Реферат по предмету "Педагогика"


Работа воспитателя в детском летнем лагере

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТКУЛЬТУРЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
Работавоспитателяв детском летнем лагере
Отчетпо летней практике
Санкт–Петербург
2004

Введение
Структурно мой отчет будет представлен в виде четырех частей.
Первая часть носит вводный характер. В ней описана структуралагеря, отражены режимные моменты и психологическая атмосфера.
1  Место практики
2  Время прохожденияпрактики
3  Структура лагеря
4  Коллектив
5  Психологическая атмосфера
6  Режим лагеря
Приложен график общелагерных мероприятий.
Вторая часть состоит из индивидуального графика работы, в которомперечислены самостоятельные занятия с детьми и лагерные мероприятия, сделаныопределенные выводы.
В третьей части – основной представлены социально –психологические портреты детей трех возрастов:
Второй период детства – 6-10лет
Подростки – 11-15 лет
Юношество – 16-20 лет
Среди них особое внимание было уделено подростковому возрасту, таккак в моем отряде находились дети, чей возраст составлял 10 – 13 лет. Поэтомуболее полная и подробная характеристика будет именно у данного возраста.Наблюдать, общаться, играть каждый день я могла только с подростками. Второйпериод детства 6 – 10 лет я могла наблюдать на общелагерных мероприятиях. Сюношеством ознакомилась на примере вожатых.
И четвертая часть – подведение итогов, выводы о проделаннойработе.

Характеристика лагеря
Месторасположение лагеря
Я проходила практику в летнем городском лагере в Сертоловскойсредней школы №1. Лагерь располагался в здании начальной школы и занимал первыйэтаж. Для детей было создано три игровые комнаты, в которых были бумага,краски, карандаши и настольные игры. Также у детей было все для игр на улице:мячи, скакалки, бадминтон, тарелки для кидания. Для детей младших отрядов былисделаны три спальни.
Время прохождения практики
Практика проходила с 1 по 29 июня с 9-00 до 18-00, но фактическиситуация складывалась таким образом, что после обеда, т.е. после 13-00большинство детей уходило домой. У оставшейся части детей был тихий час с 14-00по 16-00. Многие после сна и полдника также уходили. Так что до конца дня влагере оставалось совсем немного детей. В связи с этим все занятия имероприятия с детьми проводились в первой половине дня.
Структура лагеря
В лагерь принимались дети, учащиеся в данной школе и, при наличиисвободных мест, дети из Сертоловской школы №2, проживающие в г. Сертолово.Всего лагерь посещало 130 человек, возраст детей от 6 до 15 лет. Былосформировано 6 отрядов таким образом, что:
1 отряд: 6-7 лет, дети, поступившие в первый класс;
2 отряд:8 лет, дети, закончившие первый класс;
3 отряд:9-10 лет, дети, закончившие второй и третий классы;
4 отряд:11-12 лет, дети, закончившие четвертый и пятый классы;
5 отряд и 6 отряд были объединены в один и в него вошли дети,закончившие с шестого по восьмой класс
Но реально в лагере такого разделения не существовало. Все дети вовремя общелагерных игр, соревнований и прогулок находились вместе и делились наотряды только во время завтрака, обеда и полдника и своих индивидуальныхзанятий, которых было очень мало.
Что касается социального аспекта структуры лагеря, то можносказать следующее: в лагерь попали дети, чьи родители либо работают с утра довечера и им некуда больше отправить ребенка отдыхать, либо совсем не озабоченыотдыхом своих детей. Так что можно сказать, что большинство детей было изнеблагополучных семей. И лишь небольшая часть детей были из благополучныхсемей. Они захотели в летний лагерь по своему желанию, так как там были ихдрузья.
Коллектив
В каждом отряде работало по два вожатых и одному воспитателю.Вожатыми были учащиеся десятых классов данной школы. В лагере работали педагогиначальной школы, каждому нужно было отработать по две недели, поэтому их заодну смену было 12 человек, музыкальный педагог из старшей школы, и педагог пофизкультуре тоже из старшей школы.
Психологическая атмосфера
Психологическая атмосфера в лагере была довольно напряженной.Воспитатели восприняли нового человека довольно холодно. Относились оченьнастороженно, можно даже сказать по началу игнорировали. В коллектив быловходить очень трудно. Воспитатели держались особняком, вожатые тоже нестремились к взаимодействию и общению и не искали путей сближения. В каждомотряде должен был быть один воспитатель и два вожатых. Воспитатели участвоваливо всех мероприятиях неохотно. От них не исходило никакой инициативы, и онипредпочитали либо сидеть вместе в каком-нибудь из классов, когда детинаходились в игровых комнатах, либо проводить время за обсуждениями на прогулках.Вожатые пытались по началу привлечь детей к совместным играм и занятиям, но детиесли и соглашались, то на очень непродолжительное время, а после занималисьсвоими делами. Поэтому, видя, что дети не хотят организованных игр оставили этипопытки. И таким образом дети могли свободно передвигаться не только потерритории лагеря, но и за ней. Они ходили в магазин, если хотели что – токупить или домой за игрушками. Это происходило как вследствие того, воспитателиотносились к детям без инициативы и делали просто то, что положено; так ивследствие того, что у детей плохо сформирован навык групповых игр. Онипредпочитали играть по два-три человека и разделялись по интересам. Но надоотметить, что все они принимали участие в общелагерных мероприятиях,соревнованиях и очень болезненно воспринимали проигрыш. При индивидуальныхзанятиях беседах они хорошо шли на контакт. Постепенно привыкли к новомучеловеку, перестали стесняться, и я получила хорошую возможность ознакомиться собщими возрастными так и с индивидуальными психологическими особенностямидетей.
Режим лагеря
9-30 – 9-45. Все ребята по порядку становитесь на зарядку.
10-00 – 10-30. Всем за стол! Узнать пора, чем богаты повара!
10-35 – 13-30. Кто куда: кто в кино, кто в огород, отдыхаем,загораем, и рисуем, и читаем.
13-30 – 14-00. За столом серьезный вид. Приналяжем и покажем нашсерьезный аппетит.
14-00 – 15-00. Сладок сон после обеда. Тихо! Не буди соседа!
15-30 – 15-45. Вот и снова горн поет, полдник нас в столовой ждет.
15-45 – 17-00. Вот пришел тяжелый час, здесь у нас.
17-00. День прошел, домой пора. До свиданья детвора!
Индивидуальный график работы и личный дневник
1 день практики
В этот день произошло знакомство с лагерем, преподавательскимсоставом, режимными моментами, знакомство с детьми. Меня поставили на отряд вкотором возраст детей составляет от 10 до 13 лет. Ребята ко мне отнеслисьнастороженно. Большинство детей было из одного класса. Я представилась детям ирассказала немного о себе. Потом попросила представится ребят и постараласьзапомнить их имена. В отряде было 27 человек. В этот день я решила не проводитьникаких занятий, а просто общаться с детьми и мы после завтрака и знакомстваотправились на прогулку. Воспитатель предоставила детям и общалась со своимизнакомыми. Я наблюдала за детьми. После обеда большинство детей ушло.
2 день практики
В этот день в лагере готовился праздник в честь открытия. Общаятематика лагерных мероприятий такова. Лагерь- это Планета Добра, все участникилагерной смены – жители этой планеты. Планета Добра- это общий дом и все жителиживут в нем в соответствии с конституцией. В этот день проводилась операция«Уют» — обустройство на Планете Добра. На Планете Добра есть:
— горы — пустыни – леса – поля — подводный мир
Каждому отряду было предложено нарисовать планеты в соответствии сих темой. Мой отряд представил «детей пустыни». Ребята увлеченно и судовольствием работали. Они долго не могли определиться с тем, что же все-такинарисовать и как. В моем отряде было два лидера, которые постоянно соперничалимежду собой. И сейчас отряд разделился на два противостоящих лагеря. Объединитьих мне удалось, лишь тогда, когда я напомнила им, что они одна команда и еслине придут к согласию, то не смогут быть лучшими, первыми и другие отрадыпобедят их. В итоге все отряды справились с заданием и предоставили каждый своючасть. После подведения итогов был обед и после него большинство из моегоотряда ушло (дети уже вполне самостоятельные). С теми кто остался мыотправились на прогулку.
3 день
С этого дня начались все запланированные ежедневные мероприятия. Иперед завтраком состоялась зарядка. Воспитатели готовились к празднику открытиясмены, и никаких общелагерных мероприятий в этот день не проводилось. Япредложила детям игру: «Потерпевшие кораблекрушение». Эта игра предназначенадля коллективной работы и здесь необходима выработка общего группового решения.Я выбрала именно эту игру для сплочения ребят и для того, чтобы они училисьработать совместно. Во время этой игры можно наблюдать процесс принятия решениягруппой, определить основные стили поведения участников при возникновенииконфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения. Игра проходилаинтересно, но достаточно напряженно. Ребята успешно справились с индивидуальнойчастью работы, но существенные затруднения у них были с коллективным принятиемрешения. Для меня эта игра была очень показательна и я смогла лучше узнатьребят. После обеда с теми кто остался мы обсуждали результаты игры.
4 день
В этот день была проведена игра по станциям «НеобыкновенныйКруиз». Команды были сформированы поотрядно, и прошли по следующим станциям:
— оригами – рисование – музыка — спортивная
Все станции несли общую тематику: экологическую. Дети рисовалиптиц и животных, собирали из открыток, изображали каждый индивидуально иотрядом угадывали мелодии. Игра детям очень понравилась. Победителей ипроигравших не было. Победила дружба. Задания на станциях продумывались всоответствии с возрастом детей и поэтому всем было интересно.
Во второй половине дня была проведена методика «НесуществующееЖивотное» с Настей (9 лет). Т.к. после обеда мой отряд от 10 до 13 лет был объединенс отрядом детей 8 – 10 лет, в силу того, что воспитатель этого отрядаотсутствовал.
5 день
В этот день состоялось открытие лагеря, которое ознаменовалосьэкскурсией «Сертоловский Лес Полон Чудес». Для всех отрядов была проведенаэкскурсия на которой дети рассказали о том, какие деревья растут в их лесу,интересные случаи, традиции и легенды связанные с ними, о том, какие рекорды уних есть. Рассмотрели растения, выделили среди них лекарственные. Отдельныйрассказ был посвящен мать-и-мачехи; ребятам объяснили почему она такназывается, какие болезни лечит.
Особое внимание уделили птицам. Попросили детей вспомнить загадкисвязанные с ними (т.к. через день состоялся конкурс «Птичий Базар»). Всяэкскурсия была представлена как путешествие в «Царство Берендея». Детямэкскурсия очень понравилась и у них осталось масса впечатлений.
6 день
Сегодня состоялось продолжение путешествия в «Царство Берендея» ибыла проведена экспедиция трудовой десант – «Чистый Лес». Детям рассказаликакой вред можно принести лесу, оставляя в нем мусор. Привели в качествепримера данные о том, что полиэтилен гниет 400 лет, а стекло целых 800, и чтостекла, которые были брошены при Петре I, исчезнут только через 500 лет. Послевсе отправились на уборку леса. Ребята впечатлились рассказами и добросовестнопроработали до обеда, а после него были проведены минутки здоровья «ЗеленаяАптека», на которых рассказали о полезных свойствах лесных растений.
7 день
Состоялся конкурс знатоков пернатых «Их стихия – небо». Ребятампоказывали картинки, давали описание, а они должны были угадать название птицы,а потом сами загадывали друг другу загадки. На минутках здоровья «Как поднятьнастроение» рассказали о благотворном влиянии звуков леса и птичьем пении.После конкурса, я тематически продолжая день провела со своим отрядом игру«Утка – Утка — Гусь» и «Ворона и Воробьи». Это подвижные игры дети играли сазартом и увлечением. В процессе игр я наблюдала за Виталиком и после провела сним опросник «Босса Дарке», который показал повышенную тревожность.
