Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Оренбургскийгосударственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА НА 1 КАТЕГОРИЮ
ТЕМА:
«Интегрированный урок в начальной школе»
Выполнила:
Котина Галина Николаевна
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
МОУ «Борисовская основная
общеобразовательная школа»
План
1. Обоснованность выбора проблемы.
2. Межпредметные связи как основа интегрированного обучения.
3. Признаки интегрированного урока.
4. Формы интегрированных уроков.
5. Требования к проведению интегрированных уроков.
6. Результаты интеграции.
7. Интеграция в малокомплектной школе.
1. Я провожу интегрированныеуроки, при повторении и закреплении пройденного материала. На уроках математикиможно увидеть и географические карты, и таблицу Менделеева, и Книгу рекордовГиннеса, энциклопедии, толковые словари и т.д. Интеграция на основе сюжетногопостроения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям,перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формахколлективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческогопотенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы,кроссворды, чертежи, таблицы.
Включение системысодержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач испециальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младшихшкольников. Способствует более осознанному усвоению изучаемого материала накачественно ином, более высоком уровне.
В последнее время в теории ипрактике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподаванияотдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формыизучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формированияцелостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшегошкольного возраста.
Одним из путей решения даннойпроблемы и является интегрированное обучение.
Интеграция в начальном обучениипозволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явленийдействительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностеймладших школьников при организации интегрированного обучения появляетсявозможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научныхзнаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личностиребенка и формированию его творческого мышления. Изменения, происходящие внастоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвалинеобходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитанияшкольников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования,создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы иформы организации обучения. Вместе с тем, следует отметить, что в имеющихсяметодических пособиях и рекомендациях для учителей не находят отражениясовременные проблемы, разрабатываемые в дидактике и методиках преподаванияразличных учебных дисциплин.
2. Предметная система обучения,в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельныхсторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в тойили иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальноеобразование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметнуюинтеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующихэтапах средней школы.
Специфика работы учителяначальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чемэто интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников исовременным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой системузнаний и умений из разных областей действительности. Так, например,природоведение объединяет 7 областей знаний, математика — 3 и т.д. Следовательно,объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями моглибы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с цельюинтеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
Следует отметить, что проблемамежпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегдаобосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграциинаучного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачуиспользования межпредметных связей в учебном процессе в разные периодывыдвигали Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский.
Особый интерес в планерассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов. В вводнойзаписке к программам школы ступени отмечается: «Отличительная черта новойпрограммы — стремление провести комплексный метод. Этот метод состоит в том,что изучаются не изолированные учебные предметы, но выдвигаются так называемыецентральные темы… Так, например, выдвигается по природоведению тема » Зима";при разработке этой темы ученики изучают природу и человеческую жизнь раннейзимой — наблюдают, записывают, читают, рисуют и лепят, производятматематические вычисления.
3. В каждом классе естьшкольники, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания.
Кого-то из них темп объясненияучителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая науроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают её только после длительных разъяснений.Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает ихшансы, так как каждый выбирает свойственный — ему путь решения, хотя, конечно, остаётсяпроблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсеналакоторых он может выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствиемявляется и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученикасвой, а организующий их деятельность учитель — один.
Особенностью интегрированногоурока является то, что в этом процессе могут участвовать два или три, а может ибольше педагогов. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Вомногом зависит это от учителей.
Но необходимо помнить, что урок- важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем все главные задачиинтегрированного курса и приходим в итоге к успеху или неудаче, если не сумелиэтого сделать. Однако само понятие интегрированного урока остаётся весьмаспорным. Каковы же его признаки? Во-первых, таковым можно считать урок, решающийконкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т.е. представляющегособой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те дваили три предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствиенескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин неявляются показателем уровня интегрированности.
В первую очередь этоинтенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных уменийи навыков? на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
Урок учителя могут проводитьвместе или отдельно, но результат достигается только их совместнымиобъединениями усилиями, Приведём простейший пример: многочисленные новыеучителя пятиклассников обычно предъявляют им противоречивые требования коформлению работы у тетрадях, и малыши теряются, долго не могут сориентироваться,найти золотую середину. В этом ярко проявляется один из недостатков многих школ:работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики, недействуют как единый коллектив.
