Реферат по предмету "Педагогика"


Аквариум и его обитатели

Творческая работа
АКВАРИУМ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.
студентки заочного отделения
группы

Содержание:
Глава1. Аквариумы и их типы. Обустройство аквариумов.
Глава2. Обитатели аквариумов.
Глава3. Растительность.
Глава4.Конспект занятия по наблюдению за рыбками
сдетьми среднего дошкольного возраста.
Глава5.Наблюдение за рыбками.

Глава1.
Аквариум– не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, ине только средство заполнить свой досуг. Это действующая модель природноговодоёма. Аквариум предназначен для содержания и развития водных животных ирастений, а также для наблюдения за их жизнью и развитием.
Различаютследующие типы аквариумов по назначению:
— нерестовые (предназначен для икрометания рыб);
— инкубатор (служит для получения из икры личинок и их дальнейшего развития);
— выростной (служит для выращивания мальков);
— карантинно-лечебный (для карантина приобретенных рыб или лечения заболевших);
— декоративный (предназначен для украшения помещений и наблюдения за рыбами ирастениями).
Обустройствоаквариума  является важным фактором для условия жизнеобеспечения рыб ирастений, живущих в нем. Важную роль играет освещение. Свет необходим какрыбам, так и растениям. Последние в процессе фотосинтеза потребляют углекислыйгаз и образуют питательные вещества, выделяя при этом кислород, которым дышатрыбы. Чтобы растения хорошо росли и размножались, они должны получатьнеобходимое количество (освещенность), качество (спектральный состав) и времядействия (часы) света. Различные виды рыб неодинаково относятся к свету,поэтому рыбам мутных вод необходимы затененные участки в аквариуме. Рыбампредпочитающим более чистую воду требуется хорошее освещение.

Правильновыбранное искусственное освещение обеспечивает нормальную жизнедеятельностьвсех организмов в аквариуме!
Также в аквариуме нужен нагреватель. Наилучшей температурой в аквариуме является24-26 °С, минимальной  22-23 °С. При меньшей температуре рыбы простужаются, болеюти гибнут. Могут погибнуть и растения.
Необходимв аквариуме фильтр. С его помощью производится:
— очистка воды от неорганических частиц, находящихся в воде во взвешенномсостоянии;
— удаление из воды растворенных органических соединений и азотосодержащихпродуктов обмена веществ;
— удаление из воды определенных растворенных веществ;
— создание циркуляции воды в аквариуме;
— аэрация воды;
— обогащение воды определенными растворенными в ней веществами.
Рыбыточно также как и все остальные животные, дышат кислородом, но толькокислородом, растворенным в воде. Для этого нужен компрессор, который и насыщаетводу кислородом.

Глава2.
 Барбусогненный – обитатель северо-востока Индии и Бангладеш. Предпочитает стоячую и медленнотекущую воду.
Длинадо 15 сантиметров, в аквариуме до 8 сантиметров. Тело — вытянутый в длину овал,с боков утолщено, боковая линия неполная. Рот конечный, усиков нет.
Усамца спина блестящего зеленого до оливково-зеленого цвета, бок и брюхо серебристыес желтоватым до  красноватого отливом. В начале хвостового стебля черное пятнов золотистой окантовке. Плавники красноватые, спинной плавник с черным кончиком.
Самецменьше самки, стройнее, в период нереста приобретает красный цвет.
Самкаот серо-зеленого до тускло-бронзового цвета, с почти бесцветными плавниками.Перед нерестом сильно полнеет.
Рыбымирные, стайные, подвижные, занимают все слои воды. Чувствительны кнедостаточному содержанию кислорода в воде. При нехватке растительного кормаобкусывает мягкие листья растений. Вода: 18-22 °С.
Сомиккрапчатый или сомик обыкновенный.
Обитаетв юго-восточной части Бразилии. Длина до 7 сантиметров. Тело отоливково-коричневого до оливково-зеленого цвета, на спине и боку различнойвеличины черноватые пятна и мелкие пятнышки. Плавники серые с чернымипятнышками и штрихами.
