Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие научно-технического творчества учащихся

ВВЕДЕНИЕ
/>/>В поисках различных средств повышения готовностиучащихся школ и ПТУЗ к производительному труду, нам ни в коем случае нельзяобойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество –весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, да и вообще одноиз мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности –личности, без которой невозможно себепредставить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как можетпоказаться на первый взгляд. В самом деле, казалось бы, чего проще; бери и учиучащихся творчеству – техническому, научному, художественному. Но обучениетворчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманногоподхода.
Значениетехнического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлениимолодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество –это прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, какуважение и любовь к труду, пытливость, целеустремлённость, воля к победе.
Втехническом творчестве взрослых сегодня видят своеобразный «мост» от науки кпроизводству.
Цельданной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу порассматриваемой проблеме и разобрать рекомендации мастеру производственногообучения по техническому творчеству.
Если мыпосмотрим в словарь Даля слово изобретение означает — новое, техническоерешение задачи, обладающее существенным отличием, дающее экономический эффект.Изобретательская деятельность позволяет быстрыми темпами модернизировать старуюи создать новую технику и технологию, обеспечить снижение себестоимости иповышение качества выпускаемой продукции. В 1989 г. число изобретателей,получивших авторские свидетельства (АС) по стране составило 97 тысяч, аэкономический эффект от внедрения изобретений дало 3,9 млд. руб. (по курсуденежных банкнот 1989г.). За период независимости страны эти показателисущественно снизились.
Успехиведущих зарубежных предприятий, фирм обусловлены наличием у нихвысококачественной машинной техники и оборудования и являются результатсоздания совершенных условий, истинно творческой массовой деятельности вобласти технического изобретательства, оперативного внедрения результатов впрактику. Неудачи страны в развитии экономики связаны в основном с отсутствием,наряду с другими причинами: системного подхода к обучению, воспитанию иразвитию изобретательских начал личности; условий для массовой творческойдеятельности и др.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
технический творчество учащийся кружок
1.1Общая характеристика технического творчества
Всистеме творчества можно выделить определенный круг объектов психологическогоизучения. Это проблема сущности творческой деятельности, ее специфики иособенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры,особенностей протекания; проблема творческой личности, особенностей ееформирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективноготворчества; проблема продукта творческой деятельности: проблема обучениятворчеству, активизации и стимуляции творческой деятельности и некоторыедругие. Остановимся достаточно подробно на каждой из этих проблем, нопостараемся хотя бы в общих чертах коснуться некоторых наиболее естественных аспектовтворческой деятельности.
Попутноотметим, что в различное время в определениях сущности творчества и творческой деятельностиотражались меняющиеся представления об этом важном феномене. В одном из наиболееавторитетных философских словарей начала двадцатого века составленном известнымфилософом-идеалистом Э. Л. Радловым, отмечалось, что творчество связано с созданиемчего-либо, что в наибольшейстепени способность к творчеству присуща божеству, а человек может выполнятьлишь относительно творческие действия. Наряду с такого рода утверждениям иобращалось внимание на наличие неосознаваемых процессов в структуре творческогопроцесса. Затем по мере научного изучения различных видов творчества менялись иотношение к нему в целом, и определения, даваемые творчеству. В последнее времябольше всего внимания обращается на то, что с творчеством связано созданиепринципиально нового продукта, которого никогда ранее не было; творчествопроявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новыематериальные и духовные ценности. «Творчество представляет собой возникшую втруде способность человека из доставляемого действительностью материаласозидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность,удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчестваопределяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя,организатора, научное и художественное творчество и т.п.)».
Вопределениях творчества, речь идет о создании чего-то нового, отличающегося отуже существующего. Хотя с психологической точки зрения некоторые из имеющихся определенийслишком категоричны (когда речь идет о создании «никогда ранее не бывшего»),тем не менее главное в определении творчества связано именно с созданием тогоили иного продукта (материального или духовного), который характеризуетсяоригинальностью, необычностью, чем-то существенно по форме и содержаниюотличается от других продуктов такого же предназначения. В психологическомплане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчествапереживаются как новое субъективно. Если с философской,социально-экономической точки зрения имеет смысл считать творчеством только то,что связано с созданием никогда ранее не бывшего продукта, то с психологическойстороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового дляданного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике, аособенно в практике усвоения ребенком-дошкольником, школьником, молодым рабочимновых понятий, решения задач, которые являются для него новыми, мы часто имеемдело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данногосубъекта ценностей в виде понятия, знания, умения, решения задачи, созданиядетали и т.д. В этом смысле мы можем говорить о творчестве человека, котороепроявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности.
Поэтому важно, чтобы впсихологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективнойзначимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытиючего-либо ранее для данного субъекта неизвестного.
Другой момент имеет отношениек масштабам творческой деятельности. В общественной практике, как правило,творчество измеряется такими категориями новизны, как открытие, изобретение,рационализация. В последнее время много говорится об инновационной (нововведенческой)деятельности, сопряженной с внедрением в организационно-технологическиепроцессы чего-то нового. Но такого рода деятельность можно подвести подрационализаторскую.
Если ориентироваться натакое рабочее определение творчества, то представляется целесообразным связыватьего с решением новых задач или с нахождением новых способов решения ранеерешавшихся задач, с решением различного рода проблем, ситуационных затруднений,которые возникают в производственной и обыденной жизни.
Прежде чем перейти крассмотрению структуры творческогоc решенияновой задачи остановимся обзоре видов технического творчества. К числу видовпрофессионального творчества можно отнести изобретательство, конструирование,рационализацию, дизайн.
Междувсеми названными видами технического творчества существует тесная взаимосвязь.В первый период интенсивного развития техники такого разделения не наблюдалось,и в научной литературе речь шла в основном об изобретательской деятельности.Ныне существует научно-практическое разделение открытия, изобретения ирационализаторского предложения, которое к тому же реализуется не только поотношению к техническим объектам. Так, под открытием понимается установлениеранее неизвестного объективно существующего свойства или явления. Изобретениемназывают существенно новое решение проблемы, задачи, имеющее положительноезначение для производства, культуры и т.д. Изобретения разделяются наконструктивные (устройства), технологические (способы) и связанные с созданиемновых веществ. Под рационализаторским предложением понимается локальное (вотличие от изобретения, которое имеет всеобщее значение) решение той или инойзадачи по улучшению функционирования уже известной техники в новой конкретнойобстановке (например, в каком-то цехе завода, но не в масштабах всего завода, атем более всего производства). Понятно, что в определенных случаяхрационализаторское предложение может быть изобретением.
Впрактике конструированием принято считать первый этап и конструкторами называюттех, кто создает машину графическими средствами.