В рамках же интегрированногоурока, курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а чтовторостепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу,правильно построить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценкии т.п. Уроки, основанные на подобном взаимодействии учителей, так же относят кинтегрированным, хотя материал, изучаемый на них, может никак не перекликаться междусобой. Такие уроки Сеченикова относит к первому уровню. «Самыераспространенные бывают уроки второго и третьего уровня интеграции. Под вторымуровнем мы разумеем объединение понятийно-информационной сферы учебныхпредметов. Такие уроки могут проводиться в целях наилучшего запоминаниякаких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в темудополнительного материала. Третий уровень связан с задачами сравнительно — обобщающегоизучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять ипротивопоставлять явления и объекты. И здесь, как и в предыдущих случаях,необходимо соблюдать основные условия: если урок ведёт один учитель, то долженбыть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же фактыи проблемы. Очень полезны, поэтому взаимопосещения учителей, чтобы согласоватьи скорректировать педагогические действия.
Наиболее глубоким представляетсячетвертый уровень интеграции, когда школьники сами начинают сопоставлять факты,суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи изакономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.
Вероятно, именно этот уровеньследует признать высшим, ведь цель интегрированного преподавания в том изаключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободноориентироваться в нём.
И на этом этапе нужноконтролировать процесс формирования „сопряжённого“ мышления, отмечатьтот момент, когда оно стало внутренней — потребностью ученика. (20, с.87-89) Досих пор мы говорили о принципах интегрирования. А какие могут быть формыинтегрированных уроков? Необходимо ещё раз отметить, что их может вести и одинучитель. Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системыуроков, постановке целей, задач, в подготовке занятий, отборе материала, атакже в присутствии на уроках коллеги, чтобы и свои уроки построить всоответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другогопредмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления овзаимосвязи учебных дисциплин. Посещать нужно, конечно, не только урокиобъяснения, но и закрепления и обобщения знаний, зачёты, защиту творческих работ,если таковые проводятся.
4. С учетом того илииного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированныеуроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вотнекоторые из них. На уроке обмена знаниями ребята делятся сообщениямио своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма присовпадении тем учебных предметов.
На уроках взаимопроверкиидёт работа в группах и парах. Она требует большой подготовки учащихся. Привсех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точныхкритериях оценки. Требуется, чтобы, проверяя знания своих одноклассников,каждый школьник имел удобную и хорошо известную шкалу (систему) показателей, покоторым он может качественно оценивать ответы. (17, с. 8)
Урок творческого поискапредполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Нометоды поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками напредыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.
Урок — издание газеты илинаучного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикамдаются задания творческого поискового характера по определённым темам. Результатыработы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты. Этизанятия значительно выигрывают, если по интегрированному раннему курсу обучаютнесколько классов.
Контрольные работы по курсумогут проходить или как защита творческой работы, или как зачёт. Интереснызачёты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование потеме, решение задач проблемного характера, зачёт-конкурс или аукцион. (6, с.42)Всё вышеуказанное в большей мере можно отнести к среднему звену школы. Однаконаправлением данной работы является изучение возможностей интеграции вначальном звене. Так, как же обстоят дела с проблемой интегрированных уроков вначальных классах? Данная проблема в начальной школе имеет свои трудности, но вто же время есть факторы, облегчающие её решение, по сравнению со среднейшколой. С одной стороны, в начальной школе мало учебных предметов. Чтоинтегрировать? Как? С другой стороны, учителю начальных классов легче перейти кинтегрированным урокам, так как он один преподаёт все предметы. За исключением,может быть, таких, как музыка, рисование, физкультура.
История методики обучениярусскому языку в начальной школе свидетельствует, что интеграция как процессприспособления и объединения определённых элементов или частей разных видов учебнойдеятельности в единое целое — совсем не новое методическое явление. Какизвестно, созданный К.Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения методобучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.
