Реферат по предмету "Педагогика"


Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения

Содержание
Введение
Глава 1. Познавательная деятельность младшихшкольников
§1. Раскрытие сущностипонятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
§2. Возрастныеособенности ребёнка младшего школьного возраста.
Глава 2. Активизацияпознавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
§1. Дидактические игрыкак средства активизации познавательной деятельности младших школьников какусловия успешности обучения
§2. Активизацияпознавательной деятельности младших школьников посредством использованиядидактических игр выступает как условие успешности обучения
Глава 3.Экспериментальное исследование
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Проблемы активизациипознавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всёбольшую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике ипсихологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельностишкольников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные передшколой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию внаучно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективноеобучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этомпроцессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективныеметоды обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интересак содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованиемна уроках дидактических игр.
В данной работе предпринимаетсяпопытка рассмотрения и исследования активизации познавательной деятельностимладших школьников посредством использования дидактических игр выступающее какусловие успешности обучения.
Цель исследования:рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников посредствомиспользования дидактических игр выступающее как условие успешности обучения;
Задачи исследования:
1.   Раскрыть сущность понятия«познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе;
2.   Рассмотреть возрастные особенностиребёнка младшего школьного возраста;
3.   Проанализировать проблемы игровойдеятельности в современной психолого-педагогической литературе и современныепредставления об игре;
4.   Выявить сущность дидактической игры иеё место в обучении младших школьников;
5.   Подвергнуть рассмотрению активизациюпознавательной деятельности младших школьников посредством использованиядидактических игр выступает как условие успешности обучения;
6.   Провести экспериментальноеисследование.
Объект исследования:познавательная деятельность младших школьников;
Предмет исследования:активизация познавательной деятельности младших школьников как условияуспешности обучения;
Гипотеза исследования:активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использованиядидактических игр выступает как условие успешности обучения;
Методы исследования:анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученнойинформации, исходя из цели и задач исследования; проведение формирующегоэкспериментального исследования.
Теоретическая ипрактическая значимость исследования:
Представленный в работетеоретический материал может быть полезен школьным психологам, учителям и всемтем, кто работает и имеет отношение к психологической службе в системе образования.
Практическая значимостьисследования определяется возможностью использования психологом, учителем илиродителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания иобновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условияуспешности обучения.

Глава 1. Познавательная деятельность младших школьников
 
§1.Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» впсихолого-педагогической литературе
 
Т. Гоббс выдвинулсправедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать сопределения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоряо деятельности.
Для начала приведёмразличные определения понятия «деятельность», встречающиеся впсихолого-педагогической литературе.
Так Немов Р. С. Определяетдеятельность как «специфический вид активности человека, направленный напознание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя иусловия своего существования» [18, с.657].
Исследователь Зимняя И.А.в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействийсубъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение вобъекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта впредметной действительности» [22, с. 133].
Деятельность это и активноеотношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё.
В деятельности человексоздает предметы материальной и духовной культуры, преобразует своиспособности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то,что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характерчеловеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит запределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетическиобусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характерасвоей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себяи природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города,машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную идуховную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. «Историческийпрогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своимпроисхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологическойприроде людей» [18, с. 146].
Так учебная деятельностьвключает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решениезадач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.Например, цель прополки – создать условия для роста культурных растений.
Итак, подводя итоги вышесказанному можем сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя(психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемаясознательной целью.
Деятельность человекаочень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательнуюдеятельность человека.
§2.Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста
Младший школьный возрастохватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшимобстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возрастназывают «вершиной» детства.
 «В это времяпроисходит интенсивное биологическое развитие детского организма» [16, c. 99] (центральной и вегетативнойнервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Вданный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбужденияпреобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников,как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформациивызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психическогоразвития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполненияпрограмм действий и осуществления контроля).
Поступлениеребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов наболее высокий уровень развития, но и возникновению новых условий дляличностного развития ребенка.
Психологиотмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однакоигровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление еголичности. «Учение для него (ребёнка) — значимая деятельность. В школе онприобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальныйстатус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни»[5, с.127]
Поступление вшколу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят впротиворечие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») имотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самогоребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
Поступивший вшколу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношенийокружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет наего самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторыеиндивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию,принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходитстандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческиеотклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередьобнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохойсамоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.
Ребенок начинает заниматьновое место и внутри семейных отношений: «он — ученик, он — ответственныйчеловек, с ним советуются и считаются» [15, с. 56].
Все большерастет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей иучителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинаетиспытывать страхи особого рода, как отмечает А. И. Захаров, «если в дошкольномвозрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то вмладшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучиюиндивида в контексте его отношений с окружающими людьми»[9, с. 341].
В большинствеслучаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом емупомогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях свзрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя идругих, т. е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностнаярефлексия.
Младшийшкольный возраст является классическим временем оформления моральных идей иправил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой ираннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея«нормы», «долга» — все это типичные черты моральной психологии определяются иоформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен»в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила изаконы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремитсяименно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение вприспособлении»[2, с. 475]
Следуетотметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственнойстороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинаютактивно требовать от других детей соответствующего поведения.
В данномвозрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшиешкольники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понятькоторый им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованныйнравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно(разбита тарелка), расценивается ими как плохой.
 Усвоение норм поведения,выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в своисобственные, внутренние, требования к самому себе.
Включаясь вучебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваиватьсодержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) иучатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиямилюдей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознаватьотношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивахповедения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то естьпостепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
С приходом вшколу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младшихшкольников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняетсяхарактерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные,задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающихусловий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают,прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызываютнепосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное,яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школупорождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свободадошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.
Меняется ипотребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшемшкольном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е.признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом видедеятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых(родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряетсяпотребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых дляобщества»[12, с. 345]. Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьномвозрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом жемладшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта,приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как ипреобразователи»[16, c.67]. Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятсянравственные и психологические особенности личности.
Следовательно,мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнкамладшего школьного возраста являются потребности в социальной активности иреализации себя в качестве субъекта общественных отношений.
Итак, подводя итоги вышесказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формированиемногих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценногоучастника социальных отношений.

