Реферат по предмету "Педагогика"


Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка у младших школьников

Использованиеигр на уроках английского языка как одно из условий формированияграмматического навыка у младших школьников


Введение
В настоящеевремя большой интерес вызывает использование игр на уроках иностранного языкадля моделирования реальной ситуации общения. По мнению М.Ю. Курбатовой, «игралегко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей вмладшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английскойграмматике» [6; 45]. Наша задача сделать этот предмет интересным, ведь вниманиедетей непроизвольно и неустойчиво, они обращают внимание на то, что вызывает ихнепроизвольный интерес.
Ведущим видомдеятельности у детей четырех-пяти лет является игра. К шести-семи годам оназаменяется учебной деятельностью, но роль игры остается по-прежнему велика.Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровыемоменты деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметнаянаглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечитьестественную мотивацию деятельности на иностранном языке, сделать интересными иосмысленными даже самые элементарные высказывания [13; 142].
Немецкийпсихолог К. Гросс называет игры начальной школой поведения. Для него,какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, смысл ихименно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни. Игра –объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, представляющий ребенкувозможность ознакомления с традициями поведения окружающих его людей [16; 250].Игровой метод обучения интересный и эффективный метод обучения в организацииучебной деятельности учащихся и может использоваться на любой ступени обученияязыку.
Цель нашей работы – изучениевлияния игры на формирование грамматического навыка у младших школьников науроке английского языка.
Дляреализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
1.         Изучитьи проанализировать литературу по исследуемому вопросу;
2.         Определитьвлияние игры на формирование грамматического навыка;
3.         Организоватьисследовательскую деятельность по изучению формирования грамматического навыка.
Объект исследования – процесс формированияграмматического навыка учащихся через использование игр на уроках английскогоязыка.
Предмет исследования – условиявлияния игр на формирование грамматического навыка младших школьников на урокаханглийского языка.
Гипотеза: если при обученииграмматике на уроках английского языка систематически использовать игры, топроцесс формирования грамматического навыка будет более эффективным.
Длядоказательства гипотезы воспользуемся следующими методами: изучение литературы,анализ и синтез, систематизация, эксперимент, направленный на изучение формированияграмматического навыка, наблюдение, сравнение, обобщение.
Под грамматическимнавыком понимается способность говорящего выбрать модель, адекватнуюречевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, а такжеспособность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемогоязыка и соотносить с их значением.
Грамматика– разделязыкознания, изучающий формальный строй языка, образующий вместе с фонетикой илексикой его целостную систему [15; 304].
Работасостоит из введения, теоретической и практической частей, библиографическогосписка, заключения и приложения.
Во введениипредставлен методологический аппарат исследования. В теоретической части мыопределили понятие «игра» и ее влияние на овладение грамматическим навыком, атакже психологические особенности младшего школьного возраста. В заключенииподведены итоги работы, сделаны выводы.
Теоретическаязначимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать повышениюэффективности процесса обучения иностранному языку в начальной школе, а такжеразрешению ряда проблем, связанных с овладением грамматическим навыком.
Практическаяценность нашей работы состоит в том, что подобранный нами комплекс игр можетбыть использован студентами и учителями иностранного языка в школе при работенад формированием грамматического навыка у младших школьников.

1. Использованиеигр на уроках английского языка как одно из условий формированияграмматического навыка
 
1.1 Психологическиеособенности младшего школьного возраста
 
По мнению Зимней И.А.,младшие школьники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Онипроявляют интерес к осмыслению своего речевого опыта, легко и прочно запоминаютнебольшой по объему материал и хорошо его воспроизводят [5; 58].
Какутверждает Рогова Г.В., у детей младшего школьного возраста достаточноразвито воображение, носящее творческий характер.
Развитиемышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному, от решения задач путемнепосредственного действия к наглядным представлениям о них. Учитывая этувозрастную особенность, при ознакомлении детей со структурами иноязычныхречевых образцов можно использовать кубики, а при организации тренировки иприменения осваиваемых языковых средств – игрушки и картинки. Игрушки могутпостепенно заменяться картинками, что также будет обеспечивать переход от игрык собственно учебной деятельности [17; 264].
Организацияобучения, направленная на развитие умения детей самостоятельно анализироватьязыковые явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственныеотношения, осознанно применять знания и усвоенные способы деятельности всамостоятельной иноязычной речи, призвана совершенствовать наглядно-образноемышление и развивать мышление в понятиях.
И.А. Зимняясчитает, что под начальным этапом в средней школе понимается период изученияиностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции,необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсеизучения этого предмета. К начальному этапу, как правило, относятся 1–4 классыобщеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативнойкомпетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимсянужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Этозначит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование),выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, пониматьиноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научитьсяпользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполненииписьменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметьписьменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждомуиз перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковыхсредств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарномкоммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень ихразвития в дальнейшем [5; 67].
Начальныйэтап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависитуспех в овладении предметом на последующих этапах. Английский методист Г. Пальмер,который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка,писал: «Take care of the firsttwo stages and the rest will take care of itself»[1; 12].
Кроме того,именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основуобучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в этусистему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ееосновными положениями.
В.М. Филатовпишет, что построение начального этапа может быть различным в отношенииязыкового материала, его объема, организации; последовательности в формированиии развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляетсяучебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самогопредмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящихперед школой [15; 176].
Самооценка удетей раннего возраста очень высокая. Дети не относят лично к себе замечания иуказания учителя, если они носят общий характер, будут реагировать толькотогда, когда к ним обратятся персонально. Требования к поведению детей на урокеиностранного языка надо вводить постепенно, достигая к концу первого годаобучения полного объема. Для маленьких детей требования должны носить формупросьбы или пожелания. Нарушение требований учителя должно вызвать у негосожаление или легкую обиду, а не наказание или раздражение.
Для детейраннего возраста характерны значительные индивидуальные различия, вытекающие изразличного опыта деятельности детей в семье, детском саду, школе. По-разномупроисходит процесс привыкания детей к школе: кто-то ведет себя уверенно, кто-то– тревожно, кто-то – капризно.
Пассов Е.И.считает, что некоторые дети еще могут испытывать затруднения в общении и народном языке. Другие слишком импульсивны или, наоборот, пассивны. Наимпульсивных детей надо обращать внимание с первых уроков, активней заниматьработой, поручать разные роли, постоянно включать их в общую деятельность. Приобучении языку необходимо учитывать темперамент детей. Для этого учитель долженработать в постоянном контакте с родителями и другими учителями. Большоезначение всегда имеет первая встреча детей с учителем. Для них очень важенласковый голос, приветливая улыбка, доброе отношение [19; 165].
Что касаетсяособенностей проведения урока, то он должен иметь не менее 9–10 этапов с частойсменой видов деятельности, отвечать психологическим особенностям детей раннеговозраста. Необходимо присутствие игрового момента и двигательной паузы, темпурока должен быть очень высоким. Нельзя допускать монотонности, напряженности,чисто учебного проговаривания текста. Необходимо все изображать ипроговаривать, ничто не должно мешать концентрации внимания детей. Учительдолжен быть эмоционально заразительным, сюжет урока увлекательным, синтересными заданиями, яркой наглядностью. Все это будет пробуждать активностьдетей в обучении.
По мнению Роговой Г.В.,занятия иностранноым языком должны приносить радость малышам, быть приятными [17;156].
1.2 Обучение английской грамматике младших школьников
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известныразные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучениииностранному языку.
При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправныммоментом и целью обучения. Обучение любому языку проводилось посредствомграмматики, как правило, построенной по образцу и подобию латинской. Грамматикаизучалась как особый предмет и самоцель.
В настоящее время наметился более объективный подход к оценкезначения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она являетсяне целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. И, тем неменее, ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранногоязыка именно грамматикой.
Под продуктивным грамматическим навыком, по мнению М.Ю. Курбатовой,понимается«способность говорящего выбрать модель, адекватную речевойзадаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка» [6; 86]. Речевойзадачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чем-тоубедить, выразить мнение и т.д. Именно выполнению задач и служит та или инаяграмматическая форма. Поэтому, подчеркивает Е.И. Пассов, и должны бытьассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Еслитакая связь имеется, то в процессе продуктивных видов речевой деятельности привозникновении коммуникативной задачи в сознании всплывает адекватная ей инеобходимая в этот момент грамматическая форма. Продуктивный грамматическийнавык должен быть автоматизированным, устойчивым, гибким, сознательным.
Под рецептивным грамматическим навыкомследуетпонимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формыизучаемого языка и соотносить с их значением.
Проблема навыков в методике и педагогике до сих пор спорная итребует дальнейшего исследования. Так, И.Л. Бим, рассматривая проблемуобучения грамматической стороне речи, говорит не о формировании грамматическихнавыков, а о действиях по грамматическому оформлению речи: морфологическому исинтаксическому, которые должны превратиться в операцию [5; 151], С.Ф. Шатиловподразделяет грамматические навыки на морфологические, морфолого-синтаксическиеи синтаксические [2; 112]. Мильруд Р.П. выделяет речевые навыки и умения,необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, иязыковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое обслуживание речемыслительнойдеятельности [12; 33].
Обучать грамматике иностранного языка, как считает А.А. Леонтьев,значит формировать специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы уучащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобыони были «в рабочем состоянии», т.е. обучать так, чтобы это была грамматика «вголове» [9; 76].
Как избежать излишнего теоретизирования и вместе с тем неопуститься на уровень натаскивания? И.Л. Бим видит ответ на данный вопросв следующем:
1. Рассматриватьобучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способамисловоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. структурногооформления речи.
2. Отобратьактивный и пассивный грамматический минимум, усвоение которого обеспечитотносительно правильное грамматическое оформление речи и ее понимание.
3. Обеспечитьпрочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом [5; 150].
Следуя И.Л. Бим, можно выделить в обучении грамматикедве основные цели: во-первых, научить учащихся грамматически правильнооформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основноевнимание на содержании; во-вторых, научить учащихся распознавать грамматическиеявления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечениесодержательной информации.
Этой цели должен соответствовать грамматический минимум, критериемотбора которого обычно выступают такие показатели, как его частотность и употребительностьв речи.
 
1.3Использование игр при формировании грамматического навыка у младших школьниковна уроках английского языка
 
На раннемэтапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя –сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте детиочень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью инеустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологическиеособенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращаютвнимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес.Учитывая это, необходимо использовать на уроках разнообразные игры,соревнования, наглядный материал. Опыт работы с учениками младших классовпоказал, что такие виды работы дают положительный эффект.
По мнению С.А. Лысиче,«игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальноесредство ненасильственного обучения детей». Игра соответствует естественнымжеланиям и потребностям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться судовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры вкачестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируютсявсе познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление,творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолетьязыковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошиерезультаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание наглавном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общенияво время игры [8; 54].
А.А. Леонтьевсчитает, что игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за собойразвитие. Где игра – там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание,воображение и, конечно, работает мышление.
Все этозаложено в игре, ведь игра – это:
а)   деятельность (речевая);
б)   мотивированность,отсутствие принуждения;
в)   индивидуализированнаядеятельность, глубоко личная;
г)    обучение и воспитание вколлективе;
д)   развитие психическихфункций и способностей;
е)    «учение с увлечением».
Игра должнабыть хорошо организована. Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель,объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит отскрытой учебной цели:
1.        Формированиеопределенных навыков;
2.        Развитиеопределенных речевых умений;
3.        Обучениеумению общаться;
4.        Развитиенеобходимых способностей и психических функций;
5.        Познание(в сфере становления собственного языка);
6.        Запоминаниеречевого материала.
Спецификаигры в том, что учебные задачи маскируются. Ребенок учится в результате игры.Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре проявляются особенно полноспособности человека, в особенности ребенка. Игра всегда предполагает принятиерешения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросыобостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, как правило, над этим незадумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она ипривлекает учителей. Преимущества игры заключается еще и в том, что в ней всеравны. Она посильна даже слабым ученикам [9; 87].
Более того,слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость исообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета.Атмосфера увлеченности, чувство равенства – все это дает возможность детямпреодолеть стеснительность, скованность, мешающую свободно употреблять в речислова чужого языка. Языковой материал незаметно усваивается, а вместе с этимвозникает чувство удовлетворения.
Классификацияигр
Н.Д. Гальсковаразделяет все игры на две крупные группы. Первую группу составляют грамматические,лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированиюречевых навыков. Отсюда ее название «подготовительные игры». Овладениеграмматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода кактивной речи учащихся [3; 87]. Известно, что тренировка учащихся вупотреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения,утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрогоудовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной иувлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логическипродолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются длякорректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И,наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-тостепени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоениеправописания изученной лексики. Большинство игр первой группы могут бытьиспользованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так идальнейшего закрепления.
Вторая группаназывается «творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшемуразвитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность врешении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальнаямобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, какнам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второйгруппы тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм,которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:
1)подготовительные, способствующие формированиюречевых навыков;
2)творческие игры, цель которых заключается вдальнейшем развитии речевых навыков и умений.
По виду деятельностиигры делятся на:
1) физические (двигательные);
2) интеллектуальные (умственные);
3) трудовые;
4) социальные;
5)        психологические.
По характеру педагогического процессавыделяются следующиегруппы игр:
1)обучающие, тренировочные, контролирующие,обобщающие;
2)познавательные, воспитательные, развивающие;
3)репродуктивные, продуктивные, творческие;
4)коммуникативные, диагностические,профориентационные, психотехнические.
По характеру игровой методикиигры можно разделить на:
1) предметные;
2) сюжетные
3) ролевые;
4) деловые;
5) имитационные;
6) игры-драматизации.
Специфику игрового метода обучения в значительной степениопределяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с техническими средствамиобучения, а также с различными средствами передвижения.
Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то вэтом случае можно разделить игры на:
1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора ипознавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки,необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваютсяобщеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. По мнению Д.Н. Узнадзе,«игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентноголичности» [7; 112].
Большинство же современных зарубежных авторов, таких как Г. Хайд,Джозеф Ф. Каллахан, Дж. Оллер, Стивен П. Крашен, К. Ливингстоунвыделяют следующие свойства дидактических (они их еще называют обучающими) игр:
а)      дидактические игры открыты, т.е. исход игры нельзяпредугадать;
б)      они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начатьзаново;
в)      дидактические игры следуют определенным правилам, которыемогут быть изменены участниками игры;
г)       дидактические игры должны приносить удовлетворение и
радость.
Дидактическая игра – это не просто неотъемлемый компонентактивного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалуигра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системыпедагогической деятельности в целом.
2.Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность,волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируютопределенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческиеустановки.
3.Развивающие, которые развивают мотивацию учебнойдеятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию,творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять,находить аналогии, оптимальные решения. А.Н. Леонтьев считал, что «игра – свободаличности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [14; 20].
4.Социализирующие, приобщающие к нормам иценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающиеобщению. По определению Л.С. Выготского: «Игра – пространство внутреннейсоциализации ребенка, средство усвоения социальных установок» [2; 58].
Грамматическиеигры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса,творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.Применение нового лексического материала в нетрадиционной форме позволяетпредотвратить процесс забывания активного словарного запаса. Чтобы обеспечитьактивность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формыработы:
ü  индивидуальная;
ü  парная;
ü  групповая;
ü  фронтальная.
Приорганизации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с однойстороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, вособенности, если ведущие в игре – дети. В ходе игры учитель не должен исправлятьошибки, а отмечать для себя, на какие языковые явления следует обратитьвнимание, над чем поработать. Главное при проведении игры – создатьдоброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
Успех игрзависит от атмосферы общения, которую учитель создаст в классе. В игрепроисходит овладение видами речевой деятельности как средствами общения.
На урокахможно использовать игровые упражнения как для смены деятельности с цельюактивизации творческого внимания, так и для дополнительной практики илипроверки грамматики и словарного запаса.
Необходимоучитывать, что мышление детей младшего возраста – конкретное, и опирается онона наглядные образы и представления. Для понимания скучных грамматическихправил им нужен реальный предмет или его изображение – это помогает сделатьпроцесс усвоения знаний более интересным и эмоционально окрашенным.

2. Формирование грамматическогонавыка на уроках английского языка у младших школьников
 
2.1 Подготовительный этап исследования
На данном этапе нашей целью являлась подготовка кисследованию, включающая в себя выбор базы исследования, подбор комплексаграмматических игр, составление конспектов уроков с использованием и безиспользования игр.
Итак, данноеисследование проводилось на базе 4 класса МОУ «Никольская средняяобщеобразовательная школа им. Н.М. Рубцова». Целью исследования являлосьопределение влияния игр на формирование грамматического навыка младшихшкольников на уроках английского языка. Исследование проводилось на целомклассе. Количество учащихся класса – 5 человек. Физически и умственно все детиздоровы, подвижны, энергичны, эмоциональны. Способности у учащихся классасредние, заниматься на «4» и «5» могут большинство ребят. У многих детей естьжелание учиться. В целом класс требует высокого темпа работы и постояннойзанятости.
Данный этаптакже включал подбор грамматических игр, которые могут быть использованы в работеи соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Кроме того,нами был составлен следующий план работы:
1.        Составлениеконспектов и проведение уроков без использования грамматических игр;
2.        Проведениеконстатирующего эксперимента;
3.        Проведениеформирующего эксперимента; организация уроков с включением грамматических игр;
4.        Проведениеконтрольного эксперимента;
5.        Обработкарезультатов, выявление влияния игр на формирование грамматического навыка детей.
Измерение проводилось дважды. На первом этапе экспериментаучащимся предлагалось выполнить ряд грамматических заданий: расстановка слов впредложении, составление общих вопросов, описание животных и исправление ошибокв тексте. На втором этапе были проведены игровые методики: «It's a snap! Right word, wrong place»,«Зашифрованные вопросы», «У кого лучше память?», «Письмо Незнайки». Результатывыполнения заданий по грамматике на каждом этапе занесены в таблицы.
2.2 Проведение исследования. Организация уроков безиспользования грамматических игр
В ходеконтрольного эксперимента детям предлагалось самостоятельно выполнитьупражнения, направленные на формирование грамматического навыка сиспользованием хорошо знакомой лексики. Учащиеся выполняли упражнения последующим темам: «Продукты», «Животные», «В магазине», «Спорт».
Данный этапвключал в себя 6 уроков. Дети работали в группах, фронтально и индивидуально. Навыполнение упражнений затрачивалось от 10 до 15 минут.
Например, детямпредлагалось расставить слова в правильном порядке, чтобы получилось грамматическиверно оформленное английское предложение:
1.     everyone, love, I.
2.     cook, know, worst, he’s, the, I.
3.     a, Saturday, we’re, party, having, on.
4.     going, the, around, they’re, to, sail, world.
5.     Italy, they, last, went, to, their, for, year, holiday.
6.     loved, I’ve, him, always.
7.     had, I’ve, interview, never, an.
8.     dinner, the, she’s, cooking, moment, at.
На выполнениеэтого задания дети затратили 15 минут, при этом никто не выполнил целиком всезадание верно, большинство справились лишь с двумя-тремя предложениями.
 
Таблица 1. Результатыконстатирующего эксперимента (построение утвердительных предложений)
№ п/п
Учащиеся
Количество правильных ответов 1 Алена 5 2 Ваня 2 3 Вика 3 4 Саша 3 5 Сережа 2 Среднее значение по группе 3
В следующемзадании ученикам необходимо было составить 5 общих вопросов к 5 утвердительнымпредложениям.
1.I am washing my hands in the bathroom now.
2.They will come home in a minute.
3.You have had dinner in the living room today.
4.We cleaned our classroom last week.
5.He reads magazines in his room every day.
На выполнениеэтого задания детям потребовалось 10 минут, полностью верно были составленыодин-два вопроса.
Таблица 2. Результатыконстатирующего эксперимента (составление общих вопросов)
№ п/п
Учащиеся
Количество правильных ответов 1 Алена 3 2 Ваня 1 3 Вика 2 4 Саша 2 5 Сережа 1 Среднее значение по группе 1,8

В данномзадании ученикам предлагалось описать животное, задание было выполнено за 12минут. В целом, детьми было составлено достаточно много реплик: от 5 до 9, изних правильных 2–5.
 
Таблица 3. Результатыконстатирующего эксперимента (описание животного)
№п/п
Учащиеся
Количество реплик всего
Количество правильных реплик 1 Алена 7 5 2 Ваня 5 2 3 Вика 9 5 4 Саша 6 3 5 Сережа 8 4 Среднее значение по группе 7 3,8
Детям былопредложено попробовать себя в исправлении грамматических ошибок в тексте. Втечение 15 минут они должны были найти и исправить все ошибки (фактически текстсодержал 7 ошибок.)
53Proletarskaya Street,
Tavricheskoye,
OmskRegion,
May15, 2003
Dearfriends,
Hi!How you are? I want to read you my letter.
GoI to school every day;
Igot «five» at yesterday the English lesson.
IHave 4 lessons tomorrow shall.
Iam Watching TV at the moment and writing a letter
Thisweek I have arrived in Moscow.
 

Таблица 4.Результаты констатирующего эксперимента(исправление ошибок)
№п/п
Учащиеся
Количество исправленных ошибок 1 Алена 4 2 Ваня 2 3 Вика 3 4 Саша 2 5 Сережа 3 Среднее значение по группе 2,8
2.3 Проведение исследования. Организация уроков сиспользованием грамматических игр
Формирующий эксперимент проводился на этой же группеучащихся на протяжении 6 последующих уроков. Материал уроков содержал хорошоусвоенную детьми лексику по темам: «Продукты», «В магазине», «Спорт», «Животные»,работа над грамматикой проходила в игровой форме.
Фрагмент урока, где проводилась грамматическая играсодержал следующие этапы:
1.        Созданиеэмоционального настроя. Объявление темы игры, введение в ее сюжет;
2.        Объяснение правилигры;
3.        Распределение ролей(если этого требовали правила);
4.        Проведениеграмматической игры;
5.        Совместное выявлениерезультатов игры.
На уроках английского языка мы использовали различныеграмматические игры. Например, игра «It's a snap! Right word, wrong place» позволяетзакрепить умение учащихся правильно строить английское предложение. Проведя этуигру, мы заметили, что результаты детей улучшились, хотя времени на выполнениеподобного упражнения было затрачено столько же, как и на первом этапе.

Таблица 5.Результаты контрольного экспериментаГрамматическаяигра «It's a snap! Right word, wrong place»
№п/п
Учащиеся
Количество правильных ответов 1 Алена 7 2 Ваня 4 3 Вика 5 4 Саша 6 5 Сережа 4 Среднее значение по группе 5,2
В следующей игре «Зашифрованные вопросы» учащимсяпредлагались слова вразбивку и предполагаемый ответ на вопрос. Задача детейсостояла в том, чтобы задать вопрос, не забывая о порядке слов в английскихвопросительных предложениях.
1.did, last, week, he, where, go? (Moscow).
2.shall, buy, what, we? (A house).
3.she, or, is, he, making, in the room, now, the bed? (He).
4.does, get up, when, he in the morning? (6 o’clock).
5.they, written, in, what, have, the classroom, already? (Aletter).
 
Таблица 6. Результатыконтрольного эксперимента Грамматическая игра «Зашифрованные вопросы»
№п/п
Учащиеся
Количество правильных ответов 1 Алена 4 2 Ваня 2 3 Вика 4 4 Саша 3 5 Сережа 2 Среднее значение по группе 3
Результаты вторичного среза также стали выше в сравнении сподобным заданием, где учащимся предлагалось составить общие вопросы не в формеигры.
На первом этапе дети описывали животных. На втором этапе мырешили выполнить подобное задание, но в игровой форме: «Чье солнышко ярче?». Надоске было нарисовано 2 солнышка, но без лучиков. Правильно называя предложениео каком-либо животном, у солнышка появлялись лучи. Результат намного улучшился,в сравнении с описанием животных на первом этапе.
 
Таблица 7. Результаты контрольного эксперимента Грамматическаяигра «Чье солнышко ярче?»
№п/п
Учащиеся
Количество реплик всего
Количество правильных реплик 1 Алена 11 8 2 Ваня 8 5 3 Вика 10 9 4 Саша 9 7 5 Сережа 8 6 Среднее значение по группе 9,2 7
Учащиеся имели возможность в игровой форме найти ошибки втексте. В начале урока был введен герой – Незнайка, который принес детямписьмо. Так как Незнайка не очень грамотный, он предложил учащимся найти иисправить в тексте 7 грамматических ошибок, допущены им.
53Proletarskaya Street,
Tavricheskoye,
OmskRegion,
May15, 2003
Dearboys and girls,
Hi!How are you? I arrived safely in Omsk this month. I staying with a very nicefamily here. Yesterday we go to the park. I go home in a week. My motherusually miss me. Please write me soon.
Yourfriend,
Neznaika

Таблица 8. Результатыконтрольного экспериментаГрамматическая игра «Письмо Незнайки»
№п/п
Учащиеся
Количество исправленных ошибок 1 Алена 6 2 Ваня 4 3 Вика 6 4 Саша 5 5 Сережа 6 Среднее значение по группе 5,4
2.4 Обработка результатов. Выводы
 
После проведения всех этапов эксперимента нами былаосуществлена обработка результатов. Нам было необходимо сделать вывод о том,какой из этапов способствовал более успешному формированию грамматическогонавыка. Особое внимание уделялось грамматически верному построению английскогопредложения: наличие или отсутствие ошибок, правильный порядок слов, соблюдениеструктуры вопросительного предложения. Наша задача – выявить, какого уровнядостигли эти навыки после проведения исследования и сравнить результатыконстатирующего и контрольного экспериментов.
В результатенаблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были болеезаинтересованы работой в отличие от первого, где учащиеся с некоторымнежеланием и затруднением приступали к выполнению грамматических заданий.Использование грамматических игр способствовало созданию эмоциональнойобстановки, большей активности ребят, даже тех, которые имеют слабыеспособности к изучению языка. В течение всего урока поддерживалась хорошаядисциплина, учащиеся активно включались в деятельность. Наблюдение показало,что первый этап проходил в более напряженной обстановке, приходилось постояннонастраивать четвероклассников на работу, процесс объяснения новой грамматикизатягивался, из-за сложности материала детям становилось скучно и не интересно.
После обобщения результатов мы установили, чтоиспользование игр на уроках английского языка является одним из эффективныхусловий формирования грамматического навыка у младших школьников. Мы сделаливывод о том, что лишь систематическое использование грамматических игрбудет давать положительный результат. Для большей наглядности результатысравнительного анализа срезов представлены в виде диаграмм.

Заключение
 
В даннойвыпускной квалификационной работе рассматривается одна из важных проблем, существующихв методике обучения иностранным языкам – это проблема формированияграмматического навыка у младших школьников. Приведенные в данной работеисследования дают нам основание утверждать, что игра является основным приемомформирования грамматического навыка. Одна и та же игра может быть использованана различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работыучителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективностиигр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежестьэмоционального воздействия.
Большинствоигр не связано с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в нихсодержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить еерекомендуется в процессе объяснения условий игры.
Целью нашейработы являлось изучение влияния игры на формирование грамматического навыка умладших школьников на уроках английского языка.
Длядостижения данной цели мы изучили и проанализировали литературу по исследуемомувопросу, определили влияние игры на формирование грамматического навыка иорганизовали исследовательскую деятельность по изучению формированияграмматического навыка у младших школьников на уроках английского языка.
В нашейработе мы опирались на труды Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Г.В. Роговой,В.М. Филатова, Я.М. Колкер, И.Л. Бим. Проанализировав даннуюлитературу, мы сделали вывод о том, что если при обучении грамматике на урокаханглийского языка систематически использовать игры, то процесс овладенияграмматическим навыком будет более эффективным. Для доказательства мывоспользовались следующими методами: изучение литературы, анализ и синтез,систематизация, эксперимент, направленный на формирование грамматическогонавыка, наблюдение, сравнение, обобщение.
В зависимостиот целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могутпредлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе егоактивизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока, таки весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования междугруппами. Место и время проведения зависят от ряда факторов: подготовкиучащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.
Мы убедились,что игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения грамматикеиностранного языка младших школьников, так как благодаря им ребенок намноголегче усваивает грамматический материал. Она делает скучную работу болееинтересной и увлекательной.
Дляпрактического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент,целью которого являлось установление влияния систематического использования игрна формирование грамматического навыка.
Работасодержит приложения, где предлагаются различные грамматические игры, которыеможно использовать на разных этапах обучения английскому языку. Они способствуютразвитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления,помогают создать благоприятный климат на уроке.
В результатеисследования выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Списоклитературы
 
1). Верещагина, Рогова Г.В. Методикаобучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательныхучреждениях. М., 1998 г.
2). Бориско Н.Ф. Самсебе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001 г.
3). Гальскова Н.Д. Современнаяметодика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000 г.
4). Еремина О.П., Ижогина Т.И. Книгадля учителей английского языка к учебным пособиям для 1 и 2 классовобщеобразовательной средней школы. Ростов н/Д, 1991 г.
5). Зимняя И.А. Психологияобучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991 г.
6). Курбатова М.Ю. Игровыеприёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранныеязыки в школе, №3, 2006 г.
7). Конышева А.В. Игровойметод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыречетверти», 2006. – 192 с.
8). Колкер Д.Г. Практическаяметодика обучения иностранного языка: Учеб.пос./ Я.М. Колкер, Е.С. Устинова,Т.М. Епалиева. – М.: изд.-Центр «Академия», 200. – 264 с.
9). Лысиче С.А. Лексико-грамматическиеигры на уроке английского языка в младших классах, №8, 2005 г.
10). Леонтьев А.А. Некоторыевопросы обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучениерусскому языку нерусских. М., 1990 г.
11). Методика обученияиностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебноепособие для студентов педагогических колледжей. Под редакцией В.М. Филатова.Ростов-на-Дону, 2004 г.
12). Михайлова О.Э.,Шендельс Е.И. Справочник по грамматике с упражнениями. М.: Просвещение,1994 г.
13). Мухина В.С. Детскаяпсихология. – М.: ООО «Апрель Пресс», Издательство ЭКСМО – Пресс, 1999 г.
14). Мятова М.И. Работанад предлогами в начальной школе. Иностранные языки в школе, №4, 2006 г.
15). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка/ Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова.– 4-е изд., дополненное. – М: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 994 с.
16). Программа начальногообразования по английскому языку/ В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова. – М.:АСТ: Астрель, 2006 – 47 с.
17). Рогова Г.В. Методикаобучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991 г.
18). Спиридонова Т.И. Игровыеприёмы для повторения пяти времён английского глагола. Иностранные языки вшколе, №3, 2004 г.
19). Стронин М.Ф. Обучающиеигры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1994 г.
20). Филатов В.М. Коммуникативнаяграмматика английского языка для учащихся 5–7 классов общеобразовательныхучреждений. Ростов н/Д.: АНИОН, 2002 г.
21). Шарафутдинова Т.М. Обучающиеигры на уроках английского языка, №8, 2005 г.
22). Эльконин Д.Б. Психологияигры. – М.: Педагогика, 1991 г. – 304 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.