Министерство образования Российской Федерации
Тульскийгосударственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
Кафедра педагогики
РЕФЕРАТ
«Античные философы и педагоги о воспитании и обучении»
Тула 2008
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОВОСПИТАНИИ
ПИФАГОР
ГЕРАКЛИТ
ДЕМОКРИТ
СОКРАТ
ПЛАТОН
АРИСТОТЕЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Тему своего реферата«Античные философы и педагоги о воспитании и обучении» я выбрала неслучайно. Намой взгляд, для того, чтобы глубоко постичь какую-либо науку, освоить дело,необходимо окунуться в историю, ознакомиться с корнями. К тому же, период античности,по моему мнению, один из самых интересных и загадочных периодов в историичеловечества. Великие мыслители того времени, ознакомиться с идеями которых мыможем с помощью дошедших до нас трудов, заложили основу многих наук, развивающимсяи по сей день. В число древнейших наук входит и педагогика, потому что одной изглавных задач философов была передача накопленных знаний.
Территориальныеи временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пятитысячелетий (5 тыс. до н. э. — V в. н. э.) и охватывал четыре материка -Европу, Африку, Азию,Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследиеорганизованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока(Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном миреСредиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.
В 3-2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых другихостровах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. Отпиктографии к клинописи до слогового письма — такова эволюция этойписьменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.
Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах.Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традицияписьма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например,связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строки заглавных букв.
Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионестали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко иобразно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер впоэмах «Илиада» и «Одиссея». Герои Гомера получаливоспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомыс деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом,физически крепки, искусные воины.
Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также впоэме Гесиода «Труды и дни», где говорится о быте и жизненныхустановлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль отрудолюбии как важнейшем качестве человека.
Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли вДревней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когдавоспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себяобучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные гражданеимели возможность получать образование за счет государства. Образованностьпочиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданинаполиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он неумеет ни читать, ни плавать». Лишиться права и возможности получитьобразование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, какутверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказалидетей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.
По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важностиобразования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже втрудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 — 428 до и, э.) игорожане спросили, чем почтить его память, он сказал: «Пусть в день моейсмерти у школьников не будет занятий». В школе закладывалось все великое ипрекрасное, что оставила нам Древняя Греция.
ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосход — IX философов, в концепциикоторых вплетены бесценные мысли о воспитании.
ПИФАГОР
Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.)! Он оставилсвоеобразный свод правил нравственного поведения; выглядевших на первый взглядтуманно и немотивированно. Требовались определенные познания философииПифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру,совет «не ходи по дороге» подразумевал рекомендацию не следоватьпоспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало уважение кродителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели,ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания.
Яполагаю, что так называемые «шифрованные» советы Пифагор давал неслучайно. Намой взгляд, они рассчитаны на развитие образного, абстрактного, символическогомышления учеников.
Приведем несколько пифагорейских изречений дидактическойнаправленности: «Правильно осуществляемое обучение… должно происходитьпо обоюдному желанию учителя и ученика», «Всякое изучение наук иискусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а еслинедобровольно, то негодно и безрезультатно».
Пифагорабсолютно прав. На мой взгляд, учитель и ученик должны состоять как бы вкоманде, каждый из членов которой заинтересован в получении положительногорезультата.
В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представлялособой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы«упорядочить и гармонизировать сознание». Затем в храме велось«преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходилисовместные чтения с комментариями.
ГЕРАКЛИТ
Один из первых философов Древней Греции, Гераклит (520 — 460 до н.э.), высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоениинравственности как свойстве человека («всем людям дано познавать самихсебя и быть целомудренными»), разуме и чувствах как орудиях познания,разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познатьсущность, а не только факты («мудрость в том, чтобы знать все какодно», «многознание уму не научает») и другие.
Педагогические идеиГераклита, на мой взгляд, отличает глубина содержания. Так как человек –существо наивысшего уровня развития, то и познавать мир он должен с помощьютого, что отличает его от животных – разума и чувств.
ДЕМОКРИТ
К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания,относится Демокрит (460 — 370 до н. э.). Он придавал огромное значениевоспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами:«хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошоделать».
Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайноплодотворными для будущего Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяетчеловека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является еечастицей — «микрокосмом».
Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитаниюдетей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей иобрекавших их на невежество.
Мнебы хотелось остановиться на этой отметке Демокрита. К сожалению, сейчас оченьмало внимания уделяется воспитанию детей в семье. Родители часто возлагаютслишком большие надежды на воспитателей детских садов и учителей. Но этого недостаточно, т.к. главным образом личность формируется в самой маленькой ячейкеобщества – семье.
Процесс воспитания и обучения — тяжкий, но благодарный труд,который преобразует природу человека, считал Демокрит. «Хорошими людьмистановятся скорее от упражнения, нежели от природы… воспитание перестраиваетчеловека и создает (ему вторую) природу».
Демокрит полагал, что важным в образовании является не количествополученных знаний, а воспитание интеллекта. «Многие всезнайки не имеютума… прекрасна надлежащая мера во всем… должно помышлять не столько омногознании, сколько о всестороннем образовании ума».
Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагалестественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. «Если бы детине принуждались' к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, нигимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, — стыду».
Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов неодним лишь принуждением Он предлагал формировать стремление постигнутьнеизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании иобразовании: «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, — легкомыслие».
Демокрит предварял становление взглядов древнегреческихученых-софистов (V -IV вв. до н. э.).
СОКРАТ
Софисты, т. е.мудрецы, оказались едва ли не первымипрофессиональными учителями, предлагая свои знания за определенноевознаграждение, они помышляли о воспитании политически активных граждан полиса.Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики,диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением временибыли добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что всовокупности составило семичастную «эн-кик-лос-пайдейю»(энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободныхискусств», ставших символом образованности вплоть до нового времени.
Первые софисты считали своим основным призванием преподаваниекрасноречия — риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человекприобретает умение завоевывать мнение большинства, то есть угадывает смыслобщего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ(470/469 — 399 до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать«майевтику» («повивальное искусство») — диалектическийспор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, чтоглавной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине.Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным иобщественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, ихпротивопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии собществом.
Сократ — один из основоположников учения о доброй природечеловека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ виделнаиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Ктознает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может ичего он не может».
Природные способности человека Сократ связывал с правом наобразование «Могучие духом… если получат образование… становятсяотличными… полезными деятелями. Оставшись без образования., они бывают оченьдурными, вредными людьми».
Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когдаперед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности,Сократ принял яд цикуты.
Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городскаяплощадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как методаустановления истины путем постановки наводящих вопросов — т. н. сократическогометода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощныедушевные силы ученика. В таком «повивальном искусстве» он виделосновное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобыпомочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истиныученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясьтезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный иинтеллектуальный подъем. «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздосильнее… а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу,происходит и со многими другими» — так описывал свои впечатления ученикСократа.
Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли овоспитании. Один из них, Ксенофонт (430 — 355 до н. э.), является авторомпервого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Ксенофонтполагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следуетвоспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитанияставилось формирование чувства справедливости.
Я абсолютно согласна смнением Ксенофонта. Ведь мощь и развитость государства определяют образованныелюди. Если правитель предусматривает руководство сильной страной, то повышениеуровня образованности граждан должно быть одной из главных задач.
Другой ученик Сократа — Антисфен (450 — 360 до н. э.), основательфилософской школы киников, — полагал, что в воспитании необходимо прежде всегоприближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называлпример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычкипреодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага («пусть детинаших врагов живут в роскоши»).
ПЛАТОН
Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыгралсамый известный ученик Сократа Платон (427 — 347 до н. э.). Известная
философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях
имеет не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в
этой пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего.
Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины.Достижение знания и истины, следовательно, — мучительный труд избавления отпривычных пут и предрассудков.
Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единойфилософской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством.
Педагогическая деятельность была органичной частью жизни иразмышлений Платона. Педагогическая проблематика присутствует в«Диалогах» Платона, его трактатах «Государство» и«Законы». Основанное Платоном в Афинах учебное заведение — Академия — просуществовало более тысячи лет.
Педагогические суждения Платона выросли из его философскоговидения человека и мира. По Платону, земная жизнь — преходящий этап движениячеловека к «истинному бытию — неким умопостигаемым и бестелеснымидеям». Земная жизнь должна готовить к слиянию человека с «истиннымбытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессомвоспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизничеловека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй,весь его будущий путь».
Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как«во всяком деле самое главное — это начало, в особенности, если этокасается чего-то юного и нежного».
Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способформирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной ипротиворечивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро изло.
Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовитьвоспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона,воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет,то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было приналичии тесной духовной связи между наставником и учеником (что впоследствии сталиименовать «платонической любовью»).
Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его могполучить, будь то мудрецы или воины.
В трактате «Государство», говоря об идеалах и программеразностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическуютрадицию, полагая, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для душимузыку». В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматриваетсякак подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этапделится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, офактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишьтеоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода впрограмму заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону.
В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогическиевоззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания — «сделатьсовершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться илиначальствовать».
В идеальном обществе, которое представлено в «Законах»,руководитель дела образования является первым лицом государства. Государствоопекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платонпровозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения:«Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе онсделал попытку соединить положительные стороны спартанского и афинского воспитания,соблюдая при этом «золотую середину». Особое внимание он предлагаетуделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражненийи танцев.
Здесьмне хотелось бы сделать некоторое замечание. Во время Платона, ни анатомия, нимедицина не были столь развиты. Однако философы уже тогда смогли уловить некуюсвязь физических и умственных упражнений. Как покажут исследования много вековспустя, физическое развитие оказывает огромное влияние на развитие памяти,мышления, координации детей.
Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободупризвания» (личные склонности), — сегодня это именуется дифференциациейобразования сообразно призванию человека и общественным потребностям. «Яговорю и утверждаю, — замечал в этой связи Платон, — что человек, желающийстать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться…Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще виграх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. Ивоспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия — подражания настоящим.Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например,строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом итак далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к томузанятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства». Впрограмму всеобщего образования включалось обучение грамоте, началамматематики, начатки трудовой подготовки посредством работы с «малымиинструментами воспроизведением настоящих».
