкий уровень у 36% ребят.
Анализ продуктовтворческой деятельности детей: рисунки, поделки, позволил нам выявить степень креативностидетей. 24 % учащихся имеют высокий уровень креативности; у 40 % детейнаблюдается средний уровень; 36 % — выполняют творческие задания на низкомуровне.
В итоге всего 16 %учащихся имеют высокий уровень проявления творческих способностей, 52% имеютсредний уровень и 32% — низкий уровень.
Для более точногоопределения уровня развитости творческих способностей у детей, мы провели рядтестов и анкет.
1. «Анкета изобретателя»(См. Приложение 5). В анкетировании участвовало 23 человека.
Состояла из 10 вопросов,на которые ребенок должен был ответить: «да» или «нет». Каждый положительныйответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Суммарный результат внекоторой степени характеризовал способность ребенка к творчеству.
Вопросы:
1.        Часто ли тебе вголову приходят новые идеи?
2.        Тебе нравитсямонотонная работа?
3.        Любишь ли тырешать головоломки и загадки?
4.        Настойчив ли ты вдостижении цели?
5.        Ты любишьзаниматься чем-то одним?
6.        Тебе приходят вголову необычные идеи?
7.        Можешь ли ты себяназывать изобретателем?
8.        Нравится ли тебеузнавать новое?
9.        Ты любишь заранеерассматривать новый учебник?
10.     Часто ли тыможешь реешь новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?
Если результат анкетыравен 8-10 баллам, то уровень развития творческих способностей высокий, 5-7баллов – средний уровень, 0-4 балла – низкий уровень.
Затем мы проанализировалиответы детей. 32 % учащихся имеют высокий уровень развития творческих способностей,68% — средний уровень и 0% — низкий уровень.
На первый вопрос: «Частоли тебе в голову приходят новые идеи?», 84% ответили, что часто; 16% — нечасто.
На вопрос «Нравится литебе монотонная работа?», 28% детей ответили, что нравится; 72% — не нравится.
96% учащимся нравитсярешать различные головоломки, 4% не любят.
На следующий вопрос 68 %ответили, что им приходят в голову необычные идеи; 32% ответили, что у них невозникают необычные идеи.
Результаты следующеговопроса показали, что 44 % детей любят заниматься чем-то одним, и 56 %утверждают, что им это не нравится.
Отвечая на следующийвопрос, 86% детей утверждали, что им приходят в голову необычные идеи, 14 –наоборот.
На седьмой вопрос 72%детей ответили, что могут назвать себя изобретателем, 28% что нет.
На вопрос «Нравится литебе узнавать что-то новое», 96% учащихся ответили «да», 4% — «нет».
80% ребят утверждали, чтоони всегда заранее просматривают учебник, и всего 20% — нет.
На последний вопрос:«Часто ли ты можешь решить новую задачу, с которой не справилось большинствотвоих одноклассников?», 78% дали положительный ответ, 28% — отрицательный.
Полученные результаты мыпредставили в таблице. Если ответ ребенка положительный – «+», отрицательный –«-».
Таблица 3.

Ф.И.
Номер вопроса
итог
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 Настя Л. + - + + - + + + + - СУ
2 Вика У. + - + + - + + + + - СУ
3 Коля К. - + + + + - + + - + СУ
4 Настя Н + + + + - + - + + + ВУ
5 Настя К. + + + + + + + + + - ВУ
6 Коля Б. - - + + - + + + - + СУ
7 Кирилл У. + - + - - + - + + + СУ
8 Артем Б. + - + + + + + + + + ВУ
9 Вероника К. + - + - - - - + + + СУ
10 Влад Я. + - + - + - + - + - СУ
11 Максим П. + + + - + + - + + + ВУ
12 Саша М. + - - - + + + + + + СУ
13 Миша Н. + + + + + + + + + + ВУ
14 Катя П. + + + - + + + + + + ВУ
15 Кирилл Б. + - + + - + + + + - СУ
16 Артем Г. - - + + + + + + + - СУ
17 Максим Д. + - + + - + + + + + ВУ
18 Алина Б. + - + + - + - + + + СУ
19 Диана М. + - + + - + + + - + СУ
20 Дима К. - - + + - + + + - + СУ
21 Андрей У. + - + + - + - + - - СУ
22 Данил Ч. + - + - + - + + + + СУ
23 Илья Х. + + + + + + + + + + ВУ
24 Настя Ф + - + + - + - + + + СУ
25 Катя Ш + - + - - + + + + + СУ /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Следующее исследование –анкетирование (См. Приложение 6).
Анкета состояла из 5вопросов, на каждый из которых есть 4 варианта ответа. Ее цель – выявлениестепени отношения детей к творческой деятельности.
Вопросы анкеты:
1.        После уроков тыостался в группе продленного дня, ты предпочтешь:
а). Начнешь рисовать;
б). Свой ответ;
в). Почитаешь книгу;
г). Сразу же приступишь квыполнению дом. задания;
2. На уроке математики –контрольная работа. Предлагается решить задачу. Ты:
а). Будешь искатьмножество способов решения этой задачи;
б). Решишь двумяспособами;
в). Решишь ее темспособом, кот. предлагал на прошлом уроке учитель;
г). Спишешь у соседа.
3. На уроке русскогоязыка тебе больше всего нравится проверка знаний вида:
а). Сочинение;
б). Изложение;
в). Выполнениеупражнений;
г). Диктант
4. Ваш классизготавливает стен газету к празднику 8 марта. Ты предложишь:
а). Сочинитьстихотворение, рассказ;
б). Свой вариант ответа;
в). Найти материал поданной теме;
г). Не примешь участие.
5. На уроке окружающегомира ты любишь:
а). Сочинять истории,рассказы, разыгрывать сценки по теме;
б). Свой вариант ответа;
в). Пересказывать текстыучебника;
г). Узнавать новое,интересное о природе.
Каждый ответ,соответствующий варианту а – оценивается в 10 баллов;
Вариант б – в 8 баллов;
Ответ в – оценивался в 6баллов;
Вариант г – в 4 балла.
В анкетировании принялоучастие 25 человек.
Далее проанализируемответы детей.
1.        На этот вопрос 40%учащихся ответили «порисую», 32% детей предложили свой ответ, например,«поиграю», 28% предпочли бы почитать книгу, и 0% захотели бы сразу жепреступить к выполнению домашнего задания.
2.        Во втором вопросеответ «найду множество способов решения» выбрали 32 % ребят, «решу двумяспособами» выбрали 28% учащихся, «решу тем способом, который предлагал напрошлом уроке учитель» ответили 36% детей и последний вариант «спишу у друга»не выбрал никто.
3.        На этот вопрос 12% детей ответили, что больше нравится сочинение, 20% выбрали изложение, 52 %учащихся нравится выполнять различные упражнения, 8 % выбрали вид проверкизнаний – диктант.
4.        На данный вопросдети ответили следующим образом: 60% уч-ся «сочинили бы стихотворение,рассказ», 24% предложили свой ответ типа «нарисую рисунок», 8% помогли бы найтиматериал, 8% вообще не приняли бы участия.
5.        На урокеокружающего мира 20% детей предпочитают сочинять истории, рассказы, разыгрыватьсценки, 48% предпочитают выполнять задания в рабочих тетрадях или какой – либодругой вид деятельности, 20% учащимся нравится пересказывать тексты учебника, 12%ребят любят узнавать новое, интересное о природе.
Высокую степень отношенияк творческой деятельности показывает результат от 45 до 50 баллов; среднююстепень – от 35 до 45; низкую – от 25 до 35 баллов; очень низкую степень – от20 до 25.
Следовательно, высокойстепенью (ВС) отношения к творческой деятельности обладают 5 человек, это КатяШ, Настя Л, Дима К, Диана М. и Саша М.
Среднюю степень (СС)имеют 15 человек, низкую – 5 человек, очень низкой степенью не обладает никто.
Таблица 4.
 
