ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Нижегородскийгосударственный педагогический университет
Психолого-педагогическийфакультет
Кафедрадошкольной педагогики
Отчетпо практике
Акт-справка по итогам фронтального инспектированиямуниципального дошкольного образовательного учреждения
(напримере детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по познавательно-речевому развитию детей №80 Московского РУО г.Нижнего Новгорода)
Комплексная проверка муниципального дошкольного образовательногоучреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по познавательно-речевому развитию детей №80 Московского районауправления образованием и социально-правовой защиты детства г. НижнегоНовгорода проводилась комиссией в составе:
— председатель комиссии –…………….кандидат педагогических наук,доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ;
— члены комиссии – студенты V курса 505 группыпсихолого-педагогического факультета: …….
Целью инспектирования является изучение, анализ и оценкауправленческой деятельности руководителя дошкольного образовательногоучреждения по реализации законодательства РФ, региональных и местныхнормативных актов в сфере образования.
Анализ эффективности образовательной работы по направлениям:
- речевое развитиедошкольников;
- физическое развитие издоровье ребенка;
- развитие игровой деятельности;
— развитие детей в изобразительной деятельности;
— развитие трудовой деятельности.
При проведении проверки члены комиссии руководствовалисьследующими нормативно-правовыми документами:
• ЗакономРФ «Об образовании» № 12 — ФЗ от 13.01.96 г. (с изменениями идополнениями от 23.01.2010г.);
• Типовымположением о дошкольном образовательном учреждении №666 от 12.09.2008 г.;
• ПриказомМОПО РФ № 448 от 22.08.96 «Об утверждении документов по проведениюаттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательныхучреждений»;
• ПриказомМО РФ № 92 от 27.02.95 «О службе охраны труда»;
• ПисьмомМО РФ №22-06-874 от 10.09.99 «Об обеспечении инспекционно-контрольнойдеятельности»;
• Санитарно-эпидемиологическимиправилами и нормативами для ДОУ 2003 г. Санпина 2.4.1,1249-03, 20.06.2003 г.
Основными методами проверки были:
— наблюдение педагогического процесса;
- анализ документации ДОУ;
- анализпредметно-развивающей среды;
- беседы с руководителем,сотрудниками, детьми;
- анализ продуктов детскойдеятельности;
- экспертиза условий МДОУ;
- диагностика уровняразвития детей по исследуемым направлениям.
РАЗДЕЛI Инспектирование ДОУ
1.Руководство и управление ДОУ
Краткие сведения о ДОУ
Муниципальное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности попознавательно-речевому развитию детей №80 расположено по адресу: 603035, г.Нижний Новгород, Московский район, ул. Чаадаева, д. 21а. Тел: 276-81-11. Факс:276-81-11.
Функционирует как муниципальное учреждение с 1941 года.
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по познавательно-речевому развитию детей работает в режимепятидневной рабочей недели: группы с 12-часовым пребыванием детей – средняя иподготовительная, режим работы с 6.00 до 18.00, группы с 10,5-часовымпребыванием детей – младшая и старшая, режим работы с 7.00 до 17.30. Нерабочиедни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
В МДОУ детский сад № 80 функционируют 4 группы, из них:
· втораямладшая (с 3 до 4 лет);
· средняя(с 4 до 5 лет);
· старшая(с 5 до 6 лет);
· подготовительная(с 6 до 7 лет).
Проектная мощность ДОУ – 80 детей, на начало 2009-2010 уч.года ДОУпосещает 84 ребенка.
Учредителем является администрация города Нижнего Новгорода.
Заведующая: Кабатова Наталья Геннадьевна, квалификационнаякатегория высшая. Образование высшее педагогическое, Горьковский государственныйпедагогический институт им. Горького; диплом Ю №760183, 1973 г. Стаж в должностизаведующего – 15 лет, общий стаж педагогической деятельности – 42 года.
Старший воспитатель: Маколдина Наталья Геннадьевна, I квалификационнаякатегория. Образование высшее педагогическое, Горьковский государственныйпедагогический институт; диплом ФВ №325438, 1991 г. Педагогический стаж работы– 18 лет.
