--PAGE_BREAK--
Проведенные исследования позволили выявить ряд противоречий в мнениях и оценках тех людей, которые работают в учреждениях дополнительного образования. Более 80% признают необходимость существенных изменений в системе дополнительного образования; 77% считают, что должна быть в первую очередь увеличена зарплата руководителей кружков секций; 95% полагают, что материальное обеспечение работы различных студий, секций крайне низкое [30, с. 174]. Отсутствует то оборудование, которое требуется для полноценной работы с детьми.
Из числа опрошенных 65% считают, что нужно возродить систему кружков технического профиля. В ходе утверждения рыночной экономики даже в крупных городах почти исчезли станции технического творчества. Причина заключается в отсутствии финансов для оснащения соответствующих учреждений необходимыми машинами, станками, оборудованием. Поэтому дети, как отмечают 43% респондентов, в лучшем случае занимаются конструированием технических устройств с помощью компьютерных программ. Это ведет к тому, что возникают самые большие трудности с развитием тех детей, которые имеют склонности к работе с техникой.
Исследование показало, что 45% опрошенных не видят существенных изменений целей и задач системы дополнительного образования. Для 53% главным в работе является общее развитие ребенка, его отвлечение от асоциальных форм самоутверждения. Только 37% заявляют о том, что необходимо в первую очередь выявлять и развивать индивидуальные задатки каждого занимающегося в студии, секции.
Основным результатом своей работы многие опрошенные считают выставки достижений учащихся, успешное их выступление на различных конкурсах, соревнованиях. Наблюдается ориентация на выявление самых способных детей в конкретном виде деятельности. С ними больше занимаются, ими гордятся. Успехи других почти не интересуют руководителей кружков, секций. В их сознании еще не утвердилось представление о том, что нужно обеспечить развитие задатков и способностей каждого ребенка до такого уровня, чтобы он мог самостоятельно выбрать способы самоутверждения в профессиональной, досуговой и иных видах деятельности.
Социологическое обеспечение процесса самопознания заключается в изучении изменений, происходящих в сознании и поведении детей, включенных в систему дополнительного образования. Полученная информация позволит скорректировать образовательные программы с целью повышения качества работы с обучающимися. Тем самым будет создана основа для постоянного совершенствования системы выявления и развития индивидуальности ребенка в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.
1.2. Специфика и анализ современного состояния дополнительного образованияв Российской Федерации
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.
Сеть учреждений дополнительного образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования — 8,9 тыс., системе культуры – 5,8 тыс., системе спорта – 1,1 тыс., общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (около 39 % от общего числа обучающихся).
Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.
Дополнительное образование, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-ориентированного образования.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребёнка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути [66, с. 18].
Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), Березина В.А. рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. В соответствии с ним в настоящее время дополнительное образование детей развивается по пяти основным направлениям: художественно- эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение [13, с. 18]. Однако на практике, как видно из табл. 1, эти направления сложились неравномерно.
Таблица 1. — Количество творческих объединений и число обучающихся по основным направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей России (на 01.01.2006 г.)
Направление
деятельности
Количество творческих объединений
Количество обучающихся, млн. чел.
Количество обучающихся, %
Всего
В том числе в сельской местности
Художественно-эстетическое
104796
14155
1,5
28
Техническое творчество
51060
5805
0,685
13
Физкультурно-спортивное
40669
5321
2,5
47
Эколого-биологическое
25897
2164
0,383
7
Туристско-краеведческое
18684
2650
0,279
5
Итого
241106
30095
5,347
100
Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей намного меньше.
Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше – спорт (25,5 %). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой [13, с. 19].
В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.
Исследования показали, что дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность. Наиболее распространенными оказались познавательные мотивы, выявленные у 59 % детей, и социальные – у 42 % детей [17, с. 202].
В целом можно выделить несколько типов мотивации:
1) особые (индивидуальные) интересы учащихся;
2) осознание ценности познания;
3) желание добиться особых успехов в развитии своих творческих способностей,
4) желание испытывать приятные ощущения от поощрения;
5) стремление избежать неудач и др.
