ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Методика обучения технологии машиннойвышивки»
Бирск 2009
Содержание
Введение
1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательныхшкол
1.1 Методика обучения технологии
1.2 Методика обучения школьников технологиимашинной вышивки
1.3 Инструменты, приспособления и инвентарьуроков трудового обучения
2. Методика проведения занятий по технологии машиннойвышивки в XI классе
2.1 Перспективно-тематический план
2.2 Развернутые сценарии уроков технологии
2.3 План-конспект уроков технологии
Заключение
Литература
Введение
ВРоссии в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовкеучащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычноназывали термином «трудовое обучение», понимали разнообразные виды трудовойподготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли «профессионально-техническимобучением», относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оноскладывалось из двух взаимосвязанных частей – теоретического и производственногообучения.
Подбазовым содержанием «Технологии» понимается минимальный объем знаний и умений,которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебныхзаведений всех типов в пределах времени, отводимого по учебному плану.
Кобщеобразовательной школе применяется термин «система трудового обучения». Подсловом «система» при этом понимается дидактическая категория, предполагающаяединство содержания, методов и организации обучения и определяющая структуру ипоследовательность изучения учебного материала. При этом, естественно,подразумевается и развитие, и воспитание обучаемых. Тем самым мы подчеркиваемактуальность курсовой работы.
Объектисследования – процесс трудового обучения.
Предметисследования – применение методов иприемов обучения учащихся технологии по машинной вышивке.
Цельработы: изучить методику преподавания темы«Машинная вышивка» в 11 классе.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии по машинной вышивкебудет эффективным если:
– учитель будет владеть современнойтеорией и практикой трудового обучения учащихся.
– создана хорошая материальная база дляпроцесса трудового обучения.
– труд будет рассматриваться каксредство развития личности учащихся.
Задачикурсовой работы:
1. Изучить методику обучения технологии;
2. Изучить методику обучения школьниковмашинной вышивке;
3. Проанализировать учебную программу;
4. Разработать перспективно-тематическийплан;
5. Проанализировать методическуюлитературу;
6. Составить план-конспект и сценарий уроков.
Методыисследования:
–анализ теоретических источников по теме исследования;
–наблюдение, беседа;
–анализ работы учащихся.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущностиметодики технологии по машинной вышивке, которые могут быть использованы впроцессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностейучащихся.
Практическая значимость: разработанная методика технологии, перспективно-тематическийплан и развернутые сценарии и план – конспекты уроков могут быть использованы вработе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружковдополнительного образования и родителей.
1. Технология и методикаобучения учащихся общеобразовательных школ
1.1 Методикаобучения технологии в школе
Образованиеявляется составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявитьосновные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, врамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы.Материальная культура включает в себя совокупность материальных ценностей,средств производства, предметов труда. Под духовной культурой понимаетсясистема идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека.Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества.Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе общественного развитиягосподствовала та или иная универсальная культура. Универсальность культурызаключается в том, что она имеет систему эпистемологических принципов,характерных для конкретной эпохи. Универсальная культура являетсягосподствующей в обществе и определяет содержание других видов культур и всехсторон жизни человека, т.е. связывает общество изнутри.
Вобобщённом виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательнойдеятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологийматериального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвоватьв современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия сприродой, обществом и технологической средой.
Технологическаякультура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние навсе стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическоемировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов наприроду, общество и человека. Составной частью является технологическоемышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно – технологическойсреды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составнойчастью технологической культуры является также технологическая эстетика,которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлятьтехнологическую деятельность по законам красоты. Технологическая культураоказывает своё влияние на задачи и содержание подрастающего поколения. Всистеме общего образования осуществляется и технологическая подготовкаучащихся, целью которой формирование технологической культуры и готовности к преобразовательнойдеятельности с использованием научных знаний. Общими задачами технологическогообразования: вооружение учащихся технологическими знаниями, формированиетехнологических умений и навыков, воспитание технологически важных качествличности.
Технологическиезнания – это результат процесса познания технологического мира и его адекватноеотражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений иумозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические понятия:технология, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательскойдеятельности и др. Они должны иметь представление о прогрессивных технологияхматериального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.
Технологическиеумения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности наоснове приобретённых научных знаний. К ним относятся умения планировать своюдеятельность, прогнозировать и оценивать её результаты и эффективностьсамостоятельно добывать необходимые знания, выполнять графические работы,определять свою профессиональную пригодность.
Технологическиеважные качества – это свойства человека, необходимые для успешного овладенияпреобразовательной деятельностью. К ним можно отнести такие качества, каквысокий профессионализм, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствованиисвоих профессионально – технологических знаний и умений.
Такимобразом, технологическое образование – это процесс и результат творческого,активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков иличностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейсяв готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.
