Реферат по предмету "Педагогика"


Роль мотивационных факторов в выборе профессии у школьников

Оглавление
Глава 1. Теоретические основы проблемы выбора профессии ушкольников через мотивационные факторы
1.1 Понятие «мотивационные факторы» впсихолого-педагогической литературе
1.2 Особенности выбора профессии у старшеклассников
1.3 Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивационныхфакторов выбора профессии у школьников
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования мотивационных фактороввыбора профессии у школьников
Заключение
Библиография
Введение
На сегодняшний момент проблемапрофессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в планестановления человека как полноценного члена современного общества. Молодойчеловек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебногозаведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своегопрофессионального становления в связи с общими социально-экономическимиизменениями страны.
Выбор профессии — один из важныхшагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенностиподростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику верно решитьпроблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Этои является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Передвыпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессиональногосамоопределения. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информациюо возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение овыборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работыявляются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или инуюпрофессию. Необходимым материалом для профориентационной работы являютсясведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.
Мотивация является одной, изфундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Приэтом, как писал X. Хекхаузен: едва ли найдется другая такая же необозримаяобласть психологического исследования, к которой можно было бы подойти со стольразных сторон, как к психологии мотивации. Разработка проблемы мотивациисвязана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительныхсил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждаетчеловека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.
Все это и обусловилоактуальность темы исследования.
При изучениипсихолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие междунеобходимостью подготовки старшеклассников к выбору профессии инедостаточностью методических рекомендаций по изучению роли мотивационныхфакторов в выборе профессии и способах формирования внутренних мотивационныхфакторов.
Выявленное противоречиепозволило обозначить проблему исследования: изучение роли мотивационныхфакторов выбора профессии у школьников.
Данная проблема позволиласформулировать тему исследования: «Роль мотивационных факторов выборапрофессии у школьников».
Объект исследования: процессвыбора профессии у детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: рольмотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Цель исследования: теоретическивыявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить роль мотивационныхфакторов выбора профессии у школьников.
Изучениепсихолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинутьследующую гипотезу: предполагается, что уровень мотивации старшеклассников привыборе профессии недостаточно сформирован. Проведение специально организованнойработы по формированию мотивационных факторов старшеклассников в выборепрофессии положительно скажется на уровне профессионального самоопределениястаршеклассников.
В соответствии с целью игипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическуюлитературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «мотивационныефакторы» в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить особенности выборапрофессии у школьников.
4. Экспериментальным путемпроверить роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Теоретико-методологическаяоснова исследования: описания критериев принятия решения о выборе профессии вработах Ю.М. Забродина, А.В. Карпова, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, М.В. Ретивых,В.Д. Шадрикова, и др., теоретические исследования мотивационных факторов выборапрофессии старшеклассников С.И. Вершинина, Н.Н. Захарова, Е.Л. Климова, М.С. Савиной,С.Н. Чистяковой и других.
Для решения поставленных задач ипроверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализпсихолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
наблюдение, интервьюированиеучеников и учителя.
сравнение, изучение документации;
организация и проведениепедагогического эксперимента с целью проверки гипотезы.
Опытно-экспериментальная базаисследования: МОУ «Викуловская коррекционная школа-интернат». Вэксперименте участвовали учащиеся 9 класса.
Исследование проводилось в триэтапа.
Первый этап — постановочный (01.02.10- 01.03.10) — выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогическойлитературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задачисследования, постановка гипотезы.
Второй этап — собственно-исследовательский (02.03.10 — 02.04.10) — разработка комплексамероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов,проверка гипотезы.
Третий этап — интерпретационно-оформительский (03.04.10 — 03.05.10) — обработка исистематизация материала.
Научная новизна исследования: исследованиясостоит в том, что мотивационные факторы выбора профессии впервые рассматриваютсякак самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена рольмотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Практическая значимостьзаключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут бытьиспользованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка,включающего 42 наименования, приложения. Работа включает таблицы (3),иллюстрирована рисункам (1). Общий объем работы 44 страницы компьютерноготекста.
Глава 1. Теоретические основы проблемы выборапрофессии у школьников через мотивационные факторы1.1 Понятие «мотивационные факторы» впсихолого-педагогической литературе
Мотива́ция (от lat. «movere»)- побуждение к действию; динамический процесс физиологического ипсихологического плана, управляющий поведением человека, определяющий егонаправленность, организованность, активность и устойчивость; способностьчеловека через труд удовлетворять свои потребности [30, с.164].
Мотивация имеет под собойинтеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.
В научной литературе все чащеставится вопрос о профессиональном становлении социального работника. Особуюактуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Сегодня в социальныхслужбах России работает очень много людей, которые не имеют соответствующегобазового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальнойработе. Эти функции в большинстве случаев заключаются в осуществлении «бумажнойработы»: сбор документов, работа с архивом, выдача справок и т.п. Носовершенно очевидно, что понятие «профессия социального работника» гораздошире понятия «деятельность социального работника». Профессиясоциального работника относится к типу профессий «человек — человек»,что требует более высокой квалификации специалиста [28, с.43].
В процессе профессиональнойподготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации.