После зарядки и завтрака все занялись изготовлением поделок изприродного материала: девочки выполняли более кропотливую работу, онинаклеивали на тарелку зернышки пшена, фасоли на тарелки. У них получились оченькрасивые декоративные изделия, которые после выставки были развешены внескольких кабинетах, а мальчики сделали огромное панно на бархатной бумаги изкарандашных стружек. После окончания работы состоялась выставка «Фантазия-Лесное Чудо». После обеда предложили провести фестиваль сказок «Дуб Зеленый» икаждому отряду дали задание провести для всех игру на эту тему. Я предложиласвоим ребятам игру «Кто они?». Мы выбрали самых известных героев, записали ихимена на листиках бумаги и прикрепили имена на спины играющих. Каждый из нихдолжен был запомнить как можно больше других имен, стараясь не показать свое.Игра прошла на ура, т.к. подвижная.
9 день
Праздник проходил в березовой роще рядом со школой. Девочки былиодеты в русские народные костюмы, кокошники сделанные ими самими. Среди нихпрошел конкурс «Самая красивая Коса». Малыши и ребята из моего отряда судовольствием заплетали друг другу косы, вплетая туда цветы. Потом водилихоровод. Мне было поручено провести подвижную игру и я провела игру «Петень».Остались довольны и мальчики, которые участвовали только в играх и девочки,которые пели и танцевали.
10 день
В этот день состоялось открытие недели «Дом, в котором я живу».Ребята с утра рисовали свой родной дом. Все рисунки были показаны на выставке,на минутке здоровья, обсуждали важность режима дня. Самостоятельно я провелаигру «Воздух – Вода – Земля – Ветер». Водящий, подходя к кому-либо называетодну из стихий и считает до 5. Играющий в зависимости от задания долженназывать птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте (Ветер). Кто не успел датьответа – выходит из круга. Во второй половине дня я провела с Виталиком (11лет) методику «Нарисуй семью» и школьный тест умственного развития умственногоразвития. За ним, как и всегда пришла бабушка.
11 день
Запланированная встреча с интересными людьми Сертолово и защитапроектов «Зеленый наряд моего города» не состоялось. Вместо этого мыотправились на экскурсию в железнодорожный музей. Во второй половине дня япровела с ребятами игру «Мафия». Цель игры обучение эффективному поведению прирешении групповых задач, закрепление навыков вербального и не вербальногоповедения. В процессе игры можно было наблюдать динамику групповых процессов. Вначале у ребят плохо получалось, но через одну – две игры они выработалиопределенную тактику поведения.
12 день
В этот день состоялся конкурс — соревнование «игры нашего двора».Всем отрядам было предложено вспомнить как можно больше игр и провести их. Моиребята провели следующие игры: «Али-Баба», «Ручеек», «Хали – Холо Стоп точка,запятая», «Воробьи и вороны», «черного и белого не брать да и нет не говорить»,«петень», «три движения». После на минутах здоровья обсудили роль чистоты игигиены. Во второй половине дня отряды 10-13 лет и 7-10 лет объединили. Япровела опросник «тревожности CMAS» c Настей (9 лет) и Виталиком (11 лет).
19 ДЕНЬ – 25 ИЮНЯ. ДЕНЬ ЭКОЛОГИИ
Для всех отрядов провели конференцию, которая и завершила темуэкологии. На ней обсудили способы предотвращения загрязнения окружающей среды,меры по охране лесов, полей водоемов. Вспомним и о защите животных. Две девочкииз моего отряда выступили с докладом на эту тему: «Заповедник и заказники», вкотором и рассказали как и для чего они создаются. После ребята нарисовалирисунки, посвященные защите природы.
20 ДЕНЬ – 28 ИЮНЯ. ДЕНЬ ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ.
Этот день прошел под эгидой «Будущее зависит от нас».Представители от каждого отряда сформировали президентский совет и выбралипрезидента. Прошло заседание совета «Мыслим глобально, действуем локально», накотором обсуждалось, что бы мог сделать каждый для того, чтобы сохранитьчистоту и красоту нашей планеты. Ребятам предложили придумать самостоятельноразличные варианты, которые обсудит совет и на следующий день подведет итоги.Для малышей прошла игра, в которой им рассказали, что наша планета живая и ей бываетбольно. И предложили задание «Вылечим нашу планету вместе».
21 ДЕНЬ – 29 ИЮНЯ. ДЕНЬ ПРОЩАНИЯ.
Состоялось продолжение совещания президентского совета. Самаяоригинальное предложение о защите природы – внести поправку в Конституцию.Наиболее активных участников наградили медалями «Почетный гражданин планетыДобра».
Потом состоялось торжественное закрытие лагерной смены и «Праздникпрощания и расставания», на котором дети читали стихи. Состоялоськостюмированное представление и были исполнены музыкальные номера.
 
Социально – психологические портреты
 
Период второго детства
Социально – психологический портрет Насти, 9 лет.
Настя живет с родителями. Они много работают и очень заняты. Настяодна из немногих оставалась в лагере до вечера. У Насти есть старший брат,которому 21 год. Он так же, как и родители уделяет ей мало внимания. Вколлективе Настя стремилась выделиться, охотно участвовала в праздниках илагерных мероприятиях.
По характеру Настя холерик. Она отличается повышеннойвозбудимостью, большой эмоциональностью. Она инициативна, энергична, принципиальна.Иногда бывает раздражительна и импульсивна.
 В характере Насти преобладают гипертимный и демонстративный тип.Она подвижна, активна, склонна к озорству, неугомонна, общительна. В учебномпроцессе это проявляется в неусидчивости. Девочка жаждет внимания к своейперсоне, желает выделяться, быть в центре внимания.
Об этих чертах ее характера свидетельствуют и рисунки. Человек,которого она нарисовала, довольно большого размера. Это указывает на некоторуюэкспансивность, стремление к самораспространению. Настя в людях ценит ихинтеллектуальные качества и образованность. Она очень активна, любит находитьсяв центре внимания. Она озабочена отношениями с другими людьми и стремитсяобщаться со всеми. Но ее постоянное стремление к общению и внешняя уверенность,скорее, носят компесаторный характер. Она испытывает определенные сложности смежперсональными связями, но скрывает это. Рисунок Насти также указывает наналичие тенденции к отчужденности, обращенности вовнутрь, попытке сдерживатьэмоциональные проявления. Кроме того, можно сделать вывод о склонности Насти кфантазированию, уходу от реальности и наличии некоторой инфантильности.
