Реферат по предмету "Педагогика"


"Синдром высшего образования" в России

Содержание
Введение
1. Высшее образование сегодня
1.1 Роль высшего образования. Модели социального старта
2. «Синдром высшего образования»
2.1 Мотивации получения высшего образования среди студентови учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ №93)
2.2 Проблемы высшего образования, вызванные его массовостью
3. Проблемы высшего образования
3.1 Проблемы высшего образования, связанные с егомассовостью
3.1.1 Проблемы качества высшего образования
3.1.2 Проблема взаимоотношений между студентами и преподавателями
3.1.3 Платность получения высшего образования тожерассматривается как серьёзная проблема
3.2 Проблемы связанны с процессами глобализации иинтернационализации
Заключение
Список сносок
Список литературы
Введение
СМИ современную ситуацию в сфере образования характеризуюткак болезнь под названием «Синдром высшего образования», то естьстремление к обязательному получению высшего образования
Я, ученица 11 класса. Передо мной, как и перед моимсверстникам, стоит задача выбора профессии и, следовательно, выбора учебногозаведения.
Родители, родственники ориентируют меня на получение высшегообразования. Среди сверстников также вопрос о дальнейшей судьбе практическирешён: основная масса одноклассников нацелена на получение высшего образования.
У меня возникло много вопросов: соответствует ли качествообразования предъявляемым требованиям и профессиональной адаптации выпускниковна рынке труда. С увеличением спроса на высшее образование, не страдает ли егокачество? Каковы мотивы молодых людей, стремящихся к получению высшегообразования, и есть ли альтернатива высшему образованию в сегодняшней жизни длямолодого человека, начинающего трудовую деятельность? Смогу ли я занятьсялюбимым делом, переехав за границу с дипломом российского ВУЗа, смогу ли яобучаться за счёт бюджета и так далее.
Последние десять лет стали в России периодом стремительногороста системы высшего образования. Число студентов, достигнув в середине 1990-хгг. минимума, начало расти как в целом по стране, так и практически в каждом изее регионов. В период с 1993/94 (или с 1994/95) учебного года — в различныхрегионах переход через точку минимума происходил со сдвигом в год — и до2004/2005у. г. число студентов в целом по стране увеличилось более чем в 2 разаи достигло 6,884 млн. человек[1],превысив рекорд советской эпохи (3,0 млн. человек в 1980/81 учебном году, 2,825млн. чел в 1990у. г., 5,9 млн. человек в 2002/03 учебном году) [2].
Прецеденты быстрого увеличения количества студентов закороткий промежуток времени случались и в прошлом. Однако, по данным Арапова М.В.- кандидата филологических наук, чтобы удвоить данный показатель по сравнению с1917г., потребовалось примерно 15 лет, столько же нужно было, чтобы вдвоеповысить уровень 1950г. Однако, во-первых, никогда еще доля студентов срединаселения не оказывалась столь высокой — 407 человек на 10 тыс. населения [3](2004 г), что выше соответствующего показателя в большинстве промышленно развитыхстран (Франция — 340, Великобритания -350, Германия-216).
В 2006г. количество студентов составило 457,8 человек на 10тысяч. [4]
Во-вторых, никогда раньше изменения такого масштаба непроисходили по инициативе населения, почти исключительно на средствадомохозяйств в результате кардинального пересмотра приоритетов в их бюджетах.
Цель: Выявить мотивы, побуждающие современную российскуюмолодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является лиэто явление положительным или же несёт негативные последствия. Какие проблемыпорождает «синдром» высшего образования для самого высшегообразования и для общества в целом?
Задачи:
1. Провести социологический опрос среди представителейразличных возрастных групп (учащихся, студентов, взрослых (учителей и родителей)и преподавателей ВУЗов) по вопросу мотивации молодых людей к получению высшегообразования и связанных с этим проблемах.
2. Сравнить результаты статистических данных по вышеобозначеннымвопросам с результатами моего опроса.
Метод:
1. изучение литературы
2. изучение социологических данных
3. самостоятельное социологическое исследование
Гипотеза: Установившееся мнение последних лет: без высшегообразования невозможно занять достойноё место в жизни.
Предмет исследования: исследование общественных настроений кпроблемам высшего образования.
Объект исследования: высшее образование в России.
1. Высшее образование сегодня1.1 Роль высшего образования. Модели социальногостарта
Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительноважную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальныйпотенциал нации, который в первую очередь создается системой образования,становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Современноеобразование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашнийдень общества: каким оно будет, и какое место будет занимать в жёсткойконкурентной борьбе в мире, что будут представлять собой его граждане. Решениеактуальных проблем высшего образования и науки в современной России органичносвязано с обеспечением безопасности страны, созданием благоприятныхвозможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации егограждан.
Одна из наиболее значимых функций высшего образованиясостоит в формировании элитарных групп студенчёского контингента, а это можетосуществляться лишь в рамках качественно высокого, а не «среднего» высшегообразования. Между тем оно существует во всех развитых странах. Элитарныхспециалистов готовят в Кембриджском и Оксфордском, Гарвардском и Ельскомуниверситетах, Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах. ВРоссии также на протяжении многих лет ряд ведущих вузов Москвы, С. — Петербурга(Ленинграда), Новосибирска, Екатеринбурга (УРГУ, УРГЮА) выполнял эту же функцию.Именно из элитарных групп студентов возникает интеллектуальная элита общества (наиболееспособные и талантливые молодые люди).
Велико влияние высшего образования на социальную структуру,прежде всего, на такую ее разновидность, как профессиональная структура. Общеизвестно,что выбор профессии для молодого человека является основой его самоутвержденияв обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальнойгруппе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясьперед выбором жизненного пути, я думаю, прежде всего, необходимо проанализироватьсвои ресурсы (интересы, способности), оценить возможность коррекциинесоответствий между своими психологическими особенностями и требованиямиизбираемой профессии, прогнозировать своё дальнейшее трудоустройство, изучаяситуацию на рынке труда.
Модели социального старта выпускников исследовала О. Богословская[5] — доцент Российского университета дружбы народов. Она приводит в своей статьерезультаты всероссийского психологического мониторинга «Социальноеразвитие молодёжи» (2003-2004гг.), осуществлённого Центром социологиимолодёжи института социально-политических исследований Российской Академии наукв 12 регионах Российской Федерации под руководством профессора В.И. Чупрова. Быловыделено условно три типовые модели социального старта.
Первую модель избирают представители молодёжи, чьи жизненныепланы ориентированы на ценности высшего образования (30% -40%).
Вторую модель избирает большая часть молодёжи, которая свойсоциальный старт также связывает с получением образования, но конкретные егоформы после окончания школы не определяет (50%). Поведение этой группы частозависит от «обстоятельств», к которым могут быть отнесены и уровеньзнаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы накоммерческой основе, и многое другое.
Только 10% — сторонники третьей модели. Они однозначноисключают для себя продолжение учёбы и направляют свою активность на поискподходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровеньоплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнююочередь. Профессор Чупров косвенно к сторонникам этой модели относит и частьмолодёжи с так называемым «отложенным стартом», для которой досуговаядеятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитываютна случайные заработки и на помощь родителей. Таким образом, исследованияпоказали, что на получение высшего образования без каких бы то ни было вариантовсориентировано более 40% выпускников школ. Что же заставляет молодых людей сразным уровнем подготовки и зачастую не сделавших ещё окончательный выбор поповоду будущего дела жизни стремиться в ВУЗ?
2. «Синдром высшего образования»2.1 Мотивации получения высшего образования средистудентов и учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ №93)
Для выявления мотивации получения высшего образования мноюбыло проведено социологическое исследование. В качестве респондентов мной быловзято 100 человек, проживающих в г. Екатеринбурге: 20 — родителей учащихся 11-хклассов (100%), 30 — студентов финансово-юридического института 2-го курса (100%),50 — школьников (11-х классов МОУ СОШ №93) — 100% (31-девочек, 19-мальчиков).
Всем респондентам была предложена анкета №1, состоящаяиз 2-х вопросов и вариантов ответов к ним (приложение стр.).
Результаты опроса представлены на рис. и рис. Необходимостьвысшего образования школьники и студенты признали однозначно — 100%. Однако,взрослые разделились на две группы: за (90%) и против (10%) (приложение стр.).
Второй вопрос касался мотивации молодёжи во что бы то нистало получить именно высшее образование (приложение стр. рис.). Поэтому вопросу среди различных социальных групп выявились различия.
1. «Взрослые». Наиболее важным мотивом получениявысшего образования, для опрошенных взрослых, оказался вариант ответа «д»(высшее образование позволит сделать карьеру) — 75%. Необходимость самореализацииродители ставят на второе место — 50%. Потом идёт мнение, что высшееобразование придаст уверенность в себе — 33,3%. Получение образования дляотсрочки от армии, важно для 30,1% респондентов (наверное речь идёт уже о своихдетях). В варианте "другое" 7,4% опрошенных написали, чтовысшее образование предупреждает возможность увольнения с работы, Этот вариант вообщепредложили только взрослые. Также в вариант другое они отнесли то, чтовысшее образование — это возможность ещё 5-6 лет занять своего ребёнка привычнымему делом — учёбой, «держать при себе, пока он не повзрослеет». Остальныеварианты (мне нужен диплом, неважно какой; для меня это возможность без особыхусилий учиться и не работать целых 5-6 лет) респонденты — родители оставили безвнимания.