Конструированиеможет «вплетаться» и в изобретательскую» и в рационализаторскую деятельность,если для их осуществления необходимо создание тех или иных конструкций.Практическое различие между изобретательством, конструированием ирационализацией нужно искать в характере целей, которые преследует каждый извидов деятельности. Изобретательство направлено на решение техническойпроблемы, задачи в целом; конструирование — на создание конструкции;рационализация — на улучшение использования существующей техники (мы беремтолько аспект, связанный с решением технических проблем). Таким образом, можносказать так: изобретателя интересует в первую очередь конечный эффект, функция,конструктора — устройство, выполняющее функцию, а рационализатора — болеерациональное использование готового устройства для каких-то частных целей.
Есть идругое психологически существенное различие. Как правило, изобретательские ирационализаторские задачи находят, ставят перед собой сами инженеры, техники; вэтом смысле изобретатели и рационализаторы а какой-то мере стихийныепрофессионалы. Конструкторы жеполучают задачу {техническое задание)извне; они являются организованными профессиональными работниками сопределенной регламентацией и иерархические распределением официальных ролей.
Чтокасается дизайна, то этот-термин обозначает то же, что и художественноеконструирование. Дизайн как разновидность конструирования получил распространениев последние годы и приложим в первую очередь к тем видам конструирования (в томчисле и техническое го), где речь идет о создании объекта с определенными эстетическимихарактеристиками. «Простое» техническое конструирование и конструированиехудожественное нельзя полностью отождествлять. Однако у них всегда сохраняетсяпринципиальное тождество — и то и другое направлено на создание структур сопределенными функциями, но в художественном конструировании особую роль играетэстетический фактор.
Чтокасается понятия «конструктивно-техническая деятельность», которое имеетширокое хождение в психологической литературе, то оно практически совпадает спонятием «проектно-конструкторская деятельность», но, как правило, имеетотношение к деятельности учащихся средней школы. Решениеконструктивно-технических задач связано со сравнительно простыми формамиконструирования.
Такимобразом, под конструктивно-технической деятельностью мы понимаемдопрофессиональную форму технического творчества. Из сказанного нетруднопонять, что на практике мы чаще всего имеем дело не с «чистыми» видамитехнического творчества, а с «гибридами». Так, реализация изобретения требуетсоздания определенной конструкции, а то и само изобретение сводится к тому илииному техническому устройству и т.д.
1.2Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся
Сложномумеханизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинаетсятам, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условияхнеопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическоеобъяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результатедлительного накопления знаний в определенной области. Интуиция приходит каквознаграждение за труд.
Специфичностьакта творчества заключается во внезапном озарении, в осознании чего-то,всплывшего из глубин подсознания, в охвате элементов ситуации в тех связях иотношениях, которые гарантируют решение задач. Поиск решения творческой задачичаще всего продолжается в подсознании, причем сам процесс обработки информациипри этом не осознается (в осознании отражается лишь результат решения).
Одной изпроблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения)связаны с потребностями человека (рис. 1).
/>

Рис. 1
Наиболееважным для творчества видом мышления является воображение. Творческомувоображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и развитииобщества. Эта способность должна постоянно развиваться, стимулироваться итренироваться (рис. 2).

/>

Рис. 2
Активизация творческогомышления предполагает знание факторов, отрицательно влияющих на него (рис. 3).
/>

Рис. 3

Противоположностьютворческого воображения является психологическая инерция мышления, связанная состремлением действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, сиспользованием стандартных методов и т.п. Процесс технического творчестваучащихся можно представить как решение специально подобранной системы учебных ипроизводственных технических задач. В связи с этим задания следует формироватьтаким образом, чтобы исключить возможность психологической инерции и ееотрицательного влияния на творчество. Без упорства, настойчивости ицеленаправленности творческие достижения немыслимы.
В техническом творчествематериалистическая диалектика и системный подход составляют единое направлениев развитии современного научного познания. Элементы теории познания являютсяосновными методологическими средствами технического творчества, к которым такжеотносятся методы инженерного творчества (рис. 4).
/>

Рис. 4
Принимая во вниманиедовольно большое разнообразие методов инженерного творчества и то, что их числопродолжает расти, возникает вопрос: какому методу или каким методомрекомендуется в первую очередь обучать учащихся. Опытные педагоги и методистысчитают, что целесообразно обучать какому-либо одному методу или нацеливатьучащихся на освоение сразу всех имеющихся подходов и методов. Сначала учащиесядолжны научиться свободно пользоваться небольшим набором из трех — пятиметодов. Например, это могут быть широкоиспользуемые в творческой деятельностиметоды: (рис. 5).
/>

Рис. 5
Дальнейшее повышениеэффективности творческой деятельности ученика связано с приобретениемсобственного опыта и расширением набора используемых методов решения проблемныхтехнических задач.
Методологические средстватворческого поиска могут использоваться исследователем в разных сочетаниях ипоследовательностях, но общую схему решения технических задач.
Каждое новое техническоерешение, рационализаторское предложение или изобретение — это ничем невосполнимые ступеньки духовного роста человека как личности, егосамоутверждения в жизни. Научно-технический прогресс, экономическая мощь странынаходятся в прямой Зависимости от творческого потенциала ее работников и впервую очередь от контингента творчески мыслящих и действующих учащихся,поэтому в настоящее время подготовка таких творческих личностей являетсяважнейшей задачей ПТУЗ.
 
1.3 Стратегии итактики творческой деятельности учащихся
Стратегия- это генеральная программа действий, главное направление поиска и разработки,подчиняющее себе все остальные действия. Как и в военном искусстве, стратегиявключает подготовительные, планирующие и реализующие действия. Изучение условиязадачи — это, собственно, и есть подготовительные действия; формированиепроекта — планирующие действия, а его воплощение — реализующие.
По этимдоминирующим направленностям, организующим деятельность по решению конкретнойзадачи, и судят о той или иной стратегии. При изучении творческой конструкторскойдеятельности выделяются пять основных стратегий, а именно:
I — поиска аналогов (стратегияаналогизирования);
II — комбинаторных действий (стратегиякомбинирования);
III — реконструктивных действий(реконструирующая);
IV — универсальная;
V — случайных подстановок.
Краткоохарактеризуем каждую из этих стратегий.
Стратегияпоиска аналоговсвязана с использованием ранее известной конструкции или ее части, отдельнойфункции при создании нового устройства. Например, создается новая модельавтомобиля на основании модели другого автомобиля. Точно так же учащийся можетприменить известный ему механизм передачи вращательного движения, которыйиспользовался в токарном станке, в совершенно другой конструкции — приразработке модели автомобиля, самолета и т.п. Следует иметь в виду, чтопоскольку речь идет о творческой деятельности, то отпадает вопрос о полномкопировании уже созданного. Вновь создаваемое обязательно должно содержатьчто-то новое или же должно быть использовано в новых условиях.
Стратегияпоиска аналогов подразумевает широкий диапазон изменений, начиная отвторостепенных и кончая весьма существенными. Нужно помнить, например, о том,что создание новой конструкции может быть связано с такими аналогами, которыесуществуют в природе. Так в свое время возникла бионика, основанная напринципах строения и функционирования живых существ. Конечно, искусственносоздаваемые конструкции могут сильно отличаться от своих живых аналогов: привсем сходстве, подводной лодки с рыбой первая имеет весьма специфическуювнутреннюю структуру. Точно так же можно сопоставлять птиц и самолеты и т.д.
Стратегиякомбинаторных действий подразумевает сочетательное использование самыхразнообразных механизмов и их функций для построения новой конструкции. Вповседневном конструировании мы имеем дело с этой стратегией на каждом шагу.Комбинаторика связана с самыми различными перестановками, уменьшением иувеличением размеров, изменением расположения деталей в уже существующейконструкции. Например, замена одной детали в радиоприборе может повлечь засобой значительные изменения всех его основных показателей.
Стратегияреконструированиясвязана с перестройкой, причем, так сказать, антагонистического характера — этопереконструирование, или, еще точнее, конструирование наоборот. Если, например,в конструкции выполнялось вращательное движение, то при реализацииреконструирующей стратегии может быть изменено направление вращения или дажетип передачи (используется возвратно-поступательное движение). Прямоугольнаядеталь может быть заменена круглой и т.п. Можно считать, что реконструирование — самый творческий подход, он связан с поиском действительно нового, отличного оттого, что применялось раньше. Разумеется, диапазон творчества и здесь будетразличным; в устройстве может меняться лишь одна деталь, а может целикомперестраиваться вся его конструкция.
Как этои следует из ее названия, универсальная стратегия связана с относительноравномерным использованием аналогизирования, комбинирования и в какой-то меререконструирования. Имеется в виду вариант, когда сочетание действий таково, чтотрудно выделить преобладание какого-либо из них. (Ведь так и определяютсядругие стратегии: если главным является действия, связанные с поиском аналогов,то это будет стратегия поиска аналогов и т.д.)
Бываютслучаи, когда вообще трудно выяснить характер действий субъекта, когда нетдоминирующей тенденции и поиск ведется как бы вслепую, без плана, или же, покрайней мере, ни сам субъект, ни посторонний наблюдатель не может такиелогические связи установить. Кажется, что поиск ведется по каким-то случайнымориентирам. Насколько он случаен на самом деле судить трудно. Тем не менее,назовём стратегию такого рода стратегией случайных подстановок.
Каждаяиз названных стратегий направлена на структурно-функциональные преобразования –построение структур с определенными функциями, что является сущностью конструирования.Все стратегии имеют свои подвиды, включают различные тактики как более мелкиесоставляющие. Так, стратегии могут быть направлены на поиск нужной структуры(например, стратегия поиска структуры – аналога) если известка функцияконструкции, или наоборот напоиск функции (стратегия поиска аналогичнойфункции), если задана структура. Каждая стратегия может реализовываться в формесинтеза или анализа: нахождения общего принципа, а затем детализация илинаоборот – детальная разработка, а потом интеграция блоков и узлов.
Реализуютсястратегии при помощи конкретных действий, сочетание которых составляетопределённую мыслительную тактику. Можно выделить ряд таких тактик, которыехарактеризуют деятельность инженеров – конструкторов. Остановимся на краткойхарактеристике каждой из них, имея в виду, что учащиеся реализуют лишьнекоторые тактики, так сказать, в стихийных вариантах.
Тактикаинтерполяции,предусматривает включение в устройство какой либо новой части, которая будетсоответствовать искомой функции. Простейший пример: в редуктор устанавливаетсязубчатое зацепление, взятое из другого механизма. При этом имеется в виду, чтоновый элемент, блок подставляется именно внутрь механизма.
Соответственнотактика экстраполяции связана с внешним добавлением того или иногоэлемента к механизму, буквально — с наружной достройкой. Скажем, в том жередукторе к имеющемуся на выходе валу добавляется муфта, или зубчатоезацепление.
Дведругие тактики также основываются на противоположных действиях: тактика редукциинаправлена на уменьшение размеров, скоростей и т.п., а тактика гиперболизации,наоборот, предполагает увеличение размеров, форм, скоростей, других параметров.
Тактикадублирования связанас точным использованием в новом механизме какой-то детали, узла или функции.Например, в новой модели автомобиля полностью используется мотор или кузов,взятый из другого автомобиля (не обязательно именно автомобиля).
Тактикаразмноженияреализуется, когда в новом устройстве используется не одна, а две и болееодинаковых детали или когда одну и ту же функцию выполняют несколько элементов,узлов. Например, модель самолета включает не один мотор, а два или четыре.
Вкакой-то мере связаны между собой тактики замены и модернизации, но, какэто и вытекает из их названий, первая направлена на полную замену в механизмеопределенной детали или узла, а вторая — на приспособление механизма к новымусловиям.
Родственнытакже следующие три тактики: конвергенции, деформации (трансформации) и интеграции.Первая связана с преобразованиями, которые основываются на сочетании в какой-точасти двух противоположных особенностей (или структур), например, когда вустройстве используется возвратно-поступательное движение в сочетании сколебательным или когда деталь располагается вертикально и горизонтально(поочередно) и т.п. Деформация и трансформация предполагают, что то или иноеустройство подвергается определенным изменениям, которые, однако, не влияют насущность структуры или функции (например, меняется форма детали, но не принципее использования). Тактика интеграции блоков или деталей означает, чтопроизводится построение из уже известных частей какого-то нового устройства,причем используется несколько таких частей.
Тактикабазовой деталиподразумевает использование какой-то одной части механизма, которая служитосновой для последующего построения всех остальных частей. Эта детальвыделяется как главная или по своим объективным функциональным признакам, илиже по каким-то другим характеристикам, указанным в условии задания.
Автономизация, в отличие от тактики базовойдетали, связана с выделением в целом механизме какой-то отдельной части ипоследующей перестройкой других частей. Например, в модели авиалайнера заоснову берется кабина пилотов; первоначально изменения производятся в ней, азатем уже в других частях.
Тактикапоследовательного подчинения означает действия по цепи в определеннойпоследовательности, когда поочередно строятся (или перестраиваются) все частимеханизма без пропусков, т.е. в строгом порядке в соответствии с «географией» каждойдетали или каждого узла.
Тактикасмещения, илиперестановки, направлена на изменение расположения какой-либо детали в пределаходного и того же механизма. Скажем, мотор в автомобиле может быть перенесен изпередней части в кузов; какая-либо рукоятка на панели управления перемещаетсяпо вертикали или горизонтали и т.п.
Тактикадифференциациинаправлена на специальное разделение структур и функций в устройствах.Например, если какой-то блок одновременно выполняет ряд движений, то его можноразделить на самостоятельные блоки, каждый из которых будет выполнять толькоодно движение.
Однитактики состоят из нескольких простых операций, другие из большей или меньшейсистемы операций и различных действий. Часто реализация какой-либо тактикитребует дополнительного или промежуточного применения другой. Тактикивстречаются и в самом разнообразном сочетании. Но все они подчиненыстратегическим тенденциям по нахождению аналогов конструкции, по комбинированиюузлов и блоков, по реконструированию структур и функции в различных сочетаниях.
Перечисленныетактики группируются, в большей или меньшей степени относясь к определенным,стратегиям. Например, тактики интерполяции, экстраполяции, замены, интеграции,комплексирования блоков, смещения типичны для стратегии, комбинирования;тактики редукции, гиперболизации, дублирования, замены встречаются приреализации стратегии реконструирования; Тактики размножения, автономизации,последовательного подчинения, интеграции, дифференциации относительноравномерно применяются в различных стратегиях
Можносказать, что стратегии во многом личностны они зависят от устойчивых тенденциив умственных действиях человека, а тактики более ситуативны.
Тактики – частные приёмы конструирования;одни и те
же тактики употребляют разные конструкторы в самых разнообразных ситуациях.Определенные же стратегии больше свойственны конкретным конструкторам, большесоотносятся со способностями, направленностью личности в той или инойдеятельности.
Послерассмотрения стратегий и тактик конструкторско-проектировочной деятельностиможно перейти к рассмотрению методов развития технического мышления у учащихся.
 
1.4 Природатворческого мышления
Творческое мышление — этопроцесс, и, как всякий процесс, оно подчинено определенным законам. Пустьпоследние очень сложны, но в конечном счете мы можем их открыть и на этойоснове предвидеть, как будет развиваться творческое мышление в зависимости оттех или иных условий.
На начальных этапахисследования творческое (или продуктивное) мышление обычно характеризуется какнекоторый процесс, приводящий к решению новых для человека проблем и задач, — вотличии от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных,однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны.
В психологии уже давноустановлено, что творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, имыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачиначинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомогорезультата. Выдвижение этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними,гибкими и подвижными знаниями владеет человек. Первоначально гипотезы могутбыть недостаточно определенными. Но, возникнув, гипотеза начинает направлятьдействия (в противном случае последние оказались бы слепыми и случайными).Результаты производимых действий сопоставляются с созданными гипотезами,благодаря чему гипотезы проверяются, уточняются, преобразуются, все болееприближаясь к искомому результату. Творчество как сложная продуктивная деятельность,направленная на открытие нового. имеющее большое общественное значение, всегдасугубо индивидуально и неповторимо
В психологии вопросыразвития творческого мышления тесно связываются с проблемой способностей иодаренности, и это естественно, ибо они в значительной мере определяютуспешность той или иной деятельности. Способность есть индивидуальнаяхарактеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одномучеловеку в отличие от другого. Потому-то разнообразны виды способностей(музыкальные, технические) организаторские, конструкторские, педагогические ит.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей.
Взаимодействиепедагогических и технических способностей стало предметом глубокогоисследования А.А. Толмачева. Он обосновывает то, что при формулированиитворческих задач педагог должен обладать определенными качествами:
1. Техническойнаблюдательностью;
2. Критичностью;
3. Умением находитькритические проблемы;
4. Видеть недостаткитехнических объектов;
5. Способность кассоциированию;
6. Установлениеаналогий;
7. Генерированиеновых технических идей.
Самым слабым качеством умногих руководителей технического творчества является критичность. А ведькритичность, по мнению известных изобретателей (Туполев, Дульчевский, Логинов идр.), должна стать не только свойством ума, но и свойством личности новатора.Критичность мышления проявляется в умении анализировать и оцениватьконструктивные особенности механизмов или особенности технического процесса, вумении анализировать и оценивать свою собственную работу и работу коллег.Однако мастер, преподаватель, руководитель кружка может быть великолепнымизобретателем и рационализатором, но не уметь обучить этому своих учащихся.

1.5 Методы развитиятехнического мышления у учащихся
Для развития техническогомышления у учащихся, самое главное — создать у учащегося установку натворческий поиск.
Например, можнопредложить учащимся посетить выставку технического творчества и там найтикакое-либо устройство, которое можно использовать (прямо или косвенно) в новомрешении. Можно рекомендовать просматривать техническую литературу (журналы,книги, определенные сайты) смотреть определенные телепередачи и т.п.
Очень важнойпсихологической характеристикой развития технического мышления являетсяобучение с применением затрудняющих условий. Для этого был разработаны специальныеметоды, краткая характеристика которых приводится ниже.
Метод временныхограничений (МВО) –основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственнуюдеятельность (впрочем, не только на умственную). Опыты показали, что принеограниченном времени решения задачи субъект может находить нескольковариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества иструктуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение илиможет упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он лучшевсего знает (чаще это применение шаблонного варианта), или же, во всякомслучае, решение в большей или меньшей степени деформируется; по характеру этихдеформаций возможно судить об общих тенденциях мыслительной деятельностичеловека. Разные группы испытуемых по-разному реагируют на временныеограничения. У одних временные ограничения вызывают повышение активности идостижение даже более высоких результатов чем в «спокойной» обстановке; другие(их больше всего) в различной степени меняют свое поведение, снижают результатыи не всегда достигают конечного решения; на третьих временные ограниченияоказывают тормозящее, своего рода шоковое влияние, они приходят взамешательство, поддаются панике и более или менее быстро отказываются отрешения задачи.
Метод мозгового штурма(ММШ) – заключаетсяв том, что задачу предлагается решить группе учащихся, и на первом этаперешения они выдвигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набравзначительное количество предложений, детально прорабатывают каждое из них.Данный метод развивает групповое мышление (работу в коллективе), позволяетделится личным опытом в решении подобных задач между членами группы.
Метод внезапныхзапрещений (МВЗ) –заключается в том, что испытуемому на том или ином этапе запрещаетсяиспользовать в своих построениях какие-то механизмы (например, при решенийзадач на построение кинематических цепей использовать те или иные передачи илиопределенную разновидность — зубчатую или только зубчатую цилиндрическую, коническую,червячную). Этот метод также оказывается весьма эффектным поскольку разрушаетштампы, возможности применять хорошо известные испытуемому типы устройств, узлов,деталей. Так, у профессиональных конструкторов совершенно естественноскладываются определенные уровни предпочтений, стиль деятельности, включающийиспользование тех или иных приемов, конкретных механизмов. В какой-то мере и уучащихся могут выработаться стереотипы деятельности. Применение МВЗ будетспособствовать их «раскачиванию», разрушению.
