КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
Система эстетического воспитания учащихсяи средства формирования их эстетической культуры
Содержание
Введение
Глава I. История вопроса
1.1 Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетическоговоспитания школьников
1.2 Подход к эстетическому воспитанию в советское время
1.3 Эстетическое воспитание личности в современных условиях
Глава II. Эстетика детской жизни
Глава III.Формирование эстетической культуры учащихся
3.1 Эстетическое восприятие природы
3.2 Формирование эстетической культуры средствами искусства
3.2.1 Художественная литература
3.2.2 Музыка
3.2.3 Изобразительное искусство
3.2.4 Синтезирующие виды искусства
3.3 Детское творчество
Глава IV.Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда были будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человеказависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотойи создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляютэстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическоечувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно.Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественномтворчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базекоторых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетическийкругозор.
Особое значение для формирования эстетического отношения к действительностиимеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремлениек совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека,его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасноеот безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетическогоотношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболееярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.
С помощью эстетических чувств и сознания мы главным образом воспринимаеми оцениваем красоту в искусстве и действительности. Благодаря художественным способностямчеловек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.
Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятиюи правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо ужев раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьниковежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегдаспособен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьниковсистемы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетическойчуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умениевносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого,безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Объект исследования — уровень развития эстетического сознанияшкольников.
Предмет исследования — система эстетического воспитанияучащихся и средства формирования их эстетической культуры.
Гипотеза исследования: предположим, что эстетическое сознаниебольшинства учащихся находится на недостаточно высоком уровне развития в связи снеудовлетворительной деятельностью по их эстетическому воспитанию.
Цель работы — исследовать уровень сформированности эстетическойкультуры школьников.
Задачи:
- на основе анализа литературы познакомиться с понятием системы эстетическоговоспитания школьников;
- изучить основные средства формирования эстетической культуры учащихся;
- разработать методику, позволяющую выявить уровень сформированности эстетическойкультуры школьников;
- сделать практические выводы и дать рекомендации.
Глава I. История вопроса1.1 Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетическоговоспитания школьников
Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделялиэстетическому воспитанию школьников значительное внимание.
Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогикив России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетическогои эмоционального воспитания следующим образом: "…Влияние нравственное составляетглавную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнениеголовы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов" [14; 19]. Руководствуясьпсихическим законом, согласно которому наслаждения должны уравновешиваться трудом,Ушинский подчеркивал, что поэзия, музыка, живопись, ваяние могут быть или отдохновениемпосле труда, или должны находиться в живой связи с трудом человека; когда они делаютсяпредметом праздной прихоти, тогда не только теряют всю свою развивающую силу, нои действуют отрицательно на нравственное и умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский, великий советский педагог,считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием.Сухомлинский полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развитиякультуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетическогоотношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятий.Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающеммире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценкафактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, характеризующийдуховную культуру человека. Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетическихчувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры- отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильнымив обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневныхвзаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекстаотношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничномсоединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая рольпринадлежит красоте человеческих взаимоотношений, а эта красота, по мнению Сухомлинского,заключается прежде всего в справедливости и правдивости. Также Сухомлинский развивалтеоретические и прикладные аспекты нравственно-эстетического воспитания средствамиприроды.
Большое значение эстетическому воспитанию учащихся придавал иАнтон Семенович Макаренко, заметивший, как важно пробудить у детей и подростковстремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время,занимаются делом или отдыхают; детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавалиэстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Очевидцы, побывавшие в руководимыхМакаренко учебно-воспитательных учреждениях, рассказывали об обилии цветов, о сверкающемпаркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.
Зарубежные педагоги также не обходили стороной вопрос об эстетическомвоспитании учащихся. Например, Мария Монтессори среди важнейших задач обучения ивоспитания называла развитие способности эстетического восприятия культурной среды,поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, музыкального слухадетей, ритмики их движений и т.д. [8; 237]
1.2 Подход к эстетическому воспитанию в советское время
Эстетическое воспитание всегда рассматривалось советской педагогикойкак важная составная часть процесса всестороннего и гармонического развития учащихся.В то же время подчеркивалось, что приобщение к красоте должно быть не обособленоот других сторон формирования личности школьника, а тесно связано с нравственным,умственным, физическим воспитанием.
В условиях обострения идейной борьбы проблемы эстетического воспитаниямолодых людей имели особую значимость. Характер производства и общественной жизни,материальные и духовные потребности социалистического общества выдвинули перед школойновые задачи, и в их числе развитие у детей творческих сил, стремления строить жизньпо законам красоты.
Понятие прекрасного в так называемой буржуазной эстетике подвергалоськритике. «Философия субъективного идеализма истолковывает прекрасное либо какособого рода ощущения индивида, как замысловатую игру воображения, либо как идею,не связанную с реальностью, как божественное откровение. Любая из этих трактовокотрицает связь прекрасного с объективной действительностью» [11; 151].
Этой точке зрения была противопоставлена марксистско-ленинскаяэстетика, которая источником прекрасного признавала жизнь, общественную практикуво всем ее многообразии. Прекрасное — это совершенство, идеал, приподнимающий человеканад обыденным, будничным, а человеческие идеалы определяются социальным опытом,классовым сознанием людей. Учение марксизма-ленинизма о прекрасном, о закономерностяхэстетического освоения и преобразования действительности стало методологическойосновой теории и практики эстетического воспитания.
Основные задачи эстетического воспитания в советской школе — это, во-первых, помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе,общественных отношениях, вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонам действительности,научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она ни проявлялась; развивать чертыпрекрасного в духовном и физическом облике школьника; сформировать у детей художественно-творческиеспособности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение;и, наконец, выработать у школьников непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическомув поведении, внешнем облике, бытовой обстановке, а также к безыдейности, серости,антихудожественным произведениям искусства.1.3 Эстетическое воспитание личности в современных условиях
В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процессформирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознанияличности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценностьпри самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое воспитание принято включатьнаправление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированныена эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоциии оценки.
На данном этапе к целям эстетического воспитания и образованияотносятся: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетическихобъектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания;формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физическойкультуры.
Считается, что для России наиболее перспективна ориентация, опирающаясяна концепции Ф. Шиллера, С.М. Эйзенштейна, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др.,определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовногои материального, прекрасного и выразительного, оценке личностью эстетических свойствреальности и искусства [3; 175].
Эстетическое воспитание должно быть направлено на раскрытие эстетическогосознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов),ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении,предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельномтворчестве, рефлексии, анализе).
В современных условиях среди приоритетных выделяются такие направленияэстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования,формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование,развитие литературных способностей и т.д.
Таким образом, научное осмысление эстетического воспитания проходилосложный путь в различных исторических условиях. Большинство педагогов сходится вомнении, что эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогическогопроцесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизньпо законам красоты.
Глава II. Эстетика детской жизни
Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе,стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое освоение действительности человекомне ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной формеоно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступаетхудожником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства,посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самомчеловеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающейжизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязаносвоим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда какигры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасногосоставляют фундамент эстетического развития личности.
Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу,приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественнозначимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени,вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовнуюкрасоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Онавоспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.
Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельностьучения. В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное решениеили доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшаяцелесообразность, гармония.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношенияхмежду учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками.Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубокоранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированныеотношения педагогов и учащихся, справедливая требовательность делают уклад детскойжизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.
Исследования уровня эстетической культуры у школьников позволяютсделать некоторые выводы об эстетической отзывчивости, кругозоре, вкусах, способностяхучащихся. Современный школьник может видеть и достаточно глубоко переживать прекрасноев природе, искусстве, учении, труде. Его волнуют образы и события, в которых проявляетсягероическое, возвышенное, он откликается на комическое, смешное. В меньшей мереему доступно чувство трагического, драматического. Как показывают исследования,с годами в старших классах эмоциональная активность школьников заметно снижается,уступая место интеллектуальному освоению эстетического.
Большинство подростков и старшеклассников обладают некоторымизнаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников,актеров, режиссеров, однако их осведомленность в различных видах искусства неодинакова.Так, в области литературы, театра, кино познания их значительно шире, чем в областисерьезной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. В эстетическом кругозоре современногошкольника почти отсутствуют теоретические знания о законах эстетики и художественноготворчества, о критериях красоты в искусстве и действительности.