«Без игры нети не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлоеокно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости илюбознательности».
В.А.Сухомлинский.
Глава 2.Активизация познавательной деятельности младших школьников как условияуспешности обучения
 
§1. Дидактические игры как средстваактивизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешностиобучения
 
Игра — один из тех видовдетской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам исредствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируетсяте стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность егоучебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
С.Л.Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которойчеловек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – вспособности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется ипроявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное,центральное и самое общее значение игры» [21, с. 486].
Вшкольный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельностьребенка интересует ученых самых разных областей – философов, социологов,биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.
В психологии развитияигре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игревсе стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно вней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающиепереход к новой, более высокой стадии развития» [8, с. 28].
Дидактическаяигра — это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемыхсистем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельностизаключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность. Вдидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность,которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебнойдеятельности [11, с.139].
Для дидактических игрхарактерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Еюруководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекаютеё в занимательную для детей форму.
Существенныйпризнак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её отвсякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровойзамысел, игровые действия и правила.
Игровойзамыселвыражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательнойактивности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применитьимеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогаютнаправлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношениямежду собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который являетсяфиналом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в формерешения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственноеудовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровнядостижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Всеструктурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствиелюбого из них разрушает игру.
Традицияширокого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей,сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и впрактической деятельности многих педагогов.
Всоветской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связис разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известныепсихологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее времяученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято втрадиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической наукисложилось два направления использования игры в воспитании детей: длявсестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.
Ярким представителемпервого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игрунеобходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям:игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все видыспособностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающеммире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками[12, 100].
С наибольшей полнотойдидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры,утверждал Ф. Фребель, — это выявление и проявление того, что изначальнозаложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля,познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребельпридает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически,обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностьюдля детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском садуФребель считал игру» [12, 101].
Дидактическое направлениеиспользования игры характерно и для современной английской педагогики. Вдетских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля,по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям сразличными материальными, самостоятельными творческими играми детей непридается значения.
К. Д. Ушинский указалзависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, чтоигры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер иповедение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчинятьсяв игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д.Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываютсяпервые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел вэтом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимымнаправлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детскихвпечатлений.
Таким образом, играиспользуется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннегогармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая формадеятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которойразвиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается кругпредставлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра даетвозможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие,речь, внимание.
Много игр с готовымсодержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Игры справилами предназначены для формирования и развития определенных качествличности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовымсодержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.
Для всех игр с готовымсодержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игровогозамысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровыедействия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержаниеигры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, иготовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводитьигру.
Среди дидактических игрразличают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Длядидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи.Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правилобеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогаетосуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок вигре учится непреднамеренно.
В дидактической игреформируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правилзависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формированиепроизвольного поведения, организованности.
По характеруиспользуемого материала дидактические игры условно делятся на игры спредметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры – этоигры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основныеигровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целогоиз частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно–печатные игрынаправлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний,развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение,классификацию и др.)
Настольно печатные игрыразделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинкии складные кубики.
Словесные игры. В этугруппу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черноеи белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции,связную речь.
Структура дидактическойигры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себевозможность развития многих качеств социальной активности.
 Таким образом, вдидактической игре ребенок имеет возможность конструиро­вать свое поведение идействия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждойхарактерны определенные проявления дет­ской активности. Знание этих стадийнеобходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадияхарактеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки,считалочки, на­поминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учитсявыполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываютсяосновы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость,способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своемууспеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый справилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий.Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать,изобразить, подобрать. Чтобы успешно справить­ся с ними, необходимо проявитьсмекалку, находчивость, способ­ность ориентироваться в обстановке. Ребенок,усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагоги­ческие задачи. Напервой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожиданиеновой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитательвысту­пает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющийвовремя прийти на помощь, справедливо оценить по­ведение детей в игре. Натретьей стадии роль дефектолога заклю­чается в оценке детского творчества прирешении игровых задач.
Таким образом,дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельностимышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий,а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать,что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышлениялишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе сиспользованием необходимой методики.
§2.Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использованиядидактических игр выступает как условие успешности обучения
Как мы уже отмечали выше,роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все временадеятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир,раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития» — писал В.А. Сухомлинский.
·  К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
·  Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
·  Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре.
·  Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
·  Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
·  обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
·  ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
·  мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.
а) Игры — упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры — соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно — ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры — путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра — путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Активизацияпознавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется черезизбирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающиедействительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением кпознанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникаетпознавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательныйинтерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровняуспеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под еговлиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые онсам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьникасовершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результатдеятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения,памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретаютособую активность и направленность.
Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие оченьсильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учениковпротекает более продуктивно.
Познавательный интереспри правильной педагогической организации деятельности учащихся исистематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и долженстать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на егоразвитие.
Познавательный интересвыступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогикапрошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизацияпознавательной деятельности ученика без развития его познавательного интересане только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучениянеобходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательныйинтерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и какмощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интереснаправлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегдасвязано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, сволевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевогоусилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевыепроцессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, впознавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявленияличности.
Познавательный интерес,как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается иформируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формированиепознавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основнымканалам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе этувозможность, а с другой – путем определенной организации познавательнойдеятельности учащихся.
Первое, что являетсяпредметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире.Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показбогатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеномформирования интереса к учению.
Прежде всего, интересвозбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихсяновым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление- сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как быстремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интереск учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, аего привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающемувоображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы статьинтересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданноевсегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вотпочему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению взнакомом видеть новое.
Такое преподаваниеподводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающегомира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то,почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, чтопростое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм,является величайшим изобретением.
Все значительные явленияжизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должныприобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иноезвучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителюнеобходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточноузких и бедных представлений о мире — на уровень научных понятий, обобщений,понимания закономерностей.
Интересу к познаниюсодействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когдалибо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основныминаправлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебномматериале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, неменее важный источник познавательного интереса – организация и включение в урокдидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развиватьпотребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, чтов самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бысам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит преждевсего через включение дидактических игр.
Из бесед с учителями начальных классов мы установили, что большинство из них считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся

Глава 3. Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
 
§ 1. Организация исследования
 
Дляподтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследованиеэффективности использования дидактических игр как средства активизациипознавательной деятельности младших школьников.
Цели данногоисследования: выявление эффективности использования дидактических игр каксредства активизации познавательной деятельности младших школьников
Исследованиепроводилось в два этапа.
Первый этап –это организация пилотажного исследования. На этом этапе нами решались следующиезадачи:
·         Выявить ипроанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр;
Методыпроведения пилотажного исследования – анкетирование.
Анкетасоставлена автором исследования в соответствии с поставленной целью(Приложение).
Пилотажноеисследование проводилось в феврале-марте 2007г. Выборка составила – 24 ребёнка младшегошкольного возраста, учащихся 2 «Б» класса школы № 27 Ленинского района городаНовосибирска.
Второй этап –организация формирующего эксперимента.
 Задачиисследования:
-          включение вучебный процесс дидактических игр;
-         подвергнутьанализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.
Экспериментальнаягипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредствомиспользования дидактических игр выступает как условие успешности обучения
Независимая переменная –дидактические игры.
Зависимая переменная –активизация познавательной деятельности младших школьников.
Основныеметоды исследования – формирующий эксперимент, представляющий собой включение комплексадидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.
Оборудование эксперимента– комплекс дидактических игр.
Для измерения времениактивности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале времяактивность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют вработе.
Для расчёта времениактивности мы использовали формулу:
Процент времениактивности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 *(100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1, А2, Аn – количество учеников в группе
X1,X2, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается отурока.
K – всего учеников в классе.
Далее мы использоваликомплекс дидактических игр на уроке математики в 2 классе (приложение №4) приизучении темы «Стандартная единица объёма – литр».
§ 2. Анализрезультатов пилотажного исследования
В ходе реализациипилотажного исследования были получены следующие данные.
«Какие уроки ты большевсего любишь?»(в %)Тип урока главное, чтобы было интересно с использованием игры с использованием таблиц, схем, рисунков Количество выборов 51% 28% 21%
Такимобразом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизациипознавательного интереса.
«Если бы ты был учителем,чего больше было бы у тебя на уроке?»(в %) Приёмы работы Использование игр Работа с учебником Таблицы, схемы, рисунки Количество выборов 67% 17% 16%
Такимобразом, более половины детей от общей выборки – 67% отмечают желание видеть науроке игры.
«Как часто в вашем классена уроках бывают игры?», (в %) Частота использования не очень часто часто очень часто Количество выборов 43% 38% 19%
Такимобразом, более половины детей от общей выборки – 43% отмечают не частоеиспользование учителем игр на уроке.
«Какты относишься к игре на уроке? », (в%) Отношение очень хочется участвовать нет большого желания поддерживать игру игра на уроке — пустая трата времени Количество выборов 87% 13% -
Такимобразом, более половины детей от общей выборки –87% отмечают желаниеучаствовать в дидактических играх, используемых на уроке
«Какты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %)Отношение к использованию игры на уроке очень большая большая затруднились ответить Количество выборов 64% 19% 17%
Такимобразом, более половины детей от общей выборки – 64% отмечают значениевключения игры в урок как – очень большое.
Извсего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки,положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся былиучителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практическиосновная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и судовольствием в них участвуют.
Такимобразом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестверазрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психическихпроцессов.
§3. Анализ результатов формирующего исследования
Для измерения времениактивности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале времяактивность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют вработе.
Для расчёта времениактивности мы использовали формулу:
Процент времениактивности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 *(100%-X2%)/100% + … + An *(100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1, А2, Аn – количество учеников в группе
X1,X2, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается отурока.
 – всего учеников вклассе.
Обычно, на уроках 5учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, неотносящиеся к теме урока. Два ученика пассивно относятся к занятиям и около 50%времени урока наблюдают за работой своих одноклассников.
Процент времениактивности обычных уроков = (5*(100-10)/100 + 2*(100-50)/100 + 9*(100-0)/100) *100 / 16 = 90,6 %.
Во время педагогическогоэксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и толькоодн ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.
Процент времениактивности во время эксперимента = (1* (100-20)/100 + 15) *100/16 = 98,75 %.
В результате, усреднивданные по четырём показателям получим значения активности учениц до и послепроведения педагогического эксперимента
Активность до эксперимента = (81+69+81+91)/4 = 81%
Активность после эксперимента = (100+94+94+99)/4 = 97%

Вывод
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено,что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительныеэмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а такжеспособствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Заключение
Впроцессе работы над темой исследования на основе рассмотренной намипсихолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а такжев результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большоевнимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенноезначение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихсяначальных классов.
Проведяи проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая играпозволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но иактивизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донестидо учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод отом, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьноговозраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы,мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и наэтапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Онадолжна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачиактивизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитиипознавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особеннонеобходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаряиграм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранныхучеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учитта или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предметуобучения.
Таким образом,дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессекоторой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности ипознают мир.
Списоклитературы:
1.   Абрамова Г. С. Введение впрактическую психологию. / Г. С. Абрамова. — М., 1995.
2.   Абрамова Г.С. Практикум по возрастнойпсихологии. / Г.С. Абрамова. — М., 1998.3.  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г.Ананьев. — СПБ.: Питер, 2002. – 288 с.
4.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. — М., 1968.
5.   Веракса Н. Е. Индивидуальныеособенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н. Е.Веракса. — М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
6.   Возрастные возможности усвоениязнаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М.: Просвещение,1966. — 442с.
7.   Выготский Л.С. Вопросы детскойпсихологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.
8.   Выготский Л.С. Лекции по психологии./ Л.С. Выготский. — СПб.,1997.
9.   Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. — М., 1989.
10.Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 3-18.
11.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. / Л.В. Занков.– М., 1968.
12.Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. — Минск, Университетское, 1988, — 223с.
13.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. — М., 1975. — 548 с.
14.Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М.И. Лисина // Вопросы психологии. — 1978. — № 5. — С. 73 – 75.
15.Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. — М.: Институт практической психологии, 1997. – 256 с.
16.Менчинская Н. А. проблемы обучения,воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. — М.: Институтпрактической психологии, 1998. – 448 с.
17.Мухина В. С. Феноменология развития ибытия личности. / В. С. Мухина. — М.: Институт практической психологии, 1999. –640 с.
18.Немов. Р. С. Психология / Р. С.Немов. — М.: Владос, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
19.Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка/ Н. Ньюкомб. — СПб.: Питер, 2002. — 640 с.
20.Психология. Учебник. / Под. РедакциейА. А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ, 2001. – 584 с.
21.Рубинштейн С. Л. Основы общейпсихологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. – 738 с.
22.Словарь практического психолога. /Сост. С. Ю. Головин. — М.: АСТ, 2003. – 800 с.
23.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактическиеигры. / А.А. Смоленцева. — М.: Просвещение, 1987.
24.Фридман Л. М. Психопедагогика общегообразования / Л. М. Фридман. — М.: Институт практической психологии, 1997. –288 с.
25.Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф.Харламов. – М., 1990.
26.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6 – 20.
27.Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. — М.: Владос, 1999.
28.Якобсон П. М. Психология чувств иэмоций. / П. М. Якобсон. — М.: Институт практической психологии, 1998. – 303с.

