Реферат по предмету "Педагогика"


Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе как средство активизации деятельности учащихся

ГОУ СПО«Кунгурское педагогическое училище»
Допущена к защите
Зам. директора по учебной работе
                                Л.А.Патракова
                                              2008 г.
Председатель ПЦК
естественно-математических
дисциплин
                                     Т.А.Трясцына
                                                  2008 г.
Использованиемультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательныхчисел в 6 классе как средство активизации деятельности учащихся
Выпускная квалификационная работа
по методике математики
Федоровцевой Веры Сергеевны
Специальность 050201 Математика
Группа М-51               отделение:очное
Руководитель:               В.В.Сибирякова
преподаватель информатики
Защита состоялась:
Отметка:
2008

Содержание
Введение. 3
Тезаурус. 5
Глава 1. Теоретическое обоснование использованиямультимедиа аппаратуры… 6
1.1. Особенности информационныхтехнологий в учебном проц. 7
1.3. Основные проблемы инедостатки применения мультимедиа в образовании  17
1.4. Технология созданиямультимедиа. 19
1.5. Методика создания учебноймультимедийной презентации. 26
Глава 2. Практическое применение мультимедиа на урокахматематики. 28
Список литературы… 54
Приложения. 55
Введение
Сменаисторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий.
ГербертМаршалл Маклюэн
В конце ХХ в.человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальноеили информационное общество, а тезис известного исследователя массовыхкоммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новоеподтверждение [7, 3].
Распространенным является суждение о том, что «мы живем в век информации и коммуникаций», а это несовсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, нопостиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительнобыстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможностистановятся беспрецедентными для развития  человека, для эффективного решениямногих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.
Современныеинформационные и коммуникативные технологии, созданные отнюдь не для нуждсистемы образования, ведут к подлинной революции в образовании. На сегодняшнийдень можно отметить, что система образования встраивается в сетевой мир, гдеуже прочно заняли свое место средства массой информации, реклама, банковскаясистема, торговля и т. п.
Система образования — этов первую очередь учителя, и от их профессиональной подготовки зависит оченьмногое. В современном образовании существует много проблем, а в связи синформатизацией возникла еще одна: переподготовка кадров. Мировой опытсвидетельствует о том, что решение проблем образования начинается спрофессиональной подготовки педагогов. В связи с этим чрезвычайно актуальным становитсятакое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основаноне только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия,биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общейкультуре, включающей информационную. То есть, необходима основательнаяподготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий.Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применятьименно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целямизучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничногоразвития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [7, 5].
Исходя из выше сказанного,была поставлена цель данной работы, которая состоит в том, чтобы разработатьсистему уроков с применением ИКТ в 6 классе при изучении положительных иотрицательных чисел.
В то же время авторомбыли сформулированы такие задачи, как:
1.            проработатьлитературу по изучаемой теме;
2.            познакомиться сметодикой работы по использованию ИКТ при обучении математике;
3.            разработатьконспекты уроков математики в 6 классе с учетом использования компьютерныхтехнологий.
Объектом исследования является процессобучения математике.
Предметом исследования является использования компьютерапри обучении математике учащихся 6 класса.
Контингентом являются учащиеся 6 класса СОШ №21.
Гипотеза: использование информационныхтехнологий на уроках математики повышает активизацию деятельности учащихся науроке.
Данная работа состоит издвух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы использованиякомпьютера при обучении учащихся. Во второй разработаны конспекты уроков сучетом использования мультимедиа.
Тезаурус
 
Медиа – средства массовой информации.
Мультимедиа – совокупность программно-аппаратныхсредств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде.
Мультимедиа-компьютеры– компьютеры ссовокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводитьзвуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики,анимационные фильмы и др.).
ТСО – технические средства обучения.
ПМК – предметно-методический комплекс.
НИТ – новые информационные технологии.
РЦИСО – российский центр интерактивныхсредств обучения.
КПД – коэффициент полезного действия.
ПК – персональный компьютер.
Информационная технология — процесс, использующий совокупностьсредств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) дляполучения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления(информационного продукта).
Образовательнаятехнология — этомодель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельностипо проектированию, организации проведению образовательного процесса сбезусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
МСО – мультимедийные средства обучения.
Образовательнаятехнология — этомодель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельностипо проектированию, организации проведению образовательного процесса с безусловнымобеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Компьютернаяпрезентация — этонабор слайдов и спецэффектов, использующиеся для показа на экране.
PowerPoint – графическая программа для созданияи редактирования презентаций [1,34].
Глава1. Теоретическое обоснование использования мультимедиа аппаратуры
 «Следует упражнятьчувства посредством внимательного ознакомления с предметом, сохранятьприрожденную впечатлительность и живость и заботиться об основательном усвоении».
А. Дистервег
Современная проекционнаяаппаратура, представленная на отечественном рынке огромным количеством моделей,в основном зарубежного производства, является, как правило, мультимедийной(многофункциональной). Многие модели сопряжены с компьютерами, которые тожепредставляют собой мультимедийное устройство [8,87].
Термин «медиа» происходитот английского слова media,переводимого как «средства массой информации» [2,528]. «Мультимедиа» означает совокупностьпрограммно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковомвиде [3, 426]. Мультимедиа-компьютеры – компьютеры с совокупностью программныхи аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.),а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.) [8,87].Мультимедиа – средства, которые становятся все более распространенными, имногие программы тоже становятся в той или иной мере мультимедийными.
Мультимедиа – компьютердолжен иметь:
—  дисковод длякомпакт-дисков
— звуковую карту, позволяющуювоспроизводить звуковые записи, а также синтезировать музыку, записывать вформате MIDI (электронный аналог нот)
— видеосистему,позволяющую работать как минимум в видеорежиме с разрешением 640*480 точек с65 536 цветами на экране.
Кроме перечисленного длявоспроизведения звука необходимы еще акустические системы (колонки) илинаушники.
Современный компьютер всочетании с мультимедийной проекционной аппаратурой может заменить практическипочти все традиционные ТСО.
1.1.Особенности информационных технологий в учебном процессе
 