Достижению профессиональногомастерства способствует мотивационный компонент, обеспечивающий превращениезнаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.
Мотивация занимает ведущее местов структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которыеиспользуются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив,мотивация — побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное состремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивацияобозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта кактивности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребностьсубъекта в достижении определенных благ.
Выделяют внутреннюю и внешнююмотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят овнутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признаниеобщества, престижность и т.п.) — преобладает внешняя мотивация. В научныхисследованиях практической деятельности используются не только методологиявыявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучаютмотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.
Анализ исследований, посвященныхпроблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов,влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду сэкономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большоезначение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороныокружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти видымотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлениюдвух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной [7, с.89].
Согласно первому подходупотребности человека и являются основным мотивом поведения, а, следовательно, идеятельности личности. К сторонникам такого подхода можно отнести американскихпсихологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.
Основа второго подхода — процессуальные теории. К ним относятся теория ожиданий, или модель мотивации поВ. Вруму, теория справедливости и модель Портера Лаулера.
Среди отечественных ученыхнаибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и егоученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.
Эти работы стали основой дляразработки методологического инструментария исследования мотивации у будущихсоциальных работников, изучение которой проводилось на базе филиала КемГУ вгороде Прокопьевске. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности,уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения,выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуютстановлению специалиста-профессионала [17, с.114].
Существует множество факторов,влияющих на выбор профессии юношами и девушками: мнение родителей, сверстникови школьного персонала; полоролевой фактор; уровень развития интеллекта,индивидуальные способности, а также такой немаловажный фактор, как интерес ктому или иному виду деятельности.
По А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелёву,мотивационные факторы делятся на внутренние и внешние.
I. Внешние мотивационные факторы:
1. Факторы давления — рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино,требования объективного характера (служба в армии, материальное положениевнутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
2. Факторыпритяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружениячеловека; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода,престиж, предрассудки).
3. Факторы с относительнойбессодержательной мотивировкой:
− этой профессии легконаучиться;
− так поступили мои друзья;
− учебное заведениенаходится близко от дома;
− работа не очень трудная.
4. Факторысоциально-экономического характера:
− люди с этой профессиейвезде нужны;
− материальные блага.
II. Внутренние мотивационныефакторы (личные, профессиональные и жизненные планы):
1. Привлекает содержание этойпрофессии.
2. Наличие практических качеств.
3. Желание принести пользуобществу.
4. Притязание на общественноепризнание.
5. Присутствие интересов,склонностей, способностей.
Чем менее учащиеся информированыо мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующимифакторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальныйдоход, престижность профессии и др.)
Среди различных психологическихфеноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое вниманиеуделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющийдействия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленнаяцель [11, с.14].
В психологии мотивации интересрассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребностьи интерес как отношение.
Большинство психологов связываютинтерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес копределённой форме самых разных потребностей, в том числе познавательных (В. Вичев,А.К. Ковалёв, А.В. Петровский и др.), другие считают, что интерес — болеесложное и широкое явление, чем простая потребность (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов,В. Макдауголл). На наш взгляд, интересы возникают на основе потребностей, но несводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личнуюприязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес можетстать потребностью, трансформирующейся в мотив при выборе профессии. Например,интерес к педагогической деятельности может стать настоятельной потребностьюпоступления в педагогический вуз и получена в будущем профессии, связанной сданным видом деятельности.
Многими психологами интересрассматривается как отношение, где на первый план выходит его эмоциональнаяокрашенность. В частности, с точки зрения Б.И. Додонова, интерес — этопотребность в переживании отношений, положительных эмоций [39, с.153]. Эмоциимогут быть индикаторами потребностей человека. Однако не только положительными,но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно-эмоциональноеотношение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворениипотребности, а не при её появлении. Именно регулярное удовлетворениепотребности создаёт положительное отношение, пробуждает интерес к объекту илидеятельности, удовлетворяющим потребность. Скажем, юноша либо девушкаиспытывают положительные эмоции при посещении театра, что пробуждает в нихинтерес к данной профессии и, как следствие, потребность заниматься даннымвидом деятельности.
Кроме того, удовлетворяяпотребность в удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же времяудовлетворяет другие потребности — в служении обществу, в самовыражении,обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь жезначительную роль при выборе профессии.
Что касается формированияпрофессионального интереса, то он не всегда начинается с осознанияпотребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило,появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательностиобъекта либо деятельности. Причем ещё в раннем детстве, когда ребенок принимаетна себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение [8,с.243]. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И именно в этот моментинтерес должен стать потребностью, которая будет выступать решающим мотивом привыборе профессии.
Однако следует помнить, что синтересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, ивозможности юноши либо девушки. Интересы, основанные на личных способностях,сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа илипринятой в данном обществе системы ценностей.
Пилотажное исследованиепоказало, что наличие только лишь интереса к определённому виду деятельностиявляется достаточно частым основанием в профессиональном самоопределении. Однаконередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой,увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный наповерхностном, чисто внешнем впечатлении или подкреплённый советами родителей,друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается,ожидания не оправдываются и остаются «суровые будни», к которымчеловек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работапревращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию [23, с.358].
