Реферат по предмету "Педагогика"


Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах

Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательноеучреждение среднего профессионального образования Архангельской области
Архангельский педагогическийколледж

Курсовая работа
 
Работа над выразительностью речи науроках чтения
в начальных классах

Содержание
Введение
1. Задачи уроков чтения по формированиювыразительности речи детей
2. Этапы работы над выразительнымчтением
3. Средства выразительности устной речи
4. Работа над выразительностью чтения
5. Интонационные средствавыразительности
6. Методика работы над выразительностьюречи
6.1 Малые фольклорные жанры
6.2 Правила выразительного чтения сказок
6.3 Правила выразительного чтения басен
6.4 Правила выразительного чтения былин
6.5 Особенности выразительного чтениямифов
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Научить детейправильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задачначального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтениеиграет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – этои то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают иразвивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший видречевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков,имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебныхпредметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно,необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованиемнавыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Одна из важнейших задачначальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментомвсего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя какминимум два основных компонента
а) технику чтения(правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи междуих зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными,- с другой),
б) понимание текста(извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонентатесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техникичтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше иточнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтениябольшее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.
Работа надвыразительностью речи на уроках чтения в начальных классах, является важнымэтапом становления речи детей. Выразительное чтение точносохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Этодоказывает актуальность выбранной темы.
Объект: Выразительностьречи.
Предмет: Работа надвыразительностью речи на уроках чтения в начальных классах.
Цель: Изучить методикуработы над выразительностью речи на уроках чтения.
Задачи:
— изучить понятие «Выразительное чтение»
— освоить работу надвыразительностью речи на уроках чтения
— изучить методикуработы над выразительностью речи

1.  Задачивыразительного чтения
Огромно и познавательноезначение литературы в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надоразвивать умело и последовательно.
Первой, наиболеедоступной для детей формой восприятия художественного произведения являетсяслушание выразительного чтения и рассказывания учителя. «Выразительного чтения»базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучениеродного языка и литературы. Изучение этих предметов – основа для формированиякачеств речи.
М.А. Рыбникова считала,что «выразительное чтение – это первая и основная форма конкретного наглядногообучения литературе».
Выразительное чтение –это воплощение литературно-художественного произведения звучащей речи.
Выразительное чтениеточно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, то есть слова,вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценкуизображаемой картины, события, действующего лица. Правильно выражать свои мыслии чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи.
Ясная и правильнаяпередача мысли автора – первая задача выразительного чтения. Логическаявыразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста,и их взаимосвязь. Но фактами не исчерпывается содержание произведения. Оновсегда включает в себя отношения автора к изображаемым им явлениям жизни, егооценку явлений, идейно-эмоциональное их осмысление. Воссоздание в звучащемслове художественных образов в единстве их индивидуально-конкретной формы иидейно-эмоционального содержания называется эмоционально-образнойвыразительностью речи. Эмоционально-образную выразительность нельзярассматривать как некоторое, хотя и необходимое добавление к логическойвыразительности. Обе эти стороны искусство чтения неразрывно между собойсвязаны, что обусловлено самой природой речи. Психология рассматривает чтениевслух как монологическую речь, следовательно, чтению должно быть свойственновсе, что свойственно устной речи. Слова текста воссоздают в воображениечитающего образы, вызывающие у него эмоциональное отношение, котороеестественно и непроизвольно проявляется в чтении вместе с передачей мыслейавтора. Эти же эмоции передаются слушателям. В своей повседневной жизни человекговорит о том, что он знает, видел и о чем хочет рассказать ради определеннойцели. Произносимые слова являются выражением собственных мыслей говорящего, заэтими словами всегда стоят факторы действительности, вызывающие определенноеотношение, определенную волевую устремленность. Читающий же пользуется готовымтекстом, не являющимся выражением его собственных мыслей. Если он произноситслова текста без должного проникновения в мысли автора, без четкогопредставления явлений действительности, которые эти мысли вызвали, в то время чтениене возникает единства мысли, чувства и воли читающего, такое чтение не выявитидейно-эмоциональной сущности произведения, не выполнит основной функции речи –общения.
Задачи выразительногочтения являются важным компонентом в становление речи. Зная задачи, учительцелесообразно проводит работу с учениками, ставя перед ними определенные целипо их реализации.
Задачи:
·  Совершенствованиенавыка чтения: целесообразная работа над правильностью, беглостью,сознательностью и выразительностью чтения.
·  Формированиечитательских умений по рабате с текстом. Учитель формирует у учеников умениедумать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения,что и способствует быстрому освоению текста.
·  Формированиепервоначальных литературных знаний.
·  Чтениеобеспечивает нравственное и эстетическое воспитание детей,
·  Развитиеречи, мышления, воображения детей.
Перечисленные задачидолжны реализовываться на уроках чтения. И тогда работа с текстом будетактивизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения имироощущение. Задачи и этапы выразительного чтения тесно связаны между собой.
Овладение полноценнымнавыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения вшколе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способовприобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннеговоздействия на школьников.