Российский ЦентрИнтерактивных Средств образования (РЦИСО) г. Москвы проводил эксперимент повнедрению информационных технологий в процесс преподавания предметов школьногокурса наук. В результате четырехлетнего эксперимента РЦИСО выявилнеобходимость:
1. облегчения трудаучителя в области рутинных операций по:
–          проверке знаний иумений учащихся;
–          ликвидациипробелов знаний учащихся;
–          тренировке поавтоматизации общезначимых навыков (устного счета, грамотности и т.п.);
2. внесения в учебныйпроцесс принципиально новых возможностей:
–         моделирования (втом числе ранее недоступных) процессов и явлений;
–         интенсификацииработы по овладению новыми знаниями, умениями и навыками благодаря облегчению иускорению рутинных операций, возложенных на ПК (счет, построение графиков,моделирование процессов, графическое отображение процессов и закономерностей,адаптирующаяся проверка знаний, умений и навыков);
–         самостоятельнойработы учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в том числе сбольшими, недоступными без ПК массивами информации;
–         качественногонового предъявления учебной информации на базе мультимедиа-технологии.
На базе обозначенногоподхода Российским Центром Интерактивных Средств обучения были отобраны ипредлагаются для массового внедрения в школы ПМК по следующим направлениям:
–         компьютерныеучебники;
–         тренажеры иразвивающие игры;
–         учебные базыданных;
–         инструментально-педагогическаясистема для создания систем автоматического обучения и адаптирующейся к успехамученика проверки его знаний;
–         полуавтоматическаясистема составления расписания школы;
–         система веденияотдела кадров, тарификации и расчета заработной платы в школе, настраиваемая повсем параметрам.
ПМК поддерживаютследующие предметы общеобразовательного и специального циклов:
–         математика;
–         физика;
–         русский язык;
–         астрономия;
–         английский язык;
–         химия.
РЦИСО продолжает работупо апробации, сбору и внедрению в учебный процесс ПМК по всем предметамшкольного курса, так как он вносит в учебный процесс, непосредственно новыевозможности для обучения.
Методы и средстваобучения раскрываются в формах организации учебного процесса, в основных видахучебной деятельности, одной из видов которой является лекция, направленная напервичное овладение знаниями. Главное назначение лекции — обеспечитьтеоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности иконкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры длясамостоятельной работы над курсом.
Применение информационныхтехнологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционноосуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиакурсов. При этом качество усвоения теоретического материала, не уступающеетому, которое достигается при чтении лекций, может быть достигнуто за счетсоздания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций вучебном процессе.
Для организации изучениятеоретического материала могут быть использованы следующие виды мультимедиакурсов.
Видеолекция. Лекция учителя записывается навидеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиаприложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не толькообогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым ипривлекательным для учеников. Несомненным достоинством такого способа изложениятеоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобноевремя, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
Мультимедиа лекция. Для самостоятельной работы надлекционным материалом могут быть разработаны интерактивные компьютерныеобучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материалблагодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждыйобучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала,удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующийпсихофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в такихпрограммах достигается не только за счет содержательной части и дружескогоинтерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ,позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебногоматериала.
Традиционныеаналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методическиепособия для изучения теоретического материала и т.д.
Следующим видом учебнойдеятельности являются практические занятия — форма организации учебногопроцесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсужденияпервоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством учителя.Использование информационных технологий требует изменения характера организациипрактических занятий и усиления их методической обеспеченности.
Практические занятияпо решению задач могутбыть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которыхсобраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса. Приэтом электронный задачник может одновременно выполнять функции тренажера, т.к.с его помощью можно сформировать навыки решения типовых задач, осознать связьмежду полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решениекоторых они могут быть направлены.
Лабораторные работы позволяют объединитьтеоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессенаучно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа — форма организацииучебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельностипутем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса.
Внедрение в учебныйпроцесс информационных технологий сопровождается увеличением объемов самостоятельнойработы учеников. Это, в свою очередь, требует организации постояннойподдержки учебного процесса со стороны учителей. Важное место в системеподдержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точкизрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формыорганизации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными вдругие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторныепрактикумы и т.д.).
Это требует разработкиспециальных учебно-методических изданий вспомогательного (справочного)характера, с помощью которых учащиеся могли бы получать консультативную помощь.К их числу следует отнести мультимедийные издания: энциклопедии, словари,хрестоматии, справочники и т.п.
Внеаудиторнаясамостоятельная работа учеников относится к информационно-развивающим методамобучения, направленным на первичное овладение знаниями. Она включает в себя,как  самостоятельную, так и исследовательскую работу, осуществляемую подруководством учителя.
Информационные технологиипозволяют использовать, как основу для самостоятельной работы учеников нетолько печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но имультимедиа курсы, ресурсы сети Интернет — электронные базы данных, каталоги ифонды библиотек, архивов и т.д.
Педагогическийконтроль являетсяодной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяетосуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности учеников,педагогического мастерства учителя и качества созданной обучающей системы.
Практически все возможныевиды контроля могут быть реализованы с помощью НИТ, позволяющих снять частьнагрузки с учителя и усилить эффективность и своевременность контроля.
В системе образования всеболее широко внедряются информационные технологии. Не смотря на то, чтоотношение к новому явлению в образовании не однозначно, хотя люди всегданастороженно относятся ко всему новому, большинство педагогов считают, чтомультимедийные уроки, проводимые в системе, эффективны.
На современном этаперазвития общества уделяется довольно большое внимание техническому оснащениюучебного процесса. Школы насыщаются компьютерами и интерактивными досками,достаточно быстро осуществляется «интернетизация» образования.
Без налаженной системыобучения и переобучения учителей, разработки и внедрения программного ипрограммно-методического обеспечения, причем именно системы, а не кустарноразработанных и произведенных в расчете на быструю прибыль или поставленную гденадо галочку сомнительного качества продуктов, ─ все это останетсядорогостоящими, неэффективными и быстро ломающимися игрушками [12].
Поэтому в связи смодернизацией образования к техническому оснащению учебного процесса подходятсерьезно. И давно занимаются этим. Настолько давно, что уже пришли к выводу,что важно не столько наличие компьютера в школе, сколько программноеобеспечение.
Наряду с вопросом отехническом оснащении возникает еще один: «Что нам дает использованиемультимедиа в школе?»
Ответ на этот вопросдостаточно очевиден. Возможность воздействовать на все органы чувств и,следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно,резко повысить возможности восприятия им учебного материала. По крайней мере,теоретически. Современный мультимедийный комплекс сродни мощному оружию.Невольно в связи с этим возникает следующий образ. Известно, что знаменитыйсоветский асс И. Кожедуб летал на американском истребителе «Аэрокобра». Толькоон усовершенствовал систему огня: вывел все пулеметы и пушки на одну гашетку.Поэтому, поймав в прицел вражеский самолет и нажав на спуск, он уж точно хотьиз одной единицы оружия попадал в противника. А иногда буквально разносил егона куски, если в цель попадал из всех видов оружия.
Действительно,использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика,насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьированияразличных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок)на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальнымматериалам ─ фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п.
Однако анализ медиапродуктов,─ к сожалению, показывает, что их разработчики не совсем яснопредставляют себе специфику создаваемого продукта. По сути, они создают тот жетекстовый учебник, только ярче и разнообразнее иллюстрированный. Причем учебниктрадиционный ─ тот самый, в основе которого лежит нормативный текст.
Визуальный (а такжемузыкальный, видео и т.п.) материал, как и в традиционном учебнике, играет рольвсего лишь иллюстрации. И, как в обычном учебнике, далеко не всегдадействительно «привязанный» к тексту. [6].
Исходя из всего, нужнодостаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально,использовать их.
Можно выделить триосновных способа (или подхода) использования мультимедийных средств:
1.        Иллюстративный(традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрируеттрадиционный рассказ учителя. Ученики на первых порах внимательно следят заменяющимися по мановению руки учителя «картинками», часто при этом «забывая»воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальшеэтого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный рядзатем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому жерано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется.
2.        Схематичный(шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектовили структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишьрасширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными,яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками». В общем,более или менее полно используются возможности программного обеспечения (какправило, Power Point).
3.        Интерактивный. Наиболеесложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов.Разница заключается в том, что использование разнообразного визуальногоматериала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов,отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подходатребует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и «картинки»должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличатьсяопределенной „символичностью“. Но самое главное в таком подходе ─ высокийуровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в такомсочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их насопоставление, размышление, дискуссию.
Необходимо отметить, что в любом случаеиспользование мультимедиа не вносит в педагогическую стратегию ничегопринципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями,предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотявозможности его расширяются. Но ─ на том же поле, в привычной парадигме!Образно говоря, делает то же, только руки его удлиняются, становятся более гибкимии умелыми [12].
Иные подходы (по крайней мере, на сегодняшний день)представить себе сложно. А значит, мультимедийный урок ─ урок тот жесамый, только технически более оснащенный. Вопрос состоит в том, какаястратегия из трех описанных более предпочтительна, более полно позволяетиспользовать эти самые технические возможности.
Ответ достаточно очевиден. Любой урок имеет двухсубъектов ─ учителя и учеников (другое дело, что второй субъект состоитиз ряда подсубъектов). Мультимедиа третьим субъектом стать все же не могут. Номультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке учеников,интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого изних даже при очень разном уровне их индивидуальной готовности. Каждый сможетвидеть, слышать, анализировать ─ пусть и на своем уровне. То есть уровеньиндивидуализации обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен бытьдействительно интерактивным [13,116]. И на это должен работать, прежде всего,подбор материала и методическая его обработка.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги. Онисводятся в основном к следующему:
1.        Мультимедийныйурок может значительно увеличить возможности преподавания, сделать гораздоболее индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие учебногоматериала.
2.        Наиболееэффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий. Снекоторым преувеличением можно даже сказать, что он тем более эффективен, чемболее интерактивен.
3.        Было бы неплохоорганизовать выпуск не только традиционных медиапродуктов, но и сборниковразнообразных материалов, которые позволяли бы учителю самостоятельноконструировать урок из различных элементов ─ сообразно своимпредпочтениям, уровню подготовки и т.п.
4.        Учителя надоучить!
 
