Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Шадринский государственный педагогический институт»
Факультеттехнологии и предпринимательства
Кафедраобщетехнических дисциплин
Курсовая работа
по методике профессиональногообучения
Тема:
Методика проведения внеклассныхмероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Шадринск 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы организации внеклассных мероприятий
1.1 Понятие внеклассное мероприятие
1.2 Виды внеклассных мероприятий
1.3 Методика организации и проведениявнеклассных мероприятий
2. методическая разработка Внеклассных мероприятий по профилактикедетского дорожно-транспортного травматизма
2.1 Направление работы школы попрофилактике ДДТТ
2.2 План внеклассных мероприятий
2.3 Планы-конспекты занятий
2.3.1 Правила дорожного движения
2.3.2 Безопасность дорожного движения
2.3.3 Пассивная безопасность ТС
2.4 Методический анализ
Заключение
списокиспользованных источников
ВВЕДЕНИЕ
До сих пор общественностьне придает должного внимания проблеме детского дорожно-транспортноготравматизма, законопослушного поведения и уважительного отношения к правилам дорожногодвижения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дорогезаключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителейтранспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, точаще всего это: переход проезжей части вне установленном месте, переход назапрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогуиз-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или внепосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения приуправлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушениясвидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения надорогах и, как следствие, — неумение юных участников дорожного движенияориентироваться в сложной дорожной обстановке. [16]
По мнению начальникаДепартамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РоссииВ.Н.Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизмаследует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению,предупреждению и устранению причин и условий, способствующихдорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети иподростки. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактическихмероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, сработниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН),заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями ипедагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системыдополнительного образования, представителями средств массовой информации иобщественных объединений. [15]
Проблема профилактикидетского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД исистему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своимиметодами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместногосотрудничества вышеуказанных структур.
Профилактика детскогодорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении — проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности.В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительскойобщественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими всфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другимизаинтересованными организациями и ведомствами. [15,16]
Таким образом цельюнашей курсовой работы является рассмотреть методику проведения внеклассныхмероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Объект исследования, процесс проведения мероприятий попрофилактике детского дорожно-транспортного травматизма в школе.
Для достижения даннойцели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать понятие ивиды внеклассных мероприятий.
2. Рассмотретьметодику организации и проведения внеклассных мероприятий.
3. Рассмотретьнаправления по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Разработатьпланы-конспекты внеклассных мероприятий по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма.
1. Теоретические основы организации внеклассныхмероприятий
1.1 Понятие внеклассное мероприятие
Внеклассныемероприятия, этособытия, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями иликем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательноговоздействия на них.
К внеклассным мероприятиямтакже можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД.
Успехобучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и формобучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий попредмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выборпрофессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.
Результатытворческих поисков учителей помогли накопить опыт по внеклассным мероприятиям.Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программыотличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процессаобучения и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассные мероприятиястроятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иныхорганизационных формах и в большей степени основывается на самостоятельностиучащихся и проводится во внеклассное время
Цель внеклассных мероприятий –обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требованиеотвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармоническисочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическоесовершенство.
Образовательныеи воспитательные задачи внеклассной работы по профилактике ДДТ определяютсяобщими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассныхмероприятий по профилактике ДДТ является формирование у учащихся черт личности:взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. [1,4]
Одна иззадач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интереснымифактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.
Важнейшейзадачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление ихинтереса к изучению ПДД. Развитие познавательного интереса к уроку на основевнеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности,знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулкипо городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведениеконкурсов «Безопасное колесо» и т.д.
Внеклассныемероприятия по профилактике ДДТ тесно взаимосвязана с уроками. Как показалиисследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьниковпознавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся кглубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться наповерхности явлений.
Вовзаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассныемероприятия по ПДД связаны с деятельностью в определенном коллективе.Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищейвоспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество,взаимопомощь. Поэтому значение внеклассных мероприятий сводится не только красширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки ихк будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлениитаких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умениеорганизовать свою деятельность.
Значениевнеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательнойшколы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязываниютеоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересыучащихся. Реализация углубленного подхода к изучению ПДД через разнообразныеформы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихсяс учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес кпополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться вдорожных ситуациях.
Цель и задачи внеклассныхмероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную иразвивающую.
Обучающая функциявнеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебнойдеятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализациивоспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системынаучных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения,коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Однако правильное сочетаниевнеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательнойдеятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средствомдифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательногоучебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудноустранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенностиобязательными занятиями.
Огромное значение вовнеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении иразвитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся черезвключение их в соответствующую деятельность.
Содержание внеклассного мероприятияпредставляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованныев личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Спецификасодержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:
— преобладаниемэмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействиятребуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму черезэмоции;
— в содержании внеклассногомероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е.содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствованиеразнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебныенавыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организацииразличных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умениясоблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятияпрактический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматриватьсодержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту илииную область социального опыта.
Особенности внеклассного мероприятия
1. Внеклассноемероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельностиучащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемымв ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.
2. Отсроченность во времени.Внеклассное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел,результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
3. Отсутствие жесткихрегламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм,средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны,это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами иубеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога засделанный выбор.
Кроме того, отсутствиежесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
4. Отсутствие контроля результатов.Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения ученикамиучебным материалом, то во внеклассного мероприятия такого контроля нет. Он неможет существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательнойработы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различныхситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьныйпсихолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общиерезультаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретнойформы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемаяи учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальностьобщения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
5. Внеклассноемероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходныедни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.
6. Внеклассноемероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опытародителей и других взрослых.