Настя демонстрирует поведение, которое не соответствует еереальным представлениям о себе. Другими словами, ее «Я – реальное» и «Я –идеальное» очень сильно оторваны друг от друга.
Настя неуверенно и неуютно чувствует себя дома, ей не хватаетвнимания, тепла и заботы. Единственное место, где она чувствует себя комфортно– это школа. На рисунке дома она изобразила свою школу. Множество окон нарисунке свидетельствуют о демонстрируемой готовности к контактам, доступностиво взаимодействиях. Настя хорошо идентифицирует себя с ролью ученицы, школьницыи неуверенно чувствует себя в роли дочери и сестры.
Настя не желает впускать других в свое «Я», стремится к уединению,к избирательности в контактах с окружающими, но хочет казаться открытой иобщительной. В своих мечтах и фантазиях она видит себя именно такой. Икомфортно, уютно чувствует себя только в школе, но хочет создавать впечатлениечеловека благополучного во всех отношениях.
Настю тревожит некий травмирующий опыт, о чем свидетельствуетдупло на дереве. И для того, чтобы забыть его, сгладить Настя уходит в мирфантазий и вследствие этого проявляет инфантильность(об этом говорит рисунокнесуществующего животного). Она стремится закрыться, так как чувствует себянеуверенно(животное обведено в круг). Но в то же время она придает большоезначение заинтересованности окружающих в ней. Настя несколько эгоцентричныйребенок, большое внимание уделяет своей внешности. Но это следствие недостаткатепла, внимания и заботы со стороны родителей.
У Насти несколько повышенная тревожность. Это видно шкале по явнойтревожности CMAS.Стены Характеристика Примечание 1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера. 3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации продуктивной деятельности 7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферы жизни. 9 Явно повышенная тревожность Обычно носит «развито», генерализованный характер 10 Очень высокая тревожность Группа риска
В семье Насти отчужденный стиль отношений. Он подразумеваетбезразличие взрослых к личности ребенка. В этой семье родители держатся нарасстоянии, их незаинтересованность развитием и внутренней жизнью ребенкаделает его одиноким и несчастным. Впоследствии у Насти может развитьсяотчужденное отношение к людям. Она демонстрирует готовность к общению, нопроявляет тенденцию к уединению. В семье Настя не испытывает чувствазащищенности, доверия и поэтому у нее высокий уровень невротизма. Что такжеподтверждает шкала явной тревожности CMAS.
Помимо рисуночных тестов, опросника тревожности CMAS, с девочкойбыла проведена методика Г.Н. Казанцевой, направленная на диагностику уровнясамооценки личности. Предположение о том, что поведение девочки носиткомесаторный характер — оправдалось. Данная методика подтвердила это. Настинрезультат -5, что свидетельствует о низкой самооценке.
От -10 до -4 низкий результат
От -3 до +3 средний результат
От +4 до +10 высокая самооценка
 С Настей была проведена следующая работа: для смягчениятравмирующих переживаний и выравнивания ситуации девочке уделялось повышенноевнимание, приветствовалась ее активность, поощрялись все начинания. С ребенкомласково разговаривали, называли Настенькой. Был повышенный физический ипсихологический контакт(частые прикосновения, поглаживания, во время прогулок сней часто ходили за руку). Были проведены беседы, в которых ребенку попыталисьобъяснить, что сейчас ее родители вынуждены много работать, но делают это радинее, а значит – очень сильное любят. С родителями, а точнее с мамой также былапроведена беседа, в которой ей напомнили, что Настя уже совсем скоро вступает вподростковый возраст, и поэтому ей будет требоваться повышенное внимание. И,что сейчас у родителей очень ответственный период – ведь, если они станут ближеребенку и установят с ним дружеские отношения, то это позволит избежать имочень многих проблем. Отношения с взрослыми и сверстниками неоднозначны. В общениисо сверстниками, как правило, складываются парные отношения с детьми своегопола. Это первый жизненный период, когда сверстник становится одним из наиболеезначимых. Проявляются навыки и способности к сотрудничеству.
Характерными чертами этого возраста являются
1  повышенная реактивность
2  импульсивность
3  любознательность
4  впечатлительность
5  подражательность
Важно отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок начинаетпонимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Появляетсяпотребность быть личностью, а поскольку ведущей деятельностью выступаетучебная, то – это потребность быть хорошим учеником. Самосознание ребенкаинтенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новымиценностными ориентациями. Ребенок этого возраста стремится получить одобрениесвоих достижений, претендует на признание со стороны взрослых, стремится ксамоутверждению.
Подростковый возраст
Виталик, 11 лет.
Единственный ребенок в семье, живет с мамой и бабушкой, отца нет.Мама и бабушка – лидеры, каждая стремиться принимать главное участие ввоспитании ребенка, очень авторитарны. 6 лет назад у Виталика был компрессионныйперелом позвоночника. Его мама много работает, ее целыми днями нет дома.Бабушка на пенсии, часто болеет, поэтому они приняли решение на первую сменуотдать ребенка в детский лагерь, который находится в школе, где Виталик учится.Бабушка очень деспотична и стремится контролировать каждый шаг внука: ему неразрешается находиться одному дома, пока Виталик идет в школу бабушка смотритна него из окна (крыльцо школы видно из окон их дома), часто встречает Виталикау дверей школы, ему разрешается гулять только во дворе, и так, чтобы бабушкамогла его видеть. Мать более лояльна по отношению к сыну, но поскольку работает– не может влиять на бабушку, которая стремится занимать позицию главы семьи.
По темпераменту Виталик сангвиник, но он близок и к меланхолику. Унего легко возникают и сменяются чувства. Для него характерно некотороенепостоянство и поверхностность. Стремится к самостоятельности, хочет брать насебя ответственность, принимать решения, но боится.
В его характере преобладает тревожный тип. У него повышеннаятревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Характернынастороженность перед внешними обстоятельствами. У Виталика определенныетрудности при общении со сверстниками, он труден для контакта, с недовериемотносится к людям. На роль лидера не претендует, но требует к себе уважения.
