Реферат по предмету "Педагогика"


Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв.

Введение
Право на получение образования являетсяодним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РоссийскойФедерации. Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной(согласно статье 1 Закона Российской федерации «Об образовании»). В связи свозрастающим значением образования в нашей стране особый интерес, с моей точкизрения, приобретает изучение социального портрета учителя.
Учителя всегда играли огромную роль вжизни общества. Люди, которые учат нас с самого детства доброте, отзывчивости,раскрывают тайны окружающего мира, прокладывают дорогу в наше будущее, всегдабудут будоражить человеческие сердца. В 2002 году проведена реформаобразования. С новой силой возрос интерес к учительству. Это подтолкнуломеня к выбору темы научного исследования, целью которого было показатьсоциальный портрет учителя второй половины Х1Х – начала ХХ века.
Приподготовке работы были проанализированы статистические сведения о возрастном,семейном положении учителя указанного исторического периода, его социальном происхождениии материальном обеспечении. При этом потребовалось ознакомиться с сочинениямиизвестных русских педагогов В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, А.И. Масловского,П.Ф. Каптерева, изучить данные, содержащиеся в Статистическом временникеРоссийской империи, Статистическом обзоре начального образования в Пензенскойгубернии за 1913–1914 года, и других источниках.
Внастоящей работе сделана попытка исследования и обобщения исторического материалао становлении учительства в Мордовском крае (Пензенской, Нижегородской,Симбирской, Тамбовской губерниях, Инсарском, Краснослободском, Наровчатском,Саранском, Темниковском, Алатырском, Ардатовском уездах). Хронологическиерамки определены периодом со второй половины Х1Х века (с 1861 года) доначала ХХ века (до 1917 года). Это объясняется желанием подробнееузнать о процессе ликвидации неграмотности населения Мордовского края,последовавшего после отмены крепостного права, и начале становления народногопросвещения в период, предшествовавший советскому строю. Именно в эти годы былипроведены земельная, городская, военная, судебная реформы, реформа образования,которые способствовали развитию просвещения в крае.

Основная часть
 
Вконце 60-х годов ХIХ века в России был крайне низкий уровеньграмотности народа, что во многом объясняется существовавшим ранее крепостнымправом. В Москве по переписи 1871 года неграмотных оказалось 55%. В губернияхих процент составлял 60–80%. К концу ХIХ века вРоссии лишь четверть населения было грамотным. Во второй половине ХIХ века в России началась Эпоха Возрождения, давшая сильныйтолчок культурному развитию России. Все более широкие слои населениявтягивались в рыночные отношения, это способствовало увеличению потребностилюдей в образовании. Промышленность, торговля предъявляло все более широкийспрос на специалистов со средним и высшим образованием. Положение улучшалось помере развития земской школы, а с 80-х годов – сети церковно-приходских школ.
Вовторой половине ХIХ века обрели собственную письменностьнекоторые народы Поволжья, в том числе марийцы, мордва, чуваши. В это время в губернияхМордовского края начал зарождаться новый социальный слой – учительство.Стали печататься книги на национальном языке, открываться начальные классы. Вних обучались выходцы из простого народа. Основой среднего образования сталаклассическая гимназия. В конце ХIХ века вРоссии действовало 180 мужских гимназий. Детям бедняков был закрыт путь в этоучебное заведение. Правительство старалось ограничить доступ в гимназии «детямкучеров, прачек, мелких лавочников и т.п.». На это прямо указывалось в ЦиркуляреДелянова.
Роствысшей школы в России пришелся на начало 70–80 годов Х1Х века. В Мордовскомкрае в это время началось развиваться начальное образование. Именно социальныйпортрет учительства начальной школы Мордовского края и стал предметом изучениянастоящей работы. До конца 60-х годов преподавание в них былоисключительно мужским занятием. Большая часть учителей состояла из духовенства.Анализ статистических данных за 1879 год, приведенных в Статистическом временникеРоссийской империи, показывает, что в Нижегородской губернии большинствоучителей получали образование в духовных, православных семинариях, училищах ишколах (общее количество их составляло около 86%). Такое же положение было и вдругих губерниях Мордовского края. Это объясняется во многом тем, чтоконтингент учителей формировался в основном из священнослужителей (около 62%),которые совмещали преподавательскую деятельность со службой в приходе. Выходцевиз крестьян было значительно меньше (около 19%), сословие мещан было представленопримерно 11% учителей мужчин.
В70–80-е годы Х1Х века в школу в качестве учителя приходит женщина.Однако количественный состав учительниц по сравнению с преподавателями-мужчинамибыл мал. Например, в Пензенской губернии в 1879 году среди учителей женщин былов 5 раз меньше, чем мужчин. В Нижегородской губернии только 0,06% от общегоколичества учителей составляли женщины. Женщина – учитель являлась скорееисключением, чем правилом. В 1879 году в четырех губерниях Мордовского краябыло 1164 учителя и только 259 учительницы. Это объяснялось той ролью, которуюиграла женщина в обществе во второй половине Х1Х – начале ХХ века, – быть матерьюи хозяйкой в доме.
Приисследовании данных о том, где получали образование женщины, обнаружилась одназакономерность: наибольшее количество учительниц получило образование вдуховных училищах (в Нижегородской губернии – 47%). По всей видимости,в среде духовенства по-иному, нежели в светских кругах, относились к женскомуобразованию. В Пензенских епархиальных ведомостях за 1885 год так было сказаноо роли образованной женщины на нравственный уровень общества: «Они должны своимблаготворным примером влиять на жалкое положение крестьянских женщин».
Достаточнобольшое число учительниц получили домашнее образование. При сравнениис мужчинами, доля такого образования у женщин значительно выше. Например, вТамбовской губернии 10% учительниц обучались дома (только 3% мужчин). ВСимбирской губернии соотношение домашнего образования среди женщин и мужчинотличается еще значительнее – 10% и 0,4%. Это говорит о том, что у женщин вконце Х1Х века было меньше возможностей для получения образования вне дома, дляних был ограничен доступ в гимназии. Между тем довольно-таки большая долядомашнего образования женщин свидетельствует о том, что среди учительниц былонемало детей потомственных дворян, которые имели возможность приглашать длясвоих детей преподавателей естественных наук, иностранных языков. Так,например, в Нижегородской губернии 16% учительниц были выходцами из дворянскихсемей. Важным обстоятельством, подтолкнувшим дворянок к преподавательскойдеятельности, была отмена крепостного права. В глазах молодого поколения рослизначение и привлекательность научной деятельности. Но в то же время снизилсядоход дворянских семей, потерявших возможность пользоваться результатами трудакрепостных крестьян. Возникла необходимость зарабатывать на жизнь своим трудом.Без образования это было затруднительно. Изменилось отношение к образованностидевушек. По словам П.Ф. Каптерева, «…учить пришлось и девочек. Раньше онидовольствовались домашним образованием, ведь их будущее замужество зависело неот уровня образованности, а от количества крепостных. С исчезновением последнихтрудно стало выдавать дочерей замуж, потребовалось систематическое образование– школа, гимназия, институт. Для дальнейшего обучения требовались средства,которые девушки могли заработать только педагогической деятельностью». Надоотметить, что наибольшую долю учительниц все-таки составляли девушки не издворянских семей, а из семей священнослужителей. В Нижегородской области онисоставляли 53%, в Пензенской – 41%. Меньше всего (около 6%) учительниц было изкрестьянских семей. Это, безусловно, зависело от слабого развития образованиясельского населения.
Заметнуюдолю учительниц составляли девушки из мещанских семей. Процент ихпо отношению ко всем учительницам выше, чем у мужчин. В Нижегородской губерниивыходцы из мещанских семей составляли 9% от общего количества учительниц, 4% отобщего количества учителей, в Симбирской соответственно – 22% и 9%. Думается,что это объясняется сильной потребностью средних городских слоев населенияучить дочерей, чтобы обеспечить их дальнейшее существование. По мнению педагогаВ.Я. Стоюнина, «образование составляло для девушек из небогатых городскихсемей единственный капитал, который может спасти их от нищеты в будущем, еслиих не спасет выгодное замужество. Капитал этот обращается в большинстве случаевна педагогическую деятельность».
Итак,в силу изменившихся социально-экономических условий, общественного сознания,структуры общественных отношений, женщина из разных слоев общества былизадействованы в общественном труде.
