ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1.Типология государств 1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств 1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств 1.3 Цивилизованный подход к типологии государств 1.4 Современные подход к типологии государств 2. Формы государства 2.1 Понятие и виды форм государственного правления 2.2 Понятие и виды форм государственного устройства 2.3
Понятие и виды форм государственного режима 3. Терминология Заключение Список использованных источников Введение Сегодня, пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни. Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно
функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени.
Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение. Для государства характерно наличие, по выражению
Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства
/8,стр6/. Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока: форму правления , форму национального и административно-территориального устройства , политический режим. 1.Типология государств 1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития
общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения . Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода.
Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием. Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: 1. Количество властвующих в государстве 2. Осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного , правление немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается
общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого. Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения
, становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека. 1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а производственные
отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в
надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права. Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом господстве
определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства : рабовладельческое , феодальное
и последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление . Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции. Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса
в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов. Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий
феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции , которая ниспровергает
отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества , диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит
классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития. В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества.
В этой связи вводится понятие переходной государственности. Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому или социалистическому.
Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной , полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая основа этих государств. Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию. Главной задачей государства социалистической ориентации
считалось создание экономических , социальных , политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода к социализму. Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства. Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа
производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции. Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества. Преемственность между историческими типами государств заключается , главным образом
, в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны.
Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму. Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки: 1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения. 3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него. 4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей. В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет
собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа: 1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей. 2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы». «Исторический тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно – экономической формации.
Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Так , Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. «Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический.
Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом. Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических
и других факторов. 1.3 Цивилизованный подход к типологии государств Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность . Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы. В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех
идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая
и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид. Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей. Западноевропейская наука классифицирует государства
в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности : демократия и автократия. Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка налицо демократия , если нет –
автократия . Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер . Он делит все государства на два типа : 2. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения 2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие 2.4 Современные подход к типологии государств Это прежде всего подход, являющийся симбиозом предыдущих.
Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой
сущности государства, основные значения его понятия. Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории. Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому
именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства. Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия. Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях.
Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе. Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов,
определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру. Государство как политико-территориальная организация народа (общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть
и собственность (общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства. Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей,
которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства. И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической
типизации государства. Итак, собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства. Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства. К категории непосредственных политических типов относятся три типа государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия.
Обращает на себя внимание многозначность употребляемых в научной литературе понятий - монархия, демократия и аристократия, что, конечно, не случайно. Ведь монархия, демократия и аристократия - это и особые формы государства, и элементы любой формы государства, понимаемой как организация и устройство государственной власти. Вместе с тем монархия, демократия и аристократия - это и особые типы государства, а именно, непосредственные политические типы государства, поскольку каждый из этих типов государства характеризуется
спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной). Всякая политическая власть в собственном смысле слова основывается на территории и частной собственности. Специфика непосредственных типов государства состоит в том, что политическая власть и частная собственность в этих государствах отчуждены от общества - общины путем перенесения их (т.е. политической власти и частной собственности) на объединяющее политическое начало, представленное либо одним лицом (непосредственная
монархия), либо всеми свободными гражданами городской общины (непосредственная демократия), либо несколькими земельными частными собственниками (непосредственная аристократия). Указанные непосредственные политические типы государства представляют собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы государства являются предельным случаем развития соответствующих
форм государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу. Можно выразиться иначе: тип государства - это классическое выражение формы государства в определенный период всемирной истории. Например, демократия как форма государства, отличная от других его форм (монархических и аристократических), существовала в любую историческую эпоху и в различных странах, но в качестве непосредственного типа государства она проявилась только в рабовладельческую эпоху в
Греции и Риме. Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация. Наиболее плодотворным, на мой взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство
в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства". Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами.
Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.
Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств
христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.
Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |