Реферат по предмету "Педагогика"


Использование алгоритмов при изучении орфографии в начальных классах

— 3 -
                            ВВЕДЕНИЕ
    
     Важнейшейзадачей педагогической науки является  совершенс-
твование  планирования процесса обучения в целом и повышение эф-
фективности управленияпознавательной деятельностью учащихся.
     Поискиоптимальных  путей  управления обучением  вылились в
создание новой системы учебной работы,  названной программирован-
ным обучением, одной изсоставляющих которого является алгоритми-
зация.  В настоящей дипломной работе  мы рассмотрим  возможность
применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографи-
ческих правил.
     Но прежде  всего необходимо  отметить актуальностьпроблемы
применения алгоритмизированного и программированного  (компьютер-
ного) обучения.
     В настоящее время  наука и  техника  развиваются настолько
быстро, что своевременное обобщение потока научнойинформации без
применения кибернетических  средств  представляет  значительную
трудность.
     Не менеесложным является сообщение учащимся знаний, так как
их  объем  из года в год увеличивается,  тогда как сроки и методы
обучения остаются неизменными.  В связи с этим все большее  число
преподавателей приходит  к выводу онедостаточности традиционных
способов обучения и необходимости их совершенствованияна  основе
новейших достижений науки и техники.
     В школах ужепоявились компьютеры,  но  этого недостаточно.
Самый  лучший  вариант  — оснастить подобным оборудованием каждый
кабинет и включить элементы работы на компьютере вучебные  прог-
раммы по всем предметам.  Но для этого необходима техническая ба-

                              — 4 -
за.  В настоящеевремя в начальных классах возможно использовать
только  элементыпрограммированного и алгоритмизированного обуче-
ния при формированииорфографических навыков, так как большинство
правил можно разложить в алгоритмическое предписание.
     Важно, чтобыдети принимали участие в формулировании правила
и  составлении  алгоритмического предписания.  В таком случае они
постигают смысл каждого шага алгоритма и легчезапоминают  после-
довательность шагов. При этомнеобходимо представить детям и зак-
репить путем повторений образецустного рассуждения по алгоритму.
Для  закрепления написьме орфографического навыка необходимо при
произношении про себя (или  вслух) алгоритмического  предписания
графически фиксировать его (стрелками, точками,  выделением от-
дельных частей слова, подчеркиванием определенных букв).Для пол-
ной автоматизации орфографического навыка нужно выполнятьопреде-
ленные упражнения при частичном и максимальномсвертывании  алго-
ритма.
                    _МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
    1.Теоретический анализ методической литературы по проблемам
исследования.
     2.Наблюдениеза  деятельностью учащихся и учителя впроцессе
обучения орфографии.
     3.Беседы сучащимися.
     4.Анализученических работ и других материалов исследования.
    5.Экспериментальная работа  вначальных классах по определе-
нию эффективных способовприменения алгоритмов при  изучении  ор-
фографии.
     6.Лабораторныйэксперимент по выявлению условий,  в  которых
наиболее  отчетливореализуются преимущества компьютерного обуче-

                              — 5 -
ния орфографии младшихшкольников.
                      _ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
     1.Ознакомиться с концепциями современных методистов по  ал-
горитмизации обучения.
     2. Выявитьтеоретические основы и принципы методики формиро-
вания  орфографических  навыков с  использованием алгоритмизации
процесса обучения.
     3. Выяснитьсравнительную эффективность применения различных
видов алгоритмических предписаний в процессе усвоенияправил.
     4.Разработать  систему  уроков по обучению орфографическим
темам с помощью алгоритмов.
     5. Определитьвозможности формирования орфографических навы-
ков учащихся с использованием компьютерных программ.
      _ЦЕЛЬИССЛЕДОВАНИЯ .: разработать систему уроков, ориентирован-
ную на формированиеорфографических знаний на  этапе  изучения и
первичного закрепления правил, с использованием алгоритмизирован-
ного и программированного(компьютерного) обучения.
      _ПРЕДМЕТИССЛЕДОВАНИЯ .:  содержаниедидактического материала и
способы организации учебно-познавательной  деятельности учащихся
по усвоению орфографических навыков с помощью алгоритмов.
      _ОБЪЕКТИССЛЕДОВАНИЯ .:  процесс  формирования орфографических
навыков  на  уроках русского языка в начальной школе входе алго-
ритмизирования и компьютеризирования обучения.
      _БАЗАИССЛЕДОВАНИЯ .:  Средняя  школа  — гимназия N 11 г.Ельца,
Липецкой области, 3«Д» класс. Учитель — Яковлева Валентина Алек-
сандровна. Неполная средняяшкола N 6 г.Ельца,

