— 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшейзадачей педагогической науки является совершенс-
твование планирования процесса обучения в целом и повышение эф-
фективности управленияпознавательной деятельностью учащихся.
Поискиоптимальных путей управления обучением вылились в
создание новой системы учебной работы, названной программирован-
ным обучением, одной изсоставляющих которого является алгоритми-
зация. В настоящей дипломной работе мы рассмотрим возможность
применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографи-
ческих правил.
Но прежде всего необходимо отметить актуальностьпроблемы
применения алгоритмизированного и программированного (компьютер-
ного) обучения.
В настоящее время наука и техника развиваются настолько
быстро, что своевременное обобщение потока научнойинформации без
применения кибернетических средств представляет значительную
трудность.
Не менеесложным является сообщение учащимся знаний, так как
их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы
обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число
преподавателей приходит к выводу онедостаточности традиционных
способов обучения и необходимости их совершенствованияна основе
новейших достижений науки и техники.
В школах ужепоявились компьютеры, но этого недостаточно.
Самый лучший вариант — оснастить подобным оборудованием каждый
кабинет и включить элементы работы на компьютере вучебные прог-
раммы по всем предметам. Но для этого необходима техническая ба-
— 4 -
за. В настоящеевремя в начальных классах возможно использовать
только элементыпрограммированного и алгоритмизированного обуче-
ния при формированииорфографических навыков, так как большинство
правил можно разложить в алгоритмическое предписание.
Важно, чтобыдети принимали участие в формулировании правила
и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они
постигают смысл каждого шага алгоритма и легчезапоминают после-
довательность шагов. При этомнеобходимо представить детям и зак-
репить путем повторений образецустного рассуждения по алгоритму.
Для закрепления написьме орфографического навыка необходимо при
произношении про себя (или вслух) алгоритмического предписания
графически фиксировать его (стрелками, точками, выделением от-
дельных частей слова, подчеркиванием определенных букв).Для пол-
ной автоматизации орфографического навыка нужно выполнятьопреде-
ленные упражнения при частичном и максимальномсвертывании алго-
ритма.
_МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Теоретический анализ методической литературы по проблемам
исследования.
2.Наблюдениеза деятельностью учащихся и учителя впроцессе
обучения орфографии.
3.Беседы сучащимися.
4.Анализученических работ и других материалов исследования.
5.Экспериментальная работа вначальных классах по определе-
нию эффективных способовприменения алгоритмов при изучении ор-
фографии.
6.Лабораторныйэксперимент по выявлению условий, в которых
наиболее отчетливореализуются преимущества компьютерного обуче-
— 5 -
ния орфографии младшихшкольников.
_ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Ознакомиться с концепциями современных методистов по ал-
горитмизации обучения.
2. Выявитьтеоретические основы и принципы методики формиро-
вания орфографических навыков с использованием алгоритмизации
процесса обучения.
3. Выяснитьсравнительную эффективность применения различных
видов алгоритмических предписаний в процессе усвоенияправил.
4.Разработать систему уроков по обучению орфографическим
темам с помощью алгоритмов.
5. Определитьвозможности формирования орфографических навы-
ков учащихся с использованием компьютерных программ.
_ЦЕЛЬИССЛЕДОВАНИЯ .: разработать систему уроков, ориентирован-
ную на формированиеорфографических знаний на этапе изучения и
первичного закрепления правил, с использованием алгоритмизирован-
ного и программированного(компьютерного) обучения.
_ПРЕДМЕТИССЛЕДОВАНИЯ .: содержаниедидактического материала и
способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
по усвоению орфографических навыков с помощью алгоритмов.
_ОБЪЕКТИССЛЕДОВАНИЯ .: процесс формирования орфографических
навыков на уроках русского языка в начальной школе входе алго-
ритмизирования и компьютеризирования обучения.
_БАЗАИССЛЕДОВАНИЯ .: Средняя школа — гимназия N 11 г.Ельца,
Липецкой области, 3«Д» класс. Учитель — Яковлева Валентина Алек-
сандровна. Неполная средняяшкола N 6 г.Ельца,
— 6 -
_ГИПОТЕЗА: . Использование алгоритмов при изучении орфографи-
ческих тем в начальных классах будет способствоватьформированию
прочных навыков в том случае, если работа по применениюалгоритма
правила иалгоритма действия будет проводиться учителем система-
тически и доведена до автоматизма; а применение компьютерных
программ будет активизировать учебную деятельность.