1.2. Основные преимущества применениямультимедиа в
образовании
 
Обучающиемультимедийные программы способствуют укрупненному структурированиюсодержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождениюобучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.
Такиесредства обучения способствуют появлению не только новых возможностей дляобщения, передачи информации, но и возможностей для порождения новых проблем,решений, новых точек пересечения, которые получили иное место в современнойкультуре по сравнению с традиционными и известными средствами массовойинформации.
Вниманиеотечественной педагогической науки и практики к модели личностноориентированного образования во многом связано с эволюцией философскихвоззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигаетсячеловек. Личностно ориентированное образование — это образование, которое:
–          ориентировано наобучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса;
–          способствуетсозданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых,развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности,удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития ихинтеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования,саморазвития [18].
Применение средствмультимедиа в обучении позволяет:
–         решить задачигуманизации образования;
–         повыситьэффективность учебного процесса;
–         развитькоммуникативные и социальные способности обучаемых;
–         определитьобучаемого в качестве активного субъекта познания;
–         учестьсубъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;
–         осуществитьсамостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается исаморазвивается;
–         привитьобучаемому навыки работы с современными технологиями.
Практическаяреализация личностно ориентированного подхода с помощью средств мультимедиапотребует создания и использования современных многофункциональныхпредметно-ориентированных мультимедийных средств обучения, которые содержатобширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственногоинтеллекта, экспертно — обучающие системы, лабораторный практикум свозможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов.
Мультимедиаявляется исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией,благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграцииразличных типов мультимедийной учебной информации, а также благодарявозможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышениюих мотивации.
Подобноиспользованию учебников, применение мультимедийных средств обучения обогащаетстратегии преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не толькопоставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает учащемуся вучебном процессе. Как правило, презентации, сопровождаемые красивымиизображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежелистатический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень,дополняющий представляемый материал.
Мультимедийныесредства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием,позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чемтрадиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать нетолько текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать видыинформации и в той последовательности, которая соответствует логике познания иуровню восприятия конкретного контингента обучающихся./>1.3. Основные проблемы инедостатки применения мультимедиа в образовании
Общимнедостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остаетсято, что после их разработки начинаются или продолжаются«исследования» сфер и придумываются все новые возможности ихпрактического применения. Достаточно редкими являются случаи созданиямультимедийных продуктов с заранее определенными свойствами для реализацииопределенной методики обучения и решения дидактических задач. При разработкемультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается не на обучение,не на помощь ученику, а на технологию программной реализации.
Существуетмножество достаточно общих возможных негативных аспектов применениямультимедийных средств обучения в системе образования. В их числе рассеиваниевнимания, возможное отсутствие обратной связи, времеемкость, недостаточнаядоступность и ряд других аспектов.
Рассеиваниевнимания. Частозапутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлеченияпользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же,нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя«соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что при неумеломиспользовании может отвлечь от основного порядка изложения материала. Большиеобъемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могутотвлекать внимание в процессе обучения.
Недостаточнаяинтерактивность.Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с мультимедиа-программой по-прежнемуостается на очень низком уровне, и все еще очень далек от уровня общения междулюдьми.
Отсутствиевыборочной «обратной связи». Возможности «обратной связи» с пользователем вмультимедийных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютерыв большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяютего возможности. Как правило, «обратная связь» приложенияограничивается контролем ответов на уровне «правильно-неправильно», ине поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения,и не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочногоответа. Мультимедийное средство обучения не в состоянии определитьиндивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечатьна них подобно педагогу.
Недостаточныенавыки обучаемых и педагогов. Многие обучаемые, особенно в зрелом возрасте, могли никогдараньше не использовать компьютеры и средства мультимедиа в своей деятельности.Следует уделить внимание их обучению навыкам владения используемымимультимедийными средствами, равно как и простейшим навыкам. Часто и самипреподаватели не имеют всех навыков владения технологией мультимедиа,необходимых для эффективного открытого и дистанционного обучения.
Сложностьсоздания учебных материалов. Создание аудио, видео, графики и других элементовмультимедиа средств намного сложнее, чем написание традиционного текста.
Времеемкость. Как применение мультимедиа на уровнеконечного пользователя, так и самостоятельное создание мультимедийнойинформации требует достаточно больших затрат времени. Особенно много временинеобходимо для создания мультимедийных средств обучения.
Сложностинастройки и использования программного и аппаратного обеспечения. Для обеспечения эффективногопедагогического использования учебных мультимедиа материалов программное иаппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено. При этоммультимедийные средства обучения предъявляют более высокие требования ккачеству и ресурсному составу используемых средств информационных икоммуникационных технологий по сравнению с простыми средствами редактирования ивизуализации текстов. [18] 1.4.Технология создания мультимедиа
Существуетдостаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленныхна разработку качественных мультимедийных средств обучения (МСО). При этом присоздании и последующем педагогическом использовании МСО следует соблюдатьнесколько основных технологических рекомендаций, способствующих созданию качественныхМСО. Множество рекомендаций может быть классифицировано по уровням образования,для применения в которых рассчитано создаваемое МСО. Однако, можно выделить игруппу рекомендаций, инвариантных относительно уровня образования. Такиерекомендации целесообразны к учету при проектировании и разработке всех безисключения МСО.
В качествеосновы для создания МСО может стать модель содержания учебного материала,представляющая собой способ структуризации учебного материала, основанный наразбиении его на учебные элементы и наглядном представлении его структуры ввиде иерархии. В состав модели содержания входит также таблица учебныхэлементов, в которой по каждому элементу определяются психолого-педагогические(дидактические, психологические, методические) требования по его представлениюи усвоению.
На начальнойстадии проектирования МСО модель содержания учебного материала позволяет:
–  четко определить содержание учебногоматериала и цели обучения;
–  представить содержание в наглядном иобозримом виде;
–  обеспечить четкую преемственностьучебных дисциплин;
–  определить компонентный состав МСО;
–  сформировать системное (целостное)представление содержания учебного материала, как у разработчиков, так и упользователей МСО;
–  сформулировать требования к типу,количеству и последовательности упражнений для осмысления и закреплениятеоретического материала.
Модельосвоения учебного материала определяет последовательность изучения его учебныхэлементов и логические связи между ними.
На последующих этапахпроектирования МСО модель освоения учебного материала определяет дидактическиобоснованную последовательность его изложения, варианты траекторий егоосвоения, логические связи при построении гипертекстов.
Рекомендации к созданиюМСО вытекают и из современных психологических теорий. При проектировании МСОрекомендуется планировать в начале учебной работы создание у учащихсямотивации, знакомство с общей структурой учебного материала МСО (теорииалгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание,если это необходимо, ранее изученного материала (ассоциативно-рефлекторнаятеория).     
В созданииМСО существенную роль играет учет рекомендаций по формированию цветовыххарактеристик зрительной информации, визуализируемой на экране компьютера вовремя функционирования МСО. Визуальная среда на экране монитора являетсяискусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественнымдля человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитораинформация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовыехарактеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости иконтраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальнойсреды на экране монитора.
Приразработке МСО необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветамии на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цветаобъектов и яркость фона значительно отличаются, то при поверхностномрассмотрении изображения может возникнуть эффект «психологическогопятна», когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При болеевнимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требуетдополнительных зрительных усилий.[18]
Важную роль ворганизации зрительной информации играет контраст предметов по отношению кфону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямомконтрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном — светлее фона. ВМСО обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе врамках одной картинки. В большинстве МСО доминирует обратный контраст.
Соотношениецветов в цветовой палитре МСО может формировать определенный психологическийнастрой работы с программным средством. Преобладание темных цветов можетпривести к развитию угнетенного состояния, пассивности. Преобладание яркихцветов, наоборот, к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организмаздесь часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора.
Значенияцветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым зрительнымассоциациям, соответствовать реальным предметам и объектам. Кроме того,значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологическойреакцией человека (например, красный цвет — прерывание, экстренная информация,опасность, желтый — внимание и слежение, зеленый — разрешающий и т.д.). Длясмыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использованиеконтрастных цветов (красный — зеленый, синий — желтый, белый — черный).
При созданииМСО не рекомендуется злоупотребление контрастными цветами. Цветовой контрастизображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостной контрастизображения по отношению к фону должен быть выше не менее чем на 60%.Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условиявосприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазонеяркости, желтый — в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий — прималой яркости.
Дляоптимизации изучения информации на экране компьютера разработчикам МСОрекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принятоназывать психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение вниманияпользователя к определенному объекту. Психологическое действие логическихударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зренияпо центру главного объекта.[18]
Наиболеечасто используемыми приемами для создания логических ударений являются:
-         изображение главногообъекта более ярким цветом;
-         изменениеразмера;
-         выделение эффектом.
Количественнойоценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависитот соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от измененияотносительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фонаизображения. Наилучшим является выделение либо более ярким, либо болееконтрастным цветом, хуже — выделение проблесковым свечением, изменением размераили яркости.
В случаеиспользования режима мигания объекта рекомендуется фиксировать частоту миганияв пределах 3-8 Гц.
Дляпривлечения внимания к объекту возможно использование нескольких логическихударений одновременно. Тогда интенсивность логического ударения объекта будетравна сумме этих логических ударений. Например, объект может быть выделенодновременно уменьшением яркости фона, включением режима его мигания илипроблескового свечения и звуковыми сигналами.
Одновременноевыделение в МСО нескольких объектов логическими ударениями с близкойинтенсивностью приводит к рассеиванию внимания и, как следствие, к быстромуразвитию утомления учащихся.
Накомфортность восприятия зрительной информации существенное влияние оказываетстепень засоренности поля главного объекта. Рекомендуется размещать в полеглавного объекта не более 4-6 второстепенных объектов. Увеличение числавторостепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие,к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенныхобъектов с фоном.
Формыобъектов и элементов фона изображения должны соответствовать устойчивымзрительным ассоциациям, должны быть похожи на формы реальных предметов,объектов. Несоответствие этому требованию может привести к ненужным вопросам и,как следствие, к потере учебного времени.
Особоевнимание разработчиков МСО должно быть уделено обоснованности и систематизацииподхода к использованию иллюстраций. Использование того или иного видаиллюстраций рекомендуется в местах, трудных для понимания учебного текста,требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений исистематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всегоучебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, такэлектронного (гипертекста).
Конкретноеколичество иллюстраций для отдельной экранной страницы или для всего МСОспециально не устанавливается. Этот параметр МСО рекомендуется определять в каждомконкретном случае с учетом содержания и характера учебного материала.
Хорошооформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал, представляемыйМСО, вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, повышающиеинтерес к предмету, оказывает влияние на общее состояние учащегося.
Для повышениянаглядности учебного материала МСО рекомендуется использование таблиц и схем.
При созданииМСО рекомендуется использование таблиц при необходимости:
–         повыситьзрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смысловогофрагмента текста;
–         осуществитьопределенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементовтекста, как события, факты, явления,  предметы, фрагменты текстов и др.);
–         осуществитьгруппировку множества объектов;
–         произвестисистематизацию объектов.
Приразработке таблиц для МСО рекомендуется соблюдать следующие основные правила:
–         в таблице должнобыть минимально количество комментирующего материала;
–         верхние, нижние ибоковые поля таблицы должны иметь отступы;
–         цветовая палитратаблицы не должна приводить к пестроте;
–         количествовыбранных ячеек таблицы должно соответствовать содержанию и характерувыделенного фрагмента текста и т.п.
МСО могутудовлетворить требованию наглядности не только на основе использования таблиц,но и за счет включения в МСО графиков, диаграмм, аппликаций, схематическихрисунков. Такие средства используются как для выявления существенных признаков,связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формированиялокального образного представления фрагмента текста. При помощи схематическогоизображения автор МСО раскрывает явления в их логической последовательности,обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизируетзнания.
Красочнооформленное МСО, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождаетсяэлементами анимации и звуковым сопровождением облегчает восприятие изучаемогоматериала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкоепредставление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активностьобучаемых.
Наряду срекомендациями психологического характера для разработчиков МСО можносформулировать несколько рекомендаций, соответствующих положениям современнойдидактики. При разработке МСО целесообразно предусмотреть:
–         наличиеспециальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания иинтереса;
–         разбиение постепени трудности и сложности материала;
–         наличие процедурдля облегчения процессов обобщения;
–         наличие итоговыхобобщающих схем;
–         использованиезначков («иконок») и других специальных символов, обеспечивающихчеткое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала;
–         сопровождениетеоретических описаний практическими примерами;
–         описание связиучебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержкесамостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями,консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумамии т.п.).
–         доступность языковогостиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
–         простотунавигации по учебному материалу;
–         сохранениеобщепринятых обозначений и терминологии;
–         справочный режим,содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
–         возможностьотмены учащимся ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.
ПостроениеМСО рекомендуется производить с учетом замкнутой системы управления, основаннойна наличии внутренних и внешних обратных связей. Работая с МСО, обучаемыйдолжен оперативно получать информацию о правильности (или эффективности) своихдействий. Основной информацией внутренней обратной связи могут стать результатырасчетов с использованием математических моделей изучаемых объектов илипроцессов. Рекомендуется предоставлять обучаемому дополнительную информацию,которая бы стимулировала и помогала проводить вдумчивое изучение результатоврасчета.
В составтаких МСО рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапампрактического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания,основанные на развивающейся практике профессионально занятых обучаемых. МСОдолжны быть разнородными по задачам, решаемым в ходе целостного процесса обучения.1.5. Методика создания учебной мультимедийной презентации
В современном обществе использования компьютерных технологий на урокахначинается уже с начальной школы. Мультимедийные технологии позволяют заменитьпочти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такаязамена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативносочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанномуусвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.[11]
Однако необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует, либопо тем или другим причинам не удовлетворяет учителя.
В этих случаяхнезаменимым помощником учителя может оказаться Power Point. Это приложениепозволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку полюбому предмету с минимальными временными затратами. Формы и местоиспользования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят отсодержания этого урока и цели, которую ставит преподаватель.
Рекомендации по созданиюи оформлению презентаций в учебной литературе раскрыты не достаточно.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемыприменения таких пособий:
1.        При изучениинового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными нагляднымисредствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимопоказать динамику развития какого-либо процесса.
2.        При проведенииустных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания икорректировать результаты их выполнения.
3.        При проверкефронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальныйконтроль результатов.
4.        При проверкедомашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельныхработ.
5.        При решении задачобучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения иконтролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работыпо этому плану.
Подводя итоги первойглаве можно сказать, что опыт школ показывает, что внедрение новыйинформационных технологий облегчает работу учителя и вносит в учебный процесс,непосредственно новые возможности для обучения.
Применение информационныхтехнологий позволяет изменить некоторые способы предоставления учебногоматериала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же применениеНИТ расширяет возможности контроля учебного процесса.
В связи с модернизациейобразования к техническому оснащению учебного процесса подходят серьезно, чтоуже пришли к осознанию простой, в сущности, истины: важно не столько наличиекомпьютера в школе, сколько программное обеспечение, которое и дает,собственно, возможность использовать его именно в школе и именно для школьныхпотребностей. Наряду с использование мультимедиа в школах стали появляться иинтерактивные доски, которые не менее эффективны. Они делятся на четыре типа:
–         доски прямойпроекции;
–         доски обратнойпроекции:
–          насадки наплазменные;
–          интерактивныепланшеты. [21](приложение 8) 
Исходя, из выше сказанногоможно сделать вывод, что нужно достаточно четко осознать ключевые преимуществамультимедиа и стремиться максимально использовать именно их.
Глава2. Практическое применение мультимедиа на уроках математики
 
