Реферат по предмету "Педагогика"


Род несклоняемых существительных и методика их изучения

РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХСУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ


Введение
Наторжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан,Президент Ислам Каримов в своем докладе 2010 год объявил «Годом гармоничноразвитого поколения» и отметил: «…В центре устремлений каждого из нас стоит мечтавырастить наших детей физически и духовно здоровыми, ни в чем и никому неуступающими, увидеть их счастье и благополучное будущее».
Формированиесамостоятельно и свободно мыслящей личности, способной сознательно участвоватьв общественно-политической жизни, активно влиять на социальные процессы,ответственность за судьбу страны, семьи – вот главный приоритет Национальнойпрограммы по подготовке кадров. Её осуществление должно быть увязано сидеологией национальной независимости, которая «по своей сущности и содержаниюпредставляет собой важный критерий духовной жизни общества, действеннуюпрограмму его коренного преобразования, устремленность в будущее, формированиянового мировоззрения у людей, развития общественной мысли».
Образование–это фактор, влияющий на уровень развития человеческого капитала и,следовательно, страны. Поэтому состояние образовательной системы, соответствиезадачам экономического и общественного развития страны входят в числоприоритетов государственной политики в Узбекистане. Подтверждением этому служитпринятая в республике национальная программа подготовки кадров.
Речьидет о новом взгляде на образование как систему воспитания компетентного имобильного человека, способного найти профессиональную, специальную ипсихологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных итехнологических условиях. Выпасть из общемирового процесса в данном случае –значит ограничить потенциал развития народа и государства, общества и отдельновзятой личности.
Изучениенесклоняемых имен существительных показывает богатство русского языка. Правильноеопределение рода несклоняемых существительных позволяет избежать ошибок в ихсогласовании с глаголами в форме прошедшего времени (кофе остыл или остыло) и прилагательными (кофе вкусный или вкусное). Поскольку чаще всегограмматический род имен существительных не соотносится напрямую с лексическимзначением слова, принадлежность существительного к мужскому, среднему илиженскому роду приходится запоминать (заучивать). Труднее всего это дается тем,кто изучает русский язык как иностранный.
Вопрос о несклоняемыхименах существительных рассмотрен в работах видных ученых-лингвистов: В.В. Виноградова, Д.Э. Розенталя, Н.М. Шанского, А.М. Пешковского и др.
Актуальность избранной намитемы квалификационной работы определяется необходимостью обобщения и знаниянаучно-методических основ несклоняемых имен существительных в условияхразвития информационно-коммуникационных и образовательных технологий.
Цельисследования – системное описание теории несклоняемых имен существительных, обобщениематериалов методической литературы по изучению несклоняемых имен существительных в 5 классе. В ходе работынадо было решить следующие задачи:
–       описатьосновные достижения русской морфологии в разработке теории несклоняемыхсуществительных;
–                 проанализироватьсовременное состояние теории несклоняемых существительных в учебной литературе;
– выявитьсемантические,синтаксические и стилистические особенности несклоняемых существительных;
–                 проанализироватьпрограммы и учебники в аспекте темы исследования;
–       разработатьнекоторые методические рекомендации по обучению несклоняемым существительным.
Новизнаработызаключается в попытке систематизировать теоретический материал и, создавсистему работы по изучению рода несклоняемых существительных, разработатьконспекты уроков для 5 класса.
Практическаязначимость работы заключается в том, что составлены конспекты уроков, накоторых апробируется дидактический материал, система упражнений, способствующихзакреплению знаний и умений, выработке навыков, и которые могут быть использованы учителямиобщеобразовательных школ.
Структураи основное содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованнойлитературы иприложения. Объем ВКР составляет 71 страницу.
Вовведении определяются актуальность, новизна, цели, практическая значимостьисследования.
В первойглаве «Методологическиеосновы изучения несклоняемых имен существительных» рассматривается вопрос о несклоняемыхименах существительных, теория определения рода несклоняемых именсуществительных, типы несклоняемых имен существительных (несклоняемыезаимствованные существительные, иноязычные географические названия, аббревиатуры, названия средствмассовой информации и др.), вопрос о колебании рода имен существительных; а такжерассмотрены семантические, синтаксические и стилистические особенности несклоняемых именсуществительных.
Втораяглава «Системаработы по изучению темы «Несклоняемые имена существительные» состоит изразделов: «Календарно-тематическоепланирование при изучении темы «Несклоняемые имена существительные», «Конспектыуроков по изучению несклоняемых имен существительных в 5 классе». Здесь даны самостоятельныеразработки трехуроковрусского языка с использованием инновационных приемов, творческие задания по определению рода несклоняемыхсуществительных, обосновано использование различных таблиц при изучении несклоняемых именсуществительных.
Взаключении даны выводы к работе и приведён ряд методических рекомендаций,необходимых для дальнейшей работы над данной проблемой.

1. Методологическиеосновы изучения несклоняемых имен существительных
морфология стилистический несклоняемыйсуществительное
1.1Лингвистические основы изучения несклоняемых существительных
Правильноеопределение рода существительных позволяет избежать ошибок в их согласовании сглаголами в форме прошедшего времени (кофеостыл или остыло) иприлагательными (кофе вкусныйили вкусное). Поскольку чащевсего грамматический род имен существительных не соотносится напрямую слексическим значением слова, принадлежность существительного к мужскому,среднему или женскому роду приходится запоминать (заучивать). Труднее всего этодается тем, кто изучает русский язык как иностранный.
Уносителей русского языка как родного трудности с определением грамматическогорода возникают со следующими типами слов:
· наиболее обширная группа – несклоняемые заимствованныесуществительные: кофе, какао, бордо, виски,бренди, боа, бри, арго, евро, эсперанто;
· иноязычные географические названия: Монако, Лимпопо, Токио, Хельсинки, Тарту, Капри, Чили, Хуанхэ;
· аббревиатуры: ООН, ЮНЕСКО,НАТО, СНГ, ПРО, ВАК, ТАСС, ГЛОНАСС;
· некоторые существительные, оканчивающееся на – ЛЬ в форме им. п. (возникаютсомнения, относить ли эти слова ко второму или же к третьему склонению): тюль, мозоль, полироль, толь, вентиль;
· существительные, форма мн. ч. которых обычно обозначает парупредметов обуви: туфли, ботинки, тапочки,сандалии и т.п.;
· составные существительные.
Рассмотримкаждый из этих типов слов подробнее.
1.Слова,обозначающие неодушевленные предметы
Несклоняемыеимена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленныепредметы, в своем большинстве относятся к среднему роду, например:
· железнодорожноедепо,
· интересноеинтервью,
· маршрутноетакси,
· политическоестатус-кво,
· целебноеалоэ,
· шерстяноекашне.
Правилоимеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий (русский синоним,грамматический род слова, обозначающего родовое понятие, и др.).
Так,к мужскому роду относятся слова:
га(ср.: один га, влияние слова гектар),
кофе (влияние мужского рода уэтого слова во французском языке, из которого оно было заимствовано, а также всвязи с этим существование прежних форм кофей, кофий),
маки (заросль),
пенальти (влияние русскогосинонимического сочетания «одиннадцатиметровый штрафной удар»),
сирокко,торнадо(родовое понятие «ветер»),
сулугуни (родовое понятие «сыр»),
шимми(родовоепонятие «танец»),
экю (старинная французскаямонета; влияние языка-источника) и некоторые др.
Подвлиянием слова-понятия «язык» к мужскому роду относятся слова бенгали,пушту, суоми, урду, хинди и т.д.
Кженскому роду относятся слова:
авеню (русский синоним «улица»),
бере(родовоепонятие «груша»),
бери-бери (родовое понятие «болезнь»),
кольраби(«капуста»),
салями («колбаса») и некоторыедр.
Наконец,некоторые слова употребляются в форме двух родов, например:
авто (средн. и муж., подвлиянием слова автомобиль),
афгани(средн.и жен.),
бибабо (средн. и муж., ср.:маленький бибабо),
бренди (средн. и муж., ср.: крепкий бренди),
мокко (средн. и муж., аналогияс употреблением слова кофе),
наргиле(средн.и муж., близкое понятие «кальян»),
па-де-де и па-де-труа (средн.и муж., родовое понятие «танец»),
цицеро (средн. и муж., родовоепонятие «шрифт»),
эсперанто(средн.и муж.,влияние слова «язык», см. выше);
встречаютсяслова, которые одновременно употребляются в каком-либо из родов и множественномчисле, например, жалюзи (средн. и мн.; ср.: красивые жалюзи).
2.Субстантивированныеслова
Субстантивированныенесклоняемые слова относятся к среднему роду, например: вежливое «здравствуйте»,всегдашнее «да», громкое «ура», наше «завтра», резкое «нехочу».
3.Слова,обозначающие лиц
Несклоняемыесуществительные, обозначающие лиц, относятся к мужскому или женскому роду взависимости от своего значения, т.е. соотнесённости с реальным поломобозначаемого лица, например:
1)мужского рода: рантье, военный атташе, кули, дуче, кюре, рефери, маэстро, наци,квазимодо, янки, шевалье, тореро, импресарио, кабальеро, пьеро;
2)женского рода: фрейлейн, инженю, травести, мисс, леди, ню, пани, мадам, миледи;
3)двуродовые: визави (ср.: мой визави оказался интереснымсобеседником– моя визави оказалась интересной собеседницей), протеже(ср.: наш протеже оправдал все надежды – наша протежеоправдала все надежды), инкогнито (ср.: таинственный инкогнитовнезапно исчез – таинственная инкогнито внезапно исчезла);хиппи (ср.: юный хиппи пел – юная хиппи пела);
4)среднего рода: жюри (в собирательном значении; ср.: жюри постановило).
4.Слова, обозначающиеживотных, птиц и т.д.
Несклоняемыесуществительные, обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц, см. выше),относятся к мужскому роду, например: зебу, пони, шимпанзе, какаду, кенгуру, фламинго, макао, нанду,коала, жако. При этом мужской род употребляется безотносительно к полуживотного. Однако если контекст указывает на самку, то соответствующие словаупотребляются в форме женского рода, например:
кенгуру несла в сумкекенгуренка, шимпанзе кормила детёныша.
Двуродовыми являются слова колли,гризли (средн. и муж.).
5.Географические названия
Роднесклоняемых существительных, обозначающих географические собственные имена(названия городов, рек, озёр, островов, гор и т.д.), определяется пограмматическому роду нарицательного существительного, выступающего в ролиродового понятия (т.е. по роду слов город, река, озеро и т.д.), например:
солнечныйТбилиси (город), широкая Миссисипи (река), полноводное Эри(озеро), труднодоступная Юнгфрау (гора), живописный Капри (остров).
Отступленияот правила объясняются влиянием аналогии, употреблением слова в другомзначении, тенденцией относить к среднему роду иноязычные несклоняемые слова на – о и т.д., например:
ПятиглавыйБештау (влияние названия соседней горы Машук), Северное Борнео (влияниеконечного о), Второе Баку (название места добычи нефти, а негорода), Новые Сочи (ложная аналогия со словами в форме множественногочисла типа Великие Луки).
Иногдаодно и то же слово употребляется в разных родовых формах в зависимости от того,какое понятие подразумевается. Ср.: В период кризиса Сомали страдало отнехватки продовольствия. – Сомали приняла с благодарностью гуманитарную помощь(впервом случае имеется ввиду понятие «государство», во втором – «страна»).
6.Названия средств массовой информации
Породовому наименованию определяется также грамматический род несклоняемыхназваний средств массовой информации, например:
Би-Би-Сисообщила (Британскаярадиовещательная корпорация); либеральная «Ньюс кроникл».
Нередковстречаетсяошибочное согласование: Би-Би-Си сообщило (как несклоняемоесуществительное среднего рода), «Таймс» опубликовал… (название с конечнымсогласным отнесено к мужскому роду), «Бурда моден» продемонстрировалановую летнюю коллекцию одежды (название журнала).
7.Аббревиатуры
Аббревиатуры,образованные соединением начальных букв тех слов, из которых состоит полноенаименование, определяют свой грамматический род по роду ведущего словасоставного наименования, например:
МГУ (МосковскийГосударственный У н и в е р с и т.е. т) праздновал свое двухсотлетие;
АТС (автоматическаятелефонная с т а н ц и я) увеличила число абонентов.
Иногдадопускается и иное согласование, например: ИТАР-ТАСС сообщил… (аббревиатура сконечным согласным отнесена к мужскому роду).
Этоже положение распространяется и на сложносокращенные слова (читаемые поначальным звукам или включающие в свой состав слоговые образования), если этислова не склоняются, например: местное сельпо (сельское потребительское общество).
/>1.2 Колебания в роде именсуществительных
Количествослов с неустойчивой родовой принадлежностью в настоящее время значительносократилось по сравнению с их числом в период XVIII – начала XX века. Однако ив наше время отдельные существительные употребляются то в одном, то в другомграмматическом роде. Только в немногих случаях параллельные формы неразличаются ни своими значениями, ни стилистической окраской: жираф – жирафа, скирд– скирда, ставень – ставня (но все же более частотны формы жираф, скирда, ставня).В большинстве же случаев между параллельными формами имеется различие или семантическое(взятка – взяток, жар – жара, гарнитура – гарнитур), или стилистическое.
