Содержание
Введение
Глава 1. Юмор в воспитании
1.1 Воспитаниев утробе матери
1.2 Эмоциональноеразвитие ребенка
1.3 Генетическоесвойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе
Глава 2Практическое применение юмора в воспитании
2.1 Практическиесоветы по применению юмора в воспитании
2.2 Сценарийпраздника «День смеха» первого апреля
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Юмор – способностьчеловека отказаться от собственного страдания.
З. Фрейд
До сих пор точно неустановлено, к какой сфере можно точно отнести юмор: к сфере интеллектуальной,моральной, или же эстетической. Однако бесспорно то, что юмор играет важнуюроль в нашей жизни. Ребёнок, обладающий чувством юмора, гораздо легчеобзаводится друзьями, заслуживает симпатию у ровесников, а вырастая, легконаходит контакт с коллегами по работе, «ловко» выходит из неловких ситуаций,разрешает конфликты и меньше страдает от депрессии. Чувство юмора также частосвязывают с высокими умственными и творческими способностями, самоуважением испособностями к быстрому разрешению проблем.
Эмоциональные сигналы,такие как, улыбка существенным образом влияют на действия детей, аналогичноэмоциональные реакции влияют на социальное поведение.
Огромное значение вформировании чувства юмора у ребенка имеет его взаимодействие с матерью, с ееэмоциональным состоянием во время родов, после родов, взаимодействие в семье апозднее и в социальных институтах. Но все же главное, фундаментальное место вформировании психики занимает мать.
Сложно представить себежизнерадостного ребенка в семье, где преобладают депрессивные взаимодействия.Следовательно, семья является главным социальным институтом воспитания чувстваюмора у ребенка. Родителям, чтобы научить своего ребенка управлять эмоциональнымипереживаниями, нужно самим овладеть такой стратегией воспитания как приведениесвоего эмоционального состояния к комфортному уровню и юмор, являясь одним изэффективных средств снятия психологического напряжения, незаменим.
Профессиональныйинтерес к юмору, как к терапевтическому фактору стремительно растет. Суть юмораобретает вторую жизнь находя себе место в новых теориях. Обезболивание ипредупреждение насилия по отношению к себе и окружающим благодаря юморуподнимает вопросы о взаимодействии эндорфинов, факторов иммунной системы июмора. Сообщения об успешном применении юмора в воспитании и лечении детей идля снижения социальной напряженности открывают возможности использования юморадля оптимизации функционирования семей, школ и других социальных институтов.
Объект исследования:юмор в воспитании.
Предмет исследования: рольэмоциональной связи воспитателя и воспитуемого.
Цель исследования:теоретическое обоснование и апробация юмора в воспитании.
Реализация поставленнойцели предполагает решение следующих задач:
1. Изучитьэмоциональное развитие ребенка.
2. Выявитьроль юмора в воспитательном процессе.
Практическая значимостьработы состоит в том, что результаты данного исследования могут бытьиспользованы в практике воспитательной работы.
Глава 1 Юмор ввоспитании
1.1 Воспитание в утробе матери
Психологи и психиатры единогласно утверждают о том,что: любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с егопоявлением; богатство общения, которое она делит с ним, оказывают огромноевлияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируяосновные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна третьиз них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых онипроизвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У нихчаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного трактаи нервные расстройства.
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто,организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалистыиз европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений овзрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информацияо событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной,который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти.Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всюего предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробногоразвития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошлаочередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримасаужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, снявгипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места.Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, онапыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила нетолько чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала всознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека.
При стрессе организм, в частности надпочечники,начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которыепомогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарныйбарьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние,отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большуюзначимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваютсязащитные реакции, отсутствующие у плода. [1]
И все же беременным женщинам не следует испытыватьособую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах.Не стоит брать в расчет быстро проходящее чувство тревоги. Ребенок подвержен воздействиютолько сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можноотнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются взастывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие материобладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка:любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в оченьтяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда беременная женщина испытываемчувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины).Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он частоиспытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно,определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
Мари-Луиза Аучер преподавательница организовавшаяпроведение работ в ряде университетов и больниц Парижа, в которых принялиучастие известные специалисты для сохранения психического равновесия будущегоребенка рекомендует беременным женщинам чаще петь и желательно даже хором.Также Аучер выявила: если отец регулярно разговаривает с плодом во времябеременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать егоголос. Часто родители отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанныев пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасноеуспокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильногоэмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настольковелико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых ивозвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи,сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так,как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотическойжидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемусябезопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установитьновый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Еще одним немало важным фактором является питаниероженицы. Механический прием пищи ведет к потреблению лишь химическихэлементов, которые поступают (всасываются) через желудок и пищеварительнуюсистему. В летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количествосолнечной энергии, которая является замечательным средством от усталости.Солнечная энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосредственнонервной системе, приносит чувство облегчения немедленно. Глубокое дыханиепомогает удержать и распределить эту энергию.