Выявлены зависимости между степенью включенности ребёнка в творческую деятельность, старательностью и результатом этой деятельности; между старательностью, педагогической оценкой и отношением ребёнка к себе. Кроме того, дети отмечают важность таких ценностей: активность жизненной позиции, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе.
Дети относятся к дополнительному образованию, как к средству их творческого развития. Подавляющее большинство детей (88,0 % девочек и 86,6 % мальчиков) отметили, что на их выбор творческого объединения повлияли любовь и интерес к конкретному делу, что подтверждает добровольность выбора [17, с. 204]. Лишь единицы отметили, что стали заниматься в том или ином творческом объединении в силу определенных обстоятельств или по настоянию родителей (в основном это занятия музыкой).
Проведённый всесторонний анализ теории и практики дополнительного образования детей позволил выявить неравномерность его развития. В то же время история становления и анализ современного состояния этого образования в нашей стране на протяжении 80-ти лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов:
— образовательных программ различного уровня и направленности;
— учреждений дополнительного образования детей;
— органов управления образованием;
— детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы;
— семьи.
Специфика СДО заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности [26, с. 73]. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
Таким образом, система дополнительного образования детей представляет сложную педагогическую систему.
В целом обследованные дети оптимистичны, полученные данные позволяют сделать благоприятный прогноз их дальнейшего творческого развития. Здесь важно управлять данным процессом для чего и требуется хороший инструментарий оценивания. Необходим набор критериев разных уровней СДО, а также комплекс методик по их использованию.
Под дополнительным понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно [51, с. 22].
Дополнительное образование детей описается на следующие принципы:
— гуманизация;
— демократизация образовательного процесса;
— индивидуализация;
— педагогика сотрудничества.
Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенком предмета деятельности, педагога и объединения по интересам.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.
Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.
Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) осуществляют координирующие, информационно-организаторские, программно-методи-ческие функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.
В деятельности учреждения дополнительного образования важным компонентом выступает управление, обеспечивающее целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию системы; создание гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ.
Управленческая деятельность сегодня также претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, делегированию управленческих полномочий педагогам.
В последнее время программно-целевому подходу в управлении общеобразовательной школой уделял внимание целый ряд исследователей, а в отношении учреждений дополнительного образования эта тема освещалась явно недостаточно.
Невозможно объективно оценивать результаты, если нет строгой целевой декомпозиции на каждом иерархическом уровне СДО. Прежде чем оценивать результаты системы, её следует спроектировать. А начинать надо с определения назначения системы, установления целей и выбора задач.
На этом аспекте проблемы, открывая Ярославскую конференцию, остановился в своём выступлении Бруднов А.К. (Москва, начальник отдела дополнительного образования Минобразования РФ): «Что содержит в себе дополнительное образование, когда вместе мы пытаемся проектировать его лицо, выстраивать перспективы, а самое главное – вместе реализовывать свою личность, свой профессионализм в работе с детьми в столь важной сфере образования, как образование личностно-ориентированное, образование свободное, образование во имя самого ребёнка. К такому образованию мы относим дополнительное образование, нисколько не преуменьшая роль других сфер образования. …Заслуга наших предшественников заключается в том, что во внешкольной работе было замечено рациональное зерно, которое получило поддержку государства, и государство целенаправленно выстраивало систему образования, ориентированного на личность; образование, которое, прежде всего, решало задачи воспитания личности, её духовности, увлечённости.
Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребёнком другой образовательный путь. Мы не только даём ему поддерживающую информацию; главное — мы включаем его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство рук, в совершенство своего педагога, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Право ребёнка на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождавших эту подсистему образования. Иначе мы и не мыслим себе её деятельность, её основы [16, с. 98].
Если внимательно посмотреть на программы, которые реализуются в дополнительном образовании детей, то можно увидеть, что до 80% программ – практико-ориентированных. Это тем более важно сегодня, когда в общем образовании из-за экономических и прочих трудностей сворачивается этот практико-ориентированный компонент, а у нас ребёнок имеет возможность и делать, и наблюдать, и обобщать, и извлекать знания в процессе взаимодействия с предметами труда».
Согласно перечню Министерства образования РФ в системе дополнительного образования детей выделены 10 видов учреждений, а внутри каждого вида многообразие определяется направленностью реализуемых образовательных программ: технических, экологических, социальных и других — до 15 направлений, которые имеют, в свою очередь, собственные модификации. Поэтому непросто сделать критериальный ряд, который удовлетворял бы все типы и виды учреждений дополнительного образования детей».
Выделяют среди функций детских организаций специфические однородные задачи, которые определяют содержание деятельности детских организаций, раскрывают и развивают цель, реализуемую участниками объединения. Разработано взаимосоответствие двух классов целей (табл. 2).
Таблица 2. — Соответствие целей социального заказа целям педагогической деятельности
Цели-значения
Возможные цели-смыслы
1.Сохрание и укрепление здоровья
Отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья. Формирование здорового образа жизни
2. Формирование личностных ценностей на базе общечеловеческих
Формирование социально зрелой личности. Изменение ценностных ориентаций в сторону общечеловеческих
3. Базовое образование, соответствующее государ-ственному стандарту и мировым требованиям
Освоение программ. Развитие индивидуальных способностей
4. Формирование готовности ребенка к продолжению образования и труду в рыночных условиях
Предпрофессиональная подготовка. Адаптация выпускников к рыночным условиям
5. Формирование готовности выпускника к жизни в семье и обществе
Формирование адекватной «Я-концепции». Формирование общетрудовых знаний, умений, навыков
6. Адаптивность образовательной среды
Соответствие деятельности УДО, педагога потребностям ребенка, родителей и общества
Особо следует отметить специфические для СДО социально-педагогические функции, свойственные детским организациям. Под ними понимаются функции, регулирующие социальные отношения детей и способствующие созданию условий для их социального благополучия.
К социально-педагогическим относятся: функции социальной защиты, формирования социальной грамотности, коррекции социального поведения и социальных связей, профилактики асоциального поведения, социальной реабилитации. При анализе результатов деятельности учреждения или педагога необходимо исходить из целей, которые из целей-значений, одобренных обществом в виде социального заказа, перешли бы в цели-смыслы, принятые педагогом или коллективом.
Цели деятельности классифицируют следующим образом:
— общие для всех видов учреждений;
— специфические для определенных их видов;
— индивидуальные для каждого отдельного заведения.
В число элементов рассматриваемой СДО обязательно следует включить педагога и ребёнка, у которых также имеются свои цели.
Важной составляющей задачи учреждений дополнительного образования является профессиональная ориентация. Она должна быть одной из целевых функций этих учреждений.
В Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения – государственную систему дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах Российской Федерации активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы и продолжают развиваться системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях — государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.
Вместе с тем, социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций.
1.3. Методические основы оценки эффективности управления деятельностью учреждений дополнительного образования
Очевидно, чтобы эффективно управлять деятельностью СДО и образовательных учреждений в ней, необходимо грамотно оценивать качество работы педагогов, а также результаты, достигнутые детьми. Это особенно трудно осуществлять в учреждениях дополнительного образования. В технических видах спорта оценочные критерии регламентируются правилами и классификационными нормативами, утверждаемыми соответствующими федерациями и Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО). Эти правила периодически пересматриваются с учётом изменений технических устройств, применения новых технологий, улучшения параметров двигателей и т.д. Более сложной представляется оценка научно-технического творчества ребят. Но и здесь накоплен богатый опыт при организации технических конкурсов, олимпиад, фестивалей и т.п.
Следующий оцениваемый уровень — это УДО, а затем самый высокий — система дополнительного образования детей. В последнее время рассматриваемой проблеме качества и результативности деятельности УДО уделяется значительное внимание. В 1999 году было принято примерное Положение о порядке аттестации образовательного учреждения дополнительного образования детей [42].
Для практической реализации огромного потенциала СДО требуются серьёзные теоретические разработки. Необходимо отметить, что из более 2500 докторских диссертаций по педагогике и психологии лишь около двадцати рассматривают в качестве объекта исследований УДО технической направленности, что лишний раз подтверждает мнение о сложности данного объекта и предмета для исследования. Тем не менее, проблемы развития СДО надо изучать и решать. Это касается проблемы оценивания деятельности и результатов, потому что они тесно связаны с аттестацией. Согласно приказу Минобразования от 3 мая 2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» уже целый ряд УДО проходит эту процедуру в плановом порядке [47].
На сегодняшний день имеются определённые научные наработки для оценки результатов деятельности и управления в общеобразовательной школе. Что касается внешкольного (дополнительного) образования, то здесь гораздо меньше теоретических разработок и нет единого подхода к проблеме. Возможно, что практически он и не достижим. Прямое отношение к рассматриваемой проблеме применительно к УДО имеет книга Логиновой Л.Г. Обсуждая итоги проведённой в 2002-2003 гг. экспериментальной аттестации ряда учреждений, автор выделяет следующие основные проблемы [32, с. 188]:
1) отсутствие государственных требований (стандартов) или иных нормативных документов;
2) не разрешён ряд вопросов, связанных с чётким определением системы параметров и критериев, применяемых в аттестации и государственной аккредитации УДО;
3) отсутствие необходимого инструментария и соответствующих методик;
4) неопределённость статуса независимых аттестационных служб;
5) отсутствие чётких границ процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации УДО.
Для преодоления возникающих трудностей требуется выработка и принятие единой концепции, а также методологии аттестации и государственной аккредитации УДО.
Экспериментальная аттестация подтвердила, что статистическими показателями социальных результатов продолжают оставаться:
— число призёров, победителей, лауреатов разноуровневых конкурсов, олимпиад, состязаний;
— данные об отличниках, школьных медалистах, поступивших в вузы;
— сведения о количестве массовых мероприятий и числе их участников-организаторов;
— наполняемость групп и общее число детей;
— социально организованные тестирования и социологические исследования (интересы, самооценка) детей и их родителей .
Сегодня ещё нет однозначного ответа на вопрос, что считать показателями результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования. Каждое учреждение дополнительного образования детей индивидуально, уникально, часто имеет свою конкретную целевую направленность или профильность, что влечёт за собой определённые особенности качества результата деятельности, качества образования.
Традиционно наиболее важными критериями оценки результатов деятельности образовательного учреждения считаются:
1) критерий качества (соотношение реальных результатов с поставленными целями, моделью выпускника, стандартами и т.д.);
2) критерий эффективности (отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов);
3) критерий мотивации (самочувствие педагога, учащихся в образовательной среде учреждения).
Таблица 3. — Относительность рассмотрения качества и результатов деятельности УДО на различных уровнях
Уровень
анализа
Макроуровень
Мезоуровень
Микроуровень
Сфера
дополнительного
образования
Внешняя
образовательная
система
Конкретная
педагогическая
система
Учреждение
дополнительно
го образования
Относительно
таких же
учреждений
в регионе,
стране
Относительно
территориальной
системы обра-зования, в которой
функционирует
учреждение
Относительно
собственного
потенциала
Подразделение,
коллектив
Относительно
подобных
структур в
других
учреждениях
Относительно
образовательной
системы
учреждения
Относительно
собственного
назначения,
задач,
возможностей
Сотрудник
Относительно
таких же
специалистов
в учреждениях
дополнительного
образования
Относительно
других
сотрудников
в данном
учреждении
Относительно
собственных
ориентаций,
замыслов,
квалификации
Большой опыт применения количественных критериев имеется в школьном образовании. Интегральным показателем качества функцио-нирования педагогической системы учебного заведения является, в конечном счете, успеваемость учащихся по предметам учебного плана.
В современной педагогике не существует единственного показателя качества образования: этот показатель является комплексным и состоит из совокупности разделённых и независимых параметров, описывающих с известной полнотой феномен образования.
Исходными же остаются две характеристики педагогического мастерства учителя [18, с. 76]:
1) качество знаний и действий учащихся;
2) удовлетворённость учащихся процессом обучения (не педагогом).
В школе действует государственный стандарт обучения, для которого легко создавать тесты оценки успешности обучения в виде специально сформулированных задач.
В современном мире образование, даже на Западе, стало пониматься шире, нежели процесс только обучения. Оно включает в себя воспитание (в советской педагогике это было всегда), а также условия социальной и культурной жизни, в которых ребёнок и взрослый осваивают культурные ценности, различные виды деятельности, приобретают знания, умения.
Образование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний рост индивида.
В нашей стране имеются в наличии богатейшие внутренние резервы и потенциальные возможности СДО (опыт, традиции, мобильность и многофункциональность системы, личностно-ориентированная и практическая направленность деятельности, разноуровневость и вариативность и др.). Всё это сохранено и продолжает развиваться благодаря педагогам- энтузиастам, работающим в СДО. Тем не менее, уже давно назрела необходимость разработки государственной концепции развития системы дополнительного образования детей.
Существенным препятствием на сегодняшний день для развития системы дополнительного образования детей отсутствие концептуальных основ, программно-методического обеспечения, новых педагогических и технологических проектов.
Процессы разработки теоретических аспектов дополнительного образования детей и выстраивание системы подготовки кадров могут быть объединены на определённых этапах своего развития в деятельности некоторой структуры. Целевая направленность – достижение нового качественного уровня работы системы дополнительного образования детей, развитие и совершенствование системы дополнительного профессионального образования, интеграции её в единую региональную систему непрерывного образования [58, с. 112].
Охарактеризуем основные типы образовательных программ, реализуемых в Центре.
1. Цель Программы повышения квалификации программы – обновление теоретических и практических знаний педагогических работников УДО в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов или на основе адаптационных достижений в области педагогической науки и практики. Основная форма реализации — сессионные встречи (два раза в год в течение недели), включающие в себя: лекционно-практические курсы, семинары, тренинги и т.д.
2. Программа профессиональной переподготовки (на уровне дипломного и последипломного образования). Основная направленность — предоставление возможности в изучении отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Реализуется в двух аспектах:
1) “производство кадров” (для студентов) — введение в педагогическом университете специализации “педагог дополнительного образования”;
2) “воспроизводство кадров” (для работников УДО и учителей) через деятельность стажёрских площадок, творческих мастерских по самым разным профилям.
3. Программа собственно стажировки, которая рассматривается как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования (стажировка педагогов в течение одного года и более и как один из разделов учебного плана при повышении квалификации, например, в ходе сессионных встреч в рамках аттестации).
Известно, что одной из наиболее актуальных проблем в системе дополнительного образования является оценка результативности деятельности педагога. Здесь следует учитывать потенциальные возможности рассматриваемых объектов, нереализованные в силу каких-то причин или ограничений. Оценку возможностей объекта необходимо интегрировать с оценками его деятельности и полученных результатов.
Методологией исследования и решения таких проблем должен стать системные анализ. Сегодня существуют различные подходы к этим проблемам.
Цель и результат управления системой должны быть обращены на ребёнка, на создание условий, необходимых для развития творческого потенциала личности педагога.
Объектом управления являются структурные подразделения учреждения.
Важно подчеркнуть, что управление реализуется на трёх взаимосвязанных уровнях:
а) стратегическом (деятельность директора во взаимодействии с региональными управленческими структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой базы);
б) тактическом (работа директора и его заместителей, руководителей подразделений по разработке программ развития УДО, Устава, программ отделов и др. и по обеспечению внутреннего контроля);
в) оперативном (включение, наряду с руководителями, педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления).
Таблица 4. — Системный подход к выбору оцениваемых объектов, деятельности и результатов
Уро-
вень
Объект
(характеристики
свойств и отношений)
Деятельность
(процессы
функционирования)
Результат
1
Государственная
система
дополнительного
образования
Создание условий для
развития СДО и
реализации
государственных программ
Доктрина, концепция,
планы проведения
всероссийских и
международных
мероприятий
2
Региональная система
дополнительного
образования
Координация и управление
развитием региональной
СДО
Рост количества УДО,
кружков в
общеобразовательных
школах, степень
охвата учащихся
3
Учреждение
дополнительного
образования
Организация работы
творческих объединений
Достижения на
соревнованиях,
конкурсах,
олимпиадах,
выставках и т. п.
4
Педагог
Процесс обучения
и
воспитания
Уровень
воспитанности и
образованности
ученика
5
Обучающийся
Создание
технического
объекта,
освоение
технологий
Оценка технического
объекта по
результатам
экспертизы,
соревнований,
конкурса
Оценка эффективности и действенности управления учреждением дополнительного образования — это не только информация об обратной связи управленческой деятельности руководителей, но и средство достижения прогнозируемых целей.
Оценка возможна при учёте уровней реализации функций управления на каждом этапе его осуществления.
Современный подход к критериям оценки эффективности управленческой деятельности основывается на расширении и уточнении функций управления, которые включают:
информационно-аналитическую, мотивационно-целевую,
планово-прогностическую, организационно-исполнительскую,
контрольно-диагностическую, коррекционно-регулятивную.
Показатели достижения целей управления деятельность учреждений дополнительного образования определяются следующим образом:
— доля расходов на развитие учебно-методической и материальной базы образовательных учреждений дополнительного образования детей в общих затратах на реализацию дополнительных образовательных программ определяется как соотношение расходов на развитие учебно-методической и материальной базы образовательных учреждений дополнительного образования детей к общим затратам на содержание учреждений дополнительного образования детей;
— доля детей — участников всероссийских массовых мероприятий с обучающимися в общем числе занимающихся в системе дополнительного образования детей определяется как отношение числа детей, принимавших участие во всероссийских мероприятиях с обучающимися, к общему числу детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей в Российской Федерации;
— доля руководителей, прошедших профессиональную подготовку по проблемам управления, в общей численности руководителей учреждений дополнительного образования детей определяется как отношение числа руководителей учреждений дополнительного образования детей, прошедших профессиональную подготовку по проблемам управления, к числу руководителей учреждений дополнительного образования детей в Российской Федерации;
— доля педагогов дополнительного образования детей — участников мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров в общей численности работников системы дополнительного образования детей определяется как отношение числа педагогов дополнительного образования детей, прошедших обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки, разработанным в ходе реализации Программы, к числу педагогов дополнительного образования детей, реализующих программы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Программа как организационная основа государственной политики в вопросах дополнительного образования детей носит управленческий характер и призвана обеспечить реализацию мероприятий, направленных на изменения в структуре, содержании и технологиях дополнительного образования детей, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах развития дополнительного образования детей.
Реализация мероприятий программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации дополнительного образования детей, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую образовательную политику.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий федерального масштаба предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в дополнительном образовании детей.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности дополнительного образования детям и дифференциацией качества дополнительного образования для различных регионов и групп населения;
сокращение доли детей, обучающихся по программам дополнительного образования;
увеличение числа безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению;
усиление деградации материальной инфраструктуры дополнительного образования детей, что может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию;
девальвация возможностей дополнительного образования для развития социальных компетенций подрастающего поколения, формирования навыков адаптации и освоения новых видов деятельности, замещение образовательной деятельности исключительно досуговой занятостью.
В 2008 году государственной системе дополнительного образования детей исполняется 90 лет. В настоящее время данный тип образовательного учреждения востребован обществом, вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие страны, способствует профессиональному самоопределению и гражданскому становлению подрастающего поколения.
Заключение
Исследования показали, что дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общееположительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
Таким образом, система дополнительного образования детей представляет сложную педагогическую систему.
В целях дальнейшего развития государственной системы дополнительного образования детей является целесообразным разработка межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации на 2008-2010 годы [36]. продолжение
--PAGE_BREAK--