Приложение№1
Анкета«Выявленияотношения детей к игре на уроке»
1.Какие уроки ты больше всего любишь?
— с использованием таблиц, схем, рисунков,
— главное, чтобы было интересно,
— с использованием игры,
— урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
— не люблю любые уроки,
— не знаю, мне всё равно.
2.Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
— таблиц, схем, рисунков,
— разных игр,
— самостоятельных работ,
— работ с учебником,
— индивидуальной работы по карточкам.
3.Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
— очень часто,
— часто,
— не очень часто,
— изредка,
— никогда.
4.Как ты относишься к игре на уроке?
— очень хочется участвовать,
— нет большого желания поддерживать игру,
— игра на уроке — пустая трата времени.
5.Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
— очень большая,
— большая,
— не очень большая,
— небольшая,
— никакой пользы,
— не знаю.

Приложение №2
Методикаиспользования дидактических игр на уроках математики в 2 классе при изучениитемы «Стандартнаяединица объёма – литр»
Тема: Стандартная единицаобъёма – литр.
Время изучения – 3 часа(непрерывного времени).
Цель урока: формироватьпонятие у учащихся о стандартной единице объёма – литр.
Оборудование урока: индивидуальныедощечки, покрытые тонким слоем пластилина, горох (любая крупа или мелкиебусинки); набор, состоящий из пяти одинаковых пластиковых непрозрачныхстаканов, пластиковых прозрачных стаканов, стеклянных прозрачных стаканов,стеклянных непрозрачных стаканов, пластиковых коробок (из- под печенья),картонных коробок небольшого размера, небольших баночек ( из-под детскогопитания), и литровых банок; одинаковые графины; детские ведёрочки;индивидуальные пластиковые доски для работы маркером; «Толковый словарьрусского языка» С. Н. Ожегова; альбомные листы, четыре листа ватмана,фломастеры, восковые мелки и карандаши, карточки со словами – «сосуд», «суд»,«судно», «посуда»; колокольчик; заготовки работ в технике папье-маше(выполненные детьми на предыдущем уроке); карточки с символическим изображениемэмоционального настроения; магниты.
План урока.
1.        Организационныймомент.
2.        Постановкаучебной цели.
3.        Актуализацияизученного материала.
4.        Изучениенового материала.
5.        Физминутка.
6.        Изучениенового материала.
7.        Домашняяработа.
 Особенности данногозанятия:
— гибкая структуразанятия;
 - включениеразнообразных дидактических игр в урок;
— дискуссии как формаорганизации обучения;
— диалог как формаорганизации обучения;
— деловое общение детей;
— интенсивнаядеятельность учащихся по изучению темы;
 - форма обучения — групповая (класс делиться на примерно равные по количеству человек группы, столыставятся соответствующим образом).
Ход занятия:
1.        Организационныймомент.
За несколько минут дозвонка, когда уже все дети находятся в классе, учитель предлагает детям игру«Рубка дров».
Цель этой игры: датьвозможность всем детям окончательно проснуться, настроить на активную деятельностьи всецело повысить эмоциональное состояние класса.
У. — Ребята, кто из васхоть раз рубил дрова?
У. – Обратите внимание нато, как нужно держать топор и в каком положении должны находиться ноги, когдарубишь дрова.
Мы с вами поиграем в игру«Рубка дров».
А сейчас встаньте так,чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужнонарубить дрова из нескольких чурок. Покажите, какой толщины кусок бревна,который вы хотите разрубить.
У. – Поставьте его напень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силойопускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!». Затем ставьте следующуючурку перед собой и рубите вновь. Будьте внимательны, через две минуты, когда япозвоню в колокольчик, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов, после,каждый может сказать мне, сколько чурок он перерубил. Начинаем рубку дров.
Обратите внимание на то,как приятно находиться в тишине после такого шума и гама. Давайте послушаемтишину.
Итак, сколько же чуроквам удалось перерубить за две минуты.
У. – Ну вот теперь, чтовы все готовы к работе. Здравствуйте, ребята! Садитесь. А сейчас, как в началекаждого рабочего дня давайте каждый определит свой «прогноз погоды».
Цель данного упражнения:С помощью данного упражнения учитель даёт ребёнку понять, что он признаёт заним право побыть какое-то время необщительным. В это время решается такжеважная воспитательная задача – другие дети учатся уважать состояния инастроения другого человека.
У.- Достаньте карточки ивыберите ту, которая соответствует вашему настроению сегодня.
У.- Положите карточкиперед собой на парту, чтобы все могли видеть ваше настроение.
(Учитель в это времяможет провести диагностику — обратив внимание на состояние ребенка и проследивего динамику).
У. – Ребята, посмотритевнимательно вокруг, может быть у рядом сидящего с вами товарища плохоенастроение, давайте будем внимательны по отношению друг к другу.
2. Постановка учебныхцелей и задач.
У.- Сегодня у нас с вамимного работы. Давайте начнем, не теряя ни минуты. Но для начала давайтеподумаем и скажем, каким вы хотите, чтобы получился наш с вами урок?
У. – Как вы поможетепомочь мне, чтобы урок получился таким?
3. Актуализация знаний иумений полученных ранее.
У. – Тогда давайте начнёмнаш урок. Только скажите, какой сегодня день?
У. — Какое сегодня число?
У. – Какой сегодня месяц?
У. – Какое время года?
У. – Какой год?
У. – Который час?
У. – Сколько прошловремени от начала урока?
У. – Значит, уже целыхпять минут прошло от нашего урока. Давайте же начнём, чтобы не терять времени.
У. – На предыдущих урокахвы учились решать задачи. У меня для вас есть пять интересных задач, выполняякоторые вы можете проверить, как вы научились решать задачи. Посмотритевнимательно на доску. Сейчас каждый для себя прочитает задание. (Открываетсястворка доски и дети, могут видеть записанные в столбик задания).
Задания:
1) Бабушка связала внукам5 пар рукавиц. Сколько рукавиц связала бабушка внукам?
2) Школьники решилипомочь библиотекарю. В первый день они заклеили 8 разорванных книг, во второйна 4 книги больше, чем в первый день, а в третий день 6 книг. Сколько книгшкольники заклеили всего?
