МАСТЕРСТВО КЛАССНОГОРУКОВОДИТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКИ ЕГО РАБОТЫ.
Оглавление
Введение
ГлаваI Теоретические аспекты изучения проблемы
1.1 Историястановления классного руководства
1.2Функции классных руководителей
1.3Обязанности классного руководителя
1.4Методики работы классного руководителя
1.5Деятельность классного руководителя по координации воспитательной работыучителей и родителей
1.6Методическая деятельность классного руководителя
ГлаваII Эмпирические исследования деятельности классных руководителей
2.1Исследования классных руководителей
2.2Исследования школьников
2.3Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение1 Изучение особенностей личности школьника в педагогическом процессе
Введение
Меняется время. Становятся иными требованияк школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя неснижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организуетразнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка,помогает детям в решении возникающих проблем.
В отличие от школы 70-80-х гг.,когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящеевремя позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимаютвоспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.Отсюда следуют и изменения системы работы.
Основное назначение классногоруководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальноеразвитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мирсовременной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборесреды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.
В связи с этим, целью даннойработы является изучение составляющих мастерства классного руководителя.
Для достижения цели необходиморешить следующие задачи:
— изучить теоретические источникипо проблеме;
— рассмотреть сущность работыклассного руководителя;
— изучить практическоеиспользование методик работы классного руководителя;
— сделать выводы о составляющихмастерства классного руководителя.
Методы, используемые в работетаковы: анализ теоретических источников, беседа, анкетирование.
Объектом исследования являетсядеятельность классного руководителя.
Предметом изучения являютсяфункции и характеристики видов деятельности классного руководителя.
Гипотеза исследования такова:если выбрать оптимальный стиль поведения классного руководителя, то он будетспособствовать положительной динамики развития личности обучающихся в классномколлективе.
Глава IТеоретическиеаспекты изучения проблемы1.1 Историястановления классного руководства
После 1917 года начинаетсястроительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическоевоспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не всеучителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. Впервичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось.Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функцииучителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательнойработы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественнотехнический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и такдалее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
В 1923 г. классное наставничествобыло официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление.Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того — ученическиеорганизации в середине 20-х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами егостали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка ихвозможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления [2;7].Выходомиз сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся —первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входилиорганизация самоуправления детского коллектива (главная функция), организацияучебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни, работа сродителями.
В 30-х гг. в отечественной школепроисходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система,индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильныепрограммы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положениегрупповодов.
В 1934 г. выходят Устав иПоложение о единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности поорганизации учебно-воспитательного процесса в первичных коллективах школы —классах — возлагаются на классного руководителя.
Процесс послевоенного развитиясистемы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот периодуделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебногопроцесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце40-начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результатыбыли далеко не лучшими.
В 1947 г. было утверждено новоеПоложение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели ифункции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательнойработы и формах отчетности [2;7].
Негативное влияние на школу40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административныйстиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важнымаспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.
В круг обязанностей классногоруководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями,изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посещаемостью иуспеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалосьзаниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически невелось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересахотдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.
В дальнейшем круг обязанностейклассного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива иидеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в егодеятельности.
Большую роль внаучно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие«Классный руководитель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее несколькимиизданиями в 50-хгг.
Следует отметить, что в массовойшколе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция кмеханическому увеличению круга обязанностей классного руководителя.Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет иморганизовываться и контролироваться, тем успешнее пойдет воспитание учащихся[2;7].
Многофункциональностьдеятельности классного руководителя в определенном смысле была вызвана идеейобщественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советскойпедагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продиктовано и конкретнымиусловиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей внепосредственном окружении школы [2]. 1.2 Функции классных руководителей
Для проведения внекласснойвоспитательной работы с учащимися средних и старших классов из числа наиболееопытных учителей назначаются классные руководители. В последнее время, однако,в печати иногда высказывается мнение, что институт классных руководителей вшколе уже устарел и не нужен, поскольку все вопросы воспитания якобы решаются впроцессе обучения. Вряд ли это мнение заслуживает внимания. Наоборот, многиепедагогические аргументы [7] говорят в пользу существования классныхруководителей. Укажем на три из них.
Первый. Проведение многихвидов внеклассной воспитательной работы (формирование ученического коллектива вклассе, организация свободного времени учащихся, координация деятельностиучителей и родителей и т.д.) не входит в непосредственные обязанностиучителей-предметников и их исполнение возлагается на классных руководителей.
Второй. Педагогическаяцелесообразность введения в школах классных руководителей осознаваласьисторически. В российских гимназиях и других средних учебных заведениях с 60-хгг. XIX в. и вплоть до 1917 г. были классные наставники, которые имелиспециальных помощников, или надзирателей, следивших за поведением гимназистов вклассе и вне учебного заведения. Попытки отменить классных наставников всоветской школе в 20-е гг. себя не оправдали, и в середине 30-х гг. они быливосстановлены сначала под названием групповодов, а затем, когда группы былипереименованы в классы, стали называться классными руководителями.
Третий. Своеобразныйинститут классных руководителей, называемых воспитателями (в Бельгии, например)или тьюторами (в Англии), существует в большинстве стран мира и признаетсяабсолютно необходимым.
Деятельность классныхруководителей в школе регламентируется специальным положением. В этом положенииопределяются их воспитательные функции, основные направления работы иобязанности.
В качестве важнейших функций(направлений) воспитательной работы классных руководителей выступают [1;6;7]:
— когнитивно-диагностическая;
— организаторско-стимулирующая;
— объединительно-сплачивающая;
— координирующая;
— личностно-развивающая.
Когнитивно-диагностическаяфункция (от лаг. cognitio — знание, познание; от греч. diagnоsis — определение) связана с необходимостью изучения особенностей развития иповедения учащихся, определения уровня их воспитанности с тем, чтобы на этойоснове более успешно осуществлять воспитательную работу.
Организаторско-стимулирующаяфункция состоит в вовлечении учащихся в разнообразные виды и формывнеклассной работы и в возбуждении их активности в этой работе. В какую быдеятельность ни включал своих учеников классный руководитель, он должендействовать не понуждением, а стремиться вызывать у них понимание важностипредстоящей работы и придавать ей красочный, увлекательный характер иопределенную новизну. Даже такие традиционные виды внеклассной работы, как встречаНового года, Дни рождения и т.д., будут интересными, если придать им яркиеформы, внести элементы романтики.
Объединительно-сплачивающаяфункция вытекает из того, что действенным фактором воспитания являетсясплочение учащихся, здоровый психологический и нравственный микроклимат вклассе, товарищеское общение, активная совместная деятельность. В то же времянеобходимо предотвращать появление в классе группировок с негативнойнаправленностью, а также изоляцию отдельных учащихся.
Координирующая функцияобусловлена педагогической необходимостью согласования воспитательной работыучителей-предметников и родителей, регулирования их деятельности и подходов кучащимся в зависимости от особенностей и уровня воспитанности последних.Классному руководителю следует поддерживать постоянные контакты с родителямиучащихся, привлекать их к совместной со школой воспитательной деятельности.
Личностно-развивающая функциясвязана с вовлечением учащихся в разнообразные виды деятельности, сформированием у них потребностно-мотивационной сферы, с проявлением заботы обих обучении, с поддержанием здоровых контактов со сверстниками, с вовлечением вкружковую работу, а также с развитием их способностей и творческих задатков[1;6;7].1.3 Обязанностиклассного руководителя
К этим обязанностям относятсяследующие [1;5;6;9;10]:
— всестороннее изучение учащихся;
— разъяснение и внедрение правилповедения;
— повседневное наблюдение зауспеваемостью учащихся и проведение воспитательной работы по стимулированию ихдомашнего, учения;
— анализ положительных сторон вжизни и деятельности класса и осуществление мер по их совершенствованию;
— организация и воспитаниеученического коллектива;
— вовлечение учащихся в кружковуюработу и другие формы внеклассной деятельности;
— организация общественнополезного труда;
— оказание помощи в деятельностидетских и юношеских организаций и объединений;
— координация воспитательныхусилий работающих в классе учителей и установление единого подхода к учащимся;
— поддержание связей с родителямиучащихся и работа с семьей;
— ведение документации класса иличных дел учащихся;
— внесение руководству школыпредложений о поощрениях учащихся и применении к ним мер дисциплинарноговзыскания. 1.4 Методики работы классного руководителя
Многообразие и сложностьобязанностей классного руководителя требует научной разработки и глубокогоосмысления методики его работы. Обратимся к ее рассмотрению [2;4;9;10].
Деятельность по изучениюучащихся.
Изучение учащихся класснымруководителем связано с выполнением когнитивно-диагностической функции.Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую можетслужить причиной педагогических ошибок и просчетов.
… Молодой математик, назначенныйв 7-й класс классным руководителем, ведет урок. Он вызвал к доске одного изучащихся и предложил ему решить задачу. Семиклассник стал испытывать некотороезатруднение и с определенной задержкой формулировал вопросы по ее решению. Видяэто, учитель начал торопить его и задавать наводящие вопросы. Ученик замолчал.Учитель предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своего стола,семиклассник обернулся к учителю и с обидой сказал: «А я знаю, как решатьзадачу...» Учитель проявил рассудительность и возвратил его к доске.Учащийся вполне успешно, хотя и медленно, справился с задачей. Если бы учительзнал об этой особенности школьника, он не допустил бы подобной торопливости.
Есть учащиеся, не проявляющие должнойусидчивости в работе, испытывающие нервозность в общении со сверстниками илинаходящиеся в неблагоприятных условиях в семье. Все это нужно изучать и знать,чтобы учитывать в процессе воспитания.
Для изучения учащихся классныйруководитель может использовать целую систему методов (Приложение 1):повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессеучебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление сдокументацией и продуктами деятельности учащихся; посещение учащихся на дому;рейтинг; метод компетентных оценок; различные методы экспериментальногоизучения учащихся (констатирующий, естественный, преобразующий и контрольныйэксперименты).
А.С.Макаренко считал необходимым,чтобы педагог вел дневник изучения учащихся (и многие классные руководители этоделают), регулярно фиксировал важнейшие факты их поведения, отмечал тенденцииих развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательнуюработу.
Работа по созданию и воспитаниюученического коллектива.
Создание ученического коллективанужно начинать со знакомства с учащимися [2;4]. Приступая к работе с классом,необходимо познакомиться с личными делами учащихся, побеседовать с учителями,проанализировать динамику успеваемости по классному журналу за прошедший год исоставить общее представление о положительных сторонах учеников и недочетах вих работе и поведении, определить важнейшие подходы к организациивоспитательного процесса.
Далее эта работа должнаосновываться на тех методиках и педагогических технологиях, на которых основановоспитание ученического коллектива. В частности, большое значение имеет умелоепредъявление требований к учащимся, а именно: ознакомление их с первого днязанятий с правилами и нормами поведения на уроках и переменах, тактичноеприучение к соблюдению этих правил, осуществление контроля за поведением и т.д.
Существенное значение имеютподбор и формирование органов самоуправления в классе, выделение ответственныхза отдельные участки работы и затем проведение их инструктирования и оказаниепрактической помощи в выполнении возлагаемых на них обязанностей. Налаженнаяработа самоуправления и деятельность актива в классе будет служить надежнойподдержкой усилий классного руководителя в сплочении учащихся, организации ихсовместной работы и формировании здорового психологического микроклимата.
Исключительно важно использоватьметодику постановки увлекательных перспектив и стимулировать учащихся кразличным видам совместной деятельности: проведение содержательных дискуссий,встреч с известными людьми, организация «часов поэзии» и т.д.
Например, в одной из школ впервую же неделю учебного года классная руководительница организовала походпятиклассников в окрестности г. Гомеля с посещением бывшей партизанскойстоянки. Потом учащиеся по предложению классного руководителя установилишефство над малышами соседнего детского сада, подготовили для них небольшойутренник сказок. Все это расширяло сферу деятельности учащихся, вызывалорадостные переживания, побуждало к осуществлению новых совместных дел и т.д.
Содержательная внеклассная работасоздает основу для накопления положительных традиций в классе, что в своюочередь обогащает жизнь коллектива и создает предпосылки для его сплочения[2;5;9].
Работа классного руководителяпо повышению успеваемости учащихся, организации их трудовой деятельности инравственному воспитанию.
Классный руководитель не несетнепосредственной ответственности за успеваемость по тем предметам, которыеведут другие учителя, но ему следует использовать возможности внекласснойработы для стимулирования учебной работы учащихся. Формы и содержание этойработы весьма разнообразны, но важнейшими ее направлениями являются следующие[2;5].
Классный руководитель используетобщественное мнение и требование коллектива к улучшению учебной работыучащихся. С этой целью проводятся специальные собрания или классные часы, накоторых анализируется состояние успеваемости учащихся, и намечаются меры по ееулучшению. Применяются различные формы разъяснительной работы по правиламвыполнения домашних заданий, а также проводятся практические занятия поовладению ими. Задача классного руководителя вовремя заметить ослабление усилийотдельных учащихся в учебной работе, выявить его причины и оказать посильнуюпомощь.
Серьезный участок деятельностиклассного руководителя — организация труда и нравственного воспитания учащихся.Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников,начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением кпроизводственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественнополезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если онаправильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственныхкачеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества,понимания своего долга и т.д.
Но нравственно-трудоваядеятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внекласснаяработа должна использоваться для включения учащихся в различные формыморально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральныетемы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своейсовокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях моральноговоспитания применяются формы культурно-массовой и художественно-эстетическойдеятельности учащихся, а также краеведческая и фольклорно-этнографическаяработа.
Если классный руководительсодержательно и умело осуществляет воспитательную работу по стимулированиюучебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные видытруда и нравственно-эстетического воспитания, он тем самым способствует ихэффективному личностному развитию [11].1.5 Деятельность классногоруководителя по координации воспитательной работы учителей и родителей
Классному руководителю необходимоподдерживать доброжелательные отношения и деловые связи с учителями,работающими в классе, и родителями и тактично координировать их воспитательнуюработу [2;4;10]. По отношению к учителям эта работа должна включать в себя:ознакомление их с особенностями физического и нервно-психического развитияучащихся, характером воспитания в семье, определение необходимой помощи вучебной работе тем из учащихся, которые в ней нуждаются, и т.д. В то же времявесьма полезно оказывается участие учителей в проведении различных видоввнеклассной работы по совершенствованию домашней учебной подготовки учащихся,развитию их способностей, нравственно-патриотическому и трудовому воспитанию, атакже поддержанию здорового психологического микроклимата в классе. Постоянныеконтакты классного руководителя с учителями играют в этом смысле весьмасущественную роль.