По мере адаптациииспытуемых к применению этого метода (как, впрочем, и других) вновь начинаютвырисовываться те тенденции в деятельности, которые являются, для них обычными,сложившимися. Другими словами, по мере решения задач сложившийся стильдеятельности «впитывая» новые приемы, вновь проявляется В целом же применениеМВЗ способствует выработке важного умения менять свою деятельность взависимости от конкретных обстоятельств.
Метод скоростногоэскизирования (МСЭ)– так или иначе, включатся во все инструкции, когда предлагается учащимсярешать новые задачи и ставится цель диагностировать особенности их мыслительнойдеятельности. В подобных случаях по инструкции требуется как можно чащерисовать все то, что учащиеся представляют мысленно в тот или иной момент.Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изображатьвсе конструкции, которые приходят в голову. Благодаря этому приему становится возможнымболее точно судить о трансформаций образов, устанавливать, то значение, котороеимеют понятие и зрительный образ какой-либо конструкция. Самих учащихся этоприучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированиюпосредством образов процесса творчества.
Метод новых вариантов (МНВ) – заключается в требованиирешать задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызываетдополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, темболее что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеетсяпять-шесть и более решений. Нужно отметить, что этот методический прием можноприменять на любом этапе — не обязательно только после того, как субъект достигполного решения (в эскизном варианте). Тогда этот метод может статьодновременно и разновидностью метода внезапных запрещений.
Метод информационнойнедостаточности(МИН) – применяется тогда, когда ставится задача особой активизациидеятельности на первых этапах решения. В этомслучае исходное условиезадачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для началарешения, так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенныефункциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомыхданных (направления движения, форма, скорости вращения). Важной модификациейэтого приема является использование различных форм представления исходногоусловияизвестно, в наиболее удобном виде условие конструкторской задачивключает в себя текст и схему (рисунок). Но можно специально предлагать задачи,исходные условия которых предъявляются только в графической или только втекстовой форме. Особенно эффективным это может быть при изучении особенностейпонимания, при выявлении реального запаса знаний учащихся.
Метод информационнойперенасыщенности(МИП) – основывается соответственно на включении в исходное условие задачизаведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является подсказка,подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезнуюинформацию. Преподаватель сам решает, как применить этот метод: он можетпредложить учащимся выбрать нужную им информацию или же не говорить о том, чтов условии имеется избыток информации.
Метод абсурда (МА) – заключается в том, чтопредлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Типичными вариантамиабсурдных задач являются задачи на построение вечного двигателя. Можноприменять и задачи, так сказать, относительно абсурдные (например, предложитьсконструировать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью,чем это требуется по условию). Здесь важно иметь в виду, что деятельностьучащихся, их конкретные действия, характеризующие специфику мышления, лишь вопределенной мере зависят от условия, а главным образом отражают личностныеустановки, стратегии данного субъекта, его стиль творческой деятельности.
Метод ситуационнойдраматизации (МСД) –заключается в том, что в зависимости от конкретного педагогического замысла итекущего решения задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Этиизменения предназначены для затруднения деятельности учащегося и могут бытьсамыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает преподаватель(«вопросы-помехи»), и кончая разными не предусмотренными обычной процедуройтребованиями. Метод внезапных запрещений является разновидностью данногометода.
Каждый из названныхметодов может сочетаться с другими и иметь ряд модификаций.
Само собой разумеется,что эти методы нужно применять продуманно, дозировать их, учитываяиндивидуальные свойства учащихся. В противном случае можно достичь лишь«эффекта полного погашения» и самой деятельности, и желания ею заниматься.
1.6 Кружок какосновная форма организации технического творчества
Выпускникпрофессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений инавыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта поспециальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональнаямобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации,инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность ксамоанализу и принятию ответственных решений. Сегодня особое внимание уделяетсякомпетентному подходу в образовании.Для педагога – это переход отпередачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимисяпрактического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации кактивному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.Решению данных задач может способствовать только переход на новый тип обучения- инновационный.
Наиболее распространеннойорганизационной формой развития технического творчества учащихся ПТУЗ являетсякружок. Кружок – это добровольное объединение учащихся на основе общегоинтереса к конкретной отрасли техники или науки.
Кружки чаще всегосоздаются по проблемному принципу. Этот принцип постепенно идет на сменупредметному принципу, на котором часто ещё базируются кружки.
Известно, что любаятворческая деятельность предполагает получение новых, ранее неизвестных данных.Но получение результатов, обладающих объективной новизной, как правило,характерно для творческой личности с высоким уровнем общекультурного развития.
Кружок техническоготворчества можно сравнить с самонастраивающейся системой, а роль руководителякружка – с ролью настройщика этой сложной системы. Если система работаетправильно, то настройщик не вмешивается, но внимательно наблюдает за работой. Вслучае отклонения от принятых условий настройщик регулирует, подтягивает,ослабляет и т.д. При этом, чем больше самостоятельности в работе кружка, чемактивнее самодеятельность кружковцев, тем быстрее и ярче проявляются результатыих воспитания и самовоспитания, тем оперативнее могут быть действия взрослогоспециалиста.
Активностью учащихсяможно управлять надёжно только в том случае, если они сами участвуют в созданииусловий для проявления и развития их активности в требуемом направлении.Непременным условием развития активности учащихся в научно-техническомтворчестве является наличие увлеченного и высококвалифицированного специалистаи материально-техническое обеспечение деятельности этих энтузиастов. Новыепрограммы технических кружков для школ, ПТУЗ и внешкольных учрежденийпредставляют широкие возможности для повышения действенности воспитания вовнеклассной и внешкольной работе учащихся, для дальнейшего развитиятехнического творчества.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
2.1 План работырадиокружка «Радиотехник»
Работа кружка проводитсяпо вторникам и четвергам. Кружок рассчитан на учащихся третьего – четвёртогокурса, знающих основы радиотехники.
Цели:
Дидактическая –способствовать закреплению знаний, усовершенствовать умения учащихся приизготовлении светодиодного табло.
Воспитательная –способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности в работе, самостоятельности.
