Министерство образованияРеспублики Башкортостан
ГОУ СПОСтерлитамакский педагогический колледж
Председатель ПЦК
Ахтареева Р.А.
_____________
Курсовая работа
на тему: «Развитиетворческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке»
Выполнила студентка
IV курса специальности
«ИЗО и черчение»
Ахметова Регине Рамилевна.
Руководитель:
Усевич Антонина Никифоровна
Стерлитамак, 2008
Содержание
Введение
ГлаваI. «Вопрос творчества и творческих способностей в современной педагогике ипсихологии»
1.1 Психолого-педагогическоеобоснование творческих способностей
1.2 Особенностиразвития творческих способностей в процессе организации кружковых занятий повышивке
1.3 Условия,благоприятствующие развитию творческих способностей на кружковых занятиях повышивке
1.4 Выводыпо главе I
ГлаваII. «Опытно-практическая часть»
2.1Описание работы кружка по вышивке и характеристика базы практики
2.2 Анализразвития творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке
2.3Методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке
2.4 Выводыпо главе II
Заключение
Списоклитературы
Введение
«Я не знаю явления более загадочного, болеедраматического, более эмоционального, чем-то, как детство, исполненноеразнообразных возможностей, чувствительное к красоте, восприимчивое к добру,воплощающее трогательную невинность, превращается в скучную, однообразную,самодовольную и расчетливую зрелость. Убийство неповторимой индивидуальности,убийство творческого начала «убийство Моцарта» в каждом из нас, говоря словамиСент-Экзюпери, продолжает совершаться. Не будем закрывать на это глаза. Зачемобманывать самих себя?» Георги Данаилов
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчествалюдей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедеврылитературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя темсамым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуациякоренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогрессастановится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных,привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации иадаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малыхпроблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всехпрофессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельностиперекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способностичеловека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу ихразвития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведьвсе культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческойдеятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество вбудущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Петровский А. В. Отмечал, по отношению к знаниям, навыками умениям способности выступают как некоторая возможность; это зерно,проращивание которого требует определенных условий и усилий [4.41].
Б. М. Неменский, в своей книге «Мудрость красоты», пишет:«Но дело не только в том, чтобы научит детей видеть, чувствовать, и пониматьпрекрасное в искусстве, Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у нихумение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневномтруде, повседневных человеческих отношениях» [10.156].
Я считаю, что тема моей курсовой работы особенноактуальна в наше время, в эпоху научно-технического прогресса, так как развитиетворческих способностей детей очень важно для нашего общества и человечества вцелом.
Тема:- развитие творческих способностей у учащихся накружковых занятиях.
Цель исследования:- изучить возможности и интересы детейна кружковых занятиях.
Объект исследования:- процесс развития творческихспособностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке.
Предмет исследования:- особенности формирования творческихспособностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке.
Гипотеза исследования:- процесс развития творческихспособностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке будет успешным если:
— создать благоприятные условия для развития творческихспособностей;
— использовать современные технологии организациикружковых занятий по вышивке.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать педагогико-психологическуюлитературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности»;
Определить условия благоприятствующие развитию интереса итворческих способностей на кружковых занятиях у учащихся по вышивке;
Апробировать современные технологии обучению вышивкой.
Базой исследования является кружок по вышивке в «Домепионеров».
Методы исследования:-
-теоретический анализ философской, психологической,искусствоведческой, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемойпроблемы.
-изучение учебных программ и методической литературы потрудовому обучению;
-изучение передового педагогического опыта;
-наблюдение за процессом трудового обучения в кружке.
Глава I. Вопрос творчества и творческих способностей всовременной педагогике и психологии
1.1 Психолого-педагогическое обоснование творческихспособностей
Творчество – это постоянное усовершенствование своейличности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершатьнечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельностичеловек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природныедарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Творческая личность – это национальное достояние иистинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлениемвыходить за пределы норм.
Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальностипредлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческиекачества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение кжизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мыдолжны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.
Природа человечества исследуется философами, логиками,психологами, историками, физиологами, которые изучают отдельные аспектытворческого мышления и личности, исходя из специфики своих наук.
Творчество – это форма деятельности человека,направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытиепринципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
Творческое мышление является предметом усмотрения связейв изучаемом предмете, в результате которого или предметная реальность, илисубъективно новое знание, или же идеальный образ. Для того, чтобы детиразвивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создаватьситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитиюприродных творческих дарований.
Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могутпоявляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечтоновое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди,поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мыобращаемся к понятию «способности».
Теплов Б. М. в своей работе «проблемы индивидуальныхразличий» рассматривает «способности» прежде всего какиндивидуально-психологические развития между людьми. Давая определениеспособностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя трипризнака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого; ни кто не станет говорить оспособностях там, где идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишьтакие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельностиили многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к темзнаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [29.362].
Немов Р. С. рассматривал проблему способностей,определяет их в более узком смысле, говоря что способности – это то, что несводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение,закрепление и использование на практике [24.64].
Способности – это индивидуально-психологическиеособенности личности, которые являются условиями успешного осуществления даннойдеятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок можетбыстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.
Способности, как и другие свойства личности, не толькопроявляются в деятельности, но и формируются в ней. Основным недостаткомтрадиционной системы образования является невозможность воспитать творческимыслящегося человека, готового к решению сложных и жизненных нестандартныхпроблем. Выход из такой ситуации только один – активное включение детей вдеятельность творческого характера и развития творческих способностей.
Развитие творческих способностей детей предполагаетформирование у них важнейших умственных и практических действий, внешнепроявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать,думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решатьновые задачи.
Чем больше содержание уроков отвечает интересам детей,чем шире ребенку представляется возможность проявить свою индивидуальность, темполнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихсяпо усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети началитворчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывалипотребность в такой деятельности. Работа вышивкой способствует развитиютворчества, открывает путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитываетвкус, духовно обогащает.
Но в чем же заключается творчество детей?
В том, что на самом первом этапе, познакомившись собразцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композициюизделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начальногообучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционномрешении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могутвносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальностьисполнения.
Создать у детей эстетическое отношение к объекту труда ипробудить стремление к созиданию красивого изделия – это, и есть эстетическаяцель воспитания.
Пробуждения интереса к рукоделию, следует начинать сдемонстрации пособия, творческих работ. Она рассчитана на пробуждениепереживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерскивыполненного преподавателем.
Важнейшая задача трудового воспитания состоит в том,чтобы не только обучить детей навыкам качественного изготовления изделия, но иразвивать чувство формы, умение создавать и оценивать сочетание цвета,композиции, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты проявляется вих тесной взаимозависимости, стремясь сделать вещь добротнее, компактнее,экономичнее, удобнее, красивее.
Процесс вдохновенной деятельности требует от человекаогромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческиепотенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условияхкаждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствуетналичие генетической основы и условий социально-педагогического ипсихологического характера.
Анализ проблемы развития творческих способностей вомногом будет определятся тем содержанием, которое мы будем вкладывать в этопонятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способностиотождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности,с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно,что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием«творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мыпонимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-тонечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение кдействительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, егодеятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков.Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключаетсяв том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее созданное ивыработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человекаприсутствует творческая деятельность, результатом которой является невоспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новыхобразов или действий.
Таким образом, в самом общем виде определение творческихспособностей выглядит следующим образом. Творческие способности – этоиндивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешностьвыполнения им творческой деятельности различного рода.
1.2 Особенности развития творческих способностей впроцессе организации кружковых занятий по вышивке
Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: счего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Какповышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода наматериал? Как убедить своих воспитанников в том, что все видимые предметы иявления, прежде чем они будут воплощены в материале, должны пройти творческуюдекоративную переработку? Чаще всего ребята стремятся сразу начать работать вматериале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет кслучайным, маловыразительным картинкам, которые они переводят на материал.
Воспитание эстетического вкуса в кружкахдекоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественныхи технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свойотпечаток на решение образа. В процессе творческой деятельности в областидекоративно-прикладного искусства учащиеся должны понять, что каждый материалтребует лишь ему присущей декоративной трактовке и обобщения [31.21].
Задача руководителя – направлять процесс отбора возможныхкомпозиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можносделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия –образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию,познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Н.Д.Левитов пишет: «если даже замечательные люди из области искусства в началесвоей творческой деятельности не могли обойтись без следования образца, тоучащиеся… нуждается в помощи учителя, в противном случае их самостоятельностьпревратится в бесплодное оригинальничание или в непосильное «творчество» беззнания путей и средств выполнения творческих замыслов» [9.46].
Очень многое зависит от первого задания, котороеруководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным длявыполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первоезадание было небольшим по объему и чтобы его можно было выполнить за один — двазанятия.