Таким образом, мотивационныефакторы — это движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельныеего черты. В нашем исследовании — это движущая сила выбора профессиишкольниками. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, нополезно учитывать тот факт, что, придавая большое значение мотиву выбора какстартовой характеристике, необходимо видеть как ретроспективу (историю) данноговыбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие.
Об особенностях выбора профессииу старшеклассников пойдет речь в следующем параграфе.1.2 Особенности выбора профессии у старшеклассников
Жизненный план — понятие широкое.Он охватывает всю сферу личного самоопределения — моральный облик, стиль жизни,уровень притязаний.
Самым важным, неотложным итрудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологическиустремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» черезнезавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнькажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой иподлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его [16, с.52].
Он хорошо понимает, чтосодержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того — сумеет ли онправильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выгляделюноша, выбор профессии — его главная и постоянная забота.
В пору юности все определенней иотчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, всеясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупностиопределяют склад его личности.
Старшеклассники существенноотличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и посвоим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степеньюсамосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.Юность — это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностныеориентации, установки [39, с.78]. По сути, это период, когда осуществляетсяпереход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степениответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизниобщества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем,профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокругпроцесса идентичности, состоящего из серии социальных, ииндивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
Экспериментальное изучениезначимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков июношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивысамоопределения и узкопрактические, в выборе профессии — мотивация выборапрофессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходитпереход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию [37,с.2553].
Выбор профессии и овладение еюначинается с формирования мотивационных факторов. На этом этапе ученики должныуже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферыдеятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологическогоресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определеннымпрофессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбраннойпрофессией.
Выбор будущей профессии волнуетне только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: кудаидти дальше — в десятый класс, ПТУ, техникум.
Становление планов на будущеесоставляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковомпериоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подросткаявляется именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многоеизменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности — определенныецели, задачи, мотивы [1, с.532].
В подростковом возрасте детскиеформы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственныхвозможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намеренияв практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим,о будущей профессии размышляют мало.
Многое может стимулироватьпоявление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подросткиинтересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу,посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают своивозможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подросткуосознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности- лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать«крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо «приземлить»ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлантрудностями, а не розами [23, с.379].
Для многих подростков времяобучения в 9 классе — период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараютсяперевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантамбудущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиямпрофессии, четвертые — собирают информацию о привлекающей профессии и учебномзаведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников,обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от«детских» [28, с.32].
Многие склонны поддаватьсявлиянию авторитетных или более взрослых друзей.
Периодически возникают споры иразногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение[43, с.221].
Приближающееся окончание 9класса стимулирует размышления подростков о своем будущем.
Есть два способа выбиратьпрофессию. Один — метод «проб и ошибок», когда ищешь в слепую, пробуясебя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственнуюпрофессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойномусуществованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйтибольшая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий — десятки тысяч. Возможендругой путь: изучить, прежде всего, самого себя — свои интересы и склонности,особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы — словом всето, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миромпрофессий, узнать требования профессии к человеку — и соотнести их со своимиособенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.
Правильный выбор профессии — сложныйи длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Егоэффективность, как правило, определяется степенью согласованностипсихологических возможностей человека с содержанием и требованиямипрофессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способностиадаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи сустройством своей профессиональной карьеры.
Итак, выбор профессии — один измоментов, определяющих жизненный путь человека. Во-первых, это длительныйпроцесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное вцепь событий профессиональной биографии человека.
По мнению Д. Сьюпера, человекдолжен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» как собственнообраза человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта, какструктуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальныхспособностей, интересов, ценностей личности, как внутренних (содержательных),так и внешних (сопутствующих процессу труда), отношения к труду, работе ипрофессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность вэтой профессии, черт личности, как наиболее общих моделей поведения человека,профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко [17, с.52].
Успешность выбора профессии взначительной степени определяется психологической готовностью учащегося квыбору профессии, связанной:
с формированием профессиональнойнаправленности личности,
адекватной самооценкойспособностей,
реалистичным уровнем притязаний,
устойчивыми профессиональныминамерениями,
достаточной информированностью опрофессиях.
Профессиональное самоопределение- длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью,отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентовсоциализации личности.
Поэтому на уровне школы работапо изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должнабыть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, ипедагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, самиучащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать иродители школьников.
Проблема выборапрофессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте,когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненныхвыборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением,материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельныйжизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решениеприходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами,а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоитжить.
В связи с этим припрофессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательныеэмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности,принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемыпрофессионального выбора, откладывая его на неопределённое время илиперекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.
Психологи Ф. Седлак, Х. Бройер, Т.В.Нестер выделили 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:
1 тип — безразличный,меркантильный;
2 тип — нерешительный,фантазирующий;
3 тип — послушный,безответственный;
4 тип — целеустремлённый,уверенный [26, с.442].
Как показывают результаты нашегоопроса девятиклассников, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.
Ошибки при выборе профессии:
1. Ориентация подростка сразу напрофессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
2. Пренебрежение к профессиям,которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
3. Отсутствие своего мнения ввыборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованиюродителей или других людей.