Одним из условийуспешности внеклассной работы является особое психическое состояние,возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) исоответствующей ему ситуации, называемое установкой.
Экспериментальныеисследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкойустановки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно квнеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точностивосприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развиваетспособность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е.способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новыхзнаний. Поэтому целенаправленность внеклассной работы учащихся, наличие сильноймотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяютэффективность этого важного вида деятельности. [2]
1.2 Виды внеклассных мероприятий
Понятие о видах внеклассных мероприятий. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся спостоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носятобязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамокучебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразныеформы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер ипризваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы.Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, иливнеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этихзанятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желаниюмогут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписанияобязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работыотносятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.[9]
Творческаядеятельность.Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческиеобъединения, студии, факультативы, практические занятия в творческихмастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческойдеятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции,защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные,театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных формиспользуются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьныеклубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основнымсистемообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах являетсянаправляемое и развиваемое педагогом детское творчество.
Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальныхинтересов и способностей детей,— факультативные занятия. От обязательных уроковони отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологическойустановки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.
Организационная структура кружков, творческих объединений,студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих формпринципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работына теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическуюдеятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишьодному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагаетсяпедагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки.Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом,получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. Врезультате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами,обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающеесяпопутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.
Критико-аналитический структурный элемент становитсягосподствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства,исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критическойоценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, нафакультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическомуразбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященныетворчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению.На факультативах по кино и театру критико-аналитический разбор только чтовоспринятого произведения искусства является главной целью и средствомформирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса.
Важнейшим элементомфакультативной формы является творческо-практические занятия. Они служатсредством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений инавыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа,главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач,обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.
Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленноеизучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интересучащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых,писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки итехники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научнымоткрытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы побиологии, организацию встреч с исследователями и т. д.
В последнее время получило распространение создание научныхобществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводятмассовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы иолимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утраченадавняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностьюведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многиеучителя теперь такой работы не ведут.
Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решениеучебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, каквосполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творческисовершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значениекружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусстваи физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место:примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннегоразвития личности они заслуживают продолжительного систематического освоениядетьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа поискусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий.Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главнымобразом на практические работы. Основная часть времени отводится нагимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменнойречью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формывнеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного,дифференцированного, профильного обучения школьников.
Сопутствующими формами обучения творчеству являютсяразнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции,выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчествуписателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклюставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства,активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессеподготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением ипродумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основныхпроблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагогсосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда,изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большоеобразовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которойпривлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставкахвыступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют наместе обмен опытом творческой деятельности.
Массовые праздники как форма учебно-воспитательнойработы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания кмузыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегосяписателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзииПушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников детиузнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками,композиторами, знакомятся с их творческими планами.
Экскурсии — форма организации обучения, которая позволяет проводитьнаблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов вестественных условиях.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована налюбом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новойинформации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсииприменяются все методы обучения.
Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти повсем предметам. В младших классах они имеют большое значение дляобъяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомствес окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе итаких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора иповышению уровня нравственности учащихся.
В начальной школе этаформа является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваиваютлучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления.Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительноеотношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуютнакоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительнымиобразами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видетьотдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующихявлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсиивоспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру,нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам.Для стимулирования учебно-познавательной деятельностиучащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики,физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также втехническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятсяолимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества.Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираютсялучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей изадатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить отворческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.
Например, в 825-й школе г. Москвы проводились тематическиемесяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (ДаниельДефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочнуюэкспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц ирассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участникиизучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта,природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.
Тематический вечер кюбилею Ломоносова — это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» — длясредних классов. Старшеклассники провели экспедицию«Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой — выставки, отчеты,и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводитсядидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой — знанияучащихся в какой-либо области науки.
Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиадыпо математике, физике, химии — действенная форма развития талантов,выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатовтаких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественнойобстановке.
Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательныеэкспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала,исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, атакже разведке экологической обстановки, вопросам развития производительныхсил.
Встреча с сотрудникамиГИБДД. Встреча спредставителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работарегулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдачаэкзаменов и выдача документов.
Внеурочные формыорганизации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избраннойдуховно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельностиглубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С ихпомощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения инавыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике,воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые чертыхарактера.
К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научнообоснованных требований:
— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственнонасыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическомуразвитию детской личности;
— в их использовании необходимо сочетание обязательности,самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходныммоментом и условием постепенного включения детей в деятельность какнеобходимость;
— введение игры, романтики, независимо от возрасташкольников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные иразвлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищескогосостязания, сравнения и взаимопомощи;
— осуществление развития творческих способностей и дарований,содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;
— обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей отпереоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма,пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствиянеумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом,драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.
1.3Методика организации и проведения внеклассных мероприятий
Для того чтобы названныевыше требования могли быть реализованы на практике, существует определеннаяпоследовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться какпри индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе многопростора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий.Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: преждевсего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализациивоспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач,подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическаяреализация модели и анализ проведенной работы.
1. Изучение и постановкавоспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегосяи коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществленияэффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогическойреальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее вребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании ивыборе наиболее важных задач.
Изучение осуществляется спомощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которыхна данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собираетинформацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа,причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими вклассе.
В индивидуальной работебольшое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков,поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативнымявляется метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболеепопулярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характеревзаимоотношений между ними.
2. Подготовка имоделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается впостроении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже уталантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом отпредшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего,методически разработать, смоделировать его проведение.
План составляет учитель спривлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами подруководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие являетсяодним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в областивнеклассной деятельности.