2. Студенты же на первое место среди мотивов поставили то,что в будущем это принесет хорошие деньги — 73,3%. Вторым, но не менее значимым,идёт желание самореализоваться — 60%. Затем следует вариант ответа «д»(высшее образование позволит сделать карьеру) — 56,6%. Только 36,6% студентовответили, что высшее образование придаст мне уверенность в себе. Получениеотсрочки от армии волнует 24,5% респондентов (наверное, юношей). Никто неответил на вариант другое (0%), а также: мне нужен диплом, неважно какой- 0%; для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6лет — 0%.
3. Для школьников самым популярным вариантом ответа оказалсявариант «а» (мне нужен диплом, неважно какой) — 24%. Мнение, чтовысшее образование позволит сделать карьеру и, что оно придаст уверенность всебе занимает второе место — 7,6%. Следующим, но не менее значимым для учащихсяявляется желание зарабатывать хорошие деньги — 6,2%. Только 4,2% хотятсамореализоваться. Вариант ответа «б» (чтобы получить отсрочку отармии) отметил всего 1% всех респондентов — школьников. Остальные мотивации (дляменя это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет; вариантдругое) учащиеся посчитали ненужным указывать — 0%.
Также я решила подробнее исследовать Анкету №2, проанализироваводин из предложенных мной вариантов ответа на второй вопрос, а именно — мненужен диплом, неважно какой. Респондентами были школьники профильного иобщеобразовательного классов. В первом случае так ответило 35% мальчиков и33,7% девочек. Следовательно, девочки больше ориентированы на жизненные цели. Вобщеобразовательном классе ситуация сложилась противоположная — 65% — мальчиков,63,3% — девочек. Наверное, это из-за того, что женский пол сильнее рассчитываетна помощь родителей или удачный брак.
Проанализировав данный опрос, я пришла к выводу:
1. Старший контингент (родители и студенты) опрошенныхподходят более осознанно к выбору жизненных ценностей.
2. У категории родителей желание самореализоваться и спомощью высшего образования стать более уверенными в себе постепенно пропадает(наверное, этого в жизни они уже добились), тогда, как у молодого поколения онотолько набирает свои обороты.
3. Очевидно, что стартовые позиции молодёжи и выборстратегий поведения во многом определяются образовательным статусом родителей,уровнем материального благосостояния семьи. Родители, не имеющие высшегообразования, желают, чтобы дети его получили: это позволит достичь им болеевысоких позиций. Родители, имеющие высшее образование, не мыслят, чтобыобразовательный статус ребёнка был ниже, чем у его родителей.
4. Мотивации школьников зависят, но не сильно от профиля изобучения.
Кроме того, с помощью ниже предложенной анкеты я попыталасьвыявить и сравнить представления учащихся выпускных 11-х классов МОУ СОШ №93 (50школьников — 100%) и студентов 2-го курса финансово-юридического института (30студентов — 100%) о своей будущей работе (анкета №2).
Результаты опроса представлены в диаграмме приложения (рис).На вопрос, какой респонденты — школьники представляют свою будущую работу,самым престижным является ответ, что работа будет хорошо оплачиваемой — 76,8%. Потомидёт мнение, что она будет обеспечивать хорошие социальные гарантии: получениежилья, устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятийспортом — 51,9%.36,9% видят свою работу престижной, признанной и востребованнойобществом. Следующей, но не менее важной характеристикой идёт то, что профессиябудет соответствовать способностям и наклонностям — 36,6%. Также учащиеся хотятвидеть свою работу такой, какая сможет предоставлять возможность регулярновыезжать по делам службы за границу — 19,3%. Некоторые отметили желание, чтобыих будущий род занятий мог представлять самостоятельность и независимость — 14,6%. И совсем немногие отметили вариант другое (характеризоваться гигиеническимии невредными для здоровья условиями труда; не требовать особого физическоготруда; если будет возможность, предпочел бы вообще не работать; не требоватьполной отдачи сил и времени) — 4,6%.
