Сообщение на тему:
«Анкета качества урока Е.А. Юниной и А. И Севрука каксредство оценки качества преподавания»
Одной из самых актуальных задачуправления образовательным процессом является мониторинг состояние преподаванияв школе. В своем образовательном учреждении мы реализуем технологию мониторингас использованием анкеты качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина иА.И. Севрук. Данная технология доступна и удобна в использовании, так как легковстраивается в существующую систему посещения уроков управленцами. В качествеважного достоинства следует отметить возможность использования компьютера дляввода, накопления и обработки данных. Использование компьютера дает такжевозможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, чтопозволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессиональногомастерства.
Выбранная нами технологияпозволяет отследить 53 параметра урока, среди которых признаки гуманизации ипрофессиональной компетентности педагога, результативность методической работыи многое другое.
Остановимся подробнее нанекоторых параметрах.
Анализируя диаграмму «Признакигуманитаризации», замечаем, что самый низкий уровень имеет показательдиалогичности (43%), а также только на 47% посещенных уроков зафиксирована ихразвивающая направленность и интегрированность. Вывод: уроки проводятся вмонологичном режиме, где чаще всего преподавать — «ведущая скрипка», апри составлении концепции преподавания предмета многие педагоги не выделилиэтот момент. Управленческие решения:
На заседаниях цикловыхметодических объединений вспомнить технологии диалогового обучения, а при взаимопосещенияхуроков особое внимание обратить на работу в диалоговом режиме.
На заседаниях методическихобъединений рассмотреть и подготовить возможные интегрированные уроки и выявитьмежпредметные связи по наиболее объемным темам;
Управленцам работать над тем,чтобы при определении целей урока и при самоанализе и анализе урокапрописывались личностные качества, на развитие которых направлен урок.
По диаграмме «Должностныеобязанности» замечаем, что учителя не в полной мере используют современныеприемы, методы и средства обучения. А также западает пункт охрана жизни издоровья учащихся, т.е. на уроке отсутствует смена деятельности или урокзаканчивается задолго после звонка.
Принимая во вниманиевышесказанное, делаем вывод: снизилась информированность педагогов посовременной дидактике. Отсюда решение: подготовить и провести конференцию потеме «Современные педагогические технологии в аспекте риторическойкультуры», работать над созданием педагогической копилки методов рефлексиина уроках и внеклассных мероприятия. Провести индивидуальные и групповые беседыпо темам «Формы и методы современного урока», «САНПИН исовременный урок».
Рассматривая «Признакигуманизации», мы увидели, что больше всего западает работа над развитиемактивности, только на 45% посещенных уроков учителя стремились развиватьактивность учащихся. Отсюда вывод, что мало используется педагогикасотрудничества и недостаточно продуман организационно-деятельностный режим. Управленческоерешение, принятое по этому вопросу следующее: подготовить методическоесовещание на тему «Педагогика сотрудничества в аспекте риторическойтехнологии» (с привлечением материалов подготовленных Солодниковой С.В., ПРИПИТ)и провести его в оргдеятельностном режиме.
«Признаки профессиональнойкомпентентности», показали, что низок процент учёта особенностей аудитории.
Делаем вывод, что некоторые учителя,имеют слабый контакт с классными руководителями. Отсюда выход: провести индивидуальныеи групповые консультации для педагогов по изучению портретов аудиторий по классам.
На диаграмме «Развивающаянаправленность урока» видно, что мало внимания уделяется развитиюэмоционально-чувственных качеств и развитию образного мышления.
Диаграмма «Результативностьметодической работы» показала, что большая часть уроков направлена наприменение приемов, не приводящих к перегрузкам и на социализацию учащихся. Сдругой стороны стало видно, что только на 51% посещенных уроков использовалсядидактический материал. Делается вывод: надо активизировать работу учителей сдидактическим материалом. Решение: провести смотр кабинетов.