Руководитель кружка должен иметь, что на задания общегохарактера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, у каждого из нихпотребуется разное время. Пока один едва завершит первую композиция, другойуспеет сделать две – три работы. В этом специфика индивидуально-творческойдеятельности в кружке [31.24]
С самого начала надо приучать кружковцев ксамостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученикдолжен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить кработе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства соспецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшемглавной становится самостоятельная творческая работа учащихся [31.25].
Данилов М. А. отмечал, «активность и самостоятельностьучащихся должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практическойдеятельности, в работе над собой и, в частности, в определении своего места,своей сферы и роли служения обществу». В этом плане ведущую роль призваносыграть проблемное обучение [2.56].
Как показал опыт работы лучших учителей, проблемноеобучение, основой которого является создание и организация различных типовпроблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решенияпроблем способствует успешному решению учебно-воспитательных задач,поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе.Проблемное обучение предполагает проблемных ситуаций, постановку в процессеобучения проблемных заданий и вопросов.
Проблемные ситуации характеризуются условиями, когдачеловек не может выполнить известными ему способами поставленного перед нимзадания, для чего необходима активизация процессов его мышления. Проблемноезадание – это задание практическое или теоретическое, которое вызываетпознавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболееэффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижениюцели. Проблемный вопрос – это вопрос, определяющий область тех неизвестныхзакономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основеусвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.
При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуациимогут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемныхвопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рациональногоспособа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка. Данныеположения необходимо учитывать в процессе обучения детей декоративно-прикладномуискусству, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурамирепродуктивного характера.
Для реализации путей развития творческих способностей мыдолжны таким образом организовать кружковые занятия, чтобы учащиеся постояннонаходились в ситуации решения творческих задач, то есть создавать проблемныеситуации. Проблемные ситуации возникли в результате побуждения учащихся квыдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемомумственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализироватьявления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определитьпонятия.
Проблемным называется такое обучение, при которомусвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыковпроисходят в процессе относительно самостоятельного решения системызадач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. В процессе поисковрешения проблемы учащиеся нередко возникающие противоречия между уже имеющимисязнаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, способыоперирования им, овладевают способами познания, что расширяет их возможности врешении еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная деятельностьприводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качествума и тем самым – к микросдвигу в их умственном развитии[8.38].
Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи,предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей,закономерностей, общих принципов решения целого класса задач, в основе которыхлежат неизвестные субъекту отношения между определенными компонентамиисследуемых конкретных ситуаций. Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия ушкольников исходного минимума знаний или возможности за относительно короткийсрок до постановки проблемы ознакомить детей с необходимыми длясамостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знаниядолжны служить опорой для поисков пути решения, а не наводить, не подсказыватьэтот путь, иначе задача перестанет быть проблемной. Поставив проблему, учительдолжен дать школьникам самим попытаться ее решить на основе уже имеющихсязнаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затемпринять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящихк новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попыткахшкольников найти решение.
Наиболее эффективное средство для создания проблемныхситуаций — использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями,знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями,которые предъявляет новая задача.
Задачи-проблемы ставят ученика в условиянеопределенности, и возникновение ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки нестрашны, если преподаватель обратит внимание школьников на них и добьетсяпонимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления,
Основной путь к открытию нового для человека способарешения проблем — «анализ через синтез». Он предполагает включение содержащихсяв условии задачи основных и выводимых из них промежуточных данных во все новыеи новые системы связей, благодаря чему в них выявляются не выделенные ранеесвойства, отношения, раскрываются возможности их использования для достиженияцели [9.33].
Применение проблемных ситуаций в учебном процессе даетвозможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, нои обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решениевозникшей проблемы.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессеобучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковуюдеятельность, направленную на разрешение возникающих проблем. Это неизбежноведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся итребует от ребенка выведения такого уровня, на основе имеющегося, которым онеще обладал, то есть решение творческой задачи.
1.3 Условия, благоприятствующие развитию творческихспособностей на кружковых занятиях по вышивке
Овладение искусством художественной обработки тканипредполагает использование в процессе обучения традиции этнопедагогики.Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваиваютвыразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров.Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыковпроисходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчествабытового назначения. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся впроцессе изучения декоративно прикладного искусства способствует развитию иххудожественного творчества. Методика формирования художественного опытаоснована на творческих принципах самого искусства.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль вхудожественном образовании детей. Вышивка, как один из самых распространенныхего видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота иестественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своейРодины.