2. Этапы работы надвыразительным чтением
Для выразительногопрочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлексяпроизведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтениемпроизведения проходит несколько этапов:
Первый этап –подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием.Содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения. Чем ближепроизведение слушателям, тем понятнее, тем меньше будет эта вводная часть, ачем труднее для них понимание, тем длиннее бывает подготовка к слушанию. Когдаучитель сам готовится к чтению, вводный этап не исчезает. Готовясь квыразительному чтению, учитель стремится глубоко и ясно представитьизображаемую жизнь. Он читает вступительную статью, предваряющую текстпроизведения, комментарии, которые даются в сносках или в конце книги. Еслиостаются невыясненные вопросы, ответ на них ищет в справочнике. Раньше, чемприступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте.Именно на этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте.
Вторым этапом является– первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляетсяпутем выразительного чтения произведения учителем. «Первое впечатлениедевственно свежи,- говорит К.С. Станиславский.- Они являются лучшимивозбудителями артистического увлечения и восторга, которые имеют большоезначение в творческом процессе». Станиславский называет первые впечатления«семенами».
Неизгладимость первыхвпечатлений налагает на читающего большую ответственность, требует тщательнойподготовки к первому чтению, продуманности текста, чтобы у слушателей неполучилось неправильных впечатлений, которые «с такой же силой вредяттворчеству, с какой правильные впечатления ему помогают. Нельзя исправитьиспорченного впечатления.
Станиславскийрекомендует обставлять чтение некоторой торжественностью. В классе учительпредлагает ученикам закрыть книги, и внимательно слушать. Слушают с закрытымикнигами, чтобы не рассевать внимание. При раскрытых книгах у ребят всегдапоявляется стремление проверять чтеца по тексту, а это рассевает их внимание инеприятно чтецу. Учеников следует приучать уважать творчество, которым являетсячтение, как учителем, так и товарищей. В классе, умеющим слушать, во времячтения наступает тишина, и только по расширенным глазам детей и по безмолвныммимическим движениям вы видите, как они захвачены. «Как часто, пишет М.А. Рыбникова,-школьники шумят и нарушают дисциплину, а попробуйте собрать в зал сотнитри-четыре учащихся на конкурс чтецов, и вы изумитесь тишине и поглощающемувниманию. Как часто приходилось наблюдать в классе нарушение дисциплины во времяобъяснения учителя и тут же видеть всеобщую настороженность при переходе кчтению стихов». На этом этапе важно преподнести текст так, чтобы младшиешкольники проникли в суть произведения и прочувствовали его.
Третий этап — разбор,анализ произведения. Анализ имеет свою цель. Мы вдумываемся в произведение,чтобы лучше его исполнить, так как выразительное чтение, есть, прежде всегочтение сознательное. Ход творческого анализа должен быть естественным, как рядответов на вопросы, которые у нас возникают по мере того, как мы вдумываемся впроизведение. Разбор самого произведения можно вести в разнойпоследовательности: путем дедукции или путем индукции. Первый путь, когда идутот определения темы, идеи к композиции и к системе образов, напоминает путьавтора. Индукционный же путь соответствует последовательности, в которойчитатель знакомится с произведением. Он прослеживает развитие сюжета икомпозицию и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос отеме и идее произведения.
В выразительном чтенииприобретает особое значение задачи запомнить текст. После того как мы разобралитекст, когда нам понятно каждое слово, ясны образы героев, их психология,сверхзадача и частные исполнительские задачи, можно приступить к заучиваниютекста. Вызубрить текст трудно, и запомнить такое непрочно. Он лучшезапоминается постепенно, в процессе подготовки исполнения. При такой работе надтекстом происходит непроизвольное запоминание. М.Н. Шардаков экспериментальноустановил, что лучший метод запоминания – комбинированный. На этом этапе важноправильно подвести итог прочитанного произведения, чтобы слушатели уходя сурока имели полное представление текста.
Последовательностьэтапов очень важна на уроках внеклассного чтения. Она позволяют доступно,быстро и правильно освоить произведение. Детям предоставляется возможностьпроникнуть вглубь произведения, прочувствовать его. Каждое сказанное словоучителем имеет свою специфику. И поэтому очень важно руководствоватьсясредствами выразительного чтения.
чтениетехника выразительность речь

3. Средствавыразительности устной речи
Педагог должен хорошовладеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдениеморфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение.
Техника речи: М.А. Рыбниковаписала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделитьвремя для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входятдыхание, голос, дикция, орфоэпия:
Дыхание: должно бытьсвободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца.Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяетспособность управлять голосом.
Голос: большое значениеимеет для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий,достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы ивысоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться такназываемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добитьсясвободного, ненапряженного звучания. Атака звука – это способ смыканияголосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голосимеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Этисвойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.
Дикция: одно изважнейших качеств речи преподавателя. Поэтому работу над дикцией рекомендуетсяначинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлятьнужными группами мышц. Дикция – четкое произношение звуков речи,соответствующее фонетической норме данного языка.
Орфоэпия: неправильныеударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношенияявляются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможнавыразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.
Учителю очень важнознать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощьюпедагог передает суть произведения.