С 2004 г. в МДОУ №80 работает «Академия семейного образования» сучастием внештатных специалистов разного уровня (педагоги, медики, психологи)для родителей, чьи дети посещают детский сад, а также для неорганизованныхдетей.
В работе с родителями в полной мере реализуется принципиндивидуального подхода, который осуществляется посредством индивидуализацииработы с семьей и с ребенком. Педагоги являются координаторамивоспитательно-образовательного процесса, способствуя повышению его качества иэффективности.
В 2008-2009 уч.г. МДОУ №80 был присвоен статус районнойэкспериментальной площадки по проблеме «Управление процессом организацииродительских сообществ».
На базе МДОУ в 2008-2009 уч.г. были проведены районныепедагогические чтения.
2Нормативно-правовое обеспечение
В ходе инспектирования нами было выявлено, что руководство МДОУосуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения изаконодательством Российской Федерации. Заведующая Кабатова Н.Г. МДОУ №80выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.
Нами были изучены и проанализированы следующие нормативно-правовыедокументы, на основе которых МДОУ №80 осуществляет свою деятельность:
— Закон РФ «об образовании»;
— Конвенция о правах ребенка;
— Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008года № 666;
— Приказ об утверждении комиссии по охране труда №39 от 01.09.09;
— Лицензия на образовательную деятельность (серия А 314123 № 6249от 29 мая 2009 года);
— Лицензия на осуществление медицинской деятельности (серия ФС 10029241 № 52 01-001533 от 28.12.2007 г.);
— Устав ДОУ (новая редакция утверждена приказом директора департаментаобразования социально-правовой защиты детства администрации города НижнегоНовгорода № 748 от 21.05.2009г.);
— Комплексный план лечебно-оздоровительной работы ДОУ;
— План по укреплению здоровья детей;
— Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИНН5259028563/525901001;
Локальные акты:
— Положение об Общем собрании Учреждения;
— Положение о Педагогическом совете;
— Положение о Совете Учреждения;
— Правила внутреннего трудового распорядка;
— Должностные инструкции;
— Приказы заведующего;
— Договор с родителями (законными представителями);
— Положение о материальном стимулировании работников Учреждения.
— Другие локальные акты, регламентирующие деятельность Учрежденияи не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и настоящемуУставу МДОУ № 80.
Вся вышеперечисленная документация соответствует предъявляемым кней требованиям и соответствует перечню, утвержденному приказом Госкомитета РФпо народному образованию.
Анализ локальных актов показал, что их перечень в полной мересоответствует Уставу, все локальные акты утверждены руководителем. ОтношенияМДОУ с Учредителем закреплены договором. Имеются Правила внутреннего трудовогораспорядка, с которыми работники МДОУ знакомятся под роспись. Должностныеинструкции составлены на все категории работников. С должностными инструкциямиработники ознакомлены. Номенклатура дел МДОУ утверждена приказом руководителя.
В ходе проверки были проанализированы приказы по основнойдеятельности МДОУ, по личному составу. Книги прошнурованы, пронумерованы искреплены печатью и подписью заведующей, что соответствует требованиямделопроизводства. Приказы издаются в соответствии с рекомендациями, все приказыподписаны заведующей МДОУ и имеют юридическую силу, с содержанием приказовработники знакомятся под роспись.
В МДОУ ведётся учёт входящей и исходящей документации. В процессепроверки проанализированы личные дела и порядок ведения трудовых книжек работниковМДОУ.Установлено, что личные дела заведены на всех педагогических работников,ведутся аккуратно, содержат все рекомендованные документы (документ обобразовании, трудовая книжка, заявление о приеме на работу, автобиография, документ,подтверждающий получение квалификации, документ о присвоении квалификационнойкатегории).
Договора между МДОУ и родителями воспитанников разработаны изаключены в соответствии с учетом требований, указанных в Типовом положении одошкольном образовательном учреждении №666 от 12.09.2008 г. ДОУ осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями (другими членамисемьи). Родителям предоставляется возможность присутствовать в ДОУ (назанятиях, собраниях, педагогических советах, праздниках, досуговыхмероприятиях), помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов.