Изменение социокультурной среды ставит новые задачидополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разноговозраста, создание оптимальных условий для развития творческой личностиребенка, его адаптации в современной жизни.
Для успешного развития творческих способностей вобщеобразовательных школах учителя декоративно-прикладного искусства проводит сдетьми большую внеклассную и внешкольную работу.
Внеклассная работа по декоративному искусству этопроведение бесед, лекций, докладов, руководство кружкам и факультативам,декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий имузеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок(репродукции произведений мастеров декоративно-прикладного искусства детскихработ), оформление школы к различным праздникам.
Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классныезанятия. Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми подекоративно-прикладному искусству является творческое развитие учащихся,расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном,развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающейдействительности.
Основными формами внеклассной работы с детьми являютсякружки, факультативные занятия по изобразительному и декоративному искусству.
В школьной практике широкое распространение получиликружки рисунка, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства,оформительского искусства.
Основная задача кружков по декоративному искусствуразвитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствамвыразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетическихпотребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа.
Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количествомна уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу большеобъяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т.д.
Большинство учебных заданий в кружке рассчитано наотносительно длительное время – 3-6 часов, тогда как на уроке изобразительногоискусства длительный рисунок выполняется в течении 2-3 часов.
Особенности организации процесса занятий в кружкахпозволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы поизобразительному искусству:
Воспитать у учащихся эмоционально-эстетичекое отношение кпредметам и явлениям окружающей действительности;
Развить художественные способности каждого учащегося,исходя из его индивидуальных способностей;
Научить грамотно передавать особенности формы,конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цветаизображаемых объектов;
Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработатьи последовательно выполнить тематическую композицию;
Воспитать у школьников стремление использовать полученныев кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформлениестенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;
Научить анализу произведений искусства.
Важных видом занятий в кружковых являются ознакомлениеучащихся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства. Вотличии от аналогичного вида занятий на уроках в кружке педагог имеетвозможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, отворческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров.
Условия работы в кружках позволяют широко знакомитьучащихся с произведениями художественных народных промыслов, с национальнымиособенностями культуры народов. Большой опыт работы накоплен в Москве,Санкт-Петербурге, Горьком, а так же в Армянской, Грузинской, Латвийской,Литовской, Украинской, Эстонской республиках.
Следовательно, для развития творческих способностейнеобходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболееэффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самыеполные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Умело используяих, можно добиться высоких результатов.
1.4 Вывод по главе I
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степениспособствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у нихстремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятияне только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силутворца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологиюизделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая вышитаявещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, ониотносятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело ирадостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и естьподлинная основа и движущее начало творчества.
Глава II. «Опытно-практическая часть»
2.1 Описание работы кружка и характеристика базы практики
Для того чтобы определить уровень развития творческихспособностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке, я посетила несколькозанятий кружка по вышивки во Дворце пионеров.
Руководителем кружка является Иванова Наталья Михайловна.Она является заслуженным работником образования. Опыт работы 25 лет.
В кружке занимаются 11 детей, возраста от 11- 13 лет.
Работы кружковцев и их руководителя часто участвуют нагородских и республиканских выставках, конкурсах. На конкурсе «Город – мечта»кружок выставил работу Степановой Анастасии. С этой поделкой они заняли 4место. Также кружок участвует каждый год в конкурсе «Котавася», дети выполняютзабавных котят и не раз занимали призовые места.
Тема, посещенных мною занятий «Город в ожидании лета».Дети выполняли коллективную работу. Задание рассчитано на три занятие. Каждыйребенок выполнял отдельный элемент, который в последствии они с помощью техникиаппликации нашивали на общий фон. Была поставлена следующая цель: выполнитьколлективную работу показывающая жизнь города весной. На основе поставленнойцели выдвигаются следующие задачи:
Обучить особенностям весеннего пейзажа;
Воспитать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность,самостоятельность;
Развить творческие способности, умение тонко чувствоватьприроду, коллективизм, композиционные навыки;
Занятие 1.