Развивающая – развиватьтехническое мышление.№ Содержание работы Дата проведения Ответственный за проведение работы Примечания 1 Организаторская работа 08.09.2010
1. Мастер
2. Руководитель кружка 1.1 Провожу организационно разъяснительную работу 1.2
Цель: научится разрабатывать и изготавливать светодиодное табло
Задачи: разработать и изготовить светодиодное табло 1.3 Оформление помещения: кружок проводится в радиотехнических мастерских 1.4
Утверждение:
режима работы;
плана работы кружка;
выбор актива группы 09.09.2010
1. Руководитель кружка;
2. Мастер;
3. Группа 2 Теоретическая работа 2.1
Вводное занятие:
Цель: ознакомление учащихся с работами по изготовлению светодиодного табло
Задача: изготовить светодиодное табло 14.09.2010 Руководитель кружка 2.2 Ознакамливаю с планом работы кружка 2.3
Провожу инструктаж по технике безопасности
Раздаю литературу
Ознакамливаю с правилами подбора материала 2.4 Ознакомить с принципами работы микроконтроллеров и микросхем памяти 16.09.2010 Руководитель кружка 2.5 Ознакомить с принципами программирования микроконтроллеров 2.6 Объяснить особенности разработки рисунка печатной платы изделия и программатора 21.09.2010 Руководитель кружка 2.7 Объяснить особенности проверки элементов и монтажа их на плату 23.09.2010 Руководитель кружка 2.8 Объяснить принципы программирования микроконтроллеров 30.09.2010 Руководитель кружка 2.9 Объяснить проверку и настройку готового изделия 05.10.2010 Руководитель кружка 2.10 Объяснить принцип изменения данных в памяти изделия и переключения режимов программы 07.10.2010 Руководитель кружка 3 Практическая работа 3.1 Провести подбор материалов и элементов 21.09.2010 Руководитель кружка 3.2 Разработать рисунок печатной платы программатора и изделия 3.3 Произвести процесс травления и лужения 3.4 Произвести проверку элементов и монтаж их на печатные платы 23.09.2010 Руководитель кружка 3.5 Произвести программирование микроконтроллеров 30.09.2010 Руководитель кружка 3.6 Произвести настройку изделия 05.10.2010 Руководитель кружка 3.7 Произвести сборку устройства в корпус 05.10.2010 Руководитель кружка 3.8 Занести в память устройства данные для вывода на дисплей 07.10.2010 Руководитель кружка 4 Оснащение работы кружка 4.1 Количество рабочих мест 10 За сохранность оборудования и инструментов несёт мастер 4.2
Инструменты:
1. Пинцеты – 10
2. Паяльники – 10
3. Кусачки – 10
4. Мультиметры – 10
5. Компьютер (ноутбук) – 1
6. Канцелярские принадлежности 4.3
Материалы:
1. Моток провода – 5 м.
2. Текстолит – 2,5 м2.
3. Припой — 100 г.
4. Флюс – 300 г.
5. Хлорид железа – 700 г.
11 октября провестивыставку светодиодных табло по работоспособности и творческому подходу кнаписанию программ (различные эффекты, отображаемая информация и т.д.).
 
2.2 Рекомендации по организации и руководству кружкомтехнического творчества
1. Приступать к работе кружка следует после того, как будетподготовлено все необходимое.
2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка.
3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одного возрастаи имели одинаковую подготовку. Только в этом случае возможна правильнаяпедагогическая постановка всей учебной работы в кружке.
Обычно кружки создаются отдельно для учащихся младших курсови отдельно для старших.
4. В кружке должно быть не более 15 человек. Занятияпроводятся один-два раза в неделю по два часа.
5. При организации кружка руководитель учитывает занятостьчленов кружка в ПТУЗ. Перед началом сессий он сокращает число занятий кружка, ав дни каникул — увеличивает.
6. Свою работу кружок, как правило, начинает в сентябре, азаканчивает в апреле.
7. Перед началом работы кружка полезно провестинаучно-технический вечер, сбор или экскурсию.
8. Итогом работы кружка — его общественным отчетом — являетсявыставка работ юных техников, которую организуют в конце учебного года. Важно,чтобы итоговая выставка наглядно показывала результаты работы юных техников идавала перспективы будущей работы кружка.
9. Трудовая деятельность учащихся в кружке не должна носитьремесленнический характер. Необходимо, чтобы технический кружок расширялкругозор учащихся, будил бы их творческую мысль, ставил бы перед юнымитехниками посильные общественно-полезные задачи. Очень важно, чтобы кружковцывидели результаты работы и испытывали гордость за свой труд.
Иные руководители кружков строят свою работу целиком намоделировании, на изготовлении приборов и моделей по рецептурным описаниям.Следовательно, всю творческую работу в кружке они подменяют слепым механическимкопированием образцов. Стремясь сделать больше моделей, чтобы блеснуть наитоговой выставке, члены такого кружка работают, не понимая принципа действияизготовляемой модели или прибора, не зная, почему следует делать так, а неиначе.
Такие кружки, в которых учащиеся работают вслепую, неосознавая процесса производства, не могут быть одобрены: они не расширяютзнания кружковцев, не прививают детям конструкторских навыков.
10. Руководитель технического кружка должен обязательнознакомить членов кружка с основными теоретическими вопросами, с элементамиконструирования моделей и техническим расчетом отдельных узлов; причем занятиякружка ни в коем случае не могут повторять программу урока.
Малоопытный руководитель может в кружковых занятиях сбиваетсяна проторенный путь уроков с несколько иным учебным содержанием. Учащиеся этобыстро чувствуют, и интерес к занятиям у них ослабевает.
В практике технических кружков случается и так, чторуководитель кружка становится на путь занимательности. Занимательность вработе кружка, особенно на первых занятиях, нужна. Но чрезмерно увлекаться еюне следует. После двух таких занятий руководитель «выдыхается» и не знает, чембы ему еще «занять» детей на очередном занятии кружка.
Некоторые руководители организуют кружки так называемого«словесного» типа. Учащиеся готовятся к докладам, проводят конференции,обсуждают доклады. Такая постановка работы избавляет руководителя кружка отхлопот подбирать инструменты, материалы, измерительные приборы, организовыватьмастерскую или лабораторию для практических занятий.
Однако такие «теоретические» занятия не удовлетворяют юныхтехников. Учащиеся, на занятиях кружка стремятся проявить свою смекалку, хотятмастерить. И чтобы удовлетворить эту потребность детей, руководитель долженправильно сочетать теорию и практику в кружковых занятиях.
11. Работа в технических кружках протекает по программам илитематическим планам, которые хотя и соответствуют учебным программам, но вомногом и отличаются от них. Каждая программа сочетает в себе практическуюработу в кружке с необходимыми теоретическими сведениями, которые должны знатькружковцы.
12. Программа кружка не является обязательной во всех своихчастях. Каждая такая программа в зависимости от местных условий, от уменияруководителя, от интересов и подготовки кружковцев может быть изменена как втеоретической, так и в практической части. Руководитель кружка может сокращатьматериал по одной теме и увеличивать по другой, а в некоторых кружках исключатьотдельные темы и вводить новые. Отсюда вытекает и условность во времени,необходимом для выполнения программы.
Основная цель теоретической, образовательной части программы — объяснить кружковцам принцип действия и устройство технических моделей,познакомить учащихся с устройством настоящих машин и их использованием впроизводственных условиях.
