Содержание
Введение
Глава 1. Научно-теоретическиеосновы проблемы изучения особенностей речевого развития дошкольников с дизартрией приДЦП
1.1 Возрастныезакономерности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2 Понятие «Детский церебральныйпаралич»
1.3 Понятие «Дизартрия»
1.4 Особенностиречевого развития детей с дизартрией при ДЦП
Глава 2.Экспериментальноеизучение особенностей речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной иконтрольной групп
2.2 Организация экспериментального исследования (методики)
2.3 Анализ результатовэкспериментального исследования на констатирующем этапе
Глава 3.Формированиепроизносительной стороны речи детей с дизартрией при ДЦП
3.1 Методика обучающегоэксперимента
3.2 Анализ результатовэкспериментального исследования на контрольном этапе
Заключение
Список литературыПриложение
Введение
Актуальностьизучения проблемы «Особенностиречевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП» мотивирована тем, чтодетский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным ипрогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервныхболезней. ДЦП являетсясамой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первомместе — заболевания нервной системы. Церебральный паралич является вторым изнаиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым являетсязадержка психического развития у детей. На третьем месте — врожденные аномалии.логопедический дизартрия произносительный дошкольник
Эволюционная медицина и детская неврология иНаучно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом(UCPA, США) дают представление о статистике рождения детей, страдающих ДЦП.
Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшимиинвалидами в связи с ДЦП: примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов,имевших место до рождения (пренатальный период); около 20% — благодаряфакторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразупосле рождения (первые четыре недели жизни); 10% — вследствие факторов,проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период)[4].
Среди детей с низким весом при рождении (илинедоношенных), у которых ДЦП стал причиной инвалидности:
- частота появленияпримерно 0,7 на 1000 живых рожденных детей;
- до сих пор нетопределенности относительно того, когда происходило поражение мозга:
а) происходили ли церебральные поражения в периодэмбрионального развития?
в) или вследствие применения неонатологических методиксохранения младенца?
с) происходили ли церебральные поражения во время илипосле родов у младенцев с «ранимым» («легко травмируемым») мозгом? [4].
Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1до 8 случаев на 1000 населения: в бывшем СССР — 2,5 (2000 г); в США. — 1,5(2000 г); в Англии. — 1,0 (1999г); в Швейцарии. — 6,0 (1999 г); во Франции — 8,0 (в 1999 г.) [35].
По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциацийбольных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодноставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи — дети дошкольного возраста.Количество рождений больных с признаками ДЦП в США за десять лет возросло на25%: от 1,5 — 1,8. на 1000 младенцев родившихся живыми приходилось в 1990г. до2,0 — 2,5 младенцев с этой патологией в 2000 году. На данный момент в СШАнасчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 2,8 человекана 1000 населения [35].
В Москве, по данным профессора Е.Г. Сологубова,отмечается рост заболеваемости ДЦП:
- за 20 лет (c 1967по 1987гг.) количество рождений на 1000 детей возросла с 1,71 до 1,88 (чтопротиворечит вышеприведенным данным за 1974г. — 2,5)
- в 1992 году вРоссии было 62 тысячи, а по территории бывшего СССР — 122 тысячи пациентов сДЦП (учитывались больные до 15 лет).
- частотностьпоявления в 2001 году составила (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000новорожденных.
В Москве примерно 10 тыс. инвалидов с последствиямиДЦП, половину из них составляют дети. В Московской области — около 5 тыс. человек.Исходя из частотности рождения детей с признаками ДЦП (5,0-6,0 на 1000), можнопредположить, что в России не менее 1,5 миллионов таких инвалидов. Точныхданных о количестве инвалидов с последствиями ДЦП в России нет.
Проблема речевого развития дошкольников сдетским церебральным параличом достаточно широко освещена в научной литературе.В своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как: О.Н. Усанова [57],Н.А. Государев [17], Т.Б. Епифанцева [48], Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская [31], идр.
Проблема исследования: каковыособенности речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП, а также методыи приемы логопедической работы по формированию произносительной стороны речидетей данной категории?
Решение данной проблемы является цельюисследования.
Объект исследования –произносительная сторона речи детей с дизартрией и ДЦП.
Предмет исследования – поискпутей совершенствования логопедической работы по преодолению нарушенийзвукопроизношения, дыхания и голоса детей с дизартрией при ДЦП.
В связи с проблемой,объектом, предметом исследования были сформулированы следующиезадачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую илингвистическую литературу по проблеме исследования и определитьнаучно – теоретические основы проблемы изучения особенностей речевого развитиядетей с дизартрией при ДЦП.
2. Выявить особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП,отличающие их от детей с нормальным речевым развитием.
3. Провестиэкспериментальное обучение дошкольников с дизартрией при ДЦП по формированиюпроизносительной стороны речи.
4. Проанализироватьполученные результаты.
В данной работе былиприменены следующие методы:
- изучение и анализлитературных источников;
- метод наблюдения;
- метод лабораторногоисследования;
- изучениемедицинской и психолого-педагогической документации, беседы с детьми, ихродителями;
- количественный икачественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении и углубленииданных об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с дизартриейпри ДЦП, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определениясодержания и приемов коррекционной работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследованиямогут быть использованы логопедами, воспитателями специальных коррекционныхучреждений и родителями в коррекционно-педагогической работе с детьми сдизартрией при ДЦП.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, 3-х глав (1глава — теоретический анализ; 2 глава – экспериментальное обследованиеособенности речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП, 3 –особенности логопедической работы), заключения, библиографии и приложения.
Объем дипломногоисследования составляет 67 страниц. Всего проанализировано 62 работы.
Глава 1. Научно-теоретическиеосновы проблемы изучения особенностей речевого развития дошкольников сдизартрией при ДЦП1.1 Возрастные закономерности речевого развитиядетей дошкольного возраста
Речевая функция играетважную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходитстановление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществлениянормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяетпредставления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью вопределенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватноеучастие в разных формах коллективной деятельности.
