Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ профессиональной деятельности педагога

I. Актуальность проблемы
Система Российского образования на современном этапе развитияобщества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-историческогоразвития. Но какие реформы не проходили в системе образования, в итоге они, такили иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –педагоге. Именно педагогявляется основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Идля успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладатьопределенным профессионализмом. Если на месте педагога недостаточнопрофессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети.Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. В обществезначительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Нопри этом уровень профессиональной деятельности не в полной мере удовлетворяетзапросы потребителей образовательных услуг. Противоречия, существующие в сферепрофессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненнуюактуальность данного вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельностипедагога.
Приступим к раскрытию содержания основных понятий:
Педагог в Энциклопедическом словаре:
Педагог — (от греч. paidagogos — воспитатель) — 1) лицо,ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей имолодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учительобщеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища,среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Де́ятельность (активность) — процесс (процессы)активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъектудовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любуюактивность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельностьхарактеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Педагогическая деятельность— разновидность профессиональнойдеятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредствомобучения и воспитания.
Профессиональная деятельность представляет особый видсоциальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшимнакопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностногоразвития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет местов специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольныхзаведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных ивысших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышенияквалификации и переподготовки.
II. Профессиональная деятельность педагога
Для проникновения в сущность педагогической деятельностинеобходимо обратиться к анализу ее строения, которое определяется постановкойцелей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватносовременным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для ихреализации, и, главное, достижением тех результатов, которые былизапланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностныххарактеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией целивоспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубинывеков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общаястратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения ивоспитания по различным направлениям.
С одной стороны, эти цели являются вполне конкретными и дажев определенном смысле узкими, если рассматривать отдельные эпизодывзаимодействия субъектов педагогического процесса, такие, например, каксообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования егопредставлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка иразвитие у него адекватных форм поведения. С другой стороны, смысл педагогическойработы с детьми, а, следовательно, значительно более важная стратегическая еецель — развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности.
Педагогическую деятельность определяют как решениепедагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит вспецифике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегдаявляется человек. Поэтому профессию педагога относят к системе«человек—человек».
Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения иливоспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человекакак субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решенияпедагогической задачи в результате должно появиться новообразование в формезнания, умения или качества личности.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решениепедагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различныеспособы перевода человека от одного состояния к другому.
Все педагогические задачи делятся на два больших класса —задачи по обучению и задачи по воспитанию человека.
Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех,в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулироватьответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательнойи трудовой деятельности.
Задачи процесса обучения:
· стимулированиеучебно-познавательной деятельности обучающихся;
· организация ихпознавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями инавыками;
· развитиемышления, творческих способностей и дарований;
· выработкадиалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетическойкультуры;
· совершенствованиеучебных умений и навыков.
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогуприходится решать бесчисленное множество педагогических задач, которые всегдаявляются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннемуразвитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным ивариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы увереннопрогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованныерешения, педагог должен профессионально владеть методами педагогическойдеятельности.
Под методами осуществления целостного педагогическогопроцесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога иучащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Методы включают в себя различные методические приемы. Одни ите же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот,один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, атакже воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу смладшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфическихусловиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогическогопроцесса. Общими они называются потому, что сферы их примененияраспространяются на весь педагогический процесс.
Классификация методов.
В современной дидактике все многообразие методов обучениясведено в три основные группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К нимотносятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные ипроблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательнойдеятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) исамоконтроля в процессе обучения.
Применение методов осуществления педагогического процессаведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновениюмыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. Отсюдаможно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимоформировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния,вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как впроцессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методовобучения и воспитания в единую систему.
Система общих методов осуществления целостногопедагогического процесса имеет следующий вид:
· методыформирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение,беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);
· методыорганизации деятельности и формирования опыта общественного поведения(упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическоетребование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторныеработы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные _методы);
· методыстимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование,познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказаниеи др.);
· методы контроляэффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный иписьменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль,самопроверка и др.).
Таким образом, в практической деятельности учитель, выбираяметоды педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания иего содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель самрешает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудовогоумения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов иусловий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, которыйсчитает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Оригинальная концепция деятельности учителя разработана вработах А. К. Марковой. В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет иописывает десять групп педагогических умений, которыми должен владеть педагог.Рассмотрим вкратце содержание данной модели.
Первая группа включает в себя следующий ряд педагогическихумений. Преподаватель должен уметь:
• увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулироватьее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачиориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательногопроцесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
• конкретизировать педагогические задачи, приниматьоптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие иотдаленные результаты решения подобных задач.
Вторую группу педагогических умений составляют:
• работа с содержанием учебного материала;
• способность к педагогическому истолкованию информации;
• формирование у школьников учебных и социальных умений инавыков, осуществление межпредметных связей;
• изучение состояния психических функций учащихся, учетучебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;
• умение исходить из мотивации учащихся при планировании иорганизации учебно-воспитательного процесса;
• умение использовать сочетания форм обучения и воспитания,учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.
Третья группа педагогических умений относится к областипсихолого- педагогических знаний и их практического применения. Преподавателюследует:
• соотносить затруднения учащихся с недочетами в своейработе;
• уметь создавать планы развития своей педагогическойдеятельности.
Четвертая группа умений — это приемы, позволяющие поставитьразнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — созданиеусловий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервовпартнера по общению.
Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующиедостижению высокого уровня общения. К ним относятся:
• умение понять позицию другого в общении, проявить интерес кего личности, ориентация на развитие личности ученика;
• способность истолковывать и читать его внутреннее состояниепо нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика,жесты);
• умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферудоверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальнойполноценной личностью);
• владение приемами риторики;
• использование организующих воздействий по сравнению соценивающими и особенно дисциплинирующими;
• преобладание демократического стиля в процессепреподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогическойситуации.
Шестая группа умений. Это умение удерживать устойчивуюпрофессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, тоесть реализация и развитие педагогических способностей; умение управлять своимэмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительныйхарактер; осознание собственных положительных возможностей и возможностейучащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции.
Седьмая группа умений понимается как осознание перспективысобственного профессионального развития, определение индивидуального стиля,максимальное использование природных интеллектуальных данных.
Восьмая группа умений представляет собой определениехарактеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; умениеопределять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля исамооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявитьотдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучениюи непрерывному образованию.
Девятая группа умений — это оценивание учителем воспитанностии воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихсясогласованность нравственных норм и убеждений школьников; способность учителяувидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умениесоздавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.
Десятая группа умений связана с интегральной, неотъемлемойспособностью учителя оценить свой труд в целом. Речь идет об умении увидетьпричинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами,условиями, результатами.
Таким образом педагогу необходимо переходить от оценкиотдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма.
Важнейшим критерием эффективности преподавания являетсядостижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамкахлюбой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо онанедостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки.
Анализируя профессиональную деятельность педагога можносказать, что его деятельность строится не только на постановке целей, задач,использования методов и приемов в своей работе, но и умением взаимодействоватьс семьей.
Современная семья — это источник самых разнообразныхпсихолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложитьсвоему ребенку грамотную и эффективную систему воспитания, что, и призваноскорректировать образовательное учреждение. Для того чтобы помочь обучающемусяв решении разнообразных проблемных ситуаций педагогу необходимо владетьнеобходимым уровнем психолого-педагогического знания в области семьи иорганизации бесконфликтных семейных отношений. Современный педагог-профессионалдолжен в совершенстве знать психологию и педагогику семьи, основы теории иметодики работы с семьей. Он должен быть не только высоко квалифицированнымспециалистом-предметником, но и творчески работающим воспитателем, всовершенстве знающим своих детей, их проблемы, склонности, личностные ориентации,условия их жизни в семье.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогунеобходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы сопределенным коллективом родителей.
Традиционные формы работы с родителями:
· родительскиесобрания
· общеклассные иобщешкольные конференции
· индивидуальныеконсультации педагога
· посещения на дому
Рассматривая профессиональную деятельность педагога П.Ф.Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства»учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность),внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность,стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом«… любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии:можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же времябыть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего неиметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, ноне питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, чтотолько объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессииобеспечивает профессионализм учителя.

III. Вывод
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь кдетям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя,без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкийдобавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнемтакже важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо,как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится,как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысльподчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

Список литературы:
1. Педагогика:учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 6-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Свободная энциклопедия.
3. http://drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.htmlС.А.Дружилов
Профессиональнаякомпетентность и профессионализм педагога: психологический подход.
//Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО,ИПК, г.Новокузнецк. — 2005 (выпуск 8), – С.26-44.
4. Большойэнциклопедический словарь
5. Бордовская, Н. В.Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A. А. Реан. — СПб., 2000.
6. http://www.chuvsu.ruПсихология и педагогика. Лялина Л.В.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.