Подготовка к занятию была начата своевременно. У детейярко была выражена активность, они очень заинтересовались предстоящейдеятельности. Наталья Михайловна показала детям наглядность, в которой былипредставлены множество разнообразных техник выполнения: простая гладь, плоскаягладь, русская гладь, россыпь, «дырочки», настил, стлань, счетная гладь. Преподавательраспределил задания, учитывая возможности каждого. Сначала дети составляликомпозицию. Так как нужно было показать город, то в композиции обязательнодолжен быть экстерьер. Здесь детям выдалась замечательная возможность дать волюсвоим фантазиям. Они придумывали забавные формы домов, машин и клумб, необычныедеревья, оригинальные улочки. Руководитель следил за ходом работы, оказывал индивидуальнуюпомощь.
Занятие 2.
Дети приступают к самостоятельному выбору материала итехники выполнения. Они советовались и подбирали наиболее лучший вариант, накотором ему легче было работать.
Выбор материала и техники остался позади. Ребятаприступили к выполнению задания. Наталья Михайловна помогала индивидуально. Наэтом занятии была выполнена основная часть работы.
Занятие 3.
Ребята доделывали свои работы.
Затем предстояло собрать все выполненные работы воедино,на общий фон. Каждый предлагал свое мнение, Наталья Михайловна вносилапоправки.
Дети очень хвалили свою коллективно выполненную работу.Они получили огромное удовольствие и удовлетворение от своей деятельности.
2.2 Анализ развития творческих способностей на кружковыхзанятиях по вышивке
Во многом и в различной мере зависит от нравственногооблика преподавателя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторскихспособностей, отношение к делу и ребятам, педагогического мастерства, такта идругих качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.
Наталья Михайловна, преподаватель с большим опытомработы. Она умеет находить общий язык с каждым. Выслушивает мнения детей,направляет их в «правильное русло», в споре умело избегает конфликтные ситуации.
Для успешного развития творческих способностей не маловажную роль играет наглядность. На кружковом занятии применялись следующие видынаглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий имакетов; изображение предметов, процессов; условие изображения.
Наталья Михайловна руководила восприятием показываемогоучащимся, направляла их внимание на главные и существенные стороны объекта, неперегружала наглядными пособиями, использовала их в таком количестве, котороенеобходимо для достижения цели. На занятии предстояло показать несколькопособий, дети рассматривали их по мере надобности, а не все сразу.
С помощью наглядностей Наталья Михайловна широкоопиралась на чувственно-практический опыт детей, непосредственное восприятиеими предметов и трудовых процессов. Наглядность обеспечила яркое эмоциональноезапоминание детьми живых образов, возбудило детское воображение, творческуюфантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. Поэтому Толстойпризнавал почти единственно правомерными средствами наглядности сами реальныепредметы, окружающую ребенка действительность и пополнение впечатлений о нейчерез повседневное наблюдение в быту, труде, детских играх, прогулках, и,конечно же, целенаправленно, через школьные опыты, эксперименты, экскурсии[7.45].
Постепенное усложнение видов и способов применения — одноиз обязательных условий развивающей наглядности. Это прежде всего сочетаниенакапливаемых учеником представлений реальной действительности со словомучителя и речью, воображением самого ученика.
Наталья Михайловна знакомит ребят только с тойнаглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия,продвинуться в развитии творческих способностей. В противном же случае дети не былибы активными, и на занятии господствовала бы скука.
При отборе видов труда преподаватель учитывал интересыучащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большуювоспитательную работу играет строгое выполнение детьми техники безопасности,требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе ит.д.
Посещенные мной занятия, были правильно организованны,что способствовало развитию творческих способностей. Цель и задачи,поставленные перед детьми, были достигнуты.
2.3 Методические рекомендации по проведению кружковойработы по вышивке
В старину детей приобщали к вышивке с 6 лет, и к 7 годамони достаточно уверенно вышивали небольшие работы, например, декоративноукрашали платки. К 10-12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями,а к 14-15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традицийсоздавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками.
Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений вовсех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и при хорошем объясненииусваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагогиручного и обслуживающего труда сталкиваются с другой проблемой – развитиемелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальныеспособности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся накончиках пальцев» (В. Сухомлинский).
Учащиеся приходят на кружок с очень слабыми руками, неумеют правильно держать ножницы и практически не выполняют даже простейшихрукодельных работ, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь3-5 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладываетсвой отпечаток на занятия рукоделием в целом и вышивкой в частности. Педагог науроках труда может сформировать у учащихся представления о той или иной техникеработы. Более углубленное обучение следует выносить на кружковые занятия.Количество обучающихся в группе составляет 10-15 человек.