Результаты моделирования отражаютсяв плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:
1. Название.
2. Цель, задачи.
3. Материалы иоборудование.
4. Форма проведения.
5. Место проведения.
6. План проведения.
В названии отражаетсятема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но ибыть лаконичным, привлекательным по форме.
Подготовку целесообразноначать с определения воспитательных и образовательных целей и задачмероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а такженазначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего,проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можнополнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связьмежду данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности системуучебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учестьпредшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и еерезультаты.
Цель внеклассного занятиядолжна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательнуюфункции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач.Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассногозанятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Онине должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будутсформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будутпредставления педагога о желаемых результатах.
В соответствии с целью,задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняетсясодержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.
К оборудованиювнеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки,видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы,музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри икоманд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелкии тряпки и т.д.
Центральное место вподготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимостиот характера работы для этого необходимо разное время. Так, много временитребуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используетсяпедагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданийи проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Этапредварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой ввоспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материаладлительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход вкино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.
Формой проведения внеклассногозанятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В такомслучае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторинапо ПДД», «Турнир юных инспекторов дорожного движения», «Экскурсия в автошколу»,«Игра по ПДД».
Место проведения определяетсяколичеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе ит.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).
План проведения занятия включаетв себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой какподробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. Примоделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру.Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч дляучащихся среднего и старшего возраста.
Следует отметить и такойважный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа.Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределениемпоручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут бытьданы классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятийцелесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшуюподготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуютформированию у них организаторских навыков и умений, приучает ксамостоятельности и ответственности.
Должны быть подготовленыи вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до егопроведения – плакаты с напоминаниями: «А ты придешь на КВН?», «КВН в …часов»,«Все на КВН». В условиях рыночной экономики важно найти спонсоров и приготовитьпризы победителям.
3. Практическаяреализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работыв реальном педагогическом процессе.
Чтобы сохранить интерес ивнимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, безпауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способностибыть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданныхситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. Внесложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычносами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководстводеятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер(воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опытаучитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий,сохраняя при этом контроль над ситуацией.
При проведениивнеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы всеучастники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобынамеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное,тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.
Особое внимание должнобыть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерноготворчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлятьсобой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.
В целях эффективной практическойреализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следуетпридерживаться четырех основных этапов занятия.
1. Организационный момент(0,5-3 мин).
Педагогическая цель:переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней,положительные эмоции.
Типичные ошибки:дублирование начала урока, затянутость.
Рекомендации: эффективномупереключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный,занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемноговопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение ит.д.
2. Вводная часть (от 1/5до 1/3 времени всего занятия).
Педагогическая цель:активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагогопределяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностьюотносительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленностипо данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. Наэтом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужноли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.
Типичная ошибка –игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции учащихся,что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную частьпедагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратнуюсвязь, отводя учащимся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональномунастрою учащихся.
Рекомендации: вводная частьв зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу(познавательные, эстетические) или разминку (викторины, конкурсы, КВН).
В первом случае вопросы,во втором – задания должны быть не только интересны, но и построены такимобразом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятиюподготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичныепредставления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность(знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должныбыть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.
3. Основная часть по временидолжна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).
Педагогическая цель:реализация основной идеи мероприятия.
Типичные ошибки:активность педагога при частичной или полной пассивности учащихся, отсутствиенаглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладаниеметодов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебнойатмосферы урока, назидательность, морализаторство.
Рекомендации:воспитательный эффект в реализации функций внеклассной работы выше, еслиучащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном занятиипервостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличнойот урока.
Эффективность основной частивозрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методовформирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности:трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды приорганизации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихсятак, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанноститак, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только засебя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждениекоманде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только вэтом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивыдля сотрудничества.
Методы формирования сознаниядолжны способствовать формированию у учащихся убеждений, действенных этическихпонятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение,доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формахвоспитательной работы следует обучать учащихся правилам ведения дискуссии.
4. Заключительная часть(от 1/4 до менее 1/5 времени).
Педагогическая цель:настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольнойжизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом,заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательноевлияние на ребенка в другой среде.
Типичные ошибки: этачасть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Чтоузнали нового?»
Рекомендации: конкретныезадания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд,мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичныхрезультатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенногоопыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждениеситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения,информацию. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могутрассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, начто нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделатьсамостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятияв дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную частьпедагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведениипоследующих мероприятий.
4. Анализ проведенной работынаправлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявлениеудачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элементпостановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важендля корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планированиядальнейшей внеклассной работы.
Подведение итоговпроведенного воспитательного мероприятия – важный момент, который нередконедооценивается. Здесь особенно ответственна роль учителя и методиста, которыедолжны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостаткипроделанной работы.
Анализ итогов мероприятияследует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешнодвигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализитогов имеет две основные функции – организующую и воспитывающую. Регулярныйанализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезноотноситься к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаютсянезамеченными, а подвергаются оценке. Анализ – также и хорошая школа воспитаниянаблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественногомнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.
Анализируя воспитательноемероприятие, следует прежде всего фиксировать положительные результаты,указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискиватьпричины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованногопланирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем.Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствиисо следующими основными критериями:
1) наличие цели;
2) актуальность исовременность темы;
3) его направленность;
4) глубина и научностьсодержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;
5) подготовленностьучителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.
Судить о качествевоспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональныйнастрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорятсразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведениемшкольников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективностьпроделанной работы.
Состояние и результатывнеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогическихсоветах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятийследует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио,стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования,смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.
