Использованиеновых информационных технологий на уроках истории
Информационныетехнологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую,звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю иучащимся использовать самые различные источники информации.
В современных условияхглавной задачей образования является не только получение учениками определеннойсуммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельногоприобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих скомпьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков,умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделятьглавное,обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытиивозможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментовявляется программа Power Point. В данной программе учителем и ученикамисоставляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержкупри подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
Презентация позволяетучителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Общественно –политическое устройство России в XVII веке” можно использовать видеофрагмент,демонстрирующий символы царской власти (“Большой наряд”) Программа Power Pointпозволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание наизучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока,затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
На уроках историииспользуются такие формы работы, как подготовка ученикамидокладов ирефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовойи иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой длявыступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point этостановится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провестиогромную научно-исследовательскую работу, использовать большоеколичество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратитькаждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждогослайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен бытькрасивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данныйвид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление,формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями,выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрациипрезентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловнопригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, чтопозволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютеромявляется одним из элементов современной молодежной культуры.
Использование учебныхпрограмм позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разныхнародов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий сиспользованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классическогоискусства” программа “Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальныеинструменты древнего мира и услышать их звучание провести экскурсии поисторическим памятникам древнего мира Электронная книга “История России сдревнейших времён” С.М.Соловьёва позволяет использовать на урокахпервоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., атак же 3 варианта перевода “Слова о полку Игореве”, “Историю Петра” и “ИсториюПугачёва” А.С. Пушкина.
Презентации могутшироко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяетповысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможностьучителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода кпроведению уроков. Подготовка презентаций — серьезный, творческий процесс,каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрениявосприятия ученика.
Программа Power Pointдает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты историческихдеятелей, видеофрагменты, диаграммы.
1. Использование карт.
Тема: “Экономическоеразвитие России в XVII веке”
2. Использованиерисунков.
Тема: “Россия нарубеже XVII – XVIII веков”
3. Демонстрацияпортретов исторических деятелей.
Тема:“Юность Петра”
4. Использованиедиаграмм.
Тема:“Россия нарубеже XVII – XVIII веков”
Презентации эффективноиспользуются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемыхобъектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При актуализациизнаний, например, по теме “Северная война” (7-й класс) использованиегиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.
При объяснении новогоматериала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, котораяпомогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов,передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемомматериале, помогает составлению плана изучения темы.
Тема “История исовременность” (6 класс)
Лекция учителясопровождается показом презентации.
1. Появление карты
2. На слайде появляетсяизображение скифов
3. Появлениеизображения сарматов
4.Обозначениетерритории, на которой расселились древние славяне к V веку
5. Великое переселениенародов. Движение гуннов с востока на запад (движение по карте справа налево)
6. Появление кочевыхплемен (хазары, печенеги, половцы)
7. Взаимоотношенияславянских племен и варягов
8. Взаимоотношенияславян и Византии
В данном слайдерассматриваются взаимоотношения славянских племен и их соседей с I по IX векн.э.
При закреплении знаний,используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповуюдеятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя иучеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формируетумение работать в группе.
При изучении темы“Политическое устройство России во второй половине XVII века” (7-й класс)ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия БоярскойДумы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затемсоздаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы.Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепитьполученные на уроке знания
При первичном контролевтеме“Россия на рубеже XVII – XVIII веков” на уроке“Предпосылки преобразований” ученикам предлагаются вопросы.В случаенеудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используягиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимаяинформация для ответа.
Новые информационныетехнологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но ивнеклассную работу. При проведении школьного праздника, посвященного 62-йгодовщине контрнаступления советских войск под Москвой, была созданапрезентация с использованием фрагментов кинохроники времен ВеликойОтечественной войны, фотографий, песен, плакатов.Это позволило погрузить участниковпраздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональноевосприятие трудностей войны и значение победы.
Развитие обществасегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии вовсех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени,а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своейдеятельности, т.к. главная задача школы — воспитать новое поколение грамотных,думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.