В литературе вопросамстановления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно многовнимания, подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннегодетства
Опираясь на исследованияА.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития и вкаждом из них определить ту симптоматику, которая должна настораживать педагогав процессе общения с ребенком[14].
Выделяют четыре этапа:
1-й — подготовительный (смомента рождения — до года);
2-й — преддошколъный (отгода до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до7 лет);
4-й — школьный (от 7 до17 лет).
Ребенок появляется насвет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакцияребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного,голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Поэтому, если в разделе «анамнестические данные»указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то этаинформация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.
Период «гуления»отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовыереакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм,блъ, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становлениячленораздельной речи. «Руление» у всех детей народов мира одинаково.
В 4 месяца усложняютсязвуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д.Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом,по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие.Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Еслирядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот судовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такогоположительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым,пытается разнообразить голос выразительной интонацией.
Чтобы развить навыки «гуления»,маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которогоребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В своихработах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом,настраивающим свой инструмент[14].
При нормальном развитииребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7—8,5 месяцев дети произносятслоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определеннымиокружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговыхсочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма»(мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессеобщения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу,ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речиокружающих. В 9—10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенокпытается повторить за взрослыми [14, C.44].
В 8,5—9 месяцев лепетносит модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детейэтот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», иэто нередко является диагностическим симптомом.
В исследованияхспециалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательностьее формирования: от стадии лепета до 7 лет (А.Н. Гвоздев, Е.И. Исенина, Н.И.Лепская, С.Н. Цейтлин, A.M. Шахнарович)[18].
В преддошкольный периодрасширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этапхарактеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается егоречевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременноодним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах»— упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби»— идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед.
После полутора летнаблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения,состоящие из аморфных слов-корней:
— Папа. ди (папа,иди).
— Ма, да кх (мама,дай кису).
Как показываютисследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языкаусваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще позвучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот периодособенно важную роль играет совокупность следующих факторов:
а) механизм подражаниясловам окружающих;
б) сложная система функциональныхсвязей, обеспечивающих осуществление речи;
в) благоприятные условия,в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательноеотношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение совзрослыми).
Анализируя количественныепоказатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привестиследующие данные: полтора года — 10—15 слов, к концу второго года — 30 слов, ктрем годам — примерно 100 слов. Таким образом, в течение полутора летпроисходит количественный скачок в расширении словаря детей [31].
Характерным показателемактивного речевого развития детей на этом этапе является постепенноеформирование грамматических категорий.
Можно выделить в этот период этап «физиологическогоаграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями безсоответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай кука» (Мама, дайкуклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины).
При нормальном речевомразвитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребеноксамостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.
Таким образом, к концу преддошкольного периода детиобщаются между собой и окружающими, используя структуру простогораспространенного предложения, употребляя при этом наиболее простыеграмматические категории речи.
В три года практическизаканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребеноковладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливаетопределенный лексический запас.Поэтому, если в 2,5-3 года ребенокобщается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: гаки(глазки), ноти (ножки), око (окно), дев (дверь), ути. (руки);да тина (дай машину) — необходимо немедленно проконсультировать его улогопеда, проверить физиологический слух и организовать коррекционные занятия вусловиях ясельной или дошкольной логопедической группы. Оставлять безспециальной помощи такого ребенка нельзя, т.к. будет упущен самый благоприятныйпериод в его речевом развитии.
Дошкольный этапхарактеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередконаблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенокначинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыкисловообразования.
Некоторые авторы выделяютэтап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям иобобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.)[48]. Процесс усвоения языкапротекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевогоразвития свободно общаются не только при помощи грамматически правильнопостроенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, сиспользованием союзов и союзных слов чтобы., потому что, если, тот…который и т.д.):
— Я нарисую Тамусюзеленкой, потому что она все время болеет.
— Около ушек у меняволосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.
— Мы все превратимся всосульки, если подует злой и сердитый ветер.
В это время активныйсловарь детей достигает 3—4 слов, формируется более дифференцированноеупотребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессысловоизменения.
В возрасте пяти-шести летвысказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логикаизложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желаниепридумать эпизоды, которых в действительности не было.
В дошкольный периоднаблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умениевоспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если укого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных,мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточноисправить ребенка, дать образец ответа и немного поучить его правильнопроизносить это слово, и он быстро введет это новое слово к самостоятельнуюречь.
Развивающийся навыкслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышатьошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, чтообеспечивает уверенное употребление и самостоятельных высказываниях всехграмматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкиеаграмматические ошибки (игри, о патиком — играю с братиком; мамой были.магазине — с мамой были в магазине; мяч. упал и тоя — мяч упал состола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов,их замены и пропуск — это является важным и убедительным симптомом,свидетельствующим о выраженном недоразритни речевой функции. Такие детинуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должнывладеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматическиправильно оформленной.
Уровень развитияфонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового апализа и синтеза,что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Какотмечал А. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценнымсредством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нетотклонений б психическом и интеллектуальномразвитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальномокружении[15].1.2 Понятие «Детскийцеребральный паралич»
В 1861г. английский врачхирург-ортопед Ульям Литтл впервые доложил на заседании Королевскогомедицинского общества Англии о результатах своих наблюдений над детьми, укоторых после перенесенной при родах травм головы развивались параличиконечностей. Он так же отмечал, что большая часть детей родились недоношеннымиили с асфиксией. После этого даное заболевание стали называть Литтл. Однакоклассическое «Литтл» характеризуется высокими сухожильными рефлексами,подтянутыми скошенными детскими пяточками, как у новорожденного ребенка, сглубокими поперечными складками на ахилловых сухожилиях и с последующимотставанием роста нижних конечностей от общего роста ребенка[22].