3)Катя мыла посуду. Послетого, как она вымыла 6 тарелок, ей осталось вымыть на две тарелки меньше, чемона уже вымыла. Сколько всего тарелок нужно вымыть Кате?
4) Дима с Юрой нашли влесу 25 белых грибов и 18 подосиновиков. Из них 15 грибов мама пожарила, аостальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку?
5) Миша решил помочь мамеи начал чистить картошку. После того, как он почистил 5 картофелин, емуосталось почистить на 4 больше, чем он уже почистил. Сколько картофелин всегодолжен почистить Миша?
У. – Нравятся задания?
У. – Чем они интересныдля вас?
У. – Сейчас каждый можетвыбрать для решения столько задач, сколько он хочет и может выполнить за 10минут, и такие задания, которые ему больше понравились. Ответы каждой задачи вывыложите горошинами на ваших индивидуальных досках с пластилиновым покрытием встолбик.
У. – Как вы думаете, вчём мы с вами можем потренироваться, выполняя их?
У. – А я думаю, что выещё можете, потренировать своё умение решать задачи, понимать их, записыватьрешение и выполнять проверку. Каждый сможет проверить свои знания, умения и увидетьтрудности, которые у него возникли при выполнении, и то над чем ещё надопоработать.
Время вам на выполнение10 минут. Выберите в каждой группе человека, который будет следить за временем.Кто тренировал умение выполнять задания на скорость и справился со всеми раньшеотведённого времени, поднимите руку, я к вам подойду.
Поднимите руки те, ктоготов к работе.
У. – (Потянулись первыеруки, подходит к ребёнку и смотрит на ответы, выясняя какие и почему именно этизадания выполни ребенок).
У. – Ребята, время,отведённое на выполнение задания, подходит к концу. Я вижу, что многим ужехочется проверить себя. Поднимите руки те, кто хочет проверить себя.
У. – А сейчас ребята,поднимите руки те, кто выполнял первое задание и получил ответ – 10 рукавиц.
Поднимите руки те, у когов этом задании получился другой ответ. (Комментарии по поводу другихрезультатов).
Поднимите руку те, ктовыполнял задание второе и получил в ответе – 26 книг.
Поднимите руки те, у когов этом задании получился другой ответ.
Поднимите руки те, у когов этом задании получился другой ответ.
Поднимите руки те, ктопри выполнении пятого задания получил в ответе – 14 картофелин.
Поднимите руки те, у когов этом задании получился другой ответ.
Ребята, кто из васполагает, что он хорошо справился с заданиям? Поднимите руки.
У. – На чём строиться твояуверенность, сколько заданий ты выполнил?
У. – Сколько заданий изтех, что вы выполняли, решены верно?
У. – Но ты мог, наверное,поставить перед собой цель потренироваться аккуратно, выкладывать на пластилинегорохом результаты вычислений, в этом ты достиг успехов. У тебя очень красивовыложены числа, посмотрите ребята.
У. – У кого возниклитрудности при выполнении заданий? Какие это были трудности?
У. — Как вы думаете, чтокаждому надо сделать, чтобы такие трудности не возникали?
У. — А сейчас давайтекаждый подумает 30 секунд, а потом назовёт 3 своих успеха, которых он достигпри выполнении этого задания.
Время на обдумываниеподошло к концу. Сейчас каждый из вас называть свои успехи, а мы в это времявсе дружно хором будем говорить: «Мы рады за тебя».
Сейчас ребята закройтеглазки, пофантазируйте и представьте себя художником.
У. –Достаньте краски,кисточки и приготовьте воду. Мы с вами будем оформлять сделанные вами напредыдущем уроке поделки. Кто помнит, в какой технике мы выполняли работы?
У. – Что означает этослово, и из какого языка оно к нам пришло?
У. – Кто помнит и можетописать технологию выполнения работы?
Первый слой выкладываембумажными кусочками, обмакнув их в воду. Второй и последующие слои на клейстер.После того как наложено несколько слоёв – ставим работу сохнуть. Потом вынимаемеё из формы и оформляем.
У. — Молодцы многиетренировали свою память.
Ребята, а какие свойствабумаги позволили нам выполнить эту работу?
У. – А сейчас давайтевозьмём в руки ваши формы и аккуратно вынем бумажный слепок. Посмотрите, что увас получилось, совершенно одинаковые по форме предметы. Сейчас давайтераскрасим получившуюся модель и в это время попробуем назвать как можно общих иразличных свойств между настоящим предметом и его бумажным слепком.
(Дети оформляют и по ходуобсуждают общие и различные свойства).
У. – Ребята, я вижу, чтоуже почти все закончили оформление своих поделок. Давайте поставим их на полку,что бы они подсохли.
У. – Понравилось вам бытьхудожниками, какие чувства вы испытывали, выполняя эту работу?
— Я радовалась, чувствуя,что делаю вещи красивыми.
У. – Сейчас мы с вамипотренируем наше внимание и поучимся находить как можно общих свойств междупредметами. Внимательно посмотрите на предметы, стоящие у вас на столах, выберителюбой из них и назовите как можно больше общих свойств между ним и листомбумаги, которые тоже лежат у вас на столах. Время вам на размышление — 1минута. Можете обсуждать в группах.
Время подошло к концу.Давайте же попробуем назвать как можно общих свойств между выбранным вамипредметом и листом бумаги.
У. — Я вижу, что с этимзаданием вы успешно справились.
Чему каждый из вас могпоучиться потренироваться, выполняя эту работу?
У. – Мы с вамипоработали, а сейчас можем немного отдохнуть и набраться новых сил.
У. – Вспомните ребята,как обычно звучат ваши голоса. Скорее тихо скорее громко или скорее средне?
Сейчас вам нужно будетиспользовать всю мощь вашего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг переддругом. Сейчас вы проведёте воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будетговорить «да», а кто слово – «нет». Весь ваш спор будет состоять только из этихдвух слов. Потом вы будите ими меняться. Вы можете начинить тихо, постепенноувеличивая громкость голоса до тех пор, пока один из вас не решит, что громчеуже некуда. В этом упражнении давайте поставим цель развивать своё внимание.Как только вы услышите звон колокольчика, остановитесь, сделайте несколькоглубоких вдохов.
Посмотрим, кто жеокажется самым внимательным.
Начинаем выполнять упражнение.
Ребята, некоторые из вас сегодня(называются имена детей) были очень внимательны. Молодцы!
