РГУФК
РЕФЕРАТ
натему: «Социальное воспитание в процессе становления личности»
Испонитель:
Студентка3 курса
5факультета 1 группы
КоротковаИ.С.
Москва2004
Внаучный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемоев связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитаниевключает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое идр.). Главная цель социальноговоспитания заключается в формировании человека, готового к выполнениюобщественных функций труженика и гражданина.
Развитиечеловека- очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешнихвоздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякомуживому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всегоокружающая человека естественная и социальная среда, а также специальнаяцеленаправленная деятельность по формированию у детей определенных качествличности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы влияющиена развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитиеребенка- не только сложный, но и противоречивый процесс- означает превращениеего из биологического индивида в социальное существо- личность.
Впроцессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую,трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями,сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую емуактивность, это содействует приобретению им особого социального опыта.
Длянормального развития ребенка с самого его рождения, важное значение имеетобщение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь,которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и впознании и освоении им окружающего мира.
Важнуюроль при развитии личности ребенка играет внешнее целенаправленное воздействиена этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил ифакторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегосячеловека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формированиеличности ребенка.
Движущимисилами развития личности являются противоречия, которые возникают междувозрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Впроцессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающейсоциальную сторону его развития, его общественную сущность.
Социальноеи биологическое в человеке- не две параллельные независимые друг от другасоставляющие.В каждой личности они настолько тесно переплетены ивзаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют дваважнейших фактора- наследственность и среду, которые являются и источниками, иусловиями развития.
Превращение биологического индивида всоциального субъекта происходит в процессе социализации человека, егоинтеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредствомусвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основекоторых формируются социально значимые качества личности.
Социализация– непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всейжизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности,когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основныесоциальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Процесс социализации ребенка, его формированияи развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающейсредой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самыхразных социальных факторов.
Наиболее важное значение для социализацииребенка имеет социум. Эту ближайшую
социальную средуребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основномв семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольныеучреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком«территория» социальной среды все больше и больше расширяется.
При этом ребенок как бы постоянно ищет инаходит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенкалучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализацииважное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которойнаходится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этойсреде – положительный или негативный.
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НАРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
В социальной педагогике социум, социальнаясреда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка внее через ближайшую социальную среду, в общество в целом.
С этой точки зрения важным становится то,что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни всоциуме имеют характер взаимодействия. Среда – это не просто улица, дома ивещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее,чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей,которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихсяна всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в неечто-то свое, в определенной степенивлияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека,предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки,проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, аможет и неприязненно.
Отношение среды к человеку определяетсятем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение жечеловека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.
Человек может занимать в обществеодновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой,матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то жевремя дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе,характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологииназывается социальным статусом.
Некоторые статусы нам даны от рождения.Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местомрождения, фамилией и другими факторами, Такие статусы обычно называютсяврожденными. Другие же определяются тем, чего человек добился в обществесамостоятельно. Например, статус социального педагога получает человек, которыйобучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил дипломпо этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, илиприобретенном.
Статус определяет поведение человека вобществе в том смысле, что в определенных ситуациях личность ведет себя непросто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом. Важно также то,что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенногоповедения. Такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека,называется социальной ролью.
Усвоение различных социальных ролейявляется важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однакосложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не толькоодобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам иценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваиватькак позитивные социальные роли, так и негативные.
К позитивным ролям следует отнести преждевсего роль члена семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сынаили дочери, брата или сестры, племянника, внука, а так же знакомится с ролямиотца и матери, бабушки и дедушки и др.
Следующая важная роль, которую осваиваетребенок в процессе своего развития,- это член коллектива. В детском саду и школе, в спортивной секции и детских общественных организациях, в общении сосверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика,лидера и многие другие.
Каждый человек выступает в роли потребителя,так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что емунеобходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое.Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которыепредоставляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства.
Важная социальная роль- быть гражданиномсвоего отечества, любить свою родину, гордиться ею. Могут быть и другиесоциальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которуюможет получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебныхзаведениях начального профессионального образования.
