--PAGE_BREAK--мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности — в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. [1, 29-30]
5. Структура ролевых игр.
А теперь давайте попытаемся выявить структуру ролевой игры.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент — роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) (Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского — М., 1985, с. 309-310). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п. [20,14]
Второй компонент ролевой игры — исходная ситуация — выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. М.В.Ляховицкий и Е.И.Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации: 1)субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, 4) условия речевого акта.
По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяется 3 уровня развернутости УРС: первый — самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй — промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий — минимальный, где указывается только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.
Итак, УРС является конструктивной основой ролевых игр. Моделируя общение, УРС как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С.Станиславскому); выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т. е. «запускает» механизм ролевой игры.
Третий компонент ролевой игры — ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью — главным компонентом ролевых игр — и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. [5,27-28]
6. Обучающие возможности ролевых игр.
Ролевая игра также обладает большими обучающими возможностями. Давайте рассмотрим, в чем же они заключаются.
1. Ролевую игруможно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Именно поэтому психолог В.А.Артемов предлагал «поучиться у театра» при обучении иностранному языку. В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом.
2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе:«Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать.» В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель — общение и от учащихся и от учителей. В ролевой игре точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного мотива.
3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «я», но через «я» соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет. Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате, и в конечном счете на усвоении иностранного языка.
4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Следует иметь в виду, что учебная пьеска строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними.
Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая “заземляет” ее, делает неповторимой и значимой. При этом языковой материал, в который она обличена, “привязывается” к ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти. Эмоция, сопутствующая реплике, придает ей естесственную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.
5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и “актерские” возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же назначая на роли “суфлеров”, давая им право подсказывать на основе текста. При этом удачно найденный жест, “немое” действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей “труппой”. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем, возможно, полностью включиться в ролевую игру. Таким образом, при правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение.
6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. [6, 69-70]
7.Требования к ролевым играм.
Назовем основные требования к ролевым играм.
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роль лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.[3, 15]
8. Методическая типология ролевых игр в ВУЗе.
А сейчас давайте рассмотрим более детально методическую типологию ролевых игр в ВУЗе.
Ролевая игра как вид социально-психологического тренинга (СПТ) обладает устойчивой дидактической структурой, усложненной (по сравнению со структурой детской ролевой игры) за счет введения в нее учебно-воспитательных и профессионально-психологических целей, а также создания социально-психологических и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых целей. Под дидактической структурой ролевых игр подразумевается совокупность ее компонентов (целей, содержания, ролей, социально-психологических и дидактических условий, реквизита) и звеньев (этапов), обеспечивающих ее целостность при различных внешних и внутренних изменениях. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между преподавателем и студентом, который состоит из 3 этапов: 1) подготовки ролевой игры; 2) проведения ролевой игры; 3) коллективного обсуждения результатов проведения ролевой игры.
Вместе с тем дидактическая структура ролевой игры и характер связей между ее компонентами непрерывно изменяются, что приводит к качественному изменению ролевой игры и методики ее использованию на различных этапах обучения иностранному языку как педагогической специальности.
Исходя из главного дидактического отношения (взаимодействия преподавания и учения), рассмотрим характер взаимосвязи студента как субъекта учения с основными структурными компонентами ролевой игры: целями, содержанием, дидактическими условиями.
Исходя из необходимости формирования у студентов иноязычной речи как средства общения и обучения, все ролевые игры могут быть разделены на социально-бытовые (термин Е.А.Маслыко) и профессионально-педагогические.
Целью использования социально-бытовых ролевых игр (СБ РИ) является формирование у студентов навыков и умений (профессионально-педагогического общения на иностранном языке, воспитание у них педагогического такта). В общекультурном плане )преимущественно для социально-бытовой сферы жизнедеятельности человека), а также развитие инициативности, коллективизма и ответственности как общественно ценных качеств личности, совершенствование культуры поведения. СБ РИ в основном используются на начальном этапе процесса обучения.
Целью профессионально-педагогических ролевых игр (ПП РИ) является формирование у студентов навыков и умений ПП общения на иностранном языке, воспитания у них педагогического такта. Эти игры используются обычно на продвинутом этапе обучения.
Обратимся к содержанию ролевых игр. Интеллектуальный уровень и творческие возможности студентов позволяют им (особенно в условиях групповой работы) без существенных затруднений разрабатывать и усваивать смысловой, содержательный компонент ролевой игры, то есть определять коммуникативную ситуацию, намечать сюжет игры и ролевые взаимоотношения, привлекать дополнительный материал и т. д. Однако уровень самостоятельности студентов в разработке иноязычного аспекта своего ролевого поведения в период подготовки ролевой игры оказывается очень различным: от минимального до максимального, что обусловливает оказание им минимальной помощи и условно определяется как заданность (незаданность роли в иноязычном плане). К этому следует добавить, что степень заданности/ незаданности роли в иноязычном плане приобретает разное значение на различных этапах обучения иноязычному общению в зависимости от особенностей иноязычного материала, например, общеупотребительной лексики для беседы в сфере социально0бытового общения или специального терминологического минимума для управления процессом подготовки и обсуждения ролевой игры как модели реального педагогического общения.