Обратите внимание на то,что как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.
У. — Ребята, Сядьтеровненько, сейчас мы с вами перейдём к новой работе.
4. Изучение новогоматериала.
Скажите, какие предметывы взяли за основу при выполнении работ в технике папье-маше?
У. – А как вы думаете,можно ли все эти предметы объединить в одну группу? А по какому признаку,свойству?
Подумайте.
Смотрите, я объединила водну группу одни предметы (картонную коробку, стеклянный непрозрачный стакан,пластиковый непрозрачный стакан), а в другую группу – следующие предметы(пластиковую прозрачную коробку из-под печенья, стеклянный прозрачный стакан ипластмассовый прозрачный стакан).
У. -По какому свойству яобъединила эти предметы в группы?
У. – Соглашусь с тобой. Апо какому ещё свойству я могла объединить эти предметы по группам?
У. — Вижу, что с этойзадачей вы справились, а сейчас мне хочется предложить вам ещё более трудноезадание. Я назову вам некоторое свойство, и вы попробуете, обсудив,посовещавшись в группах разбить лежащие у вас на столе предметы на группы.
Чему мы с вами можемпоучиться, выполняя это задание?
У. — Поднимите руку те,кто готов проверить себя, насколько он успешно способен разбивать предметы нагруппы по заданному свойству, как он может договариваться.
У. – Внимание! Я называюсвойство – длина. Группа, которая выполнила задание – поднимите руки.
Расскажите, как вырассуждали и пришли к такому мнению.
Выслушиваются икорректируются высказывания детей.
У. – Ребята, слушайтевнимательно, я называю следующее свойство – масса.
Группа, которая выполнилазадание – поднимите руки. Обоснуйте свои ответы. Ребята, все остальныевнимательно слушаем. Если вы с чем-то не согласны, дослушайте до конца, а потомподымите руку и задайте группе вопросы или выскажете и обоснуйте свою точкузрения.
У. – Кто включил в группыдругие предметы и не согласен или хочет дополнить ответ первой группы?
У. – У кого есть, что ещёдобавить?
У. – Ладно, ребята, асейчас задание сложнее – свойство – красота.
Даю вам минутку наобсуждение в группах.
Время подошло к концу. Явижу, что при обсуждении в группах возникли споры. Расскажите, что произошлопри обсуждении.
У. – Да, на самом деле,красивые предметы. Но почему возник спор?
У. –Ребята, а как выдумаете, почему такого спора не возникло, когда мы разделяли предметы по другимсвойствам?
У. –А сравнить какойпредмет красивее другого мы разве не можем, почему?
У. – Ребята, значит, покамы не можем понять и договориться по поводу признака – красоты. Пусть это будетвашим домашним заданием. Поговорите с родителями, друзьями и попробуйте все жеответить на этот вопрос. Мы к этому ещё вернёмся на уроках.
У. – Итак, ребята, давайтеподытожим и скажем, чему мы с вами могли поучиться, выполняя это задание.
У. –Да, ребята, этозадание научило нас очень многому, оно поставило перед нами проблему, надкоторой задумываются многие люди, и мы ещё не раз об этом будем говорить.Давайте скажем этому заданию — «спасибо», за всё то, чему оно нас научило и очём заставило задуматься.
У. – Ребята, а еслиговорить о том, для чего используются эти предметы, то можно ли их обобщитьодним словом?
У. – А ещё точнее.
(Показывает карточку сословом «сосуд» и закрепляет на доске магнитом.)
Запишите это слово у себяна индивидуальных пластиковых досках маркером. Постарайтесь сделать как можноболее аккуратно.
Ребята, сейчас давайтепотренируемся называть как можно больше ассоциаций к заданному слову.
Подумайте и назовитекаждый по одной ассоциации к этому слову.
У. — Ребята, давайтепопробуем, обсудив в группах, дать этому слову определение. Чтобы каждый,услышав его, мог понять, что же такое сосуд. Поднимите руки кому не понятнозадание.
Время вам на обсуждение вгруппах – 2 минутки. Выберите человека, который будет следить за временем.
(Обсуждение в группах.)
У. – Давайте поблагодарим(Свету) за то, что она напоминала нам о том, сколько времени осталось навыполнение задания.
А сейчас давайте выслушаеммнение каждой группы по вопросу о том, что же такое сосуд.
Ещё раз напоминаю, когдагруппа говорит, все слушаем, вопросы после того, как она закончит выступление.
Какая группа желаетначать первой?
У. – Я вижу, что мненияразделились. А как вы думаете, перед людьми мог встать такой вопрос, могли лилюди договориться, что же считать сосудами?
У. – Сегодня поучиться работатьсо словарём у нас – Миша. Возьми на полке словарь. Кто помнит, каким словарёммы с вами пользуемся на уроках, если нам нужна помощь?
У. – А пока Миша ищетслово, я предлагаю выполнить следующую работу, которую вы сможете выполнить,опираясь на свой опыт. Постарайтесь составить как можно больше предложений сословом «сосуд».
У. – Всем спасибо, многиеиз вас составили очень интересные и оригинальные предложения.
Миша нашел в словареопределение слова «сосуд», давайте дадим ему слово.
У. – Спасибо Миша, ты намвсем очень помог, и сам потренировался работать со словарём. Ребята, все лислова вам понятны в этом определении?
Давайте же попробуемопределить значение этого слова. Посмотрите на доску. Я рядом со словом «сосуд»закрепила ещё три слова. Прочитайте эти слова:
-судно
— посуда
— суд
Запишите эти слова у себяна пластиковых досках маркером.
Значения, каких слов вамне понятны?
Тогда давайте попробуемещё раз внимательно их прочитать.
У. – Чем эти слова похожии почему я поместила их рядом со словом «сосуд»?
У. – Верно, ты былвнимателен. А как вы думаете, что может обозначать этот корень. Подумайте иобсудите это в группах. Время на это у вас – 1 минутка.
 (Выслушиваются мнениядетей во всех группах).
У. — А хотите ли выузнать, что по этому поводу думают другие люди?
А где мы можем найти и,прочитав узнать, о чем же удалось договориться людям?
У. – Сейчас Аня прочитаетнам, что же по этому поводу написано в словаре.
Там говориться о том, чточасть слова суд – корень – древнерусского происхождения, и означает онбуквально, целое, составленное из частей.
Как вы это понимаете?Приведите примеры.
У. – Сосуд, тогда этопредмет, в котором храниться много разнообразных частей какого–либо веществаили насколько предметов.
Вот ребята как многопомог нам узнать словарь и сколько оказывается значений у слова.
У. – Чему мы могли с вамипоучиться, выполняя эту работу?
А сейчас давайте немногоотдохнём и поиграем в игру, с которой мы познакомились в начале урока.
Кто потренировал своюпамять и запомнил название игры, поднимите руки. (Дети поднимают руки)
Встаньте из-за столовтак, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вамнужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусокбревна, который вы хотите разрубить,
У. – Поставьте его напень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силойопускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!». Затем ставьте следующуючурку перед собой и рубите вновь.
Давайте договоримся отом, что, через две минуты, когда я позвоню в колокольчик, вы остановитесь,сделайте несколько глубоких вдохов, после, каждый может сказать мне, сколькочурок он перерубил.
Поднимите руку, ктопринимает наш уговор.
Начинаем рубку дров.
У. – (Делает сигнал опрекращении игры – звеня колокольчиком).
 Вижу, что многие из васбыли очень внимательны и потренировали свою память, запомнив наш с вами уговорперед началом игры «Рубка дров».
 Обратите внимание на то,как приятно находиться в тишине после такого шума и гама. Давайте послушаемтишину.
Итак, сколько же чуроквам удалось перерубить за две минуты.
У. – Садитесь дети.Сейчас, когда мы отдохнули, можем с новыми силами преступать к работе.
У. – А теперь назовитекак можно больше сосудов, которых нет в классе.
У. – Давайте, Рома ещераз прочитает определение слова «сосуд». (Ребёнок читает определение в словаре)
У. — Если все ваминазванные предметы – сосуды, то в них можно хранить лишь жидкие с сыпучиепредметы.
Какие ещё мы можемпредметы в них хранить?
Смотрите, я положила ввазочку кубики. Сколько их, посчитайте.
У. — В банку я положилаучебник и ручки.
Значит, можем мы хранитьв сосудах другие предметы?
У. – А удобно ли это,разумно? Почему?
У. – Значит, люди моглипонять это и договориться хранить в сосудах только жидкие и сыпучие предметы.
Какие жидкости вы можетеназвать?
У. – Какие сыпучиепредметы можно хранить в сосудах, назовите?
У. – А могут ли выполнятьфункцию сосудов другие предметы? Докажите.
(Мнения детейразделяются).
У. – Смотрите, я вплетёную вазочку наливаю воду, могу ли я хранить воду в ней?
У. – Давайте проверим,сколько времени можно хранить воду в плетёной вазочке. Дети, засекайте время исчитайте секунды.
(Все, хором считают)
У. – Сколько же у насполучилось?
У. – Значит, и корзинкаможет стать сосудом. А сделанный из бумаги кулёк, может быть сосудом?
У. – Ребята, значит, ибумажный кулёк будет являться сосудом.
Но всегда ли это будетудобным и разумным?
У. – Отчего тогда будетзависеть назначение предметов?
У. – Но всё же людидоговорились называть сосудами предметы, в которых удобно хранить жидкости исыпучие тела.
У. – Ребята, вот ужевысохла краски и полностью готовы ваши поделки, большинство из них можноназвать сосудами.
Вы побыли мастерами.
А как вы думаете, когда ипочему могли появиться первые сосуды?
У. – А когда появилисьпервые люди?
У. – Это очень трудныевопросы. Об этом вы сможете более подробно узнать в старших классах на урокахистории. Давайте договоримся с вами считать, что сосуды появились очень давно,вместе с тем, как появились первые люди.
К этому очень серьёзномувопросу можно с детьми вернуться не раз. Сходить ещё раз в музей и поговорить ссотрудниками, пригласить на урок учителя истории. Дети должны чувствовать себяисследователями.
Я думаю, вам будетинтересно увидеть, как выглядели древние сосуды.
У. – Как вы думаете, чтомогли в них хранить?
У. – Обратите внимание нато, из чего оно сделаны – они керамические, т. е. глиняные. Как они оформлены.Помните, мы читали с вами на уроках внеклассного чтения легенды и мифы ДревнейГреции, так вот эти сосуды греческие и на них изображен бог Апполон и богиняАфина.
У.- А сейчас, я каждойгруппе дам тексты о сосудах в разное время и в разных странах.
Это тексты, в которыхрассказывается о сосудах в Древней Греции, Древнем Египте, Древней Руси,Древнем Китае (4 текста по количеству групп).
Каждый из вас прочитаеттекст, обсудит его содержание в группе. После того как вы посовещаетесь вгруппах, сделайте небольшую презентацию вашей работы – представьте себя жителямтой страны, о сосудах которой вы читали и расскажите нам, жителям других стран.
Можете сделатьиллюстрации, на которых были бы изображены сосуды.
У. – Я предлагаю вам привыполнении этого задания поучиться слушать другого человека, задавать вопросы.
У. – Давайте начнёмработу. Время на подготовку — 8 минут. Определите в группах человека, которыйбудет следить за временем.
Поднимите руки кому непонятно задание. (Кому не понятно задание поднимают руки, задают вопросы).
Тогда не теряем время иначинаем работать. Желаю удачи.
У. – Я вижу, что ребятаответственные за время показывают нам, что работа должна подходить к концу. Ещёминутка — подготовиться к выступлениям
Итак, ребята, начнёт своёвыступление первой – группа, читавшая текст о сосудах в Древнем Египте.Выходите к доске. Давайте закрепим ваши рисунки на доску.
У. – Ребята, что новогомы могли узнать из рассказа ребят?
У. — Давайте поблагодаримгруппу, выступавших за интересный рассказ.
У. – Сейчас давайтепредоставим слово группе, читавшей о сосудах в Древней Греции.
Ребята, просим вас выйтик доске.
У. – Ребята, что новогомы могли узнать из рассказа ребят?
У. — Давайте поблагодаримгруппу ребят за интересный рассказ.
У. — Сейчас просим выйтигруппу, готовящую рассказ о сосудах в Древнем Китае.
Дети выходят, крепятиллюстрации на доску магнитами. Начинают рассказывать о прочитанном.
У. – Ребята, что новогомы могли узнать из рассказа ребят?
У. — Давайте поблагодаримгруппу учеников за увлекательный рассказ.
У. — Сейчас просим выйтигруппу, подготавливавшую очень интересный рассказ – о сосудах Древней Руси.Тема очень интересная, так как из рассказа ребят мы сможем узнать о том, какимисосудами пользовались наши с вами предки – русские люди.
Дети выходят, крепятиллюстрации на доску магнитами. Начинают рассказывать о прочитанном.
У. – Ребята, что новогомы могли узнать из рассказа ребят?
У. — Давайте поблагодаримребят за очень содержательный рассказ.