2.1. Конспектурока по математике в 6 «а» классе школы №16
(приложение2)
Тема: Делениеположительных и отрицательных чисел
Цели: (слайд1)
1.        научить делитьположительные и отрицательные числа
2.        закрепитьсложение, вычитание и умножение положительных и отрицательных чисел
3.        развиватьграмотную математическую речь
4.        воспитыватьинтерес к предмету
Оборудование:ПК, мультимедийный проектор
Ход урока:
Здравствуйте,садитесь. Сегодня мы будем изучать с вами новый материал, но с начала мы с вамиповторим ранее изученный материал. Для этого нам нужно будет решить примеры.
1.        Устные упражнения(№1148) (слайд 2,3)
а.         />  
б.        />
в.         />
г.         />
д.        />
е.         />
ж.        />
з.         />
и.        />
1.2Микрообобщение
2. Работа потеме урока: «Деление положительных и отрицательных чисел». (слайд 4)
2.1. Делениеотрицательных чисел имеет тот же смысл, что и деление положительных чисел, т.е.по данному произведению и одному из множителей находят второй множитель.
Кто можетназвать компоненты деления?
Например: -12: (-4) =?
Что значит-12: (-4)? (Значит, найти такое число х, что при -4 · х = -12)
Теперь найдемзнак числа х.
Как выдумаете, как это можно сделать?
Т.к. приумножении -4 на х получается отрицательное число -12 следовательно множителидолжны иметь разные знаки. Следовательно, х – положительное число.
Теперь найдеммодуль числа х.
Как выдумаете, чему он будет равен?
/>Т.к. модуль произведения равенпроизведению модулей множителей, следовательно />. Следовательно />, т.к. х – положительноечисло, то х =       следователь х = 3.(слайд 5)
Этозаписывается так:
/> 
или короче
(-12): (-4)= 12: 4 = 3 (слайд 6)
Правило:чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модульделимого на модуль делителя. (ученики читают правило про себя, а затемрассказывают соседу по парте. Потом кто-то из учащихся рассказывает правиловсему классу). (слайд 7)
 2.2 Теперьразделим отрицательное число на положительное.
Например: -24: 4 =?
Что значит-24: 4? (Значит, найти такое число х, что при 4 · х = -24)
Теперь найдемзнак числа х.
Как это можносделать?
Т.к. приумножении 4 на х получается отрицательное число -24 следовательно х –отрицательное число.
Теперь найдеммодуль числа х.
Как выдумаете, чему он будет равен?
/> 
следовательно
/> 
т.к. х –отрицательное число с модулем 6, то тогда х будет равен -6
Получаем: -24: 4 = -6
Аналогичнополучается при делении 24: (-4) = -6 (слайды 8, 9)
А теперьдавайте проговорим алгоритм деления чисел с разными знаками, (учащиеся пытаютсясами составить алгоритм). Итак:
1. разделитьмодуль делимого на модуль делителя;
2. поставитьперед полученным числом знак минус. (слайд 10)
2.3 Приделении нуля на любое число, не равное нулю, получается нуль.
И самоеглавное правило: Делить на нуль нельзя! (слайд 11)
3.Закрепление нового материала
3.1 № 1135 (трипримера разбираются на доске, три с комментированием с места)
1)   />
2)   />
3)   />
4)   />
5)   />
6)   />  (слайд 12, 13)
 3.2 Самостоятельная работа № 1136(все решают примеры, а затем 1 вариант проверяет у 2 варианта примеры с д — з,а 2 у 1 варианта проверяет примеры с а — г). На эту работу вам 8-10 минут.
а.     -4 · (-5) – (-30): 6 = 25
б.     15: (-15) –(-24): 8 = 2
в.     -8 · (-3 + 12):36 + 2 = 0
г.     2,3 · (-6 – 4):5 = — 4,6
д.     (-8 + 32): (-6)– 7 = -11
е.     -21 + (-3 — 4 +5): (-2) = — 20
ж.    -6 · 4 – 64:(-3,3 + 1,7) = — 64
з.     (-6 + 6,4 – 10):(-8) · (-3) = — 3,6 (примеры а, д слайд 14; б-г, е-з слайд 15; ответы слайд 16)
4. Рефлексияурока (слайд 17)
1.   Понравился ли вам урок:
а) если да,то чем?
б) если нет,то почему?
5. Итогурока.
1.        Что мы сегодняизучали на уроке?
2.        Рассказатьправило деления двух отрицательных чисел
3.        рассказатьалгоритм деления чисел с разными знаками.
Самоанализ урока
Данный урокбыл проведен в средней общеобразовательной школе №16 в 6 «а» классе.
Припроведении данного урока были выделены плюсы:
–         изучение новогоматериала с использованием мультимедиа аппаратуры;
–         активность детейна уроке;
так же были иминусы:
–         выполнение невсех номеров запланированных на урок;
–         ошибки вматематической речи;
В конце урокабыла проведена рефлексия, в которой участвовало 17 учеников. Она показала, чтоиз 100% учащихся 77% урок понравился, так как была новая тема, и ребята еепоняли. 18% урок не понравился потому, что было скучно, и 6% урок показалсянормальным (Приложение 1).  
/> 