Объективностьнеобходимость технологического образования обусловливается тем, что сложившаясяпрактика политехнической трудовой и профессиональной подготовки школьников,бессменно распределённый по учебным предметам практический материал в видепримеров из жизни не позволяют в полной реализовать принципы системности ицелостности образования. Общеобразовательные предметы имеют слабую технологическуюнаправленность.
Атеперь покажем некоторые черты технологического образования. В современномпроизводстве быстро меняются технологии. Поэтому человеку нужно постоянно повышатьсвою общую и технологическую подготовку. Прежний лозунг «Знания на всю жизнь» –заменяется установкой «Знания через всю жизнь». Следовательно, акцент вобразовании должен переместиться с вооружения знаниями, умениями навыками наформирование потребности в знаниях и навыках самообразования.
Разрозненныешкольные предметы не могут в полной мере обеспечить развитие у учащихсятехнологического мировоззрения и мышления, сформировать у них представления отехнологических процессах на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, показатьвсеобщность технологии. Поэтому технологическое образование предполагаетпереход от предметного к проблемно ориентированному обучению. В школахнеобходимы интегрированные области знаний, построенные на стыке различных наук.Например, такой областью является сейчас «Технология», которая синтезируетнаучные знания из многих учебных предметов и показывает пути их использования вразличных направлениях преобразовательной деятельности человека и общества. Вэтой связи в школе возможно появление таких областей знаний, как эргономика,генная инженерия, психоаналитика и др.
Однимиз основных недостатков современного образования в школах России являетсязасилий информационно-репродуктивных, пассивных методов обучения, что приводитУК тому, что знания учащихся являются неглубокими, формальными, т.е. «непознанными».В технологическом образовании, чтобы сформировать творческого «технолога»,необходимо использование творческих, активных методов обучения: деловых игр,проектов, учебных экспериментов, индивидуальных консультаций. Эти методыспособны обеспечивать как опредмечивание, так и распредмечивание знаний.
Втехнологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основногоисточника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельностиучащихся, т.е. менеджера в образовании.
Изменяютсяи критерии эффективности образования. Ими становятся уровень технологическойкультуры, адекватное самоопределение выпускников школы, а не простоуспеваемость и качество знаний по учебным предметам.
Итак,основными чертами технологического образования школьников являетсякультуросообразность, целостность и системность, интегративность, проектность ивариативность. А важным условием развития технологического образованияшкольников является повышение технологической культуры учителей и родителей.
Такимобразом, мы выяснили, что предмет «Трудовое обучение», а впоследствии «Технология»,претерпевали различные изменения. В разное время к этому предмету относилисьпо-разному. Этой дисциплине то уделялось большое значение, то наоборот, ее невоспринимали как серьезный предмет.
Междутем технологическое обучение как учебный предмет является совершенно уникальнымобразованием. Само понятие «технология», введенное в название нового учебногопредмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде Современное применениеэтого понятия охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспектычеловеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепцииформирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» определяюттехнологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимальногопреобразования и применения материи, энергии и информации по плану и винтересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этихпреобразований направлено, в конечном счете, на развитие личности, еепреобразующего материала.
В своюочередь учебная программа является основным документом, которым руководствуетсяучитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися,подбирая объекты труда. Немаловажную помощь при разработке урока учителю даетметодическая литература. Школа должна идти в ногу со временем, с развитиемобщества. Учитель должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогическойнауки и методики технологии, должен изучать и делать анализ методическойлитературы. Результаты трудового обучения достигаются лишь при совместнойдеятельности учителя и ученика. Поэтому учителю необходимо планировать и тщательнопродумывать каждый шаг занятия, должна быть продумана и спланированадеятельность учащегося.
1.2 Методикаобучения школьников машинной вышивкеМашинная вышивка изучается в 11 классе в разделе «ХУДОЖЕСТВЕННАЯОБРАБОТКА ТКАНИ» и на изучение отводится 10 часов по программеобщеобразовательных учреждений «Технология 1–4, 5–11 классы» и по учебнику дляучащихся 11 класса общеобразовательных учреждений «Технология», Симоненко В.Д.,Матяш Н.В., Терентьева Т.И.
Цели изадачи изучения данного раздела:
· ознакомление с машинной вышивкой,инструментами, приспособлениями и материалами машинной вышивки;
· совершенствование практических умений инавыков учащихся в овладении машинной вышивкой;
· развитие художественной инициативы;
· воспитание привычки к чистоте,сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил в быту и напроизводстве;
· воспитание уважения к народным обычаями традициям, ознакомление учащихся с профессиями вышивальщицы и профессиейдизайнера.
Основнаяцель раздела – формирование знаний, умений, навыков в области социальной этики,воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близкихлюдях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.