В викторианскую эпохубытовали две основные теории возникновения детского церебрального паралича (ДЦП).Одна из них была предложена психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, еще до того, какон занялся психиатриатрией. З.Фрейд считал, что повреждение мозга возникает дорождения ребенка, во внутриутробном периоде. Другой викторианец У.Литтлпредполагал, что мозг ребенка повреждается при родах. Согласно теории У.Литтл,главной причиной церебрального паралича является недостаток поступления кислородав мозг ребенка во время родов [22].
Термин «детскийцеребральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложилобъединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения сосходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 годуна заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден, ибыло дано определение: детский церебральный паралич — не прогрессирующеезаболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями иположением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головногомозга [9].
Заболеваниедетским церебральным параличом происходит в три периода.
— внутриутробный период — одна из тяжелых форм ДЦП;
— поражениево время родов — слишком быстрые роды по времени или затяжные, вынужденнойкесарево сечение, недоношенные дети по разным причинам, при рождении близнецовкак правило страдает первый малыш который прокладывает родовые пути. Характернымивнешними признаками является мраморность тела ребенка, цианозные асфиксичныегубки, тугое обвитие пуповиной и др.
— поражениеголовного мозга ребенка после родов — когда ребенок переболел каким-тоинфекционным заболеванием: краснухой, инфекционным желтухой и др. Послепрививок на ослабленный организм новорожденного ребенка не исключеныосложнения, поэтому невропатолог, определяя диагноз, при необходимости даетотвод от прививок на некоторое время [22].
Детский церебральный паралич подразделяют нанесколько форм. Согласно применяемой в нашей стране классификации К.А.Семеновой выделяются пять форм церебрального паралича [4, C. 91]. В основу этой классификации положена спецификаклинической картины, которая в значительной степени обусловлена разным характеромпоражения мозга: спастическая диплегия, гемипаретическая форма,атонически-астотическая форма, двойная гемиплегия.
Основная особенность при детском церебральномпараличе — существование двигательных нарушений с самого рождения иих тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательныерасстройства составляют нарушения в моторике, что всегдавлечет за собой сопутствующие нарушения. Без специальной лечебнойи коррекционно-педагогической работы они неблагоприятно воздействуютна все формирование нервно-психических функций ребенка.
У детей с детским церебральным параличом ужес младенчества отмечаются сосудистые и вегето-сосудистыенарушения. У них могут наблюдаться снижение аппетита, нарушения вработе кишечника, постоянная жажда; может повышаться температура без видимых соматическихзаболеваний, повышенная потливость, бледность конечностей и др.
У большинства детей наблюдаются нарушениясна. Он бывает поверхностным, прерывистым, ребенку труднозаснуть, во сне они могут испытывать страхи.
С первых дней жизни у детей с детскимцеребральным параличом отмечаются определенные трудности присосании, глотании; срыгивания и рвоты у них отмечаются гораздочаще, чем у здоровых детей. Все это приводит к тому, чторебенок истощается физически больше, чем его здоровые сверстники изначительно отстает от них в физическом развитии.
Часто детям присущи различные страхи. Онимогут возникать при различных прикосновениях, изменении положениятела или привычной окружающей обстановки на незнакомую.Дополнительно эти дети могут бояться высоты, темноты, закрытых пространств иновых необычных предметов. При страхах меняется общее соматическоесостояние ребенка: у него учащается пульс, повышается тонус мышц,увеличивается потливость, нарушается дыхание, может подниматьсятемпература тела, усиливаются гиперкинезы.
При детском церебральном параличе поражениюподвергаются проводящие двигательные пути головного мозга и двигательныепути [6, C. 22]. В связи с этим уребенка нарушено или задержано формирование всех видов двигательных функций.Таким детям очень трудно научиться держать голову; они позже, чемздоровые дети, учатся сидеть, стоять, ходить иманипулировать, с предметами. В зависимости от того, как нарушенинтеллект ребенка, какая форма детского церебрального паралича наблюдается,происходит развитие двигательных функций: у кого-то раньше, у кого-топозже.
Чтобы происходило развитие произвольныхдвижений, умений и навыков, необходима согласованная работа определенных группмышц которую регулирует и контролирует центральная нервнаясистема.
Если у ребенка, больного детским церебральнымпараличом, закрепляется неправильная схема движений, унего формируются неправильные позы и положения тела, рук и ног. Онимогут быть следующими:
— голова ребенка поднята и отброшена назад,спина находится в разогнутом состоянии, руки и ноги такжеразогнуты и напряжены. В этой позе ребенку трудно развивать стояниепрямо, ходьбу, осуществлять манипуляции с предметами;
— голова ребенка повернута вправо, праваярука и правая нога разогнуты, а левая рука и левая нога согнуты;второй вариант этой же позы: голова ребенка повернута влево, левыерука и нога разогнуты, а правые конечности при этом согнуты; при даннойпатологической позе выявляется такое нарушение, когда ребенок не может согнутьименноту руку, к которой в данный момент обращено его лицо,т. е. он не имеет возможности рассмотреть предметы, находящиеся у негов руках. При этом у него не развивается одна из важнейшихкоординации — зрительно-моторная координация, или совместнаядеятельность руки и глаза, необходимая в будущем при обучении ребенка;
— голова ребенка опущена на грудь, а ноги ируки при этом согнуты. Эта поза мешает развитию у ребенкаманипулятивных действий, ходьбы и прямостояния.
Все позы в той или иной степени затрудняютразвитие у таких детей навыков самообслуживания и двигательных функций.
Иногда двигательные нарушения выражены несильно, и влияние их на произвольные движения появляетсяпозже, при формировании у детей более сложных функций. Придетском церебральном параличе видна зависимость нарушений движений вверхних и нижних конечностях от того, какое положение занимает головаребенка.