Функционирование дошкольного учреждения осуществляется на основе:
1. Систематическогопланирования (годовой план, календарные планы старшего воспитателя испециалистов). Анализ годовых планов работы ДОУ позволил проследитьпреемственность в планировании задач. Исходя из задач годового планированиястроится методическая работа ДОУ, что находит отражение в протоколахпедагогических советов, в документах, касающихся методической деятельности(консультации, семинары).
2. Воспитатели и специалистыимеют тематические планы по обучению и воспитанию детей, в которых отраженавзаимосвязь работы педагогов.
Учреждение реализует основную общеобразовательную программудошкольного образования «Сообщество» Кристен А.Хансен, Роксана К.Кауфман, КейтБорк Уолш.
Парциальные программы:
— «Развитие речи» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
— «Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;
— «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольноговозраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева.
Руководитель проводит работу по сбору и систематизациинормативно-правовой документации, регулирующей деятельность Учреждения(федеральные и региональные законодательные акты в области дошкольногообразования, распоряжения органов местного самоуправления и др.).
3Планово-прогностическая деятельность
Работа ДОУ строится на основе запланированных целей и задач,взятых из программ.
Прогнозирование строится на проведении диагностикивоспитательно-образовательного процесса, на основе которых формируются цели изадачи годового планирования на следующий год.
Задачи, указанные в годовом и календарном планах ДОУ способствуютего рациональному функционированию. План охватывает все направления работыдетского сада, разделы плана связанны между собой и соответствуют целям изадачам ДОУ.
Прослеживается взаимосвязь между разделами годового плана, годовойплан отличается содержательностью, конкретностью и реальностью поставленныхцелей, прописаны мероприятия и ответственные. При планировании учитываетсяреальное состояние работы ДОУ за предыдущий год.
Наблюдается взаимосвязь годового, календарного планов ДОУ. Задачигодового плана реализуются в деятельности воспитателей.
4 Контрольно-диагностическая деятельность
Система контроля в МДОУ представлена следующими видами:тематический, комплексный, мониторинг.
В МДОУ существует гласность контроля: его результаты анализируютсяи обсуждаются с педагогами на оперативных совещаниях, педагогических советах,личных беседах. При осуществлении контроля используются следующие методы:наблюдение, беседы с детьми, анкетирование педагогов и родителей, анализдокументации.
РАЗДЕЛII Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ
Финансирование учреждения осуществляется Учредителем всоответствии со сметой расходов. Детский сад №80 не занимается коммерческойдеятельностью.
Организация предметной среды
В МДОУ создана предметно-пространственная среда, способствующаяразвитию ребенка. В ней наиболее полно реализованы принципы сочетания привычныхи неординарных элементов в эстетической организации среды, комплексного игибкого зонирования, активности, динамичности.
При оформлении помещений соблюдены все общие требования(педагогические, гигиенические, эстетические, эргономические – это правильнонаписано: через э!). Среда соответствует требованиям Роспотребнадзора иГоспожнадзора.
Анализ условий для комплексного развития детей дошкольноговозраста показал, что в МДОУ имеется в наличии:
• Аудиовизуальныесредства;
• Альбомы,художественная литература и прочие средства для обогащения детей впечатлениями,расширения кругозора,
• Дидактическиеигры (лото, домино, наборы картинок, различные развивающие пособия), сюжетныеигровые наборы для развития детей в разных видах деятельности;
• Игрыдля интеллектуального развития детей;
• Игрушкии оборудование для сенсорного развития;
• Наглядныйиллюстративный материал;
• Созданыусловия для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе «уголкиуединения»).
Оборудование размещено рационально. В группах в свободном доступе имеются необходимые материалыи игрушки; они сгруппированы по зонам с учётом возрастных особенностей иполовой дифференциации.