Если будущая мать испытывает в процессе еды радость,чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самымогромную пользу ребенку, как в эмоциональном, так и в физическом. Кроме того,она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное, отношениек пище.
Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человекапространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевнаяболь, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательныеэмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести,плохого самочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь».Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросликрылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.
Очень полезно культивировать в себе подобноесостояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, которыйзафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия,пение, искусство, природа помогают достигнуть такого внутреннего состояния ивоспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть иотец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку — важнейшиефакторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, котороепередается ему через уверенную в себе и спокойную мать. [2]
1.2 Эмоциональное развитие ребенка
Тщательный анализ взаимоотношений детей и родителейпоказывает, что к 3 месяцам жизни опекун и ребенок уже взаимодействуют всложной коммуникативной системе, в рамках которой каждый партнер адекватно иточно вовремя реагирует на сигналы «другого».[3]
В ходе нескольких экспериментов исследователиразрывали этот взаимообмен эмоциональными сигналами, предлагая родителю либопридать своему лицу безучастное выражение, либо продемонстрировать депрессивныечувства. В попытках вернуть утраченное взаимодействие младенцы использоваливыражение лица, вокализации и движения тела. Когда же эти усилия не приводили куспеху, малютки отворачивались, хмурились и плакали. [4]Американские, канадские, китайские малыши одинаковым образом реагировали набезучастные лица родителей. Этот факт говорит о том, что данная реакция можетявляться врожденным ответом на недостаток общения с опекунами. [5]
Результаты многих исследований говорят о том, чтоэмоции оказывают влияние на физическое благополучие детей. Постоянныйпсихологический стресс коррелирует со множественными нарушениями здоровья,свойственными как взрослым, так и детям, например, с увеличением пульса,кровяного давления, подавлением иммунитета. Эти реакции могут служитьобъяснением связи негативных эмоций с сердечно – сосудистыми заболеваниями,инфекционными болезнями и некоторыми формами рака. Помимо этого стресс нарушаетработу пищеварительной системы, которая лишается крови, поступающей в мозг, ксердцу и к конечностям (так как тело готовится к действию). Соответственно,отрицательно окрашенные переживания могут стать причиной расстройствпищеварительной системы, таких как запор, понос, колит, язва. [6]
Через несколько недель после рождения детидепрессивных матерей начинают плохо спать, являются менее внимательными ичувствительными к окружающим, нежели благополучные младенцы.
Согласно функционалистскому подходу, эмоции, кромевсего прочего, играют важную роль в появлении самосознания. Например, интерес ивозбуждение, демонстрируемые младенцами при воздействии на новые объекты,помогают детям развить чувство самоэффективности, то есть осознание того, чтоони могут влиять на события в окружающем мире. [7]
Радость, выражающаяся сначала в счастливых улыбках,а затем в текущем рекой смехе, влияет на многие аспекты развития. Младенцыулыбаются и смеются, овладев новыми умениями, так как совершенствование вмоторной и когнитивной сферах связано для них с удовольствием. Кроме того,улыбка поддерживает заботу и стимуляцию со стороны опекунов, и в результате малышиначинают улыбаться еще чаще. Радость соединяет родителя и младенца узамисердечных, поддерживающих взаимоотношений, благоприятствующих когнитивномуразвитию крохи.
В течении первых недель жизни новорожденные детиулыбаются, будучи сытыми, находясь в стадии быстрого сна, а также ощущая нежныеприкосновения (поглаживания, покачивания) и слыша приятные звуки (такие, какласковый голос матери). К концу первого месяца младенцы улыбаются привосприятии интересных образов, однако эти образы должны обладать динамикой ипривлекать взгляд (примером является яркий предмет, неожиданно пересекающий полезрения ребенка). Между 6 и 10 неделями жизни человеческое лицо вызывает умладенцев широкую улыбку, называемую социальной улыбкой, за которой вскореследует довольное гуление.[8] Эти измененияпроисходят параллельно развитию перцептивных способностей младенца, особенно вплане увеличения чувствительности к зрительным образам, включая человеческоелицо.
К 2 – 3 месяцам младенцы улыбаются и гулят,обнаружив связь между своим поведением и внешним событием (например, когдатолчок ножкой приводит к движению игрушки, а наклон – к покачиванию наколенях). [9]
Вскоре дети начинают улыбаться, прежде всего привзаимодействии с людьми. В ходе одного из исследований трехмесячных младенцампредъявляли 4 стимула, обладающих структурой человеческого лица. Каждый из этихстимулов (незнакомый взрослый и 3 куклы, различающиеся по степени схожести счеловеческим лицом) последовательно «реагировал» на поведение испытуемых. Хотямладенцы с одинаковым интересом смотрели на все стимулы, наибольшее количествоулыбок (так же как и вокализаций) было отдано лицу взрослого. [10]Крохи явно приписывали человеческим существам уникальные социальные свойства.
Смех, возникающий между 3 и 4 месяцами, отражаетболее быструю, чем случаи с улыбкой, обработку информации, но как и улыбка,первый смех появляется в качестве реакции на очень активную стимуляцию, такуюкак игривая фраза родителя «Я тебя съем!», сопровождаемая поцелуем в животикмладенца. По мере того как малыш все лучше понимает свой мир, он начинаетсмеяться в ходе событий, включающих в себя более тонкие, чем раньше, элементысюрприза, такие как бесшумная игра в прятки. [11]
К середине первого года жизни младенцы предпочитаютулыбаться и смеяться в ходе интеракций со знакомыми людьми «данное предпочтениеусиливает привязанность между родителем и ребенком». Младенцы – 10 -12 месяцев,подобно взрослым, умеют улыбаться по – разному (в зависимости от ситуации),демонстрируя широкую, «до ушей», улыбку в ответ на приветствие со стороныродителя; скупо улыбаясь незнакомцам и широко открывая улыбающийся рот во времястимулирующей игры. [12] На протяжении второгогода жизни улыбка становится произвольным социальным сигналом. В раннем детстверебенок прерывает игру с интересной игрушкой ради того, чтобы передать свойвосторг участливому взрослому. [13]
Наконец, функционалистский подход указывает на то,что для успешной адаптации к физическому и социальному миру дети должны постепенноустановить контроль за своими эмоциями. В результате к позднему детству лишьнемногие эмоции выражаются так же открыто и непосредственно, как это было впервые годы жизни. На протяжении первых месяцев жизни младенцы обладают толькоограниченной способностью к регуляции своих эмоциональных состояний. Поэтомудети зависят от успокаивающих воздействий со стороны опекунов, которые берутплачущих младенцев на руки, покачивают их и обращаются к ним с нежными словами.К 4 месяцам способность ребенка переключать внимание становится дополнительнымфактором контроля над эмоциями. Те малыши, которые легко отворачиваются отнеприятной стимуляции, реже подвергаются стрессу.[14]К концу первого года жизни ползанье и ходьба дают младенцам возможность регулироватьэмоции, приближаясь к различным стимулам и удаляясь от них. К концу второгогода жизни новообразования в сферах воображения и речи дают ребенку возможностьописать свои внутренние состояния. К 3 – 4 годам ребенок вербализует множествостратегий эмоциональной саморегуляции. Например, они знают о своей способностипритуплять эмоции, ограничивая восприятие сенсорных стимулов (закрывая глазаили уши, для того, чтобы блокировать неприятный образ или звук), разговаривая ссобой («Мамочка сказала, что она скоро вернется») или изменяя свои цели(исключенный из игры ребенок может решить. Что он вообще и не хочет играть).Кроме того, вербальная коммуникация между взрослым и ребенком способствуетвыработке техник регуляции эмоций. В сравнении с дошкольниками дети школьноговозраста и подростки чаще используют внутренние стратегии регуляции эмоций.Данное изменение происходит вследствие улучшения способности к отражению своихмыслей и чувств.[15]
Так как младенцы не могут описать свои чувства,точная идентификация испытываемых ими эмоций представляет собой трудную задачу.Хотя вокализация и движения тела дают некоторую информацию, выражения лицаявляются наиболее безопасными сигналами. [16]Данные межкультурных исследований говорят о том, что люди во всем миресоотносят одни и те же эмоции с одними и теми же выражениями лица. Основныеэмоции являются универсальными характеристиками как людей, так ичеловекообразных приматов и представляют собой плод долговременной эволюции.
1.3 Генетическое свойство юмора как средства снятиянапряжения в воспитательном процессе
юморвоспитание ребенок эмоциональный
Юмор (англ.) — веселая, острая, шутливая складка ума,умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов илиобычаев; удаль, разгул иронии. [17]
Примернаяклассификация юмористических воспитательных приемов:
- Намек — указание педагога на факт,сходный по смыслу с тем или иным поступком учащихся либо с ситуацией, в которуюпопали взаимодействующие субъекты.
- Ирония — способ, в котором воспитательуходит от прямого замечания, обвинения, выговора; для этого он в возникшейвоспитательной ситуации противопоставляет действительный смысл произносимойфразы, несколько иной, чаще всего изысканно-галантной форме её выражения
- Каламбур (или способ двойного истолкования случившегосясобытия, возникшей ситуации или проблемы) достигается за счетигры слов, применения оригинального хода мысли.
- Гротеск — юмористический приемсознательного воспитательного воздействия, основанный на преувеличении илипреуменьшении типичных характеристик того или иного человека, явления,ситуации, жизненного события.
- Парадокс — сознательноеизменение привычно употребляемой формулировки, произносимой назидательнойсентенции из ожидаемого в неожиданный ракурс.
- Псевдоконтраст — ложноепротивопоставление; способ, в котором педагог внешне противопоставляетзаключительную часть произносимой им утвердительной фразы или суждения ееначалу, на самом же деле — усиливает свою первоначальную мысль.
Длявоспитателя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора это значитсодействовать росту творческого потенциала своей личности и личностиподростков, хотя бы потому, что юмор являетсяэффективным средством преодоления стрессовых состояний личности так как обладаетнабором особых генетических свойств, проявляющихся одновременно. Это отражениезначимости объектов и ситуаций, действующих на личность, обусловленныхотношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Важнейшее свойствоюмора – способность производить эмоциональное отстранение. Другим значимымкачеством юмора является способность ослаблять напряжение, как в структуреодной личности, так и в процессе межличностного взаимодействия. Еще однимважным праксеологическим качеством юмора является способность личностидостигать кратчайшим путем объективного взгляда на бытие и свое место в нем.Рассмотрим подробнее механизмы выделенных свойств юмора.
Вситуации повышенной значимости объекта для личности, когда мотивация становитсяслишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта, происходитснижение уровня адаптации. При этом сильные эмоциональные состояния могутвызываться как биологическими факторами, так и социальными оценками, санкциями.Свойство юмора производить эмоциональное отстранение описывалосьисследователями со времен античности. Это отмечалось в трудах Аристотеля (шуткаесть ослабление напряжения), Квинтилиана (умственная разрядка, отдых, снятиенапряженности).
Согласно Ф.Шлегелю,ирония – это такое расположение духа, когда на все смотрят сквозь пальцы,бесконечно поднимаются над всем ограниченным, так же, как и над собственнымискусством, добродетелью или гениальностью.
Как следствиеэмоционального отстранения в кризисной ситуации, юмор помогает найти нужнуюпсихологическую дистанцию и таким образом сформировать более адекватную реакциюличности. Эмоциональное отстранение приводит к ослаблению напряжения. И.Бабельподчеркивал: «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрецразрывает смехом завесу бытия».
З.Фрейд также подчеркивает, что юмор – высшая из защитных функций. Это дополнительно усиливаетинтерес исследователей к генетическому свойству юмора – ослаблению напряжения вкризисных ситуациях. В яркой, афористичной форме это свойство юмора удалосьпередать А.Бергсону: «Комическое – мгновеннаяанестезия сердца».
Эмоциональное отстранение,ослабление напряженности в кризисных состояниях личности приводит к болееобъективному восприятию мира. Подчеркивая роль иронии Сократа, предлагавшейнасладиться диалектикой мышления при поиске истины и моральных ценностей,А. Лосев писал, что эта ирония имеет своей целью изменять жизнь к лучшемуи быть активным рычагом во всем воспитании человека». [18]
Характеризуяюмор как воспитательное средство, необходимо, прежде всего, определить его функциив педагогической деятельности, то есть задачи, которые решаются в процессеиспользования юмора.Функции юмора в педагогическойдеятельности:
1. Информативнаяфункция
Учитель,использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но ипроявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а такжепроявляет умение учитывать индивидуальные особенности ученика).
Чувствоюмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре,анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека,создающего комическую ситуацию.
Кроме того, при помощиюмора воспитатель может выразить личное отношение к происходящему, а такжепроявить умение учитывать мнение ребенка. Последнее приобретает большую значимость,поскольку по реакции собеседника воспитатель сам получает информацию о нем, вчастности, о его возможности понимать и принимать юмор.
2. Эмоциональная функция
Юморобеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации.
Онпозволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям.
Практикапоказывает, что чем выше у участников воспитательного процесса способностьпонимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций,тем менее выражено у них симптомы депрессии — сниженное настроение, низкаясамооценка, безнадежное восприятие своего будущего.
Юморможет выступать как средство снятия психологического напряжения,психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечномитоге, способствовать эффективности совместной деятельности. Кроме того, спомощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия дляколлективных действий, да и формировать коллектив учащихся. А. Моди из США вкниге «О смехе, или целительная сила юмора» писал, что способность человекасмеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все другие. Человекчувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить или посмеяться.
Юморможет выступать как средство собственной эмоциональной поддержки иэмоциональной поддержки воспитуемых.
3. Мотивационная функция
Юмор выступает как стимулсамовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки.
Безусловно,шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чемнаказание или строгий выговор. Кроме того, юмор — это средство выраженияиндивидуальности как воспитателя, так и воспитуемого. Остроумному воспитателю всегдалегче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому воспитателю «тянутся»дети.