Виталику было предложено нарисовать человека, он согласился, нопостоянно спрашивал: «А какого – маленького или большого? А где? А как, ведь яплохо рисую? А он должен быть одетый?». Что говорит о неуверенности,тревожности и привычке делать все под полным контролем взрослых. Фигура нарисунке наклонена более чем на 15 градусов, это отражает психический дисбаланси нестабильность. Виталик хочет быть активным и решительным (об этомсвидетельствует его рисунок), но у него нет такой возможности, и он оченьпереживает по этому поводу. Он стремится закрыться от критики, шума,избирательно воспринимает информацию. По рисунку видно, что Виталик находится всостоянии постоянного напряжения и скованности. У него есть проблемы ссамопринятием, и он занимает оборонительную позицию, осторожен. Испытываеттрудности в социальных контактах, страх перед агрессией, чувство неуверенностив себе, незащищенность, но при этом стремится к независимости. Фигура нарисунке несколько угловата, что говорит о выраженной интровертированности. УВиталика очень высок уровень тревожности (это видно по формальнымхарактеристикам рисунка – он выполнен штриховой линией). В начале подростковогопериода, обычно в рисунках отсутствуют или слабо выражены признаки,характеризующие пол персонажа. Нередко изображение отличается одеждой ипрической. Виталик изобразил мужчину с усами: он хочет быть мужественным,решительным, и ему не хватает общения с отцом, мужчиной. Виталик – единственныймужчина в доме, но мать и бабушка не дают ему этого почувствовать. Он находитсяв состоянии сильной фрустрации.
Виталику было предложено нарисовать семью. На столе лежала бумагаи цветные карандаши. Но он попросил простой карандаш. Первый нарисовал маму,постоянно что-то стирал и рисовал заново – он боялся, что она получитсянекрасивой. Это указывает на эмоционально-значимые отношения. Всех членов семьиВиталик нарисовал без туловища – «только портреты». Расположил рисунок вверхнем правом углу, рисунок очень маленький. Это говорит о стремлении доказатьсвою значимость, о проявлении тревожности и депрессивном состоянии, онереализованной потребности в общении с отцом. По той же причине Виталиквключает в рисунок дядю Мишу – маминого брата, который не живет с ними. Это связаннос неудовлетворенными психологическими потребностями. Виталик ищет человека,способного удовлетворить его потребность в близких эмоциональных контактах.Ребенок нарисовал себя последними и меньшим по размеру (в сравнении состальными членами семьи). Это означает, что Виталик ощущает своюнезначительность и постоянную опеку. Кроме того Виталик, когда подписывалрисунок хотел написать «Я» во весь лист, но потом передумал и сказал: «Нуладно. Чего уж там». Перед этим был задан вопрос: «А себя рисовать или нет?».
Рисунок дома также смещен вверх, что лишний раз подчеркиваетстремление доказать свою значимость. Дом расположен несколько вдали, чтоговорит о ситуации конфликта в домашней сфере, о чувстве отверженности,неприятии ситуации. У Виталика ощущение, что у него нет границы между внешним ивнутренним миром. Это связано с постоянным воздействием на него из вне,постоянным вторжением в его внутренний мир. Ребенок демонстрирует готовность кобщению, способность к прямым непосредственным контактам. Виталик любитфантазировать и мечтать. На рисунке отсутствует труба, это указывает наощущение дистанцированности, или леденящее чувство в отношении родительскогодома, на недостаток психологического тепла, на конфликт связанный спредставителем мужского пола (отсутствие отца).
Рисунок дерева – единственный выполненный цветными карандашами.Дерево наклонено вправо более чем на 15 градусов – это говорит о страхе передвыражением сильных эмоций. И действительности, если Виталик сердится, топредпочитает скрывать свои чувства, не показывать их, причем как в школе, так идома. Виталик изобразил яблоню с яблоками – это связано с выраженнойпотребностью в зависимости. Виталик хотел нарисовать дупло, но потом сказал:«Нет, беличьих дупл на яблоне не бывает». Это говорит о высоком уровнесамоконтроля, о чувстве неадекватности в связи с травматическими впечатлениями.Ребенок стремится к более теплым непосредственным контактам, очень раним ичувствителен. Желание Виталика нарисовать дупло с белкой указывает на наличиеличностной подструктуры, которая не поддается контролю, а также на наличиепереживаний, вызванных неоднозначностью отношений с эмоционально значимымилюдьми. Кора изображена путем зачернения всего ствола и отражает наличиепсихологических проблем в ЭГО. У Виталика отсутствует чувство внутреннегоравновесия, нет устойчивости позиции.
По шкале явной тревожности CMAS Виталик набрал 29 балов, чтосоответствует 9 стенам. У него явно повышенная тревожность. Во время проведениятестирования он постоянно уточнял вопросы и спрашивал, можно ли ответить «незнаю», подолгу думал перед ответом.Стены Характеристика Примечание 1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера. 3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации продуктивной деятельности 7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферы жизни. 9 Явно повышенная тревожность Обычно носит «развито», генерализованный характер 10 Очень высокая тревожность Группа риска
Виталик сейчас вступает в подростковый возраст. Этот возрастсчитается наиболее трудным в воспитательном отношении. Происходит радикальнаябиохимическая, физиологическая, морфологическая, и нервно-психическаяперестройка организма. В результате этого процесса формируются биологические ипсихологические особенности. В ходе бурной перестройки, роста организма уподростков может возникать чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия,резкая смена настроения. В подростковом возрасте начинает формироваться чувствовзрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурноефизиологическое развитие и становление биологической зрелости. Все этопроисходит на фоне социальной беспомощности и полной зависимости от родителей.В этом возрасте увеличивается внимание к себе и своим физическим недостаткам,обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственногодостоинства и обидчивость. Это – пора достижений, стремительного наращиваниязнаний, умений, становление нравственности и открытие «Я», обретение новойсоциальной позиции. Но это также возраст потерь детского мироощущения, болеебеззаботного и безответственного образа жизни. Это переживание «уже неребенка», но «еще не взрослого». Именно поэтому этот период неслучайно называют«переходный», «переломный», «критический».