Анализ созданных условий показал, что предусмотрено всенеобходимое для познавательно-речевого развития детей. Отмечено, что в средеимеется необходимый материал по изодеятельности: во всех возрастных группахприсутствует стандартные наборы для рисования (цветные карандаши, бумага разных форматов, гуашь, акварель и т.д.).Организована выставка книг, тематические альбомы; всё это обогащает детскийзамысел и побуждает к творчеству. В группах выделены наборы для лепки(пластилин, стеки, доски, клеенки). В младшей группе вместо глины используетсяпластилин. Конструирование – во всех возрастных группах существует стандартныйстроительный материал (кубики разного цвета и формата).
В детском саду созданы необходимые условия для организации всехвидов труда: труд в природе (садово-огородный инвентарь), хозяйственно-бытовой(фартуки, веники, совки и т.п.), самообслуживание в старших группах, ручнойтруд (бросовый и природный материал). Наблюдение трудовой деятельности детейпоказало, что у детей выражены положительно-эмоциональные навыки во всех видахтруда, так как в группах созданы все условия для их реализации.
Сюжетно-ролевая игра: в ходе проверки была просмотрена организацияигровой деятельности детей разных возрастов. В группах организованны игровыеуголки для разных видов игр: сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные,дидактические и др. В зависимости от возраста содержание уголков обогащено идополнено.
В МДОУ всего один зал, который является и музыкальным, ифизкультурным. Но, несмотря на это, в детском саду созданы все условия дляразвития детей в музыкальной деятельности (музыкальные инструменты – пианино,магнитофоны; детские музыкальные инструменты).
В группах имеется инвентарь и оборудование для стимулированияфизической активности детей (в некоторых группах установлены гимнастическиестенки).
Ведется работа по созданию условий для экологического воспитаниядошкольников. В каждой возрастной группе присутствует уголок природы, где всоответствии с возрастом детей находятся различные растения.
Анализ предметно-пространственной развивающей среды дляинтеллектуально-математического развития детей показал, что оснащениематематических зон полностью соответствует требованиям, предъявляемымипрограммами.
Созданы условия для развития речи детей.
Пополнено программно-методическое обеспечение по развитию речидетей (программа О. Ушаковой и Е. Струниной, диагностические материалы).
Пополнена предметно-развивающая среда в группах авторскими играмиП. Воскобович.
У детей старшего дошкольного возраста (воспитатель ЧеремухинаЮ.В.) выявлен высокий уровень развития познавательных способностей в процессеопытно-экспериментальной деятельности.
Высокий уровень развития речевого и изобразительного творчества впроцессе «книгоиздательской деятельности» показали выпускники детского сада(воспитатель Зарипова Т.А.).
В рамках реализуемой программы в организациипредметно-пространственной среды предусмотрено выделение «Центров активности»детей (манипулятивный, строительный центры, центр развивающих игр, центрискусства и т.д.).
В течение года содержание среды в группах остаётся стабильным. Воформлении групп, раздевальной комнаты используются работы детей ивоспитателей.
Предметно-развивающая среда отвечает возрастным особенностям ипотребностям детей. Оформление отвечает требованиям эстетики, привлекаетвнимание детей, побуждает заниматься. Предметно-развивающая среда организованатак, что дети могут свободно выбрать себе игрушки и материал для реализациисвоих замыслов.
Санитарно-гигиенические условия ДОУ
Своевременно организуется инструктаж по охране труда с членамипедагогического коллектива. Просмотрен и проанализирован журнал инструктажа поохране труда взрослых, жизни и здоровья детей.
В МДОУ обеспечивается безопасность детей и сотрудников. В наличииимеется план эвакуации с текстовым сопровождением (поэтажный). В исправномсостоянии имеется необходимое оборудование для ликвидации пожара. Проводятсяежемесячные мероприятия по охране жизни и здоровья детей, профилактике детскоготравматизма, пожарной безопасности.
Режим текущей уборки, графики проветривания соблюдаются.Дезинфицирующие и моющие средства хранятся согласно установленным
правилам. Хлорный режим соблюдается во время карантина (используютсясредства Пюржавель, Демос, Доместос, Биор-Н). Уборочный инвентарь промаркировани используется по назначению, хранится упорядоченно. Постельное белье,полотенца, детская мебель промаркированы.