Некоторые дети имеют достаточный объемдвижений, у них немного нарушен мышечный тонус, но при этомотмечаются апраксии — нарушения, при которых отсутствует умениевыполнять целенаправленные движения и действия. Таким детямтрудно дается овладение навыками самообслуживания; им трудноодеваться, застегивать пуговицы, убирать свою кровать; в играх им доставляеттрудности складывать кубики, рисовать и так далее. Все эти практическиедействия вырабатываются в процессе развития и опыта; если ребенок неполучает помощи, могут развиваться вторичные нарушения.1.3 Понятие «Дизартрия»
Дизартрия — нарушение произносительной стороныречи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевогоаппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией [12,C.23].
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушениезвукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическимпоражением центральной и периферической нервной систем.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологическойхарактеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нетвзаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологическихотклонений. Дизартрия, в том числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться удетей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» ее проявления — как у детей ссохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Дети с дизартрией по клинико-психологическойхарактеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости отих общего психофизического развития:
– дизартрия у детейс нормальным психофизическим развитием;
– дизартрия у детейс ДЦП;
– дизартрия у детейс олигофренией;
– дизартрия у детейс гидроцефалией;
– дизартрия у детейс ЗПР;
– дизартрия у детейс минимальная мозговая дисфункция(ММД) [12].
Эта форма дизартрии встречается наиболее часто средидетей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду снедостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резковыраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности,эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленноеформирование ряда высших корковых функций.
Двигательные нарушения проявляются обычно на болеепоздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитиевозможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносомвперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторонувынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулироватьс ними.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в видеповышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первомгоду жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянноговнимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность ксрыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, какправило, метеозависимы.
В дошкольном и школьном возрасте они двигательнобеспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости,часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливаетсяпри утомлении, некоторые дети склонны к реакциям истероидного типа.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженныепараличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточнойкоординированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают отсверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развиваетсяготовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию идругим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк.Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственнойработоспособности, нарушений памяти, внимания.
Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временныхпредставлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивногопраксиса.
Выделим симптоматику дизартрии. При дизартрии наразных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрамчерепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым,артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основныхчерепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный,лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).
Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюючасть лица. При поражении — трудности в открывании и закрывании рта, жевании,глотании, движениях нижней челюсти.
Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица.При поражении – лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмуритьброви, надуть щеки.
Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух переднихтретей языка. При поражении — ограничивается подвижность языка, возникаютзатруднения в удержания зыка в заданном положении.
Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка,мышцы глотки и мягкого неба. При поражении — возникает носовой оттенок голоса,наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка всторону.
Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба,глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет кнеполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.
В раннем периоде развития ребенка эти нарушенияпроявляются следующим образом:
Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка,губ затруднено грудное вскармливание — к груди прикладывают поздно (3-7 сутки),отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание [14].
На раннем этапе развития речи у детей можетотсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые словапоявляются с опозданием (к 2-2,5 годам) [14]. При дальнейшем развитии речигрубо страдает произношение практически всех звуков.
При дизартрии может иметь место артикуляторнаяапраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов).Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностьюкинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.
Нарушения звукопроизношения, обусловленныеартикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:
- искажаются иизменяются звуки, близкие по месту артикуляции;
- нарушение звукопроизношенияне постоянно, т. е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно
Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:
- кинестетическая,связанная с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуетсятрудностями нахождения отдельной артикуляторной позы;
- кинетическая,обусловленная патологией при моторных отделов мозга. Нарушена динамическаяорганизация артикуляторных движений, затруднен переход от одного звука (иликоартикуляции) к другому.
При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски,перестановки, вставки.
Этиология дизартрии. Дизартрия является симптомомтяжелого мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарногохарактера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем:корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую, ретикулярную формацию,корковую прецентральную и постцентральную речедвигательные зоны. Дизартрическоерасстройство может быть симптомом ДЦП.
Причины ДЦП и дизартрии изучены недостаточно. Донедавнего времени, основной причиной ДЦП считалась родовая травма. В последнеевремя установлено, что 80%случаев ДЦП является врожденной патологией, нарушениепроисходит внутриутробно, что в свою очередь сказывается на течении родов [14].Патология родов может усугубить первопричину.
Дизартрия классифицируется:
1. По степенивыраженности:
– анартрия — полнаяневозможность произносительной стороны речи
– дизартрия(выраженная) — ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная,малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос,интонационная выразительность
– стертая дизартрия- все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертойформе. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детейсо стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологическоймикросимптоматики.
2. По локализациипоражения:
При поражении периферического двигательного нейрона иего связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центральногодвигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развиваетсяцентральный паралич.
Периферический паралич характеризуется отсутствием илиснижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывомрефлекторной дуги.
Центральный паралич возникает при поражении центральногодвигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головногомозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимаетвлияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферическогосегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечнаягипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологическихсинкинезий.
При периферическом параличе страдают произвольные инепроизвольные движения, при центральном — преимущественно произвольные.
Для периферического паралича характерно диффузное нарушениеартикуляционной моторики, при центральном — нарушены тонкие дифференцированныедвижения.
Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, припериферическом параличе тонус отсутствует, при центральном – преобладают элементыспастичности.
При периферическом параличе (бульбарная дизартрия)артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласныеоглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляциягласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.
1. Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплексречедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер,корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов. Прибульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. Вдетской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательныепоражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях или при воспалениях среднегоуха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, чтоприводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двустороннихпоражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажаетсяпроизношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухомущелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются кщелевым, а переднеязычные — к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкиесогласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.