В методике начального обучениярусскому языку есть и условно отрицательный факт интеграции — это комплекспрограмм двадцатых годов. Причины неудачи, которую потерпели эти программы,легко объяснимы, если их рассматривать с точки зрения уровней и возможностейинтеграции учебных предметов в начальном обучении. А идея интеграции в нихпросматривалась явно. Налицо единство цели: интегрируя предметы в комплексы, авторымечтали создать личность раскрепощённую, творческую. Комплексы, по замыслуавторов программ, и были теми частями или элементами, совокупность которыхдолжна была сделать учение интересным, связанным с жизнью, побуждающим ипитающим творческую инициативу детей. Таким образом, казалось бы, учтено быловсё. Неучтённым оказалось лишь то, что широкая междисциплинарная модельинтеграции в начальных классах продуктивна лишь в том случае, если она строитсяна элементарных, но прочных умениях и навыках, имеющихся у детей, т.е. интеграцияпредметов уже предполагает у учащихся наличие такой базы. Таким образом, чеммладше ученик, чем он меньше умеет, и знает, тем ограниченнее для неговозможности интеграции учебных предметов. Однако иной поворот приобретает фактинтеграции курса обучения грамоте и основ читательской самостоятельности. Этот виддеятельности сразу же являлся, ведущим средством обучения. Ввиду этогоинтеграция здесь неоспорима. В данном случае без неё просто не обойтись, есливсерьёз говорить об учении как становлении личности, её саморазвития и самовоспитания.Конечно, в начальном обучении интегрируются и другие предметы, но всё-такинормой для начальных классов являются элементы интегрирования в учебныхпредметах, а не интегрированные курсы.
Ведь интеграция — это несмена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которыеусвоили дети, из одного предмета в другой. Процесс такого родатрадиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри — имежпредметных связей в обучении, что конечно же является проявлением тенденций,предпосылок к будущей интеграции, более глубоко осуществляемой в старшем звене.В практике начального обучения необходимо использовать, развивать и внедрятьвнутри — и межпредметные связи, как „зону ближайшего развития“ длядальнейшего использования интеграции учебных предметов. Интеграцияпозволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес кучению, повышать его интеллектуальный уровень В начальных классах онаносит свои особенности и носит коллективный характер, т.е. „немного обовсём“. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже нараннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мереобучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя ужеимеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к необходимосохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. Всвою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельныхтем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить большевнимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данныймомент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческогопотенциала).
5. Интегрированные уроки снимаютутомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного видадеятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обученияв школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к у ребёнка ещё небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные,технические навыки. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированногопреподавания — повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграциянеизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость болееглубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счётдругих предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объёмматериала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмамиисследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Этивопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занятпроблемой интеграции на этом этапе обучения. В свою очередь к учителюпредъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителядополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатываятакой урок, учитель должен учитывать:
1.Цель урока (Этоможет быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов взнаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов,т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определениесистемообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединенияразнопредметной информации (Это — идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новойструктуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания.(Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементамисистемы).
Немаловажное значение имеет то, знаетли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобыдобиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Воткакого мнения придерживается Е. Смирнова, описывая это в своей статье „Властвуй,не разделяя“: „В первом классе лучше интегрировать следующие предметы:чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмоочень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции“. А задачаучителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы вшколе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки вего глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. „Чередованиевышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания иактивизирует деятельность. Во втором классе можно интегрировать чтение, русскийязык, природоведение и изобразительное искусство. В третьем классе можноинтегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение иизобразительное искусство. В четвёртом классе можно использовать все возможныеварианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляютсясейчас в начальных классах по новым программам. Не стоит забывать и такой факт,что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так, урокиобучения грамоте (обучение чтению и письму) — уже интегрированные. Со времен К.Д.Ушинского они проводятся в единстве. В настоящее время в первом полугодиипервоклассники обучаются чтению и письму на таких уроках. Изначально интегрированныйкурс — внеклассное чтение. Здесь целостный процесс: а) книга, как инструментчтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках; б) текст, какискусство слова, развитие речи; в) мир книг, как выбор круга собеседника.
Изначально интегрированный курсприродоведения: основы естествознания и география. Так же изначальноинтегрированный курс математики — арифметика, элементы алгебры, геометрия, способствующиелучшему усвоению арифметического материала, и в то же время подготовка кизучению алгебры, геометрии, основ трудового обучения. Кроме названныхизначально интегрированных курсов, следует выделить возможные сочетания такихпредметов, как чтение — русский язык, чтение — природоведение, чтение — изобразительноеискусство, чтение — природоведение — изобразительное искусство, русский язык — чтение- изобразительное искусство, чтение — природоведение — труд, русский язык — природоведение — изобразительное искусство. Главной особенностьюинтегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-тоодного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с нимпредметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущностьизучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность примененияполученных знаний на практике.
