Введение
Формирование системымногоуровневого непрерывного образования как единого образовательногопространства предполагает интеграцию различных образовательных подразделений иучреждений. Эффективность функционирования такой системы достигается в данномслучае за счет координации деятельности и взаимной увязки содержанияобразования, что позволяет повысить качество фундаментальной, общекультурной,гуманитарной и социально-экономической подготовки, расширить возможности дляобеспечения свободы выбора, определения индивидуальной траектории образования.
Южно-Российскимгосударственным университетом экономики и сервиса (ЮРГУЭС) накоплензначительный опыт интеграции образовательных учреждений в университетскийкомплекс. Целенаправленная работа по реализации идеи непрерывностипрофессионального образования проводится в ЮРГУЭС с начала 90-х гг. Системамногоуровневого непрерывного образования ЮРГУЭС является средством повышенияэффективности и качества образовательного процесса благодаря объединению интеллектуальных,материальных, информационных ресурсов для подготовки специалистов всех уровнейобразования и проведения исследований по приоритетным направлениям развитияобразования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
1. Структурная модельучебно-научно-инновационного социально ориентированного университетского комплекса
ЮРГУЭС являетсямногоуровневым учебно-научно-инновационным комплексом – единственным вузомсервисного профиля, легкой и текстильной промышленности на юге России (рис. 1).
учебныйинновационный социальный образование
/>
Рис. 1. Структурнаямодель учебно-научно-инновационного университетского комплекса многоуровневогообразования
В состав структурноймодели учебно-научно-инновационного университетского комплекса многоуровнегообразования, созданного на базе ЮРГУЭС, входят:
– образовательныйкомплекс, который включает в себя факультет начального и среднегопрофессионального образования (ФН и СПО), объединяющий профессиональный лицейэкономики и сервиса (ПЛЭС) и высший колледж экономики и сервиса (ВКЭС);факультет довузовской подготовки, включающий в себя физико-математическуюшколу; семь факультетов высшего профессионального образования (ВПО);магистратуру; аспирантуру; институт экономики и технологии сервиса; 4 филиала;18 научно-исследовательских подразделений и 24 учебно-научно-производ-ственныхподразделения. При этом инновационную поддержку образования оказывают факультетдистанционного образования, лаборатория математического моделированияинформационных систем, а также электронная библиотека.
– научный комплексЮРГУЭС представляет собой совокупность научно-исследовательских подразделений,позволяющих поддерживать высокий научный уровень содержания образовательныхпрограмм, освоение самых передовых идей и методов профессиональнойдеятельности. Он включает в себя следующие структурные единицы:
– научно-исследовательскиелаборатории РАН: совместная лаборатория математических исследований иинформатики Института прикладной математики Владикавказского научного центраРАН и ЮРГУЭС; проблемная лаборатория перспективных технологий и процессовЦентра исследования проблем безопасности РАН и ЮРГУЭС, еенаучно-исследовательские секторы в гг. Ростове-на-Дону, Волгодонске,Ставрополе, Волгограде; филиал отдела электроэнергетических проблем РАН приКавминводском институте сервиса (филиале) ЮРГУЭС; Северо-Кавказский научныйцентр Института проблем региональной экономики РАН; филиал Институтааналитического приборостроения РАН при Кавминводском институте сервиса(филиале) ЮРГУЭС;
– научно-исследовательскиелаборатории Южного отделения РАО: проблемная лаборатория непрерывногообразования и университетских комплексов; проблемная лаборатория информатизациии дистанционного образования; проблемная лаборатория региональных систем управлениякачеством образования;