4. Работа надвыразительностью чтения
Для того, чтобыправильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы надвыразительностью чтения:
Обязательно должендемонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может бытьили образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова взаписи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением,лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается наэтапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы техническиесредства для воспроизведения чтения мастером. Демонстрация образцавыразительного чтения имеет цель: во-первых, такое чтение становитсясвоеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель;во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателем понимание смыслапроизведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих,оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыгратьположительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась непонятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенокначинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит космыслению произведения.
Работе надвыразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественногопроизведения. Следовательно, упражнение в выразительном чтении должныпроводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой исодержанием произведения. Обучение выразительному чтению — сложный процесс,который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается иподготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением,и работой над идеей произведения.
Работа над языкомпроизведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения.Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понятаформа произведения, поэтому наблюдения над изобразительно-выразительнымисредствами становится органической частью работы по уяснению идейнойнаправленности произведения.
Работа надвыразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображениешкольников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскомусловесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по«авторским знаком» создать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет.Приемами, развивающими воссоздающими воображение, являются графическое исловесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, атакже чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще одинфактор, влияющий на выразительность чтения, — сочетание такой работы сразнообразными видами деятельности на уроке чтения.
Обязательным условиемработы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантовпрочтения проанализированного произведения.
Главной целью обучениядетей выразительному чтению является формирование умения определять задачучтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощиправильно выбранных средств устной речи.

5. Интонационныесредства
Интонация – это сложныйкомплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение,пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят впонятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином«интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем почти весь комплексинтонационных элементов, каждый из которых определяет определенную функцию.Поэтому функции интонации очень разнообразны:
1. Членит речевойпоток;
2. Оформляетвысказывание в единое целое;
3. Различаеткоммуникативные типы высказывания;
4. Выделяет важное;
5.Выражаетэмоциональное состояние;
6. Различает стилиречи;
7. Характеризуетличность говорящего.
Интонация описываетсяпри помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частотыосновного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой.
Как уже говорилось,интонация – явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо,рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию:
1. Сила голоса – этостепень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых,в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.
2. Логическое ударение– это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, — писалК.С. Станиславский, — указательный палец, отмечающий самое главное слово вфразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главныемоменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений являетсянедопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чемидет речь. Таким образом, расстановка логических требует предварительногоанализа текста.
3. Пауза – остановки,перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся насмысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительностьопределяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем корочепауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.
4. Темп и ритм –обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Этивыразительные средства между собой. Станиславский объединял их в единое понятиетемпоритм.
Темп чтения может бытьмедленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения –прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерениячтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводитчтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, окоторых рассказывают или читают.
Ритм связан сравномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи ипауз, усиление и ослабление голоса.
5. Мелодика речи –движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтенияначинается формирования выразительности речи в начальных классах. Дляопределения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания.Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокогопроникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. 6. Тонголоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои иавторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь. 7.Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остаетсяпостоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу…Тембр в определенной степени можно менять.
8. Невербальныесредства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности ивыразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия наслушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией,а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогдане надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольновытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием иосмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, иминельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму иотвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдатьправила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесьнекоторые из них:
— на уроке лучшестоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможностьнаблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;
— не следуетрасхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;
— учителю надодержаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;
— следует избегатьмеханических жестов, не оправданных психологически;
— удобная поза, немешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителячувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннеесостояние.
Важным компонентомисполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное,а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражаетзрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текстперед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.
Все перечисленныекомпоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.
Интонация – это ответна ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек незадумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей,чувства.