итог

И.Ф.
1
2
3
4
5 а б в г а б в г а б в г а б в г а б в г
 
  1 Алина Б + + + + + СС
  2 Коля Б + + + + + СС
  3 Настя Н + + + + + СС
  4 Миша Н + + + + + НС
  5 Андрей У + + + + + НС
  6 Кирилл Б + + + + + СС
  7 Кирилл У + + + + + НС
  8 Артем Б + + + + + СС
  9 Настя К + + + + + СС
  10 Илья Х + + + + + НС
  11 Вероника К + + + + + СС
  12 Влад Я + + + + + СС
  13 Коля К + + + + + НС
  14 Настя Л + + + + + ВС
  15 Максим Д + + + + + СС
  16 Катя П + + + + + СС
  17 Данил Ч + + + + + СС
  18 Настя Ф + + + + + СС
  19 Дима К + + + + + ВС
  20 Вика У + + + + + СС
  21 Катя Ш + + + + + ВС
  22 Диана М + + + + + ВС
  23 Максим П + + + + + СС
  24 Артем Г + + + + + СС
  25 Саша М + + + + + ВС
 
В творческом процессеможно выделить четыре характеристики:
1. Скорость (как много идейдети выдвигают?)
2. Гибкость (как многоразных идей дети выдвигают?)
3. Оригинальность (это ихидеи или заимствованные?)
4. Разработанность (насколько их идеи детализированы?).
Чтобы понять, как этихарактеристики «работают», мы проверили творческие способности учащихся спомощью следующего теста (См. Приложение 7):
Внимательно всмотрись вэти фигуры:
/>
Что они, по-твоему,изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумай как можно больше вариантов. Проверкасостояла по 4 характеристикам.
Полученные результаты мывынесли в таблицы:

Таблица 5.Гибкость итог а б в г д е 2 2 1 1 1 1 8 1 4 1 1 3 1 11 1 1 1 1 1 1 6 2 1 1 1 1 1 6 2 1 2 2 1 1 9 2 2 1 1 2 3 11 1 1 1 1 1 1 6 1 2 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 2 3 2 1 1 10 1 3 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 6 3 2 1 3 4 1 14 3 2 1 3 4 1 14 3 2 1 2 3 1 11 3 2 2 3 2 2 14 2 2 2 2 2 2 12 2 4 2 1 2 2 13 3 4 2 4 2 2 17


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стратегический маркетинг на промышленном предприятии подходы и проблемы
Реферат Вторая мировая война и её влияние на экономическое развитие ведущих стран мира (1939-1945 гг.)
Реферат Древняя Русь происхождение, становление государственности
Реферат Орбитальный телескоп Хаббл
Реферат Древнейшие цивилизации Востока
Реферат Аспекты помещения лиц в медицинский вытрезвитель. Право на покупку оружия
Реферат Реалізація Конституції України
Реферат Формування політичних партій в 18 ст.
Реферат Анализ современной денежно кредитной политики Центрального банка Р
Реферат Формы деятельности таможенных органов
Реферат Антивоенная и антиколониальная направленность романа Г.Грина «Тихий американец»
Реферат Жанр романа Герой нашего времени
Реферат Кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
Реферат Статистичні індекси та їх значення в економічних дослідженнях
Реферат Мид, Джордж Гордон