Значительное место в деятельностиклассного руководителя должна занимать и работа с родителями учащихся. Вчастности, классному руководителю необходимо поддерживать контакты с родителямипо вопросам успеваемости и поведения учащихся, осуществлять их консультированиеи педагогическое просвещение, знакомить с теми задачами, которые решает школа,и побуждать их принимать участие в решении этих задач. В ряде случаев полезнопривлекать родителей к проведению отдельных видов внеклассной работы сучащимися (руководство кружками, участие в обсуждении вопросов нравственности,жизненного самоопределения и профориентации и т.д.).1.6 Методическаядеятельность классного руководителя
В обязанность классногоруководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личныхдел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы [1;6;10].
Что касается классного журнала иличных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимоследить за аккуратным и регулярным ведением журнала и своевременной подготовкойотдельных документов для личных дел учащихся (табелей успеваемости, различныхсправок о здоровье и т.д.).
Сложной и не до конца решеннойявляется проблема планирования работы классного руководителя. Иногда даже впечати высказывается мнение о ненужности этих планов, поскольку классныйруководитель якобы проводит воспитательную работу, сообразуясь с текущими ивозникающими вопросами жизни и работы учащихся, которые невозможно предвидетьзаранее.
Ошибочность данного мненияподтверждается психофизиологическими исследованиями. Как уже отмечалось, всякаядеятельность человека осуществляется по заранее составляемой им мысленнойпрограмме, т.е. носит обдуманный характер [11]. Эта программа выполняет двефункции: во-первых, стимулирует личность к осуществлению намеченнойдеятельности и, во-вторых, служит сличающим механизмом этой деятельности с ее мысленнойпрограммой, побуждая человека к коррекции и совершенствованию выполняемойработы. Чем сложнее деятельность человека и чем более продолжительный периодвремени она охватывает, тем более важное значение приобретают еепредварительное обдумывание, программирование, или, иначе говоря, планирование.Именно это и обусловливает большую роль планирования классным руководителемсвоей воспитательной работы.
Есть, однако, различные подходы иметодические рекомендации по составлению планов внеклассной воспитательнойработы. С научной точки зрения при их разработке необходимо исходить изсущности процесса воспитания и теоретических подходов к его осуществлению.Укажем в данном случае на несколько ключевых положений [2;6].
Во-первых, воспитание и развитиеличности происходит только в процессе ее активного участия б разнообразныхвидах деятельности, которые и нужно предусматривать в планах воспитательнойработы.
Во-вторых, воспитание должнонаправляться на всестороннее и гармоническое развитие учащихся, что также отражаетсяпри планировании воспитательной работы.
И, наконец, в-третьих, процессвоспитания должен включать в себя два взаимосвязанных направления: первоедолжно способствовать решению задач всестороннего развития учащихся, т.е. ихумственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию; второенаправление должно быть связано с решением тех или иных ведущих воспитательныхзадач по преодолению недочетов в поведении и личностном формировании учащихся.
Сама технология составления планавнеклассной воспитательной работы включает в себя следующие методические этапы:
— вначале анализируется состояниеучебной работы, поведения и уровня воспитанности учащихся и на этой основеопределяется общая направленность предстоящей воспитательной работы и одна-двеведущие воспитательные задачи, связанные с преодолением имеющихся в классенедостатков и дальнейшим развитием учащихся. Все эти вопросы составляютсодержание первого раздела плана «Характеристика особенностей класса иважнейшие задачи воспитательной работы на предстоящую учебную четверть илиполугодие»;
— затем разрабатываются система иразнообразные формы внеклассной воспитательной работы по всестороннему развитиюучащихся, охватывающие познавательную, гражданско-патриотическую, трудовую,нравственную, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительнуюдеятельность;
— на следующем этаперазрабатываются формы и виды внеклассной работы с учащимися по решению ведущихвоспитательных задач;
— далее в плане предусматриваютсявиды работ по объединению педагогических усилий классного руководителя,учителей и родителей в решении поставленных воспитательных задач;
— на заключительном этапе планоформляется и определяется порядок проведения намеченных видов внекласснойработы в той хронологической последовательности, в которой наиболеецелесообразно их осуществлять [2;6;9;10].
Глава IIЭмпирическиеисследования деятельности классных руководителей 2.1 Исследования классных руководителей
Для выявления приоритетных направленийдеятельности, а также путей повышения мастерства, был проведен опрос классныхруководителей, работающих в городских общеобразовательных школах [8].
Все более приоритетной становитсяиндивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психическогоразвития каждого ребенка (в нашем исследовании это отметил 41% классныхруководителей). Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. Впервую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса(53% ответов), созданию положительного психологического климата в классе (82%),развитию детского самоуправления (65%), созданию условий, позволяющих каждомуребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими (92%), включению учащихся всистему реальных социальных отношений (79%).
Анализ практических аспектовпозволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителямив процессе взаимодействия с учащимися и их родителями. Первый тип — социальныезадачи: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в системусоциальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитанияв целях создания оптимальных условий для развития личности и формированияиндивидуальности (92% ответов).