13. Поручая кружковцам выполнить то или иное техническоезадание, руководителю необходимо напомнить членам кружка о физических илидругих законах, лежащих в основе устройства и действия данной модели илимашины.
14. Члены кружков должны познакомиться с историей той отраслитехники, которую они изучают, ее современным состоянием и областью применения,с ролью русских и советских ученых в ее развитии.
15. Программа должна предусматривать знакомство учащихся ссовременным производством, с характерными технологическими процессами, смашиноведением и энергетикой, с работой передовиков производства, сорганизацией труда на предприятиях.
Часто кружок опережает программу ПТУЗ. В этом случаеруководитель сообщает кружковцам некоторые сведения из учебной программы длястарших курсов, но только в том объеме, который необходим для намеченнойпрактической работы. При этом нужно учитывать возраст и знания членов кружка.
16. В работе кружка необходимо учитывать возрастныеособенности детей.
17. Теоретические сведения в кружке даются в форме беседперед практическими работами. Но они могут сообщаться и по ходу выполненияпрактических работ в процессе всего занятия.
18. Кроме теоретических сведений, программа предусматривает ибольшой круг практических работ. Однако практическая работа не может бытьсамоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки,умение обращаться с различными инструментами по обработке металлов, навыки вмонтажных работах, учиться хорошо читать чертеж, производить элементарныйрасчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.
19. В технических кружках могут изготовляться самыеразнообразные самоделки: действующие модели и макеты, приборы и наглядныепособия, лабораторное оборудование и утилитарные вещи.
В судостроительных кружках первого года занятий строятсяпростейшие модели яхты, катера, подводной лодки и т.д.; в радиокружках — различные простейшие приемники, наглядные пособия и приборы; в столярных ислесарных кружках изготовляются в основном утилитарные вещи.
20. При проведении практических работ руководитель долженучитывать возможности кружка: наличие материалов и инструментов, интерес истепень подготовки членов кружка. Так, в тех же кружках, кроме перечисленныхмоделей, можно построить макеты морского порта, маяка, радиостанций, простейшиетелефонные станции и т.д.
21. Для ряда кружков программа не предусматриваетобязательных практических работ. В таких кружках юным техникам предлагаютизготовить по каждой теме те модели и приборы, целесообразность которыхвытекает из задач кружка.
22. Проводя практическую работу с кружковцами, руководительне должен давать им готовые разработки моделей. Его задача — натолкнуть юныхконструкторов на правильный путь, помочь им в их самостоятельной работе,предостеречь от ошибок, дать вовремя совет. Руководитель приучает членов кружкаработать с книгой и справочниками, пробуждает у учащихся интерес к чтениюнаучно-популярной литературы.
23. Большое значение в технике имеет чертеж, которыйсправедливо называют языком техники. Технический кружок предоставляет большойпростор для практического применения черчения, знания и навыки по которому юныетехники получают на уроках.
Очень важно, чтобы на занятиях кружка учащиеся научилисьправильно выполнять чертеж или эскиз, правильно проставлять размеры изделия,уметь работать по чертежу.
Составление чертежа связано с точными измерениями ирасчетами. Поэтому руководитель кружка должен чаще применять на занятияхизмерительный инструмент и различные измерительные приборы.
24. Правильный подбор объектов для работы имеет решающеезначение в кружковых занятиях. Часто кружковцы месяцами возятся с какой-нибудьмоделью и, не окончив ее, берутся за другую, потому что работа оказаласьслишком трудной, черновые обработочные операции наскучили своим однообразием.
В радиотехнических кружках предметом гордости руководителячасто бывает «бегущая строка». Конечно, «бегущая строка» — интересная иувлекательная конструкция, но не для учащихся младших курсов. Поэтому большуючасть работы приходится выполнять самому руководителю, а не кружковцам.
25. Нельзя допускать, чтобы в практической деятельностикружка не учитывались конструкторские возможности самих кружковцев, чтобытворчество учащихся подменялось работой взрослых, а участие юных техниковограничивалось «черновыми» рабочими операциями.
26. В изготовлении приборов и моделей нужно приучатькружковцев к таким видам и формам работы, которые помогли бы им понятьпроизводственные процессы, современные методы технологии и организации труда.
27. Очень важно для юных техников научиться работать вколлективе, уметь правильно распределить работу и организовать коллективныйтруд. В этом отношении представляет интерес опыт кружков, изготовляющихнекоторые изделия с разделением труда. Сущность этого метода труда заключаетсяв том, что изготовление прибора разбивается на отдельные операции и каждомукружковцу поручается выполнение какой-либо одной из них. При таком методепродукция получается хорошего качества, так как бракуется не все изделие вцелом, а отдельные детали. Чтобы получить разнообразные навыки, кружковцыпереходят с одной операции на другую. В такой работе кружковцы особенно сильночувствуют зависимость своей работы от работы товарища.
Этот метод организации труда применяется некоторымируководителями при изготовлении однотипных приборов в большом количестве дляфронтальных лабораторных работ.
28. Кружок является добровольной организацией, но это незначит, что в кружке не должно быть порядка, не должна вестись такая жесерьезная воспитательная работа, как и на уроках ПО.
Руководитель обязан научить учащихся культуре труда:правильно организовывать рабочее место, планировать работу, бережливорасходовать материал, красиво и хорошо отделывать изделие.
29. Обращать внимание на технически грамотное выполнениемодели, на ее отделку и практическое применение.
Занятия кружка начинаются вступительной беседой руководителя, которая знакомитюных техников с содержанием работы кружка, дает им представление о тех знанияхи практических навыках, которые они получат. Подготовке этой беседы руководительдолжен уделить самое серьезное внимание. Только живая, интересная беседа,сопровождающаяся демонстрацией опытов и приборов, показом кинофильмов идиапозитивов заинтересует кружковцев. Закончить занятие желательно показомготовых моделей и выступлениями старших воспитанников кружка.
На первом же занятии необходимо познакомить кружковцев срасписанием занятий, с порядком работы в мастерской и выбрать старосту кружка.
На всех последующих занятиях теоретическим беседам следуетотводить первые 15-30 минут. Каждую из них руководитель должен хорошопродумать.
Очень важно, чтобы содержание бесед и их порядоксоответствовали практическим занятиям. Для этого каждый руководитель, согласнопрограмме, составляет свой рабочий план: перечисляет темы, основные практическиеработы и намечает время, необходимое для их выполнения. Этим планомпредусматривается: организация массовых мероприятий, групповых и индивидуальныхконсультаций.
На каждое занятие кружка руководитель составляет краткийплан, как это делается преподавателем на уроке. После занятия в этом планеотмечается выполненная работа. Это повышает качество занятий.