                              — 6 -
     _ГИПОТЕЗА: . Использование алгоритмов при  изучении орфографи-
ческих  тем в начальных классах будет способствоватьформированию
прочных навыков в том случае, если работа по применениюалгоритма
правила  иалгоритма действия будет проводиться учителем система-
тически и доведена  до автоматизма;  а  применение компьютерных
программ будет активизировать учебную деятельность.

                              — 7 -
 ГЛАВА I. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
         2ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
      1.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРИНЦИП
          КАК  ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП  РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
     Природу русскойорфографии раскрывают с помощью  ее  принци-
пов:  разные типы орфограмм подводятся под действиеморфологичес-
кого, традиционного и других принципов, что помогает ввыборе ме-
тодов и приемов обучениякаждому конкретному типу орфографических
явлений. Понять принципы орфографии — значит воспринятькаждое ее
отдельное правило как звено общей системы, каждуюорфограмму уви-
деть во взаимосвязях всех сторон языка.
     Каков жеведущий принцип русской орфографии? В отечественной
науке сложилось два направления в истолковании основногопринципа
русской орфографии: одни ученые (В.А.Богородицкий, А.Н.Гвоздев,
А.И.Моисеев,  Н.М.Шанский и др.) считают морфологический (морфем-
ный, морфематический,фонемно-морфологический); другие (Н.Ф.Яков-
лев,  Л.И.Зарецкий,М.В.Панов, Л.И.Булатова и др.) — фонематичес-
кий (фонемный, фонологический).
     «Всущности, между морфологическим методом понимания и груп-
пировки орфографических явленийи методом фонематическим нет про-
пасти.  И тот идругой принципы во многих случаях легко объединя-
ются  и приводят или к тождественным,  или же к очень близким ре-
зультатам»[12,c.16].
    «Морфологический принцип заключается в том,  что каждая зна-
чащая часть слова (приставка,корень, суффикс, окончание) пишется
всегда одинаково, хотя произношение этой части слова вразных фо-

                              — 8 -
нетических условиях может бытьразным"[10,c.12].
    Морфологический принцип орфографии  предполагаетодинаковое
написание морфем независимо от фонетических измененийв  звучащем
слове, происходящих  при  образовании родственных слов или форм
слова. Сущность решения орфографической задачи по морфологическо-
му принципу состоит в том,чтобы и в искаженном произношении зву-
чащего образа слова узнатьподлинный его образ,  правильно  пере-
дать его значение на письме.
     Согласноморфологическому принципу орфографии, ключ к  пра-
вильной передаче значения слов и словосочетаний на письме- в по-
нимании роли написания каждойморфемы,  в  первую очередь  корня
слова. Письмо по морфологическому принципу лишь внешнерасходится
с произношением: произносим [гот],  [вада], [път'ин'ис'] — пишем
«год», «вода», «подтянись».Написания по морфологическому принци-
пу сохраняют в буквенномсоставе морфемы,  слова,  словосочетания
то исходное звучание, которое характерно для данногокорня, прис-
тавки,  окончания — любой морфемы.  Решающую роль играет  сильная
позиция фонемы, что и определяет написание:  длякорня «год» — в
словах «годик», «новогодний», «годовщина»;  для корня «вод»- в
словах «водный», «водник» (сильнаяпозиция), «водовоз», "наводне-
ние" (слабая позиция) ипр.
    Морфологический принцип помогает проверить и написание грам-
матических форм слова — безударные окончания имен существительных
и прилагательных, безударные личные окончания глаголов.Например,
падежное окончание "-и" пишется в предложномпадеже 3  склонения:
«в тетради», «в ночи».
     Проверкаорфограмм, пишущихся по морфологическому принципу,
включает в себя:

                              — 9 -
     1) пониманиезначения проверяемого слова или словосочетания,
без чего невозможно подобрать родственное проверочноеслово,  оп-
ределить падежную форму и т.д.;
     2) анализморфологического состава слова,  умениеопределить
место орфограммы — в корне,  приставке, окончании, суффиксе, что
важно для выбора и применения правила;
     3)фонетический анализ, определение слогового состава слова,
ударяемого  и  безударных слогов,  выделение гласных и согласных,
уяснение слабых и сильных позиций фонем,  позиционных чередований
и их причин;
     4)грамматический анализ слова (словосочетания, предложения)
— определение части речи, формы слова.
     Но есть теорияо фонологическом,  или фонематическом, харак-
тере русского правописания.Наиболее последовательное и детальное
изложение этой теории дано Р.И.Аванесовым иВ.Н.Сидоровым, а так-
же А.А.Реформатским. Суть теории — в одну фонемувключаются фоне-
тически обусловленныечередования звуков  одной  морфемы, причем
основным видом фонемы признается звук сильнойпозиции,  например,
к фонеме а относятся звуки: а — - ъв корне «сад»: "сат" — «с ды»
-  "съд  вот".  Такое понимание фонем и послужило основанием для
выдвижения фонематического принципа орфографии.
     Другиепредставители  этой теории не проводят такогоразгра-
ничения фонематического иморфологического  принципов;  наоборот,
эти термины понимаются ими, как конкурирующие.
     В наиболееважных для орфографии отношениях морфологический
принцип имеет явные преимущества перед фонематическим, иего сле-
дует считать основой нашего правописания.  Что касается фонемати-
ческого  принципа, то  у  него для такого признания недостаточно

                             — 10 -
данных, к тому же он опирается на спорную теорию фонем.
     Рассмотримдругие принципы русской орфографии.
     Принятосчитать, что первоначально возникающая звуко-буквен-
ная письменность всегда бываетфонетической: каждый звук речи за-
писывается так, как он звучит.И в современном русском письме не-
мало написаний, где не возникает никаких расхождениймежду звуча-
нием и письмом:  луна, мы, стол и др. В большинстве словнаряду с
проверяемыми орфограммами остальные звуки обозначаютсябуквами по
фонетическому принципу. В слове «вагон» звук[а] безударный, бук-
ва «а» пишется потрадиции.  Фонетические написания невызывают у
пишущего затруднений, поэтому обычно их просто незамечают, а сам
принцип недооценивается, тем более, что фонетическиенаписания не
противоречат морфологическому принципу, они не ведут к неодинако-
вому написанию морфем.  Но есть правила,  которые опираются не на
морфологический, а на фонетический принцип и которыепротиворечат
морфологическому принципу.  Эти правила вызывают затруднения. Это
правила написания приставок.  Приставки на "з"или «с» (из-, ис-,
вз-,  вс-  и др.) подчиняются фонетическомупринципу,  так как их
написание соответствует произношению.  Также и  приставки  раз-,
рас-,  рос- — подударением «о»,  без ударения«а», т.е. как слы-
шится.
     В русскомязыке немало слов,  не проверяемыхправилами;  это
заимствованные из других языков слова.  Они пишутся по  традиции,
без  правил.  Это слова, пришедшие из других языков сравнительно
недавно (магнит — греч., ванна — нем.) и в давние времена (арбуз
— тюркск.,  тетрадь — греч.). По традиции пишутся некоторыесобс-
твенно русские слова: собака,калач, корова. Традиционные написа-
ния усваиваются школьниками наоснове запоминания, в порядке сло-

                             — 11 -
варно-орфографическойработы.  Традиционные написания не подчиня-
ются морфологическому принципу,т.е. морфемы не могут быть прове-
рены сильными позициямисоответствующих гласных и согласных;  но
традиционные написания и не противоречат ему.
                 ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.
     Онприменяется,  когда  пишущий хочет средствами орфографии
выразить определенную мысль, разграничить омонимы: компаниягруппа
людей, чем-либо  объединенных;  компания  — совокупность военных
операций или мероприятий; совершил поджог — имя существительное;
он поджег лес — глагол.
     К числунаписаний по принципу дифференциации относится часть
слитных и раздельных написаний: нелюбимый, не любимый.
     «Усвоениеорфографии,  ведущим  принципом которой  является
морфологический принцип, не может быть успешным безпрочных рече-
вых умений учащихся: выбораслов, образования их форм, построения
предложений»[15,c.63].
      2.ОРФОГРАММА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО.
     «Основнойорфографической единицей,  принятойв  современной
методике, служит орфограмма, то есть написание, требующеепровер-
ки.  Орфограммой может быть отдельная буква,сочетание букв, мор-
фема,  позиция между словами, место разделения словапри переносе
на другую строку»[29,c.17].
     «Дляпроверки  каждой отдельной орфограммытребуется опреде-
ленное пространство — орфографическое  поле. Так,  для  проверки
буквы »У"  в слове«ЧУВСТВО» достаточно сочетание «чу»,  то есть
минимальное орфографическое поле — сочетание из  двух букв.  При

                             — 12 -
проверке безударного  гласного  в личном окончании глагола мини-
мальное орфографическое поледолжно обеспечить определение време-
ни, лица и числа глагола. В предложении «Быстро таетрыхлый снег»
для проверки орфограммы в слове  «тает»  необходимое поле  «тает
снег»,  таккак это сочетание достаточно для определения времени,
лица,  числаглагола.  Термин «орфографическоеполе» учащимся  не
сообщается, но в практической работе по проверкеорфограмм учащи-
еся пользуются полем, неосознавая этого"[29,c.33].
    «Орфографическое правило представляет  собой семантическую,
фонетическую, грамматическую характеристику соответствующих  ор-
фографическихявлений»[3,c.4].
    «Орфографическое правило было объяснено индуктивным методом.
Суть  этого  метода заключается в том,  что учительставит перед
классом ряд вопросов и добивается самостоятельного ответана  них
учащихся. Вопросы учителя — это тоже проблемы — задачи»[3,c.5].
     В начальныхклассах в  орфографической  работе используются
правила, которые  эффективны  в случае их точного,  уместного и
быстрого применения.
     1Существует следующая классификация правил:
     _1.Правило — указание или запрещение.
     Оно не требуетрассуждения и сложного действия. Пример тако-
го правила — правописание гласных  после  шипящих: "жи",  "ши",
"ча", "ща", «чу», "щу".Алгоритм его состоит из одного действия -
«шага».
     _2.Правило — результат наблюдения над языком.
     Оно соединяетв себе и грамматическое и орфографическое наб-
людение. Пример такого правила:«Общая часть родственных слов на-
зывается корнем.  Общая часть родственных слов  пишется одинако-

                             — 13 -
во." (2 класс)
     _3.Правило — указание для выбора написания из двух  предпола-
 _гаемых написаний.
     Для выборанеобходимы рассуждения,  нужна опора либона зна-
чение слова,  либо на разбор слова, на грамматический или фонети-
ческий анализ.  Правило данного типа имеет свой алгоритм — неме-
нее двух действий — «шагов».  Пример: «Имена, отчества и фамилии
пишутся с большой буквы.»( 2 класс )
     Алгоритм: 1шаг:  Прочитать предложение.  О ком, о чем в нем
говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию.Какая первая
буква в имени? отчестве? фамилии?
     _4.Грамматические правила ( определения ).
     Такие правилаорфографических указаний не содержат,  носоз-
дают грамматическую основу для орфографии. Грамматическиеправила
имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные — из 3-5 шагов. При-
мер алгоритма: распознавание приставки с целью ееправильного на-
писания.( 3 класс ) 1 шаг:  Найти в слове корень.  2 шаг: Опреде-
лить,  есть ли вслове приставка,  назвать ее. 3 шаг:Определить,
какое слово образовано с помощью приставки, от какогослова обра-
зовано?  4 шаг: Проговорить приставку отчетливо — по буквам. За-
помнить: она пишется всегда одинаково ( 4 шаг-орфографический ).
     _5.Правило — предписание к выполнению действия.
     Правило неуказывает написания или его вариантов,  апоказы-
вает прием проверки. Алгоритмыправил 5-й группы наиболее сложны,
например, по проверке безударной гласной в корне:
     1 шаг:  Проверить, в какой части слова находитсяпроверяемая
гласная буква.  2шаг:  Еще раз проверить, безударный лизвук она
обозначает ( найти в слове ударяемый слог ).  3 шаг: Подобрать к

                             — 14 -
слову  несколькородственных слов или изменить форму этого слова.
4 шаг:  Сравнитьпроверяемое слово и проверочное. Определить пра-
вильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверитьнаписанное.
     Правила могутбыть усвоены школьниками в  готовом  виде, по
учебнику, но могут быть выведены самими учащимисяиндуктивным пу-
тем. Например, перед учащимися ставится проблема: "У Коли собач-
ка,  она такая кругленькая, он ее назвалШарик." «Как же надо на-
писать слово „Шарик“, кличку собаки, чтобысразу отличить от сло-
ва  »шарик"-игрушка?"  Первоклассники  догадываются: «Пишется  с
большой буквы!»
     — Что пишетсяс большой буквы?
     — Кличкиживотных, имена людей.
Затем правило «выверяют» по учебнику изапоминают.
     Работа сорфографическим правилом  способствует  умственному
развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа исинтеза,
сопоставлений и противопоставлений,  обобщения и  конкретизации,
рассуждений и доказательств.
      3.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АЛГОРИТМОВ, ОБУЧАЮЩИХ ОРФОГРАФИИ
     «Алгоритм- такое предписание, которое определяет содержание
и последовательность операций, превращающих исходныеданные в ис-
комыйрезультат»[39,c.9-16].
     Согласнотеории В.П.Беспалько,  «основнымисвойствами  алго-
ритма являются:
    1.Определенность (простота и однозначность операций).
     2.Массовость (приложимость к целому классу задач).
    3.Результативность (обязательное подведение к ответу).

                             — 15 -
     4.Дискретность(членение на элементарные шаги)"[7,c.15].
     Не следуеталгоритм обучения путать с машинными алгоритмами
— в них логические операции должны быть предельноэлементарными;
    — шагиалгоритма  обучения  строятся с  учетом  фактического
уровня развития учащихся и их предшествующей подготовки;
    — в алгоритмахобучения  последовательность  операций иногда
определяется не логико-грамматическими или логико-математически-
ми, а чисто дидактическими принципами;
    — алгоритмобучения допускает большую свободу в характере ис-
пользования его учащимися  (его  предписания могут  применяться
по-разному).
     В этом  состоит отличие  алгоритмов  обучения от  машинных
алгоритмов.
     Таким образом,алгоритмом обучения называют такое логическое
построение, которое вскрывает содержание и структурумыслительной
деятельности ученика при решении  задач данного  типа  и служит
практическим руководством для выработки навыков или формирования
понятий.
     При обученииорфографии существуют такие разновидности алго-
ритмов:
    — алгоритмыпоиска,  которые обеспечивают правильное вычлене-
ние грамматических признаков ибезошибочное,  быстрое выявление в
тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгорит-
мов;
    — разрешающиеалгоритмы, служащие разграничению сходных напи-
саний и грамматическихкатегорий и форм.
     Разрешающиеалгоритмы строятся по принципу задач с одним или
несколькими альтернативными вопросами.  Алгоритмы разрешения раз-

                             — 16 -
нородны по объему: от 3-4 шаговдо 30-40 и более.
     Алгоритм с широкимохватом орфографических правил можно наз-
вать обобщающими.  Они обобщают серию однородных правил.Основное
преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что онипомога-
ют  с  самого начала изучения материала формировать правильные и
полные обобщения, учат школьников тому,  какнаиболее экономно и
правильно находить ответ при решенииучебно-познавательных задач.
Эффективность использования обобщающих алгоритмов в  значительной
степени определяется их простотой и доступностью,  уровнем сходс-
тва всех способов описаниямоделей в общей цепочке: правило — ал-
горитм  — схема устного рассуждения образцы устногорассуждения -
графическая фиксация умственных действий при  мотивировке орфог-
рамм.  Все эти действия оказывают эффективное воздействие лишь в
комплексе, поэтому «опора только на образцыобоснования орфограмм
или  только  на схемы алгоритмических предписаний заметноснижает
эффективность обучения рациональным приемам применениязнаний.»
     Всуществующей  практике  обучения орфографии наиболее часто
применяются модели ДИХОТОМИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА  - в  форме  дерева
признаков с альтернативными ответами:«да»-«нет». Используя дихо-
томические алгоритмы,  ученик мысленно продвигается сверху  вниз,
постепенно осуществляя операции выбора из двух возможных вариан-
тов: «да» или«нет», и таким образом приходит к правильному выво-
ду о написании искомойорфограммы.
     Режеиспользуются модели политомических алгоритмов,  которые
выполняют  функциикак распознающих,  так и разрешающих предписа-
ний. Эти модели очень полезныпри формировании умений и навыков.
     Приобучении  орфографии  политомическая  модель предписания
облегчает работу учащихся на этапе применениязнаний,  однако  не