Второй тип можно обозначить какзадачи диагностические (88% ответов). Чтобы правильно организовать системувоспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, ихличностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом —определить ту меру знаний о ребенке, которую не стоит превышать в соответствиис этическими нормами диагностики (22% ответов).
Третья категория может бытьназвана воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребенка на критериидобра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизациейнравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах (83% ответов).
Четвертая группа — задачипроцессуального характера (65% ответов). К ним можно отнести выбор эффективныхпедагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекциюдеятельности, педагогику рефлексии.
Классные руководители, принявшиеучастие в нашем исследовании в ярославском и костромском регионах, говорят орасширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилосьследствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейныхсвязей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детскихвнешкольных учреждений стали платными, и для многих детей, особенно измалообепеченных семей, они стали недоступны.
Возникший вакуум заполнить вбольшинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем вниманиятребуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на порогесамостоятельной жизни.2.2 Исследованияшкольников
Эмпирическое исследование [3],проведенное нами с подростками 5 – 9 классов, позволило получить факты,указывающие на некоторые особенности поведения классного руководителя. Общаяидея исследования – классный руководитель глазами современного школьника. Вэксперименте принимали участие учащиеся 5 – 9 классов. В качестве инструментовисследования были: методика незаконченных предложений «Классный руководитель –это …», анкета, предполагающая выбор ответов, методика ассоциаций. Всего висследовании приняло участие 136 школьников.
Анализ суждений подростковпозволяет отметить некоторые тенденции.
Первая. Классныйруководитель для всех подростков является значимым лицом, основная ролькоторого – создавать условия психологической безопасности в классе. Наиболееубедительно это прозвучало в ответе пятиклассника: «Классный руководительнужен, чтобы не было никакой беды». В 9-ом классе основной признается ролеваяпозиция руководителя, организатора, о чем свидетельствуют следующиевысказывания: «Если за нами никто не будет следить, то мы скатимся с горы ибудем в самом низу»; «Без классного руководителя класс потеряет управление»;«Коллективу необходим умный и опытный руководитель»; «Смотрит за отношениями вклассе и может помочь по школьным вопросам»; «без классного руководителя классбы не сохранился».
В некоторых классах отмечаетсяважность классного руководителя как помощника в учебных делах, как эксперта.
Такие ролевые позиции, как«умелец», «фасилитатор», «старший друг», видимо, не получают реализации, чтоследует из советов школьников классному руководителю. «Он должен дружить, а неруководить»; «он должен стать нам верным другом» и т.п.
Вторая. Очевидно, что длябольшинства подростков значимость личности классного руководителя определяется,прежде всего, его способностью вносить ценностный вклад относительно группы какцелого, создавать «развивающий» климат в классе, строить «помогающие»отношения, заботиться об успехах и самореализации школьников. Следствием этоговыступает чувство удовлетворенности подростков различными аспектами жизникласса, ощущение полноты и содержательности жизни в школе, чувство уверенностив себе и ощущение самоценности. Третья. Компетентность классногоруководителя как опыт, обеспечивающий эффективность поведения, деятельности илисоциального взаимодействия с людьми, позволяющий принимать эффективные решенияв конкретной ситуации, принимается подростками как важнейшая ценность ихарактеристика его поведения.
Показательны в этом отношениясуждения школьников «от противного»: «вместо того, чтобы вызывать мамдвоечников, в наказание отправлять их с урока домой» (5 класс); «не закрыватьглаза на проблемы» (8 класс); «нужно быть готовым к неожиданным ситуациям состороны учеников» (8 класс). Актуальными средствами решения класснымруководителем профессиональных проблем подростки считают «знание своегопредмета», юмор и внешний вид (современный стиль одежды).
Четвертая. Педагогическийтакт – составляющая поведения классного руководителя – выступает механизмомреализации воспитательной функции. Педагогический такт мы рассматриваем какпонимание и принятие педагогом самобытности развивающегося человека, отношение,соразмерное его возрастным и личностным возможностям, согласованное с егосубъективным опытом.
Тактичность педагога обеспечиваетбаланс социализации и индивидуализации в образовательном процессе,индивидуальное корректирование личностного развития, инициирует индивидуальноепроявление личностного «Я» и его достойного утверждения в микросреде класса.
На это указывают суждения ипожелания подростков классному руководителю: «поменьше орать», «не высмеиватьучеников», «не кричать на детей», «он не должен быть безучастным», «не выживатьиз класса учеников, которые ему не нравятся», «справедливо относиться кученикам», «получше относиться к некоторым субъектам из класса», «некритиковать учеников при множестве учеников», «не надо орать на детей, с крикомони еще больше начинают ненавидеть вас», «понимать учеников и принимать их, какони есть». 2.3 Анализ результатовисследования
На основе полученных фактов, атакже анализа материалов анкетирования 18 классных руководителей школ городанами предложена эмпирическая классификация стилей поведения классногоруководителя. Стиль поведения мы рассматриваем как индивидуально-типическиеособенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов,приемов взаимодействия педагога с воспитанниками с целью эффективного икачественного решения образовательных задач [3;8].
