Реферат по предмету "Педагогика"


Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения

Муниципальноедошкольное образовательное учреждение
Детский садкомбинированного вида № 17 «Ладушки»
Квалификационнаяработа на 2 категорию
Актуальностьдвигательной активности у детей с нарушением зрения
Выполнила:
воспитатель Шулика Т.А.
г.Нижневартовск
2005-06 уч.год

Содержание
Введение…………………………………………………................……………...3
Двигательнаяактивность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека………………………………………........................................................7
Особенностиработы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательнойактивности………………….…........................11
Результатыработы по оптимизации двигательной активности детей с нарушениемзрения………………………………………...................................17
Библиография………………………………………………………….................19

Введение
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – этооснова формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохраненияговорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физическихдефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезнейвзрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослыхлюдей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями,заболеваниями опорно-двигательного аппарата, что является прямым следствиемгиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучитугрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательнойактивности». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но онастановится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве.
Физиологи отмечают, что движение является врожденной,жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полноеудовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основныесистемы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдаетсяотставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мереподвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, интенсивность и характер психофизическогоразвития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.
Стоит отметить, что в настоящее время в общей детскойпопуляции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями вразвитии – около 10%. Здесь имеется в виду такие существенные отклонения,которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих еговзрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательстваспециалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос онеобходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (вданном случае, детских садах).
В настоящей квалификационной работе речь идет о детях,имеющих нарушения органов зрения. Благодаря зрению человек получает огромноеколичество информации об окружающем мире. О цвете, форме, величине предметов,их взаимном расположении и расстоянии между ними человек узнает прежде всего спомощью зрения. Деятельность зрительного анализатора очень важна дляориентировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы, дляусвоения социального опыта. Зрительное, или как говорят визуальное (отлатинского visualis – зрительный) восприятие играет существенную роль впознании человеком мира, в формировании различных видов его деятельности, вустановлении контактов с другими людьми. Дети, страдающие нарушениями зрения,характеризуются рядом особенностей. Так, большие сложности у них возникают воценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п.это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве,особенно при передвижении: нарушается гармоничность развития их сенсорных иинтеллектуальных функций, что несомненно, влияет на развитие не только форммышления, но и на их двигательную деятельность в целом. Существенные измененияв развитии двигательной функции и в ориентировке в пространстве, чтопроявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерностидвижений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба и бег, онииспытывают сложности при выполнении физкультурных упражнений.
Если исходить из научных положений о том, чтонедостаточный объем двигательной активности приводит к значительным негативнымпоследствием в формировании растущего детского организма, то есть необходимостьболее детально рассматривать необходимость повышения и оптимизации двигательнойактивности у детей выделенной категории с учетом их психофизического состояния.
Исходя из актуальности выше обозначенных подходов кздоровью этих детей была обозначена тема настоящей квалификационной работы«Актуальность двигательной активности детей с нарушениями зрения».
Цель работы – изучение проблемы повышения и оптимизациидвигательной активности детей, имеющих нарушения зрения, с учетом ихпсихофизических характеристик.
Задачи работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемеактивизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением.
Осуществить отбор оптимальных и целесообразных методов иприемов физического воспитания при работе с детьми выделенной категории поповышению двигательной активности в соответствии с их состоянием здоровья иособенностей имеющегося дефекта.
Разработать рекомендации для родителей по оптимизациидвигательной активности детей, имеющих нарушения в развитии зрительногоанализатора, в условиях семейного воспитания с учетом принципа преемственностив образовании и оздоровлении детей между дошкольным учреждением и семьей.
Предмет квалификационной работы – особенности оптимизациидвигательной активности детей с нарушенным зрением.
Субъект – дети дошкольного возраста: фактически: 2004-05уч.год.- 14 человек – 1 средняя группа
Гипотеза — есть возможность предположить, что в ходесистематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут положительныеизменения в физическом развитии в целом, и в частности, повысится двигательнаяактивность детей, имеющих нарушения зрения, посредством использованияспециально разработанных мероприятий и соответствующей развивающей предметнойсреды по оптимизации двигательной активности, а также при построениииндивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающими изучениедефекта каждого ребенка.

Двигательная активность как неотъемлемая частьжизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и вэтих словах заложен весь смысл физического воспитания детей.
В последние годы ведущими направлениями в исследованияхпо физической культуре стали изучение эффективности двигательной активностидетей, совершенствование количественных и качественных показателей развитиядвижений. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями врежиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервнойсистемы, снижение напряженности сердечно-сосудистой и дыхательной систем,двигательного аппарата и повышают уровень общей физической подготовленностидетей. Интенсивность общего физического развития детей, их здоровье зависит отих двигательной активности.
Итак, двигательная активность – это суммарное количестводвигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.Согласно усредненным данным физиологов, для нормальной жизнедеятельностидетского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день.Установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребностьорганизма в движении определяется не только возрастом, но и степеньюсамостоятельности ребенка; индивидуально-типологическими особенностямицентральной нервной системы, состоянием здоровья, половой принадлежностью и вомногом зависит от внешних условий — гигиенических, социально-бытовых,климатических и т.п.
Основными показателями двигательной активности являются:объем движений, их интенсивность и продолжительность. Под объемом понимаютобщее количество движений; под интенсивностью следует понимать количестводвижений, выполняемых в 1 минуту; а продолжительностью является время,затраченное на выполнение двигательного действия.
При организации жизнедеятельности детей важно соблюдатьпринцип оптимизации физической нагрузки, что требует отслеживания моторнойплотности. Так, физиологами определены нормы моторной плотности ребенка,которые выводятся из отношения продолжительности двигательной активности кобщему объему выполненных двигательных действий. Нормой моторной плотности всейдвигательной активности детей в течение дня не должна превышать 85%, еёпревышение может привести к нарушениям работы сердечно-сосудистой и центральнойнервной систем организма ребенка, а её недостаточность — к гиподинамии, чтоявляется болезнью, которая отражается на растущем организме, в целом.
Как ранее отмечалось на состояние двигательной активностидетей значительное влияние оказывают как сезонные, суточные колебания, так иклимато-экологические особенности местности, где проживает ребенок. Так,сезонные изменения двигательной активности проявляются в её повышении ввесенне-летний период: объем движений около 16,5 тыс., их продолжительность 315минут, что составляет около 70 движений в минуту, а снижение происходит восенне-зимний период: объем – 13-15 тыс., продолжительность 275 минут,интенсивность – 50 движений в минуту. Суточные колебания основываются назакономерности биоритмов, в зависимости от принадлежности человека кконкретному типу людей, сгруппированных на основе их биоритмическихпоказателях, их двигательная активность в течение дня меняется. Так, например,у людей, относящихся к типу «жаворонок», повышение двигательной активностиотмечается в утренние часы, а к вечеру постепенно – снижается их активность.
Климато-экологические особенности в значительной степениоказывают влияние на характер двигательной активности. Особенности климата иэкологии Нижневартовского района заключаются в следующих характеристиках:географическое расположение — в средней части Западно-Сибирской равнины, климат– континентальный с сильным ветром, суровой зимой и коротким летом с резкимколебанием температуры и атмосферным давлением в течение суток; экология – водырайона насыщены гуминовыми кислотами иона амония, железом, марганцем, водаотмечается повышенной минерализацией и пониженной жесткостью. Стоит отметить,что все это в значительной степени сказывается на здоровье населения нашегорайона, что проявляется в изменениях напряжения геомагнитных полей; вповышенном фоне космической радиации; в высоком атмосферном давлении; снижениипорциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (что вызывает гипоксию); внарушении фотопериодичности зимой и летом, когда перепад температур в среднемсоставляет 6-15 градусов; в недостатке жизненно важных химических элементов — кобальта, меди, йода; в синдроме полярного напряжения – стрессовые,антропогенные и природные факторы, которые вызывают напряжение в процессеадаптации и регулировании организма и приводят к снижению биохимическим,биофизическим и морфофункциональным изменениям в организме населения.
Анализ исследований разных авторов на проблему развитиядвигательных способностей у детей дошкольного возраста позволяет сказать, что вдошкольном возрасте при организации мероприятий по оптимизации двигательнойактивности и создании условий для ее повышения необходимо учитывать такжеполовую принадлежность детей, т.к. потребность и способность осуществлять теили иные двигательные действия во многом зависят от пола ребенка. Так,например, исследования М.А.Руновой позволили определить наличие наиболеезначимых половых различий в средних величинах показателей двигательнойактивности у детей среднего дошкольного возраста. Автор приводит следующиеданные: средний объем двигательной активности мальчиков в свободнойдеятельности составляет 2300 движений, девочек – 1370. Наиболее благоприятнымидля девочек, считает Т.Ю.Логвина, является режим средней двигательнойактивности, для мальчиков – режим большой двигательной активности. Стоитотметить, что и содержательная сторона двигательной деятельности имеет своюспецифику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательныепредпочтения, т.е. та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и вкоторой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. так. Для девочекинтересны двигательные действия, связанные с мячом, со скакалкой, упражнения вравновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения; длямальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег,метание предметов в цель, борьба, спортивные игры).
Так, работа по повышению двигательной активности должнаучитывать половую принадлежность ребенка и данный учет половых особенностейможно вести по нескольким направлениям: подбор двигательных действий,нормирование физической нагрузки, педагогическое руководство двигательнойдеятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, взаимодействие в процессевыполнения двигательных действий, требования к выполнению двигательногодействия, инвентарь и оборудование., расстановка и уборка снарядов, диагностикафизического состояния. Хочется заметить, что учет половых особенностейдошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельностьдобиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложеннойприродой.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделатьвывод о том, что двигательная деятельность является неотъемлемой частьюжизнедеятельности человека и есть необходимость более пристального внимания состороны взрослых к её оптимизации в дошкольном детстве с учетом сезонных,индивидуально-биоритмических колебаний, индивидуально-типологических ипсихофизических характеристик, климато-экологических особенностей местапроживания ребенка и его половой принадлежности.
Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, пооптимизации их двигательной активности
Работа по оптимизации двигательной активности у детей снарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическимсостоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта.
В своей работе по оптимизации двигательной активностидетей выделяю два направления:
Совершенствование состояния мелкой моторики иосязательной функции.
Совершенствование двигательных навыков, необходимых дляразвития крупной моторики.
Эти направления реализую через совершенствование развивающейдвигательной среды.
Известно, что при нарушении зрительных функций у детейвозникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы,происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной имелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степеньих обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушениезрения, и когда началась коррекционная работа.
Совершенствование состояния мелкой моторики иосязательной функции.
Между зрением и осязанием, как известно, много общего – сточки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в«драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание. Унаших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда иискаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различнымипредметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а врезультате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые илислишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности имоторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практическойдеятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушеннымзрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формироватьу них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный итактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точновоспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры иобучения. Подобную коррекционную работу провожу на специальных (индивидуальныхи подгрупповых) коррекционных занятиях и коррекционные упражнения включаю всодержание различных занятий (ИЗО, физкультура, развитие речи и т.д.), в играх.
На индивидуальных занятиях учу ребенка рациональнымприемам обследования предметов – работать обеими руками. Руки действуютнесинхронно, если это не симметричный предмет: правая рука действует какпоисковая, а левая – как контролирующая.
Первый этап – ознакомление, беглое обследование.
Второй этап – выделение существенных, главных признаковобследуемого объекта, его частей и их расположения относительно друг друга.
При обследовании путем осязания обязательно обговариваемпоследовательность движения рук, используем ощупывание, нажатие, постукиваниеоб стол, при этом характеризуем качества и свойства предмета (мягкий, жесткий,гладкий и т.д.). для закрепления навыков осязательного восприятия играем вигры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь, что там лежит», « Найди такое же(жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной( круглой, квадратной и т.п.) формы».
Формирование навыков осязания и мелкой моторикипроисходит в различных видах предметно-практической деятельности.
Лепка. Во время лепки особенно хорошо развивается мелкаямоторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движение рукипальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.
Аппликационная лепка. Она очень нравится детям. Пластилинразмазывается до контуров заранее нанесенного рисунка, затем его поверхностьвыравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другогоцвета.
Мозаика и конструкторы Также развивают мелкую моторику иосязание. Я использую мозаики, конструкторы разного размера, учитываязрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети учатся сортироватьфишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные ивертикальные дорожки, простые узоры., также выкладывают рисунки из мелкоймозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях.
Работа со штампами. Штамп — это карандаш со срезанным подуглом 45 градусов ластиком на другом его конце. Работа со штампами проводится сдетьми с низким или средним уровнем развития моторики. В процессе работы соштампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение — расслабление — напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки кписьму.
Ниткопись… Выкладывание нитками контура рисунка набархатной бумаге контрастного цвета. Яркая ворсистая нитка хорошо держится набархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детямкорректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Дети с низким уровнемразвития моторики сначала выкладывают нитку с трафаретам, потом без них,проявляя фантазию.
На занятиях, в свободной деятельности использую такженанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки,работаем с природным материалом, с бумагой, вышиваем на картоне, пришиваемпуговицы.
У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще,чем у нормально видящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдатьотсутствие самоконтроля и саморегуляции движений — это сказывается насогласованности действий рук и глаз. Система коррекционно-педагогической работынаправлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронностидействий руки и глаза в различных видах деятельности. Необходимым средствомкоррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышцглаза, поэтому я включаю в ежедневную работу специальныезрительно-восстановительные упражнения.
В своей работе над мелкой моторикой пальцев рук активноиспользую возможности пальчиковых игр, которые позволяют коррегировать движениякаждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точностьдвигательных реакций. Подобные игры организую в вводной части занятий или посленапряженной зрительной работы в качестве активного отдыха; пальчиковые игры какбы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явленияприроды. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувстворитма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особеннонеобходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.
Совершенствование двигательных навыков, необходимых дляразвития крупной моторики
В детском саду имеются все условия для обеспеченияоптимального уровня двигательной активности детей на занятиях: специальнооборудован спортивный зал, в котором расположены спортивные комплексы,гимнастические стенки, тренажеры, мячи-хопы, гимнастические скамейки и другойкрупный и мелкий спортивный инвентарь.
Методика физкультурных занятий в возрастной группеучитывает величину необходимой физической нагрузки, которая определяется исходяиз показателей индивидуального развития и психофизического состояния здоровьякаждого ребенка. На каждом занятии решаются, все задачи воспитания:оздоровительные, воспитательные, образовательные и коррекционные.
Физическое развитие не ограничивается толькофизкультурными занятиями, он присутствует и в других видах детской деятельности- играх, на прогулке и т.д.
Правильно организованный двигательный режим для детейвыделенной категории определяет формы физической нагрузки. При этом учитываем:общее количество времени для активных движений в режиме дня; время двигательнойактивности в каждом режимном отрезке; интерес и доступность для детей разныхвидов движений; дозировку упражнений в зависимости от особенностей зрения идвигательной подготовленности детей; принцип чередования общеразвивающих икоррекционных упражнений.
При организации двигательной активности детей учитываютсянаиболее приемлемые режимные моменты: утренняя гимнастика — 10 минут; утренняяпрогулка- — 1 час; перед занятием — игра статического характера- 5 минут;физминутки в сочетании со зрительными упражнениями — 5-7 минут (см. Приложение1); игры между занятиями 10-15 минут; занятия двигательного характера — музыкальное, физкультурное — 20-25 минут; дневная прогулка- 1,5 часа; ритмическиеупражнения после дневного сна; игры после полдника; коррегирующие упражнения наориентировку в пространстве — 15 минут; вечерняя прогулка (в теплое время года)
В режиме двигательной активности учитываетсякоррекционная направленность задач. Так, на утренней прогулке — индивидуальныеупражнения на координацию движений и ориентировку в пространстве; в подвижныхиграх упражняем в развитии зрительного и слухового восприятия, а такжеспособствуем развитию внимания, быстроте реакции; проводим гимнастику длямелкой мускулатуры рук, сочетая их с закаливающими процедурами или упражнениямина развитие правильной осанки.
В группе разработан режим двигательной активности детей сэтой целью подобраны соответствующие подвижные игры на неделю с различнымиатрибутами (комплектом скакалок, вертушки, сулгтанчики, массажеры, кегли; мячиразных размеров, кольцебросы, мишени, ракетки для тенниса).
Учитывая, что одной из типичных проблем в коррекционнойработе с детьми, имеющими зрительную патологию, является их рассеянноевнимание, которое проявляется в недостаточности развития способностиконцентрации на одном предмете и удерживании его в поле зрение продолжительноевремя активно использую цвет, который повышает их двигательную активность. Так,например, дается задание девочкам — «Собрать мячи только розового цвета», илипри ходьбе и беге — «Наступать только на белые метки», при лазании — «Попади вжелтый обруч», при подлезании — «Пролезь только под зелеными шнурами».
В группе для повышения двигательной активности детейимеются: напольные шахматы и классики; контуры для ходьбы и бега; контуры дляразвития мелкой мускулатуры рук; дорожки из пуговиц, пробок и бутылок; дорожкидля бега по типу «зигзаг»; для ходьбы на четвереньках «ладошки», «следы»,геометрические фигуры с кружками для пальцев; активно используем возможностицветных палочек. Цветные палочки — комплект поролоновых палочек (16 штук,толщиной 2x2 см, длиной 45 см), обтянутых тканью разного цвета (четыре желтых,четыре зеленых, четыре красных, четыре синих); к обоим концам каждой палочкипришиты липучки; они легко трансформируются (принимают разные формы), занимаютнемного места при хранении, вызывают у детей желание выполнять различныедвижения и действия. Они прочны, гигиеничны, легки.(см. Примерные упражнения сцветными палочками в Приложении 2).
В любое время года, на улице провожу с детьми подвижныеигры, игры-эстафеты, игры-соревнования, развлечения, спортивные праздники.
Одним из направлений по оптимизации двигательнойактивности детей является работа с родителями. С этой целью оформленфизкультурный уголок, где представлены консультации для родителей по вопросамоздоровления детей, поддержания здорового образа жизни. В ходе работы попреемственности в оздоровлении, обучении и воспитании детей между детским садоми семьей провожу спортивные праздники с участием родителями, где они принимаютнепосредственное участие.
Результаты работы по оптимизации двигательной активности детейс нарушением зрения
Эффективность проводимой мною работы по оптимизациидвигательной активности у детей, имеющих нарушения зрения, подтверждаютрезультаты физического развития детей 1 средней группы.
Диаграмма 1.
/>
Так, из представленной диаграммы видна положительнаядинамика в состоянии физического развития детей выделенной группы:(соответственно данные за СЕНТЯБРЬ И АПРЕЛЬ, 2004-05 уч.года) изменилисьпоказатели высокого уровня физического развития, он вырос с 0 до 7% (1 человек),среднего уровня – с 29% (4 человека) до 86% (12 человек), показатель низкогоуровня снизился с 71% (10 человек) до 7% (1 человека).
Хотелось бы заметить, что для подтверждения эффективностимоей работы представлены результаты физического развития детей за прошлый2004-05 учебный год, т.к. в настоящем 2005-06 учебном году значительноизменился контингент детей группы (поменялся частично списочный состав) именнопоэтому считаю нецелесообразным сравнивать результаты работы за прошлый год снынешним, т.к. детей стоит сравнивать относительно их самих.
В СЕНТЯБРЕ, нынешнего 2005-06 уч.года – была проведенадиагностика физического развития детей: высокий уровень – 27% (3 человека),средний уровень – 27%( 3 человека), низкий уровень –46% ( 5 человек). С детьмибудет продолжаться работа по оптимизации их двигательной активности с цельюоздоровления и развития их физических качеств.

Библиография
1.        Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993
2.        Бочарова Н. Физкультурно-оздоровительные праздники в детском саду. //Дошкольное воспитание. 2004, №1 с.46
3.        Верстаков П.В. Нетрадиционные методы закаливания на Севере.Т., 1997.
4.        Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. // Дошкольноевоспитание. 2004, №1 с.114.
5.        Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей снарушением зрения. // Дошкольное воспитание. 2002, №6 с.75
6.        Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей.// Дошкольное воспитание. 2004, №1 с.28
7.        Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольноевоспитание. 2002, №6 с.39
8.        Кудрявцева В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. //Дошкольное воспитание. 2004, №1 с.80
9.        Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М., 1997
10.     Мазанова А. Цветные палочки. // Дошкольное воспитание. 2002, №6 с.42
11.     Маханева М. Воспитание здорового ребенка. // Дошкольное воспитание. 2002, №6 с.46
12.     Прищепа С., Попкова Н. Как диагностировать физическую подготовленностьдошкольника.//Дошкольное воспитание. 2004, №1 с.37
13.     Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста.М… 1979.
14.     Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2003
15.     Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! //Дошкольное воспитание. 2002, №6 с.31
16.     Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа вДОУ. // Дошкольное воспитание. 2004, №1 с.33


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.