Разграничение бульбарной дизартрии от паретическойпсевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:
1. Бульбарнаядизартрия
- характер парезаили паралича лицевой мускулатуры (при бульбарной — периферический, припсевдобульбарной — центральный)
- характернарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные инепроизвольные движения, при псевдобульбарной — преимущественно произвольные)
- характерпоражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии — диффузный, припсевдобульбарной — избирательный с нарушением тонких дифференцированныхартикуляционных движений)
- спецификанарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласныхприближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной — отодвинута назад; прибульбарной — гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной — наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение)
- припсевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта вотдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности.
2. Псевдобульбарная дизартрия: возникает придвустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от корыголовного мозга к ядрам черепных нервов ствола.
Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышениемышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическаяформа псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольныхдвижений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельныхмышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарнойдизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышцартикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.
При отсутствии или недостаточности произвольных движенийотмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного,небного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексоворальногоавтоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен,оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка невыражен. Произвольные движения языка ограничены. Особенно трудным являетсядвижение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнениидвижения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а такжеистощаемость движения.
Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии средипереднеязычных звуков в первую очередь нарушаются наиболее сложные и дифференцированныепроизвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движенияобычно сохранны.
Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольныхдвижений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушениязвукопроизношения — избирательные трудности в произношении наиболее сложных идифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч).
Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же,как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляциипереднеязычных звуков, но в отличие от последней, нарушение носит болеераспространенный характер, сочетается с искажением произношения и других группзвуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи,часто — слюноотделением. Особенности звукопроизношения при псевдобульбарнойдизартрии в значительной степени также определяются смещением спастическинапряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных,особенно передних (и, э).
При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечаетсяозвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарнойдизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппаратаи шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величинглоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмернымнапряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое небо, способствуетпоявлению носового оттенка при произнесении гласных, особенно заднего ряда (о,у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.
При паретической псевдобульбарной дизартрии страдаетпроизношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий,особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и рядагласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх(и, ы,у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое небо провисает, его подвижностьпри произнесении звуков ограничена. Речь при паретической форме псевдобульбарнойдизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выраженыслюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастическойи паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.
3. Корковая дизартрия
Корковая дизартрия представляет собой группу моторныхрасстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением корыголовного мозга.
Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкийнейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычныхзвуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.
Клинические формы корковой дизартрии:
- афферентная — обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга. Для неехарактерна кинестетическая диспраксия в органах артикуляции, речевоймускулатуре и пальцах рук (ребенок затрудняется в поисках артикуляции, нетпраксиса позы, наблюдаются трудности переключения от одной артикулемы к другой,замены звуков сходными по артикуляции звуками).
Артикуляторная диспраксия проявляется, с одной стороны,в неправильной, нечеткой артикуляции звуков, с другой стороны – в активныхпоисках правильной артикуляции. Все это делает речь неплавной, нечленораздельной.В легких случаях афферентной корковой дизартрии эти проявления могут бытьведущими в клинической картине. Своеобразное застревание на каких-либо звукахможет быть принято за заикание. При афферентной корковой дизартрии болеенарушены согласные звуки. Ребенок затрудняется найти место и способ образованиязвука, чем объясняются различные замены. Основная трудность при афферентнойкорковой дизартрии — выбор и дифференциация артикуляционных укладов звуков.
— эфферентная — связана с поражением прецентральнойизвилины коры головного мозга. Для нее характерно: двигательные навыкираспадаются на отдельные составляющие их движения, которые приобретаютперсеверативный характер (наблюдается повторение одних и тех же элементовдвижения). При эфферентной корковой дизартрии наблюдается кинетическаядиспраксия, при которой затруднено переключение с одного движения на другое, содного звука (коартикуляции) на другой. Артикуляторные движения замедленны,инертны. Фонетический дефект больше напоминает искажение слоговой структурыслов (пропуски, персеверации, перестановки слогов), но наблюдаются такжеповторы, пропуски и замены звуков.
При корковой дизартрии нет повышенного слюнотечения,нарушений голоса или дыхания. Иногда у одного ребенка могут наблюдатьсяэлементы как кинетической, так и кинестетической артикуляторной диспраксии. Влегких случаях корковой дизартрии могут нарушаться только темп и скорость тонкихдифференцированных движений мышц кончика языка. Это проявляется в замедленномпроизнесении переднеязычных звуков, слов с этими звуками. Какуминальныесогласные (при произнесении кончик языка поднимается вверх) могут заменятьсядорсальными (при произнесении передняя часть спинки и кончик языка опущены).
4.Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная системаавтоматически создает тот фон предуготовности, на котором возможно осуществлениебыстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение врегуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечных сокращений,обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнениедвигательных актов.
Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрииопределяются:
- изменениямимышечного тонуса в речевой мускулатуре;
- наличием насильственныхдвижений (гиперкинезов);
- нарушениямипроприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры;
- нарушениямиэмоционально-двигательной иннервации.
Объем движений в мышцах артикуляционного аппаратаприэкстрапирамидной дизартрии может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытываетв сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянноменяющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамиднойдизартрии часто наблюдается кинестетическая апраксия. В спокойном состоянии вречевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса(дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи всостоянии волнения, эмоционального напряжения, наблюдаются резкие повышениямышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок,подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосовогоаппарата и дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, иребенок не может произнести ни одного звука.
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речьсмазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическаясторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональныеоттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдаетсязатухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствиестабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложностьв автоматизации звуков.
Экстрапирамидная дизартрия нередко сочетается с нарушениямислуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего страдает слух навысокие тона.
5.Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрииимеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральнойнервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная,скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концуфразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанныйв полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечаетсятрудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое небопровисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, спроявлениями гипер- и гипометрии (избыточности или недостаточности объемадвижений). При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкоедрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.
1. По проявлениям(построена на основе синдромологического подхода):
- спастико-паретическаядизартрия;
- спастико-ригиднаядизартрия;
- спастико-гиперкинетическаядизартрия;
- спастико-атактическаядизартрия;
- атактико-гиперкинетическаядизартрия;
Данная классификация учитывает и дифференцирует преждевсего неврологическую симптоматику. Выделение формы дизартрии по этой классификациивозможно лишь при участии невропатолога.