Изучив компьютерную диаграмму«Объединения учителей по группам», еще раз посмотрели развивающуюнаправленность урока, заметили, что самый высокий процент у учителей биологии ихимии и учителей русского языка и литературы, а самый низкий у учителейначальных классов. Принимаем решение: провести анализ кадров учителей. Анализпоказал следующее: среди химиков, биологов — один имеет высшую квалификационнуюкатегорию, второй защитился на первую, среди учителей русского языка илитературы — один имеет высшую, остальные первую квалификационную категорию; средиучителей начальных классов: один учитель с высшей категорией, один с первой; всеучителя — предпенсионного возраста.
Управленческое решение былоследующим: методическому объединению стимулировать работу учителей по освоениюновых педагогических технологий, активизировать деятельность учителей поконцептуальному осмыслению педагогической деятельности, организовать обменопытом по внедрению новых технологий в образовательный процесс с другимишколами района и области.
Очень много полезной дляуправленцев информации можно получить из диаграммы Реализация пунктов анкеты. Анкетакачества урока приведена в книге Севрука А.И. и Юниной Е.А. «Мониторингкачества преподавания в школе».
Анализируя данные, мы видим, чтошкола укомплектована на 80% учителями, уверенно владеющими учебным материалом,демонстрирующими правильную речь;
95% учителей демонстрируютненасильственные приемы обучения;
80% умеют четко ставить целиразвития личностных качеств учащихся;
более 63% поощряют инициативу исамостоятельность учащихся, стимулируют обоснование и аргументацию ответов,используют на уроке приемы дифференцированного, в том числеиндивидуализированного обучения, приемы диалогового обучения.
Диаграмма показывает и слабыестороны уроков:
низок процент уроков, на которыхдается разноуровневое домашнее задание;
только 38% учителейустанавливает и использует связи с другими предметами, поощряет индивидуальныеучебные достижения учеников на уроке;
45% используют приемыпроблемного обучения рефлексивного обучения, рефлексивного обучения и
только 21% — приемы коллективноймыслительной деятельности.
Анализируя причины низкихпоказателей по пунктам анкеты, мы делаем выводы и принимаем многие управленческиерешения.
Таким образом: анкета качестваурока дает возможность получать информацию о различных сторонах деятельностиучителя на уроке, то есть осуществлять мониторинг состояния преподавания вшколе. Как было сказано, качество деятельности учителя на уроке оценивается пореализации пунктов анкеты. Чем больше пунктов реализовано, тем выше качествопреподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания вшколе в целом.
С помощью программногообеспечения анкеты в табличной или графической форме можно определять уровеньреализации признаков гуманизации и гуманитаризации образования, воспитывающую,развивающую и здоровьесберегающую направленность уроков, выполнение должностныхобязанностей, результативность методической работы, уровень профессиональнойкомпетентности.
На основе полученных данныхможно оперативно и обоснованно определять, какая помощь требуется каждомуучителю в нашей школе, какие вопросы качества образовательного процесса вынестина всеобщее осуждение, какую индивидуальную и групповую работу запланировать наближайшее время, какую конкретную информацию представить вышестоящим органамуправления. Мы думаем, что главное преимущество данной технологии состоит ввозможности получение множества обобщенных оценок педагогической деятельности изодной и той же группы первичных данных.
Ещё одно важное обстоятельство: возможностьколичественной оценки качества урока позволяет производить оценки качествапреподавания по методическим объединениям и проблемным группам учителей, поступеням обучения, по предметам и предметным циклам, объективно с каждымучителем анализировать урок.
В нашем образовательномучреждении анкетные данные используются:
при планировании и организации научно-методическойработы;
при планировании и организациивнутришкольного контроля;
при подготовке педсоветов иконсилиумов;
при обобщении опыта работыучителей и методических объединений;
при обмене опытом привзаимопосещении уроков.
И не менее важное обстоятельство:компьютерное обеспечение работы с анкетой позволяет при значительно малыхвременных затратах получать наглядные материалы, что особенно важно вуправлении современной школой.
Итак, данная технологияреализует все принципы информационного обеспечения, позволяет гуманизироватьотношения по вертикали управления: ведь учитель заранее знает, какие оценочныекритерии используются при посещении урока, а руководитель лишь уточняет, вкакой помощи нуждается педагог. Мониторинг с помощью анкеты дает возможностьучителю сопоставить свои достижения с достижениями коллег, а такжесамостоятельно определиться в направлении повышения своего профессиональногоуровня.