Направленность и характер эстетического отношения детей к действительностиизменяются с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красотеприроды; подростки стремятся удовлетворить потребность в прекрасном главным образомза счет искусства, а старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения,отношений, внешнего облика человека. Если детей и подростков привлекает в художественныхпроизведениях событийная сторона, то старшеклассники ищут в искусстве ответа наволнующие нравственно-эстетические проблемы, их восприятие литературы, музыки, живописиносит более личностный, индивидуальный характер, сопряжено с раздумьями и самооценкой.
Имеются известные различия в эстетических запросах мальчикови девочек. Девочки больше склонны к лирике, в большей мере интересуются классическоймузыкой, живописью, поэзией. Интересы мальчиков, как правило, обращены к современномуискусству, их привлекают героика, художественная фантастика, комедия. Мальчики болеекритичны в отношении к общепринятым эстетическим и нравственным оценкам.
Свои способности школьники активно проявляют в разных видах художественно-творческойдеятельности. Потребность в эстетическом творчестве усиливается в подростковом возрасте.Подобная тенденция сохраняется и в период ранней юности. Усложнение содержания эстетическойдеятельности требует новых знаний и умений, которыми школьники подчас не располагают,это и сдерживает процесс всестороннего развития художественных способностей учащихся.
Таким образом, в эстетическом становлении учащихся разных возрастныхгрупп, мальчиков и девочек имеются свои особенности. Общая тенденция их поступательногоэстетического развития сопряжена с немалыми трудностями и противоречиями, такими,как противоречие между стремлением детей к красоте и недостатками эстетической воспитанности,специальной подготовки к восприятию, осмыслению эстетических явлений жизни, искусства.
Глава III. Формированиеэстетической культуры учащихся3.1 Эстетическое восприятие природы
Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейшийматериал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красотаприроды играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душеподростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей.
Взаимосвязь восприятия человеком природы и его внутреннего мираВ.А. Сухомлинский сформулировал следующим образом: «Природа является источникомдобра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердцеоблагораживается высшей человеческой красотой — добром, правдой, человечностью,сочувствием, непримиримостью ко злу… Притупление чувства человеческого достоинстваведет к тому, что человек не видит красоты природы» [13; 499]. Красота природыкак средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит тольков общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она является для школьникапрежде всего школой культуры эстетического восприятия. Красота природы воспитываетутонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.
Эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессеобщения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входят в духовную жизнькак одна из глубочайших человеческих потребностей, а познание красоты природы порождаетжажду познания все новых и новых источников эстетических богатств.
Огромную роль эстетического восприятия природы подчеркивал К.Д.Ушинский: "…воспитательное влияние природы, которое каждый более или менееиспытывал на себе, которое с такой живостью выражается почти в каждой вымышленнойи истинной биографии…мало оценено в педагогике" [14; 389]. Он же отмечал рольестественных наук в эстетическом воспитании школьников, отмечая, что они дают многостороннееразвитие всем духовным способностям: сближая человека с природой, они наполняютего воображение бесконечно разнообразными впечатлениями и формами, развивая глубокоечувство красоты.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношениек ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенканравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгойзакономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенноприходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранениии приумножении ее богатства, в том числе — красоты, а зло состоит в нанесении ейущерба, в ее загрязнении.
В процессе формирования эстетической культуры учащихся важнаяроль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятсяна непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий ипрогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваютсявоссоздающее воображение и образное мышление. Во время тематических экскурсий ученикивыполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируютлюбимый уголок, собирают материалы для коллекций, находят отмершие ветки, корни,наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.
Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей,композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить дляобсуждения следующие вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описаниялесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания оприроде; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как высебе представляете основные правила поведения в природе; попробуйте отобразить своивпечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках. Также воспитаниюэстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениямхудожественной литературы, посвященным природным явлениям, животным, растениям ит.д.
Даже на уроках истории можно уделять внимание данному вопросу,например, при изучении какого-либо исторического события ученикам предлагается представитьместность, природу и время года, когда это происходило.
Необходимо отметить, что в эстетическом и эмоциональном воспитаниинедопустимы дидактизм, искусственное умиление красотой. Только искреннее увлечениевоспитателя красотой природы может вызвать отклик у детей и зажечь огонек эстетическихчувств в их душах.