— 7 -
ГЛАВА I. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
2ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
1.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Природу русскойорфографии раскрывают с помощью ее принци-
пов: разные типы орфограмм подводятся под действиеморфологичес-
кого, традиционного и других принципов, что помогает ввыборе ме-
тодов и приемов обучениякаждому конкретному типу орфографических
явлений. Понять принципы орфографии — значит воспринятькаждое ее
отдельное правило как звено общей системы, каждуюорфограмму уви-
деть во взаимосвязях всех сторон языка.
Каков жеведущий принцип русской орфографии? В отечественной
науке сложилось два направления в истолковании основногопринципа
русской орфографии: одни ученые (В.А.Богородицкий, А.Н.Гвоздев,
А.И.Моисеев, Н.М.Шанский и др.) считают морфологический (морфем-
ный, морфематический,фонемно-морфологический); другие (Н.Ф.Яков-
лев, Л.И.Зарецкий,М.В.Панов, Л.И.Булатова и др.) — фонематичес-
кий (фонемный, фонологический).
«Всущности, между морфологическим методом понимания и груп-
пировки орфографических явленийи методом фонематическим нет про-
пасти. И тот идругой принципы во многих случаях легко объединя-
ются и приводят или к тождественным, или же к очень близким ре-
зультатам»[12,c.16].
«Морфологический принцип заключается в том, что каждая зна-
чащая часть слова (приставка,корень, суффикс, окончание) пишется
всегда одинаково, хотя произношение этой части слова вразных фо-
— 8 -
нетических условиях может бытьразным"[10,c.12].
Морфологический принцип орфографии предполагаетодинаковое
написание морфем независимо от фонетических измененийв звучащем
слове, происходящих при образовании родственных слов или форм
слова. Сущность решения орфографической задачи по морфологическо-
му принципу состоит в том,чтобы и в искаженном произношении зву-
чащего образа слова узнатьподлинный его образ, правильно пере-
дать его значение на письме.
Согласноморфологическому принципу орфографии, ключ к пра-
вильной передаче значения слов и словосочетаний на письме- в по-
нимании роли написания каждойморфемы, в первую очередь корня
слова. Письмо по морфологическому принципу лишь внешнерасходится
с произношением: произносим [гот], [вада], [път'ин'ис'] — пишем
«год», «вода», «подтянись».Написания по морфологическому принци-
пу сохраняют в буквенномсоставе морфемы, слова, словосочетания
то исходное звучание, которое характерно для данногокорня, прис-
тавки, окончания — любой морфемы. Решающую роль играет сильная
позиция фонемы, что и определяет написание: длякорня «год» — в
словах «годик», «новогодний», «годовщина»; для корня «вод»- в
словах «водный», «водник» (сильнаяпозиция), «водовоз», "наводне-
ние" (слабая позиция) ипр.
Морфологический принцип помогает проверить и написание грам-
матических форм слова — безударные окончания имен существительных
и прилагательных, безударные личные окончания глаголов.Например,
падежное окончание "-и" пишется в предложномпадеже 3 склонения:
«в тетради», «в ночи».
Проверкаорфограмм, пишущихся по морфологическому принципу,
включает в себя:
— 9 -
1) пониманиезначения проверяемого слова или словосочетания,
без чего невозможно подобрать родственное проверочноеслово, оп-
ределить падежную форму и т.д.;
2) анализморфологического состава слова, умениеопределить
место орфограммы — в корне, приставке, окончании, суффиксе, что
важно для выбора и применения правила;
3)фонетический анализ, определение слогового состава слова,
ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных,
уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований
и их причин;
4)грамматический анализ слова (словосочетания, предложения)
— определение части речи, формы слова.
Но есть теорияо фонологическом, или фонематическом, харак-
тере русского правописания.Наиболее последовательное и детальное
изложение этой теории дано Р.И.Аванесовым иВ.Н.Сидоровым, а так-
же А.А.Реформатским. Суть теории — в одну фонемувключаются фоне-
тически обусловленныечередования звуков одной морфемы, причем
основным видом фонемы признается звук сильнойпозиции, например,
к фонеме а относятся звуки: а — - ъв корне «сад»: "сат" — «с ды»
- "съд вот". Такое понимание фонем и послужило основанием для
выдвижения фонематического принципа орфографии.
Другиепредставители этой теории не проводят такогоразгра-
ничения фонематического иморфологического принципов; наоборот,
эти термины понимаются ими, как конкурирующие.