Стилистическоеразличиевыражается в том, что одна из параллельных форм является или устарелой, илиприсущей определенному стилю речи. Например, в следующих парах в современномрусском литературном языке утвердились формы мужского рода, а формы женскогорода являются либо устаревшими, либо характерными для разговорного стиля, дляпросторечного или профессионального употребления: ботинок – ботинка, погон – погона,рельс – рельса.
Многиеслова, употреблявшиеся раньше в формах мужского и женского рода или толькоженского рода, в настоящее время закрепились в литературном языке как словамужского рода. В начале века широко использовались такие формы как зала, санатория,фильма.
Режевопрос решался в пользу женского рода: арабеска, бандероль, вуаль, гравюра, дуэль(-и).
Словоовощь (с собирательным значением: В огороде растет всякая овощь)является просторечной параллельной формой не к форме мужского рода овощ, а кформе множественного числа овощи.
Формаженского рода спазма встречается в общелитературном языке (Спазма сжаламне горло). Форма мужского рода спазм присуща профессиональному употреблению (спазмсердечного сосуда).
Словотабель в настоящее время употребляется только в форме мужского рода (отметитьв табеле), но сохраняется словосочетание Петровская табель о рангах.
Параллелизмформ возможен и между мужским и средним, женским и средним родом (первые формыприняты в литературном языке): ведерко – ведерка, коленка – коленко, повидло – повидла,щупальце – щупалец.
Колебанияв роде встречаются у существительных с суффиксами субъективной оценки: выситсяуродливый домина – построили уродливую домину. Среди слов с суффиксом – ин-а выделяютсятри группы:
· словамужского рода: голос – голосина, дождь – дождина (но в винительномпадеже определение при этих словах имеет форму женского рода: громоподобнуюголосину, огромную домину).
· словаженского рода: паспорт – паспортина, сугроб – сугробина
· словаобщего рода: молодец – молодчина, урод – уродина./>Роднесклоняемых существительных
Колебанияв роде наблюдаются и у несклоняемых существительных. Правда, лишь в немногихслучаях эти колебания имеют стилистический характер, чаще речь идет онеустановившейся еще родовой принадлежности. Существуют правила определениярода несклоняемых существительных:
Несклоняемыеиноязычные слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднемуроду: железнодорожное депо, прямое шоссе.
o К исключениям обычно относят только слово кофе.
o В ряде случаев родовая принадлежность ставится в связь сграмматическим родом существительного, обозначающего родовое понятие, поотношению к которому несклоняемое существительное выступает как понятиевидовое. Например, к женскому роду относятся слова бери-бери (болезнь), кольраби(капуста), к мужскому – сирокко (ветер), бенгали, пушту, хинди (языки).
o В других случаях влияет грамматический род слова, выступающего вкачестве эквивалента или синонима по отношению к несклоняемомусуществительному. Например, женского рода – авеню (улица); пенальти может бытьмужского рода (штрафной удар), то же отмечается для слова арго (жаргон).
o Иногда несклоняемое слово воспринимается как сокращение, врезультате появляется грамматический дублет под влиянием полного слова. Так,слово авто употребляется не только в среднем, но и в мужском роде. Слово динамовстречается в форме женского и среднего рода.
o В силу различных обстоятельств слова бибабо, виски, моккоупотребляются не только в среднем роде, но и в мужском (маленький бибабо, шотландскийвиски, превосходный мокко).
o В паре новые галифе – новое галифе первая форма (болеераспространенная) возникла под влиянием аналогии со словом брюки.
o Иногда колебания в роде заимствованных слов можно объяснить влияниемязыка-источника. Например, под влиянием французских слов мужского рода врусском языке имеются устарелые формы мой какао, серый пальто, портмоне остался.
· Несклоняемые иноязычные слова, обозначающие одушевленныепредметы, относятся к мужскому роду: серый кенгуру, ловкий шимпанзе, забавныйпони.
o Для некоторых слов сказывается влияние грамматического рода слова,выступающего в роли родового понятия. Для слов колибри, киви-киви, кукабаррев словарях отмечается мужской и женский род (под влиянием слова птица). Кженскому роду относятся слова иваси (рыба, сельдь) и цеце (муха).
o Следует заметить, что в иноязычных названиях животных мужской родупотребляется безотносительно к полу животного. Однако если контекст указываетна самку, то соответствующие слова относятся к женскому роду: шимпанзе кормиладетеныша.
· Несклоняемые существительные, обозначающие лиц, относятся кмужскому или женскому роду в зависимости от своего значения, т.е.они соотнесены с реальным полом обозначаемого лица: старая леди, богатый рантье.
o То же относится и к именам собственным: великий Верди, бедная Мими.
o Двуродовыми являются слова визави, протеже, инкогнито (в значении «лицо,скрывающее свое настоящее имя»).
o Слово жюри в собирательном значении относится к среднему роду.
· Род несклоняемых существительных, обозначающих географическиенаименования, определяется по грамматическому роду нарицательногосуществительного, обозначающего родовое понятие (т.е. по роду слов город, река,озеро и т.п.): солнечный Батуми, широкая Миссисипи, полноводное Эри (озеро).
o Отсупления от указанного правила объясняются влиянием аналогии,употреблением названия в другом значении, тенденцией относить несклоняемыеслова на – о к среднему роду и т.д.: пятиглавый Бештау (по аналогии с названиемсоседней горы Машук), Большие Сочи (по аналогии с названиями типа МалыеМытищи).
o В некоторых случаях род зависит от того, какое родовое понятиеподразумевается: Мали присоединилось к резолюции (государство) – Мали могларассчитывать на помощь соседних стран (страна).
· По родовому понятию определяется также род несклоняемых названийорганов печати: «Таймс» опубликовала (газета) – «Фигаро» опубликовал (журнал).
· В отношении русских несклоняемых слов существуют следующиеправила:
o субстантивированные несклоняемые существительные относятся к среднемуроду: вежливое «здравствуйте», решительное нет, светлое завтра
o сложносокращенные слова (аббревиатуры), такие как МГУ или роно,если слово не склоняется, определяют свой грамматический по роду ведущего словасоставного наименования: Кировский роно, знаменитый МГУ.