3.2 Формирование эстетической культуры средствами искусства
Художественный потенциал человека, его эстетические возможностис наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве; «искусство- это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа». Порожденноечеловеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется отматериального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественногосознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человекак действительности.
Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественногоцикла — литературу, музыку, изобразительное искусство.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогикепринято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениямискусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явлениякрасоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом;тем более абсурдно требовать подобного от ребенка. Речь идет о формировании такназываемой базовой культуры личности. Помимо знания ряда художественных произведений,человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории тогоили иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатленийзнанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает, как это иногдаутверждают, эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается,углубляется, а восприятие становится более осмысленным.
3.2.1 Художественная литература
Художественная литература — самый доступный и в то же время самыйэффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника. Познаниекрасоты слова является первым и важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово — могучийспособ оттачивания, воспитания утонченных чувств. Важнейшая педагогическая задачасостоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной облагораживающейкрасотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного, внутреннимдуховным богатством и в то же время средством выражения этого богатства.
Язык — главное средство общения людей, он охватывает разные стороныбытия, поэтому возможности художественного отображения явлений жизни в литературеособенно широки. Слово как средство выразительности в литературном произведенииобретает удвоенную художественную силу. Словесный образ имеет еще и понятийную основуи воспринимается в первую очередь умом. Поэтому литература — важнейшее средстворазвития интеллекта учащихся.
Прежде чем школьник сможет самостоятельно постигать эмоциональныеоттенки слова, учитель подготавливает его к этому при помощи так называемого художественногорассказа. Художественный рассказ требует высокой эмоциональной и эстетической культурыпедагога. Выразительное чтение учителя развивает у учащихся способность постигатьэмоциональную окраску слова, а это умение — преддверие не только искусства, но ибогатой, полноценной интеллектуальной жизни учащихся. По словам В.А. Сухомлинского,«Когда человек ощущает, переживает тончайшие оттенки, запахи, эмоциональныйподтекст слова, он как бы пробуждает дремлющие силы разума» [13; 507]. Познаниеслова несет в себе энергию мысли. Постижение слова — это подготовка к чтению художественнойлитературы. Чтение может стать духовной потребностью лишь тогда, когда слово отложилосьи в логической, и в эмоциональной памяти.
Развитие культуры чтения является одним из сильных средств воспитаниялитературного вкуса и эстетической отзывчивости. На уроках родного языка школьникиучатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественногопроизведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующихлиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученикначинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощикаких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркиевпечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности,которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во времязанятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемыеавтором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций,то есть передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом.И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегосясвежесть и неповторимое своеобразие.
3.2.2 Музыка
Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующимэтапом в духовном развитии человека. Музыка объединяет моральную, эмоциональнуюи эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшиеоттенки переживаний, недоступные слову. По силе эмоционального воздействия на ребенкамузыкальное искусство занимает одно из первых мест. Музыка отражает действительностьв мелодиях, интонациях, тембрах, полифонии, оркестровке.
Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и мощноесредство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовнуюжизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки,без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее.Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен,а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральнойкультуры.
Музыка и пение также призваны разнообразить обучение; особенноэто важно для младших школьников, так как чем более разнообразно обучение, тем лучшедля первоначального обучения. В качестве одного из воспитательных средств на начальномэтапе обучения К.Д. Ушинским было предложено классное пение — независимо от того,на каком уроке им пользоваться. По мнению выдающегося педагога, классное пение- это «прекрасное, освежающее и гармонизирующее класс средство» [14; 103],однако с его применением могут возникнуть затруднения, если у учителя нет музыкальногослуха; в таком случае вместо пения можно применять коллективное чтение вслух различныхстихотворений, также обладающих своим внутренним ритмом.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение,которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развиваетмузыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус.Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи,а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Утвердилась такаяформа эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записилучших исполнителей — солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятсяс языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизнии творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которыхвоспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтикаборьбы и подвигов.
3.2.3 Изобразительное искусство
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуреявляется преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьниковхудожественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственныепредставления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научитьдетей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительнымисредствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основамиреалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствамхудожественной выразительности, как фактура материала, цвет — линия — объем, светотональность,ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.
Произведения изобразительного искусства, помогая познавать жизньчеловека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию. Вкартине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И зрительс помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры,образы в их динамике.