Стертая дизартрия:
Данная патология находится на границе между дислалиейи дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешнимпроявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, посравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления.
Стертая дизартрия — одна из степеней выраженности дизартрии- характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи,которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.
В основе нарушения артикуляции при этом расстройствемогут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционногоаппарата, которые выявляются только при углубленномневрологическомисследовании.
Симптоматика стертой дизартрии:
Неречевая симптоматика: для неврологического статуса характерноналичие неврологической микросимптоматики (синдромы поражения центральнойнервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженныегиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексови т. п.).
Основное поражение черепно-мозговых нервов связано,как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижностиязыка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженностиспинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе,повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.
В ряде случаев при стертой дизартрии отмечают поражениеглазодвигательных нервов, что проявляется в косоглазии, одностороннем птозе.При стертой дизартрии, как правило, не наблюдается тяжелых расстройств со сторонытройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детейотмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счет асимметриилицевых нервов. Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, какследствие, гнусавый оттенок голоса.
Рефлекторная сфера при стертой дизартрии может характеризоватьсяналичием патологических рефлексов.
Также у детей отмечают изменения со стороны вегетативнойнервной системы (потливость ладоней, стоп и т. д.).
Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений,их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем).Наиболее ярко моторные недостатки проявляются при выполнении сложных двигательныхактов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временнойорганизации.
Психический статус детей со стертой дизартрией имеетсвои особенности, выраженные в недостаточности ряда психическихпроцессов(слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительныеоперации) и снижении познавательной активности в целом.
Речевая симптоматика:
— нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены,искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е.замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам.Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих,свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков;
— просодические нарушения: речь монотонна,маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный илиускоренный;
— нарушение фонематического слуха (чаще носитвторичный характер, т. к. собственная «смазанная» речь не способствуетформированию четкого слухового восприятия и контроля)[18].
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии:
— разница в этиологии: у большинства детей со стертойдизартрией отягощен анамнез. После рождения дети плохо берут грудь, вяло сосут,их дыхание поверхностное и учащенное, аритмичное. Может наблюдатьсянезначительная задержка речевого и психомоторного развития. Невропатологивыявляют наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, ММД,особенности общей и речевой моторики и др.);
— при дислалии нарушено только произнесение звуков, апри стертой дизартрии — вся фонетическая сторона речи (голосообразование,дыхание, просодика, звуки);
— при дислалии страдают, как правило, только сложныепо артикуляции согласные звуки. При стертой дизартрии страдают как сложные, таки простые согласные, гласные звуки. Косноязычие в этом случае всегда полиморфно;
— динамика коррекции и результат более благоприятныпри дислалии (за исключением механической);
— при стертой дизартрии более выражены нарушенияречевой моторики [18].
Таким образом, стертая дизартрия является сложным речевымрасстройством центрального генеза, которое характеризуется комбинаторностьюстертых нарушений процесса моторной реализации речи (артикуляция, дикция,голос, дыхание, просодика, мимика). Ведущий дефект -фонетическое расстройство.
Структура дефекта при дизартрии включает нарушениезвукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическимповреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушениязвукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.
Основными клиническими признаками дизартрии являются:
- нарушения мышечноготонуса в речевой мускулатуре;
- ограниченнаявозможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезовмышц артикуляционного аппарата;
- нарушенияголосообразования и дыхания.
Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентовречевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи)
Таким образом, основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.). Симптомы дизартрии:
— Речевые: нарушение звукопроизношения (в зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком); нарушение просодики — темпа, ритма, модуляции, интонации; нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения (возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука); нарушение грамматического строя речи.
— Неречевые: нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП); нарушение эмоционально-волевой сферы; нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление); нарушение познавательной деятельности; своеобразное формирование личности.
1.4 Особенностиречевого развития детей с дизартрией при ДЦП
Речь — одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияниена формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитиемышления зависит от развития речи. В формировании речевой функции участвуют:речевой анализатор и речедвигательный анализатор. Деятельностьречедвигательного анализатора зависит от слухового анализатора, который имеетисключительное значение для развития произносительной стороны речи [8].
Правильноеразвитие речи ребенка характеризуется не только уровнем развитияфонематического восприятия и произносительной стороны речи, но и способностьюразличать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Этаспособность осознавать звуковой состав слова, является центральным моментом,как и при овладении грамматическим строением родного языка, так и при обученииграмоте.
В работах начала векаподчеркивалось снижение интеллекта и недоразвитие речи у многих детей с детскимцеребральным параличом. М.Я. Брейтман первым описал паталого-анатомическую иклиническую картину детского церебрального паралича и отметил, что при данномзаболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект и речь [13].
По данным Л.С. Волковой С.Н. Шаховской,речевые нарушения выявляются у 80 % детей с детским церебральным параличом [8].Степень нарушения речи зависит от времени илокализации поражения головногомозга. Большое значение имеют и так называемые вторичные нарушения, которые происходят в пост-натальном развитии ребенка. Задержки развития речиили отставание в речевом развитииобусловлены тем, что дети с десткимцеребральным параличом имеют достаточно небольшой объем знаний и представленийоб окружающем, недостаточно общаются иимеют ограниченное число социальных контактов. Дополняет неблагоприятное воздействие на ребенка и тем самым усугубляет его речевое развитиедлительное нахождение ребенка в лечебном учреждении, в отрыве от матери, и смена окружающей обстановки.Если ребенок находится в домашних условиях, то взрослые стараются облегчить егосостояние и не формируют у ребенкапотребности в речевом общении, тем самым часто неосознанно мешая развитию речи своего ребенка.
Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторикипри детском церебральном параличе проявляется также в том, что тяжестьартикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функций рукпри ДЦП. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 г.В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движенийруки на развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой (1973) показали,что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы иускоряют развитие речи ребенка. Наиболеетяжелые нарушения артикуляционноймоторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности [4].
У детей с ДЦП речедвигательныйанализатор нарушен органически. Это приводит к нарушениям не толькозвукопроизношения, но и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисункаречи. При ДЦП основными нарушениямиявляются фонетико-фонематические, и в первую очередь дизартрия.
Самыми частыми нарушениями речи при ДЦПявляются дизартрии. Другим нарушением, которое встречается при десткомцеребральном параличе, является алалия. Без специальногокоррекционного воздействия речь у детей с моторной алалией не развивается иможет оставаться на уровне лепета. Алалия встречается примерно у 3— 5%детей с детским церебральным параличом.
Нарушения речи при ДЦП паралича включают в себя фонетико-фонематические нарушения. Выполнение любых движений, в том числе и речевых, вызывает у детейповышение тонуса мышц в артикуляционной мускулатуре и только усиливает проявления дизартрии. Особенностьюнарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с ДЦПявляется то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционноймускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Выполнение любых движений с усилением вызываетповышение мышечного тонуса в общей иречевой мускулатуре. Чрезмерных усилия ребенка могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса и усилениюнарушений звукопроизносительнойстороны речи.
Нарушения артикуляционной моторики придетском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительнойречи ребенка, но и вторично нередко вызывают нарушение фонематического восприятия. Этоможет вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.
Однако не у всех детей трудности в овладениизвуковым составомслов выражены в одинаковой степени. Одни дети испытываютвыраженные трудности даже в расчленении слов на отдельные звуковые элементы: другие справляются лишь с простымиформами звукового анализа. Чаще наблюдается трудность звукового анализа словлишь с дефектно произносимыми звуками. В более редких случаях у детей может неотмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектнопроизносимыми звуками, что определяетнеобходимость дифференцированного подхода при коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей. Специфическиенарушения речевых кинестезии при ДЦПпрепятствуют формированию слухо-двигательно-кинестетических связей, чтозатрудняет процесс письма.
При усвоении детьми лексической стороныродного языка выявляются некоторые трудности. Многие дети незнают значений тех или иных слов или заменяют значение одного слова надругое, которое может совпадать с ним по значению. Дети непонимают значений многозначных слов. Из-за недостаточности социальных контактовпредставления о предметах и явлениях окружающей среды у детей с ДЦПнеполные, а иногда и неправильные.
Н.Н. Малофеев (1985) изучил частотуупотребления младшими школьниками с церебральным параличомимен существительными глаголов [12]. Им было установлено, что имя существительное, глагол и предлог составляют суммарно более 90% всеголексического запаса, а все другие части речи представлены в словаре крайненедостаточно. Характерным было многократноеповторение одних и тех же слов, недостаточная степень владения глаголами, незнание точного их значения.
Лексико-семантические и грамматическиенарушения у младших школьников с церебральным параличом были изучены Л.Б. Халиловой(1984, 1991) [16]. Установлено, что дети не знают значения многих слов;заменяют значение одного слова значениемдругого, совпадающим с ним по звучанию: смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношенияхсинонимической зависимости; иногдавычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональнойобщности между значениямимногозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции иобобщения. Эти нарушения являются стойкими и в школьном возрасте препятствуют развитию мышления (Л. Б. Халилова, 1991) [16].
Количественные нарушения проявляются вограниченном словарном запасе, в более медленном темпе его формирования.
Характерные нарушения лексики у детей с ДЦПобусловлены спецификой самого заболевания. В силу двигательныхнарушений, ограниченности социальных контактов активное познание ребенком окружающегомира ограничено. Знания и представления опредметах и явлениях окружающей действительности у детей неполные и несистематизированные, а порой и ошибочные.Это связано с общим нарушениемразвития анализаторной деятельности при детском церебральном параличе,трудностями формирования комплексныхассоциаций, что в значительной степени определяется дефектностьюдвигательно-кинестетического анализатора. Отмечаютсяспецифические трудности в формированиицелостного представления о предмете, а также восприятия его основныхкачеств, в развитии восприятия формы предмета(дети не улавливают объемности тела, с трудом соотносят объемные и плоские фигуры).
Словесное обозначение окружающих предметовзакрепляется с трудом в виду слабости ощущения «двигательного образа» слова органамиартикуляции. Ребенок не может самостоятельнонайти сходное в разном и отличить похожие предметы друг от друга. Только в процессе практической деятельностивозможно образование комплексных ассоциаций, составляющих основу целостноговосприятия предметов окружающейдействительности. Лишь с помощью практической деятельности обогащается изакрепляется комплекс образующихсявременных связей.
Развитие восприятия и представлений у дошкольника осуществляется вразных видах деятельности (предметно-практической,трудовой, изобразительной), в игре. Спонтанная игра ограничена в силу специфики самого заболевания.
Таким образом, важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия ипредставлений об окружающих предметахи явлениях. Восприятие необходимо развивать в повседневной жизни путемспециальной организации разных видовдеятельности, в которых ребенка учатсмотреть, наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы иявления окружающего мира. Все это обогащаеткругозор, формирует функцию активного внимания, а главное, развивает удетей обобщенный способ умственнойдеятельности.
Усвоение грамматических форм и категорийязыка проходит слабо и с нарушениями. Дети с ДЦПзатрудняются при употреблении каких-либо грамматических форм инередко нарушают всю структуру предложения. Это выражается втом, что дети могут пропускать второстепенные члены предложения,предлоги или нарушать порядок слов в предложениях.
Для того чтобы успешно корректировать иформировать грамматические навыки и умения, необходимо подходитьк работе комплексно, т. е. учитывать и речевое, и интеллектуальноеразвитие детей с ДЦП.