 У. – Ребята, все группывыступили просто замечательно. Рассказы и рисунки, сделанные к ним, были оченьсодержательные, красочные.
Какой вывод мы можемсделать об особенностях сосудов в разных странах и в разное время?
У. — Давайте сейчасподумаем и скажем, чему же могла поучить эта работа, что нового мы узнали.
У. – Эта работа насмногому научила. Мы узнали о сосудах в разных странах в древнее время. Мыучились слушать друг друга и задавать вопросы. Мы учились пересказывать текстыи делать к ним иллюстрации.
У. – Предлагаю вамнемного отдохнуть и набраться сил для следующей работы. Давайте проведёмфизминутку.
5. Физминутка.
У. — Ребята, мы с вамиотдохнули, набрались сил и можем преступать к новой работе. Давайте сядемровненько, спинки выпрямим, покажем друг другу, что готовы узнавать новое,развивать себя.
У. – Ребята, посмотрите,у меня на столе стоят предметы. Сколько их?
У. – Назовите этипредметы.
У. – Как мы можем назватьэти предметы?
У. – Ребята, мы этуработу уже выполняли на уроке, назовите как можно общих свойств этих предметов.
У. – А кто догадался,почему первому ученику эти предметы показались холодными, а тем, кто последнимиприкасались к нему – тёплым?
У. – Ребята, в какой изэтих сосудов воды вместиться больше?
У. – Мнения разделились.Попробуйте доказать правильность своего ответа несколькими способами.
У. – А кто можетпредложить другой способ проверки. Чтобы не надо было переливать воду из одногососуда в другой.
– Давайте же посчитаем,сколько же надо маленьких сосудов для заполнения банки и графина водой.(Формирую понятия числа как результата измерения величин.)
(В каждой из групп настолах стоят одинаковые банки и графины, и ведро с водой. Один ребёнок изгруппы выполняет действие, а остальные в полголоса считают, сколько мерок дляэтого понадобиться. При этом учитель умышлено создаёт ситуацию, в которой двумгруппам надо узнать, сколько воды вмещается в банку, а другим двум, узнать,сколько воды вмещается в графин, при этом мерки у тех, кто узнает, сколько водывмещается в графин и в банку – разные.)
У. – Пусть две группызаполняют и считают, сколько воды вмещается в банку, а другие две группыузнают, сколько воды вмещается в графин. (Дети выполняют действия.)
У. – Сколько же водыпонадобилось, чтобы заполнить банку?
У. – А сколько, для того,чтобы заполнить графин?
У. – Значит, в какойсосуд воды вмещается больше?
У. – Получается, чтопервый способ узнать то, в какой из сосудов воды вмещается больше, череззаполнение, сначала, одного сосуда водой и переливание затем воды в другой сосуд,оказался неверным?
У. – Кто думаетпо-другому, или догадался, как могло такое получиться?
У. – Давайте попробуемпроверить высказанное тобой мнение.
Давайте возьмёмодинаковые сосуды-мерки, пусть это будут баночки большего размера, и заполнимводой сосуды.
(Дети выполняют задание.)
У. – Сколькососудов-мерок с водой потребовалось, чтобы заполнить банку?
У. – Сколькососудов-мерок потребовалось для заполнения водой графина?
У. – Значит, получается,в какой из сосудов воды вмещается больше?
У. – Результат такой же,как и в первом случае.
У. – Получается, чтоОльга, была права, говоря о том, что разные мерки – причина того, что воды вграфине оказалось больше, чем в банке.
У. – Ребята, какоеобобщение мы можем сделать после выполнения данной работы?
У. – Ребята, давайте свами договоримся и назовем использованную нами мерку для жидкостей. Она равна унас вот этой баночке. (Показ).
– Пусть она будетназываться – бена.
У. — Я согласна с вами.
Ребята, мы с вами оченьхорошо поработали и теперь можно и отдохнуть. Я думаю, что вы не откажитесьпопить апельсинового сока.
У. – Тогда пойдёмте встоловую.
У. – Нас в класседвадцать человек, давайте, используя наш сосуд-мерку, попросим 20 Бенов сока.
Налейте, пожалуйста, навесь класс 20 Бенов апельсинового сока.
Продавец. – А что такоебена?
Продавец. – Я никогда отакой мерке не слышала. Ребята, у меня не получиться выполнить вашу просьбу, яне знаю, чему равна эта мерка.
Продавец. – Банки бываютразные, но вот вместимость которых, была бы, равна 1 Бене, я не встречала. Я незнаю, сколько сока вам необходимо налить. Я не могу вас понять.
У. – Неужели люди так ине договорились о том, какие же мерки-сосуды использовать? Должна быть мерка,которую используют все люди.
У. – Вспомните, кто ходилв магазин родителями или сам покупали молоко или сок. Какую мерку вы называли?
У. – Упаковка это сосуд,значит, существует мерка вместимости жидкости в сосуд такая, как литр.
Запишите это слово у себяна пластиковых досках.
Этой меркой людидоговорились измерять жидкости.
Вспомните и назовитепохожие, однокоренные слова к слову «литр».
У. Давайте придумаемпредложение с этим словом.
У. – Интересно, а,сколько жидкости может вместиться в литровый сосуд? Покажите.
У. – Поднимите руки те,кто хочет узнать, сколько жидкости может вместиться в литровый сосуд?
У. – Посмотрите, этолитровая банка, в неё вмещается ровно один литр воды.
(Учитель показываетлитровую банку с водой. Каждой группе на стол ставиться литровая банка)
Дети, потрогайте этубанку, закройте глазки и по очереди ладошкой потрогайте банку. Запомните, какаяона на ощупь.
У. – А хотите узнать,сколько Бенов составляет один литр?
У. – Давайте это узнаем.Так сколько в литре Бенов?
У. – Значит литр, это меркабольшая, чем Бен.
Сколько же столовых ложекможет составлять литр? Давайте узнаем. Я буду заполнять литровую банку водой, авы считайте вслух, сколько мне понадобиться воды в мерке – столовая ложка.
У. – Удобно липользоваться такой меркой как столовая ложка, когда необходимо узнать, сколькотаких мерок вмещается в большой сосуд?
У. – Почему?
У. – Поэтому люди идоговорились использовать в качестве мерки для жидкостей – литр.
 У. – Дети, удобно лииспользовать ведро в качестве мерки?
У. – Значит, чтозаставило людей придумать меньшую мерку – литр?
У. – Какую мерку вы будитеиспользовать чаще – ведро или литр?
Ответы детей и подведениеитогов занятия.

Приложение№3
Активизацияпознавательной деятельности на уроке.
/>

Приложение№4
Сравнение познавательнойдеятельности на уроке
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.