Все изделия по способу выполнения можно разделить натакие группы или разделы:
— рисование узоров в полосе;
— простейшие и контурные швы;
— тамбурный шов;
— гладь;
Изделия расположены по принципу «от простого к сложному»с учетом психомоторного развития учащихся. Последовательность изученияразличных способов подчиняется определенной логике. Многое зависит отпсихофизических особенностей группы в целом и каждого учащегося отдельно. Припланировании занятий необходимо помнить об этом.
Из-за неодинаковой подготовленности детей и разнообразияспособов работы вышивкой невозможно предложить готовое планирование занятий. Вгруппах есть дети с более высоким психомоторным развитием. Чтобы ихискусственно не тормозить, им можно давать индивидуальные задания, но только врусле того, что делают другие учащиеся. Излишняя индивидуализация на занятияхвредна.
Педагог доводит до сведения родителей, что следуетприобрести для занятий.
Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать вработе с детьми. Во-первых, учащиеся в силу своих возрастных особенностей немогут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или инымтехнологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приеманеобходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимоучитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологическихособенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждатьнесколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобыза 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово.
В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей играявляется главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия,которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. Врезультате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитывая психологические особенности учащихсяи зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для нихподбирать более сложные изделия.
В целом занятия по вышивке строятся по схеме уроковтрудового обучения. Но есть и достаточно серьезные отличия. Необходимостьохраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого нанепосредственную работу вышивкой. Поэтому можно представить структуру занятияследующим образом:
1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты).
Объявление темы;
Организация рабочего места.
Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы10-18 минут).
Беседа или рассказ по теме (3-7 минут);
Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут);
Показ приемов работы, используемых для изготовленияизделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов можетпотребоваться больше времени).
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть (23-33 минут).
Работа по графическим схемам, изображенным на доске илирозданным на парты (10-15 минут).
5. Физкультминутка или гимнастика для глаз.
6. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).
7. Заключительная часть(6-8 минут).
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо былосделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты)
Оценивание работы: ребенку следует сначала показатьположительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочеты,подсказывая способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 минуты).
Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не накаждом занятии. Наибольшая ее продолжительность должна быть на вводном занятии,при знакомстве с темой или конкретным изделием. Место физкультминутки зависитот продолжительности 1-й и 2-й частей занятия. Если продолжительностьсоставляет 18-20 минут, то перед практической частью следует провестифизкультминутку, дети могут снять усталость с мышц спины и шеи, начатьпрактическую часть отдохнувшими. Если же 1-я и 2-я часть занятия длились всего10-15 минут, то можно сразу перейти к практической части, а после 10-15 минутработы вышивкой провести физкультминутку в сочетании с гимнастикой для глаз.Гимнастика для глаз обязательно проводится в середине практической работы,через 10-15 минут после ее начала.
Руководитель должен подобрать комплекс упражнений дляглаз и проводить его на занятиях вышивкой. Менять комплекс на каждом занятии нерекомендуется, так как на его освоение детьми уйдет много времени. Упражнениядолжны быть подобраны с учетом необходимости расслабления разных групп мышц.
Мы считаем, разработанные нами рекомендации способствуютвоспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной иколлективной деятельности детей.
2.4 Вывод по главе II
Во II главе была описана работа кружка во Дворце пионерови характеристика базы практики. В кружке занимаются дети от 11 до 13 лет. Ихработы занимают призовые места в городских и республиканских конкурсах. Такимобразом, это является стимулом для детей в их творческих работах по вышивке.Дети получают удовольствие от своих работ.
Так же были разработаны методические рекомендации попроведению кружковой работы по вышивке. В этих рекомендациях мы предлагаемнаиболее эффективные методы проведения занятий по вышивке для успешногоразвития творческих способностей, усвоения теоретических знаний и практическихумений.
Заключение
При написании курсовой работы мы изучили ипроанализировали психолого-педагогическую и специальную литературу. Выявилисущность понятий «способности» и «творческие способности». Так же определилиусловия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей накружковых занятиях по вышивке. Апробировали современные технологии обучениювышивке на практике во Дворце пионеров.
Кружковые занятия по вышивке ценны ещё и в том отношении,что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес кданному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательномотношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка,приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет егоруководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка вкружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводитьначатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив рядтрудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вышитого изделия,учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовойдеятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимоот того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Опытно-практическая часть курсовой работы показывает, чтоодним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у детейявляются кружковые занятия по вышивке. В процессе которых, тесно переплетаютсяформирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят.Работа в кружке по вышивке позволяет детям другими глазами взглянуть наокружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду к творчеству. Поэтому мысчитаем, что гипотеза нашей курсовой работы доказана, поставленные задачирешены.