Определяющими измерениями(основаниями) поведения педагога являются такт и коммуникативнаянаправленность. Понятием «коммуникативная направленность» обозначается системадоминирующих способов обмена ценностями, действиями, умениями и навыками истратегий психологического воздействия на партнера. Мы использовали имеющиеся влитературе описания коммуникативной направленности (С.Л. Братченко).Педагогический такт и коммуникативная направленность педагога являютсяобъективацией его ценностно-смысловых установок и ориентаций, составляющихмотивационную основу профессионального поведения.
В соответствии с названнымиоснованиями можно выделить следующие стили поведения классного руководителя.
Контструктивно-помогающий стильповедения характеризуется диалогической коммуникативной направленностью,доминированием ценностей принятия и понимания ребенка, уважения его прав,ориентация на сотрудничество. Такое поведение означает предоставление свободысамореализации и передачу ответственности за принятие решений подростку,способность к глубинному контакту, «эмпатическому пониманию», осторожноеотношение к оценкам и оценочным суждениям.
Авторитарный стиль. Такой педагогне ориентируется на «среднеарифметического» школьника, «не обременяет себя»обращением и пониманием индивидуальности; стереотипен в установках, оценках испособах решения проблем; избирателен и субъективен. Ведущий способрегулирования отношений – оценивание всего и всех, различные «санкции».Доминирующие ценности – ценности самоутверждения.
Манипулятивный стиль. Педагогполагает себя субъектом, имеющим право и способность на самостоятельноемышление. Ученик принимается как субъект деятельности по освоению предмета,поэтому оценивается как «достойный уважения», если успешно учится и «недоставляет хлопот». Основная стратегия воздействия – «интенциальная» (терминГ.А. Ковалева), когда классный руководитель стремится оказывать преобразующиевоздействия на учеников, на класс. Для этого ему необходимо специальноепсихологическое знание, которое ему позволило бы успешно управлять поведением.Тип коммуникации – манипулятивный, доминирующими ценностями являются этическиеи ценности самоутверждения.
Индифферентный стильхарактеризуется конформным типом коммуникации, позицией невмешательства. Лишь вслучае крайней необходимости вмешивается в жизнь класса и отношения. Доминируетситуативный подход и ориентация на нормативные ценности. Наиболее точно такойстиль описан ученицей 9-го класса одной из школ. «Я учусь в девятом классе.Учиться неинтересно, скучно. В школе никаких событий и мероприятий непроисходит. У нас класс недружный, каждый сам по себе. Учителя у нас хорошие.Знают свой предмет и к нам относятся хорошо: поругают, если надо, или посмеютсявместе с нами. Но жизнь скучная, без радостей».
Заключение
Функционально-ролевые позицииклассного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальныхпедагогических работах (Н.Е. Щуркова, В.П. Караковский и др.). Определеныварианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классныйруководитель, классный куратор), содержание и формы работы классногоруководителя [10].
Процесс профессиональногоформирования классного руководителя – это специальная область изучения впедагогике и психологии, что связано с ее большой теоретической и, главное,практической значимостью.
Устойчивый процесс накопленияпедагогического мастерства начинается после процесса первичной адаптации.Определить его можно по нескольким признакам:
— ощущение, что педагог принятсвоими учениками в качестве учителя;
— ощущение правильности выбораучительской профессии;
— понимание своего предмета иумение преподавать его на понятном детям уровне;
— выработка особого подхода ккаждому классу;
— умение дать правильную исвоевременную оценку.
Формирование мастерствапроисходит на первой профессиональной фазе [2]. Именно педагоги 25-40-летнеговозраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально мыслящимиклассными руководителями.
Интегративным показателемэффективности процесса формирования мастерства классного руководителя являетсяпрофессиональная творческая активность. Творчество — свойственная человекуцеленаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью,нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новыхсущественных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического иумственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всехпроявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особоезначение имеет формирование благоприятного психологического климата вколлективе, способствующего творческой деятельности классных руководителей.Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой,стимулирование включения в творческую деятельность, создание условийрезультативной деятельности, учет интересов классных руководителей. Созданиюэмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнениеследующих правил отношений:
— отношения в коллективе должныстроиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развиватьдемократические, диалоговые, вариативные методы общения;
— совместную творческуюдеятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей идостижения цели;
— должна реализоваться идеясвободного выбора форм, направлений, видов деятельности, формирующаямотивационную сферу, развивающая творческое мышление, стремление ксамостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
— необходимо стремиться кдостижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права навыбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческоевзаимовлияние личностей.
Литература
1. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Педагогическийпоиск, 2004. – 144 с.
2. Классному руководителю. Учеб. — метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с. – (Воспитание и доп. образованиедетей).
3. Мелехова В. Ю. Классный руководитель и современныйподросток//Интернет-журнал «Эйдос», 2005
4. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классногоруководителя. М.: Педагогический поиск, 2005. – 176 с.