Всодержании этого раздела программы информационные технологии занимают прочноеместо. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способамипоиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками иносителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школевычислительной техники создаёт дополнительные возможности для накопленияинформации, ускоряет её поиск, способствует интеллектуальному развитиюучащихся. С помощью вычислительной техники осуществляется расчёт количестваматериалов и стоимости изделия, поиск нужного материала и модели изделия,составление технологической карты и его изготовление, а также информация поразличным стандартам на швейные изделия, ткани, размерным признакам фигур т.д.
Другимаспектом применения ЭВМ в курсе «Технология» есть система автоматическогопроектирования, использующая графические дисплеи и планшетные графопостроители,что, наряду со значительной экономией учебного времени на конструирование имоделирование швейных изделий за счёт устранения непроизводительного ручноготруда по вычерчиванию выкроек, значительно повышает интерес школьников кпредмету.
В ходеизучения предмета «Технология» у учащегося работает самостоятельная мысль, унего есть возможность творчески, внося что-то более рациональное, организоватьсвой труд, проверить, оценить его в свете своих собственных взглядов, знаний.Только такая активность и самостоятельность характерна для сознательностиусвоения учебного материала. Примером тому служит тема» Вышивки гладьевымваликом». На этом уроке учащиеся делают практическую работу, что обеспечиваетхорошую усвояемость нового материала.
Вшкольном курсе «Технология» наглядность обучения лежит в основе реализациидидактических принципов. В ходе реализации этого принципа происходит ориентацияучащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств,возможность показа предмета в его развитии и изменении, появление учащимисямаксимум активности и самостоятельности, не допуская перегрузки обучениянаглядными пособиями, не превращая наглядность в самоцель. Плакат обезопасности работы наглядно демонстрирует о технике безопасности при работе сшвейной машиной, иглами, ножницами и другими колющими предметами.
Принциппрочности требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялисьосознанные, систематизированные знания, умения и навыки.
Самостоятельностьмысли при повторении находит свое выражение в создании новых способовдоказательств, решения познавательной задачи. В условиях практическогоприменения знаний на этом предмете создаются весьма благоприятные условия длясамоконтроля. На каждом уроке учитель в первую очередь должен закреплятьпройденный материал, т.е. проверять прочность знаний. Этот подход к проверкезнаний ведёт, прежде всего, к успешному результату и к хорошим оценкам.
Длятого чтобы учащиеся сознательно овладевали знаниями, чтобы обучениедействительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно учитыватьособенности каждого ученика.
Индивидуальныйподход к учащимся в «Технологии» позволяет учителю, прежде всего, сделатьобучение более доступным для каждого из них, умение применять знания напрактике, самостоятельно мыслить, способность преодолевать помехи и трудности.Правильный учет этих особенностей помогает учителю лучше организоватьсамостоятельную работу учащихся. На уроке «Вышивка несложного рисунка длясалфетки» учащиеся могут полностью раскрыть или открыть свои таланты. Здесьтребуется фантазия, чувство стиля, что в дальнейшем может повлиять на выборпрофессии.
Межпредметныеи внутрипредметные связи:
Экология– помогает определять экологически чистые материалы и знать их предназначение.
Охранатруда – несет важное значение на предмете «Технология». Это безопасность приработе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.
Экономика– расчёт изделия при изготовлении, экономия материалов.
ИЗО –красиво изображать различные виды вышивки.
Черчение– конструирование и моделирование чертежей одежды и вышивки.
Химия– химический состав тканей и нитей.
Биология– где и из чего получают различные виды тканей и нитей.
Эргономика– удобство человеческой жизни.
Информатика– удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежадля вышивания.
Приизучении раздела учитель постоянно уделяет внимание экологическим вопросам,формирует у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы,общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, онегативных последствиях влияния трудовой деятельности человека на окружающуюсреду и здоровье. Воспитывает у учащихся привычку экологически целесообразногоповедения, стремления к активной практической деятельности в систему жизненныхмотивов, потребностей, идеалов каждого школьника, развивает практические уменияпо изучению, анализу, оценке и способам улучшения состояния окружающей средысвоего края, области, города, села. В содержании экологического образованияучитываются состояние окружающей среды, традиции и экологическая культуранаселения данной местности.
Практическиеработы учащихся:
1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке, полотна с нанесенным простейшим рисунком.
Выработка навыка правильного положения рук.
2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины.
3. Выполнение простой строчки; прямая в различных направлениях, ломаная или кривая с ритмично повторяющейся конфигурацией.
4 Выполнение вышивки простой строчкой по краю воротника, рукавов, карманов, по низу платья.
5. Заполнение контура рисунка простой строчкой.
6. Изготовление образца вышивки гладьевым валиком.
7. Вышивка несложного рисунка для салфетки, скатерти, воротничка и т.д.
8.Показ правил безопасной работы при выполнении машинных работ;
9.Подготовка рабочего места;
10. Образцывышивки;
11. Проведениеконтроля качества выполненной работы;
12. Исправлениедефектов.