В план должны быть включены также доклады и рефераты членовкружка. Такие доклады по отдельным вопросам программы, как правило, проводятсяв кружках старших учащихся. В кружках юных техников младшего возрастажелательно отводить время для чтения научно-популярных книг и журнальныхстатей.
В каждом кружке руководитель предоставляет кружковцам правовыбора темы для практических работ в пределах программы. Довольно легко этосделать в радиотехническом и электротехническом кружках. В авиамодельном исудостроительном кружках такой перечень тем дать сложнее, так как в этихкружках программой предусмотрены обязательные практические работы. Однако издесь руководитель может найти различные варианты изготовления той или инойконструкции.
Такая работа развивает творческую самодеятельностькружковцев, позволяет членам кружка наглядно увидеть результаты своей работы,глубоко изучить конструкцию, более осмысленно применять на практике знания,полученные в школе.
Практическая работа в кружке проводится на каждом занятиипосле беседы. Руководитель раздает инструменты и материалы, объясняет приемыработ с ними, проверяет наличие чертежей у кружковцев. После этого кружковцыпереходят к выполнению намеченной работы. Руководитель кружка наблюдает заправильностью чтения чертежа и рабочими приемами и в случае существенныхошибок, типичных для многих кружковцев, приостанавливает занятие и проводитдополнительный инструктаж.
Очень важно с первых шагов работы научить кружковцеврационально и организованно работать. Обычно начинающий юный техник привыполнении практического задания разбрасывает инструмент и материал по рабочемустолу, делает много лишних движений и от этого быстро устает. Заметив это,руководитель объясняет кружковцам, как надо правильно организовать свое рабочееместо, рассказывает о работе передовиков производства.
На изготовление некоторых самодельных приборов и моделейтребуется значительно больше времени, чем отведено по программе. Поэтому частьработы учащиеся могут выполнить на дому в свободное время. Некоторые сложныеработы выполняются коллективно путем разделения труда.
Руководитель кружка тщательно готовится к проведениюпрактических работ, подбирает все необходимые материалы и инструменты,продумывает организацию работы. Каждая изготовленная модель или прибориспытывается и обсуждается на кружке. При обсуждении члены кружка должныотметить положительные и отрицательные стороны модели, указать, какие улучшенияможно сделать. Техническая оценка и испытание продукции кружка имеют большоевоспитательное значение, так как приучают учащихся к ответственности иаккуратности в работе.
Необходимо следить за тем, чтобы участники кружка постоянноулучшали качество своей работы, усложняли конструкцию модели.
Работу технического кружка следует строить на основеинициативы и самодеятельности учащихся. Необходимо, чтобы юные техникичувствовали полную ответственность за работу своего кружка. Первым на занятиекружка является дежурный. Он проверяет готовность помещения и порядок нарабочих местах, помогает руководителю подготовить опыты.
Дежурный назначается старостой кружка — первым помощникомруководителя. Староста следит за посещаемостью и дисциплиной членов кружка, засохранностью имущества, за общим распорядком работы.
Руководителю необходимо прислушиваться к предложениямкружковцев, давать им посильную общественную работу, помогать членам кружкапонимать и правильно оценивать те или иные поступки товарищей.
Руководитель обязан воспитывать и всячески поддерживатьчувство товарищества, взаимной помощи. Вся организация работы кружка должнаотвечать правилу юных техников: «Научился сам — научи товарища».
Воспитание юных техников-активистов, владеющихорганизаторскими и техническими навыками, является одной из главныхвоспитательных задач кружка.
Кружок юных техников не должен замыкаться в своей работе.Каждый кружок может оказать реальную помощь ПТУ в изготовлении наглядныхпособий.
Успешно работающих кружковцев необходимо поощрять и отмечать.Так, при демонстрации на уроке самодельного прибора следует назвать фамилиюученика, изготовившего прибор. Стимулирует работу кружка и приказ директора,отмечающий полезную деятельность отдельных членов кружка или всего кружка.
Из форм массовой работы по технике можно рекомендоватьолимпиады, конкурсы, экскурсии, состязания, выставки и т.д. Каждое из этихмероприятий строится на основе широкой самодеятельности учащихся и органическойсвязи теории с практикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейшихзадач ПТУ является развитие у учащихся творческой инициативы исамостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этимповышается роль технического творчества в формировании личности, способной вбудущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственнойдеятельности.
Внекласснаяработа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогаетученикам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук,ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие,дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясьтехническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использоватьполученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит имсознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Усилиямимногих педагогов накоплен большой опыт работы с юными техниками, сложилиськонкретные организационные формы этого звена учебно-воспитательного процесса,разработаны основы работы занятий с учащимися ПТУ по различным направлениямтехнического творчества.
Техническоетворчество — первая, но очень важная ступенька в трудовом становлении личностимолодого человека.
Техническоетворчество выступает средством совершенствования производства и развития самойличности, поэтому нацеленность на творческую деятельность должна стать основойподготовки учащихся и молодых специалистов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
 
1. Абдуллаев А.Б. «Системаформирования технического изобретательства учащихся в учрежденияхдополнительного образования» — Махачкала, Образование 2003 – 270 с.
2. Альтшуллер Г.С. «Творчество какточная наука» — М.: Сов. радио, 1979 – 183 с.
3. Калошина И.П. «Структура имеханизм творческой деятельности» — М.: Изд-во МГУ, 1993 – 68 с.
4. Молянко В.А. «Техническоетворчество и трудовое воспитание» — М.: Знание, 1988 – 256 с.
5. Сметанин Б.М. «Техническоетворчество. Пособие для руководителей технических кружков» — М.: Молодаягвардия, 1981 – 85 с.
6. www.kudr-phil.narod.ru
7. www.nauka-shop.com
8. www.bibliotekar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Маятниковый" - необходимый в лыжном ориентировании ход
Реферат Использование в доменной шихте металлсодержащих добавок из шлаковых отвалов
Реферат Авторская программа по патриотическому воспитанию детей и подростков для 5-9 классов Цель
Реферат Средства коммерческих организаций
Реферат Работник, коллектив, предприятие в новой системе трудовых правоотношений
Реферат Извлечение таллия из растворов переработки пылей свинцового производства
Реферат Thousand Acres Essay Research Paper A Thousand
Реферат Характеристика закона Об иностранных инвестициях в РФ от 09071999г
Реферат Жизнь и творчесво Марины Цветаевой
Реферат Елизавета Петровна (1709-1761/62)
Реферат А. П. Лащенко- проректор нмл імені П. I. Чайковського, доктор мистецтвознавства; > C. Г. Мепьничук завідувач кафедри педагогіки Кіровоградського педагогічного університету імені В. К. Винниченка, доктор педагогічни
Реферат Место реализации товаров работ услуг
Реферат Экономические, социальные и культурные права правового государства
Реферат Аннотация
Реферат Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества