Реферат
на тему
«Методикапреподавания психологии»
Содержание
Введение
1. Подготовка преподавателейпсихологии
2. Знания, умения, способности иличностные качества преподавателя психологии
Заключение
Список литературы
Введение
Как известно, выделяютсятри основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов:
1. Поиск новыхпсихологических знаний.
2. Применениепсихологических знаний для решения практических проблем.
3. Передачапсихологических знаний.
На достижение первой целинаправлена научная психология, второй — прикладная и практическая психология,третьей — методика преподавания психологии.
Научная психология каксамостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX в. и в течение ХХв. проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслейнаучного знания; психологические кафедры и лаборатории заняли достойное место вуниверситетской науке многих стран.
Практическая психологиякак сфера профессиональной деятельности начала формироваться в 60.е п. ХХ в. ВСША, в 70-е П. — в Европе, в 80-е гг. — в Советском Союзе. Несмотря натрудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, онапостепенно стала признанной областью профессиональной деятельности. Устойчивоеположение психологических служб во многих сферах здравоохранения и образованияявляется подтверждением этому.
Методика преподаванияпсихологии во многих странах находится только в начальном периоде своегостановления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь жедолгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподаванияпсихологии публиковались на протяжении всего ХХ в., но появлялись онидостаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.
Периоды, когда психологиявводилась в качестве учебного предмета в средних учебных заведениях (в начале ив середине ХХ в.), знаменовались активизацией методической работы в областипреподавания психологии (Самарин, 1950; Панибратцева, 1971).
Интерес к психологии какнауке и сфере практической деятельности явно преобладал в течение всего ХХ в.,хотя большинству психологов волей или неволей приходилось работать в качествепреподавателей психологии. При этом предполагалось, что для успешногопреподавания психологических дисциплин вполне достаточно глубоких знанийнаучной и прикладной психологии. Однако в последнее время все большееколичество специалистов осознает тот факт, что психология как учебный предмет ипсихология как наука — не тождественные понятия. Курс психологии имеет своидидактические задачи, поэтому для успешного преподавания недостаточно толькопсихологических знаний, необходимо и умение преподавать.
Работы, посвященныеметодике преподавания психологии в высших учебных заведениях, стали появлятьсяу нас в стране и за рубежом только в последнее время. Кроме того, организуютсяспециальные конференции или секции в рамках других конференций, посвященныевопросам методики преподавания психологии в разных типах учебных заведений.Интерес психологов к преподавательской деятельности растет.
Методика преподаванияпсихологии изучается в качестве обязательного предмета студентами, обучающимисяпо специальности «Психология». По окончании вуза им присваивается квалификация«Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, данный учебный курсвыполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности.Предполагается, что в соответствии с полученными знаниями, умениями и навыкамиспециалист должен быть готов к участию «в решении комплексных задач в системенародного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальнойпомощи населению». При этом он должен уметь осуществлять следующие видыпрофессиональной деятельности:
· диагностическую икоррекционную деятельность;
. экспертную иконсультативную;
. учебно-воспитательную;
. научно-исследовательскую;
. культурно-просветительную.
Рассмотрим требования кпрофессиональной подготовленности специалиста по психологии (Государственныйобразовательный стандарт..., 2000). Специалист должен быть в состоянии решатьзадачи, соответствующие его квалификации:
· на основе накопленныхтеоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поискауметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить ирешать исследовательские и практические задачи;
· участвовать впрактической прикладной деятельности, владеть основными методамипсиходиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
· владеть комплексомзнаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Таким образом, квалификация«психолог, преподаватель психологии» предполагает готовность к трем типампсихологической деятельности: научной, практической и педагогической.