В наиболееважных для орфографии отношениях морфологический
принцип имеет явные преимущества перед фонематическим, иего сле-
дует считать основой нашего правописания. Что касается фонемати-
ческого принципа, то у него для такого признания недостаточно
— 10 -
данных, к тому же он опирается на спорную теорию фонем.
Рассмотримдругие принципы русской орфографии.
Принятосчитать, что первоначально возникающая звуко-буквен-
ная письменность всегда бываетфонетической: каждый звук речи за-
писывается так, как он звучит.И в современном русском письме не-
мало написаний, где не возникает никаких расхождениймежду звуча-
нием и письмом: луна, мы, стол и др. В большинстве словнаряду с
проверяемыми орфограммами остальные звуки обозначаютсябуквами по
фонетическому принципу. В слове «вагон» звук[а] безударный, бук-
ва «а» пишется потрадиции. Фонетические написания невызывают у
пишущего затруднений, поэтому обычно их просто незамечают, а сам
принцип недооценивается, тем более, что фонетическиенаписания не
противоречат морфологическому принципу, они не ведут к неодинако-
вому написанию морфем. Но есть правила, которые опираются не на
морфологический, а на фонетический принцип и которыепротиворечат
морфологическому принципу. Эти правила вызывают затруднения. Это
правила написания приставок. Приставки на "з"или «с» (из-, ис-,
вз-, вс- и др.) подчиняются фонетическомупринципу, так как их
написание соответствует произношению. Также и приставки раз-,
рас-, рос- — подударением «о», без ударения«а», т.е. как слы-
шится.
В русскомязыке немало слов, не проверяемыхправилами; это
заимствованные из других языков слова. Они пишутся по традиции,
без правил. Это слова, пришедшие из других языков сравнительно
недавно (магнит — греч., ванна — нем.) и в давние времена (арбуз
— тюркск., тетрадь — греч.). По традиции пишутся некоторыесобс-
твенно русские слова: собака,калач, корова. Традиционные написа-
ния усваиваются школьниками наоснове запоминания, в порядке сло-
— 11 -
варно-орфографическойработы. Традиционные написания не подчиня-
ются морфологическому принципу,т.е. морфемы не могут быть прове-
рены сильными позициямисоответствующих гласных и согласных; но
традиционные написания и не противоречат ему.
ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.
Онприменяется, когда пишущий хочет средствами орфографии
выразить определенную мысль, разграничить омонимы: компаниягруппа
людей, чем-либо объединенных; компания — совокупность военных
операций или мероприятий; совершил поджог — имя существительное;
он поджег лес — глагол.
К числунаписаний по принципу дифференциации относится часть
слитных и раздельных написаний: нелюбимый, не любимый.
«Усвоениеорфографии, ведущим принципом которой является
морфологический принцип, не может быть успешным безпрочных рече-
вых умений учащихся: выбораслов, образования их форм, построения
предложений»[15,c.63].
2.ОРФОГРАММА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО.
«Основнойорфографической единицей, принятойв современной
методике, служит орфограмма, то есть написание, требующеепровер-
ки. Орфограммой может быть отдельная буква,сочетание букв, мор-
фема, позиция между словами, место разделения словапри переносе
на другую строку»[29,c.17].
«Дляпроверки каждой отдельной орфограммытребуется опреде-
ленное пространство — орфографическое поле. Так, для проверки
буквы »У" в слове«ЧУВСТВО» достаточно сочетание «чу», то есть
минимальное орфографическое поле — сочетание из двух букв. При
— 12 -
проверке безударного гласного в личном окончании глагола мини-
мальное орфографическое поледолжно обеспечить определение време-
ни, лица и числа глагола. В предложении «Быстро таетрыхлый снег»
для проверки орфограммы в слове «тает» необходимое поле «тает
снег», таккак это сочетание достаточно для определения времени,
лица, числаглагола. Термин «орфографическоеполе» учащимся не
сообщается, но в практической работе по проверкеорфограмм учащи-
еся пользуются полем, неосознавая этого"[29,c.33].
«Орфографическое правило представляет собой семантическую,
фонетическую, грамматическую характеристику соответствующих ор-
фографическихявлений»[3,c.4].
«Орфографическое правило было объяснено индуктивным методом.
Суть этого метода заключается в том, что учительставит перед
классом ряд вопросов и добивается самостоятельного ответана них
учащихся. Вопросы учителя — это тоже проблемы — задачи»[3,c.5].
В начальныхклассах в орфографической работе используются
правила, которые эффективны в случае их точного, уместного и
быстрого применения.
1Существует следующая классификация правил:
_1.Правило — указание или запрещение.