Исходя из этого, можно сказать, что Виталик вступает вподростковый возраст в неблагоприятной для него ситуации. В этом возрастеребенок начинает заново оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрестисебя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто оказывал нанего влияние. В первую очередь это относится к родителям. У Виталика отчуждениевыражается в негативизме. Он стремится противостоять любым предложениям состороны матери и бабушки, но у него нет такой возможности. Поэтому он находитсяв состоянии внутреннего конфликта: Виталик считает себя взрослым,самостоятельным, а родители доказывают ему обратное. Ребенок очень переживаетпо поводу того, что бабушка встречает его у школы, он чувствует неловкостьперед одноклассниками. Ситуация дома складывается таким образом, что он долженскрывать свое недовольство, оно копится в нем и иногда у ребенка случаютсясрывы, которые выражаются в крике, слезах, упрямстве по отношению ко всему,желанию делать все «назло» родителям. Негативизм – первичная форма механизмаотчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственнойуникальной сущности. У Виталика авторитарная семья со сложившимисястереотипами. Мама и бабушка продолжают предъявлять те же жесткие требования,что и в детстве. Поэтому ребенок дома чувствует себя одиноко и неуверенно, иособенно некомфортно в связи с тем, что в семье нет отца. Именно в этот периодвозникает острое чувство потребности в отце, так как половая идентификация уподростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Крометого, наличие обоих родителей положительно представляет подростков средировесников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.
По опроснику Баса-Дарки, Виталик показал следующие результаты:
1.  физическая агрессия – 5
2.  косвенная агрессия – 5
3.  раздражение – 9
4.  негативизм – 4
5.  обида – 7
6.  подозрительность — 7
7.  вербальная агрессия — 7
8.  чувство вины – 6
Можно сделать вывод о том, что первый источник проблем Виталика смамой и бабушкой – непонимание взрослыми внутреннего мира ребенка, ложныепредставления о его переживаниях и мотивах тех или иных поступков. Родители,видя взросление ребенка, чаще всего замечают в этом процессе только егонегативные стороны, не обращают внимание на новое и позитивное.
Несмотря на внешнее противодействие, проявляемое по отношению кродителям, Виталик испытывает потребность в поддержке.
Мне удалось познакомиться с мамой Виталика и найти с ней общейязык. Как я уже отмечала, она по отношению к Виталику настроена более лояльно ипонимает, что чрезмерная опека и контроль негативно сказываются на сыне. Онаозабочена сложившейся ситуацией и ищет помощи. Я порекомендовала маме Виталикапознакомиться с психологическими особенностями подросткового возраста,проблемами, то есть типичными трудностями, которые испытывают и переживаютдети, типичными сложностями с которыми сталкиваются взрослые. Среди них можновыделить следующие:
1  общение со сверстниками
2  взаимодействие сродителями
3  трудности самопознания исамоопределения.
Я объяснила маме, что особо благоприятной является ситуация, когдавзрослый выступает в качестве друга и в этом случае взрослым можно значительнооблегчить ребенку поиск его места в системе новых, складывающихсявзаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познатьсебя. Совместная деятельность поможет Виталику по новому узнать маму и бабушку.В результате сложатся более глубокие эмоционально-теплые отношения. Виталикиспытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о себе, носамому ему трудно начать столь близкое общение.
Сейчас очень важно понимать, что отношения с товарищами находятсяв центре жизни Виталика, во многом определяя все остальные стороны егоповедения. Для ребенка важно не просто быть вместе со сверстниками, но главноезанимать среди них удовлетворяющее его положение. Невозможность добиться такогоположения, получить признание чаще всего является причиной конфликтногоповедения.
Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии. Связи сродителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не стольнепосредственными. Поэтому Виталик доверяет свои тайные планы не маме сбабушкой, а новому другу. Для Виталика дружба приобретает все большее и большеезначение, но у него очень мало возможностей общаться со своими друзьями безконтроля со стороны бабушки. Поэтому отношения с ребятами в классе у негоскладываются не совсем так, как ему хотелось бы. Ведущая деятельностьподростков – интимно-личностное общение со сверстниками. В отношениях сосверстниками подросток стремиться реализовать свою личность, определить своивозможности в общении. Чтобы осуществить эти стремления, ему нужны личнаясвобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как правона взрослость. При этом по отношению к родителям ребенок, как правило, занимаетнегативную позицию. У Виталика нет возможности удовлетворить свою потребность вобщении со сверстниками. Его это беспокоит, и он раздражается на родителей.
У Виталика возникает интерес по отношению к девочкам. У него естьподружка Аня, с которой они уже давно. И постепенно, что характерно дляподростков, у него исчезает непосредственность в общении с ней: это выражаетсяв стеснительности.
Виталик демонстрирует нормальное умственное развитие для своеговозраста. По школьному тесту умственного развития (ШТУР) демонстрируетследующие результаты:
Субтесты
1.  « осведомленность» — 22.08
2.  « осведомленность» — 23.01
3.  «аналогии» — 30.72
4.   « классификации» — 40.48
5.  « обобщения» — 18.03
6.  « числовые ряды» — 26.71
Его речь довольно грамотна, он практически не использует«слова-паразиты». Подростки часто имитируют поведение взрослых. Виталик восновном общается с бабушкой, и его речь наполнена выражениями и интонациямипожилого человека: «Боже! Даже дорогу не могут нормально заасфальтировать! Чтоэто такое!».
Виталик сейчас решает такую важную проблему как вопроссамоопределения. Он еще точно не решил кем он будет, но скорее всего это будетчто- то, связанное с областью юриспруденции. Виталик говорит так: « наверное,мне все – таки придется получить юридическое образование, но сейчас престижнапрофессия предпринимателя или бизнесмена».
В этом возрасте большое значение в самопознании занимаетпредставление о своей внешности. Виталик очень беспокоится по поводу занятийспортом. Из–за травмы позвоночника он ограничен в выборе. Очень бы хотел игратьв футбол, но ему не разрешает врач. Поэтому он выбрал плавание. Мама поддерживаетего решение. Представление о своей внешности не случайно играет такую большуюроль. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются визменении телесного облика. Родителям необходимо понимать, что пристальноевнимание к своей внешности естественное и нормальное явление.