Самецменьше и стройнее самки.
Естькрасноглазая альбиносная форма с розовой окраской тела.
Вода:18-24 °С.
Меченосец(семейства пецилиевых).
Длинасамца (без меча) до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто вдлину, утолщено с боков.
Усамца более стройное тело. Нижние лучи хвостового плавника сильно удлинены исвоей формой напоминают меч.
Телосамки более полное и высокое.
Основнаяокраска желтовато-зеленая, в отраженном свете отливает зеленым или голубымсветом. От конца рыла через глаз до хвостового плавника идет зигзагообразнаятемная фиолетовая или пурпурно-красная полоса, окаймленная с обеих сторонузкими полосами, с начала зеленой, затем карминно-красной. Коричневая окантовкачешуи образует на теле сетчатый рисунок. Плавники зеленовато-желтые, на спинномплавнике мелкие красные до коричневых штрихи и пятна.
Наиболеераспространены красные меченосцы различной интенсивности окраски – от кирпичнойдо рубиновой. Более всего ценится интенсивно-красная, без светлых пятен наживоте, с пигментом, заходящим на глаза. Красивы красные меченосцы с чернымиплавниками. У ситцевых меченосцев по красному фону разбросаны черные пятна, сливающиесяк хвосту.
Мечсамца оранжево-желтого цвета, но может быть зеленым или красным, с чернойокантовкой.
Самкаокрашена бледнее. Наблюдается отдельное превращение самок в самцов, особеннопри их отдельном от самцов содержании.
Гуппи.
Обитаютв северной части Америки и на островах Барбадос и Тринидад. В результатеискусственных акклиматизации распространились по всем континентам.
Длинасамца природной формы до 3 сантиметров, самки до 6 сантиметров. У селекционныхформ самец до 4,5 сантиметров, самка до 8 сантиметров.
Телосамца вытянуто в длину, стройное, несколько уплощено с боков. Тело самки такжевытянуто в длину, с более уплощенной с боков задней частью.
Самецприродной формы оливково-серый с многоцветными точками и пятнами, самка – сераяс зеленоватым, оливковым или синеватым отливом.
Мирныерыбы, держатся в верхнем слое воды, могут выпрыгивать из нее.
Вода:20-28 °С. 
Пецилияширокоплавничная.
Обитаютв водоемах с пресной и солоноватой водой вдоль Мексиканского залива.
Длинасамца до 10 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину,довольно высокое. Спинной плавник широкий и высокий, у самца может превышать высотутела.
Окраскасильно варьирует. Часто встречается темная спина, бок сверху коричневатый,снизу розовый или голубой, чешуя с перламутровым блеском с красными, голубыми,темно-зелеными или черными точками. На брюхе 6-7 темных полос. Горло и брюхосеребристо-белые. Спинной плавник светло-голубой с рядами черных точек и желтыйдо оранжевого цвета каймой. Хвостовой плавник снизу голубой, посерединеголубовато-серый, сверху в оранжевых точках или с перламутровым блеском, можетбыть сверху зеленым с черными точками, в середине оранжево-желтым и снизузелеными штрихами. Самка окрашена бледнее самца. Есть пегие и совершенно черныеформы, а также альбиносы.
Путемскрещивания с моллиенезией парусной выведена порода с большим парусовиднымспинным плавником с оранжевой каймой.
Мирныерыбы, но рыб с большими плавниками содержат отдельно, потому что рыбы собычными плавниками могут их порвать. Содержать лучше группу с преобладанием самок.
Вода:24-28 °С.
Чернаямолли или пецилия короткоплавничная.
Обитаютв водоемах с пресной и солоноватой водой. Длина самца до 8 сантиметров, самкидо 12 сантиметров.
Теловытянуто в длину, с высоким хвостовым стеблем, немного уплощено с боков.
Селекционерывывели много цветных форм, в том числе черную, которую назвали черная молли.