2. Методическая разработка внеклассныхмероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
2.1 Направленияработы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Достижение положительныхи долгосрочных эффектов в организации профилактики детскогодорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексногоподхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактикитравматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность,работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение иконтроль со стороны администрации.
1. Учебный процесс:
— проведение занятий ибесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;
— изучение Правилдорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденнымпедагогическими и (или) методическими советами;
— проведение учебныхэкскурсий;
— показ учебныхвидеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;
2. Внеурочнаядеятельность
— проведение тематическихклассных часов;
— беседы инспекторовГИБДД с обучающимися (воспитанниками);
— участие в мероприятияхпо Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;
— участие в мероприятияхпо безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции«Внимание — дети!»
— обсуждение с учащимисяконкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участиемнесовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;
— проведение бесед сучащимися-нарушителями Правил дорожного движения;
— ведение журналапроведения инструктажей перед выходами в общественные места;
— создание и работаотряда юных инспекторов движения.
3. Информационное иматериально-техническое обеспечение
— программы, справочная иметодическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя),преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактикедетского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
— оформление и размещениестенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода кобразовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения вначальной школе;
— наличие индивидуальныхсхем у учащихся начальной школы;
— инструктажвоспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях,совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;
— создание кабинета побезопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями,предъявляемыми к их оснащению.
4. Работа с родителями
— обсуждение вопросовбезопасности дорожного движения на родительских собраниях;
— обсуждение вопросов попрофилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма назаседаниях родительского комитета;
— проведение бесед сродителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детейи подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
5. Контроль со стороныадминистрации
— проверка правильности исистематичности заполнения журналов;
— обсуждение вопросов попрофилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещанияхпри директоре, педагогических советах и т.п.;
— посещение учебныхзанятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения,ответственным за организацию работы по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма.
Для обеспеченияэффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ВОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В НАЛИЧИИ:
1. Нормативно-правоваядокументация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения попредупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приказы вышестоящихорганов, приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного заорганизацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-транспортноготравматизма, другие приказы и положения, отражающие соответствующуюдеятельность).
2. Утвержденный планработы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебныйгод.
3. Документы, отражающиедеятельность отряда юных инспекторов движения (приказ о назначении руководителяотряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы отряда на учебныйгод, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другиедополнительные материалы).
4. Учебно-материальнаябаза для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:
4.1. Плакаты побезопасности дорожного движения, распложенные в вестибюле образовательногоучреждения.
4.2. Стендобразовательного учреждения по безопасности дорожного движения.
4.3. Стенд (уголок),отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).
4.4. План-схема и макетмикрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений,средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшуюопасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.
4.5. Автоплощадка — модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересеченияпроезжих частей, пешеходного перехода (переходов).
4.6. Оборудованный иобеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.
4.7. Уголки безопасностидорожного движения в каждом учебном кабинете начальной школы и в каждой группедошкольных образовательных учреждений.
4.8. Информация дляродителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольныхобразовательных учреждений.
4.9. Наличие в библиотекеобразовательного учреждения методической, дидактической и художественнойлитературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожногодвижения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самихПравил дорожного движения.
4.10. Наличиеметодических рекомендаций и разработок, направленных на формирование знаний,умений и навыков по безопасности дорожного движения для педагогическихработников (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки).
5. Постоянно обновляемыесписки обучающихся, имеющих вело- и мототехнику. Проведение с нимидополнительных занятий по Правилам дорожного движения.
6. Журнал учета состояниядетского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении ипринимаемых мер по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
2.2 План внеклассныхмероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
№
пп
МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК
ОТВЕТСТВЕННЫЕ 1. Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе Ежемесячно Классный руководитель 2. Проведение бесед на родительских собраниях по БДД 1 раз в полугодие Классный руководитель 3. Проведение мероприятий по ПДД: " Знай правила дорожного движения как таблицу умножения", «Посвящение первоклассников в пешеходы», «Красный, жёлтый, зелёный», «Азбука безопасности», «Горят огни на перекрёстках», «Дорога и я», «Дорожная грамота» В течение года по утверждённому плану Классный руководитель, зам директора по ВР 4. Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения В течение года Классные руководители, зам директора по ВР, зам директора по безопасности 5. Проведение бесед — «минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах ежедневно на последнем уроке) В течение года Классный руководитель 6. Участие в проведении «Недели безопасности» (по плану школы) Сентябрь, май Классный руководитель, зам директора по ВР, социальный педагог 7. Заседание методического объединения классных руководителей 1 раз в месяц Зам директора по ВР 8. Подведение итогов работы, утверждение плана работы на следующий год Май Зам директора по ВР, зам директора по безопасности
2.3 Планы-конспекты
План-конспектмероприятия №1
Тема: Правила дорожного движения.
Класс: 7
Цель: изучить основные понятия и терминыправил дорожного движения.
Задачи:
1. Обучающая: углубить у детей знание того, чтоПДД — это закон для всех участников движения.
2. Развивающая: развивать внимательность,зрительную память.
3. Воспитывающая: Воспитание правовой культуры
Тип занятия: классный час.
Обеспечениемероприятия:
1. МТО: компьютер,мультимедийный проектор
2. ДО: слайды дорожныхзнаков, электронный учебник по ПДД.
3. МО: план-конспект,сборник по ПДД, брошюры «Правила дорожного движения».
Структура мероприятия:
1. Организационныймомент (3-5 минут)
2. Вводная часть(3-5минут)
3. Основная часть (20-25минут)
3.1 Изложениетеоретического материала
3.2 Играс участниками по знакам дорожного движения
4.Заключительнаячасть (3-5минут)
Ход мероприятия:
1.Организационныймомент.