6. Итак, интеграция предметов приобретаетособое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся вслово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной иустной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус,умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство роднойприроды.
Кроме того, интеграция трехпредметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативнуюемкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу,повышает творческий потенциал учащихся.
Зачастую под интеграциейпонимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельныхявлений, не имеющих “общего знаменателя». Как следствие этого передпроцессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых насегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблемаотбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудностьпредставляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу.
На сегодняшний день нет ещёразработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция вобучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определениижизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблемаподготовки кадров. Невозможно, видимо, даже мечтать о том, что нынешняя системаподготовки специалистов может взять на себя груз забот об универсальномобразовании педагога, который сможет в своей практической деятельностиприменять интегративные подходы к учебно-воспитательному процессу. Важноотметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именноучителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати. Этоесть положительный факт для развития интеграции, т.к в опоре рождается истина. Изучиви обобщив лингво-дидактическую литературу по вопросам интеграции, я убедилась вважности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хотим особоподчеркнуть важные, по нашему мнению, выводы, вделанные нами по завершенииработы. Действительно, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это естьдлительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощениямежпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующейсозданию нового целого «монолита» знаний. Интеграция учебныхпредметов — далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебныйпредмет не есть простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требуетсущественных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений вних общих идей и теоретических концепций. Возможность различных форминтеграции, таких как полное влияние учебного материала, с выделениемспецифических глав; построение автономных блоков с самостоятельными программамиили разделами общей программы, самостоятельными учебниками и методикамипозволит более рационально подойти к процессу обучения и воспитания всовременной школе, целью которого является формирование целостногопредставления мира у школьников. С психолого-педагогической точки зренияинтегрированный урок способствует активизации познавательной деятельностишкольников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешногоусвоения учебного материала. Но важно отметить тот факт, что злоупотреблениеинтеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимознать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук,соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близостиобъекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения. Такимобразом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься надтем, что интеграция предметов в современной школе — реальная потребностьвремени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всестороннеразвитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базовогопедагогического образования.
7. За 16 лет работы вшколе я, к сожалению, заметила, что предметные программы в начальной школе,составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, расчлененными попредметному признаку и пришла к выводу: в своей работе надо использоватьсистему интегрированных уроков.
На этих уроках стараюсь найтивзаимосвязь с другими предметами, ведь интегрированные уроки в начальной школепризваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир какединое целое, в котором всё взаимосвязано.
Особенное значение представляют интегрированныеуроки в малокомплектной школе, здесь каждый урок, независимо от темы,приобретает окраску интеграции. Ведь учителю приходится интегрировать не толькопо близости тем, но и чтобы эти темы перекликались с возрастными особенностямидетей.
Список литературы
1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебныхзанятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. — 1991.- 8. — С.48-51.
2. Божович Л.И. Личность и еёформирование в детском возрасте. — М. — 1968. — С.308.
3. Болдырев Н.И. и др. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, г 1968.- С.115.
4. Браже Т.Г. Интеграция предметов всовременной школе. // Литература в школе. — 1996. — № 5. — С.150-154.
5. Ганелин Ш. И, Дидактическийпринцип сознательности. — М.: Просвещение. — 1961. — С.139.
6. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Какпостроить интегрированный курс (в школе). // География в школе. — 1994. — М 4.- С.40- 43.7. Герасимов С.5. Познавательная активность и понимание. // Вопросыпсихологии. — 1994. — № 3. — С.14-15.
8. Гильманов Р.С. Трудовоевоспитание младших школьников на уроках русского языка. // Русский язык вбашкирской школе. — 1985. — №5. — С.45.
9. Глинская Е.А., Титова 6.В. Межпредметныесвязи в обучении. — Тула. — 1980. — 44 с.
10. Григорьева И.А. Чтобы что-нибудьполучилось, не обязательно долго мучиться. // Учительская газета. — 1998. — М 3.- С.6-7.
11. Грищенко Н.В. Интегрированныйурок русского языка и природоведения. // Начальная школа. — 1995. — И II. — С.25-28.
12. Данилюк Д.Я. Учебный предмет какинтегрированная система. // Педагогика. — 1997. — № 4. — С.24-28.
13. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В.Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. — 1957. — № 9. — С.42-47