Мирныерыбы, держатся в среднем и верхнем слоях воды, любят солнце или свет от ламп свысокой долей красных лучей.
Вода:24-28 °С.
Кардинал(семействокарповые).
Обитаютв ручьях с быстрым течением вблизи города Гуанчжоу(КНР).Длина до 4 сантиметров.Тело вытянуто в длину, стройное, в передней части немного уплощено с боков. Ротверхний.
Спинатемно-коричневая с зеленоватым отливом, бок коричневый, брюх серебристо-белое.Посередине тела от рыла до хвостового плавника проходит две примыкающие друг кдругу полосы. Верхняя узкая, золотистая, и нижняя широкая, темно-коричневая,которые заканчиваются у хвостового плавника черным пятном. Хвостовой плавник посерединекрасный со светло-желтыми, иногда бесцветными лопастями. Остальные плавникижелтоватые с красной каймой за исключением грудного плавника, у которых каймаузкая, черная. Самец стройнее самки. Мирные, подвижные, стайные рыбы, держатсяво всех слоях воды. Вода: 18-25 °С.
Скалярияобыкновенная (семейство цихловые).
Обитательобласти от дельты реки Амазонка до реки Мараньон и от реки Амазонка до рекиОриноко. Длина до 15 сантиметров. Профиль лба может иметь излом на уровневерхнего края глаза.
Анальныйи спинной плавники голубовато-серые. Колючелучевая часть почтичерно-коричневая, мягколучевая часть с рядом желтовато-коричневых полос, такиеже полосы на хвостовом плавнике.
Мирные,малоподвижные, плохо переносящие загрязнение рыбы. Пугаются резких быстрыхдвижений около аквариума и особенно внутри него, а также сильного мгновенногоизменения освещенности.
Вода:25-27 °С.
Глава3.
Ряскамалая (растение семейства рясковые).
Встречаетсяпочти по всюду. Растет в стоячих и медленно текучих водах.
Плавающеепо поверхности воды растение состоит из округлой пластинки диаметром до 0,5сантиметров, светло-зеленым цветом, с отходящим от нее нитевидным корешкомдлиной 6-8 сантиметров.
Размножаетсядочерними растениями, образующимися на краях листовой пластинки.
Служиткормом некоторым растительноядным рыбам. Очищает воду от взвесей, интенсивноеразрастание указывает на нормальное биологическое состояние аквариума.
Вода:15-30  °С.
Роголистниксветло-зеленый (семейство роголистниковые).
Встречаетсяв водоемах со стоящей и медленнотекущей водой.
Бескорневоеводное растение с удлиненным стеблем и мутовчатым листорасположением. Листпальчаторассеченый. В мутовке 6-12 многократно рассеченных листьевсветло-зеленого до красного цвета, с 5-8 верхушками, сегменты очень тонкие,длинные, слабозубчатые.
Растениесажают группой в грунт на среднем или заднем плане аквариума или пускаютплавать в толще воды. Размножают черенками.
Вода:16-28 °С.
Глава4.
Конспектзанятия «Наблюдение за рыбкой» (средняя группа)
Программноесодержание: Дать сведения о новой для детей рыбке-комете (подчеркнуть, что она красная с белыми пятнами, красиво блестит ).Укреплять интерес к рыбке, наблюдению и уходу за ней.  Уточнить и дополнитьзнания детей об уходе за рыбками (кормить сухим кормом и червяками, вылавливатьиз аквариума только сачком, в аквариум доливать чистую воду). Ввести в словарьдетей слова: чешуя, прозрачная вода.
Подготовкак занятию: Приготовить таз с водой, сачок,кормушку-мотыльницу, живой корм. Рыбку поместить в банку с водой.