4. Перенос отношения кконкретному человеку, который является представителем данной профессии, на самупрофессию.
5. Увлечение только внешней иликакой-либо одной стороной профессии.
6. Перенос отношения к учебномупредмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
7. Выбор профессии, связанный свыбором данной профессии друзьями.
8. Отсутствие уменийразобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
9. Выбор профессии, определяемыйматериальными соображениями семьи и самого ребёнка.
10. Высокая или низкаясамооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность ввыборе этой или иной профессии [34, с.166].
Таким образом, особенностивыбора профессии у старшеклассников состоят в том, что старшеклассникистремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманиюсобственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностейу школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.
Объективно и полно оценить себястаршеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: однисклонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказаннаяшкольнику в выборе профессии, не только помогает ему организоватьнепосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьныепредметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), нои привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когдаоптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка отсоблазнов сегодняшней жизни).
Такая работа побуждает школьниказадуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания,способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.
О роли мотивационных фактороввыбора профессии у школьников пойдет речь в следующем параграфе.1.3 Роль мотивационных факторов выбора профессии ушкольников
Мотивационные факторы при выборепрофессии — это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, тоесть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественносоциальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получитьстудент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качествасовременного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизнииграют главную роль [41, с.18].
Проанализируем в этой связимотивационные факторы поступления в вуз в историческом аспекте. Средимотивационных факторов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям,культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла ввузы за светом высоких знаний.50-60-е гг. — это эпоха тотальнойиндустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новоекачественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребеньзначимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все болееформально — как мода.
Анализ данных тех лет показываетзначительные изменения в мотивационных факторах поступления в вузы, а такжерасширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. быловыявлено 10 мотивов, а в 1994г. — уже 82 мотива.
В 60-ые е годы, ведущим былмотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностноеразвитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, преждевсего, как «кузница кадров» для народного хозяйства. Домирующиммотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности вответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участиюв развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников).
Еще в 50-е гг. специалист свысшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-егоды эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.
В 80-е гг. высоко цениласьвозможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применятьсвои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческоесодержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это былосвязано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.
На переломном этапе историинашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получитьдиплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или онибыли уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.
Уже в 1994 году структурамотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы бытьвысокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%),сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотивполучения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%),исследования показывают падение этого показателя [29, с.558].
Появились установки, порожденныесовременной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу икарьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей странымотив, как возможность работы за рубежом (18%). Социологами замечено, что«студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивыполучения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студентытехнических специальностей — по преимуществу получение специальности и будущиеперспективы» [7, с.274].
Для более детального анализаостановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненныхпланах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием.
Выдвигаются следующие критериидля подробной характеристики мотивационной структуры:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выборомпрофессии;
3) осведомленность о будущейпрофессии;
4) желание работать в дальнейшемпо специальности;
5) цели будущей профессиональнойдеятельности;
6) требования к будущей работе.
Исследования, проводившиеся в60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образованиеформируют часто такой мотив поступления, как «в любой вуз — лишь бы в вуз».Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивоминтереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно.
В 90-е гг. иерархия мотивоввыбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надосказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежиочень ярко выражено.
За последние 10-15 лет сильноизменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритетотдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным синостранными языками.
Как в 60-е гг., так и сейчасотмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессиюсвоим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели восознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а такжев недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своихвозможностях.
Четкое представление о различныхсторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многомопределяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно,следует согласиться с Е.Н. Прощицкой, которая утверждает, что сказывается иизменение социального состава студентов: «с появлением „коммерческого“набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбораспециальности и соответствии ему своих способностей молодые люди» [27, с.226].
Если студенты хорошо осведомленыо своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, еслинет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.
Какие же цели будущейпрофессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Измененияпроизошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичныесоциальные ценности считал важнейшими Т. Парсонс — частная собственность ииндивидуальная свобода.
Многие авторы утверждают, чтопреобладание торгового, «лавочного» бизнеса над производственным вомногом объясняет отсутствие у молодежи интереса к сложным видам трудовойдеятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу. Нам же видится причинаэтого в трудностях производственной деятельности. Непомерные налоги непосильныи душат любое производство, трудно конкурировать с импортным товаром, и какследствие — специалисты производственники оказываются не нужными, а быть ими — невыгодно. Все это во многом объясняет искажение ценностей и мотивов в сферетруда.
Интересными являются мотивы,отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те «мотивы, под воздействиемкоторых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха ипроцветания на научном поприще:
бесконечная любовь к Природе иПравде;
восхищение красотойзакономерности;
простое любопытство;
желание приносить пользу;
потребность в одобрении;
ореол успеха [34, с.243].
И, наконец, последнее попорядку, но не по важности:
боязнь скуки...
В настоящее время формируетсяновый тип личности, который по своим чертам принципиально отличается от типаличности, воспитанного в традициях коллективной морали „советскогочеловека“. Специфические черты личности нового типа: готовность к риску,личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, преждевсего, на свои силы, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре. Статуспредпринимателя становится все более привлекательным для значительной частиподрастающего поколения.