Студенты же на первое место, как и школьники, поставили то,что работа будет хорошо оплачиваемой — 76,3%. Потом идёт желание иметь работу,которая могла бы обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение жилья,устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятий спортом — 51,6%. Почти столько же выбрали вариант ответа «б» (соответствоватьмоим способностям и наклонностям) — 51%.37,5% стремятся получить работу,которая представляла самостоятельность и независимость. Лишь 15,8% хотят иметьнужную обществу профессию. Для 10,7% всех респондентов важна возможностьвыезжать за границу по делам службы. В отличие от учащихся, на вариантдругое студенты дали большее количество ответов (работа должна быть: творческой,интересной, требующей умственного напряжения, инициативы; характеризоваться гигиеническимии невредными для здоровья условиями труда; предоставлять возможностьмногочисленных контактов с людьми; предполагать благоприятные взаимоотношения склиентами; обеспечивать возможность повышения профессионального мастерства иразвития способностей; не требовать особого физического труда; предполагатьтребовательный и справедливый стиль управления) — 10,3%.
Вывод:
1. Во многом у студентов и учащихся мнение о своей будущей работесовпадает. Доминирующее желание жить благополучно, более разнообразно, но при этомне затрачивая много сил и времени.
2. Однако, есть и небольшие расхождения, так как студентыболее реалистично и осознанно подходят к выбору будущей профессии, для нихжелание самореализации более значимо2.2 Проблемы высшего образования, вызванные его массовостью
Мне кажется, что тяга к знаниям, к повышению своегообразовательного уровня — это всегда хорошо, но не породила ли массовостьвысшего образования некоторые проблемы? Их я попыталась выявить с помощьюсоциологического опроса. В качестве респондентов мною было взято 68 человек: этостуденты Финансово — юридического института 4-го курса — 30чел. (100%); преподавателиразличных ВУЗов — 8 чел. (100%); родители учащихся — 20 чел. (100%); школьныеучителя — 10 чел. (100%). Я предложила им анкету №3 (приложение стр.)
1. Недостаточное качество преподавания отметили 63,3%опрошенных студентов. Высокую стоимость образования отметили 97,3% всехреспондентов. 42,1% студентов отметили существование большого количества малочасовыхкурсов. Однако особый интерес представляет вариант другое: 59,9% отметилисуществование формализации отношений между студентами и преподавателями, совмещающимипреподавание в нескольких ВУЗах; невозможность встречаться с преподавателями в ВУЗепосле занятий для получения консультации или отработки задолженности,некорректное, непартнёрское отношение некоторых преподавателей к студентам, атакже недостаточность материальной базы ВУЗа.
2. Среди родителей недостаточное качество высшегообразования видят 22% опрошенных. Высокая стоимость получения высшегообразования пугает 97,5%. Существование «калейдоскопа» предметовкажется проблемой -35%. Вариант другое отметило 63% (формализацияотношений между студентами и преподавателями, недостаточная оплатапреподавателей и как следствие — совмещение преподавания сразу в нескольких ВУЗах,занятия в две смены; родителей также волнуют возможные трудности струдоустройством после окончания учёбы).
3. Школьные учителя снижение качества высшего образования поставилина первое место -82%. Потом идёт вариант другое (формализация отношениймежду студентами и преподавателями, которые совмещают преподавание в несколькихВУЗах — 65,9%. Высокую платность высшего образования отметило 64,7%. Существованиебольшого количества предметов, несоответствующих данной профессии они отметили — 32%).
4. Преподаватели ВУЗов на первое место поставили снижение качестваподготовки абитуриентов- 100% опрошенных. Однако 97,3%. признали отсутствиедостаточного времени для работы со студентами. Вариант «в» (существованиебольшого количества малочасовых курсов) преподаватели ВУЗов поставили напоследнее место — 0%. Высокую стоимость получения высшего образования отметило32,5%.
Выводы:
1. Проблемы, вызванные «массовостью» высшегообразования существуют.
2. Все категории опрашиваемых выделили следующие егопроблемы: снижение качества, платность и высокая стоимость, ежегодное снижениеколичества бюджетных мест в ВУЗах, формализация отношений между студентами ипреподавателями, вызванная большими возможностями совмещения преподавания,дефицит внимания к студентам, недостаток учебной литературы и учебных аудиторийдля занятий в одну смену.
Для определения того, насколько результаты моегомикроисследования по выявлению проблем высшего образования и последствий «образовательногобума» соотносятся с выводами серьезных учёных, работающих в этой области. Яобратилась к исследованиям учёных: Е.Г. Зборовского «Образование: от XX к XXI в.», Попова А. Д «Демографическая база профессионального образования: современноесостояние», [1]М.В. Арапова «Бум высшего образования»: масштабы, причины и следствия;к материалам ежегодного форума Европейской ассоциации высшего образования и др.Я увидела много совпадающих позиций по проблемам высшего образования. Одна изглавных проблем, обсуждаемых в научной среде — соответствие качестваобразования, предъявляемым требованиям.