При общении с Виталиком были учтены все его особенности, каквозрастные, так и особенности воспитания и отношения с родителями. Для того,чтобы ребенок чувствовал себя более комфортно проведена следующая работа – Виталикув большом количестве давались разнообразные поручения, чтобы он мог проявлятьсамостоятельность, к нему часто обращались и спрашивали его мнение по тому илииному поводу, для повышения его самооценки и значимости как в собственныхглазах, так и сверстников.
Очень хочется надеяться, что мама и бабушка Виталика по отношениюк нему будут более терпеливы, предоставят ему большую свободу действий, дадутвозможность быть самостоятельным, учтут его потребности и желания. Это,несомненно, поможет снизить напряженность их отношений, сделать общение болеетеплым, доброжелательным и близким.
Подводя итоги, можно сказать, что главными особенностямиподросткового периода являются: оформление устойчивых форм поведения, чертхарактера и способов эмоционального реагирования, которые в дальнейшем вомногом определяют жизнь взрослого человека, его психическое и физическоездоровье, личную зрелость. Вот почему так велика роль внимательного терпимого идоброжелательного отношения к подростку, ведь оно будет способствовать здоровомуразвитию личности.
Юношество
Социально – психологический портрет Антона, 19 лет.
Антон живет с обоими родителями и бабушкой, учиться наэкономическом факультете, на втором курсе. На него большое влияние оказываютмама и бабушка, и он зависит от их мнения. Не способен к самостоятельномупринятию решений от чего очень страдает.
По темпераменту выраженный меланхолик. Ему трудно на чем-либодолго сосредоточиться. Он глубокий и содержательный человек. Принеблагоприятных условиях превращается в замкнутого, тревожного и боязливогочеловека.
 В характере преобладает эмотивный тип. Он предпочитает общение вузком кругу избранных, с которыми устанавливает хорошие контакты и понимает их«с полуслова». Редко вступает в конфликты, а если и конфликтует, то играет вних пассивную роль. Обиды носит в себе, не «выплескивает» наружу. Среди егопривлекательных черт можно выделить такие как: доброту, сострадательность,обостренное чувство долга, исполнительность.
По опроснику FPI показал следующие результаты:
1 невротичность – 5
2 спонтанная агрессивность – 7
3 депрессивность – 6
4 раздражительность – 4
5 общительность – 3
6 уравновешенность – 2
7 реактивная агрессивность – 6
8 застенчивость – 7
9 открытость – 9
10 экстраверсия – интроверсия – 4
11 эмоциональная лабильность – 7
12 маскулинизм – феминизм -2
У Антона высок уровень застенчивости. Настроение чаще плохое, чемхорошее и он подвержен стрессам. У него повышенная тревожность и мнительность.Неуверен в себе и имеет трудности с социальными контактами. Если сердится, тобыстро отходит. Очень тяжело переживает травмирующие его ситуации, не делитсясвоими переживаниями, долго держит их в себе. Робок нерешителен, не умеетговорить «нет». Стремится к доверительно – откровенному общению с высокимуровнем критичности к себе.
Ему было предложено нарисовать три рисунка человека, дом и дерево.Он сразу же согласился, что может свидетельствовать о интересе к рисованию,желании участвовать в исследовании или о хорошем отношении к «исследователю».Антон изобразил человека того же пола, что и он. А значит отразил те чувства,которые испытывает к себе. рисунок свидетельствует о наличии фрустрации,стремлении от нее избавиться (на рисунке голова изображена в профиль). Первое,что бросается в глаза на рисунке – это проблема межперсональных контактов,общения. Обнаруживается некая тенденция к замкнутости, к самозащите. И вдействительности это так. у Антона есть проблемы социального поведения иобщения. Он очень хорошо общается друзьями, пользуется у них авторитетом и струдом вступает в контакт с незнакомыми. По рисунку видно, что Антонотрицательно относится к своему телу, не принимает его (Антон очень высокий иобладает лишним весом). Отсюда у него проблемы в социальной сфере и трудности вобщении с девушками (с ребятами Антон ладит лучше). Он хочет казаться активным,решительным и мужественным. Кроме того, можно говорить о стремлении вырватьсяиз–под контроля и опеки со стороны родителей. Об это Антон ничего нерассказывает, но это становится понятным потому, как часто он упоминает оматери в ситуациях, когда требуется принятие, какого – либо решения. На рисункеотсутствуют глаза, что лишний раз подчеркивает трудности межперсональныхсвязей. На рисунке выделены губы, но рот не прорисован – это признак проблемывербальной коммуникации. У Антона большое число неудовлетворенных потребностей.Он испытывает чувство неудовлетворенности, неполноценности по отношению к себе.Но он хочет казаться устойчивым(на рисунке большие стопы). Антон оченьпереживает из-за своих сложностей, у него довольно высокий уровень тревожности(о чем так же свидетельствуют формальные характеристики рисунка). Он ужеосознает свои возможности, обладает высоким уровнем интеллекта (о чем говоритрисунок дерева). Но еще не совсем уравновешен и устойчив. Рисунок дома свидетельствуето том, что Антон стремится к контактам, демонстрирует готовность к общению,открытость, однако в реальности немного замкнут и о себе рассказывает толькоблизким людям. По рисунку видно, что он стремится контролировать открытоепроявление чувств и является человеком довольно зрелым в эмоциональном плане,однако ощущает некую неуравновешенность и неустойчивость.