Таким образом, рольмотивационных факторов выбора профессии у школьников заключается в том, что онипобуждают школьников к активности и деятельности, связанную со стремлениемудовлетворить определенные потребности, в данном случае, к правильному иосознанному выбору профессии.
Следующая глава будет посвященаисследованию роли мотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Глава 2. Экспериментальное исследованиемотивационных факторов выбора профессии у школьников2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
Для изучения роли мотивационныхфакторов выбора профессии у старшеклассников в выборе профессии на базе МОУ»Викуловская коррекционная школа-интернат" был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участиеучащиеся девятых классов в составе 20 человек. Список учащихся, участвующих висследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трехэтапов:
1 этап — диагностика сформированностивнутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников.
2 этап — работа по изучению ролимотивационных факторов выбора профессии школьников.
3 этап — анализ результатовисследования роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.
Для выявления сформированности внутреннихмотивационных факторов выбора профессии школьников использовались следующиекритерии:
познавательный интерес;
самооценка склонностей кпрофессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности;
сформированностьпрофессионального плана.
На основе выделенных критериев,а также для аналитической обработки результатов исследования и полученияколичественных показателей были выделены три уровня сформированностимотивационных факторов выбора профессии школьников старшеклассников: низкий,средний и высокий.
Высокий уровень присущ темучащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностьюсовпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью сдостигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
Средний уровень наблюдается втом случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают своивозможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают наоснове познавательного интереса к школьным предметам без учета своейпригодности.
Низкий уровень имеет местотогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов,способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. Посуществу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.
С целью определениясформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников мыиспользовали методики: “Карта интереса” (по А.Е. Голомштока),“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову).
Рассмотрим результатыдиагностического этапа эксперимента.
“Карта интереса” (по А.Е. Голомштока).
Вопросы данной методики касаютсяотношения к различным направлениям деятельности. Если старшекласснику нравитсяделать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номеромвопроса ставят плюс, если не нравится — минус. Вопросы к данной методикепредставлены в приложении 2.
Обработка результатов. Десятьколонок в бланке — это десять возможных направлений профессиональнойдеятельности:
физика и математика;
химия и биология;
радиотехника и электроника;
механика и конструирование;
география и геология;
литература и искусство;
история и политика;
педагогика и медицина;
предпринимательство идомоводство;
спорт и военное дело.
Необходимо подсчитать числоплюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пятьбаллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это- необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другоеважное условие — способности, или профессионально важные качества. Если суммабаллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональныеинтересы слабо выражены.
Анализ результатов:
ярко выраженный интерес иливысокий
Механика и конструирование — 21%Сфера обслуживания — 21%
средний интерес
Сфера обслуживания — 62%География — 52% Спорт и военное дело — 50%
Механика и конструирование — 40%Биология — 38% Медицина — 40%
Радиотехника и электроника — 38%
низкий интерес
Физика и математика — 59% Филология- 55% История и политика — 53%
Педагогика — 40% Химия — 36%
интерес не выражен
Искусство — 50% История иполитика — 33% Педагогика — 34% Химия — 22%
Результат диагностики позволилвыявить уровень профессионального интереса учащегося, так как профессиональныйинтерес у подростков формируется на основе имеющихся интересов и тесновзаимосвязанных друг с другом, которые позволяют построить прогноз успешностиобучения в одной из профессиональной сферы деятельности. По результатомвыявленного познавательного интереса попытаемся определить или сделать прогнозпрофессиональной деятельности.
Построение прогноза успешности кпрофессиональным сферам деятельности:
ярко выраженный интерес иливысокий
Сфера “Человек — техника" — 50% Сфера “Человек- человек" 50%
средний интерес
Сфера “Человек — человек" — 50% Сфера “Человек — техника" — 25%
Сфера “Человек — природа" — 25%
низкий интерес
Сфера “Человек — человек" — 50% Сфера “Человек — техника" — 15%
Сфера “Человек — знаковаясистема" — 35%
интерес не выражен
Сфера “Человек — природа" — 15% Сфера “Человек — человек" — 50%
Сфера “Человек — художественныйобраз" — 35% большинство учащихся имеют смешанный познавательный интерес,если его соотносить по сферам профессиональной деятельности; более четкопрослеживается яркий интерес к сфере “Человек — техника”, эти данные можнообосновать так, что большинство учащихся по данной школе мальчики; не четкопрослеживается интерес к сферам “Человек-природа” и “Человек — художественный";сфера “Человек — человек", “Человек — знаковая система" имеет среднююпозицию, то есть познавательные интересы учащихся зависят от мотива выборапрофессии.
“Дифференциально-диагностическийопросник” (по Е.А. Климову).
Методика предназначена дляотбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типовпрофессий Е.А. Климова. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видовдеятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответовпоставить знак " + ".
Время обследования неограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросамине следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30мин.
Экспериментатор может зачитыватьвопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такойспособ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченномвременном интервале.
Инструкция к методике и тестовыйматериал приведены в приложении 3.
Анализ результатов:
Сферы профессиональнойдеятельности
“Человек — природа" — 10%“Человек — техника ” — 31% “Человек — человек" — 14%
“Человек — знаковая система"- 14% “Человек — художественный образ" — 5%
Смешанный тип — 29%
На основе результатов двухметодик учащимся предлагаются следующие профили обучения в 10 классе: токарь — станочник, автослесарь, радиотехник парикмахер-визажист, повар-официант,педагог-организатор, секретарь — референт, оператор ЭВМ. При определениипрофессий для данной школы использовались смежные профессии, которые включают всебя несколько сфер профессиональной деятельности, так как в данной школе 29%учащихся имеют смешанный тип склонностей к профессиональной деятельности. Вовремя комплектования групп учащимся из предложенных профессий предлагаетсявыбрать четыре профессии, по которым учащийся желает обучаться или ознакомиться.Выбранные профессии учащемуся предлагают проаранжировать по трем ступеням: профессияочень-очень нравиться или я хочу ознакомиться очень-очень; профессия оченьнравиться или я хочу ознакомиться очень; профессия нравиться или я хочу простоознакомиться с данной профессией. Данные ступени позволяют выявить интересучащегося к той или иной профессии, а также осуществлять профильное обучение пожеланию и интересу ученика.
Результаты комплектования групп(общий результат по дню): можно увидеть, что 60% учащихся осуществляют профильнуюподготовку по первой ступени (Кирилл П., Данил Б., Никита Д., Сергей З., ДенисД., Артем М); 14% — по второй ступени (Елена В., Женя С); 10% — по третьейступени (Лена У). Из результатов 7% учащихся перешли в другую группу (Елена В.,Женя С., Катя К., Марина Л., Ваня Ж., Дарья П., Света Р), так как реальнооценили свои возможности, склонности и интересы по данной профессии; 4%учащихся выбрали профиль обучения по индивидуальной беседе (Маша Ж., Лена У.,Юля О., Лолита Г), то есть данные учащиеся не присутствовали на комплектованиии не могли проранжировать представленные профессии по своим интересам; 5%учащихся обучаются “не пожеланию" (Кирилл П., Данил Б., Никита Д., СергейЗ., Денис Д), эта те учащиеся, которые выбрали профессию неосознанно, не зналиспецифики данной профессии или выбрали профессию за компанию с другом, сданными учениками проводится индивидуальная работа.
Нами было проведено такжеанкетирование.
Результаты анкетного опросапоказывают, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии у школьниковвыступает «возможность принести пользу людям» (85% опрошенных). Приоценке будущей работы большое число школьников обращает внимание на творческий,интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос «Чеговы ждете от работы по выбранной Вами специальности?» — «высокиедоходы» назвали лишь 6%. Респонденты невысоко оценивают перспективыкарьерного роста в профессиях. Так вариант ответа «в выбранной профессиименя привлекает возможность занять высокий пост» выбрали 10% опрошенных.
Данные приведенные в таблицесгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов:
 
Таблица 1. Распределениеответов на вопрос «Чего вы ждете от работы?»
Ведущая мотивация
Критерии значимости
В%от числареспондентов Содержательная мотивация: Творческий, интересный характер работы 95 Ее соответствие моим способностям, умениям 74 Самостоятельность, независимость 9 Связь с современной техникой, технологией 7 Возможность реализовать свой потенциал 28 Мотивы социальной значимости: Возможность принести пользу людям 85 Возможность достичь признания, уважения 11 Статусные мотивы: Возможность получать высокие доходы 6 Возможность занять высокий пост. 10 Высокий престиж профессии 35
Таким образом, для школьниковнаиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте — мотивысоциальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборепрофессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотивсоциальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такоймотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.
Данные констатирующего этапаэксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2. Показателисформированности мотивационных факторов выбора профессии школьниковМетодика Познавательный интерес Самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности Сформированность профессионального плана Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной 5 14 1 4 15 1 4 14 2 “Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову) 1 16 3 - 13 7 1 14 5
В результате проведенной работыбыло установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированностимотивационных факторов выбора профессии школьников, 57% испытуемых показалисредний уровень и лишь 13% старшеклассников имеют высокий уровеньсформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников.50%учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальнымивозможностями и с потребностями рынка труда; 46% учащихся ориентированы ввыборе профессии на поддержку со стороны взрослых; 67% не имеют представления онаучных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией отребованиях профессии к ее «соискателю» и не владеют умениями анализасвоих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями овозможностях обучения интересующей сфере деятельности.
Качественный анализ полученныхрезультатов позволил сделать вывод о том, что большая часть старшеклассниковимеет средний и низкий уровень сформированности мотивационных факторов выборапрофессии школьников и нуждается в коррекции.
2.2 Анализ результатов исследования мотивационныхфакторов выбора профессии у школьников
На данном этапе эксперимента мыпровели работу по формированию мотивационных факторов у старшеклассников. Дляэтого мы провели серию занятий, план которых приведен в приложении 4. Занятиябыли направлены на формирование критериев, определенных в началеэкспериментального исследования — познавательного интереса, самооценкисклонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональнуюнаправленность личности и сформированность профессионального плана.
В ходе данного этапаэксперимента были проведены консультации со старшеклассниками.
Тематика психоконсультирования:
Тема: Склонности и интересы впрофессиональном выборе (“хочу”).