Основнойформой обучающего процесса в школе является комбинированный урок.
Эвристическаябеседа – учитель путём совместных с учащимися логических рассуждений подводитих к определенному выводу, при этом учитель побуждает учащихся активноиспользовать ранее полученные знания, жизненный и трудовой опыт, сравнивать,анализировать, сопоставлять. Это проблемный метод обучения – в основе учебнаяпроблема.
Методучебной демонстрации – является одним из самых распространённых методов.Демонстрации могут быть динамическими – показ приёмов подвижных натуральныхобъектов, действующих моделей. Статическая демонстрация – показ неподвижныхнатуральных объектов, недействительных объектов, макеты, схемы, таблицы.
Методыконтроля – устный опрос, выполнение практических работ, проверка домашнегозадания, текущее наблюдение.
Такимобразом, после изучения раздела «Машинная вышивка» у учащихся формируется знанияи умения:
1) Учащиеся должны знать:
· возможности применения машинной вышивки в отделке современной одежды;
· инструменты, приспособления, материалы для машинной вышивки;
· правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки
· натяжения нити;
· способы закрепления ткани в пяльцах;
· способы перевода рисунка на ткань;
· приемы вышивания на машине;
· техника выполнения простых и сложных швов;
· приемы выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными швами;
· правила обработки изделий после вышивки.
2) Учащиеся должны уметь:
· переоборудовать и налаживать, швейную машину для выполнения машинной вышивки;
· заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине;
· выполнять различные швы и применять их для художественного оформления
· швейных изделий;
· выполнять окончательную обработку швейных изделий после
· вышивки.
Наоснове приведенного выше материала относительно методики обучения учащихся технологиимашинной вышивки можно сформулировать вывод о том, что учащиеся в совершенствеовладеют техникой машинной вышивки, если прежде всего изучать швейную машину ипорядок работы на ней.
1.3 Инструменты, приспособления иинвентарь уроков трудового обучения при изучении машинной вышивки
Урокитехнологии девочки при изучении машинной вышивки должны проводиться в кабинетахобслуживающего труда, где они приобретают навыки швейного дела. Кабинет долженбыть оборудован швейными машинами и всеми необходимыми для урока вышивания – какв настоящей профессиональной мастерской.
Наиболееудобными швейными машинами для выполнения вышивки являются ножные с центральнойшпулькой. В принципе, вышивать можно как на ножных, так и на ручных машинахлюбой марки, но не с качающимся челноком.Швейные машины дляуроков труда в школах выбирается исходя из наличия в них всех основных функций,повышенной надёжности и простоты обслуживания и ремонта.
Инструментыи принадлежности для вышивания на швейной машинке
1. Пяльцы с винтом. Они должны быть деревянные или пластмассовые,круглой формы, диаметром не больше 18–20 см и высотой около 8–10 мм.Большего размера пяльцы ограничивают место работы, их трудно вынимать из-подиглы и можно порвать ткань.
2. Отвертка большая.
3. Отвертка малая.
4. Масленка.
5. Машинные иглы от №65 до №100.
6. Нитки х/б от №60 до №100, №10 или «кроше», ирис, шелк
7. Маленькие ножницы с изогнутыми концами.
8. Прозрачная бумага и копирка.
9. Колышек для дырочек.
10. Простой карандаш «М».
2. Методика проведения занятийпо технологии машинной вышивки в XI классе
2.1 Перспективно-тематический план
Образовательные программывключают в себя элементы планирования. Для учета новых требований к подготовкеспециалиста планирование образовательного процесса в профессиональных учебныхзаведениях должно быть перспективным. Это позволит отразить в программахучебных дисциплин и ввести в конкретные темы занятий не только содержание,соответствующее современному состоянию производства, но и материал, ориентированныйна перспективу развития производства.
Перспективно-тематическоепланирование способствует формированию профессиональных и надпрофессиональныхкачеств будущих специалистов. Методика перспективно-тематического планированиястановится особенно актуальной в связи с повышением требований к качествуподготовки специалистов.
В структуруперспективно-тематического планирования заложены методы, формы, приемы испособы обучения, учитывающие поэтапное и параллельное формированиепрофессиональной компетентности специалиста через реализацию содержанияспециальных дисциплин. Одновременное формирование профессиональных инадпрофессиональных качеств способствует повышению интереса обучаемых кучебному процессу и саморазвитию личности.
Разнообразие тем и видов труда,предусмотренных программой трудового обучения, требует от учителя особоговнимания к тематическому и перспективному планированию уроков.
Как известно, нельзя определить цели, задачии содержание отдельно взятого урока, не связав его с предыдущими и предвидябудущих. «Урок – это ступенька лестницы, ведущей к более широким педагогическимцелям и задачам целостной темы программы.