/>
1.3Методические предпосылки изучения несклоняемых существительных
Существительныев курсе русского языка – одна из важнейших тем. В 1 классе происходит знакомство сословами, обозначающими предметы; во 2 классе – рассматривается общее понятие о существительных,род, изменение по числам; в 3 классе – склонение существительных; правописаниепадежных окончаний; в 4 классе – одушевленные и неодушевленные, собственные инарицательные, три склонения имен существительных; множественное число имен существительных;в 5 классе изучают разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, существительныеобщего рода, словообразование имен существительных, правописание суффиксов именсуществительных; в 6 классе дается обобщающее повторение темы. Программаизучения существительных построена ступенчато. Трудности усвоения темы в школе:разносклоняемые существительные, существительные общего рода; правописаниебезударных падежных окончаний; правописание некоторых суффиксов: – ик-, – ек-, –ск–; – о – после шипящих в суффиксах; не с именами существительными; глагольноеуправление предложное и беспредложное. В речевом развитии ребенка имена существительныепоявляются рано, в речи школьников занимают неизменно основное место: 40% всегочисла словоупотреблений в 1 классе; 36% – в 3 классе; 30–32% в 6–9 классах.Основные тенденции использования имен существительных в речи учащихся: быстрыйрост употребления существительных с абстрактным значением; рост использованияимен существительных в формах косвенных падежей; уменьшение числа и почтиполное исчезновение к старшим классам имен существительных с суффиксами оценки.
На уроках поизучению несклоняемых имен существительных учитель ставит следующие цели:
· формироватьпредставления у школьников о несклоняемых именах существительных, учитьправильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;
· развиватьорфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационныекомпетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями,справочниками);
· развитие логического мышления, умения анализировать;
· делать выводы, применять знания на практике;
· развитие устной и письменной речи;
· воспитание творческого воображения;
· воспитывать доброеотношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Длядостижения вышеуказанных целей учитель может использовать различныетрадиционные методы: лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы,дидактические игры, диспуты, устный и письменный опрос и т.д.; а также инетрадиционные, инновационные педагогические технологии: «Мозговая атака», стратегия «ВЕЕР»,Пинбоард, дебаты, Брейн-ринги, Брейншторминги, Таблицы ЗХУ, Диаграммы Венна, ТаблицыЭйлера и др.,в результате использования которых, безусловно, повышается интерес к русскомуязыку, обогащается словарный запас учащихся, проявляется творческая активностьи желание в решении языковых проблем.
Также учительможет использовать различное оборудование: словари, распечатанныетексты, компьютер,проектор, слайды,справочник, учебный словарь «Несклоняемыесуществительные», энциклопедию«Что такое? Кто такой?», альбом, иллюстрации и т.д.
На урокахрусского при изучении темы «Несклоняемые имена существительные» мы предлагаемработу по следующей таблице:
РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Средний род
Мужской род
Женский род
Все неодушевленные существительные
Все одушевленные существительные и слова, обозначающие лиц мужского пола
Существительные, обозначающие лиц женского пола, а также самок животных
хобби (увлечение)
ралли (соревнование)
киви (плод)
гризли (медведь),
какаду (попугай), рефери (спортивный судья),
маэстро (наставник, учитель).
добрая леди,
заботливая фру Хансен.
Исключение: существительные кофе, пенальти являются словами мужского рода;
существительные авеню (улица),
салями (колбаса), кольраби (капуста) и некоторые другие являются словами женского рода.
Учительобъясняет, что род несклоняемых существительныхиноязычного происхождения определяетсяследующим образом:
· Слова,обозначающие неодушевленные предметы,относятся к среднему роду (шерстяное кашне).Это правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий:русский синоним, род слова, обозначающего родовое понятие и др. В таких случаяхсуществительное употребляется как двуродовое. Например: эсперанто – ср.и м.р. под влиянием родового понятия – язык. Исключение – кофе – мужскойрод (черный кофе)(В настоящее время в разговорной речи у этого существительного наблюдаютсяколебания в роде, что уже отмечено некоторыми пособиями по культуре речи.)
· Существительные,обозначающие лиц женского пола,относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатыйрантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже,инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави).
· Существительные,обозначающие животных, птиц и другие одушевленныепредметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полуживотного (забавный пони),кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (Шимпанзе кормила детеныша).Слово колибриявляется двуродовым под влиянием слова птица (Всовременном разговорном языке это слово все чаще употребляется в женском роде (крошечная колибри).То же относится к словам цеце (муха), киви (птица), иваси (рыба, сельдь).
· Родсуществительных, обозначающих географическиеназвания, определяется по родовому наименованию: река, город, острови т.п. (Капри привлекалтуристов – остров).
· Породовому наименованию определяется и род названий органов печати(«Дейли Уоркер» писала– газета).
Род русских имен существительных.
· Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду (наше завтра).
· Сложносокращенные слова (аббревиатуры), образованныепосредством соединения начальных букв от слов полного названия, определяют свойрод по роду ведущего словасоставного наименования (МГУ объявил прием – университет).
Род иноязычных аббревиатур определяется по смыслу (ФИДЕ утвердила– международная шахматная организация).
Иноязычныенарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родамследующим образом:
Кмужскому роду относятся: 1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро,портье); 2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони,фламинго); 3) слова кофе, пенальти и др.
Кженскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).
Ксреднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто,кашне, декольте, депо, метро).
Несклоняемыесуществительные иноязычного происхождения, обозначающие животных иптиц, обычно относятся к мужскому роду (фламинго, кенгуру, какаду,шимпанзе, пони).
Еслипо условиям контекста требуется указать на самку животного, согласованиеосуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, понисочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода.Например: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормиладетёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жеребёнком.
Существительноецеце является исключением. Его род определяется родом слова муха (женскийрод). Например: Цеце укусила туриста.
Вслучае, если определение рода несклоняемого существительного затруднено,целесообразным является обращение к орфографическому словарю. Например: хокку (японскоетрёхстишие) – ср. р., такку (японское пятистишие) – ж.р., су (монета) – ср. р.,фламенко (танец) – ср. р., табу (запрет) – ср. р. Некоторые несклоняемыесуществительные зафиксированы только словарями новых слов. Например: суши (японскоеблюдо) – ср. р., таро (карты) – мн. ч. (род не определяется).
Роднесклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет ижурналов определяется по родовому нарицательному слову, например: По (река),Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро),«Юманите» (газета).
Роднесклоняемых сложносокращённых слов в большинстве случаев определяется по родустержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет – м.р.), МФА(академия – ж.р.).
Извышеуказанных теоретических данных по определению рода несклоняемыхсуществительных в учебнике даны следующие определения:
К среднемуродуотносятся все неодушевленные существительные: хобби (увлечение), ралли(соревнование), киви (плод). Исключение: существительные кофе,пенальти являются словами мужского рода; существительные авеню(улица), салями (колбаса), кольраби (капуста) и некоторые другиеявляются словами женского рода.
К мужскомуродуотносятся все одушевленные существительные и слова, обозначающие лиц мужскогопола: гризли (медведь), какаду (попугай), рефери (спортивныйсудья), маэстро (наставник, учитель).
К женскомуродуотносятся существительные, обозначающие лиц женского пола, а также самокживотных: добрая леди, заботливая фру Хансен.
2. Системаработы по изучению темы «несклоняемые имена существительные» 2.1Календарно-тематическое планирование
Как уже былосказано в 1.3. части работы, существительные в курсе русского языка – одна изважнейших тем. Знакомство со словами, обозначающими предметы, учащиеся начинаютуже в 1 классе. Понятие о несклоняемых именах существительных они получают в 5классе. В 5 классе на изучение тем по имени существительному дается 34 часа. В6 классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения существительныхпостроена ступенчато.
Авторыучебника русского языка для 5-го класса В.И. Зеленина и М.Э. Рожнова (стр. 192–193)предлагают различные задания творческого характера по теме «Род несклоняемыхимен существительных», например:
· накарте Республики Узбекистан (карта дана на стр. 167 учебника) найдитенесклоняемые имена существительные, составьте с ними предложения и запишите их;
· определитерод несклоняемых существительных, допишите окончания прилагательных и др.
Также, на нашвзгляд, особый интерес для учащихся представляют маленькие тексты под рубрикой«Для тех, кто хочет знать больше»:
· ВАнглии к девушке обращаются мисс, а к женщине – миссис. В Германии – фрейлейн ифрау, во Франции – мадемуазель и мадам, в Швеции – фрёкен и фрау.
· Иноязычныефамилии,оканчивающиеся на согласную букву и обозначающие лиц мужского пола, склоняются,например: мистера Джонсона, мистера Кима, мистера Клинтона.
Такие жесуществительные, обозначающие лиц женского пола, не склоняются, например: смиссис Джонсон, о миссис Ким, у миссис Буш.
Иноязычные фамилии,оканчивающиеся на гласную букву, не склоняются, например: с мистером Ли, омадам Долли.
Мы предложилибы грамматический материал представить в форме таблицы. Также, на наш взгляд,было бы целесообразным добавить задания по работе с различными видами словарей.
На урокахрусского языка и на внеклассных занятиях при изучении темы «Несклоняемые имена существительные»мы предлагаем использовать различные приемы педагогической технологии.
Ниже мыприводим примерное календарно-тематическое планирование в 5 классе.2.2Конспекты уроков по изучению несклоняемых существительных
Урок1: «несклоняемые существительные»
Целии задачи:
· определение рода несклоняемых существительных;
· развитие логического мышления, умения анализировать;
· делать выводы, применять знания на практике;
· развитие устной и письменной речи;
· воспитание творческого воображения.
Оборудование:
· словари,
· распечатанные тексты,
· компьютер, проектор.
Ходурока
1.Постановка учебнойпроблемы.Формулирование темы урока.
– Все ли имена существительныесклоняются? (предположения учащихся)
2.Решение проблемы.
1)Прочитатьпесенку.
Как-торано поутру
Сдругом сели мы в метру
Ипоехали в метре
Фильмсмотреть о кенгуре.
Вотсидим мы с ним в кине
Безпальта и без кашне,
Авернее, я и ты
Безкашны и без пальты.
Любиткины детвора,
Еслив кинах кенгура,
Ходит– бродит по шоссу,
Носитв сумке шимпанзу.
Кенгурув кафу зашёл,
Занялтам свободный стол
Исидит за доминой
Сшимпанзой и какадой.
Вдругогромный обезьян
Сталиграть на фортепьян.
Тути взрослый, сняв пенсню,
Хохотална всю киню.
Интересноекино.
Жаль,что кончилось оно.
Вгардероб пора бежать –
Будутпольта выдавать.
2) – Что вас удивило, рассмешило?
–Оправданно ли автор использует рифму?
(Этопесенка про то, как не надо говорить.)
–Просклоняйте слово метро.
– Что заметили? (У словаметро не изменилась никакая часть.)
– Как бы вы назвали такиеслова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму,называются несклоняемыми.)
3)Работапо учебнику: Наблюдение – упр. 409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М. Маршака,выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.).
3.Развитие учебно-языковыхзнаний.
1) Что объединяет имена существительные? На какиегруппы можно разделить слова?
Кенгуру,кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари,Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри.
Записьслов по группам.
Чтениесведений о несклоняемых сложносокращённых словах.
2) Распределительное списывание. В один столбик склоняемые,в другой – несклоняемые.
Эскимо,кино, ведро, метро, пианино, озеро, депо, окно, фойе, горе, море, кофе, кафе,печенье, реле, мелколесье, раздолье.
Словарная работа: проговаривание слов, определение лексическихзначений слов фойе, реле.
4.Проблемный вопрос.
Устносоставить словосочетания типа: крепк… кофе, дорог…пианино. (Могут быть вариантыокончаний).
5.Решение проблемы.
1) Наблюдение. Как согласуются глаголыи прилагательные с несклоняемыми именами существительными.
МосковскийТЮЗ, МГУ подготовил, гостеприимный Осло, широкая Ориноко.
Сравнитьсвой вывод с выводами в учебнике.
2) Закрепление.
3) Составить и записать словосочетания, в которых данныенесклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде.(Словари).
Какао,пианино, тире, какаду, кофе, Сухуми, интервью, Майами, Торонто.
4) Развитие речи. Сочинение – миниатюра(повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414).
6.Подведение итогов. (Работа над устнойнаучной речью). Подготовить связный рассказ на тему: «Что я знаю о несклоняемыхсуществительных?».
7.Домашнее задание.
1. Упр. 416. (заполнить таблицу).
2. Задание творческим группам:
Создатьстаницу журнала «Несклоняемые существительные» Иллюстрировать примерами,рисунками.
1 группа. Слова, обозначающие животных, птиц (пони,шимпанзе, какаду и др.).
2 группа. Слова, обозначающиегеографические названия (Миссисипи – река, Капри – остров, Эри – озеро).
3 группа. Слова, обозначающие фамилии.
Урок 2: «несклоняемыеимена существительные»
Цели:
1.Формироватьпредставления у школьников о несклоняемых именах существительных, учитьправильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;
2. Развиватьорфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационныекомпетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями,справочниками);
3. Воспитыватьдоброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование:компьютер,проектор, аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова),«Если добрый ты – это хорошо…», толковый словарь С.И. Ожегова.
Ходурока:
I. Организационный момент.
У.:Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришлигости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
II. Минутка чистописания.
У.:Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснисько мне добротой,
Иболезни смоет волной,
Ипечаль обойдёт стороной,
Озаритсядуша красотой…
–Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Д.: Доброта– это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу ибережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем нессорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать другихлюдей счастливыми.
У.:Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово«доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям,стремление делать добро другим».
– Ребята, откройтететради и напишите число, классная работа. А с какой буквы начинается слово«доброта»? (д)
Учительпоказывает каллиграфическое написание букв Дд с соединением (учащиесяпрописывают у себя в тетради)
У.: Акакие пословицы о доброте вы знаете?