Содержание. Понятие о интересе -“хочузнать", склонности “хочу делать”. Значение интересов и склонностей впрофессиональной деятельности.
Диагностическая работа. Картаинтересов.
Развивающая работа. Актуализацияпрофессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующийпрофессиональной сферы.
Тема: Что Я знаю о мирепрофессий? Классификация профессий.
Содержание. Что такое профессия?Классификация профессий по профессиональным сферам деятельности.
Развивающая работа. Игра“Аукцион” (работа в группах).
Тема: Мои личные ипрофессиональные планы.
Содержание. Понятие личныйпрофессиональный план как образ, мысленного представления будущего.
Развивающая работа. Схемапостроения профессионального будущего.
Основной цель психоконсультированияучащихся является выявление сформированности профессионального плана. Главнымкритерием сформированности профессионального плана является — не чья либовнешняя оценка готовности к выбору профессии, а состояние удовлетворенностиоптанта сделанным выборам, при условии, что обстоятельства этого выбора имдостаточно хорошо осознаны.
Критерии сформированногопрофессионального плана:
Профессиональный планотсутствует, склонности не выражены.
Профессиональный планотсутствует, но склонности выражены.
Профессиональный плансформирован при отсутствии склонностей.
Профессиональный планрассогласован со склонностями.
Профессиональный план согласовансо склонностями.
И, наконец, мы разработалипрофориентированный лекторий для старшеклассников, направленный на психологическуюпомощь в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Профинформационный лекторийпомогает учащимся увидеть особенности мира профессий. Главная задача которогоне сводиться только к ознакомлению учащихся с миром профессий, а состоит в том,чтобы развивать и углублять полученные знания.
Тематика:
Тема: Внутренний мир человека ивозможности его познания.
Содержание. Понятие личности. Уникальностьличности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологиикак науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности воказании помощи в профессиональном самоопределении.
Практическая работа. Составление“дерева" психологических качеств личности.
Тема: Какие бывают профессии.
Содержание. Можно ли познать мирпрофессий? Научные способы квалификации профессий. Квалификация профессий зарубежом.
Коррекционно-развивающая работаосуществлялась через специально организованную систему мероприятий, которыеориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести своииндивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.
Основная цель курса “Я выбираюпрофессию”:
актуализация процессапрофессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности,включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, ихсоответствия в процессе получения первоначальных профессиональных знаний,умений и навыков.
Задачи курса:
повысить уровень психологическойкомпетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениямирасширения границ самовосприятия, пробуждения потребности всамосовершенствовании;
ознакомить со спецификойпрофессиональной деятельности и обеспечить возможность соотносить своисклонности и способности с требованиями профессий.
Результатомкоррекционо-развивающей работы являлось умение сопоставлять свойпрофессиональный план и индивидуальные особенности, которые необходимы дляреализации профессионального плана.
Для проверки эффективностиэксперимента, было проведено контрольное обследование школьников. Методикаконтрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследованияуровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников. Данныеконтрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальнойи контрольной группах испытуемых приведены в таблице 3. Результатыанализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровнясформированности мотивационных факторов.

Таблица 3. Показателиуровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников на контрольномэтапе экспериментаУровень сформированности мотивационных факторов старшеклассников
Количество
наблюдений % Низкий Средний 7 70 Высокий 3 30
Для наглядности показателиуровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников вэкспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента представлены нарисунке 1.
/>
Рис. 1. Уровень сформированностимотивационных факторов старшеклассников на контрольном этапе
Сравнение данных констатирующегоэтапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количествоучащихся с низким уровнем сформированности мотивационных факторов уменьшилосьдо 0, на 10% увеличилось количество старшеклассников, имевших средний уровеньсформированности мотивационных факторов. За счет уменьшения количества низкогоуровня сформированности мотивационных факторов на 10% увеличилось количествостаршеклассников, показавших высокий уровень сформированности мотивационныхфакторов. В целом, это доказывает, что содержание и методы формирующего этапаэксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышенияуровня сформированности мотивационных факторов у старшеклассников.
Таким образом, методы, которыемы применили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли намзначительно повысить уровень сформированности мотивационных факторовстаршеклассников, а мотивационные факторы, которые мы формировали у школьниковв ходе эксперимента, помогли многим ученикам определиться в выборе профессии, чтоговорит об эффективности реализованных нами мероприятий.
Заключение
На основании анализа литературыпо теме исследования были рассмотрены понятие «мотивационные факторы»и основные виды их проявления, теории мотивации.
В настоящее время существуетмножество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивациинастолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Самасложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферычеловека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкиевозможности для применения всех упомянутых теорий. То есть утвержденияотдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационнойструктуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными.
При изучении различных теориймотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферыпрофессиональной деятельности, мотивация человека является сложной системой,имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому ик изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимоподходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны,имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своихбиологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфическихособенностей, присущих только человеку, что также необходимо учитывать приизучении именно человеческой мотивационной сферы.
Были выявлены особенности выборапрофессии старшеклассников. У старшеклассников был выявлен высокий уровень сформированностимотивационных факторов, отсутствие познавательного интереса к выбору профессии.