Что касается живописи, то можно сказать, что рассматривание картинявляется таким же сложным способом эмоционально-эстетического влияния, как и музыка;это углубленное познание вещей, и что особенно важно — познание мира чувств. Приэтом существует множество картин, которые школьник должен рассматривать и в детстве,и в отрочестве, и в ранней юности, так как в настоящем искусстве нет ничего элементарного,и каждый раз человек видит в них что-то новое. Повторное рассматривание картин обогащает,развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностьювосприятия красоты. Благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входитв духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоциональногои эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописии в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее.
Большое внимание необходимо уделять тем произведениям живописи,в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусстводолжно быть источником познания мира чувств. Это правило эстетического воспитанияособенно важно в познании живописи и изобразительного искусства вообще. Портретнаяживопись являет собой исключительно сильное средство интеллектуального, эмоциональногои эстетического воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательнойработы является развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствамдругого человека. Картины и скульптурные произведения с этой точки зрения составляютцелую школу эмоционально-эстетического воспитания.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимисяпроизведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры,научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественнойформы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводятзанятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокругнас», «Ты и искусство», «Каждый народ — художник»,«Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладноеискусство и жизнь человека».3.2.4 Синтезирующие виды искусства
Такие виды искусства, как театр, кино, телевидение, эстрада,цирк, обладают широкой популярностью. Они соединяют в себе элементы нескольких искусств:литературы, живописи, музыки, художественной фотографии, танца и т.д.
Театр обладает огромной силой эстетически-эмоционального воздействия.Его специфика — в сценической выразительности: в сочетании художественного чтения,пантомимы, декоративного оформления и музыкального сопровождения и в своеобразнойатмосфере восприятия спектакля. В театре устанавливается прямой творческий контактактеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания.Поэтому столь непосредственной и активной бывает реакция детей на события, происходящиена сцене. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театральногоискусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаяниюигры актеров.
Самыми массовыми видами современного искусства являются кинои телевидение, вобравшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижениянаучно-технического прогресса. Такие художественные средства кино и телевидения,как монтаж, крупные планы, ракурс, цвет, звук, динамика изображения и другие, способныпередать огромную информацию, оказать сильное воспитательное влияние на юного зрителя.Нужно еще учитывать, что ни один вид искусства не может охватить такую широкую детскуюаудиторию, как телевидение и кино. Поэтому кино-, видео — и телефильмы играют большуюроль в формировании эстетической культуры учащихся. Восприятие экранизированныхпроизведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве.В ряде школ с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства»,организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
3.3 Детское творчество
Творчество является могучим стимулом духовной жизни человека.Творческое вдохновение — человеческая потребность, в которой личность находит счастье.Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящемуощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь школьников. Онистремятся выразить себя, и выразить не только в результатах своей учебы, но и вовнутреннем духовном мире; быть не только пассивными потребителями духовных благи ценностей, но и творцами.
Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетическиебогатства, освоенные, добытые ранее, становятся средством познания, освоения, преобразованиямира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием.
Важнейшим первоисточником творчества как самовыражения и самоутвержденияличности является слово. Творческое вдохновение, которое переживается уже в детскиегоды, начинается с того, что слово как духовное богатство личности становится строительнымматериалом, из которого ребенок что-то создает. Первой сферой творчества, в которойребенок утверждает свои способности и познает себя, зачастую становится сочинениеили сказка.
Значительное место в духовной жизни детей и подростков занимаетдраматическое творчество. Школьники могут организовать свой кукольный театр, театрсказки; довольно широко распространены драматические кружки, где учащиеся могутне просто исполнять роли в постановках, но и сочинять и инсценировать свои собственныепьесы.
эстетическое воспитание школьник творчество
Формирование художественно-творческих способностей требует особойметодики. Начиная с самого раннего возраста, необходимо предоставить возможностьдля развития художественно-творческих способностей детей, чему способствуют работакистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складываниебумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом. Важно своевременно обнаружитьприродные задатки, склонности ребенка (путем наблюдения, проверки слуха, зрительноговосприятия), стимулировать творческую деятельность детей, закреплять достигнутыйуспех постоянной тренировкой, постепенно усложнять виды деятельности в процессеовладения новыми умениями и навыками. При этом надо помнить, что занятия музыкой,хореографией, рисованием и т.д. лишь тогда обогащают ученика эстетически и нравственно,когда они приносят ему радость. Существенным условием успеха служит и объективнаяоценка художественного творчества детей.