Приветствие участниковмероприятия. Сообщение темы и цели мероприятия.
2.Вводная часть (беседа).
Давайте вспомним чтотакое правила дорожного движения?
Правило — условие, которое обязательнодолжно выполняться всеми участниками конкретного действия (например, игры,правописания, судебного процесса, организации, учреждения).
Следовательно правиладорожного движения (сокращенно:ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортныхсредств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые ктранспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
3.Основная часть
3.1Изложениетеоретического материала (рассказ, демонстрация слайдов, объяснение).
Высокий роставтомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах идорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневнокаждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов,а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всехучастников движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работатранспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и подростков, особеннов городах с интенсивным движением, является основной причинойдорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и соблюдатьдисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всехавтомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения —закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять.
Правила являются единымидля всей территории Российской Федерации и помогают установить порядок движенияпо улицам, площадям и другим проездам в городах и населенных пунктах, а такжепо дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и на внутриквартальныепроезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территориях промышленныхпредприятий, карьеров, складов, участков лесосек. Соблюдение Правил обязательнодля всех граждан и организаций.
Лица, нарушившие Правила,несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6.ПДД).
Настоящие Правила введеныв действие 1 июля 1994 года и включают в себя 24 раздела, вот некоторые из них(найти в брошюре ПДД).
Общие положения (1).
Общие обязанностиводителей (2).
Обязанности пешеходов (4).
Обязанности пассажиров(5).
Сигналы светофора ирегулировщика (6).
Дополнительные требованияк движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также погону животных (24).
Более подробно останавливаюсьна разделе 1. «Общие положения» (провожу в виде аукциона (вопрос-ответ)).
Особое внимание уделяюследующим терминам:
Участник дорожногодвижения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения вкачестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Водитель» — лицо,управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дорогевьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающийвождению.
«Пешеход» — лицо,находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на нейработу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных коляскахбез двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку,детскую или инвалидную коляски.
«Пешеходный переход» —участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствииразметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками5.16.1 и 5.16.2 (научить учащихся ориентироваться в цифровом обозначении).
Повторим термин «Дорога»,на данном занятии они должны усвоить различие между проезжей частью, полосойдвижения и разделительной полосой.
Дорога включает в себяодну или несколько проезжих частей. «Разделительная полоса» — конструктивновыделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, и непредназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств ипешеходов. Разделительной полосой может быть бетонный бордюр с газоном,ограждение… «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части,обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную длядвижения автомобилей в один ряд. Проезжая часть поделена на полосы движения, амежду собой они отделены разделительной полосой.
Разъясняю термины«Стоянка» и «Остановка», выделяю принципиальные различия и нахожусоответствующие им знаки.
К Правилам дорожногодвижения есть приложения № 1 «Дорожные знаки» и № 2 «Дорожная разметка и еехарактеристики».
Более подробно необходимоостановиться на дорожных знаках. Вспомнить, на какие группы они делятся.
3.2 Игра с участникамипо знакам дорожного движения
Показываю дорожный знак,ученик объясняет, к какой группе знаков он относится и что обозначает. Можнопользоваться брошюрой ПДД, чтобы лучше в ней ориентироваться и развивать зрительнуюпамять на дорожные знаки. Данное задание превращаю в игру. Тому, кто далправильный ответ, начисляется очко. Выигрывает, набравший наибольшее количествоправильных ответов. По результатам игры раздаются призы. Если ученики хорошоориентируются в брошюре и в дорожных знаках, то на следующем этапе предлагаюигру «Знаток дорожных знаков».
На столе все знакиперемешаны. Команда из нескольких учеников выбирает знаки определенной группы(группу знаков можно определить по жеребьевке) и закрепляет их на стенде.Выигрывает команда, выполнившая задание.
4.Заключительная часть
Делаются выводы посодержанию мероприятия, его проведению.
План-конспектмероприятия №2
Тема: Безопасность дорожного движения.
Класс:7
Цель: Изучить основы безопасностидорожного движения.
Задачи:
1.Обучающая: Расширитьу детей знания о БДД.
2.Развивающая:развивать логическое мышление, речь.
3.Воспитывающая: Воспитаниеправовой культуры.
Тип занятия: Классный час.
Обеспечениемероприятия:
1.МТО: компьютер,мультимедийный проектор
2.ДО: электронный учебникпо ПДД.
3.МО: план-конспект,сборник по ПДД.
Структура мероприятия:
1.Организационный момент(3-5минуты)
2.Вводная часть(3-5минут)
3.Основная часть (20-25минут)
3.1 Изложениетеоретического материала учителем
3.2 Дискуссия по БДД
4.Закрепление материала (3-5минут)
Ход мероприятия:
1.Организационныймомент.
Приветствие участниковмероприятия. Сообщение темы и цели мероприятия.
2.Вводная часть (беседа).
Давайте вспомним чтотакое БДД?
Безопасность дорожногодвижения — комплексмероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожногодвижения.
3.Основная часть
3.1 Изложениетеоретического материала учителем (рассказ, объяснение)
По российскомузаконодательству безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса,отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортныхпроисшествий и их последствий.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие,возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (говорят также обезрельсовом транспорте), в результате которого причинен ущерб. То естьисключаются например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упална дороге, сбит толпой и т. п.) и с его участием, при котором погибли илиранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинениной материальный ущерб. (Электронный учебник по ПДД)
Дорожные происшествия являются самой опасной угрозойздоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествийпревышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей,поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являютсяодной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляетсяи тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии)люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млнчеловек и около 50 млн получают травмы. Более 35000 погибает на российскихдорогах, и более 40000 на дорогах США. По оценкам статистиков, с начала XX векана дорогах США погибли в ДТП более 3 миллионов человек, что превышает всепотери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1775 года).