Определена сущность и спецификапрофессионального самоопределения старшеклассников. Среди девочек наиболеепредпочитаемыми являются профессии системы «человек-человек», навтором месте у девочек профессии системы «человек-художественный образ».Наименее привлекательными для девочек, и наиболее — для мальчиков являютсяпрофессии системы «человек-техника». На втором месте у мальчиковпрофессии «человек-знаковая система». Наименее привлекательными длямальчиков казались профессии типа «человек-природа».
Подобрана и апробированаметодика формирования мотивационных факторов старшеклассников при выборепрофессии.
Была выявлена динамика мотивациистаршеклассников при выборе профессии путем проведения контрольногоэксперимента и анализ результатов исследования. После проведениякоррекционно-развивающих занятий у старшеклассников увеличилась познавательнаяактивность. Для старшеклассников более значимыми стали такие ценности какаккуратность и самоконтроль. Было выявлено значимое различие в уровнепритязаний. На наш взгляд это говорит о формировании адекватного уровняпритязаний. Старшеклассники осознают свои реальные возможности и выбираютзадачи согласно им.
Таким образом, задачи,поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута,гипотеза подтверждена.
Библиография
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-еизд., испр. [Текст] /Г.С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия»,1998. — 672с.
2. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности [Текст] / К.А. Абульханова.- М.: Просвещение, 1999. — 224с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. — М.: Просвещение, 1980. — 335с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991. — 229с.
5. Алексеев, Ю. Выбирая профессию [Текст] /Ю. Алексеев // Воспитаниешкольников. — 1982. — № 2. — С.23.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формированияличности [Текст] /Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1995. — 212 с.
7. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]/ Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1972. — 336с.
8. Болотова, Е.Л. Профильное обучение в старшей школе [Текст] / Е.Л.Болотова. — М.: Просвещение, 1996. — 264с.
10. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника[Текст] /А.Е. Голомшток. — М.: Просвещение, 1979. — 390с.
11.3еличенко, А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационныхфакторов трудовой деятельности и профессионального выбора [Текст] /А.И. Зеличенко,А.Г. Шмелев // Вестник МГУ. — 1987. — №4.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] /Е.П. Ильин. — СПб., 2003.- 186с.
13. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/ Е.А. Климов. — изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996. — 475с.
14. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональнойконсультации [Текст] /Е.А. Климов. — М.: Знание, 1983. — 237с.
15. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] /Е.А. Климов. — М.,Просвещение, 1990. — 653с.
16. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е.А.Климов. — М.: Просвещение, 1995. — С.52.
17. Климов, Е.А. Путь в профессию [Текст] /Е.А. Климов. — Л., 1974.- 190с.
18. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание [Текст] / И.С.Кон. — М.: Просвещение, 1984. — 672с.
19. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] /И.С. Кон. — М.: Просвещение,1980. — 386с.
20. Кроль, В.М. Психология и педагогика [Текст] /В.М. Кроль. — М.: Высш.шк., 2003.
21. Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся А.М. Кухарчук,А.В. Центипер. — Минск, 1976. — 127с.
22. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ, 1971. — 289с.
23. Мартина, Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональномусамоопределению в условиях профильного обучения [Текст] /Н.К. Мартина. — Сургут,2006. — 462с.
24. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмыформирования [Текст] /И.О. Мартынюк. — Киев, 1990. — 318с.
25. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия,1999. — 478с.
26. Нестер, Т.В. Формирование готовности сельских школьников к выборупрофессии в условиях региона [Текст] /Т.В. Нестер. — Кемерово, 2001. — 289с.
27. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию! [Текст] /Е.Н. Прощицкая. — М.: Просвещение, 1992. — 332с.
28. Пряжников, Н. Профессиональное личностное самоопределение [Текст]/ Н. Пряжников. — М.: Просвещение, 1996. — 384с.
29. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]/ Н.С. Пряжников. — М.: Академия, 2001. — 672с.
30. Психологический словарь (под ред. Зинченко). — М.: Просвещение,1990. — 532с.
31. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. — М.: Просвещение,1997. — 256с.
32. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/ Ф. Раис. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 624с.
33. Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изученияличности [Текст] / Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта. — М.: МПСИ, издательство «Флинта», 2000. — 326с.
34. Ретивых, М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональномусамоопределению [Текст] / М.В. Ретивых. — Магнитогорск, 1998. — 442с.
35. Решмидт, X. Подростковый и юношеский возраст [Текст] / Х. Решмидт. — М.: Просвещение,1994. — 67с.
36. Советский энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1984. — 142с.
37. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст] / Д.И.Фельдштейн. — М.: А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Международная педагогическаяакадемия, 1994. — 372с.
38. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации[Текст] /А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. — 1997. — №2.
39. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескомувозрасту Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184с.
40. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональномусамоопределению [Текст] /С.Н. Чистякова. — М.: Филология. Институт общего среднегообразования РАО, — 1997. — 80 с.
41. Шангин, Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников среднейшколы к сознательному выбору профессии [Текст] /Н.А. Шангин. — Ярославль, 1969. — 18с.
42. Энциклопедический словарь. — М.: Просвещение, 1987. — 967с.
43. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развитияу учащихся общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Ярошенко. — М.: Просвещение,2004. — С.235.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.