3. Проблемы высшего образования3.1 Проблемы высшего образования, связанные с егомассовостью3.1.1 Проблемы качества высшего образования
1. Так как качество образования в значительной мереопределяется уровнем подготовки абитуриентов, учёные отмечают, что увеличениеколичества платных студентов (53%) снижает общий уровень знаний первокурсников.
2. Проблема, связанная с возросшим уровнемкультурно-образовательных потребностей.
Высшая школа ожидает (а иногда и прямо требует), что дома устудента имеется компьютер. Сейчас компьютер в доме есть по оценкам торговли — у70% студентов.
Но приобретение программного обеспечения за его настоящуюстоимость, в несколько раз превышающую стоимость самого компьютера, длястудентов совершенно нереально. [6]
3. Отмечается также, что качество подготовки студентовзависит от материальной базы ВУЗов, состоянием библиотек, которые непереоснащались на протяжении десятилетий и пришли в ветхое состояние, ноположение начинает несколько меняться: в 2005 году доля совокупных расходов наобразование составила 5,4% от ВВП.
4. Проблемой является и то, что большинство коммерческихВУЗов (их более 400) располагают слабой учебной базой, ибо ставят на первыйплан цель коммерческой прибыли.
5. Г.Е. Зборовский отмечает такую проблему, как колоссальныепотери среди профессорско-преподавательского корпуса из-за низкой оплаты труда(«молодое поколение преподавателей почти в полном составе покинуло ВУЗы»и перегружено совместительством). [7]3.1.2 Проблема взаимоотношений между студентами ипреподавателями
Эта проблема видится учёными одной из «сквозных» проблемвысшего образования. По исследованиям Г. Зборовского, преподаватели (123преподавателя, работавших на 25 кафедрах вуза УГППУ), проблем взаимоотношенияне видят, считают их партнёрскими, а студенты (700 студентов четырехфакультетов университета, обучающихся по 15 специальностям УГППУ) неудовлетворены стилем коммуникации: грубостью, некорректным поведением частипреподавателей, унижением личного достоинства студентов. [8]
Приведённые данные свидетельствуют в том, что проблемывзаимоотношений основных субъектов образовательного процесса в вузе реальносуществуют и накладывают свою печать на многие стороны его функционирования.3.1.3 Платность получения высшего образования тожерассматривается как серьёзная проблема
Платность получения высшего образования тоже рассматриваетсякак серьёзная проблема. На протяжении последних лет оно становится всё более платным.Доля государственных расходов на высшее образование оставалась в течениепоследнего десятилетия практически неизменной, колеблясь в пределах 11-13%консолидированного бюджета, или от 3,06 до 4,81% ВВП. Впрочем, фактическирасходы снижались из-за сокращения объема самого ВВП (в 2002 г. он составлял78% от уровня 1992 г), тогда как рост числа студентов продолжался. Причем наэти темпы (от 5 до 17% в год) не повлиял даже кризис 1998 года. Наоборот,максимум роста (17%) пришелся как раз на 1999 г. Контрольные цифры приема засчет федерального бюджета при этом колеблются незначительно (по всем формамобучения: 1995 г. — 531,9 тыс., 1997 г. — 565,3 тыс., 1999 г. — 564,3 тыс., 2000г. — 586,8 тыс. человек; по очной форме обучения: 1995 г. — 355,9 тыс., 1997 г.- 378,1 тыс., 1999 г. — 379,3 тыс., 2000 г. — 396,0 тыс. человек).
Сегодня в высшей школе обучается 4 млн 72 тыс. студентов, запоследние 10 лет их общая численность выросла более чем на 1 млн чел. Ростпроизошел в основном за счет «платных», или внебюджетных студентов. Еслив 2000 году государство оплачивало образование 2 млн 707 тыс. человек, то засвой (точнее сказать, негосударственный) счет обучались 1 млн 365 тыс. студентов.Значительная часть из них до сих пор располагает слабой материально-технической«и учебной базой для качественного ведения образовательного процесса. Нетрудно рассчитать среднее количество студентов в государственном инегосударственном вузе. Если в первом на один вуз приходится около 6,5 тыс. студентов,то во втором — только около 1,5 тыс.