Программа подобного обучения адресовалась лишь свободным гражданамобщества.
Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения,принцип воспитывающего обучения («самым важным в обучении мы признаем,надлежащее воспитание»).
Хочузаметить, что игровое обучение активно используется и сегодня. На принципахигры построено развитие детей в детских садах и начальных классах школы.
ХотяПлатон не оставил специальных трактатов по воспитанию, его с полным основаниемсчитают выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения. Уже более двухтысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогической мысли. Иэто закономерно. Ведь Платон стоит у истоков разработки обширного комплексапроблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости. Особенновелико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннеехристианство видело в нем своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлетинтереса к идее разностороннего воспитания Платона наблюдался в эпохуВозрождения. Новое звучание Платоновы мысли об идеальном воспитании нашли впедагогических построениях утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона,Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует междупедагогическими идеями Платона и Ж.-Ж. Руссо. «Хотите получитьпредставление об общественном воспитании, прочтите… Платона», -писал Ж.-Ж. Руссо.
АРИСТОТЕЛЬ
Ближайший ученик Платона Аристотель (384 — 322 до н. э.) в своих-философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но ипошел во многом вразрез этим идеям («Платон мне друг, но истинадороже»).
Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе:«Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние даютнам только жизнь, а первые — достойную жизнь».
Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел вафинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского — будущего основателя громадной империи.
Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которымруководил в течение двенадцати лет. Ликей — символ всей последующейдеятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектамибесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.
Аристотелю чужда Платонова тоска по запредельному миру. Онполагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается впитании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душойразумной — чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие отПлатона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, нокак частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании онне ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал натом, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.
Идеал счастья — блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженнойработе по постижению основ мироздания. Аристотель заложил важные предпосылкитеоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как частиэтого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является«внутренней сущностью вещей». Не менее важна мысль Аристотеля онеобходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.
Данная мысль, на мойвзгляд, отражает истинность познания. По-настоящему образован то человек,который, ведя беседу об одном предмете, способен апеллировать знаниями изразных областей.
Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание иобразование в трактате «Политика».
Рассматривая извечную проблему соотношения социальных ибиологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Содной стороны, «от хороших родителей может произойти лишь хорошеепотомство», а с другой — «природа зачастую стремится к этому, нодостичь этого не может».
Аристотель придавал первостепенное значение общественному,государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственностинуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась приэтом целесообразность равного («однородного»,«тождественного») воспитания для свободного населения в идеальномгосударстве.
Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейноевоспитание находилось под присмотром государственных чиновников -педономов, атакже отвергал самоустранение родителей от воспитания детей традицию передатьих в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводитьпредварительное обучение.
Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В кругпредметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика,музыка и иногда — рисование.
Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы отеле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание теласпособствовало воспитанию духа». Гимнастика должна была привести организмребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая ввоспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждалспартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, врезультате которых дети превращаются в «диких животных». Гимнастикапредназначена для формирования «прекрасного, а не дико-животного»,писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного началадолжна была играть музыка.
Аристотель оказал громадное влияние на философскую ипедагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служилиучебными пособиями в течение многих столетий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи античной педагогики, активно использовались на всемпротяжении Средневековья вплоть до Нового времени. В истории развития научнойпедагогики это стало началом начал. Многие из них воплотились в образовании ипродолжают существовать и в настоящее время. Так, сегодня мы говорим о том, чтосотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным видом учебной ипедагогической деятельности.
Прототипом таких отношений можно считать метод диалога Сократа.Еще одна мысль, получившая свое развитие в дальнейшем — это добровольноеучастие учеников в учебной деятельности (Сократ). В современномвоспитательно-образовательном процессе она лежит в основеличностно-ориентированного подхода.
Педагогические идеи Сократа, Платона и Аристотеля представляютбольшую ценность для исследования. Основной тезис древнегреческойфилософско-педагогической мысли состоял в том, что процесс познания невозможенбез стремления к нему (Аристотель) и активной целенаправленной самостоятельнойдеятельности (Платон).
Важность и воспитательное значение детства понимали во все временаи во всех народах. Древнегреческий философ Демокрит (460— 370 г. до Р. X.) считал воспитание иобучение единственными возможностями улучшить, возвысить человека, склонного отрождения ко многим слабостям. «Хорошими людьми, — писал он, — становятся скорееот упражнения, нежели от природы… воспитание перестраивает человека и создаетему вторую природу»
ЛИТЕРАТУРА
1. Жураковский Г. Е. Очерки по историиантичной педагогики. М.,1963.
2. Хрестоматия по историизарубежной педагогики. М., 1981.
3. .Винничук Л. Люди,нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.,1988.
4. История педагогики. Ч. 1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. IПод ред. А.И.Пискунова. — М.: Сфера, С.1997.-192.
5. www.pedagogy.ru