Дидактические условия ролевых игр осуществляются как по линии взаимодействия с учебно-коммуникативной ситуацией в процессе проведения ролевой игры, так и по линии управления процессом ее подготовки, проведения и обсуждения. Главную функцию в создании учебно-коммуникативных ситуаций и в управлении процессом подготовки, проведения и обсуждения ролевой игры может осуществлять как преподаватель, так и студент.
Таким образом, ролевые игры, упорядоченные по целевому назначению, по уровню самостоятельности студента в иноязычном обеспечении роли и по субъекту управления, а также расположенные с учетом принципа постепенного нарастания трудностей, образуют методическую типологию ролевых игр, которые представлены в виде таблицы:
Методическаятипология ролевых игр
Виды
РИ
П/П
Типологические признаки ролевых игр
По целевому назначению
По уровню самостоятельности студента в иноязычном обеспечении роли
По субъекту управления
1
Социально-бытовые
Социально-бытовые
Социально-бытовые
Социально-бытовые
Профессионально-педагогические
Профессионально-педагогические
Профессионально-педагогические
Профессионально-педагогические
Заданность
Незаданность
Заданность
Незаданность
Заданность
Незаданность
Заданность
Незаданность
Преподаватель
Преподаватель
Студент
Студент
Преподаватель
Преподаватель
Студент
Студент
Из таблицы видно, что в каждый новый вид ролевой игры вводится всего лишь одна трудность или трудность аналогичная, но введенная в усложненных условиях. При обращении к методической типологии следует учитывать, что в процессе использования ролевой игры качественные изменения структурных компонентов игры осуществляются постепенно, поэтому между различными видами ролевых игр не может быть резких разграничений. Это, однако, не снижает методической значимости типологического описания, поскольку полученная типология адекватно отражает закономерности развития ролевой игры как средства обучения профессионально-педагогическому общению в языковом педвузе. [7,25-26]
9. Ситуация как методическая категория.
Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себе внимания на другом этапе, когда прежнее решение не удовлетворяет ни теорию, ни практику, а новые данные позволяют сделать еще один шаг в приближении к истине. Главной проблемой является проблема определения понятия ситуация, ее конституирование как методической категории.
Ситуация – не просто важная, а центральная категория, от ее трактовки зависит:
1) построение всей терминосистемы методики как науки;
2) решение многих важнейших вопросов практической методики;
Ограничимся здесь лишь одним аргументом, связанным с коммуникативным обучением.
Как известно, в качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучение общению. Высокодинамичный процесс общения невозможно отделить от ситуации, которая является универсальной формой, “руслом” общения. Существует многообразие проявлений ситуаций, которые объединяются вокруг общих структурных каркасов, обладающих сходными свойствами, что позволяет выделить типы ситуаций, их виды, подвиды и т. д. В этом плане совокупная ситуация включает в себя множество единичных, которые, являясь единицами общения, выступают его субстанциональной характеристикой на всех уровнях. Таким образом, ситуация является формой функционирования общения, единицей общения.
Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. Вполне понятно, что это в первую очередь потребует моделирования именно ситуации, как единицы общения и как формы его функционирования. Ведь в коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к общению, а его сущностная основа на всех стадиях овладения материалом. [16,18-22]
Не могу не заметить, что существует и другое мнение по этому поводу.
Она (ролевая игра) способствует расширению сферы иноязычного общения, говорения. Это предполагает в свою очередь предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. В процессе ролевой игры происходит одновременно совершенствование и развитие навыков в использовании языкового материала, но это на данном этапе – периферийная задача, главное – это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой.[6,71]
Но вернемся все же к коммуникативному обучению. Общение можно рассматривать субстанционально и функционально.
Субстанцию общения составляют всего 3 основных вида деятельности: преобразовательная, познавательная и целостно-ориентационная (М.С.Каган). Данные виды деятельности осуществляются в определенных сферах и областях реальной действительности. Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. При этом общающиеся исполняют определенные роли: социальные, междейственные, внутригрупповые, межличностные. Общение осуществляется на базе основных организационных форм: установление отношений, расспрос, планирование и координация совместной деятельности, осуждение или одобрение, обсуждение результатов деятельности, дискуссия. В процессе общения реализуются коммуникативные задачи. Неотъемлемым компонентом общения является пресуппозиция его участников, включающих в себя: знание о ситуации, форме деятельности, партнере и т. д.; опыт индивидуальной и совместной деятельности, навыки, умения, привычки; готовность включиться в ситуацию, определенное состояние.
С функциональной точки зрения общение как самостоятельный вид деятельности имеет все его характеристики. Предметом общения являются взаимоотношения; именно на них направлена деятельность общающихся, целью которых, а соответственно и результатом общения является изменение взаимоотношений. Любое их изменение обновляет предмет и “продвигает” общение. Главным “двигателем” общения, однако, является его продукт, в качестве которого выступает интерпретация информации.