4. Регулирующаяфункция
Юморрегулирует отношения между людьми.
Иногда,чтобы вступить в общение, воспитатель начинает с остроумного замечания илирассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться — значит войти сним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мередоверие. [19]
Выступаякак средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтныхситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основойдоброжелательных отношений между участниками взаимодействия, юмор предполагаетналичие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.
Общепризнанныеэтические требования к эффективному использованию юмора в качествеспецифического приема воспитательного взаимодействия:
— нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельнойчертой его характера либо конкретным поступком;
— высмеивать можно только то, что учащийся может исправить, изменить;
— не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;
— грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;
— никакая шутка не должна унижать достоинство человека;
— не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промахшкольника;
— нельзя сердиться на проявление юмора учащимися, нужно всегда быть готовымответить на их шутку, уметь посмеяться над собой. [20]
Глава2 Практическое применение юмора в воспитании
2.1Практические советы по применению юмора в воспитании
Практически любые советы овоспитании обязательно содержат указания на личный пример родителей. Ив воспитании чувства юмора он тоже важен. Важна атмосфера семьи, где всеподшучивают друг над другом и не прекращают смеяться даже в периоды наплываработы или скопления неприятностей.
Нужно прислушиваться к первымшуткам малыша, не отмахиваясь от них скучным «Не говори глупостей».Если чувство юмора можно вырастить, то именно питая его вниманием и улыбками.
Очень важно угадатьлогику ребенка, понять принцип его нелепицы и попасть своим ответом в егошутку. Например, ребенок говорит, что кошка сказала «чик-чирик», а вы емуответьте, что видели воробья, который кукарекал. Или предположит, что корм длякошек делают из сосисок, а вы скажите, что кошки сами его делают. Малышпридумает смешное слово «катяляпа», а вы ему расскажите, что катяляпы большевсего любят есть макараку и т. п.
Полезно умениепереводить в шутку скандал. Например, малыш отказывается чистить зубы, выпререкаетесь на повышенных тонах и вдруг, опомнившись, нарочно оговариваетесь:«Сейчас же иди чистить уши!»
При гулянии,хорошо бы спрашивать ребёнка о том, что ему нравиться, а что нет, какие эмоциивызывают у него те или иные события, которые происходят с ним. Узнавать, чтоего тревожит, какой он, что он думает о себе. Помогать в развитии его личности,а для этого, проявлять интерес к общению с ним, к его личностнымхарактеристикам.
Родителям нередко приходится твердить одно и тоже: «Сложивещи. Вымой руки…». Иногда, для разнообразия, можно давать советы от противного(«Разбросай побольше вещей. Что-то руки у тебя слишком чистые, иди еще ихзапачкай»).Ребенок посмеется, наконец-то услышит и, может быть, выполнит родительскиепросьбы наоборот.
Родители могутпроводить для детей различные юмористические театрализованные представления, вечеравоспоминаний. Скорее всего, в каждой семье есть плёнки с первыми шагами малыша.Стоит устраивать специально такие вечера по просмотру фильмов сучастием в главной роли малыша.
Для того, что бы всемье царил мир и согласие, нужно, что бы дети восхищались своими родителями. Втакой семье, дети будут расти с радостным восприятием мира. Важно чтобы детиценили родителей за их отношение к ним, за то время, которое родители им дарят,за те игр, которые придумывают. К примеру, нарисовать что- то с закрытымглазами, и оцените, у кого получится смешнее картинка. А потом, придуматьвместе с малышом, название для этой картинки.
Неплохо ввести традициюрассказывать вечером, за ужином, что смешного произошло с каждым сегодня. Пустьмалыш выскажет своё мнение по поводу этих ситуаций.
При неудачной попыткепошутить, взрослый должен отреагировать поддержкой.
Полезно почитать сребенком такие книги, которые помогут в воспитании здорового юмора: С. Маршак,«Дом, который построил Джек»; К. Чуковский, «Путаница», «От двух до пяти»; В.Драгунский, «Денискины рассказы»; М. Зощенко, «Галоши и мороженое»; Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»; Г. Остер, «Вредные советы».
Так же замечательнобыло бы использовать в игре сказочных персонажей. Например, когда малышнадевает шубку или сапожки (одевание дается ему с трудом) ему интереснейпопрыгать с тигрой, повторяя «я тигра», или, например, перед прогулкой, можносказать ребенку о том, что вы идете искать клад и нужно одеться «тепло, каккладоискатели». При таком подходе малышу легче будет справляться с неприятнымиобязанностями.
Если вдруг малыш незахотел наднвать куртку или шапку, то можно сделать вид, что вы надеваете еговещи на себя или кошку, тогда наверняка малыш закричит: «Это моя куртка!».