Д.:1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2.Доброе слово и кошке приятно.
3.Мир не без добрых людей.
4.Нет худа без добра.
5.Доброе слово лечит, злое калечит.
6.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7.Путём зла не доходят до добра.
У.: Акак вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).
У.:Запишите пословицу к себе в тетрадь.
Надоске слова: доброта, добро, задобрить, добряк.
У.:Какое слово «лишнее»?
Д.: Добряк– одушевлённое слово, а остальные слова неодушевлённые, только в этом словеесть нижнее соединение букв.
Задобрить – количествозвуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; только в этом словеесть буква ь; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальныеслова – существительные.
III. Объявление темыурока.
У.: Апо каким признакам вы определили, что все остальные слова – этосуществительные?
Д.: Существительное– это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет,явления природы, чувства и переживания человека.
У.:Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об имени существительном, продолжимработу над склонением существительных, познакомимся с новым понятием«несклоняемые существительные».
– Ребята,я что общего у этих слов?
Д.:Эти слова однокоренные.
У.: Акакие слова называются однокоренными?
Д.: Слова,имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.
Игра«Кто больше».
У.:Придумайте как можно больше однокоренных слов к слову доброта.
Детиработают самостоятельно, через 2 минуты зачитывают свои варианты.
У.: Ворфографическом словаре Александра Николаевича Тихонова есть более 100 слов скорнем – добр– Вот некоторые из них: добро, добрый, добрейший, добренький,предобрый, добрячок, добреть, добродушный, добропорядочный, доброжелательный,добрососедский, добросовестный и т.д.
У.:Посмотрите внимательно на слово «добро» и скажите сколько звуков [о] выслышите? (1, 2). У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетическийразбор слова и выясним: кто из вас прав?
Одинученик работает у доски.
Добро′– 2 слога
д [д]– согл., парн., зв., тв.
о [а]– гл., безуд.
б [б]– согл., парн., зв., тв.
р [р]– согл., непарн., зв., тв.
о[о] – гл., уд.
5 б.,5 зв., 2 гл., 3 согл.
У.:Сколько же звуков [о] в слове? (один)
– Интересно,а почему мы слышим один звук [о] в слове, а пишем букву о в двух случаях?
Д.:Надо проверить безударную гласную словом добр или добрый.
IV. Физминутка.
Элетроннаяфизминутка для глаз под песню Кота Леопольда «Если добрый ты – это хорошо…».
V. Работа по темеурока.
У.:Ребята, а о чём говорит нам эта картинка?
Д.: Отом, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным,растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу.
У.: Адавайте мы с вами изменим по падежам слово «природа».
Одинученик выполняет работу на доске.
И.п. есть(что?) природ
Р.п. нет(чего?) природ
Д.п. дать(чему?) природ
В.п. вижу(что?) природ
Т.п. доволен(чем?) природ
П.п. говорю(о чём?) о природ
У.:Итак, что мы сейчас делали?
Д.:Изменяли окончания существительных по падежам или по вопросам.
У.: Акак это ещё называется?
Д.: Изменениеокончаний имён существительных по вопросам или по падежам, называетсясклонением.
У.:Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.
1 склонение
2 склонение
3 склонение

я  
а   ж.р. –
/> /> /> /> />
а  
я    

м.р. –
/>м.р. –
/> /> /> /> />
о  
е    

ср. р. –
/>сущ ж.р. с ь на конце
У.:Перед вами слова, укажите род и склонение существительных.
Работа,день, солнце, птица, кот, дядя, мышь.
У.:Молодцы, ребята! А теперь послушайте стихотворение:
Как-торано поутру
Сдругом сели мы в метру.
Ипоехали в метре
Фильмсмотреть о кенгуре.
Кенгурув кафу зашёл,
Занялтам свободный стол
Исидит за доминой
Сшимпанзой и какадой.
У.: Апочему вы смеялись? Что-нибудь не так?
Д.:Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.
У.:Совершенно верно. Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогдане изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотятподчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечныегласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторыеиз них похожи на существительные среднего рода, у которых – о и – е –окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, словорешето склоняется, а слово пальто – нет. Итак, какой вывод мы можем сделать?Прочитайте, пожалуйста.
Д.:Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогданельзя менять в падежах различных
Никино, ни домино, ни бюро, и ни метро.
Никафе, и ни шоссе и, конечно, шимпанзе.
У.:Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемыхсуществительных, а ещё больше их в словаре.
VI. Словарнаяработа.
У.:Среди выделенных слов, есть словарное слово, написание которого вы должнызапомнить. Это слово «шоссе». Оно пришло к нам из французского языка ипроизносить его надо по особому: согласный [с] произносится твёрдо. Это дорогас твёрдым покрытием.
– Вспомнитескороговорку, в которой есть несклоняемое существительное «шоссе» и запишите еёв тетрадь.
Д.:Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
У.:Разберите его по членам предложения. Что заметили в этом предложении.
Д.: Внём есть однородные члены предложения (сказуемые).
VII. Игра«Склоняемые – несклоняемые».
Окно,кенгуру, мадам, облако, перо, звено, жюри, шимпанзе, бревно, шоссе, ателье,фонтан, пальто, суфле.
VIII. Творческаяработа учащихся.
Вставьтев предложения слово пальто в нужном падеже.
Вмагазине продаются разные …. Мне купили …. у … меховой воротник. К … пришитыкрасивые пуговицы. Мне тепло в …. я доволен своим ….
IX. Работа поучебнику.
Упражнение116.
– Напишитесловосочетания, изменяя, где нужно, окончания существительных. Подчеркнитеимена существительные, которые не склоняются.
X. Итог урока.
Чемзанимались на уроке?
Чтонового узнали?
Чтохотелось бы сделать ещё раз?
XI. Рефлексия.
У.: Молодцы,ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всемизаданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношениюдруг к другу. Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такиемаленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оноулыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда.Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласкуокружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей,более радостной станет жизнь.
Детиподходят к шкатулке и берут свои солнышки под песню «Дорога добра».
Д.:1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Независит доброта от роста,
Независит доброта от цвета,
Добротане пряник, не конфета.
2. Тольконадо, надо добрым быть,
И вбеде друг друга не забыть.
Изавертится Земля быстрей,
Еслибудем мы с тобой добрей.
3. Добротас годами не стареет.
Добротаот холода согреет.
Еслидоброта, как солнце светит,
Радуютсявзрослые и дети.
У.: Атак, как у нас на Кавказе не принято отпускать гостей с пустыми руками, детихотят подарить вам солнышко побольше, в котором каждый из них оставил частичкусвоего тепла, доброты и улыбки.
Урок 3: «род несклоняемыхименсуществительных»Несклоняемыесуществительные
Заимствованные слова конферансье, маэстро, кенгуру и подобныене изменяются, в отличие от таких заимствованных слов, как шампунь или рояль, иназываются несклоняемыми. У них нет окончаний.Определение
Несклоняемыесуществительные – это группа неизменяемых заимствованныхслов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так инарицательные (фрау, маэстро, меню).
Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода –окончаний.Лекция:
Учитель:Наши знания о роде были бы неполными, если бы мы не вспомнили такие слова, как конферансье,маэстро, кенгуру и другие.
Учитель:Что в них особенного?
Нигора:Это не русские слова.
Руфина:Они не изменяются: Плыли на каноэ. Подошли к каноэ. Стояли рядом с каноэ.
Серёжа:У слов кенгуру, фрау, меню странные окончания. Таких не бывает у русскихсуществительных.
Учитель:Кто из ребят прав?
Учитель:Нигора права.
Учитель:Это заимствованные слова.
Учитель:Верно, заметила Руфина, они не изменяются, в отличие от таких заимствованныхслов, как шампунь или рояль, и называются несклоняемыми.
Учитель:А так как они не изменяются, то и окончаний у них быть не может: ведьокончание – это изменяемая часть слова.
Учитель:Поэтому Серёжа не прав.
Учитель:Итак, несклоняемые существительные – это группа неизменяемыхзаимствованных слов.
Учитель:В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау,маэстро, меню).
Учитель:Вот что написано о несклоняемых существительных в Учебнике.Какопределить род несклоняемых существительных?
Несклоняемые существительные не изменяются. Их конечныегласные – это гласные корня, а не окончания рода. Но у них должен бытьрод. Как его определить?Определение
Несклоняемые существительные, обозначающие животных,относятся к мужскому роду: красивый какаду. Но если речь идёт о животномженского пола, то слова согласуются с несклоняемым существительным в женскомроде: Какая симпатичная эта кенгуру с детёнышем.Определение
Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, зависитот их пола: мадам (она), мсье (он), Дюма (он). Слова, обозначающие и мужчин, иженщин, относятся к мужскому роду: Она замечательный конферансье.Определение
Род несклоняемых существительных, обозначающих географическиеобъекты, определяется по родовому слову: красивый Тбилиси (город), далёкая Перу(страна), полное тайн Онтарио (озеро).Определение
Большинство несклоняемых существительных среднего рода: новоепальто, жёлтое такси, старое пенсне. Но есть и исключения: вкусный сулугуни(сыр), свежая салями (колбаса).
Лекция:
Учитель:Мы знаем, что эти существительные не изменяются. Их конечные гласные – этогласные корня, а не окончания рода.
Учитель:Но род-то у них должен быть. Каким местоимением их заменять? Какаду, например,он или она?
Серёжа:Онууу!!!
Учитель:Смех смехом, но как согласовывать с ними слова? Какаду красивый или красивая?
Учитель:Сидел в клетке или сидела в клетке?
Учитель:Как определять род таких существительных?
Руфина:Я не знаю, как сказать о какаду. А о кенгуру, если у неё сумка с детёнышем, яскажу – она.
Учитель:Анфиса, одушевлённые существительные, обозначающие животных, как правило,мужского рода.
Учитель:Но если мы видим, что пол животного – женский, мы говорим – «она». Вэтом ты права.
Нигора:Дюма – это он, потому что мужчина, писатель.
Нигора:Мадам – француженка, а фрау – немка.
Нигора:Но конферансье… Не знаю. Вести концерт может и мужчина, и женщина.
Учитель:Лиза правильно определила род таких существительных, как Дюма, фрау, мадам.
Учитель:А слова маэстро, конферансье, Нигора, – мужского рода, так же, как инженери врач.
Серёжа:Тбилиси – город, он.
Серёжа:Перу – страна, она.
Серёжа:Ещё я знаю Онтарио. Это озеро, оно. Если знаешь географию, то всё просто.
Учитель:Ты совершенно прав, Серёжа. Если знаешь географию, то определить род слова,называющего географический объект, можно по его родовому понятию.
Руфина:Ой! Я тоже знаю: сулугуни – сыр, значит он, – вкусный сулугуни. Салями –колбаса, значит она – вкусная салями.
Руфина:А вот такси… Почему-то оно. Хотя и машина.
Учитель:Потому что большинство несклоняемых неодушевлённых существительных –среднего рода. Так что, Руфина, такси – «оно» по правилу.
Учитель:А вот салями и сулугуни – это как раз слова-исключения.
Учитель:Если вы сомневаетесь в роде несклоняемого существительного, то можно обратитьсяк морфологическому словарю.
Учитель:Все правила, о которых мы говорили на уроке, есть у нас в Учебнике.Кофе –он или оно?
Вопрос: Как правильно говорить горячий кофе или горячеекофе?
Ответ: В морфологическом словаре рядом со словом кофестоит пометка – м.р. Значит, нужно говорить горячий кофе. Слово кофе –исключение, обычно такие несклоняемые существительные среднего рода.
Сейчас часто говорят о кофе «оно» (конечная гласная – е,как у слов среднего рода), поэтому лингвисты собираются установить двойнуюнорму: кофе – м.р. и ср. р. Таким образом, язык со временемприспосабливает к себе заимствованные слова, заставляет их вести себя по своимзаконам
Лекция:
Учитель:Вопрос? Пожалуйста.
Лиза:Как правильно говорить горячий кофе или горячее кофе. По правилам получается,что кофе должно быть оно. Я так и говорю, а моя бабушка меня всё времяпоправляет. Почему?
Учитель:У нас же есть словарь. Давайте откроем его на букву К.
Учитель:Посмотрите, рядом со словом кофе стоит пометка м.
Учитель:Это значит, что кофе – исключение, слово мужского рода.
Учитель:И бабушка поправляет тебя, Лиза, правильно: горячий кофе – этолитературная норма.
Учитель:Но конечное – е так похоже на окончание слов среднего рода, чтопостепенно большинство носителей русского языка стало говорить о кофе –оно, поэтому лингвисты собираются зафиксировать и этот вариант как норму.
Учитель:Это свидетельствует о том, что язык со временем приспосабливает к себезаимствованные слова, заставляет их вести себя по своим законам.