1. Подготовкапреподавателей психологии
Отечественный имеждународный опыт показывает, что преподавание психологии осуществляется какпсихологами, так и педагогами. В первом случае актуальной становится задачапедагогической подготовки психологов, а во втором — психологической подготовкипедагогов. Кто лучше может преподавать психологию: психолог или педагог?Очевидное преимущество психолога заключается в глубоком знании предмета, однакоему порой недостает педагогической и методической подготовленности кпреподавательской деятельности. Педагог не имеет столь глубоких знанийпсихологии, как психолог, однако у него есть очевидное преимущество с точкизрения методической подготовленности, он умеет педагогически грамотно отобратьучебный материал и обучить ему учащихся. Таким образом, нельзя дать однозначныйответ на поставленный выше вопрос «кто лучше...?~. И психологи и педагоги имеютправо на преподавание психологии, но важно, чтобы психолог был педагогическиобразованным, а педагог — психологически образованным. Поэтому необходимоуделять внимание изучению психологами педагогических дисциплин, важных для успешнойпреподавательской деятельности. Распространенное мнение о том, что знаниясоответствующей научной дисциплины достаточно для того, чтобы преподавать ее,далеко не всегда является оправданным. В том случае, когда психологию преподаютпреподаватели других предметов, необходимо повышать их психологическуюквалификацию.
Традиционно во многихстранах сложилась следующая ситуация: в высших учебных заведениях психологиюпреподают психологи — ученые и практики, а в средних учебных заведениях — преподаватели философских или социальных дисциплин. Причиной такой ситуациистало, видимо, традиционное представление об университете как онаучно-педагогическом учреждении, а о школе, гимназии, лицее — как об учебномучреждении. Поэтому существует мнение, что для вуза важна в первую очередьнаучная квалификация, а для школы — педагогическая.
В любом случае кпреподаванию допускаются специалисты, имеющие соответствующее образование инаучно-педагогическую квалификацию.
Преподавание психологии ввысших учебных заведениях осуществляется преимущественно специалистами,имеющими базовое психологическое образование и дипломированными специалистами,которые имеют ученую степень кандидата или доктора психологических наук, атакже практически ми психологами, имеющими высшую профессиональнуюквалификацию. Непосредственно в процессе обучения участвуют работники,занимающие следующие профессорско-преподавательские должности: деканфакультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель,преподаватель, ассистент. Порядок замещения должностей научно-педагогическихработников в высшем учебном заведении Российской Федерации регламентируетсясоответствующим положением (Положение о порядке замещения должностей..., 2003).
Замещение должностейпрофессорско-преподавательского состава в высшем учебном заведениипроизводиться на основе конкурсного отбора, в результате которого с работникомзаключается трудовой договор (контракт) на срок до 5 лет. Обсуждение иконкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проходит на ученомсовете вуза, факультета, филиала вуза. Предварительно кандидатуры претендентовна преподавательские должности обсуждаются на заседании соответствующейкафедры, и рекомендации кафедры по каждой кандидатуре доводятся до сведенияученого совета вуза (факультета). Кафедра вправе предложить претендентампрочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогампринять рекомендации (Положение о порядке замещения должностей..., 2003).
Как в России, так и вдругих странах подготовка преподавателей психологии для высших учебныхзаведений осуществляется в системе послевузовского профессиональногообразования. Система этой подготовки аналогична подготовке по другимспециальностям и осуществляется в Российской Федерации на основе Положения о подготовкенаучно-педагогических и научных кадров (Положение о подготовкенаучно-педагогических и научных кадров в системе послевузовскогопрофессионального образования в РФ, 1998) и Типового положения обобразовательном учреждении высшего профессионального образования (2001, с.71-72).
В соответствии с этимидокументами докторантура, аспирантура, адъюнктура являются основными формамиповышения уровня образования, научной и педагогической квалификации.Соискательство является формой работы над диссертациями специалистов,прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациямбез зачисления в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру. Система изученияпсихологии по данным образовательным программам была описана в предыдущихглавах. Отметим, однако, что данные образовательные программы направленыпреимущественно на повышение научной квалификации (кандидатские экзамены пофилософии, иностранному языку и специальности, подготовка диссертации). Наповышение педагогической квалификации направлены ассистентская и доцентскаяпрактики, а также вводимое в некоторых вузах изучение курсов педагогики ипсихологии высшего образования (или высшей школы). Ассистентская практикапредполагает проведение аспирантом практических и семинарских занятий состудентами вуза, а доцентская практика чтение лекций. Таким образом, аспирантприобретает опыт педагогической деятельности. Целенаправленное обучениеметодике преподавания психологии обычно не проводится, хотя необходимость вэтом есть. Поэтому в ряде вузов в аспирантуре и адъюнктуре организуетсяизучение таких дисциплин, как: 1) педагогика высшего образования и 2)психология высшего образования. Основная цель соответствующих курсов — подготовка аспирантов (адъюнктов) к преподавательской деятельности в вузе.
Профессиональнаяквалификация научно-педагогических работников вузов определяется следующимикритериями:
1) базовым высшимобразованием;
2) ученой степеньюкандидата наук;
3) ученой степеньюдоктора наук;
4) ученым званиемдоцента;
5) ученым званиемпрофессора;
6) научной работой,отражаемой в количестве и качестве научных публикаций;
7) педагогическойработой, отражаемой в количестве и качестве учебных публикаций.
Для преподаванияпсихологии в высших учебных заведениях важно иметь базовое психологическоеобразование, которое определяет содержание и уровень профессиональнойподготовки преподавателя. Ученая степень кандидата или доктора наук определяетстепень научной квалификации преподавателя. Они присваиваются на основеПоложения о порядке при суждения ученых степеней, утвержденном постановлениемПравительства РФ (Положение..., 2002).
Ученая степень кандидатапсихологических наук присваивается психологам, подтвердившим своюнаучно-педагогическую квалификацию в виде успешной сдачи кандидатских экзаменовпо философии, иностранному языку и научной специальности, а также успешнозащитившим диссертацию на соискание ученой степени по данной научнойспециальности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должнабыть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи,имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.
Ученая степень докторапсихологических наук является высшей научной квалификацией. Специальногообучения для получения этой степени не проводится. Соискатель долженподготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени докторапсихологических наук по соответствующей научной специальности (общаяпсихология, психология личности, педагогическая психология и т. д.). Даннаядиссертация должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основаниивыполненных автором исследований разработаны теоретические положения,совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научноедостижение, либо решена крупная научная проблема. В докторской диссертацииобычно отражается широкий научно-исследовательский опыт специалиста по изучениюкакого-либо нового направления психологической науки, полученный соискателемлично (или в качестве лидера исследовательской группы). Присуждение ученойстепени утверждается Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.
2. Знания, умения,способности и личностные качества преподавателя психологии
Профессия преподавателяпсихологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого ипсихолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологическиезнания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения,личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другимпреподавательским профессиям.
Чтобы добиться успеха,преподаватель должен вопределенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями:
1. Быть разностороннеобразованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, атакже в других науках.
2. Хорошо знатьпреподаваемый предмет.
3. Уметь самостоятельноподбирать учебный материал.
4. Определять оптимальныесредства и эффективные методы обучения.
5. Уметь доступнымобразом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоениестудентами.
6. Уметь создатьмотивацию студентов для усвоения учебного материала.
7. Обладатьтребовательностью к знаниям и умениям студентов.
8. Обладатькоммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом.
9. Владеть логикой ииметь хороший словарный запас.
10. Владеть выразительнымисредствами общения, ораторскими и артистическими способностями.
11. Обладатьнаблюдательностью и умением понять студента.
12. Быть способным крефлексии собственной преподавательской деятельности.
Конечно, дефицитопределенных умений и качеств не является противопоказанием дляпреподавательской деятельности. Существуют разные индивидуальные стилипреподавания. Например, у одного преподавателя могут быть ярко выраженыартистические и ораторские способности, у другого — способность к логичному исистематическому изложению учебного материала. Как и в других видахпрофессиональной психологической работы, в преподавательской деятельностипсихологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.
Знание предмета. В высших учебных заведениях, особеннона психологических факультетах, традиционно ценится научная компетентностьпреподавателя и его знание предмета. Преподавательские должностирассматриваются как научно-педагогические. Учебный курс обычно преподаетстарший преподаватель, доцент или профессор, который сам проводит исследованияв данной научной области или ведет практическую психологическую работу. Этотрадиционная практика в университетах многих стран. К сожалению, в России вусловиях нынешнего «рыночного образования» многие преподаватели из-за мизерныхзарплат вынуждены подрабатывать тем, что читают курсы и спецкурсы, в которыхмало разбираются. Им приходится превращаться в «попугаев-шабашников»,пересказывающих наспех прочитанные учебники и книги и не успевающих дажевникнуть в те или иные проблемы (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 286). Снижениенаучного уровня преподавания — серьезная проблема высшего психологическогообразования. Тем не менее психологов-специалистов в своей области студентыпо-прежнему уважают как преподавателей. Следует отметить, что педагогическиеумения и способности также значительно повышают эффективность ихпреподавательской деятельности.
В средних учебныхзаведениях большее значение придается методическим умениям. Преподавательскиедолжности рассматриваются в первую очередь как педагогические. Как показываетприведенный в предыдущих разделах обзор, психология в школах преподаетсяпсихологами или преподавателями других дисциплин. Конечно, знания психологаотличаются большей глубиной, но дефицит педагогических умений порой мешает емуправильно отобрать учебный материал, ясно и доступно объяснить его.Преподаватели других предметов, возможно, недостаточно глубоко знаютпсихологию, но зато умеют выбрать необходимый материал из имеющихся источникови обучить ему учащихся, сделав процесс обучения увлекательным и доступным.Задача психологов — повысить уровень психологической компетентности учителейпсихологии.
Интеллект. Интеллектуальные качества имеютогромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Умный человек- одна из характеристик, наиболее часто упоминаемых студентами, когда ониоценивают уважаемого ими преподавателя. Очень примечательно высказывание В. Н.Дружинина: «Нет успешного психолога без высокого интеллекта» (2001, с. 33). Вконтексте это высказывание могло бы звучать следующим образом: «Без высокогоинтеллекта не может быть успешного преподавателя психологии».
Чтобы понятно объяснятьучебный материал студентам, преподаватель прежде всего должен сам ясно пониматьего. Именно в отношении преподавателя особенно справедлива крылатая истина:«Кто ясно мыслит — тот ясно излагает».
Неясность мыслипреподавателя приводит к туманности его речи и, как следствие, к непониманию состороны студентов. Неправильно поступают те преподаватели, которые пытаются скрытьбедность мысли за наукообразными и красивыми формулировками неопределенногосодержания.
Артистизм и ораторскиеумения. Отпреподавателей часто ждут «интересного» и даже «артистического» изложенияматериала по учебному курсу. Небольшой импровизированный опрос нескольких группстудентов-психологов показал, что «самым важным качеством» у преподавателейпсихологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». Возможно, этообъясняется тем, что большинство студентов-психологов — это девушки… (Пряжников,Пряжникова, 2001, с. 287). Но вот что писал по этому поводу С. И. Гессен:«Ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиляего речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новыедоказательства и оттенки развиваемой им мысли. Поэтому внешняя шероховатостьречи, поскольку она есть выражение борения мысли со словом, составляет частоподлинную прелесть научной речи… Конечно, некоторый минимум выразительныхсредств необходим для преподавателя научного курса..».
Подобные мысли высказывали Г. Селье: «Характерно, что неумеренная красивость речи является недостаткомнаучной лекции, поскольку отвлекает внимание слушателей от сути объясняемого».
При этом нельзя отрицатьфакт влияния особенностей речи преподавателя на эффективность обучения, о чеммы уже говорили выше. Умение ставить логические ударения, делать необходимые иуместные паузы, четкая и ясная дикция важны для педагогической деятельности.Такие недостатки речи преподавателя, как слишком высокая скорость изложения,гнусавость, шепелявость, небрежность в произношении, способствуют формированиюпренебрежительной, а иногда и негативной установки студентов. Однако этинедостатки могут быть исправлены путем систематических упражнений.
Педагогические установки.Под педагогическойустановкой понимается готовность преподавателя определенным образом реагироватьв однотипной педагогической ситуации. Самому преподавателю собственныеустановки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтомуони чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению. Консерватизм иригидность установок усиливается с возрастом. Выделяются два типа доминирующихустановок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.
О наличии негативной установкипреподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют обычноследующие признаки:
· преподаватель дает«плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;
· преподаватель не задаетнаводящих вопросов и не дает подсказок;
· при неверном ответеспешит переадресовать вопрос другому студенту или сам дает правильный ответ;
. чаще порицает и меньшепоощряет «плохого» студента, чем «хорошего»;
. старается не замечатьуспехов такого студента;
. иногда вообще неработает с ним на занятии.
О наличии позитивнойустановки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуютследующие признаки:
. преподаватель дольшеждет ответа на поставленный вопрос;
. при затруднении вответе задает наводящие вопросы, делает подсказки;
. поощряет улыбкой иливзглядом;
. при неверном ответе неспешит с оценкой, а старается подкорректировать его;
· чаще обращается ктакому студенту взглядом на занятии.
Проявляя свою установкупо отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, преподаватель, без специальногонамерения, оказывает сильное влияние на студентов.
Доброта и уважениепреподавателя по отношению к студентам. Теоретически необходимость проявления доброты и уважения кстудентам понимают все преподаватели. Однако проявления доброты и уважениямогут быть разные. Они могут превратиться в имитацию доброты, в «заигрывание»со студентами, в попытки преподавателя психологии упростить свою миссию. Такойпреподаватель становится:
· либо «пересказчиком»учебников,
·либо превращается в«артиста-очаровашку» или «весельчака-юмориста»,
· либо вообще вырождаетсяв «самодовольного жлоба», уверенного в своих «крепких знаниях» и«интеллектуальной непогрешимости».
Доброта и уважение могутпревращаться также в жалость к студенту, вследствие чего снижается уровеньтребовательности. Умение понять студента, «войти в его положение» очень важно.Однако такая доброта, доведенная до абсурда, лишает некоторых студентов всякогостимула к учению. В этом случае преподаватель делает вид, что учит, а студентыделают вид, что учат. Но реально учения не происходит.
Другую крайностьпредставляют те преподаватели, которые в своей должности видят возможностьсамоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над студентами. Этоможет проявляться в подчеркнутой директивности и демонстративности поведенияпреподавателя, отсутствии у него желания вступать в диалог или дискуссию состудентами. Такие преподаватели не проявляют уважения к собственному мнениюстудентов, считая, что только их точка зрения правильная. Собственных ошибокони не признают.
Оптимальный тип отношенияпреподавателя к студентам можно выразить известным педагогическим принципом,который А. С. Макаренко сформулировал следующим образом: «Максимум требования кличности и максимум уважения к ней». В то же время естественно полагать, чтоуровень требовательности должен быть оптимальным, т. е. должен сочетаться среальными возможностями студентов. В этой связи не вполне правомернойпредставляется позиция педагога, когда он заявляет: «а это меня не касается»(например, когда в библиотеке есть в наличии один экземпляр книги, а двестуденческие группы должны за несколько дней подготовиться к занятию).Предъявляя требования, преподаватель должен учитывать реальность учебнойситуации.
Уважение к студентупроявляется в том, что преподаватель относится к нему как к равноправномуучастнику образовательного процесса:
. ему дается право выбора(в определенных пределах);
. ему дается правовысказаться (не обязательно здесь и теперь);
. его мнение ценится (необязательно принимается как правильное).
Отношение преподавателя ккритике со стороны студентов. В процессе обучения возможны ситуации, в которыхстудент считает, что преподаватель не прав в своих высказываниях на занятиях.Во-первых, преподаватель вуза имеет право на свою точку зрения, даже если этаточка зрения не совпадает с мнением некоторых его коллег-психологов. Во-вторых,и студент может иметь свою научную и мировоззренческую позицию. Корректноеповедение преподавателя может заключаться в том, что он должен датьнесогласному с ним студенту возможность хотя бы кратко обозначить свою точкузрения или сам заявить перед аудиторией иную позицию студента. Сделать этолучше либо во время перерыва, либо на семинаре (тогда появится возможностьсравнить и обсудить разные позиции), либо на другом занятии, предварительноподготовившись к ответу на замечания студента.
Далеко не лучшимвариантом является «мгновенная», да еще и «остроумная» реакция преподавателя,которая не позволяет лучше осознать проблему, а лишь дает возможностьпродемонстрировать свои «артистические» способности и делает студента объектомнасмешки.
Вполне возможны ситуации,когда студент в каких-то вопросах разбирается лучше своего преподавателя.Поэтому дискуссии — совершенно естественный и взаимно полезный процесс. Научныйспор в отличие от спора невежд должен проходить только на основе логическивыстроенных и проверенных аргументов, а также на основе взаимоуваженияспорящих.
Личные отношенияпреподавателя со студентами. Вполне естественно, что у преподавателя возникаютличные симпатии или неприязнь по отношению к каким-либо студентам. Основаниядля этого могут быть самые разные: как внешность и манеры поведения, так иличностные качества. Однако явное проявление этого отношения нецелесообразно.Нельзя смешивать деловые (учебные) и личные отношения. Непедагогичнодемонстрировать пренебрежительное и неуважительное отношение к студенту,который не нравится преподавателю по каким-то личным мотивам. Симпатичный жестудент не должен иметь право на привилегии. Важно, чтобы личные отношения немешали объективной оценке. Некоторые студенты, а особенно студентки пытаютсяиногда воздействовать на преподавателя личным обаянием.
Особый вопрос — проблемаинтимных отношений преподавателя и студентов. Допустимы ли они? С однойстороны, и преподаватели и студенты — это взрослые люди, поэтому они вправесами решать данные вопросы. С другой стороны, все, что происходит междупреподавателями и студентами, находится под пристальным контролем со стороны«общественного мнения». Поэтому преподаватель, вступающий в интимные отношениясо студентами, должен всегда об этом помнить, помнить о своей, прежде всегоморальной, ответственности. Но поскольку, как говорится, «сердцу не прикажешь»,то следует хотя бы не выставлять эти отношения напоказ.
Стиль педагогическогообщения преподавателя и студентов. У преподавателя в процессе егопедагогической деятельности обычно вырабатывается определенная совокупностьотносительно устойчивых приемов и методов взаимодействия со студентами. Онаназывается стилем педагогического общения. Традиционно выделяют три основныхстиля: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный и либеральныйстили представляют своего рода крайности в использовании ряда педагогическихсредств. Преподаватель, придерживающийся демократического стиля, во многихотношениях занимает более гибкую позицию.
Для преподавателя савторитарным стилем общения характерно то, что он занимает активную идирективную позицию, оставляя студентам роль пассивных исполнителей в учебномпроцессе. Четкость инструкций и заданий, своевременный контроль их выполненияявляются хорошими организующими факторами учебной деятельности студентов.Однако часто недостаточно обосновывается необходимость тех или иных заданий врамках общих целей учебной деятельности. Недооценивается положительное значениетаких качеств, как осознанность, самостоятельность и инициативность. Студентдля такого преподавателя — не субъект учения, а только объект обучения.
К учащимся предъявляетсявысокий уровень требований, однако преподавателю часто недостает уважения к ихличности. Преподаватель не склонен к проявлению индивидуального подхода. Онисходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований кнему.
Авторитарныйпреподаватель консервативен и субъективен в отношении студентов. Онпредпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых,безответственных; дисциплинирующие воздействия и отметки считает наиболееважными факторами организации учебных заданий; предпочитает недооценитьстудента, чем переоценить.
Он некритичен поотношению к своей педагогической деятельности и не умеет признавать своиошибки.
Для преподавателя сдемократическим стилем общения характерно то, что, проявляя активность иинициативность, он в то же время дает студентам возможность для проявлениясобственной активности в учебном процессе. Учебные задания он формулирует ясно,оставляя при этом свободу для проявления творческой инициативы. Такойпреподаватель аргументирует значение отдельных заданий в рамках общих целейучебного курса. В организации учебных занятий он опирается на личный опытстудентов, специфику их потребностей и возможностей. Студент для него — нетолько объект обучения, но субъект учебной деятельности.
Требовательность кстудентам сочетается с уважением к их личности и индивидуальности. При этомсохраняются равные общие требования для всех студентов.
Этот преподавательобъективен в оценках студентов, не демонстрирует стереотипных негативныхустановок. При этом предпочитает переоценить учащегося, нежели недооценить.Акцент делает на организации содержательной и целесообразной учебнойдеятельности, а не на дисциплинирующих воздействиях и отметках.
Он способен к объективнойкритике собственной деятельности, умеет признавать допущенные ошибки иисправлять их, не теряя при этом собственного достоинства.
Для преподавателя слиберальным стилем общения характерно то, что он занимает довольно пассивную ипопустительскую позицию в организации учебных занятий, является недостаточнотребовательным. В такой ситуации студенты проявляют доминирующую активность исубъектные качества. На занятиях часто ощущается недостаток организующейфункции преподавателя. В результате имеет место анархия в организации учебныхзанятий, постановке и выполнении требований. Такой преподаватель не придаетзначения обоснованию необходимости выполнения тех или иных заданий илипроявляет недостаточно целесообразную аргументацию. Нетребовательность кстудентам порой сменяется ригидной требовательностью. Это порождаетнеопределенность ожиданий студентов.
Для либеральногопреподавателя характерны ситуативность и непоследовательность в оценкахстудентов, часто имеет место необъективность и неоправданный оптимизм.Представления о конкретном учащемся бывают иллюзорны. Склонен к учетуиндивидуальности студента и пониманию его особых обстоятельств и,соответственно, чрезмерному снижению требовательности к нему. Не стремитсядисциплинировать студентов. Часто ему не удается организовать содержательную ицелесообразную учебную деятельность.
Проявлениясамокритичности имеют ситуативный характер; признает свои ошибки, однако обычноне исправляет их.
Конкретный преподавательвряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленныхтипов, хотя доминирование одного из стилей может иметь место. В то же времяодин и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях и по отношению кразным студентам может демонстрировать элементы разных стилей. Рефлексиясобственного стиля является необходимым условием его совершенствования.
Сказать однозначно, какойиз рассмотренных стилей является оптимальным, довольно трудно. Преподаватели,увлекающиеся гуманистической психологией, порой склонны к либеральному стилюобщения. Наименее совместим с преподаванием психологии, пожалуй, авторитарныйстиль. Обычно положительно оценивается демократический стиль общения, и этоправильно. Во многих учебных ситуациях, для решения многих учебных задач оннаиболее уместен. Однако предпочтение того или иного стиля зависит от многихфакторов, например:
. от возраста учащихся истудентов;
. от типа учебногозаведения;
. от особенностей данногокласса;
. от особенностей учебнойситуации.
Поэтому гибкость ворганизации педагогического общения, возможно, является важной характеристикойпедагогического мастерства преподавателя.
Заключение
В силу призвания или понеобходимости современные психологи довольно часто занимаются преподавательскойдеятельностью, независимо от того, работают ли они в высшем или среднем учебномзаведении, в научном учреждении или в службе практической психологическойпомощи.
В настоящее времясущественно расширились возможности преподавания психологии. Связано это с тем,что в последние десять лет произошло значительное расширение масштабовпсихологического образования как в России, так и за рубежом.
Психология преподается вразличных типах учебных заведений и входит в состав различных образовательныхпрограмм:
1. На психологическихфакультетах университетов и в других высших учебных заведениях, осуществляющихподготовку психологов.
2. На философских,педагогических, юридических факультетах университетов, на факультетахсоциальной работы, а также в специализированных вузах, в частностипедагогических, медицинских, технических, военных, осуществляющих подготовкуспециалистов, профессионально работающих с людьми.
3. В среднихпрофессиональных учебных заведениях, в частности таких, как педагогические,медицинские училища и колледжи.
4. В среднихобщеобразовательных учебных заведениях.
Психологи, работающие внаучных учреждениях, часто совмещают научные исследования с педагогическойдеятельностью. Поэтому неслучайно уже многие десятилетия существует достаточноустойчивое выражение — научно-педагогическая деятельность. Психологи,работающие в службе практической психологии образования, очень часто получаютзаявки на проведение бесед или лекций для родителей, педагогов, учащихся поразличной психологической тематике. К психологам, работающим в производственныхили коммерческих организациях, обращаются с просьбами о проведении обучающихсеминаров по вопросам психологии труда и личности работника, деловых отношенийв коллективе, а также по различным психологическим аспектам коммерческихотношений.
Методика преподаванияпсихологии как отрасль научного знания находится сейчас на начальном этапесвоего развития. С этим связан недостаток эмпирических данных по многимвопросам. Авторы публикаций по методике преподавания психологии в значительнойстепени опираются на собственный личный опыт преподавания и опыт своих коллег.Существует совсем немного обобщающих работ.
Список литературы
1. Карандашев В.Н. Методика преподаванияпсихологии: Учебное пособие. Спб.: Питер, 2007.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.– М., 1996.
3. Методическиеуказания к изучению психологических дисциплин/ под ред. Гонезо М.В. – М., 1991.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическаяпсихология. – М., 1998.