5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.:Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
6. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направлениядеятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Академия,2006. – 192 с.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся попед.спец./ И.Ф. Харламов. — 4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. — 517 с.
8. Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Мы, взрослые и другие люди // Семья ишкола. 1989. – №№11, 12; 1990. №№1, 2.
9. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательнойработы классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.:Педагогическое общество России, 2000. – 214 с.
11. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Просвещение, 1994. — 302 с.
Приложение 1 Изучение особенностей личности школьникав педагогическом процессе
Для полученияпредставления о ребенке важнейшим, а нередко и основным методом сбораинформации о его личности является наблюдение за поведением. Способностьпедагога оперативно, всесторонне и глубоко наблюдать и описывать облик иповедение ребенка приходит с годами при длительной тренировке. Этот периодможно сократить, если применять специальные схемы, определяющиепоследовательность и особенности наблюдения. Предлагаемая ниже схема — один извозможных вариантов. Ее цель — задать опорные точки для наблюдения за ребенкоми дать возможность педагогам единообразно фиксировать результаты наблюдения.
Схема длянаблюдения за ребенком от 7 до 15 лет.
Конечно, каждыйпедагог формирует в течение жизни свой собственный стиль наблюдения, нозаложить некоторый «костяк» этого стиля призвана «Схема наблюдения».
1. Первая частьнаблюдения касается общего впечатления от ребенка, его физическиххарактеристик, чистоты, аккуратности, внешнего вида.
В первую очередьнеобходимо обратить внимание на тело — рост и вес ребенка, и их соответствиевозрастной норме. Также необходимо отметить телесные изъяны (дефекты) икакие-либо диспропорции. Некоторые дети выглядят физически более зрелыми поотношению к возрасту, другие — менее зрелыми. С этим связано впечатлениемужественности или женственности.
Затем обращаемвнимание на позу. Она может быть оцепенелой, напряженной, расслабленной,подавленной, жмущейся.
Лицо может быть узкимили широким, нежным или грубым, асимметричным, более или менее выразительным,комичным, создавать впечатление здоровья или болезненности, выглядеть«интеллигентным», симпатичным или несимпатичным. Следует также отметитьотчетливые дефекты (бородавки, язвы, родимые пятна), которые могут бытьобъектом насмешек ребят.
Мимика и пантомимикаоценивается в результате общего впечатления: пониженная, живая, преувеличенная,стереотипная, застывшая. Особенно обращаем внимание на то, что выражают глаза ирот, на жесты. Следует обратить внимание на состояние кожи: красная илибледная, чистая или с дефектами, нежная, есть ли веснушки.
Чистота тела являетсяследующим простым, но важным признаком. Обращаем внимание на ногти, руки, уши,волосы, шею, зубы, одежду и обувь. Особое внимание — на косметику и прическу.Прическа свидетельствует об аккуратности и вкусе. Обращаем внимание на то,является ли она слишком бросающейся в глаза. Прическа часто проявляетнеконформность к нормам, утверждаемым учителями и родителями. У девушекобращаем внимание на маникюр, на то, о чем говорят их украшения (вкус,стоимость, уместность).
Относительно одеждыотмечаем модность, стоимость, крикливость, аккуратность, наличие вкуса,простоту, отремонтированность, соответствие размерам, степень поврежденностиили заношенности.
2. Речь ребенка. Многоинформации можно получить, оценивая голос. Приятный голос важен при формированииположительного эмоционального отношения к ребенку со стороны других детей инаоборот. Следует отметить, является ли голос ребенка монотонным или красочным.
Темп речи.Расторможенные или напряженные дети часто говорят торопливо и ускоренно. Удепрессивных детей обращает на себя внимание замедленный темп речи. Следуетотметить, изменяется ли темп речи в процессе разговора. Необходимо такжесоставить представление о разговорчивости ребенка: многоречивый — разговорчивый— малоразговорчивый — замкнутый — неразговорчивый.
Плохая дикция можетбыть результатом задержки психического развития, а также фактором, который ееобусловливает. Она может быть и симптомом такого заболевания, как легкаядетская энцефалопатия.
Окультурно-воспитательных влияниях информирует словарь ребенка и конструкция еговербальных построений. Обратите внимание на богатство или бедность словаря,является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребенок сленг, а такжевульгаризмы, инфантильные выражения, иностранные слова (к месту или не кместу). Конструкция предложений: вычурная или высокопарная, стремится лиребенок к точной формулировке, использует длинные предложения или простые,краткие, иногда примитивные; степень грамотности.
Разговор позволяет нампонять, как ребенок воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно,замедленно, есть ли в его мышлении задержки, насколько уверенно или неуверенноон говорит, стремится ли менять темы разговора; естественно, следует выяснитьпричины такого поведения.
3. Следует обратитьвнимание на общую подвижность ребенка: повышенная двигательная активность,малая активность, пассивность. Подвижность ребенка также оценивается с точкизрения скорости, точности, целенаправленности, напряжения и др. Ни в коемслучае нельзя не отметить нарушения движений.