При изучении дорожной безопасности, выявляютфакторы, влияющие на частоту и тяжесть ДТП. Не каждое ДТП является «неизбежнойслучайностью» — так, например, по статистике, около 5 % летальных ДТПявляются выявленными самоубийствами, а некоторое (меньшее) количество ДТПявляются убийствами. Также, выявлено множество других факторов, влияющих навероятность ДТП, ответственность за которые несут участники дорожного движения,поэтому в настоящее время практически не используется распространенная ранееформулировка «несчастный случай на дороге», «снимающая» ответственность сучастников ДТП.
Штраф и тюремное заключение являются с юридическойточки зрения наиболее строгими видами наказания против виновников ДТП придорожном движении. Цель всего этого – снижение частоты тех нарушений, противкоторых они применяются и тем самым в снижении количества ДТП, которыенепосредственно связаны с этими нарушениями. Но всё же на данный момент как быни повышали размеры штрафов, большинство водителей так же не пристёгиваютсяремнями безопасности, проезжают на красный сигнал светофора, превышаютограничение скорости. А ведь это самые простые методы сохранения жизни каксамим водителю и пассажирам, так и непосредственно остальным участникамдорожного движения. (электронный учебник: разделы административнаяответственность и штрафы).
Таким образом, каждый водитель, каждый пассажирдолжны соблюдать правила дорожного движения, быть пристегнуты оборудованными вавтомобиле ремнями безопасности, следить за показанием стрелки спидометра ипонимать, что делают всё это они не для сотрудников дорожно-патрульной службы,не для правительства РФ, вводившее штрафы, а для сохранения собственного жездоровья, за сохранение спокойствия своих родных и близких, находившихся не свами!
3.2 Дискуссия по БДД .
1. Какие виды ДТП вызнаете?
2.Что такое несчастныйслучай?
3.Какие меры наказанияприменяются к виновникам ДТП?
4. Является ли падениечеловека на скользкой дороге случаем ДТП?
5.Как вы думаете, почемунекоторые водители не пристёгиваются ремнями безопасности?
5.Подведение итогов
Делаются выводы посодержанию мероприятия, его проведению.
План-конспектмероприятия №3
Тема: Пассивная безопасность ТС.
Класс:7
Цель: Изучение пассивной безопасности ТС.
Задачи:
1.Обучающая: Сформировать удетей знание о пассивной безопасности ТС.
2.Развивающая: Развивать умение анализировать,делать выводы.
3.Воспитывающая: Воспитание правовой культуры.
Тип мероприятия: Классный час
Обеспечениемероприятия:
1.МТО: компьютер,мультимедийный проектор
2.ДО: презентация «пассивнаябезопасность ТС», видеофильм «отвязанные»
3.МО: план-конспект.
Структура мероприятия:
1.Организационный момент(3-5минуты)
2.Вводная часть(3-5минут)
3.Основная часть (20-25минут)
3.1 Изложениетеоретического материала учителем
3.2 Дебаты участников мероприятия
4. Заключительнаячасть (5-10минут)
Ход мероприятия:
1.Организационныймомент.
Приветствие участниковмероприятия. Сообщение темы и цели мероприятия.
2.Вводная часть (беседа).
Знаете ли вы что такоебезопасность ТС?
Автомобильнаябезопасность условно делится на два вида — активную и пассивную.Активная безопасность — это системы и устройства машины, которыепозволяют ей избежать столкновения. А пассивная — этовозможности автомобиля сохранить жизнь и здоровье пассажиров, еслинештатная ситуация всё-таки произошла. В арсенале любого современного автоесть целый ряд средств для смягчения последствий аварии: ремни, подушки,деформируемые зоны.
3. Основная часть
3.1 Изложениетеоретического материала учителем (рассказ, демонстрация презентации, видеофильма,объяснение).
Что случаетсяс автомобилем и его пассажирами при лобовом ударе? Автомобиль мнётсяи останавливается, а пассажиры по инерции продолжают «лететь»вперёд, навстречу рулю, торпеде и лобовому стеклу. Казалось бы, местав салоне машины немного, сильно разогнаться (и, значит, стукнуться)не получится. Если бы. Ведь ускорение достигает десятковg, и такой удар может быть равносилен прыжку с многоэтажки.
Чтобы живые осталисьв живых и не покалечились во время серьёзной аварии,их скорость при столкновении нужно погасить как можно плавнее (недаром,прыгающим с высоты подстилают многоярусные маты). Причём скорость гаситьнужно так, чтобы внутри автомобиля оставалось достаточно жизненногопространства. А вот это уже задача, которая предъявляет к силовойструктуре автомобиля взаимоисключающие требования.
Получается, что кузовдолжен быть и жёстким, и податливым одновременно. Так вот, жёсткимделают каркас «жилой» зоны, в которой находятся водительи пассажиры — при ударе она деформируется в последнюю очередь.Силовая «клетка» салона сделана из сверхпрочной стали, в дверях естьмощные брусья, не дающие им сминаться. А относительноподатливыми изготавливают специальные зоны, за счёт деформации которыхи будет гаситься скорость. Моторный отсек и багажник как раз являютсятак называемыми зонами запрограммированной деформации. Так автомобили делают сравнительнонедавно. Раньше же никто об этом не задумывался, и машинысминались равномерно — страдал и кузов, и салон.А у современных автомобилей, попавших в аварию, как правило,можно увидеть, что передок разбит всмятку, а салон цел.