6. Методика работы надвыразительностью речи
Очень важным являетсяметодика работы над выразительностью речи, в которой ребенок сможет правильно,четко, ясно определить последовательность и правильность в работе.
6.1 Рекомендации повыразительному чтению малых фольклорных жанров
Предназначение колыбельнойпесни – успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать идитя. Колыбельная исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно,но в голосе должна слышится доброта. Интонация должна быть успокаивающей,убаюкивающей.
Главная цель потешки– поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить егоговорить, весело дать нравственный урок. Это веселая народная школа. Потешказадает «сценарий» игры. Главное в этой игре – жесты, движение. Жестыуправляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки можетсостоять из нескольких частей. « Закон повтора» — повтор слов, повтородинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело.
Главная задача прибаутки(побасенки) – высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя.Ее форма – диалог и монолог. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь,характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юморситуации. Побасенка читается весело, лукаво.
Предназначение небылицы– весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развиватьвоображение. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалоедействие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов.Небылицычитаются весело, с юмором.
Загадкаучит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающиепризнаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. Винтонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадкаповествовательного характера.
Цель скороговорки– научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении словродного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, безпауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранноготекста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность.
Считалка исполняетсяскандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова,указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.
Выразительное чтениемалых фольклорных жанров чрезвычайно важно для стимулирования познавательногоотношения ребенка к миру. Ребенку постоянно приходится систематизировать явлениедействительности.
6.2 Правилавыразительного чтения сказок
Сказки являются однойиз любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правилавыразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:
Сказка должна читаетсяв простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок могуловить ее суть.
Присказка читаетсяживо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызватьэмоциональные чувства, чувства радости.
Тон таинственностисоблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события,превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которыхговорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого,дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучитсочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажусоответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение,недовольство, возмущение.
Голосом выделяютсяособо красивые выражения, поэтические обороты, чтобы дети могли обратитьвнимание именно на эти моменты.
Шутливой интонациейвыделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).
После окончания чтения– длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.
В сказках для детейкроется особое очарование, открываются какие – то тайники миропонимания. Онинаходятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышлениеребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражатьим. Сказки очень важны для становления чтения детей.
6.3 Рекомендации повыразительному чтению басен
Исполнение баснипредполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтецнепосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые какбудто бы действительно имело место.
Еслибасня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательноесоблюдение ритмических (построчных) пауз.
Речьгероев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнегооблика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишьпересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть»его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям)
Чтение басни развиваетобразность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни,целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственнонарисован автором.
6.4 Правилавыразительного чтения былин
Чтение былин происходитна ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа.
Былинаповествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного,величавого стиля исполнения, неспешного повествования, с некоторой долейстрастной патетики.
· Былиначитается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий.
Особоевнимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнутьотношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того,какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделятьголосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки.
· Голосомследует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонациейнадо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русскогобогатыря.
Вбытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорнойречи.
· Причтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения,параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.
· Былиначитается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера ирифмы.
· Кульминационныймомент – это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет снетерпением.
Былиныимеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являютсяобязательными в становление речи детей.

6.5Особенности выразительного чтения мифов
 
· Мифчитается серьезно, размеренно, величаво – торжественно, несколькобеспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношениик происходящему). Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью вистинности происходящего.
· Вособо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требуетвысокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, самстиль повествования (гиперболизация).
· Недопускается интонация бытовой речи, ирония.
Причтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.
Учительдолжен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства кпрочитанному.
Учителюочень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно ибыстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививаетих с того момента, когда ребенок поступил в школу.

Заключение
 
Живое слово совершаетчудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь иненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человекевысокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души,вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошегочтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь,казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Вглубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусствохудожественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как иумение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой.Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, вчастности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительномучтению.
Выразительно читать,говорить — это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей наслушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к немуговорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу надвыразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения играмматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимисяглухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается ипри рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются впредложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятамвыбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовалиправдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь жевыразительно, как и в жизни.
Учителю важно знатьметодику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальныезнания детям по усвоению чтению. Пробудить любовь к чтению сложно, но используявыше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.

Список используемойлитературы
1. Аргинская И.И. Обучение по системеЗанкова Л.В. – М.: Просвещение. – 1994.
2. Артоболевский В.Г. Художественноечтение. – М.: Просвещение.- 1978.
3. Введенская М.А. Культура и искусстворечи. – М.: Феникс.- 1995. – 576с.
4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение ирассказывание. – М.: Просвящение.-1975.- 144с.
4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение ирассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Просвещение.- 1983. – 144с.
6. Горбушина Л.А. Обучениевыразительному чтению младших школьников.- М.: Просвещение. – 1981. – 160с.
7. Кубасова О.В. Выразительное чтение. –М.: Академия. – 2001. – 144с.
8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., СосновскаяО.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия.– 2000. – 472с.
9. Найденов Б. С. Выразительность речи ичтения. – М.: Просвещение. – 1969. – 264с.
10. Политова Н.И. Развитие речи учащихсяначальных классов. – М.: Просвещение. – 1984. – 191с.
11. Романовская И.И. Чтение и развитиемладших школьников. – М.: Просвещение. – 1984. -154с.
12.Филиппова О.В. Профессиональная речьучителя. Интонация: Учебное пособие. – М.: Наука. – 2001.
13. Учебно-методический комплекс длячетырехлетней начальной школы. – А.: Смоленск. – 2003. – 132с.
14. Перспективная начальная школа. – М.:Академия. – 2006. -127с.
15. Образовательная система «Школа2100».-М.: Баллас.-2004. -458с.
16. http//www. yandex.ru /


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.