Наблюдая за Антоном можно было увидеть противоречия, свойственныедля юношей – противоречие эмоционального и волевого развития. Он еще остаетсялегкоранимым — едкое замечание может заставить его покраснеть, но онпостарается сдержать свои чувства. Антон, как и большинство людей его возраста,находится в поиске своего места в жизни. Он проходит через некое обособление идаже отчуждение, так как сосредоточившись на своих ощущениях, переживанияхможно прийти к осознанию своего внутреннего мира, который и будет определять вдальнейшем ценности, интересы. Антон сопоставляет общечеловеческие ценности сосвоими ценностными ориентациями, установками. Он выбирает свою жизненнуюпозицию, которую на протяжении определенного периода жизни будет считатьединственно правильной и верной. Но это уже не подростковый негативизм, атвердый выбор, сделанный на основании трудной духовной работы. В юности продолжаетсярефлексирование своих отношений с друзьями, родными и близкими. Антон стремитсябыть самостоятельным, но еще не преодолел привычку ориентироваться на мнение,решения и помощь родителей. Также в нем еще сильна непреодоленная сподросткового возраста группоцентрическая направленность. У Антона очень великапотребность в откровенности и искренних, дружеских отношениях. Но он как и всеюноши очень избирателен, потому, что боится, что друг, который становится оченьблизок можем сделать больно, нанести удар по самому ценному – по внутреннемумиру. Отношения эмоциональной привязанности очень устойчивые. Антон поссорилсясо своим другом, но спустя время, когда он эмоционально пережил ситуацию,посчитал, что он может пойти на примирение и что «всякая ерунда не должнаотражаться на нашей дружбе, ведь мы дружим с девятого класса, и я ему доверяю».Это произошло потому, что у Антона и его друга присутствовала главнаясближающая характеристика юности – единство взглядов и интересов. Для Антонаважна не только потребность в дружбе, но потребность и в уединении. Отстранениенужно для того, чтобы понять себя. Антон несколько саркастичен по отношению ксебе и окружающим потому, что ему, как и всем юношам, часто не хватает временидля глубокой рефлексии. Но у него хорошо развита способность к вчувствованию всостояние других, способность переживать за других. Он очень сензитивен иодновременно раним. Для Антона сейчас очень важный период, так как именносейчас начинает быть возможным сознательное стремление к духовному росту, кпостроению жизни на основе понятия нравственная ценность. Юноша живет будущим,для него настоящее – только подготовка к другой, подлинной взрослой жизни. Этооблегчает ему переживание неприятностей, позволяя, относится к ним с легкостью.С этим связано и пониженное чувство ответственности. В юности по-настоящемупробуждается стремление к другому полу. Оно может доминировать над всемиостальными чувствами. Юность умеет идеализировать жизнь, поэтому она такпрогрессивна и так способна к росту.
Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Он вступаетв этот период подростком, а завершает взрослостью, когда в действительности самопределяет свою судьбу.

Выводы
Пройдя практику в летнем лагере я обрела неоценимый опыт. Однодело получать знания в виде теории и совсем другое применять их в реальнойситуации. Я прошла проверку как специалист с области возрастной, педагогическойи социальной психологии. Очень пригодились знания возрастных закономерностей ииндивидуального своеобразия психического развития, знания о мотивах поведенияребенка, об отношениях между лидерами и ведомыми. Также я закрепила свои знанияи навыки в области психодиагностики. Для составления социально –психологических портретов детей я использовала следующие методики:
1  проективные рисуночныетесты
2  опросник Басса – Дарки
3  опросник тревожности CMAS
4  школьный тест умственногоразвития (ШТУР)
5   опросник Казанцевой дляопределения самооценки
6   опросник FPI
7  Тест Айзенка
И конечно же основным методом было наблюдение. Только сейчас японяла всю его важность и информативность. Работа в летнем городском лагереимеет свою специфику. Дети взаимодействуют уже в сложившемся коллективе, хорошознают друг друга, в качестве воспитателей выступают их учителя, и они каждыйдень видятся с родителями. Поэтому в качестве психолога приходилось работать втрех направлениях:
1  Работа с детьми
2  Работа с учителями –воспитателями
3  Работа с родителями
Хочется отметить, что работа с родителями представляет оченьважный и сложный участок деятельности психолога. С целью получениядополнительной информации об особенностях семейного воспитания проводилосьинтервью с ребенком. Также характер отношений с родителями помогает понять рисунок«Семья». Часто из – за незнания основных закономерностей психического развитиядетей они допускают большие просчеты. И поскольку мне приходилось общаться сродителями, то я старалась рассказать им об индивидуальных особенностях детей итипичных возрастных особенностях и трудностях. Это требовало немалых усилий, ия все время задавала себе вопрос: «А на сколько этично и тактично я могу этосделать? Имею ли право?» Определенные трудности представляло общение сучителями. Как я уже отмечала, они довольно настороженно отнеслись к появлениюнового человека, кроме того поначалу были довольно скептичны, в отношениипроделанной мной работы. Но постепенно, контакт с ними удалось наладить и ониоказали мне неоценимую помощь в знакомстве с семьями детей, поделились своиминаблюдениями и опытом. При общении с детьми я поняла, что очень важноотноситься к ним с уважением, пониманием и любовью. Тогда они охотно идут наконтакт и уважительно к тебе относятся. В связи с этим я развила в себе такиекачества как: приспособляемость, способность наблюдать уникальность каждоговозрастного периода, видеть как в процессе развития дети обретают новые черты,проявляют новые формы поведения, как реализуют себя в социальных отношениях.
Я сделала выводы о том, из чего складывается индивидуальностькаждого ребенка, как на его характер влияет темперамент и стиль воспитания,отношения со сверстниками и родителями. Семьей определяются ценности к которымстремится человек, в ней ребенок учится общению, вырабатывает свои воззрения иэто способствует его успешности в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения,воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют егобудущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека. Наосновании этого можно сделать вывод о том, как важны для ребенка эмоционально –теплые семейные отношения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах в банке
Реферат «Автоматизация технологических процессов и производств» Базовый уровень
Реферат «Побудова мережі Інтернет в рамках концепції Semantic Web»
Реферат Родовые пути женский таз мышцы и фиксации тазового дна
Реферат Проектування БД Договора НДР у середовищі MS Access
Реферат Лаврентий Берия
Реферат I. Теоретические основы государственности
Реферат Пути и этапы развития экономической терминологии во французском языке
Реферат Physics And Philosophy Personal Statement Essay Research
Реферат Байкал
Реферат Кредитные операции с землей в XIX веке в России
Реферат Анализ произведения Д.И. Фонвизина Недоросль.
Реферат Анализ романа Людмилы Улицкой Даниэль Штайн переводчик
Реферат Benifits Of Scientific Knowledge On Health And
Реферат Проектирование цифровых устройств в САПР ISE