К негативным ролям относятся такие, какбродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особеннокрупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаемдетей – попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умеловыпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воровством,иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно.Сюда могут быть отнесены и некоторые другие социальные роли негативногохарактера.
Освоение ребенком механизма ролевогоповедения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения,поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новойдля него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этотпроцесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальнойадаптацией.
Социальная адаптация является непременнымусловием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно,происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфередеятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация вкаждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами исредствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения,наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения,принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальномокружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа«собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальнойпринадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социализации, и в частностисоциальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть«как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личностиу ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявитьсебя. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлятьих, в результате чего происходит егоиндивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимыекачества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именноэтому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешнейсхожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости,уникальности.
Социальное развитие ребенка происходит по двумвзаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.
Если при вхождении ребенка в социумустанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации,когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые вданном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, своюиндивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, исреды.
Эти процессы проявляются на всех уровняхсоциума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу,общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностныхкачеств.
Так, если не происходит процесс адаптацииребенка к группе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе,безынициативность, что может привести к серьезной личностной деформации.
Если ребенок преодолел фазу адаптации иначинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые ониотвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это можетпривести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности,завышенной самооценке. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграцияспособствует формированию у него чувства товарищества.
Все эти процессы могут происходить спонтанно,стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя быотчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка — воспитанием.
В течение последних десяти лет в педагогике идругих социальных науках широко обсуждается вопрос о соотношении понятий«социализация» и «воспитание». Особое внимание приковано к этой проблеме в связи сизменением идеологии государства (отказом от коммунистической идеологии),пересмотром целей, содержания и методов воспитания. При этом одни авторыпытаются заменить воспитание социализацией, другие рассматривают воспитание какчасть социализации личности ребенка, третьи под социализацией понимаютгражданское и нравственное воспитание. Есть и другие точки зрения. Однакобесспорным для всех является то, что воспитание — один из основополагающихфакторов социализации личности ребенка.
В самом общем видевоспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию иформированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социали зацию ребенка. Являясьсоставной частью влияний социальных факторов на человека,, оно имеет своиособенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен иосуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленнымидля этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальнымипедагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов,влияющих на социализацию ребенка — среды, в которой он находится, средствмассовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается такжеиндивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, чтовоспитание занимает вполне определенное место среди других социальныхфакторов и не может их ни заменить ни исключить.
Другойвопрос, что влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется стечением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие настановление и раз-питие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, егодоля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе ипредпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственноговлияния на свое развитие.
В результатевоспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов(культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации,детских
общественныхобъединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественныйпроцесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру»(Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чемзначительнее и многообразнеевлияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от неестановится ребенок.
Однаконередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективнымпричинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затрудненовследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоениесоциальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного-стихийного либо преднамеренного- влияния среды, в которой он живет, и т.д. Врезультате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтомунуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.
Процесссоциализации таких детей также происходит прежде всего через воспитание, посредствомкоторого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом.Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны своиметодики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизироватьпозитивные факторы и нейтрализовать негативные.
Вцелом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальнуюадаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на егоактивное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения илина преодоление последствий влияния негативных факторов.
Еслиже степень утраты или несформированности социальнозначимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлениюребенка к условия социальной среды, т.е. происходит его социальная дезадаптация, то в этом случае необходима социальнаяреабилитация ребенка, которая предусматривает применение специальной системымер, направленных на восстановление утраченных ребенком общественных связей иотношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальнуюадаптацию в обществе.
Такимобразом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться егосоциализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого непроисходит, наблюдается другое явление- дезадаптация,тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.
Список используемой литературы:
1. Н.И.Пономарев «Социальные функции физической культуры и спорта»
2. Сборникнаучных трудов «Социализация личности: исторический опыт советского периода исовременные тенденции» Москва 1993
3. «Теорияи практика социальной работы» Москва- Тула 1993
4. Педагогика.Учебное пособие для институтов физической культуры. Под редакцией Белорусовой В.В., «Физкультура и спорт», Москва 1972
5. Педагогика.Под редакцией Белорусовой В.В. и И.Н. Решетень. «Физкультура и спорт», Москва 1986