– научныелаборатории: «Математическое моделирование и инфор-мационные системы»,«Проектирование и изготовление пресс-форм экспресс-методами», «Информационные ителекоммуникационные системы», Студенческая научно-исследовательская лаборатория«Компьютерное проектирование и моделирование радиоэлектронных систем»,Научно-исследовательская лаборатория «НИЛ конструирования одежды, снаряжения иоборудования», Комплексная учебно-научно-производственная лаборатория«Романтик-ЮРГУЭС», Комплексная учебная научно-производ-ственная лаборатория«Ресторан “Интеграл”», учебно-научно-производственная лаборатория «Экологиячеловека»; учебно-научная лаборатория «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»;
– научные центры:филиал Российско-Белорусского Научного Центра аналоговой микросхемотехники;Научно-исследовательский центр ЮРГУЭС по проблемам экономики, финансов икредита;
– научно-методическиецентры: Южный региональный Центр дистанционного образования в области сервиса,Филиал Российского центра тестирования выпускников средних школ, Информационно-методическийцентр по аттестации образовательных организаций Рособрнадзора, КонсалтинговыйЦентр, Консультационный центр «Правовед», Учебно-методический центр «Профессионал»;филиал кафедры «Экономическая теория» при Южном научном центре РАН;
– инновационныйкомплекс предназначен для обеспечения эффективности разработок учащихся истудентов, которые могут внедряться в организационную и производственнуюдеятельность коммерческих и экономических структур ЮРГУЭС, таких как:
– Бизнес-инкубатор«Дон-Сервис»; Клуб молодого менеджера, Учебный банк ПЛЭС ЮРГУЭС;
– экспериментальныепроизводства: «Станция технического обслуживания автомобилей», Ателье по пошивуодежды «Камелия», УНПЛ «Ателье по пошиву трикотажных изделий», «Учебно-производственныемастерские по ремонту и изготовлению швейных изделий», ООО НПФ «Электронныеинформационные системы» (ЭЛИС), ООО НПФ «Автоматика, телекоммуникации, монтаж»(АТМ), «БВН-инжиниринг», Учебно-научно-производ-ственный участокпрограммно-управляемых технологий «Робот»;
– студенческий Доммоделей и дизайн-студия «Подиум».
В состав даннойструктурной модели входит также комплекс социальной поддержки, включающий всебя социально-психологическую служ-бу, спортивный комплекс, Центр содействиятрудоустройству выпускников, комбинат питания, Лечебно-оздоровительный центр,пресс-центр и музейно-выставочный комплекс, Издательство ЮРГУЭС.
2. Модели построенияраспределенных систем непрерывного образования
Современное состояниеобщества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянноповышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип«образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегдаимеет возможность физически присутствовать в учебном центре, однако практическиу всех есть средства современной связи, в т.ч. Интернет. Таким образом, актуальнопредставляется задача создания распределенной образовательной системы (РОС)дополнительного профессионального образования (ДПО), базирующейся наинтернет-технологиях.
С августа 2006 г. в ЮРГУЭС был проведен эксперимент по применению LMS Moodle в учебномпроцессе по специальностям «Прикладная информатика» и «Информационные системы итехнологии». В эксперименте приняли участие более 200 студентов, потенциальнаяемкость системы (на ныне действующем сервере) – до 2 000 студентов. В течение2008 учебного года в системе ДПО ЮРГУЭС с использованием Интернет прошлиобучение более 400 слушателей, в том числе по программам, согласованным с ИМЦАРособрнадзора.
Проведенный экспериментпоказал, что наличие программных и технических средств не обеспечивают успешнуюреализацию проекта, более важную роль играет наличие корректной и оптимальноорганизованной системы управления всем проектом. Особую значимость имеет устойчивостьработы системы в условиях негативных внешних воздействий, таких как сбои вработе каналов связи, сбои в работе серверного оборудования, значительныеизменения законодательства, корректировка целей и задач системы в процессеработы, изменение конъюнктуры рынка и т.д.
Многолетний опыт работы вобласти дистанционного образования показал, что одним из оптимальных решенийявляется разделение функций системы, как минимум – образовательных иадминистративных. При этом, подсистемы должны иметь не только независимыеканалы обмена информацией с удаленными объектами (субъектами) системы, но инесколько параллельных каналов, в том числе физически разделенных.
Реально полногоразнесения функций получить невозможно. Например, в работе административнойсистемы возникает потребность в информации (как минимум – статистической),которая есть только в образовательной части. Возникает вопрос оптимальноговыбора количества межсистемных «шлюзов», режима их работы и оптимизацииколичества и содержания передаваемой информации. Количество «шлюзов» исодержание обмена сильно зависит от структуры обеих подсистем, от потоков документов,данных, управляющих воздействий и т.п. Все указанное, в свою очередь, зависитот решаемых задач, целей системы, внешних условий и т.п. Таким образом,возникает задача разработки распределенной образовательной системы,обеспечивающей бесперебойное функционирование при возникновении негативныхвнешних воздействий, как особой информационно-коммуникационной среды сэлементами самоадаптации.
Анализ функционированияРОС целесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения кидеализированной.
Модели могутпредставляться в виде структурных и функциональных схем с детализацией, какправило, в нотациях IDEF0 и IDEF3, однако могут быть использованыспецифические объекты и функции, введенные дополнительно.
При построении моделеймогут быть использованы следующие процессы и подпроцессы обучающей иадминистративной сред.
Обучающая среда
1. Организация доступа к среде
Регистрация слушателя вобучающей среде
Подтверждение аккаунтаслушателя, назначение роли и прав доступа
2. Обучение
Получение учебнойинформации (чтение учебников, пособий и т.д.)
Самоконтроль
Запрос информации(вопросы в off-line, интерактивное общение и т.п.)
Выполнение деятельностныхэлементов (виртуальные практикумы, тренажеры, wiki и т.д.)
3. Контроль (аттестация)
Промежуточноетестирование
Итоговое тестирование
Письменная работа (илиоткрытый тест)
Административная среда
1. Маркетинговые исследования
Изучение рынка труда иобразовательных услуг
Разработка рекомендацийпо номенклатуре, содержанию и стоимости учебных программ
2. Проектирование учебной программы
Разработка учебного плана
Разработкаучебно-методического обеспечения
Разработкаконтрольно-измерительных материалов
Разработкапрограммно-технических средств
Размещение готовойпрограммы в информационной среде
3. Реализация учебной программы
Обеспечениефункционирования информационно-технических средств реализации учебной программы
Контроль соблюденияусловий обучения (оплата, право доступа к уровню и т.д., наличие всехнеобходимых документов), разрешение доступа к среде
Формирование графикаобучения
Обеспечение ответов назапросы слушателей
Контроль прохожденияэтапов обучения (в том числе, например, модулей учебной программы,промежуточной и итоговой аттестации)
4. Документооборот
Прием документовслушателя
Регистрация слушателя вБД административной среды, формирование личного дела (карточки)
Отражение в документацииэтапов прохождения учебной программы
Формированиестатистической отчетности для вышестоящих организаций
Формирование плановработ, сбор отчетности об их выполнении
5. Выдача документа об образовании
Обеспечение бланкамидокументов об образовании
Формирование аттестационных(экзаменационных) комиссий
Контроль проведенияитоговой аттестации
Заполнение бланка ивыдача документа
6. Управление ресурсами
Прием оплаты за обучение
Финансирование разработкиучебной программы
Оплата функционированияинформационно-технических средств (трафик, связь, аренда оборудования и т.д.)
Обеспечениематериально-технического снабжения
Кадровое обеспечение
Бухгалтерское обеспечение
Информационноеобеспечение (литература, программы, компакт-диски и т.д.)
Следует отметить, чтоприведенный перечень процессов и подпроцессов не является исчерпывающим, в тоже время он достаточен для иллюстрации рассматриваемых положений.
Первой моделью являетсяпервый предельный случай – использование двух полностью независимых подсистем –обучающей и административной.
Обучающая подсистемаполностью автоматизирована и не требует управляющих воздействий в процессеобучения. Такой подход возможен, например, в режиме экстерната, самообразованияи т.п. Фактически, в этом случае организация процесса обучения возложена напрограммно-технические средства и самого пользователя, который просто следуетпо заранее установленной траектории обучения. Важное замечание: при такомподходе не может быть документ об образовании государственного образца, так какдля этого необходимы действия обучаемого не только в среде обучения, но и всреде управления – итоговая аттестация, официальное оформление документов ит.п.
Другой предельный случай– максимальная интеграция административных и обучающих сред. Контроль процессаосуществляется формированием отчетности на каждом этапе, отсутствие отчетавлечет запрет перехода к следующему этапу. Недостатком такого подхода являетсякрайне высокая заорганизованность процессов обучения, высокая чувствительностьк изменениям законодательства, кратковременным сбоям в системе (из-за наличияжесткого графика сбой практически недопустим), невозможность быстрогореагирования на изменение конъюнктуры. Де-факто – эта модель является чистотеоретической, так как функционировать в реальных условиях не может.
Таким образом, наиболееэффективными являются системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающиенесколько технологий управления и обучения, включенных в распределенную идиверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволяет снизитьвлияние ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределеннойобразовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативныхтраекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменениязаконодательства, конъюнктуры и т.п. Опыт показал, что наиболее устойчивымиявляются структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обменаинформацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаясяизбыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционируетограниченный набор узлов и связей модели.
В настоящее времяпредстоит решить задачу оптимизации структуры РОС с точки зрения ееэкономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а такжереализовать функции самонастраивания системы при изменении внешних факторов.
Решение указанных задачвозможно путем разработки детализированных сетевых моделей РОС, учитывающихвнешние воздействия непосредственно на процессы управления и обучения,построение на основе этих моделей обобщенных функциональных схем РОС,определение максимально достоверных критериев структурной оптимизации и наборовправил взаимодействия узлов сети РОС, обеспечивающих полную или частичнуюсамоадаптацию всей системы.
Модели процессов враспределенной образовательной системе
Для построения моделейпроцессов можно использовать различные нотации и средства. В данном случаеиспользуется нотация IDEF0,которая используется в документации СМК ЮРГУЭС. Полная карта процессов весьмавелика и неудобна для рассмотрения, поэтому все процессы разделены наподпроцессы, согласованные по входам-выходам. Следует отметить, чтопредлагаемая модель содержит несколько квазинезависимых уровней, каждый изкоторых определяет группу процессов, связанных друг с другом единствомвходных-выходных переменных, типом взаимосвязей и общностью подцелей. Внаиболее общем случае квазиуровней два – обучение и администрирование. Приболее глубокой детализации каждый уровень делится на подуровни. Например,уровень «обучение» может быть разделен на подуровни «обучение с точки зренияслушателя» и «обучение с точки зрения преподавателя». Обмен данными междууровнями (и подуровнями) осуществляется при помощи шлюзов, которые транслируютвыходные переменные одного уровня во входные (или управляющие) переменныедругого. Необходимо отметить, что шлюзы, в общем случае, имеют коэффициентпреобразования, обладающий некоей размерностью, что требуется для трансляцииразнородных переменных с уровня на уровень.
Библиографическийсписок
1. Солодкая, М.С. Управление образованием:философско-методоло-гический аспект [Текст] / М.С. Солодкая // CREDO. – 2008. –№ 4. – credo.osu.ru/04/001.shtml
2. Калина, И.И. Инновационный подход куправлению региональной системой образования [Текст] / И.И. Калина, Н.В.Смирнова // CREDO. – 2008. – № 10. – crdo.osu.ru/010/006.shtml
3. Иродов, М.И. Мониторинг какинструментальное средство повышения эффективности управления системойпрофессионального образования [Текст] / М.И. Иродов, Т.А. Степанова // Ярославскийпедагогический вестник. – 2008. – № 1. – www.yspu.yr.ru:8101/ vestnik/pedagoka_i_psichologiy/5_10/
4. Воронова, Н.П. Опыт сертификациисистемы менеджмента качества ЮРГУЭС в международном органе NQA [Текст] / Н.П.Воронова, А.Г. Сапронов, С.П. Петросов // Управление качеством образованияв современной России: сб. ст. Всерос. науч.-практич. конф. – Пенза:Приволжский Дом знаний, 2006. – С. 24–26.
5. Байденко, В.И. Стандарты внепрерывном образовании: концепту-альные, теоретические и методологическиепроблемы [Текст] / В.И. Бай-денко. – М., 2009. – 295 с.
6. Келс, Г. Процесс самооценки:руководство по самооценке для высшего образования [Текст] / Г. Келс. – М.,2009. – 152 с.