Список литература
1.Ананьев, Б. Т. Человек на предмет познания / Избр. психол. труды. — М.:Педагогика, 1980. — Т. 1. – 232 с.
2.Асадуллин, P. M.; Взаимодействие учебной и педагогической деятельностистудентов в образовательном процессе. / Образование и наука: ИзвестияУральского научно — образовательного центра РАО. – Екатеренбург: — 1999. — №2. – 218 с.
3.Асадуллин, P. M.; Интегративно — модульная технология формирования личности учителякак субъекта профессиональной деятельности. – Уфа: БГПИ, 2000. – 264 с.
4.Асломов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Издательство МГУ, 1990. – 367 с.
5.Ахияров, К. Ш. Изучение, обобщение и распространения передового опыта школ потрудовому воспитанию учащихся. / Учитель Башкирии. -1979. — № 5 — 154с.
6.Ахияров, К. Ш., Правдин, Ю. П. Формирование познавательной активности студентовв процессе обучения: Учебное пособие / Башк. пед. инст, Бирский пед. институт.- Уфа, 1988. – 79 с.
7.Боголюбов, В. И. Педагогическая технология. Эволюции понятия. / Со -ветская педагогика.- 1991. — № 9. – 128 с.
8.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентовпедагогических ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. — М.:Просвещение,1973.–288с.; ил. 9. Выготский, Л. С. Психология искусства. — М.:Педагогика, 1987 – 345 с.
10.Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя. – М.:Просвещение, 1991. – 159 с.
11.Воробьёв, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. – М.: Просвещение, 1991. –284 с.
12.Денпров, Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизацииРоссии. / Педагогика. 1996 № 5. — 431 с.
13.Загвязинекий, В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.– 159 с.
14.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. – М.: Просвещение,1986. – 397 с.
15.Ильина, Е. Н. Искусство общения. / Педагогический поиск. — М., 1989. -223 с.
16.Ильин, Т. В. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазнойпедагогике. / Современная Педагогика. – М.: 1971. — № 9. — 381 с.
17.Кан — Калик, В. А., Никандров, В. Д. Педагогическое творчество. — М.:Педагогика, 1990. — 144 с.
18.Коменский, Л. А. Избранные педагогические сочинения [В 2 — х то-мах] / Под ред.А. И. Пискунова и др. — М.: Педагогика, 1982. Т. 1. – 656 с. Т. 2. -576 с.
19.Курина, В. А. Методологические основы неприрывной технологической подготовки всистеме «семья — школа — ВУЗ» Самара, 2000 – 76 с.
20.Макаренко, А. С. Сочинение: в 7 томах. — М.: Издательство Академии пед. наук.Т. 5. Общие вопросы теории педагогики. — 1958. – 558 с.
21.Маркова, А. К. Психология труда учителя: — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
22. Молотобарова,О. С. Учите детей вышивать: учебное пособие для студентов учреждений среднегопрофессионального образования. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192с.
Мухина,В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:учебник для студентов вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 456 с.
24.Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений, в 3кн. Кн. 2 Психология образования: — 3 изд. / Р. С. Немов — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.
25. Пидкасистый,П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов ипедагогических колледжей / П. И. Пидкасистый, В. И. Журавлев, М. Л. Портнов, Л.Ф. Спирин, М. Г. Тайчинов, Н. Е. Щуркова, А. Ф. Меняев, В. В. Воронов, Л. П.Крившенко, Ю. Б. Зотов, А. А. Елизарова, Л. П. Ашихмина, И. В. Крупина, З. К.Шнекендорф; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическоеагентство, 1996. – 604 с.
26.Радченко, И. В. Педагогическое творчество учителя / Нapодное образование. 1985.- № 7. — с. 78 — 82.
27.Сластёнин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогическихучебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под общ. ред.В. А. Сластёнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с.
28.Сластёнин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогическихучебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под общ. ред.В. А. Сластёнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. – 256 с.
29.Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.). – М.: Просвещение.,1971. – 432с.
30.Филатов Ф. Р. Общая психология: справочник. Ростов-на-Дону: Феникс,2005. –448 с.
31.Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие дляучителей. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с., ил.,16 л. вкл.