Адаптационные тренинги. Программа для учащихся 1-го класса
Здоровье– важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Еслиребёнок физически здоров, то он справляется со всеми обязанностями без лишнейусталости. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только какотсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но исостояние полного физического, душевного, психического и социальногоблагополучия.
Поступлениев школу – очень значимый момент в жизни каждого ребёнка. Учителя и родителидолжны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитииличности, а не вынужденной обузой. Необходимо так организоватьвоспитательно-образовательный процесс, чтобы он способствовал благоприятномуросту, развитию ученика, укреплению его здоровья (физического ипсихологического). Современная медицина утверждает, что 30-40% хроническихзаболеваний имеет психогенную основу. Поэтому особо актуальным является вопросо том, что позволяет ученику в современных условиях сохранить здоровье идушевный комфорт.
Социальнаяадаптация, как процесс активного приспособления первоклассника к школьнойжизни, значима и необходима именно в первые дни пребывания в образовательномучреждении. Эффективным средством для воспитания психологической культурыучеников, создания благоприятных условий формирования успешности каждогоребёнка и коллектива в целом являются адаптационные тренинги.
Всоциологическом словаре термин “тренинг” определён как обучение, тренировка, атакже совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целяхразвития личности и совершенствования групповых отношений.
Входе проведения тренингов педагог формирует конструктивные взаимоотношениямежду учителем и ребёнком, между ребёнком и ребёнком, между ребёнком и группойдетей. Умелое использование эффективных взаимоотношений, исключающихстрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другиенегативные проявления, позволяет создать комфортную среду общения междупервоклассниками. Очень важно наладить коммуникативные контакты при освоенииколлективных форм взаимодействия в период адаптации.
Адаптационныетренинги способствуют развитию толерантности, пониманию личностных особенностейдругих, умению принимать тех, кто находится рядом.
Цельданной программы состоит в создании условий для адаптации первоклассников кшкольной жизни.
Длядостижения данной цели решаются следующие задачи:
· обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
· сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
· способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению классногоколлектива.
Прииспользовании адаптационных тренингов у учащихся формируются чувства и эмоции,совместно переживаемые детьми, которые способствуют их сближению и объединению.Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этомкаждый участник тренинга может проявить свои личностные качества в активнойформе. Всё это способствует формированию благоприятной психологическойатмосферы в классном коллективе, повышению эффективностивоспитательно-образовательной деятельности.
Программавключает следующие основные темы: “Здравствуйте, это Я!”, “Улыбнись!”, “Нашенастроение”, “Мы – дружные ребята”, “Мы волшебники”, “Любимые сказки”, “Даримдобро”, “Путешествие”, “Мы в лесу”, “Приятные воспоминания”.
Программасостоит из десяти тренингов, которые проводятся в первые школьные дни.
Занятияосуществляются по следующей структуре:
1. Вводная часть (приветствие, 3 мин).
2. Основная часть (упражнения адаптационного периода, 15 мин).
3. Заключительная часть (ритуал прощания, 2 мин).
Большинствозанятий проводятся в кругу, так как круг – это, прежде всего, возможностьоткрытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаётгармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Адаптационныетренинги позволяют школьникам войти в детско-взрослую общность в качествеполноправного её члена.
Учебно-тематическийплан№ п/п Темы занятий Время (минуты) 1 день Здравствуйте, это Я! 20 2 день Улыбнись! 20 3 день Наше настроение 20 4 день Мы – дружные ребята 20 5 день Мы волшебники 20 6 день Любимые сказки 20 7 день Дарим добро 20 8 день Путешествие 20 9 день Мы в лесу 20 10 день Приятные воспоминания 20
Содержание программыТемы занятий Упражнения Здравствуйте, это Я! “Что я люблю?”, “Росточек под солнцем”, “Солнечный зайчик”, “Благодарю тебя” Улыбнись! “Возьми и передай”, “Улыбка”, “Ручеёк радости”, “Ладошки” Наше настроение “Встаньте те, кого зовут…”, “Превращения”, “Рисуем настроение”, “Спаси птенца”, “Мы – единое целое” Мы – дружные ребята “Поезд”, “Ласка”, “Дерево”, “Благодарю тебя” Мы волшебники “Волшебники”, “Комплименты”, “Улыбка” Любимые сказки “Встаньте те, у кого…”, “Сказочная шкатулка”, “Принц и принцесса”, “Солнечный зайчик” Дарим добро “Ласковый мелок”, “Солнце в ладошке”, “Спаси птенца”, “Благодарю тебя” Путешествие “Волшебное колечко”, “Белое облако” Мы в лесу “Встаньте те, кто…”, “Отгадай, чей голосок”, “Злые и добрые кошки”, “Ручеёк радости” Приятные воспоминания “Неоконченные предложения”, “Цветы”, “Дерево”
Вкачестве примера привожу второй день занятий.2-й день“Улыбнись!”
Задачи: создать комфортныеусловия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развиватьнаблюдательность, взаимопонимание.1.Вводная часть
Детистоят в кругу, им предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова. Учительначинает: “Доброе утро, Аня!” (При этом нужно улыбнуться и кивнуть головой).Ребята приветствуют, таким образом, друг друга по кругу.2.Основная часть
Упражнение“Возьми и передай”.
Мимика– движение мышц лица.
Детистоят в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передаютрадостное настроение, добрую улыбку.
Упражнение“Улыбка”.
Ребятасидят, закрыв глаза. При этом на лице обязательно должна быть улыбка. “Держать”улыбку 7-10 минут, и дети почувствуют, как улучшилось настроение, даже еслиулыбка была вымученной. (Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц своего лица, аэто в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляет их в нужное русло).
Релаксационноеупражнение “Ручеёк радости”.
— Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, весёлыйручеёк. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк совсем маленький иочень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный). Он не может долго усидеть наодном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая,прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.(Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками).3.Заключительная часть
Упражнение“Ладошки”.
— Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием.
Детистоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. Послетого, как все ученики соединятся ладошками, ребята поднимают руки вверх иопускают их.
Использованнаялитература
1. Гвишиани, Д.М. Краткий словарь по социологии / Д. М.Гвишиани, Н.И.Лапина. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 479 с.
2. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребёнком [Текст]: руководстводля воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина, Л.П. Стрелкова, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1993. – 191 с.
3. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность[Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.