При детском церебральном параличе, ввидуразнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания инедостаточности интегративной деятельности, могутотмечаться все известные формы дисграфии и дислексии. Важную роль в механизмеэтих нарушений играет недостаточноефункционирование различных анализаторных систем. Нарушения письменной речи у детей с церебральным параличом могут зависеть от недостаточности ихзрительных впечатлений ипредставлений, несформированности оптико-пространственного гнозиса (буквы неузнаются, долго не запоминаются и неосознаются как графемы). Это затрудняет их соотнесение с определенными звуками — звуко-буквенный анализ формируется с большим трудом. На письмебуквы смешиваются, особенно сходныепо начертанию, искажается смысл слов.Если эти нарушения определяются недостаточностью зрительных представлений, то списывание остается сохранным. Еслиже в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений, то и списывание претерпеваетопределенные трудности. Таким образом, детис трудом узнают, запоминают буквы ицифры. При письме дети пропускаютбуквы и слоги, смешивают и заменяютсогласные.
Часто у детей с ДЦП встречается такназываемое зеркальное письмо, или оптико-пространственная дисграфия.Это нарушение обычно наблюдается при поражении правых конечностей. Наиболеечасто она наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом приписьме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа иасимметричные буквы изображают зеркально. Они путают сходные по написаниюграфемы. В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде пропусков слогов и букв,в смешениях и заменах согласных звуков,близких по месту и способу артикуляции.
Специфические затруднения при письме у детейс ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительныхобразов слов с их звуковыми и артикуляционными,с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не можетплавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечениямисогласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же буквили слогов, а иногда и слов.
Сложной для диагностики икоррекции является алалия, так как недоразвитие символическойязыковой системы сочетается со специфическими особенностямимыслительной деятельности детей. Локальное повреждение корковых речевых зон приалалии сопровождается специфической неврологической симптоматикой,часто находит свое подтверждение при электроэнцефалографическомобследовании.
При моторной алалии речь детей с ДЦП без специального обучения практически не развивается и остаетсяна уровне звукоподражательных и лепетных слов. Алалия чаще наблюдается при двулолушарных поражениях мозга удетей при вовлечении в патологическийпроцесс и верхних конечностей. Общаячастота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и составляет около 3—5% [8]. Патогенез связан с двумя факторами:
повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, являющихся такжеи причиной детского церебральногопаралича (гипоксический и травматическийфакторы во внутриутробном периоде и в родах, перинатальные энцефалиты и т. д.);
вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривацииили патологической афферентации в периферических отделах речевой системы в связи с поражением речевоймоторики, а также в связи снарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которыхдетский церебральный паралич осложняетсянарушениями слуха (гиперкинетическая форма заболевания).
Таким образом, детский церебральный паралич – врожденноеили приобретенное в младенчестве и детстве заболевание вследствие инфенкций,интоксикаций, гипоксии, кровоизлияния, повреждающих белое вещество корыголовного мозга и подкорковые структуры главным образом ретикулярно-лимбическуюсистему. Характеризуется парезами и параличами, нарушенным тонусом мышц (гипер-или гипотонус) и гиперкинезами конечностей. Причиной развития ДЦП может стать родовая травма, инфекция,резус-конфликт, а так же целый ряд других факторов, способных вызватьповреждение мозга. Патриархам отечественной детской невропатологии академикуЛ.О. Бадалян и д.м.н.прф. К.А. Семеновой в результате многолетней научно — исследовательской и практической работы, передового опыта зарубежных достиженийудалось сформулировать наиболее совершенную, всеохватывающую классификацию формДЦП с учетом не только развития двигательной сферы, но и интеллектуальной,психоречевой и эмоциональной сферы [18].
1.Двойнаяспастическая гемиплегия (выражены все тонические рефлексы с ригидностью.
2.Спастическаядиплегия.
3.Гемипарез.
4.Гиперкинетическаяформа (двойной атетоз, атетозный болизм, хореатическая форма и хореическийгиперкинез).
5.Атонически-астатическаяформа ДЦП.
У детей с ДЦП отмечаются различные нарушенияречи, в среднем их частота составляет 70—80%. Особенностиструктуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первуюочередь от локализации итяжести поражения мозга.
Нарушение речевого онтогенеза при ДЦПтакже связано с недостаточностью предметно-практическойдеятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.
При ДЦП отмечается определеннаявзаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется вобщности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:
— фонетико-фонематические, которыепроявляются в рамках различных форм дизартрии;
— специфические особенности усвоениялексической системы языка, обусловленные спецификой самогозаболевания. При формировании лексической системы языка у детейс ДЦП необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опоройна игровые приемы, активизирующие познавательную деятельностьребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорногообследования предметов;
— нарушения грамматического строя речи,которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическимирасстройствами, их формирование осуществляется как единыйнеразрывный процесс;
— нарушения формирования связной речи ипонимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формахцеребрального паралича. Эти нарушения могутиметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифическийхарактер в связи собщими психическимиособенностями детей с церебральнымпараличом;
— все формы дисграфии и дислексии. В генезисеэтих нарушений большая роль принадлежит несформированностизрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Их формирование,а также развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важноезначение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у детейс ДЦП.
/>/>Глава 2. Экспериментальное изучение особенностейречевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП/>/> 2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной и контрольнойгрупп
С целью изучения особенностей речевогоразвития дошкольников с дизартрией при ДЦП было проведеноэкспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы:экспериментальная и контрольная.
Исследование проводилось на базе школы – интерната «Омет» № 86 и дошкольногообразовательного учреждения — детского сада № 88 г. НабережныеЧелны.
В эксперименте приняли участие:
Экспериментальная группа: 10детей-дошкольников с диагнозом «детский церебральный паралич».
Контрольная группа –10 детей с развитиемречи в границах возрастной нормы.
Наличие контрольной группы в нашемисследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияниефактора естественного развития детей на результаты исследования.