Не менее страшени удар сзади. В этом случае у пассажиров есть опасностьповреждения шеи. Чтобы этого избежать, человечество придумало подголовники,а затем — и активные подголовники. Первые просто удерживаютголову, не давая ей слишком сильно запрокинуться назад. А вторыесами, как только произошла авария, «прыгают» вперёд, обеспечивая мгновеннуюопору голове и вообще не давая ей смещаться.
Но это полдела.Чтобы люди получили наименьшие увечья, их во время аварии нужноудерживать совершенно особым способом.
Способы нам всем известныс пелёнок, но менее значимыми от этого они не становятся.Это устройства, системы и конструкции, которые преследуют всего лишь однуцель — вовремя «поймать» человека и как можно бережнее и плавнеепогасить его скорость. Конечно, лучше остальных на этом поприще себяпроявил бы большой батут. Он способен наиболее безвредно погаситьэнергию и скорость падающего на него предмета. Ведь он мягкий.Жаль, что места для батутов и многоярусных матов в автомобиле нет.Зато нашлось место для ремней и подушек безопасности.
Ремни перекочевалив автомобиль, как и множество других полезных решений,из авиации. Поначалу на автомобили ставились ремнис двухточечным креплением, которые «держали» седоков за живот илигрудь. Не прошло и полувека, как инженеры смекнули, что многоточечнаяконструкция гораздо лучше, потому что при аварии позволяет распределитьдавление ремня на поверхность тела более равномерно и значительноснизить риск травмирования позвоночника и внутренних органов.В автоспорте, например, применяются четырёх-, пяти- и дажешеститочечные ремни безопасности — они держат человека в кресле«намертво». Но на «гражданке» из-за своей простоты и удобстваприжились трёхточечные.
Чтобы ремень нормальноотработал своё предназначение, он должен плотно прилегать к телу.Раньше ремни приходилось регулировать, подгонять по фигуре.С появлением инерционных ремней необходимость «ручной регулировки»отпала — в нормальном состоянии катушка свободно крутится,и ремень может обхватить пассажира любой комплекции,он не сковывает действия и каждый раз, когда пассажир захочетсменить положение тела, ремешок всегда плотно прилегает к телу.Но в тот момент, когда наступит «форс-мажор» — инерционнаякатушка тут же зафиксирует ремень. Кроме того, на современных машинахв ремнях применяются пиропатроны. Небольшие заряды взрывчатки детонируют,дёргают ремень, и тот прижимает пассажира к спинке кресла,не давая ему удариться.
Ремни безопасности —это одно из самых действенных средств защиты при аварии. И хотяим сто лет в обед, их конструкция постоянно изменяетсяи улучшается. Вторым по значимости после ремней изобретением можно,пожалуй, назвать подушки безопасности. ( показ видеофильма).
Изначально вариантовнаполнения колокола подушки было несколько. Например, некоторые инженерыпредлагали закачивать в колокол газ, который хранился бы под высокимдавлением в баллоне. Но принцип пиротехнического наполнения подушкиперевесил. Именно он позволил надувать её мгновенно — всегоза 30—50 тысячных доли секунды. И пока инженеры нашлинеобходимое горючее, которое при небольших размерах заряда срабатывало какнадо, они многое перепробовали, в том числе и ракетное топливо.Сегодня в подушках в качестве пиропатрона используются компактныеи лёгкие «таблетки» из кристаллического вещества. Если соединение припомощи электрического тока нагреть до температуры выше 330°C, ононачнёт разлагаться на азот и натрий со скоростью, котораяпозволяет наполнять колокол подушки и доводить давление газов в нёмдо рабочей величины всего за 0,025–0,05 секунды.
Срабатывание подушкиопасно резким скачком давления, который может привести к травмированиюбарабанных перепонок и контузии. Ведь раскрытие колокола (иногдаодновременно нескольких) происходит в небольшом замкнутом пространствеавтомобильного салона. Подходов к решению этой проблемы несколько.Например, скорость вылета подушки снижают до определённого предела, чтобыхоть какая-то часть вытесняемого воздуха смогла стравиться через неплотностисалона. Второй, достаточно действенный способ, — применение подушек относительнонебольшого объёма. Но в некоторых случаях проблем с барабаннымиперепонками и контузией не избежать, всё зависитот индивидуальных особенностей человека и размера машины.
Несмотря на большойпрорыв в сфере «надувной» защиты, сказать, что подушки находятсяна пике развития нельзя. В скором времени подушки наделятспособностью раскрываться не после аварии, а за мгновениядо нее, тогда пневмоудар удастся сделать несколько мягче. Сейчасэлектроника умеет определять наличие пассажира в кресле,но в планах разработчиков научить систему безопасности распознаватьиндивидуальные данные человека (вес, рост), который в момент аварии сидитв кресле. Именно тогда подушка сможет сработать максимально эффективно.
Системы «надувной» защитыуже давно не ограничиваются фронтальными подушками. Конструкторыразработали аналогичные системы для защиты человека при боковом ударе.В базовое оснащение многих современных авто уже входят боковые подушки,вмонтированные в спинки передних сидений, а также надувные«занавески», которые размещаются в рёбрах крыши. Первые защищают телопассажира при боковом ударе, а вторые — голову. В отличиеот фронтальных подушек, которые сдуваются практически сразу послесрабатывания, занавески могут сохранять давление в течение несколькихсекунд, то есть до тех пор, пока опасная ситуация не минует.А при опрокидывании автомобиля они не дадут непристёгнутым пассажирамвылететь из салона.