                             — 17 -
устраняет многих затруднений,  с которыми они сталкиваются в про-
цессе работы с дихотомическимиалгоритмами.
     Чтобыподтвердить это положение, сравним модели дихотомичес-
кого и политомическогоалгоритмов, построенных на материале одной
и той же орфографической темы — «Буквы Е и И в падежных окончани-
ях имен существительных».
                    _ДИХОТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
     1.Выясни,  относится ли данноесуществительное к 3-му скло-
нению.
 ш1
        ┌───────────────────────────────────┐
        │                                   │
        да                                  нет
     пиши И                                  │
     2.Относитсяли  данное слово к существительному 2-госклоне-
ния на -ий,-ие ?
        ┌───────────────────────────────────┐
         │                                   │
        да                                  нет
      пиши И                                 │
     3.Относитсяли  данное слово к существительному 1-госклоне-
ния на -ия?
        ┌───────────────────────────────────┐
        │                                  │
        да                                  нет
       пиши И                                │
     4.Стоит ли онов родительном падеже ?
        ┌───────────────────────────────────┐
        │                                   │
        да                                  нет
       пиши И                             пиши Е
 ш2
     Использованиетаких моделей оказывает  заметное  влияние на
качество  знаний иуровень умственного развития учащихся.  Однако
работа с алгоритмами, имеющими более трех ярусов,вызывает у уча-

                             — 18 -
щихся  большие затруднения.  Этим вызвананеобходимость поиска и
усовершенствования модели алгоритмического предписания.
     Политомическая модель алгоритма  применительно  к этой теме
имеет следующую форму описания:
 ш1
                  _ПОЛИТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
       1                      2                       3
    ┌──────┐          ┌───────────┐                 │
  группы    │         группы       │                 │
     │      │           │           │
    (I)   (II)        (I)        (II)           ───────────
     │      │           │           │                 │
     │      │            окончания  │                 │
     Е      И          │           │                И
                       Е           И
 ш2
     Приведеннаявыше  модель представляет собойграфическую схе-
му,  имеющую вход, несколько параллельно идущих вниз маршрутов,
отражающих полный набор признаков,  и исходы, то есть обозначение
орфограмм, определение которых является целью ирезультатом поис-
ка.  Чтобы эти две модели обобщающих алгоритмовможно было соста-
вить более наглядно, оформим их более сжато, без словесных отве-
тов и указаний. Дихотомическийалгоритм будет выглядеть так:
 ш1
      3?
 ┌─────────┐
 да        нет
  │         │
  И         2 (-ий,-ие)?
      ┌───────────┐
      да          нет
       │           │
       И           1 ( -ия )?
            ┌──────────────┐
            да             нет
            │              │
             И              Р.?
                   ┌──────────────┐
                  да             нет
                   │              │
                   И (Ы)          Е

                             — 19 -
     Политомическая модель выглядит так:
                               Е
                 ┌────────────┬──────────&#


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пространственная организация текста в поэме А. Ахматовой "Без героя"
Реферат Основные направления государственного регулирования финансовых отношений в РФ
Реферат Book Review Essay Research Paper Animal Farmby
Реферат Сказание о Сиавуше
Реферат Уткин ИП
Реферат Облік зернових у приватному сільськогосподарському підприємстві
Реферат Don Juan As Byron Introspective Essay Research
Реферат Информационное обеспечение исследовательской работы
Реферат «Евгений Онегин» роман А. С. Пушкина (По материалам 6-го издания: М., 2005) Глава восьмая – Отрывки из путешествия Онегина
Реферат Анализ финансового состояния и резервов роста компании
Реферат Заходи по профілактиці бродяжництва та бездоглядності cеред неповнолітніх
Реферат Местное самоуправление в РФ
Реферат Сутність страхової діяльності
Реферат Фауст Иоганн Вольфганг Гёте 1749-1832
Реферат История великих побед русской армии и флота: дни воинской славы России