Еще дети очень любятсоревнования, чем мудрый взрослый может грамотно воспользоваться, устроивсостязание «кто быстрее соберет игрушки или разденется после прогулки», оченьважно давать ребенку возможность выигрывать.
Если дети не хотятслушать взрослого, можно попробовать говорить тихо, «секретным» тоном – с кем –нибудь другим.
Смешные запискиподнимут настроение и помогут вам избежать постоянных напоминаний. Например,ребенку, который часто забывает почистить зубы, можно прикрепить в ваннойзаписку: «Спасибо за хороший уход! Твои зубы». Если дети постояннозабывают закрывать двери, можно прогудеть гнусавым голосом, как в метро:«Осторожно, двери закрываются!»
Если же ребеноксердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне или вшуточной борьбе с вами.
Чувство юмора невозможно без умениясмеяться над самим собой. Легче сносят шутки иболее склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденныев принятии и любви родителей, наблюдающие родителей, которые и сами не слишкомсерьезны, и первыми смеются над шутками в свой адрес.
Чтобы ребенок лучше разобрался в механике розыгрышей, можновзять его в сообщники и подшутить вместе над кем-то из родственников. Но шутки обязательно должны бытьдобрыми и не затрагивать тем, которые участники могут принять близко к сердцу. [21]
ПразднованиеПервого апреля можно возвести в ранг ежегодной традиции по закреплениюдружественного и позитивного отношения друг к другу.
2.2Сценарий праздника «День смеха» первого апреля для школьников
В зале настене висят плакаты, на которых написаны пословицы и поговорки, афоризмы.Эмблема — улыбка.
1. Кто людейвеселит, за того и свет стоит.
2. Кто умеетвеселиться, тот и горя не боится.
3. Смех —великий лекарь.
4. Поспешишь— людей насмешишь.
5. Интереснывсе жанры, кроме скучного.
6. Продолжатьсмеяться легче, чем окончить смех.
7. Слезывместе, смех пополам.
8. Хочешьвыглядеть умней, рядом умных не имей.
Юмористическиегазеты.
Звучатфанфары: «Слушайте все!» На сцену выходит ведущие.
1-й ведущий.
1 апреля —неофициальный день смеха. В этот день все веселятся, шутят, устраиваютрозыгрыши.
2-й ведущий.
Мы праздниксегодня откроем,
Нам ветер идождь не помеха,
Ведь долгождали, не скроем,
Нашвсенародный день смеха.
На праздник,на общее веселье
Мы пригласилив гости Смех,
Забаву,Веселье и Развлеченье,
Шутку и Юмордля потех!
На сценувыбегают два потешника в костюмах.
1-й потешник.
Здравствуйте!
2-й потешник.
Здравствуйте!1-йпотешник.
Поздравляемвас с праздником смеха и шуток!
2-й потешник.
Поприветствуйтенас аплодисментами.
Залприветствует потешников.
1-й потешник.
Нам без смехапросто жизни нет. Он нам нужен всюду и всегда.
2-й потешник.
И чтобынастроение поднять, зовем на помощь. Вместе. Шуточный фольклор. Выходит группаребят. У них «музыкальные инструменты»: стиральная доска, ложки, таз, ведро,чайник. Ребята исполняют мелодию «Ой, полна, полна коробушка».
1-й ведущий.
Все мы знаем,что юмор помогает высмеивать пороки и недостатки. Но, к сожалению, людиреагируют на юмор по-разному. Одним здоровый юмор помогает увидеть и искоренитьсвои недостатки. Другим же не хочется замечать свои недостатки. И тогда ониговорят: «Не смешно!»
2-й ведущий.
О таких людяхв народе говорят, что они не того поля ягодка. Но не будем останавливаться, и заострятьвнимание на этом, продолжим разговор о смехе. Люди при виде смешного выражаютсвои чувства с помощью слов: «Хи-хи-хи», «Ха-ха-ха», «Хо-хо-хо», «Хы-хы-хы».Пусть и сегодня наш смех «весь взлетает» веселой шуткой, тонким юмором,злободневной сатирой. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно!
На сценувыходит группа ребят, они исполняют сценку. Ребята изображают детей в детскомсаду: кто играет, кто рисует, здесь же сидит «воспитательница» и задает вопросыдетям, они отвечают. – Оля, сколько тебе лет? — Немножко 4… — Почему немножко?— Три года мне было долго-долго, а четыре только немножко…— Рома, ты до сколькиумеешь считать? — До конца. — Ну, посчитай вот эти кубики. — Один, один, один …Все! Митя смотрит на часы. — Сегодня пятница. — Почему? — Раз стрелка стоит напяти, значит, пятница. — Женя, ты на какой улице живешь? — Я дома живу, а наулице гуляю.
1-й потешник.
Ну как,посмеялись? (Зрители отвечают)
2-й потешник.
Ну, даже еслине вы над нами, а мы над вами, все равно хорошо.
1-й потешник.
Над нами высмеялись? (Зрители отвечают).
2-й потешник.
А теперь мыпоиграем.
1-й потешник.Игра называется «Верю — не верю»(по следам телепередачи«Кто самый умный») Какая команда даст больше правильных ответов?
1) В Японииученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)
2) ВАвстралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)
3) Авторучкабыла изобретена еще в Древнем Египте? (Да)
4) Шариковаяручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)
5) В Африкевыпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызтьчто попало? (Да)
6) Внекоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большейпрочности грифеля? (Нет)
7) Римляненосили штаны? (Нет)
(они носилитуники и тоги)
8) Если пчелаужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)
9) Правда личто, пауки питаются собственной паутиной? (Да)
10)В одномкорейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс? (Нет)
11) На зимупингвины улетают на север? (Нет)
(пингвины неумеют летать)
12)Есликамбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой? (Да)
13)Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами? (Да)
(этоединственная роскошь, которую они себе позволяли)
14) Мыши,подрастая, становятся крысами? (Нет)
(это дваразных отряда грызунов)
15) Некоторыелягушки умеют летать? (Да)
(втропических лесах Азии и Африки)
16) Детимогут слышать более высокие звуки, чем взрослые? (Да)
17) Глазнаполнен воздухом? (Нет) (глаз наполнен жидкостью)
18) Утром вывыше ростом, чем вечером? (Да)
19) Внекоторых местах люди по-прежнему моются с помощью оливкового масла? (Да)(внекоторых жарких странах, где не хватает воды)
20) Летучиемыши могут принимать радиосигналы? (Нет)
21) Совы немогут вращать глазами? (Да)
22) Лосьявляется разновидностью оленя? (Да)
23) Жирафы поночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет)
24) Дельфины- это маленькие киты? (Да)
25) Рогносорога обладает магической силой? (Нет)
26) Внекоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов?(Да)
27) Мартышкаобычно бывает размером с котенка? (Да)
28)Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? (Да)
29) Дуремарзанимался продажей лягушек? (Нет)(пиявок)
30) Мойвуэскимосы сушат и едят вместо хлеба? (Да)
31) Радугуможно увидеть и в полночь? (Да)
32) Большевсего репы выращивают в России? (Нет)(в Америке)
33) Слон,встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом — кладет емухобот в рот? (Да)
34) Настоящееимя Ганса Христиана Андерсена было Свенсен? (Нет) (Ганс)
35) Вмедицине диагноз «синдром Мюнхгаузена» ставится пациенту, которыймного врет? (Нет) (такой диагноз ставят пациенту, у которого постоянное желаниелечиться)
36) РостКонька — Горбунка составляет два вершка? (Нет) три
Примечание. В качестве ответов детки (мальчикиотдельно, девочки отдельно) клали в свои миски фасолинки: красная — «да», белая — «нет». В конце конкурса подсчитывается, какаякоманда дала больше всего правильных ответов.
Пока 1-йпотешник играет со зрителями, 2-й отмечает правильные ответы и после игрынаграждает призами. Исполняется сценка «Как Кирилл заговорил».
Ученик ПетровКирилл
Всех сегодняуморил:
Стал животнымподражать –
Кукарекать ивизжать.
Вот пришелучитель в класс:
-Кто к доскепойдет сейчас?
А КириллПетров:
— Ку-ку!Гав-гав! Ку-ка-ре-ку!
Кто кричалтам? Не пойму! А Кирилл на это:
— Му-у!
— Это ты,Кирилл Петров? Ты сегодня нездоров? Может, нужен врач тебе?
А Кирилл наэто:
-Бе-е!
-Подавай-касвой дневник!
А Кирилл: — Чирик-чирик! Мяу-мяу! Ква-ква-ква!
— Все! —сказал учитель. — Два!
— Ой, за что?- вскричал Кирилл. Снова он заговорил.
Входятведущие.
1-й ведущий.
Доброй шуткойначинайте день, друзья!
Шуткоймудрой, шуткой чуткой,
Без которойжить нельзя!
2-й ведущий.
Смех полезнейчеловеку,
Чем хороший препарат.
Кто смеется,тот в аптеку
Ходит реже,говорят.
1-й ведущий.
Шутка ценитсянедаром,
А хорошая —вдвойне.
Больше,больше с каждым годом
Смеха, шутокв каждом дне.
Две девочкипоют частушки.
1-я девочка.
Никому так необидно,
КакВанюше-сироте:
Проглотил живуюрыбу –
Шевелится вживоте.
2-я девочка.
Ходит Ваня подеревне,
Ходит — улыбается.
Оказалось,зубы вставил:
Рот незакрывается.
1-я девочка.
Все Никитазабывает,
Даже туфлинадевать,
Рот Никита открывает–
Забываетзакрывать.
Потешник приглашаетребят поиграть, другой оценивает и награждает
победителей.
1. Бег вмешках.
2. Повязатьплатки на воздушные шары. Кто быстрее? (Шары висят на нитке.)
3. Накормисоседа! Два участника садятся друг против друга на стулья. Им завязывают глаза,подвязывают нагруднички, чтобы не запачкаться. Дают в руки ложки и чашки скашей, и по команде участники конкурса начинают кормить друг друга.
4. Прыгающийхудожник. Участники должны нарисовать улыбающегося человека, но плакат, накотором они будут рисовать, висит высоко. Приходится прыгать для каждогоштриха.
5. Ктобыстрее выпьет молоко из бутылочки через соску.
1-й ведущий.
В мире живетевы, горя не зная,
Пусть всезавидуют, глядя на вас.
Будьте веселыми,будьте вы… счастливы!
Тысячу,тысячу, тысячу раз!
2-й ведущий.
Ищите улыбку,цените улыбку,
Дарите улыбкудрузьям.
Любитеулыбку, храните улыбку –
Нам жить безулыбки нельзя!
Все поютпесню В. Шаинского «Улыбка».
1-й ведущий.
Итак, дорогиедрузья! Во время нашего праздника мы видели ослепительные улыбки, был слышенсмех: задорный, заразительный, радостный.
Выходят всеучастники на сцену.
2-й ведущий.
Все.Окончился праздник, настал расставания час,
Шутили,играли и нас согревали
Улыбки иблеск ваших глаз.
Запомнитеэтот веселый День смеха,
И мы незабудем о вас.
Звучитвеселая музыка, и участники спускаются со сцены к зрителям. [22]
Заключение
Юмор – бесценныйинструмент, который может использоваться для воспитания детей, избегаяконфликты.
Юмор воспитывает:
1. Умениеговорить комплименты. Людям всегда приятно услышать в свой адрес приятныеслова, тем более, когда это звучит не как лесть, а как простой комплимент — оценивающий положительные стороны человека, высказанный в оригинальной форме.
2. Правильноевосприятие критики. Все мы сталкиваемся с моментами, когда приходится получатьи критические замечания в свой адрес. Только юмор может помочь малышу правильновоспринять суть критического замечания, разумно отреагировать на критику.
3. Слушатьи уважать себя и собеседника.
4. Юморпомогает сблизиться при общении.
5. Юморлежит в основе умения смеяться над собой. Быть человеком с юмором — значит бытьжизнерадостным, счастливым. Помимо этого, часто идут рядом такие качества, как:доброта, находчивость, доброжелательность, популярность в коллективе.
6. Юморспособствует разрешению стрессовых ситуаций.
7. Юморформирует философский взгляд на происходящее, помогая человеку «выходить заскобки» событий.
8. Юморразвивает интеллектуальный и творческий потенциал человека.
Юмор как путеводительуказывает нам на то, что важно радоваться насущным, относиться участливо кпроисходящему, тонко чувствовать жизнь.
Автоматическоесуществование – это жизнь, прожитая зря.
Внимание! До сих порточно не установлено, к какой сфере можно точно отнести юмор: к сфереинтеллектуальной, моральной, или же эстетической. Одно точно можно сказать,детям необходимы любовь и внимание взрослых. Всем людям это необходимо.Внимание, внимание и еще раз внимание!
Анекдот: Сидит обезьянана рельсах, подходит к ней другая и говорит:
— Подвинься.
Списокиспользуемой литературы
1. AndreBerlin, 1988 Г. П.Хлуновская, перевод, 1992
2. Берк Л. Б 48 Развитие ребенка. – 6 – е изд. – СПб.: Питер,2006. – 1056 с.
3. Tronik & Cohn,1989; Weinberg et al., 1999
4. Hernandez &Carter, 1996; Moore, Cohn & Campbell, 2001
5. Kisilevsky et al.,1998
6. Donatelle &Davis, 2000; Friedman, 2002
7. Cumming &Davies, 1994
8. Scroufe &Waters, 1994
9. Watson, 1972
10. Ellsworth, Miur& Hains, 1993
11. Scroufe &Wunsch, 1972
12. Dickson, Forel& Messinger, 1998
13. Jones & Raang,1989
14. Eisenberg et al.,1999
15. Gullone, 2000
16. Izart &Ackerman, 2000
17. Л.И. Тимофеев, С.В. Туралев: Словарь литературоведческихтерминов
18. Электронныйисточник: www.yspu.yar.ru/
19. ЗапорожецИ Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985
20. ЛукА.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977
21. БергсонА. Смех // Психология эмоций. Тексты под. ред. В.К.Килюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.