Таким образом, к средствам эстетического воспитания школьниковотносятся эстетическое восприятие природы, искусство и творческая деятельность.Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболееуниверсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всехэстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношенийлюдей и самого человека. Обращение к искусству как средству эстетического воспитаниятребует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на еговосприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства,характера творческой индивидуальности.
Глава IV. Практическая часть
Как уже было ранее отмечено, показателем результативности эстетическоговоспитания служит уровень развития эстетического сознания школьников, их творческоеотношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественныхпроизведений. Для выявления уровня развития эстетического сознания учащихся мноюбыли разработаны анкеты как для самих школьников, так и для учителей. Данные, полученныев результате анкетирования, предположительно позволят объективно оценить уровеньэстетического сознания школьников и предложить пути его коррекции.
Анкета для учителя.
1. Замечаете ли вы в учащихся своего класса любовь и бережное отношение к природе?
а) да, практически во всех;
б) в некоторых;
в) почти ни в ком.
2. Часто ли с учащимися уроки (например, природоведения, биологии, краеведения)проводятся в форме экскурсий?
а) довольно часто;
б) иногда;
в) очень редко.
3. Успешно ли учащиеся пишут сочинения, изложения, в которых основная частьотводится описанию природы?
а) в целом успешно;
б) отдельные ученики справляются плохо;
в) многие ученики не справляются с заданием.
4. Пробовали ли учащиеся отображать свои впечатления о природе в стихах, рассказах,рисунках, поделках?
а) да, большинство учащихся занимается подобным творчеством;
б) некоторые ученики увлекаются этим;
в) практически никто не пробовал.
5. Активно ли учащиеся на уроках литературы принимают участие в обсуждении персонажей,их поступков?
а) да, учащиеся имеют свое мнение и стремятся выразить его;
б) большинство активно, но есть и незаинтересованные;
в) лишь немногие участвуют в обсуждении.
6. Охотно ли учащиеся заучивают наизусть стихотворения и рассказывают их?
а) охотно, рассказывают выразительно, эмоционально;
б) кому-то это нравится, кому-то нет;
в) рассказывают только ради оценки.
7. Любят ли дети петь (как хором, так и индивидуально)?
а) любят и часто поют;
б) есть некоторые ученики, увлекающиеся пением;
в) любви к пению не наблюдается.
8. Проводятся ли с учащимися экскурсии в музеи, выставочные залы, картинныегалереи?
а) да, регулярно;
б) время от времени;
в) крайне редко.
9. Организуются ли с учащимися походы в театр?
а) организуются регулярно;
б) ели необходимо посмотреть программное произведение4
в) нет, не организуются.
10. Обсуждают ли учащиеся с вами увиденные кино-, видео — и телефильмы?
а) охотно обсуждают;
б) иногда, если что-то особенно им понравилось;
в) нет, не обсуждают.
Анкета для учащихся.
1. Обращаешь ли ты во время прогулки внимание на красоту природы?
а) да, обращаю;
б) иногда замечаю;
в) нет, никогда.
2. Нравится ли тебе читать описания пейзажей в книгах?
а) нравится;
б) смотря какое описание;
в) нет, всегда их пропускаю.
3. Относится ли литература к числу твоих любимых учебных предметов?
а) да;
б) не знаю;
в) нет, я вообще не люблю читать.
4. Писал ли ты когда-нибудь стихи?
а) да, я часто пишу стихи;
б) пробовал, но не очень получается;
в) нет, никогда.
5. Есть ли у тебя любимые писатели и поэты?
а) конечно, есть;
б) если хорошо подумать, то можно назвать;
в) не задумывался; наверное, нет.
6. Как ты оцениваешь свои познания в области классической музыки?
а) я знаю многих композиторов и люблю их произведения;
б) кое-что знаю, но не очень хорошо в этом разбираюсь;
в) я вообще не интересуюсь классической музыкой.
7. Любишь ли ты рисовать и хорошо ли ты рисуешь?
а) люблю, рисую хорошо;
б) люблю, но хотелось бы уметь рисовать лучше;
в) нет, рисование не для меня.
8. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок, факультатив, связанный с искусством,музыкальную или художественную школу?