4. Социальноеповедение. Прежде всего, обращаем внимание на то, как ребенок устанавливаетконтакт: торопливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно, или жесдержанно, недоверчиво, осторожно; была ли тенденция избежать контакта илиполностью вас игнорировать.
Полезно наблюдать заребенком с точки зрения его социальных навыков и вежливости. Отмечаем, являютсяли эти навыки неестественными (чрезмерными), утонченными или только наиболееобщими, старается ли ребенок только выглядеть вежливым или ему не хватаеткаких-либо социальных навыков. Отдельные виды поведения прямо оцениваем какневежливые или грубые. У младших детей это говорит о качестве их воспитания. Уболее взрослых детей определенное влияние на вежливость оказывают и другиефакторы, одним из которых является намеренное желание ребенка (подростка)отрицать все то, чему его учили взрослые.
В целом для выявлениякачественного своеобразия социального поведения ребенка может помочь следующийсписок прилагательных: самоуверенный — решительный— упрямый — хвастливый —подчеркивающий свое превосходство — высокомерный — насмешливый — ненастойчивый— нерешительный — застенчивый — неуверенный — назойливый — настойчивый —подчиняющийся — стремящийся угодить — получающий радость от общения —непосредственный — ласковый — доверчивый.
5. Следующий разделпосвящается настроению. Для его заполнения производится обобщение на основе различныхпроявлений (мимических, пантомимических, речевых). В целом настроениеоценивается по следующим категориям: эйфоричное, беззаботное и счастливое,уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Отмечаюттакже, насколько настроение подвержено внешним влияниям: стабильное илилабильное (меняющееся без видимых причин).
6. Отдельный разделотводится поведению ребенка при выполнении учебных и неучебных заданий. Оченьважным является отношение к заданиям, проявляющееся в первую очередь какстепень интереса: от активного неприятия, нежелания, недоверия через равнодушиек очень высокому интересу и старательности. Обращаем внимание на характермотивации ребенка: или его интересует задание само по себе, или оно емунравится как игра, или привлекает успешность решения, похвала, или скореебоится неуспеха или какого-то наказания.
Наблюдаем у ребенкарабочие навыки: может ли анализировать проблему, направлен ли на получениезаранее запланированного решения или действует хаотично, методом проб и ошибок.Обращаем внимание на то, решает ли ребенок задания последовательно илинеожиданно, обычным способом, изобретательно, оригинально, может ли быстроприспосабливаться к изменяющимся условиям или нет. Другой важной характеристикойявляется темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно, иногдаребенок работает сначала медленно, а затем темп повышается.
К рабочим навыкамотносятся старательность и добросовестность, а также настойчивость итерпеливость.
Очень важнопронаблюдать, как ребенок реагирует на неуспех: агрессией (вербальной,направленной на учителя или на задание), общим возбуждением, критикой или жепотерей самообладания (становится неуверенным, сдается, винит себя),воспринимает ли неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно.
Отдельно наблюдаем заинтенсивностью внимания, за тем, увлечен ли ребенок работой, сосредоточен лион.
7. Обязательнонеобходимо отметить признаки невротических проявлений, которые можно наблюдатьнепосредственно. Выделяются следующие основные признаки: «игра» с руками,одеждой — покашливание — гримасы — облизывание губ — сосание пальцев — кусаниеногтей — краснение, бледнение — подергивание головой, руками, плечами, тики —плач — пугливость — заикание — запинание в речи — ломанность — беспокойство —повышенная утомляемость — демонстративность — повышенная нерешительность.
На основе результатовсистематического и планомерного наблюдения учитель может сделать обоснованныевыводы о психологических особенностях личности ребенка. Как правило, подобные выводыв дальнейшем уточняются и корректируются.
Темперамент —характеристика индивида со стороны его динамических особенностей:интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.Традиционные типы темперамента: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный),флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный,неуравновешенный, подвижный) и меланхолик (слабый).
Характер понимаетсякак совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,обусловливающих типичные способы поведения. Он проявляется в отношенияхчеловека к разным сторонам жизни:
— отношение к другимлюдям: эгоизм — альтруизм, честность, правдивость — лживость, рассудительность— легкомысленность, общительность — замкнутость, тактичность — грубость, стремлениедоминировать — подчиняться;
— в отношениях сосверстниками: драчливость, конфликтность, подозрительность, открытость,завистливость, уступчивость;
— в отношениях совзрослыми: послушание, уважительность, капризность, заискивание;
— отношение к делу:ответственность — безответственность, трудолюбие — леность, настойчивость,целеустремленность, инициативность, самостоятельность, добросовестность,старательность, стремление к достижению;
— отношение к себе:скромность, самокритичность, самоуважение, гордость, забитость(закомплексованность), чувство неполноценности;
— отношение ксобственности: жадность, бережливость, расточительность, аккуратность,неряшливость.
И в заключениеделается вывод о среде ребенка, которая может быть поддерживающей, конфликтной,здоровой, гармоничной, благоприятной, культурной, травмирующей.