В ходе проверки обнаружено, что все лестничные проемы,оборудование закреплены и защищены.
Территория достаточна для прогулок, однако участок недостаточно оборудованигровыми формами.
Периодический медосмотр работники детского сада проходятрегулярно. На день проверки выявлено, что в наличии имеется вся необходимаядокументация, которая находится у медсестры Подьячевой Н.Н.:
— медицинские карты детей;
— журнал медосмотров сотрудников;
— журнал профилактических прививок (годовой, месячный);
— карта учета выполнения натуральных норм;
— журнал подсчета калорийности и химического состава;
-журнал контроля за качеством поступающих продуктов(скоропортящиеся, срок реализации);
— журнал физического развития детей;
— журнал учета случаев заболеваний;
— журнал регистрации несчастных случаев (в нем нет записей);
Медицинский и процедурный кабинеты имеет необходимое оборудование(Лицензия на осуществление медицинской деятельности серия ФС 1 0029241 № 5201-001533 от 28.12.2007 г.). В каждой возрастной группе есть необходимыемедикаменты для оказания первой медицинской помощи.
Питание в МДОУ организованно в соответствии с санитарными правилами.Контроль за организацией питания осуществляется руководителем МДОУ и старшеймедсестрой.
В детском саду имеются технологические карты приготовления пищи,примерное десятидневное меню. Готовая продукция отпускается по графику. Анализдокументации питания позволил установить, что меню оформляется правильно,бракераж готовой и сырой продукции производится по установленной форме,своевременно. По журналам бракеража не выявлено запрещенных блюд и продуктов с нарушениямисроков реализации.
Подсчет норм питания в калориях проводится ежемесячно. Соотношениебелков, жиров, углеводов в пределах нормы.
Режим питания в каждой возрастной группе организован правильно, нарушенийвремени приема пищи не зафиксировано. Наблюдение режимных моментов позволяетсделать вывод, что культурно-гигиенические навыки соответствуют возрасту,сервировка стола соблюдается. На пищеблоке холодильное оборудование и другоеоборудование исправно, хранится правильно, обрабатывается согласно инструкциям.
Таким образом, в целом санитарно-гигиенические условия в МДОУсоответствуют требованиям Роспотребнадзора.
РАЗДЕЛІІІ Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса в ДОУ
Заведующая ответственно отнеслась к расстановке кадров с учетоминдивидуальных особенностей, личностных качеств, профессиональнойкомпетентности и психологической совместимости сотрудников.
В основе организации детского коллектива лежит демократическийстиль взаимодействия. Общение и деятельность воспитателей с детьми строятся натворческом сотрудничестве. Поддерживается право воспитанника на свою позицию,поощряется активность, инициатива, обсуждается замысел, способы и ходдеятельности. Преобладают организующие воздействия. Наблюдаетсяположительно-эмоциональная атмосфера взаимодействия, доброжелательность,доверительные отношения, требовательность, уважение, учет индивидуальностиличности.
Воспитанники расположены к педагогу, выражают стремление ксовместной деятельности. У большинства детей высокая адекватная самооценка.
Креативные и активно участвующие в жизнедеятельности всегодетского сада сотрудники получают материальное поощрение.
В протоколах оперативных совещаний не отмечены случаи лишениясотрудников премии за невыполнение своих обязанностей, устные и письменныеформы наказания.
Рабочее время сотрудников распределено в соответствии с графиком,который неукоснительно выполняется всеми сотрудниками ДОУ.
На момент проверки детский сад укомплектован кадрами полностью,кадровый состав стабилен.
В штатное расписание МДОУ включены:
• Всего педагогических работников – 12
• По штату – 29;
• По совместительству – 2;
• В декретном отпуске – 1.