а) посещаю;
б) нет, но очень хочу;
в) не посещаю и не хочу.
9. Нравится ли тебе ходить в театр и смотреть различные спектакли?
а) очень нравится;
б) зависит от спектакля;
в) нет, не нравится.
10. Знаешь ли ты различные направления в изобразительном искусстве, отдаешь липредпочтение какому-либо направлению или конкретному художнику?
а) да, я довольно много знаю об этом, у меня есть любимые художники;
б) мне нравятся некоторые работы художников, но я слабо в этомразбираюсь;
в) я не интересуюсь изобразительным искусством.
За каждый ответ «а» — 10 баллов, «б» — 5баллов, «в» — 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствуето весьма высоком уровне развития эстетического сознания учащихся.50 — 70 баллов- свидетельство того, что уровень развития эстетического сознания учащихся не оченьвысок, но у них есть хороший потенциал для дальнейшего развития. Количество балловменее 50 является тревожным признаком и говорит о том, что необходимо уделять большевнимания эстетическому воспитанию учащихся.
Рекомендации.
Необходимо начинать эстетическое воспитание с эстетического общения.Тактичная передача воспитателем его мироотношений, эстетических вкусов, идеаловв процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействиена становление эстетического сознания воспитанников. Учитель должен акцентироватьвнимание на эстетических сторонах науки, изучаемого предмета, давать эстетическуюоценку изучаемым явлениям. Личность учителя имеет очень большое значение для эстетическоговоспитания школьников, поэтому учитель должен помнить, что его общая культура, педагогическийтакт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетическогоповедения учащихся.
Возможности художественного образования и эстетического воспитанияучащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченностьдолжна быть компенсирована в системе дополнительного образования. Развитию познавательныхинтересов, индивидуальных склонностей учащихся в области прекрасного способствуютфакультативы и кружки по искусству, эстетике и искусствознанию.
Необходимо уделять внимание такому направлению внеклассной работыпо эстетическому воспитанию, как развитие детской художественной самодеятельности.Этому способствуют хорошо поставленное сольное и хоровое пение, выразительное чтение,драматизация, внеклассные занятия по изобразительному искусству. Активизируют учащихсяи различные формы творческого соревнования: смотры юных талантов, художественныеконкурсы, эстафеты искусств.
Рекомендуется проводить лекции, беседы, конференции, встречиза круглым столом, экскурсии, организовывать походы в музеи, выставочные залы, театры;совершать экскурсии на природу, организовать в школе или классе уголок живой природы.
Заключение
Итак, в данной работе на основе анализа педагогической литературымы познакомились с понятием эстетического воспитания школьников. Эстетическое воспитание- это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного иценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитаниеявляется одним из компонентов целостного педагогического процесса и призвано сформироватьу школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Также мыизучили основные средства формирования эстетической культуры учащихся, к которымотносятся эстетическое восприятие природы, творчество и искусство — наиболее универсальноесредство эстетического развития. Нами была разработана методика, позволяющая определитьуровень развития эстетического сознания учащихся. Предлагаются анкеты для учащихсяи для учителей. Результаты анкетирования позволяют сделать определенные практическиевыводы. Мы предполагаем, что выдвинутая нами гипотеза о том, что эстетическое сознаниебольшинства учащихся находится на недостаточно высоком уровне развития в связи снеудовлетворительной деятельностью по их эстетическому воспитанию, подтвердитсяна практике. На основании изученных материалов нами были даны рекомендации, позволяющиерешить эту проблему — увеличить эффективность эстетического воспитания школьникови повысить уровень развития их эстетического сознания.
Список использованной литературы
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов-на-Дону, 1999.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистическихтеориях и системах воспитания. Учебное пособие. — М., 1999.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. — М.: Юрайт, 2004.
4. Выгодский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.
5. Зеер Э.Ф. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихсяпо педагогическим специализациям и направлениям. — М.: Профессиональное образование,1997.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение,1985.
7. Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988.
8. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М.: Карапуз, 2000.
9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1981.
10. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. — М., 1999.
11. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Под ред.Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977.
12. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогическихучебных заведений. — М.: Академия, 2002.
13. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 3-х томах. Т.1. — М.: Педагогика,1979.
14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968.
15. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева.- М., 1974.