3.2Дебаты участниковмероприятия
Предлагаю учащимсяразделиться на две команды (за и против ремней безопасности) и поучаствовать вдебатах. По одному человеку из каждой команды выходят к доске и высказываютсвои аспекты за и против ремней безопасности. Тому, кто доказал своё мнение,начисляется очко. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков. Порезультатам дебатов раздаются призы. Если ученики хорошо ориентируются втеоретическом материале, то на следующем этапе предлагаю дебаты «за и противподушек безопасности»
4.Заключительная часть
Делаются выводы посодержанию мероприятия, его проведению.
2.4 Методическийанализ разработанных мероприятий
Выберем для методическогоанализа мероприятие № 3 по теме «Активная и пассивная безопасность ТС».
Тип мероприятия былопределен как классный час, что соответствует методике воспитательной работы всреднем звене средней общеобразовательной школы, месте мероприятия в плане,содержанию материала и задачам мероприятия. При подготовке к мероприятию былиучтены:
— особенностивосприятия теоретического материала (применялись примеры из жизни учащихся),
— особенностивнимания и его устойчивость (преподаватель применял различные методы – рассказ,беседу, объяснение, демонстрацию презентации, видеофильмов и целесообразночередовал их),
— особенностимышления учащихся класса.
Структура занятия (орг.момент – вводная часть – основная часть – заключительная часть) соответствуеттипу внеклассного мероприятия, его задачам и требованиям.
На мероприятии применялиськак наглядные пособия, так и технические средства обучения (компьютер,электронный учебник). Темп, дикция и эмоциональность преподавателя были надостаточном уровне, педагог точно употреблял научную терминологию, имел контактс аудиторией.
Учащиеся участвовали вбеседе, отвечали на вопросы преподавателя, участвовали в дебатах.
По окончанию мероприятиябыли подведены итоги. На мероприятии были использованы приёмы и методыколлективной, групповой работы с учащимися. Сочетание этих методов и приёмов,позволили осуществить скрытый контроль развития речевых умений и увидетьусвоение учащимися теоретического материала.
Я считаю, что данноевнеклассное мероприятие прошло успешно, так как никаких негативных моментов вмероприятии не прослеживалось. Учащиеся с охотой и интересом вступали в диалогдруг с другом, активно работали в группах. Никаких изменений в ходе мероприятияне было. Дети активно работали и стремились высказаться. Во время проведениямероприятия в классе царила атмосфера дружбы и взаимовыручки.
Санитарные требования,оформление доски, освещение в аудитории, климат, соблюдались, как и правилатехники безопасности при работе с ТСО.
Поставленные цели изадачи мероприятия были реализованы.
Оценка мероприятия вцелом была отличной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения цели нашейкурсовой работы, а именно рассмотреть методику проведения внеклассныхмероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, мырешали ряд задач:
1.Описать понятие и видывнеклассных мероприятий.
2.Рассмотреть методикуорганизации и проведения внеклассных мероприятий.
3.Рассмотреть направленияпо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
4.Разработатьпланы-конспекты внеклассных мероприятий по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма.
В результате изученияпроблемы мы пришли к следующим выводам:
1.Внеклассныемероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемыепреподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственноговоспитательного воздействия на них.
Цель внеклассных мероприятий –обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требованиеотвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармоническисочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическоесовершенство.
2. Всеназванные виды внеклассной мероприятий в большинстве случаев тесно связаны другс другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса кпредмету, логического мышления.
3.Общимиусловиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:
— учет интересов и потребностейучащихся конкретного класса;
— четкое планирование внеклассной работы,определение ее конечных результатов;
— тесная связь с другими предметами;
–внимание к общественно полезной деятельности учащихся.
4. Под профилактикой детскогодорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленнуюдеятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин иусловий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибаюти получают травмы дети и подростки.
Эффективностьпрофилактики детского дорожно-транспортного травматизма, с одной сторонызависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных вобеспечении БДД, сохранения жизни детей и подростков, а с другой – требуетсявнедрение в практику этой работы современных научных достижений и новыхпедагогических технологии.
Нами были разработаны 3плана-конспекта внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортноготравматизма, соответствующих плану внеклассных мероприятий школы.
Таким образом, мы считаемцель нашей работы достигнутой.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б. Г.Человек как предмет воспитания [Текст]: избр. пед. труды. Т. 2./ Б. Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 1980.– 196 с.
2. Актуальныевопросы формирования интереса в обучении [Текст] / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1984. – 97с.
3. Гуткина, Н.И.Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком [Текст] / Н.И.Гуткина // Вопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 99-106.
4. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
5. Каджаспирова,Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Каджаспирова. – М.: Гардарики, 2007, -528с.
6. Лихачев, Б.Т.Педагогика [Текст]: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей; Юрайт, 1998.-464 с.
7. Педагогикапрофессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений /под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 368 с.
8. Поспелов, Е.М. Школьныйтопонимический словарь [Текст]/ Е.М. Поспелов. – М.: Просвещение, 1988. – 134 с.
9. Подласный, И.П.Педагогика [Текст] / И.П. Подласный. – М.: Владос, 2005. -574 с.
10. Правила дорожногодвижения: экзамен без проблем [Электронный ресурс].- М.: ООО «Акелла», 2007.- 1электр. опт. диск (CD – ROM; 12 см. – Систем. требов.: ПК 486; Windows 95 (OSR).
11. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. -2001. -№ 6.
12. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 450 с.
13. Скалеренко, А.Б.Общая педагогика [Текст] / А.Б. Скалеренко. – М.: Юнити-Дана, 2006. -479 с.
14. Харламов, И.Ф.Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. -519 с.
15. Кирьянов, В.Н. ПропогандаБДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России / В.Н. Кирьянов//http://www.gibdd.ru/
16.Добрая дорога детства [Электронныйресурс]: интернет портал// www.dddgazeta.ru/