Какимбыл возрастной и семейный состав учительства конца Х1Х века?Исследования данных за 1879 год, приведенных в Статистическом временникеРоссийской империи, показывает, что преподаватели Мордовского края былидовольно-таки молодыми людьми. Наибольший процент учителей составляли молодыелюди 20–25 лет (в Пензенской губернии – около 60%). Учительницы в большинствебыли моложе: средний возраст составлял 20 лет и моложе (например, в Тамбовскойгубернии они составляли 51% от общего количества учительниц). Люди среднеговозраста (30–50 лет) насчитывали в школах около 20%. Учителей старше 50 летбыло мало (например, в Нижегородской губернии из 218 учителей только трое былостарше 50 лет). В силу разных причин молодые люди в то время были главнойопорой среди преподавательского состава. Во-первых, средняяпродолжительность жизни людей была более низкой, чем в настоящее время. Во-вторых,многие женщины, выходя замуж, посвящали себя семье и уходили спреподавательской работы. Этим было вызвано то, что преподавательский контингентв большинстве своем представлял людей неженатых и незамужних. Интереснозаметить, что основная масса неженатых учителей приходилась на возраст от 20до 25 лет, а незамужних учительниц – до 20 лет и младше. В Пензенскойгубернии холостяков было 178 (65%), девиц – 43 (88%). Среди преподавателей былонемало людей, состоящих в браке. Так, в Тамбовской губернии они составляли 42%от общего числа. В большинстве это были мужчины 20–25 лет (в Пензенскойгубернии они составляли 49% от общего количества женатых учителей). Небольшойпроцент приходился на вдовых учителей и учительниц (около 3%). Вот какхарактеризовал сельского учителя С.А. Рачинский: «Огромное большинствонаших сельских учителей – люди молодые и холостые. Скудного их жалования едвахватает на их содержание, и о затратах на обзаведение хозяйства не может быть иречи».
Обратимсяк материальному положению учителей во второй половине Х1Х – начале ХХвека. В 1860–70 годах учитель трудился почти бесплатно. В то времяучителями были в основном священнослужители. В Пензенских епархиальныхведомостях так говорилось о положении дел с оплатой учительского труда:«некоторые священники…хлопочут о передаче школы в ведение Министерстванародного просвещения, надеясь укрепить школу и самим получить определенноежалование. Всякий труд должен быть оплачиваемым. Вознаграждение за труды вшколе должно быть постоянное, а не случайное». Содержание учителей находилось введении земских учреждений. В 1870-е годы начинается медленный роствознаграждения учителей. Реальное годовое учительское жалование по России в1880 году в среднем составляло 191 рубль в год. В большинстве уездов Мордовскогокрая оно было примерно таким же (220 рублей в год). Наибольший размер жалованияимели учителя Алатырского уезда (284 рубля в год), наименьший – учителяТемниковского уезда (133 рубля в год). Разница в размере заработной платыучителей в уездах края была обусловлена множеством причин. Одна из главных – вразличном подходе к школьному делу уездного земства, городских властей исельских обществ. Немалое значение имело и уровень экономического развитияуезда.
Вначале ХХ века специальная министерская комиссия рассчитала сумму годовыхзатрат учителя начальной школы. Она составила 448 рублей. Номинистерские чиновники не приняли во внимание расходы на одежду, обувь,лечение, самообразование. Сами народные учителя считали, что их зарплата должнабыть не менее 600 руб. на одинокого и 1200 руб. – на семейного учителя. Поданным Симбирской земской управы, за 1902–03 учебный год большинство учителейшкол Алатырского и Ардатовского уездов не получали даже минимальной заработнойплаты. Заработную плату в размере 350–400 руб. получало только 4%преподавателей земских школ Алатырского уезда, по Ардатовскому уезду эта цифрабыла еще меньше – 2,4%. Около 9% учителей земских школ Симбирского уезда имеликрайне низкое жалование – 150–200 рублей в год, что вынуждало учителей искатьдругое применение своих сил. Особенно это касалось мужчин. Они уходили всвященники, полицейские, чиновники. Большая текучесть кадров среди учителейобъясняет тот факт, что был высок процент учителей с педагогическим стажемменее 5 лет.
Междутем начальное образование продолжало свое распространение среди населения. Содержаниешкол требовало больших затрат со стороны государственных и земскихучреждений. Надо отметить, что доля средств, поступающих на содержание учебныхзаведений из уездных земств, намного превышала размер поступлений изгосударственного казначейства. Так, в Краснослободском уезде это соотношениебыло 73% и 16%, в Саранском – 64% и 4%. От количества поступивших денежныхсредств во-многом зависело и материальное положение учителя, поскольку около 70%расходов школ приходилось на выплату жалования. Например, в Инсарском уезде назаработную плату расходовалось73% поступивших денег. От экономического развитияуезда зависели и условия работы учителя. Собственные помещения имело около половинышкол, примерно 26% образовательных учреждений находилось в наемных помещениях.Отсутствие своих зданий отвлекало в среднем около 20% средств (в Инсарскомуезде – 17%, в Наровчатском – 26%), которые можно было потратить на повышениеразмера жалования учителей. Надо отметить, что в некоторых уездах былаустановлена плата для учащихся. Это имело место в Алатырском,Ардатовском уезде, при этом плата учащихся занимала незначительную частьдоходов (соответственно 0,5% и 0,1%) и существенного значения на материальноеобеспечение учителей не имело. Учитель был лишен возможности безбедносуществовать, иметь право на пенсию и пособие по нетрудоспособности. Средистатей расходов такие выплаты учителю не были предусмотрены.
Общественно-педагогическоедвижение конца Х1Х века все чаще поднимало вопрос о социальном положениинародного учителя. Это касалось неопределенности его социальногостатуса, правовой и материальной незащищенности. Большой победой этого движенияявилось право учителя на пенсию. Она складывалась из 6% отчислений от годовогожалования учителя. В 1890-е годы появляются награды для учителей. На эти целиидет около 4% полученных денежных средств (в Краснослободском уезде из 12242руб. на награды было израсходовано 350 руб.). Пензенские епархиальные ведомостиза 1897 год сообщают: «Училищный совет при Святейшем Синоде призывает квозбуждению ходатайства Епархиальных училищных советов о награждении учительницсеребряными медалями на Александровской ленте с надписью «За усердие». Ходатайствопрепятствий не встречает, если они прослужили в должности учительницы 10 иболее лет с усердием и пользою». Была учреждена награда и для попечителей школ,оказывающих помощь в содержании образовательных заведений и в улучшенииматериального положения учителей, – нагрудная серебряная медаль наСтаниславской ленте. Надо заметить, что в Мордовском крае в конце Х1Х века доляпоступлений от частных лиц была небольшой (в Инсарском уезде – около 5%, вСаранском – 00,1%). Обращает внимание статистика по Темниковскому уезду, где такиепоступления составляли 22%. Это, вероятно, объясняется тем, что среди населенияэтого уезда большую долю составляли люди обеспеченные (священнослужители имещане). В начале ХХ века появляются богатые спонсоры, которыевносят значительные сбережения для развития образования. В Краснослободскомуезде таким человеком был купец Ненюков, в Ардатовском – майор Дуров.
Изменениеобщественного сознания на протяжении указанного периода и экономическогосостояния народного образования повлияли и на социальный портрет учителя. Кначалу ХХ века обучение детей переходит в руки женщин. Если в1894 году в Саранском уезде количество женщин в школах составляло 48,8%, то к1914 году этот показатель составил 60,5. В земских школах преобладали учителя21–30 лет (43% среди мужчин, 46% – среди женщин). Изменения возрастной группыучителей в начале ХХ века вызваны прежде всего экономическим фактором(повышением уровня заработной платы), желанием молодых людей реализовать себяна общественном поприще.
Изменилось и семейное положение учителей. Например, в Симбирской губернииповысилось количество женатых мужчин. Если в 1880 году их было 41% от общегоколичества учителей, то к 1902–03 годам они составляли 47,8%. Однако надоотметить, что в уездах Мордовского края процент женатых мужчин был нижеобщегубернского: в Алатырском уезде – 38,2%, в Ардатовском – 30,5%). Очевидно,это связано с тем, что процесс роста зарплаты учителей здесь шел медленнее.
Кначалу ХХ века расширяется контингент сословий учителей. Сравнениеданных по Симбирской губернии за 1902–03 годы с данными за 1880 год показывает,что в 3 раза снизился процент мужчин из духовного сословия. Священники идьяконы постепенно вытесняются из народной школы. Учительство становитсязародышем деревенской интеллигенции. Количество учителей из крестьянвозросло более чем в 2 раза. Получили доступ в гимназии дети из крестьянскихсемей. Например, если в 1902–03 годах в Саранской женской гимназии девушки изкрестьянских семей составляли 22%, то к 1916 году – уже 64%. На втором месте средиучителей были выходцы из купеческих семей. Их количество по сравнению с 1880годом также увеличилось. В земских школах Симбирской губернии в 1902–03 годахони составляли 18,8% среди мужчин и 31,5% среди женщин (в 1880 годусоответственно 4,5% и 23%). Вероятно, это объясняется тем, что учительство изпобочного занятия превращалось в основной источник доходов, профессияучителя приобретала более почетное значение в обществе.
Висторическом музее Саранской гимназии №12 хранятся интересныедокументы о становлении образования Мордовского края. В 1812 году была открытаПензенская женская гимназия. Среди учеников гимназии были выходцы разныхсословий. В 1912 году эту гимназию с серебряной медалью закончила 16-летняяМария Попова, дочь мещанского старосты г. Троицка Краснослободского уезда.В августе 1912 года она подала прошение инспектору народных училищКраснослободского уезда Пензенской губернии: «имею честь покорнейше проситьВас, Ваше высокородие, не найдете ли вы возможность определить меня надолжность учительницы в Краснослободский уезд». С 1912 по 1927 годы МарияВасильевна Лентовская (по мужу) работала в школах Краснослободского района, с1927 года – в начальной школе №32 г. Саранска, а с 1935 г. до 1951 г.– в Саранской женской школе №12.
Вмузее Саранской гимназии №12 хранятся пожелтевшие от времени документы состарой русской орфографией, фотографии учителей тех лет. При исследовании ихвозникает образ сельской учительницы со своими старыми гимназическимипривычками, в шляпке и перчатках, с русой косой, сохраняющей культурныетрадиции и классические знания, обретенные в начале ХХ века. Для нее ценностьобразования была едва ли не самой высокой среди других жизненных приоритетов.
 

Заключение
 
УчительствоМордовского края формировалось под воздействием множествасоциально-экономических факторов. Главным обстоятельством, повлиявшим наформирование социального состава учителей, была отмена крепостного права в 1861году и связанное с этим преобразование социальной структуры. Преподавательскаядеятельность перестала быть прерогативой духовенства и перешла в рукиосвобожденного крестьянства.
Средидругих социально-экономических реформ второй половины Х1Х века наибольшеевлияние на формирование учительства оказала земская реформа. Вскоре после ихсоздания (в 1864 году) Россия покрылась сетью земских школ. Земства взяли насебя материальное обеспечение учителей. Одновременно с земской реформой былапроведена судебная реформа, сделавшая судебные заседания открытыми для публики.В состав суда были введены присяжные заседатели, которые назначались по жребиюиз представителей всех сословий. Это, безусловно, потребовало от населения определенногоуровня образованности.
Немаловажнуюроль сыграла проведенная в 1870 году реформа городского самоуправления.Попечительству городских дум и управ подлежали и вопросы заведования школьнымделом.
В1874 году был принят закон, отменивший рекрутчину и распространившийобязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет. Молодыелюди стали стремиться в получению высшего образования, поскольку для окончившихвысшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготыстали мощным стимулом для распространения образования в России.В началеХХ века под влиянием прессы, земства, общественных организаций иправительственных органов изменялось профессиональное и правовое положениеучителя. В современном обществе роль учителя высока, однако требуются немалыеизменения в образовательном процессе. Неслучайно в августе 2002 годапостановлением Правительства Российской Федерации была созданаПравительственная комиссия по образованию, основной задачей которой являетсяобеспечение проведения единой государственной политики в сфере образования.Думается, что и в современных условиях развития нашего общества вопросы социальногоположения учителя различных исторических периодов будут представлять большойинтерес.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Африканские конфликты последнего десятилетия
Реферат Организация деятельности детей в летнем лагере
Реферат Продвижение продукции предприятий гостеприимства на рынке
Реферат Учет и операционная деятельность в банках
Реферат Ціна-її суть та процес формування на підприємствах Особливості регулювання ціни в перехідний пе
Реферат Исследование статистических взаимосвязей показателей на предприятиях общественного питания на пр
Реферат Педагогическая оценка
Реферат Финансовые результаты деятельности организации, оказывающей платные услуги, и пути их увеличения (на материалах КТСУП "Отель")
Реферат Надежная защита от обидных слов
Реферат Педагогическая практика (отчет)
Реферат педагогическое взаимодействие
Реферат Система безналичных расчетов платежными поручениями
Реферат 4 разработки по теме: "О вреде куренья и алкоголизма"
Реферат Педагогическое воздействие
Реферат Педагогическое общение