 Ходзанятий: Дети сидят полукругом. Воспитатель обращается к детям, говорит: «Кто живет у нас в аквариуме? А сегодня я принесла другую рыбку, посмотрите нанее (достает банку с рыбкой и показывает ее каждому ребенку). Чтобы вы моглилучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой, который поставлю перед вами(дети рассматривают плавающую рыбку). Рыбка называется комета. Какого онацвета? Какого цвета у нее глаза? Какой она величины? Как они расположены: рыбкасмотрит прямо, перед собой или как-то иначе?  Да, глаза у нее находятся побокам головы. А что еще есть у рыбки? Какой величины рот? Какой формы тело урыбки? (Овальное). Чем покрыто ее тело? Чешуей (закрепить это слово). Какогоцвета у рыбки чешуя? Правильно, она красная с белым, красиво блестит. У кометычешуя такого же цвета, как у нашей золотой рыбки? Правильно, у золотой рыбки чешуятакого же цвета, но вся красная. А что находится на спине и животе рыбки? Да,это плавники. А что рыбка ими делает? Двигает когда плавает. Что у рыбки нахвосте? Правильно, на хвосте у рыбки тоже плавник, но длиннее чем у золотойрыбки. Что рыбка делает хвостом? (Двигает, изгибает его, он тоже помогает ейплавать). Как плавает рыбка? (Быстро, все время шевелит хвостом и плавниками).Где живут у нас рыбки? В аквариуме (можно не добиваться от детей произнесенияэтого слова, они должны его слышать). Что еще есть в нашем аквариуме? Какаявода в нем? (Зеленая травка, песок, камешки). Как мы ухаживаем за рыбками?(Кормим их, доливаем чистую воду, протираем стекло). Мы хорошо ухаживаем зарыбкой, поэтому она такая веселая, быстро плавает. Давайте мы к нашей золотойрыбке в аквариум пустим комету. Чем мы ее поймаем из таза? Можно ловить рыбкурукой? Нет, нельзя, ее можно повредить и она заболеет. Поймать комету можно сачком.Сережа, возьми сачок и поймай рыбку в тазу (ребенок с помощью воспитателя ловитрыбку). Вот какая рыбка ловкая, ее было трудно поймать. Рыбка поплыла: аквариуму нас большой, ей будет свободно плавать. Теперь давайте покормим рыбок. Ихможно кормить не только кормом из баночки, но и червяками — посмотрите(показать). Я помещу в аквариум другую кормушку. Петя ложечкой положит в неенемного червяков (дети наблюдают за тем как едят рыбки)».
Глава5.
Наблюдениеза рыбками в аквариуме.
Цель:Уточнить представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуей, на теле —спинке, боках, брюшке и хвосте — плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечатьособенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела,цвету, поведению в аквариуме) и сходство ( наличие общих частей тела, характердвижения; тело покрыто чешуей, живут в воде).
Организациянаблюдения: В аквариум в дополнение к прежним рыбкам запускаютновых рыбок. Все дети рассаживаются возле него.
 Ходнаблюдения: Воспитатель предлагает вспомнить, как называются рыбки, живущиев аквариуме, а также рассказать, как дети ухаживали за ними. Обращает вниманиена то, что в аквариуме есть новые обитатели «Какие они?» — спрашивает педагог.Если дети затрудняются ответить, задает дополнительные вопросы: « Большие рыбкиили маленькие? Какого они цвета? Где у них плавники? Как рыбки плавают?» Послеэтого сообщает названия новых рыб, предлагает ребятам сравнить их с теми,которые жили раньше, установить различие и сходство. Можно бросить корм и посмотреть,как берут его рыбки, как они плавают. По мере надобности воспитатель задаетдополнительные вопросы. Спрашивает, каких рыб еще знают дети, где живут рыбы.Соответствующими вопросами подводит их к выделению существенные признаков рыб иобобщению. Затем сообщает правила ухода за новыми рыбками. В конце занятия даетзадание понаблюдать, как рыбки берут корм, сколько съедают, могут ли житьдружно со старыми рыбками.
Рассматриваниеаквариума с рыбками.