Послеизучения темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»        учащимсяможет быть предложен контрольный тест по остаточным знаниям.  
Контрольныйтест по остаточным знаниям в 6 «а» классе школы №16
Тест по теме:«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» [14].
Цель:проверить знания учащихся по пройденному материалу
Вариант 1
1.        Выберите верноеутверждение
а.   произведение двухотрицательных чисел – число положительное;
б.  при делении наноль любого числа получается ноль;
в.   произведение аb равно нулю, если а и b равны нулю одновременно;
г.   любоерациональное число является целым;
д.  частное двухотрицательных чисел – число отрицательное.
2.        Найди значениепроизведения />.
а.   2,4;
б.  1,35;
в.   - 2,4;
г.               - 1,35;
д.              - 1,2.
3.        Найдите частное />.
а.   />;
б.  />;
в.   />;
г.               />;
д.              />.
4.        Найдите значениевыражения 2 · (-3) + (-3) · (-4) – (-7) · 5.
а.   – 53;
б.  – 29;
в.   41;
г.               53;
д.              17.
5.        Найдите значениевыражения />.
а.   – 7;
б.  15;
в.   1;
г.               – 15;
д.              7.
6.        Выберите верноеравенство.
а.   />;
б.  />;
в.   />;
г.               />;
д.              />.
7.        Упроститевыражение 4(a – b) – 6a + 4b.
а.   10a;
б.  – 2a + 8b;
в.   10a +8b;
г.   – 2a;
д.  другой ответ.
8.        Сколько корнейимеет уравнение (х + 3)(х + 4) = 0 ?
а.   2;
б.  3;
в.   1;
г.               0;
д.              другой ответ.
9.        Выберите дробь,которую нельзя представить в виде конечной десятичной дроби.
а.   />;
б.  />;
в.   />;
г.               />;
д.              />.
10.     Найдите значениевыражения />.
а.   />;
б.  2,7;
в.               – 2,7;
г.               4,95;
д.              -0,27.
Вариант 2
1.        Выберите верноеутверждение.
а.   />, если a = 0;
б.  суммарациональных чисел есть число рациональное;
в.   произведениелюбого числа отрицательных чисел – число отрицательное;
г.   частноепротивоположных чисел равно 1;
д.  равенство a: b = b: a верно при любых значениях a и b.
2.        Найдите значениепроизведения />.
а.   – 10;
б.  1,35;
в.   – 2,4;
г.                  – 1,35;
д.                 – 1,2.
3.        Найдите значениевыражения -2 · (-3) + 3 · (-4) – (-7) · (-5).
а.   – 17;
б.  53;
в.   – 53;
г.                  – 41;
д.                 29.
4.        Найдите частное />.
а.   – 6;
б.  6;
в.   />;
г.                  />;
д.                 />.
5.        Найдите значениевыражения />.
а.   8,5;
б.  – 8,5;
в.   – 8;
г.                  – 7,5;
д.                 7,5.
6.        Выберите верноеравенство.
а.   />;
б.  0,999…= 1;
в.   />;
г.   />;
д.                 />.
7.        Упроститевыражение 6(b – a) – 4b + 6a.
а.   10b;
б.  2b –12a;
в.   2b;
г.                  10b +12a;
д.                 другой ответ.
8.        Сколько корнейимеет уравнение (х – 3)(4 – х) = 0.
а.   Определить нельзя;
б.  3;
в.   1;
г.                  0;
д.                 2.
9.        Выберите дробь,которую можно представить в виде конечной десятичной дроби.
а.   />;
б.  />;
в.   />;
г.                  />;
д.                 />.
10.     Найдите значениевыражения />.
а.   6;
б.  – 7,8;
в.   – 78;
г.                  1,08;
д.                 7,8.

2.2.Конспект урока по математике в 6 «а» классе школы № 21 (приложение 3)
Тема: Противоположныечисла
Цели:
–       ввестиопределение противоположных чисел, определение целых чисел;
–       научить находитьчисла противоположные данным числам;
–       развиватьлогическое мышление;
–       воспитыватьинтерес к предмету.
Оборудование:ПК, мультимедиа проектор.
Ход урока
1. Сообщениетемы и целей.
2.Актуализация знаний (слайд 1)
Вычислитеустно:
2,3+5,7
       : 5
            - 0,7
       : 9
  + 0,01
       ?
3. Работа потеме урока: «Противоположные числа». (слайд 2)
3.1Определение противоположных и целых чисел
Точки скоординатами 10 и -10 одинаково удалены от точки О и находятся по разные стороныот нее. Чтобы попасть из точки О в эти точки, надо пройти одинаковыерасстояния, но в противоположных направлениях. Числа 10 и -10 называютсяпротивоположными числами: 10 противоположно -10, а -10 противоположно 10.
Два числа,отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами. (слайд 3)
Например:(дети называют противоположные числа данным и приводят свои примеры) 8 и -8,2,6 и -2,6, /> и/>, -25,3 и25,3. (слайд 4)
Для каждогочисла есть только одно противоположное ему число.
Число 0противоположно самому себе.
Натуральныечисла, противоположные им числа и нуль называют целыми числами. (слайд 5)
Число,противоположное числу а, обозначают – а. Если а = 7,8, то –а = -7,8; если а =-8, то –а = -(-8). Запись «-(-8)» означает число, противоположное числу -8. таккак число, противоположное числу -8, равно 8, то –(-8) = 8. вообще –(-а) = а.(слайд 6)
Рубрикаговори правильно:
Выражение –(-а) можно читать разными способами:
–    число,противоположное числу минус а
–    минус минус а
Например,предложение «Если С = — 7, то – С = — ( — 7)» можно прочитать так:
–    если це равноминус семи, то минус це равно числу, противоположному минус семи
–    минус це равноминус минус семи (слайд 7)
3.2Закрепление нового материала.
№ 910 (слайд8)
Найдите числапротивоположные данным числам.
-276, 124,-321, 62, 9, -1, 4, -17.
№ 913 (слайд9)
Найдитекоординаты точек А, В, С.
/>

№ 915(слайд10)
Заполнитепустые места в таблице и отметьте на координатной прямой точки, имеющие своимикоординатами числа полученной таблицы.
 х
3
 
5
 
 
— 4
— х 
 
4
 
-2
 
-1
 
/> 
№ 916 (слайд 11)
Решите уравнение.
— х = 607; — а = 30,4; — у = — 3,6.
№ 917 (слайд 12)
Какие целыечисла расположены на координатной прямой между числами.
-8 и -5, -3 и0, -2 и 2, -3,6 и 4,2.
Затем одинученик называет свои числа, а другой ученик отвечает.
4. Домашнеезадание. Номера: 927, 928, 929, 931, 938(а). (слайд 13)
5. Итогурока. (слайд 14)
Каким числом является –х, если х:
а) отрицательное
б) нуль
в) положительное
Урокпроводился в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора. Вначале учащимся были сообщены тема и цели проводимого урока. На следующем этапеурока проводилась актуализация знаний по пройденным ранее темам. Учащимся былапредложена цепочка устных вычислений. При устных вычислениях были активнымногие дети, но участие в решении цепочки приняло 5 учеников.
Приизучении нового материала у учащихся не возникало вопросов, поэтому приприведении своих примеров был активен весь класс (24 учащихся). При закрепленииматериала были активны все, но самых активных можно выделить только 18 человек.
/>Таким образом, можно сказать, что напротяжении всего урока был активен весь класс, но при закреплении материала невсем выпала возможность ответить.
 
После изучения темы наследующем уроке учащимся была предложена самостоятельная работа на два вариантапо данной и предыдущей теме для выявления уровня усвоения материала.
 
Самостоятельнаяработа по теме: «Координаты на прямой. Противоположные числа»
Вариант 1
1. Запишите координаты точек(назовите эти точки) изображенных на рисунке.
/>

2. Начертите горизонтальную прямую.Отметьте на прямой точки С и Д так, чтобы точка Д была правее точки С и СД=5см.Отметьте на прямой начало отсчета 0, если С(-2), а Д(3).
3. Отметьте на координатной прямойточки, координаты которых 5; -3; -4,5; 1,5, и точки, координаты которыхпротивоположны этим числам.
4. Запишите число, противоположноечислу: 2,48; -9; 4; -0,029;  11.
5. Найдите значение – m, если m = 6;  -12,5; -49; 3,4; — (-123).
                                                 Вариант2
1. Запишите координаты точек(назовите эти точки) изображенных на рисунке.
/>            
2. Начертите горизонтальную прямую.Отметьте на прямой точки С и Д так, чтобы точка Д была правее точки С и СД=6см.отметьте на прямой начало отсчета 0, если С(-4), а Д(2).
3. Отметьте на координатной прямойточки, координаты которых 5; -2; -3,5; 6,5, и точки, координаты которыхпротивоположны этим числам.
4. Запишите число, противоположноечислу: -3,48; 9; -4,18; -0,29;  -11,3
5. Найдите значение m, если -m = 9,7; -2,1; 18,1; 65; -(- 46).
Результаты написаниясамостоятельной работы представлены виде таблицы и диаграммы.6«а» класс — 24 учащихся оценка % «5» 10 42 «4» 11 46 «3» 3 12 «2»
/>
 