Материалыдля работы:
1. Справочник;
2. Учебный словарь «Несклоняемыесуществительные»;
3. Энциклопедия «Чтотакое? Кто такой?»;
4. Альбом;
5. Иллюстрации:§  Шимпанзе §  Кофе §  Пони §  Манго §  Какаду §  Салями §  Кенгуру §  Ситро §  Бизе §  Суфле §  Желе 1 §  Сулугуни §  Желе 2 §  Эскимо §  Какао §  Ассорти §  Киви §  Авокадо 1 §  Кольраби §  Авокадо 2 §  Филе §  Озеро Абрау §  Туапсе ·  Река Миссисипи Творческие задания по определению рода несклоняемыхсуществительныхТворческоезадание 1
Представьте себе, что вы попали в зоопарк, где живуттолько те животные, названия которых не изменяются. Найдите их изображенияв Альбоме и опишите. Обязательно используйте прилагательные.Творческоезадание 2
Купите к праздничному столу только те продукты, названиякоторых не изменяются. Их названия вы найдёте в словаре,а изображения в Альбоме. Рекомендуйте их гостям, используяопределения вкусный, свежий, замечательный, спелый, сладкий, нежный, хороший ит.д. Используйте формулы речевого этикета: Возьмите, пожалуйста…, Угощайтесь!Вот… Обязательно попробуйте…
Бизе, желе 1, желе 2, какао, киви, кольраби, кофе, манго,салями, ситро, суфле, сулугуни, эскимо, ассорти, авокадо 1, авокадо 2, филе.Творческоезадание 3
Туристическое агентство обратилось к вам с просьбойпридумать красивые определения для рекламы:
1) города Туапсе, 2)озераАбрау, 3) реки Миссисипи.
Сделайтеэто с помощью энциклопедии «Что такое? Кто такой?» и словаря «Несклоняемыесуществительные».

Заключение
Изучениенесклоняемых имен существительных показывает богатство русского языка. Вопрос онесклоняемых именах существительных рассмотрен в работах видныхученых-лингвистов: В.В. Виноградова, Д.Э. Розенталя, Н.М. Шанского,А.М. Пешковского и др.
Правильноеопределение рода несклоняемых существительных позволяет избежать ошибок в ихсогласовании с глаголами в форме прошедшего времени (кофе остыл или остыло) и прилагательными (кофе вкусный или вкусное). Поскольку чаще всегограмматический род имен существительных не соотносится напрямую с лексическимзначением слова, принадлежность существительного к мужскому, среднему илиженскому роду приходится запоминать (заучивать). Труднее всего это дается тем,кто изучает русский язык как иностранный.Количествослов с неустойчивой родовой принадлежностью в настоящее время значительносократилось по сравнению с их числом в период XVIII – начала XX века. Однако ив наше время отдельные существительные употребляются то в одном, то в другомграмматическом роде. Колебания в роденаблюдаются и у несклоняемых существительных. Правда, лишь в немногих случаяхэти колебания имеют стилистический характер, чаще речь идет о неустановившейсяеще родовой принадлежности. Существуют правила определения рода несклоняемыхсуществительных.
Существительныев курсе русского языка – одна из важнейших тем. В 5 классе изучаютразносклоняемые и несклоняемые имена существительные, существительные общегорода, словообразование имен существительных, правописание суффиксов именсуществительные. Программа изучения существительных построена ступенчато. Вречевом развитии ребенка имена существительные появляются рано, в речишкольников занимают неизменно основное место: 40% всего числа словоупотребленийв 1 классе; 36% – в 3 классе; 30–32% в 6–9 классах.
На уроках поизучению несклоняемых имен существительных учитель ставит следующие цели:
· формироватьпредставления у школьников о несклоняемых именах существительных, учитьправильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;
· развиватьорфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационныекомпетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями,справочниками);
· развитие логического мышления, умения анализировать;
· делать выводы, применять знания на практике;
· развитие устной и письменной речи;
· воспитание творческого воображения;
· воспитывать доброеотношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Длядостижения вышеуказанных целей учитель может использовать различныетрадиционные методы: лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы,дидактические игры, диспуты, устный и письменный опрос и т.д.; а также инетрадиционные, инновационные педагогические технологии: «Мозговая атака», стратегия «ВЕЕР»,Пинбоард, дебаты, Брейн-ринги, Брейншторминги, Таблицы ЗХУ, Диаграммы Венна,Таблицы Эйлера и др.
Мы предложилибы грамматический материал в учебнике для 5-го класса представить в форме таблицы.Также, на наш взгляд, было бы целесообразным добавить в учебник задания поработе с различными видами словарей.
На уроках учительможет использовать: словари, распечатанные тексты, компьютер, проектор, слайды, справочник, учебный словарь «Несклоняемыесуществительные», энциклопедию«Что такое? Кто такой?», альбом, иллюстрации и т.д.
Такимобразом, система работы по изучению несклоняемых имен существительных позволяет сделатьследующие выводы:
1. Для проведенияурока важно руководствоваться типовыми программами для уточнения понятий, чтодолжны знать и уметь учащиеся при изучении грамматических тем.
2. Особое значениеуделить использованию таких приемов, которые способствовали бы развитию каклогического мышления (поисковые приемы), так и интереса к урокам языка.
3. Большое значениеимеет тематическая организация материалов, что способствует обучению черезвоспитание.
4. Использованиеинновационных технологий развивает творческие способности учащихся, позволяетза короткий промежуток времени выполнить наибольшее количество разнообразныхзаданий, развивающих слух, интерес, связную письменную и устную речь,любознательность. В результате использования инновационных технологий, безусловно, повышаетсяинтерес к русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, проявляетсятворческая активность и желание в решении языковых проблем, развиваетсялогическое мышление и самостоятельность учащихся, повышается культура речи иобщения, что является очень важным компонентом в создании гармонически развитойличности.
5. Разнообразныевиды заданий (запись под диктовку, творческие работы, конструирование,моделирование,работа по слайдам и т.п.), развивают память, внимание, мышление.

Списоклитературы
1. Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 2008. –40 с.
2.  Каримов И.А. Гармоничноразвитое поколение – основа прогресса
3. Узбекистана. – Т.: Шарк, 1997. – 64 с.
4.  Каримов И.А. Мечта осовершенном поколении / Составители: Ш. Курбанов, Х. Саидов, Р. Ахлиддинов. – Т.: Шарк, 1999. – 184 с.
5.  Каримов И.А. Итоги социально-экономического развитиястраны в 2009 году и важнейшие приоритеты углубления экономических реформ в2010 г. – Доклад на заседании Кабинета министров.
6.  Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. – Т.:Маънавият, 2008. – 176 б.
7. Каримов И.А. Конституция Узбекистана – прочный фундаментнашего продвижения на пути демократического развития и формированиягражданского общества. – Доклад на торжественном собрании, посвященном 17-летиюКонституции Республики Узбекистан. – «Правда Востока», №235. – 8 декабря 2009года.      
8. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» // Гармоничноразвитое поколение – основа прогресса Узбекистана: Сб. док. – Т.: Шарк, 1997. –С. 20–30.
9. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе поподготовке кадров» // Гармонично развитое поколение – основа прогрессаУзбекистана: Сб. док. – Т.: Шарк, 1997. – С. 31–61.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.