Цель:Уточнить представления детей о внешнем виде рыб: теле продолговатое, покрыто чешуей,есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают. Уточнить знания о том, чторыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характеромдвижения. Сообщить, что рыбы живут в реках, озерах, прудах, морях. Датьпредставление о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить внем, как на воле (на дне песок, камешки, растут растения, налито вода).Сформировать понятие «рыбы» — это животные, тело их покрыто чешуей, естьплавники, живут в воде, дышат жабрами. Учить сравнению по памяти. Оживитьинтерес к аквариуму.
Организациянаблюдения: Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположентак, чтобы свет на него падал со стороны детей. Воспитатель заранееподготавливает цветную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загороженширмочкой.
Ходнаблюдения: Воспитатель предлагает назвать рыб, которые известныдетям. Затем задает вопрос: «Что же одинакового у всех рыб?» или «Почему всехих называют одним словом — рыбы?» При затруднении задает вопросы: «Где живут?Как передвигаются? Чем покрыто тело?»
Открываетаквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме.
Обращаетвнимание детей на жаберные крышки у рыб — под ними жабры, которыми рыба дышит.Задает вопросы: «На что похож: наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Чтоналито? Кто еще, кроме рыб, живет в аквариуме?»
Вбеседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или пруд, в нем всекак в настоящем большом водоеме, в котором рыбы живут на свободе.
Можноспросить, кто еще живет в наших прудах, озерах: какие рыбы или другиеживотные.  Вызвав, таким  образом, интерес  к новому объекту наблюдения,договориться об экскурсии на пруд или озеро.
Наблюдениеза золотой рыбкой.
Цель:учить детей узнавать и называть золотую рыбку. Видеть некоторые особенности внешнеговида:  красивая,  золотая,  большая.  Выделять некоторые части тела: у рыбки естьхвост, плавники, глаза, рот. Познакомить  с  некоторыми  особенностями поведения:  живет в  воде, плавает с помощью плавников, хватает корм ртом. Датьзнания о том, что рыбку нужно кормить. Воспитывать бережное отношение к рыбам.Обогащать словарь словами: аквариум, плавает, плавники, хватает.
Организациязанятия: Детей посадить полукругом спиной к свету, передними поставить аквариум, закрытый ширмой. Приготовить сухой корм.
Ходнаблюдения: Открыть ширму и показать рыбку. Дети некотороевремя рассматривают ее.  Воспитатель спрашивает:  «Кого вы увидели в аквариуме?Малыши отвечают, педагог подтверждает правильность ответов. Затем предлагаетнескольким детям повторить, ставя вопросы: «Кто это? Кого ты видишь? Кого я вампринесла?» Спрашивает, нравится ли рыбка,  почему. Воспитатель побуждает детей квысказыванию разнообразными приемами (прежде всего игровыми).
Далеевыясняют, какого рыбка цвета, большая или маленькая, где плавает, при помощичего плавает. Воспитатель движением руки показывают, как рыбка плавает, как вэто время двигает хвостом. Предлагает детям повторить это игровое движение. Урыбки плавники. Они помогают плавать.
Воспитательсообщает о том, что рыбки живут в аквариуме, в него налита вода. Вопросами:«Как называется домик, в котором живет рыбка? Где она живет?» — побуждает детейпроизносить новое слово аквариум. Затем повторяют его хором. После этоговоспитатель обращает внимание детей на то, что рыбку нужно покормить.Показывает корм (обходит всех детей), объясняя, как кормить рыбку, просит 1-2детей сделать это. Во время кормления спрашивает: «Что делает рыбка? Чемхватает корм?» Обращает внимание, как в это время она себя ведет: «Что делаетрыбка? К кому поплыла? На кого посмотрела?».
 Занятиеможно закончить песенкой «Рыбка», (муз. М. Красева).

Списоклитературы:
1.Русаков А.Г. “Аквариум – это просто”,
 Москва«Аквариум – Принт» 2008
2.Плонский В.Д. “Полный справочник аквариумиста”,
 Москва«Аквариум» 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.