Если субстанционально ситуация – это единица общения, то функционально она является актом общения. Это, кстати, свидетельствует о ее многомерности.
Таким образом, учитывая оба эти аспекта, мы считаем общение способом поддержания жизнедеятельности человека как индивидуальности.
Каим же образом можно осуществить адекватное моделирование такой многокомпонентной системы как общение? Для этого должен быть смоделирован ведущий компонент ситуации – взаимоотношения, которые являются признаком всего многообразия ситуаций.
Человек, являясь средоточием общественных отношений, сам постоянно находится в разнообразных отношениях. Поэтому для создания ситуации речевого общения методически значимым является определение наиболее типичных взаимоотношений. Анализ показывает, что взаимоотношения могут быть “заданы” 4-мя главными факторами: социальным статусом человека, его ролью как субъекта общения, выполняемой деятельностью и нравственными критериями. Условно назовем виды взаимоотношений так: 1) статусные; 2) ролевые; 3) деятельные; и 4) нравственные. Соответственно выделяются 4 типа ситуаций: 1) ситуации социально-статусных взаимоотношений; 2) ситуации ролевых взаимоотношений; 3) ситуации отношений совместной деятельности и 4) ситуации нравственных взаимоотношений.
Все взаимоотношения людей представляют собой интегративное единство. В зависимости от доминантности какого-либо типа взаимоотношений ситуацию речевого общения можно рассматривать как ситуацию отношений совместной деятельности, но это одновременно означает, что в нее включаются и другие взаимоотношения. Таким образом, любой вид взаимоотношений носит синтетический характер.
Итак, основная функция ситуации как методической категории заключается в том, что она воспроизводит в процессе обучения реальное бытие общения в его мотивационном, содержательном и функциональном (для обучения) планах.
Предлагаемая трактовка ситуаций дает возможность воссоздавать разнообразные ситуации выделенных типов и управлять ими. В этих целях необходимо ввести понятие “ситуативная позиция”. [16,22]
10. Понятие “ситуативной позиции”.
Неменее важным является рассмотрение ситуации в функциональном аспекте – как формы организации процесса обучения. Ведь в процессе обучения ситуация как система взаимоотношений сама не возникает, не воссоздается, а является результатом целого комплекса объективных и субъективных факторов. Именно для обозначения такого комплекса факторов мы используем понятие ситуативная позиция.
Ситуативная позиция (СП) представляет собой интеграцию объективных и субъективных компонентов общения. Четкое понимание ситуативной позиции, выявление всех ее компонентов и взаимосвязей между ними могут явиться для коммуникативного обучения действительной предпосылкой моделирования реального общения, его адекватного воссоздания, т. е. основой такой организации процесса обучения, которая в большой мере будет управляема. Поэтому необходимо прежде всего определить компоненты ситуативной позиции, которые обусловливают взаимоотношения общающихся.
К числу этих компонентов мы относим: 1) вид деятельности; 2)область деятельности; 3) форму деятельности; 4) предмет обсуждения; 5) событие; 6) место; 7) время; 8) наличие третьих лиц; 9) внешние данные; 10) объекты-знаки; 11) социальный статус; 12) речевой статус; 13) взаимоотношения (- объективная сторона СП); 14) мировоззрение субъекта общения; 15) моральные качества; 16) волевые качества; 17) чувства; 18) интересы; 19) интеракционную роль; 20) межличностную роль; 21) знания; 22) опыт; 23) состояние; 24) коммуникативную задачу (- субъективная сторона СП).
Объективные и субъективные компоненты соотносятся в процессе общения, взаимообусловливаются, дополняют друг друга, между ними образуются определенные взаимосвязи.
СП является промежуточным звеном между оригиналом (процессом общения) и его моделью (процессом обучения).
В свое время А.А.Леонтьев высказа плодотворную мысль о том, что изменяя те или иные факторы ситуации, можно управлять высказываниями учащихся и направлять их. Эта идея может быть реализована лишь при условии, если мы четко представляем себе инструментарий предлагаемого управления, каковым является СП, точнее ее компонентный состав (их можно вводить, изменять, комбинировать в разные сочетания). Варьирование отдельными компонентами ситуативной позиции, составление определенных их комбинаций могут явиться средством моделирования разнообразных ситуаций, адекватных реальному общению. Это означает, что ситуации можно заранее спроектировать, а затем целенаправленно воссоздавать.
Учет партнерами компонентов СП друг друга, четкость представления о них отражаются на процессе общения. Если собственная позиция субъекта осознается им актуально или подсознательно, то СП партнера может быть известна в разной степени, что затрудняет или облегчает общение и достижение поставленных целей, влияет на стратегию и тактику каждого из субъектов общения.
В заключении на основании изложенного приведем определение ситуации: продолжение
--PAGE_BREAK--