2.3 Конспектурока по математике в 6 «а» классе школы №21. (приложение 4)
Тема:Изменение величин
Цели:
–       закрепить знанияучащихся в сравнении чисел;
–       рассмотретьпримеры, связанные с изменением величин;
–       подготовитьучащихся к контрольной работе;
–       развиватьлогическое мышление;
–       воспитыватьинтерес к предмету.
Оборудование:ПК, мультимедиа проектор.
Ход урока
1. Сообщениетемы и целей.
2.Актуализация знаний.
2.1 Устныйопрос. (слайд 1)
1. Какоечисло больше, если одно из них положительное, а другое отрицательное? (Примеры)
2. Какое издвух отрицательных чисел считают большим, чем другое? А какое из них меньшим?(Примеры)
3. Какое изчисел больше: отрицательное или 0? (Объяснить)
4. Какое изчисел меньше: положительное или 0? (Объяснить)
2.2Расположите в порядке убывания. (слайд 2)
-12; 17; -10;-23; 13; 0; -3,5; 7,2; 1,6.
2.3 Назовитетри числа, меньше данных.
-23; -0,4;11,3.
2.4 Назовитетри решения неравенства.
х>0;у
2.5 Сравнитечисла. (слайд 3)
/> и />; /> и />; /> и />; /> и />.
2.6 Междукакими соседними целыми числами заключено число:
-2,73; -9,5;0,63; -0,87. (слайд 4)
3. Работа потеме урока: «Изменение величин». (слайд 5)
3.1Объяснение нового материала.
Температураможет как повышаться, так и понижаться. Пусть, например, утром температуравоздуха была 3°С, в середине дня 11°С, а вечером 7°С. За первую половинутемпература повысилась на 8°С, а за вторую половину дня понизилась на 4°С.Повышение температуры выражают положительными числами, а понижение –отрицательными. Так, если температура повысилась на 8°С, то говорят, что ееизменение равно 8°С или +6°С, а если понизилась на 4°С, то говорят, что ееизменение равно — 4°С. (слайд 6)
/>

Точка накоординатной прямой может перемещаться влево или вправо по этой прямой.Перемещение точки вправо обозначают положительными числами, а перемещение влево– отрицательными. (слайд 7)
/>

3.2 Закрепление новогоматериала.
№ 985 (слайд 8)
Объясните смыслпредложения.
Изменениетемпературы равно t°С, если t = 28; -30; -8; 4,5; -1,7. (Учащиеся предлагают иобъясняют свои примеры)
№ 986 (слайд9)
Изменениетемпературы равно m градусам. Чему равно m, если температура:
1.     понизилась на6°С;
2.     повысилась на3,6°С;
3.     повысилась на60°С;
4.     понизилась на3,4°С.
№ 988 (слайд 10)
Прочитайтепоказания термометров, изображенных на рисунке 69 (страница 177). Какуютемпературу будет показывать каждый из этих термометров, если температураизмениться: на -1°С; на 1°С; на 2°С; на -2°С?
4. Домашнеезадание. Номера: 999, 1001, 1003(а). (слайд 11)
5. Итогурока.
Какимичислами выражают изменение величины? (Примеры)
Урокпроводился в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора. Вначале учащимся были сообщены тема и цели проводимого урока. На следующем этапеурока проводилась актуализация знаний по уже пройденным темам. Учащимся былипредложены разнообразные задания, при решении которых участвовал весь класс,т.е. 24 ученика.
Изложениенового материала не вызывало у учащихся вопросов, поэтому к объяснению новойтемы привлекались ученики, т.е. были активны 6 обучаемых. Так как темаобучаемым показалась не сложной, то при закреплении материала были активны все,т.е. 24 человека.
Такимобразом, можно сказать, что на протяжении всего урока был активен весь класс,большая активность проявлялась при актуализации и закреплении знаний.
Послеизучения темы учащиеся писали контрольную работу, в которую входили задания попредыдущим темам в том числе противоположным числам и по новой теме.

/>

Контрольнаяработа №9
Вариант 1
1. Отметьте на координатной прямойточки А(3), В(-4), С(-4,5), Д(5,5), Е(-3). Какие из отмеченных точек имеютпротивоположные координаты?
2. Отметьте на координатной прямойточку А(-6), приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте наэтой прямой точки В, С, Д и Е, если В правее А на 10 клеток, С – серединаотрезка АВ, точка Д левее точки С на 5 клеток и Е правее точки Д на 10 клеток.Найдите координаты точек В, С Д и Е.
3. Сравните числа:
-1,5 и -1,05
-2,8 и 2,7
/> и />
/> и />
5.   Найдите значение выражения:/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/>                 
                                                                        
5. Сколько целых чисел расположено между числами -20 и105?
Вариант 2
1. Отметьте на координатной прямойточки А(-7), В(4), С(3,5), Д(-3,5), Е(-1). Какие из отмеченных точек имеютпротивоположные координаты?
2. Отметьте на координатной прямойточку А(3), приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте наэтой прямой точки В, С, Д и Е, если В левее А на 18 клеток, С – серединаотрезка АВ, точка Д левее точки С на 6 клеток и Е правее точки Д на 7 клеток.Найдите координаты точек В, С Д и Е.
3. Сравните числа:
3,6 и -3,7
-8,3 и -8,03
/> и />
/> и />
4. Найдите значение выражения:
/>      />    />
/>    />    />
5. Сколько целых чисел расположено между числами -74 и131?
Результаты контрольнойработы представлены в таблице и диаграмме.
/>
6«а» класс — 24 учащихся оценка % «5» 15 63 «4» 8 33 «3» 1 4 «2»
2.3 Конспект урока по математике в 6«а» классе школы № 21 (приложение 5)
Тема:Вычитание.
Цели:
–       ввести правиловычитания чисел с разными знаками;
–       закрепитьизучение темы при выполнении упражнений;
–       развиватьвнимание, логическое мышление, активность;
–       воспитыватьинтерес к предмету.
Оборудование:ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей
2. Актуализация знаний
2.1 Магический квадрат.[20] (слайд 2)2 6   5 1 4 2 7 6 9 5 1 4 3 8
3. Работа по теме урока.
3.1 Объяснение новогоматериала. (слайд 3)
Вычитаниеотрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел: позаданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найтиискомое слагаемое, можно прибавить к сумме число, противоположное известномуслагаемому.
Например:8+3=11, и потому 11-8=3. но 11+(-8) тоже равно 3.
Чтобы изданного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число,противоположное вычитаемому: a-b=a+(-b).
Любоевыражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать каксумму. (слайд 4)
Например:(смотря на выражения ниже учащиеся приводят свои варианты)
-18-14=-18+(-14)
-26-12=-26+(-12)
Разностьдвух чисел: (слайд5)
–       положительна,если уменьшаемое больше вычитаемого
(+)-(-) = +
–       отрицательна,если уменьшаемое меньше вычитаемого
(-)-(+) = —
–       равна нулю, еслиуменьшаемое и вычитаемое равны.
Чтобынайти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правогоконца вычесть координату его левого конца. (слайд 6)
Задача: Чемуравна длина отрезка АВ, если А (-5) и В (9)?
Решение:
Длина отрезкаАВ показывает, на сколько единичных отрезков надо переместить вправо точку А,чтобы она перешла в точку В, т.е. сколько надо прибавить к числу -5, чтобыполучилось число 9. поэтому если обозначить длину отрезка АВ буквой х, то -5+х= 9. отсюда следует, что х = 9-(-5); х = 14. значит длина отрезка равна 14единичным отрезкам.
Рубрикаговори правильно: (слайд7)
Разность, в которую входятотрицательные числа, читают так: (-7) — (-12)
-           разность минуссеми и минус двенадцати
-           из минус семивычесть минус двенадцать
-           от минус семиотнять минус двенадцать
3.2Закрепление нового материала
№1075 (1 столбик) (слайд8)
Выполните вычитание:
10-(-3) = 13
12-(-14) =26
-21-(-19) =-2
9-(-9) =0
-1,4-1,4 =-2,8
-5,6-(-3,1) =-2,5
№1077 (слайд9)
Представьте ввиде суммы разность.
-28-(-32) =-28+32
-46-30 = — 46+(-30)
50-(-24) =50+24
х-80 =х+(-80)
-30-p = -30+(-p)
6-(-а) = 6+а
№1074 (а, б,в) (слайд 10)
Проверьтеравенство a-(-b)=a+b, если:
а) a  =18; b=16
б) a= — 2,3; b= — 0,5
в) a = 44; b = -7
№1071(слайд 11)
За деньтемпература воздуха изменилась на -12°С и к вечеру стала равна – 8°С. Какойбыла температура утром?
4. Домашнеезадание. Номера 1093(а-е), 1097(а, б), 1100. (слайд 12)
5. Итогурока. (слайд 13)
Когдаразность двух чисел будет:
–       положительна;
–       отрицательна;
–       равна нулю?
Урокпроводился в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора. Вначале учащимся были сообщены тема и цели проводимого урока. На следующем этапеурока проводилась актуализация знаний. Учащимся был предложен магическийквадрат, при решении которого свои варианты ответов предлагали только 5 учеников.
Кобъяснению новой темы привлекались ученики, т.е. каждый ученик приводил иобъяснял свой пример, а так же задавал примеры своим одноклассникам. Призакреплении материала были активны все, т.е. 20 учащихся (4 учащихсяотсутствовали на уроке).
Такимобразом, можно сказать, что на протяжении всего урока был активен весь класс.
Послеизучения темы на следующем уроке учащиеся писали самостоятельную работу поданной теме на 2 варианта в дидактических тетрадях по математике для учащихся 6класса. Результаты самостоятельной работы представлены в таблице и диаграмме.
/>

6«а» класс — 24 учащихся писало работу 20 учащихся оценка % «5» 11 55 «4» 9 38 «3» «2»
/>
В конце всехпроведенных уроков учащимся были заданы три вопроса:
1. Нравятсяли вам уроки, проводимые с использованием компьютера?
2.Понравились ли вам уроки математики, проводимые с использованием компьютера?
3. Хотели бывы, чтобы уроки с использованием компьютера проходили чаще?
Напоставленные вопросы отвечало 20 учеников.
Анализируяответы учеников на первый вопрос, выяснилось, что всем нравятся уроки, сиспользованием компьютера аргументируя свой ответ тем, что в компьютерномклассе уютнее, учащиеся делают меньше записей в тетрадь, минимальноеиспользование мела на уроке.
Анализответов на второй вопрос показал, уроки учащимся понравились, так как былохорошее объяснение, было все понятно и хорошо видно, а так же меньшеиспользуется учебник на уроке.
Анализируяответы на третий вопрос, выяснилось, что учащиеся хотели бы, чтобы такие урокипроходили чаще, аргументируя тем, что им нравятся компьютеры и что изучаемуютему с помощью компьютера они усваивают лучше.
/>

Попроведенному опросу можно сказать, что детям очень нравятся уроки с использованиемНИТ.
Подводя итогипо практической части можно сделать вывод о том, что, проводя уроки сиспользованием мультимедиа аппаратуры, возникают определенные трудности:
-    при составленииконспекта урока с использованием компьютера затрачивается очень много времени;
-    отсутствуетопределенная методика использования мультимедиа аппаратуры.
-    отсутствуютрекомендации по оформлению презентации. [12]
Самая главнаятрудность состоит в том, что школы еще не полностью оснащены данными средствамидля обучения школьников.
Автор работыизучил основные вопросы создания МСО, на основе которых были разработаны этапыи составлены рекомендации для создания учебной мультимедийной презентации.(Приложение 6)

Заключение
Компьютеризацияобразования является необходимой тенденцией современного времени, и вопрос: «Вводитьили не вводить мультимедиа в образовательные учреждения?» давно решенположительно.
Изменениеформ учебной и педагогической деятельности обусловлено применением мультимедиасредств и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и учеников.
Использованиемультимедиа в учебном процессе позволяет изменить характеручебно-познавательной деятельности учеников, активизировать самостоятельнуюработу учеников с различными электронными средствами учебного назначения.Наиболее эффективно применение мультимедиа в процессе овладения ученикамипервичными знаниями, а также отработки навыков и умений.
Подводя итоги работыможно сделать выводы:
–         как бы ни былизахватывающими и многофункциональными новые информационные технологии рольучителя остается по – прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик становитсясубъектом педагогического процесса;
–         компьютеросвобождает время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет емубольше внимания уделять индивидуальным работам с учащимися, творчески подходитьк учебно-воспитательному процессу;
–         нужно осознатьключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально использовать их;
–         возможностьсоздавать яркий запоминающийся образ (образы).
Эффективность данногообучения может быть достигнута лишь в том случае, если сам учитель понимает иосознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современныеметоды и формы обучения.
Проработав различныеисточники можно сделать вывод о том, что авторы данной литературы большоевнимание в своих работах уделяют использованию новых информационных технологий,в том числе и компьютера, при обучении различных дисциплин, а так же иматематике.
Хотелось бы отметитьтаких авторов как, Захаров И.Г. и Розов Н.Х., которые уделяют большое вниманиевопросу о внедрении НИТ в образовательный процесс. Особенно хочется выделитьРозова Н.Х., который поднимает вопрос о проблеме методики использованияинформационных технологий и предлагает некоторые рекомендации по их устранению(Приложение 7).
Цель данной работы,которая состоит в том, чтобы разработать систему уроков с применением ИКТ в 6классе при изучении положительных и отрицательных чисел, была достигнута,задачи решены.
Гипотеза, поставленнаяпри написании работы (использование информационных технологий на урокахматематики повышает активизацию деятельности учащихся на уроке), подтвердилась.
Автор работы намерениспользовать мультимедиа в дальнейшей педагогической практике.
Использованиемультимедийных презентаций в изучении математики способствует развитию активнойдеятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебнойдеятельности ученика и учителя, осуществить сочетание индивидуального подхода сразличными формами коллективной учебной деятельности, учитывая уровневуюдифференциацию.
Списоклитературы
1.    Большой словарьиностранных слов/ Сост. А. Ю. Москвин. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф:ООО «Полис», 2003. – 816 с.
2.    Большой толковыйсловарь русского языка/ Гл. ред С. А. Кузнецов./ СПб.: «Норинт», 2001. – 1536с.
3.    Виленкин Н.Я.Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И.Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 1998. – 304с.: ил.
4.    Г. В. Карпов, Р.Д. Кейлина и др. Применение экранных пособий в начальной школе/ Г. В. Карпов,Р. Д. Кейлина, В.А. Романин.- государственное учебно-педагогическоеиздательство министерства просвещения РСФСР.-М., 1962.-200с.
5.    Захарова И. Г.Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
6.    Коджаспирова Г.М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров  К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб.заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256 с. 
7.    КрасношлыковаО.Г.// Проблемы развития профессионализма педагогов и их решение в рамкахмуниципальной методической службы. — Информатика и образование. — 2007. — №1. –С 100-103
8.    Подлясный И.П.Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
9.    Розов Н.Х. //Компьютер и учебный процесс. – Математика. — 2002. — №7. – С 26-29
10.   Розов Н.Х. // Некоторые проблемыметодики использования информационных технологий и компьютерных продуктов вучебном процессе средней школы. – Информатика. — 2005. — №6. – С 26-29
11.   Селевко Г. К. Современныеобразовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.– 256 с.
12.   Сычева Е. И., Сычев А. В. Тестовыезадания по математике. 5-6 классы. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 95, [1]. с.(«Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 38.) 
13.   Математика: 5 кл.: Учеб. дляобщеобразоват. учреждений/ Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.; Подред. Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-6-е изд.-М.: Просвещение: Дрофа, 2003.-368 с.:ил.
14.    Журнал Polimedia системы отображающиеинформации.2007-2008 год.
Приложения
Приложение 1
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.