Оно не требуетрассуждения и сложного действия. Пример тако-
го правила — правописание гласных после шипящих: "жи", "ши",
"ча", "ща", «чу», "щу".Алгоритм его состоит из одного действия -
«шага».
_2.Правило — результат наблюдения над языком.
Оно соединяетв себе и грамматическое и орфографическое наб-
людение. Пример такого правила:«Общая часть родственных слов на-
зывается корнем. Общая часть родственных слов пишется одинако-
— 13 -
во." (2 класс)
_3.Правило — указание для выбора написания из двух предпола-
_гаемых написаний.
Для выборанеобходимы рассуждения, нужна опора либона зна-
чение слова, либо на разбор слова, на грамматический или фонети-
ческий анализ. Правило данного типа имеет свой алгоритм — неме-
нее двух действий — «шагов». Пример: «Имена, отчества и фамилии
пишутся с большой буквы.»( 2 класс )
Алгоритм: 1шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем
говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию.Какая первая
буква в имени? отчестве? фамилии?
_4.Грамматические правила ( определения ).
Такие правилаорфографических указаний не содержат, носоз-
дают грамматическую основу для орфографии. Грамматическиеправила
имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные — из 3-5 шагов. При-
мер алгоритма: распознавание приставки с целью ееправильного на-
писания.( 3 класс ) 1 шаг: Найти в слове корень. 2 шаг: Опреде-
лить, есть ли вслове приставка, назвать ее. 3 шаг:Определить,
какое слово образовано с помощью приставки, от какогослова обра-
зовано? 4 шаг: Проговорить приставку отчетливо — по буквам. За-
помнить: она пишется всегда одинаково ( 4 шаг-орфографический ).
_5.Правило — предписание к выполнению действия.
Правило неуказывает написания или его вариантов, апоказы-
вает прием проверки. Алгоритмыправил 5-й группы наиболее сложны,
например, по проверке безударной гласной в корне:
1 шаг: Проверить, в какой части слова находитсяпроверяемая
гласная буква. 2шаг: Еще раз проверить, безударный лизвук она
обозначает ( найти в слове ударяемый слог ). 3 шаг: Подобрать к
— 14 -
слову несколькородственных слов или изменить форму этого слова.
4 шаг: Сравнитьпроверяемое слово и проверочное. Определить пра-
вильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверитьнаписанное.
Правила могутбыть усвоены школьниками в готовом виде, по
учебнику, но могут быть выведены самими учащимисяиндуктивным пу-
тем. Например, перед учащимися ставится проблема: "У Коли собач-
ка, она такая кругленькая, он ее назвалШарик." «Как же надо на-
писать слово „Шарик“, кличку собаки, чтобысразу отличить от сло-
ва »шарик"-игрушка?" Первоклассники догадываются: «Пишется с
большой буквы!»
— Что пишетсяс большой буквы?
— Кличкиживотных, имена людей.
Затем правило «выверяют» по учебнику изапоминают.
Работа сорфографическим правилом способствует умственному
развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа исинтеза,
сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации,
рассуждений и доказательств.
3.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АЛГОРИТМОВ, ОБУЧАЮЩИХ ОРФОГРАФИИ
«Алгоритм- такое предписание, которое определяет содержание
и последовательность операций, превращающих исходныеданные в ис-
комыйрезультат»[39,c.9-16].
Согласнотеории В.П.Беспалько, «основнымисвойствами алго-
ритма являются:
1.Определенность (простота и однозначность операций).
2.Массовость (приложимость к целому классу задач).
3.Результативность (обязательное подведение к ответу).
— 15 -
4.Дискретность(членение на элементарные шаги)"[7,c.15].
Не следуеталгоритм обучения путать с машинными алгоритмами
— в них логические операции должны быть предельноэлементарными;
— шагиалгоритма обучения строятся с учетом фактического
уровня развития учащихся и их предшествующей подготовки;
— в алгоритмахобучения последовательность операций иногда
определяется не логико-грамматическими или логико-математически-
ми, а чисто дидактическими принципами;
— алгоритмобучения допускает большую свободу в характере ис-
пользования его учащимися (его предписания могут применяться
по-разному).
В этом состоит отличие алгоритмов обучения от машинных
алгоритмов.
Таким образом,алгоритмом обучения называют такое логическое
построение, которое вскрывает содержание и структурумыслительной
деятельности ученика при решении задач данного типа и служит
практическим руководством для выработки навыков или формирования
понятий.
При обученииорфографии существуют такие разновидности алго-
ритмов:
— алгоритмыпоиска, которые обеспечивают правильное вычлене-
ние грамматических признаков ибезошибочное, быстрое выявление в
тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгорит-
мов;
— разрешающиеалгоритмы, служащие разграничению сходных напи-
саний и грамматическихкатегорий и форм.
Разрешающиеалгоритмы строятся по принципу задач с одним или
несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения раз-
— 16 -
нородны по объему: от 3-4 шаговдо 30-40 и более.
Алгоритм с широкимохватом орфографических правил можно наз-
вать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил.Основное
преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что онипомога-
ют с самого начала изучения материала формировать правильные и
полные обобщения, учат школьников тому, какнаиболее экономно и
правильно находить ответ при решенииучебно-познавательных задач.
Эффективность использования обобщающих алгоритмов в значительной
степени определяется их простотой и доступностью, уровнем сходс-
тва всех способов описаниямоделей в общей цепочке: правило — ал-
горитм — схема устного рассуждения образцы устногорассуждения -
графическая фиксация умственных действий при мотивировке орфог-
рамм. Все эти действия оказывают эффективное воздействие лишь в
комплексе, поэтому «опора только на образцыобоснования орфограмм
или только на схемы алгоритмических предписаний заметноснижает
эффективность обучения рациональным приемам применениязнаний.»
Всуществующей практике обучения орфографии наиболее часто
применяются модели ДИХОТОМИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА - в форме дерева
признаков с альтернативными ответами:«да»-«нет». Используя дихо-
томические алгоритмы, ученик мысленно продвигается сверху вниз,
постепенно осуществляя операции выбора из двух возможных вариан-
тов: «да» или«нет», и таким образом приходит к правильному выво-
ду о написании искомойорфограммы.
Режеиспользуются модели политомических алгоритмов, которые
выполняют функциикак распознающих, так и разрешающих предписа-
ний. Эти модели очень полезныпри формировании умений и навыков.
Приобучении орфографии политомическая модель предписания
облегчает работу учащихся на этапе применениязнаний, однако не
— 17 -
устраняет многих затруднений, с которыми они сталкиваются в про-
цессе работы с дихотомическимиалгоритмами.
Чтобыподтвердить это положение, сравним модели дихотомичес-
кого и политомическогоалгоритмов, построенных на материале одной
и той же орфографической темы — «Буквы Е и И в падежных окончани-
ях имен существительных».
_ДИХОТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
1.Выясни, относится ли данноесуществительное к 3-му скло-
нению.
ш1
┌───────────────────────────────────┐
│ │
да нет
пиши И │
2.Относитсяли данное слово к существительному 2-госклоне-
ния на -ий,-ие ?
┌───────────────────────────────────┐
│ │
да нет
пиши И │
3.Относитсяли данное слово к существительному 1-госклоне-
ния на -ия?
┌───────────────────────────────────┐
│ │
да нет
пиши И │
4.Стоит ли онов родительном падеже ?
┌───────────────────────────────────┐
│ │
да нет
пиши И пиши Е
ш2
Использованиетаких моделей оказывает заметное влияние на
качество знаний иуровень умственного развития учащихся. Однако
работа с алгоритмами, имеющими более трех ярусов,вызывает у уча-
— 18 -
щихся большие затруднения. Этим вызвананеобходимость поиска и
усовершенствования модели алгоритмического предписания.
Политомическая модель алгоритма применительно к этой теме
имеет следующую форму описания:
ш1
_ПОЛИТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
1 2 3
┌──────┐ ┌───────────┐ │
группы │ группы │ │
│ │ │ │
(I) (II) (I) (II) ───────────
│ │ │ │ │
│ │ окончания │ │
Е И │ │ И
Е И
ш2
Приведеннаявыше модель представляет собойграфическую схе-
му, имеющую вход, несколько параллельно идущих вниз маршрутов,
отражающих полный набор признаков, и исходы, то есть обозначение
орфограмм, определение которых является целью ирезультатом поис-
ка. Чтобы эти две модели обобщающих алгоритмовможно было соста-
вить более наглядно, оформим их более сжато, без словесных отве-
тов и указаний. Дихотомическийалгоритм будет выглядеть так:
ш1
3?
┌─────────┐
да нет
│ │
И 2 (-ий,-ие)?
┌───────────┐
да нет
│ │
И 1 ( -ия )?
┌──────────────┐
да нет
│ │
И Р.?
┌──────────────┐
да нет
│ │
И (Ы) Е
— 19 -
Политомическая модель выглядит так:
Е
┌────────────┬──────────