Доля бюджетных студентов в общем контингенте составляла в2000 г.66,5%, сократившись за последние два учебных года на 11,9% до 54,6%. [9]В 2001/02 учебном году доля бюджетников составила 53,4% от общего количествазачисленных на первый курс. В 2002/03 у. г. (учитывая негосударственные вузы, вкоторых обучалось 12%студентов), общее количество лиц, получающих платноеобразование, составило г. — 3,03 млн. или 50,9% от общей массы студентов, а в2005/2006 у. г. — 53%. [10](приложение стр. рис)
Две трети расходов на образование сейчас несут домохозяйства.На ближайшие годы эта тенденция (по прогнозам), скорее всего, сохранится, авозросшая потребность молодежи в получении высшего образования (при условии ееплатежеспособности) найдет свое отражение в увеличении численности платныхстудентов. Сегодня в РФ помимо 600 государственных существует более 400 негосударственныхвузов. Учёные считают, что в этой ситуации есть и свои плюсы: с увеличениемспроса на образование ещё более вырастут требования, предъявляемые к егокачеству. А значит, если в планируемой перспективе оно будет представляться наплатной основе, нужно постоянно улучшать вузовские стандарты образования икачество подготовки выпускников.3.2 Проблемы связанны с процессами глобализации иинтернационализации
Учёными выделяются существенные проблемы, связанные спроцессами глобализации и интернационализации. По мере увеличенияинтеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится созданиеединого европейского образовательного пространства с целью подготовкипрофессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условияхглобального рынка. Интернационализация образования требует гарантий качества,минимальных стандартных требований, критериев профессионализма, аккредитации и т.д.
На двадцать четвёртом ежегодном форуме Европейскойассоциации высшего образования — EAIR были выявленыследующие основные условия для продвижения в европейское образовательноепространство российских вузов:
1. Наличие двух уровней высшего образования — бакалавриата имагистратуры.
2. Наличие кредитной системы в построении курса обучения и вучебных планах.
3. Преподавание хотя бы части учебных курсов на английскомязыке.
4. Аккредитация вуза авторитетным европейским органом. [11]
Принцип ступенчатости, селективности в подготовкезаслуживает внимания, но пока предлагаемые подходы не согласуются с подготовкойспециалистов в российских вузах. Ряд факторов ограничивает многоуровневостьвысшего образования. Среди них: невостребованность бакалавров и магистров и вхозяйственной сфере, и в государственных учреждениях; нет определённости вуровне подготовки; большая часть бакалавров из-за длительных сроков обучения предпочитаетполучить диплом специалиста, а не диплом магистра. В европейский университетахболее короткие сроки обучения бакалавров, но они связаны с углублённойпрофилированной и общекультурной подготовкой в 12 — и даже 13-летнейобщеобразовательной школе. Переход на двухступенчатую систему если и оправдан,то должен осуществляться, по крайней мере, в течение 10-15 лет.
При этом каждый вуз должен решать, под какие дипломы онготов вести обучение. Заметим также, что необходимость получения дипломомбакалавров и магистров при действующей в России системе занятости касаетсякрайне ограниченного контингента (тех, кто намерен трудоустроиться за рубежом,и иностранных студентов). Гораздо проще на региональном и федеральном уровняхразвивать службы ностратификации дипломов в соответствии с требованиями тойстраны, где студент намерен работать.
Ещё более болезненно отразятся на отечественной науке икультуре отказ от двухстепенной научной квалификации и переход на европейскиестепени доктора философии. Могут быть утрачены целые направления научныхисследований, особенно фундаментальная тематика.
Кредитная система же получила широкое распространение в СШАи многих европейских вузах в последние десятилетия. Она представляет собойвесьма гибкую систему учета прохождения студентами всего курса обучения иотдельных дисциплин. Каждый учебный курс обозначается определенной условнойединицей, которая, как правило, предполагает определенное количество аудиторныхчасов этого курса в семестр (обычно 3 часа). За время обучения каждый студентдля получения диплома о высшем образовании должен набрать определенноеколичество таких условных единиц-кредитов с соблюдением определенногоколичества кредитов по блокам дисциплин. Кредитная система позволяет получатьэти „условные единицы“ не только в своем вузе, но и в других учебныхзаведениях, в том числе и зарубежных.
Начало XXI века открывает новую эрудля развития высшего образования. Еще в конце прошлого столетия назреланеобходимость в интеграции и гармонизации университетского и неуниверситетскогообразования во всем мире и, особенно, в европейских странах. По мере увеличенияинтеграционных процессов в Европе и развития Европейского сообществастановилось все более очевидным, что интеграция в сфере образования начинаетсерьезно отставать от интеграции в сфере экономики, политики, права и культурыи что совершенно необходимым становится создание единого европейскогообразовательного пространства. Помимо этого европейским сообществом осознаваласьнеобходимость обмена образовательным и научным опытом, увеличения эффективностии улучшения качества образовательных систем, расширения использования в учебномпроцессе, научной деятельности и в других сферах жизни университетов иколледжей современных информационных и коммуникационных технологий.