Из них:
• Заведующая – 1;
• Старший воспитатель – 1;
• Педагог дополнительного образования – 1;
• Музыкальный руководитель – 1;
• Воспитатели – 8;
• Молодые специалисты – 0;
• Учащиеся –0;
• Младшие воспитатели – 4;
• Медицинские сестры –1;
• Повара – 2;
• Обслуживающий персонал – 10.
В МДОУ работают педагоги со следующим образовательным уровнем:
• Высшее педагогическое образование – 4 человек;
• Среднее педагогическое образование – 8 человек;
• Незаконченное педагогическое образование – 0 человек.
Результаты аттестации специалистов МДОУ:
• Специалисты высшей категории – 4;
• Специалисты первой категории – 5;
• Специалисты второй категории – 0;
• Не аттестован – 2.
Среда организована в соответствии с требованиями Роспотребнадзора,о чем имеется соответствующий нормативно-правовой документ«Санитарно-эпидемиологическое заключение №52.76.07.801.М.000139.04.09» от06.04.2009.
Также имеется «Сертификат пожарной безопасности» № 289-2-8зарегистрированный в государственном реестре системы сертификации в областипожарной безопасности 13.04.2009.
ВЫВОДЫ
В ходе инспектирования нами было выявлено, что руководство МДОУ№80 осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения изаконодательством Российской Федерации. Заведующая Кабатова Н.Г. МДОУ №80выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.
Нами были изучены и проанализированы нормативно-правовые документыи локальные акты, на основе которых МДОУ №80 осуществляет свою деятельность.Анализ документов показал, что их перечень не противоречит действующемузаконодательству Российской Федерации и настоящему Уставу МДОУ №80.
Руководитель проводит работу по сбору и систематизациинормативно-правовой документации, регулирующей деятельность Учреждения(федеральные и региональные законодательные акты в области дошкольногообразования, распоряжения органов местного самоуправления и др.).
Работа ДОУ строится на основе запланированных целей и задач,взятых из программ.
Прогнозирование строится на проведении диагностикивоспитательно-образовательного процесса, на основе которых формируются цели изадачи годового планирования на следующий год.
Задачи, указанные в годовом и календарном планах ДОУ способствуютего рациональному функционированию. План охватывает все направления работыдетского сада, разделы плана связанны между собой и соответствуют целям изадачам ДОУ.
При осуществлении контрольно-диагностической деятельностииспользуются следующие методы: наблюдение, беседы с детьми, анкетированиепедагогов и родителей, анализ документации.
Финансирование учреждения осуществляется Учредителем всоответствии со сметой расходов. Детский сад № 80 не занимается коммерческойдеятельностью.
В МДОУ создана предметно-пространственная среда, способствующаяразностороннему развитию ребенка. В ней наиболее полно реализованы принципысочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды,комплексного и гибкого зонирования, активности, динамичности.
При оформлении помещений соблюдены все общие требования(педагогические, гигиенические, эстетические, эргономические). Среда соответствуеттребованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора.
Своевременно организуется инструктаж по охране труда с членамипедагогического коллектива. Просмотрен и проанализирован журнал инструктажа поохране труда взрослых, жизни и здоровья детей.
В МДОУ обеспечивается безопасность детей и сотрудников. В наличииимеется план эвакуации с текстовым сопровождением. В исправном состоянииимеется необходимое оборудование для ликвидации пожара. Проводятся ежемесячныемероприятия по охране жизни и здоровья детей, профилактике детскоготравматизма, пожарной безопасности.
Питание в МДОУ организованно в соответствии с санитарнымиправилами. Контроль за организацией питания осуществляется руководителем МДОУ истаршей медсестрой.
Анализ документации питания позволил установить, что менюоформляется правильно, бракераж готовой и сырой продукции производится поустановленной форме, своевременно. По журналам бракеража не выявлено запрещенных блюд ипродуктов с нарушениями сроков реализации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
По результатам проверки МДОУ №80 Московского района рекомендуетсявыполнить следующие работы:
1. Восстановитьограждение на территории детского сада;
2. Установитьнеобходимое количество веранд на участках;
3. Провестиплановый ремонт кровли и асфальтового покрытия.