Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современномэтапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношениявынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить наработу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочныйподход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленькогочеловека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
Адаптация (от лат. Adaptare– приспособлять) – в широком смысле – приспособлениек окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождениячеловека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Этоуниверсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном,так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или кпозитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются дваосновных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональнаяудовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точновыполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно:начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как этопериод адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменносложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении даннойпроблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружаютзнаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, обособенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др.Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характери длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельстви множества субъективных причин.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разныхстран, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Остраяфаза или период дезадаптации.
2. Подостраяфаза или собственно адаптация.
3. Фазакомпенсации или периода адаптированности.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшегодошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новуюсоциальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могутпривести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизическогоразвития ребенка. Главная задача психолога и педагогов в данных группах помочьдетям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольномучреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственнобыстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциямивзрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптационный период – серьезноеиспытания для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушаютэмоциональное состояние детей. «Можно с большой долей вероятности предполагать,что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, аоставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» /Е.И. Морозова/
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптациипоказывает, что эта проблема вызывает трудности в процессе ее решения.Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детямквалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. В связи с этим,педагогу – психологу необходимо усилить просветительскую работу с родителями ипедагогическими кадрами: систематически освещать новые подходы к раскрытиютаких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развитияобщения взрослого и ребенка, практические применения эти знания в условияхадаптации.
Следует отметить важность понимания информации об иерархии, т.е.наибольшей значимости, тех или иных потребностных структур для ребенка раннеговозраста. Знание этих законов дает отгадку для решения многих проблем в периодадаптации детей раннего возраста к условиям ГОУ. Теплюк С.Н. четко идоступно объясняет данную позицию, и эти знания позволяют избежать многихошибок и сделать процесс адаптации менее болезненным и спокойным.
Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возрастав условиях социализации
Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительнымрешением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологиираннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслитьмногие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей вэтот период, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстроить всюсистему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему иерархии потребностнойструктуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации.
Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить ввиде перевёрнутой пирамид:
Ступени иерархической лестницы потребностной структуры ребенкараннего возраста в условиях социализации
4 ступень
РЕБЕНОК +ДИТЯ
3 ступень
РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе)
2 ступень
РЕБЕНОК + ВЗРОСЛЫЙ
1 ступень
РЕБЕНОК + МАТЬ
I ступень – ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешногоразвития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в периодпривыкания малыша, мы в первую очередь не имеет права стремительно и грубоотрывать ребёнка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы егопотребностной структуры.
II ступень – расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. Вначале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения свзрослыми постепенно расширяется за счёт взрослых из ближайшего окружения(соседка, приезжающая с визитом тётушка и др.). Со временем в круг знакомых начинаютвписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка.Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого. Как показалиисследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призмумаминого восприятия незнакомца. Улыбается мама – малыш тут же, как еёотражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Настороженамама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любогообщения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будетпроходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательноеотношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт,быстрее принять нового взрослого.
Ш ступень – ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам ипредметам ближайшего окружения. Сначала с помощью взрослых, а затемсамостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметруи вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься сигровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологиотмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем обществосверстников.
Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыткаждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малышпока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попыткедругого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру,отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходитдело и до ссор.
IV ступень – «ребёнок + дети». Формирование правильныхвзаимоотношений между сверстниками – одна из серьёзных задач воспитательногопроцесса. Очень часто педагоги и родители минуя первые три ступени, предлагаютребенку в первые дни пребывания в детском саду оказаться сразу на последней IY ступеньке: «Иди поиграйс детками!», что в свою очередь вызывает у малыша капризы, протест, нежеланиепосещать ДОУ.
Следует признать, что, не владея информацией об иерархиипотребностной структуры малышей, мы совершаем ряд грубейших ошибок:
– Насильственный и стремительный отрыв ребенка от матери – глубокоепотрясение для малыша, формирующее недоверие к миру.
– Игнорирование значимости роли взрослого в период адаптации.Это приводит к тому, что малышу приходится самостоятельно выходить из этойситуации: ребенок хватает педагога за юбку, просится на ручки… А взрослыеминовав вторую ступень /ребенок + взрослый/, предлагают ребенку сразу оказатьсяна третей ступени /ребенок + ближайшее окружение/ «Иди, посмотри группу, возьмиигрушки и поиграй в них!». А еще хуже, когда мы перебрасываем малыша сразу начетвертую ступень /ребенок + дети/ «Иди, поиграй с детишками!»
– Неправильно выстроенная линия поведения взрослых(тревожность взрослых, раздражение, страхи, равнодушие), приводит к тяжелой изатяжной адаптации детей в группе. Спокойствие, вежливость, внимание, оптимизм,жизнерадостность – дают положительный результат в адаптационный период.
– Прогулка с первых дней посещения ДОУ – хороший способ снятьнапряжение, излишнюю тревожность детей. Поэтому не отменять, а включать вобязательные, ежедневные процессы режима малышей с первых дней адаптационногопериода. В первые дни и неделю посещения ДОУ, именно на прогулке можнорасстаться с малышом и передать его маме.
– Заинтересованность, слаженность действий и целей в этомпроцессе взрослых – родителей и сотрудников ДОУ.