С развитием процессов глобализации и интернационализацииэкономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели — подготовкапрофессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условияхглобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели: диверсификацияи рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов наплатное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежныхвузах-партнерах. Расширение региональной сети вуза для эффективногоиспользования своих ресурсов. Повышения качества образования и исследований засчет участия студентов и преподавателей в международной процессе обменазнаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяеторганизовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы длястудентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Большинствосовременных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило,наиболее простой, обыденный уровень интернационализации.
Самая известная форма интернационализации высшегообразования — это мобильность студентов — увеличение числа студентов,обучающихся за границей. Большинство европейских стран имеют постоянный притокстудентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из странЛатинской Америки стремятся получить диплом в университетах США и Канады. Поданным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25лет на 300%.
Мобильность студентов стимулируется различнымигосударственными и региональными программами. Студенческий обменрассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынкаспециалистов и квалифицированных работников. Помимо более или менееорганизованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанноеперемещение студентов вне программ.
Международная мобильность студентов является не толькомежконтинентальным, но и региональным явлением. Процесс интеграции региональныхэкономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такиемеждународные соглашения, как NAFTA, ASEANили АРЕС сыграли большую роль.
Постепенно потоки иностранных студентов стали восприниматьсябольшинством принимающих стран больше как торговля, нежели помощь, поскольку вомногих случаях иностранные студенты оплачивают полную стоимость обучения. Такимобразом, причиной роста числа студентов, обучающихся за границей, все большеявляются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания.
Программы студенческой и преподавательской мобильностиразвивались с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т.е. внедренияизменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже вобъединенной Европе существует огромное
разнообразие национальных систем высшего образования,стремление денационализировать учебные планы и привнести в них общиеевропейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности. Этиизменения встречали сопротивление отдельных вузов.
Самым сильным стимулом интернационализации программ обученияявляется все большее влияние международных профессиональных объединений. Быстрыйрост международной торговли профессиональными услугами побудил представителеймногих профессий организовать свою деятельность на международном уровне. Этипрофессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, какгарантия качества, минимальные стандартные требования, критериипрофессионализма, аккредитация и т.д.
Студентам, получающим ученые степени и дипломы за рубежом,необходимо, чтобы эти ученые степени и дипломы были действительны в стране, гдеони собираются работать. Наибольшие результаты в этой сфере были достигнуты вЕвропейском регионе.
Одна из самых острых проблем интернационализации — признаниепериода обучения за рубежом и полученных там оценок. Проблема заключается втом, что отсутствуют „прозрачность“ высшего образования и четкиеправила его регулирования как на национальном и институциональном уровне, так ина уровне самих факультетов. В результате этого студенты, обучавшиеся зарубежом и приехавшие назад домой, испытывают трудности признании своих оценок. Студентамприходится снова сдавать экзамены, которые они уже сдавали, обучаясь зарубежом, тратить свое время и нервы. В рамках общеевропейской программы „Эразмус/Сократ“была разработана система, призванная разрешить этот вопрос.
Глобализация является одновременно и угрозой и возможностьюдля национальных систем высшего образования. Обострение конкуренции междутрадиционными вузами, появление угрозы со стороны новых провайдеров образовательныхуслуг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающихдистанционные программы, корпоративных университетов) заставляет университетыразвивать новые формы международного сотрудничества.
Заключение
В результате проведённых исследований, я пришла к выводам:
1. Результаты моего микроисследования по вышеобозначеннымпроблем во многом совпадают с результатами социологических исследований.
2. 97% опрошенных (одиннадцатиклассников, студентов,родителей) считают высшее образование необходимым.
3. Основными мотивами поступления в ВУЗ различные группыреспондентов назвали: хорошая зарплата, гарантированный карьерный рост,престижность любого высшего образования, реализация творческих возможностей,получение отсрочки от армии.
4. Мотивации получения высшего образования не сильно зависятот профиля обучения старшеклассников.
5. Будущая работа по общим представлениям учащихся истудентов не должна требовать особого физического труда; должна быть: творческой,интересной, требующей инициативы; обязательно дающей социальные гарантии (преждевсего жильё). Однако, молодые люди не придают значения гигиеническим и невреднымдля здоровья условиям труда; не акцентируются на том, чтобы иметь нужнуюобществу профессию.
6. Все респонденты признали, что массовость высшегообразования породила много проблем:
а) снижение качества высшего образования, предъявлениеобществу полуграмотных специалистов, большой отсев студентов неспособныхучиться в ВУЗе;
б) формализация отношений между преподавателями и студентами;
в) хроническая занятость преподавателей-совместителей;
г) высокая платность образования, студенты, обучающиеся засчёт домохозяйств превалируют в общей массе студентов (53%);
д) двусменность занятий во многих ВУЗах.
Однако есть предположение, что платность образования поможетрешить проблемы материально — технической базы ВУЗов, повысит требования ккачеству образования.
7. „Синдром“ высшего образования, несомненно, имеетпоследствия в нашей жизни:
а) Переизбыток специалистов в ряде областей. Не меньшеполовины выпускников российских вузов не могут найти вакансию по полученнойспециальности и даже в столице свыше 40% современных выпускников работают не поспециальности. По данным федеральной службы по труду и занятости, из числавыпускников, обращающихся к услугам государственной службы занятости, 3/5выпускников ВУЗов трудоустраиваются не по специальности.
б) „Мода“ на высшее (все равно какое) образование:образует „зону“ профессиональных потерь:
по результатам опроса 70-75% студентов педвузов, 82%ветеринарных и 60% аграрных вузов не собираются работать по специальности;
по данным итогов Всероссийской переписи населения 2002 годаиз 7,5
млн. человек общей массы неквалифицированных рабочих 330тысяч имели высшее образование [12];
в Екатеринбурге в объявлениях о вакансиях нередко говоритсяо необходимости иметь высшее образование, чтобы занять место секретаря,продавца-консультанта или любого другого работника, требующегося дляорганизации сбыта продукции и оказания сопутствующих услуг.
в) Отсутствие необходимого количества квалифицированныхрабочих (слесари, токари, сантехники и др.).
г) Я думаю, к последствиям данного явления можно отнести итот факт, что при приёме в ВУЗы в 2006 году количество мест было сокращено на1,2% — очное и на 9,3% очно-заочное и заочное обучение. В 2007 годупредусматривается сокращение контрольных цифр приёма в целом на 10,9%. (приложение,рис. №2) [13]
Внедрение (примерно)
В курсе обществознания, в теме „Образование“;
В профориентационной работе классного руководителя
В работе администрации школы: недостаточное осознаниеучениками и студентами личной экологии при выборе будущей профессии требуетусиления валеологического воспитания.
Список сносок
1.        А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования вРоссии) // Высшее образование в России. — №5, 2006. с.35-37.
2.        М.В. Арапов Бум высшего образования: масштабы причины и следствия // Общественныенауки и современность. №6, 2004. с.30-31.
3.        Госкомстат РФ даёт цифру 414, учитывая аспирантов и докторантов.
4.        А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования вРоссии) // Высшее образование в России. — №5, 2006. с.35-37.
5.        О. Богословская // Мотивации получения высшего образования в контекстевыбора профессии // Высшее образование в России. №5, 2006. с.44-47.
6.        М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия //Общественные науки и современность. 2004. №6. с.38-39.
7.        Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. — Екатеринбург, 2000, с.269.
8.        Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. — Екатеринбург, 2000, с.274-275.
9.        Зборовский Г.Е. Социология образования. Ч.2. Екатеринбург. 1994, с.131-148.
10.     Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России)// Высшее образование в России. №5.2006. с.21-26.
11.     http://mkaz. shu.ru/publ/crossing. htm/Пересекая национальные, структурные и технологические границы в высшемобразовании (24й ежегодный форум Европейской ассоциации высшего образования — EAIR, Прага, 8-11 сентября 2002 г)
12.     Попов А.Д. Демографическая база профессионального образования: современноесостояние и перспективы до 2025года // Трудовые ресурсы и занятость. 2006. №3. с.4.
13.     Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России)// Высшее образование в России. — №5.2006. с.32-35.
Список литературы
1. Александрова О. // Высшее образованиеи структура российской экономики // Высшее образование в России. №5.2006. с.27-36.
2. М.В. Арапов // Бум высшего образования:масштабы причины и следствия // Общественные науки и современность. №6, 2004. С.30-31.
3. О. Богословская // Мотивацииполучения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшееобразование в России. №5, 2006. С.44-47.
4. А. Егоршин // Возможные сценарии(о развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. №5.2006г.с.35-37.
5. Зборовский Г. // Эффективность профессиональнойподготовки: проблемы социологического измерения // Высшее образование в России.№3.2006. с.121-126.
6. Мочалова И. // Античные идеалыобразованности: история и со временность // Alma mater. Вестник высшей школы. №1.2006.с.41 — 42.
7. Попов А. // Демографическая базапрофессионального образования: современное состояние и перспективы до2025 года// Вопросы статистки. №3.2006. с.32-37,8.
8. Сагинова O.B. // http:// www.marketologi.ru/ lib/saginova/ inter_vuz3/html // Проблемы и перспективыинтернационализации высшего образования.
9. А. Смирнов // Высшее образованиесегодня // Фундаментальное высшее образование; новые проблемы. №3.2006. с.23-24.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.