Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая деятельность по преодолению агрессивного поведения подростков

--PAGE_BREAK--
      Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении [12].

      Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

      Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

      Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

      В основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы.

      У подростка существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других.      

      Учение для подростка, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина [34].

      В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Последние, как отмечает А. К. Маркова, заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.   

      Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения [13].

      Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно — следственные связи [17, с. 4].

      Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном, направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

      Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Которая проявляется в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», это связанно с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.

      Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Во время пубертатного периода активизируются сложные взаимодействия гормонов роста и половых гормонов, тем самым вызывающие интенсивное физическое и физиологическое развитие. Для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения[15].

      Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Также подростковый возраст считается кризисным, так как протекание пубертатного периода определяет бурное развитие подростков, как физического, так и их психологического состояния. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление становясь формально логически операциями, подросток приобретает взрослую логику мышления – происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти, развивается воображение. В подростковом возрасте появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости (отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение осознания себя в какой-то мере взрослым человеком -  также  эта черта является центральным новообразованием младшего подросткового возраста) и «Я концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» так подросток открывает для себя свой внутренний мир). Подростки очень переменчивы, склонны менять увлечения, места своего времяпрепровождения, друзей, постоянно ищут новые контакты, новые впечатления. Подростков отличает безволие, особенно в учебе, труде, выполнении обязанностей и достижения целей. В данном возрасте интенсивно формируется характер подростка. Отношение со взрослыми, а прежде всего с родителями не являются значимыми для подростков, авторитетом являются сверстники.  Подростки личностно нестабильны, это проявляется через частую смену настроения, аффективной взрывчатости, которую необходимо обуздать.
1.2.                    Агрессивное поведение: сущность, виды, формы
      Агрессия – поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу [16, с. 11].

      Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния [23, с. 19].


      Агрессия – чувство враждебности или злобность, мысли или действия по отношению к какому – либо объекту или человеку [11,  с.  34].

      Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности) [14, с. 10].

      Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению [33, с.  336].

      Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствие более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят новые, более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными представлениями. И только у некоторых детей агрессия сохраняет и, более того, продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. В итоге значительно снижается положительный потенциал личности, возникает конфликт личности и общества, сужаются возможности полноценной социализации ребёнка в обществе, где агрессия осуждается [11, с. 224].

      В ситуации, когда потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога [6].

      Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессия не бывает без эмоции гнева.

      Адекватное выражение гнева способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям. Поэтому целесообразно учить детей выражению агрессивности в социально приемлемых формах, учить контролировать свои негативные эмоции и различать ситуации, в которых проявление действий необходимо для своей безопасности и в которых такие действия будут неадекватными и приведут к нежелательным последствиям.

      Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к её проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных. Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы). Данное утверждение подтверждает следующий факт[4].

      Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов, которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребёнка:

·       недостаток тепла, ласки со стороны родителей;

·       незаинтересованность, равнодушное отношение;

·       непринятие, демонстрация плохого отношения;

·       отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению агрессивного поведения;

·       непоследовательность в исполнении наказаний[28].

         Девиантное поведение подразделяется на две группы:

·        поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у

 человека пограничных психических состояний, явной или скрытой   психопатологии;

·        поведение, отклоняющееся от морально-нравственных принципов

человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии: пьянство, наркомания, проституция.

         Типы неконструктивного поведения: агрессия, репрессия, экскапизм (избегание), регрессия, рационализация, сублимация, проекция, аутизм.

 Виды агрессии:

·        гетеро агрессия – направленность на окружающих: убийства,

изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.;

·        аутоагрессия – направленность на себя: самоуничтожение вплоть до

самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

·        реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то

внешний раздражитель (ссора, конфликт и т.д.);

·        спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под

влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях);

·        инструментальная агрессия – совершается как средство достижения

результата: спортсмен добивающийся победы, стоматолог удаляющий больной зуб, ребенок громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.;

·        целевая (мотивационная) агрессия – выступает как заранее спланированное

действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту;

·        прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий

раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы;

·        косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не

вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии(они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на своей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка;

·        вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления,

содержания которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;

·        экспрессивная – проявляется невербальными средствами:  жестами,

мимикой, интонацией голоса и пр. в таких случаях человек делает угрожающую гимнастику, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;

·        физическая – прямое применении силы для нанесения морального и

физического ущерба противнику.

     У агрессивной реакции всегда есть подготовительный период, но у одних детей он более продолжителен, а у других длится всего несколько минут. Признаки наступления агрессии всё те же: меняется мимика, поза тела, интонация голоса [6, c. 16].

Агрессивные действия выступают в качестве:

·       способа средства достижения какой-либо значимой цели;

·       способа психологической разрядки;

·       удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

      По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда

включаются детские шалости, игры, подростковые споры, драки и конфликты, дискуссии, спортивные состязания, социальные патологии – войны, убийства, оскорбления, насилия, изнасилования, терроризм и пр.

      Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

·        недостаточное развитие интеллекта;

сниженная самооценка;

·       низкий уровень самоконтроля;

·       неразвитость коммуникативных навыков;

·       повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травм, болезни и пр.) [6].

 Причины подростковой агрессивности:

·        агрессивность как форма взросления;

·        агрессивность как отголоски семейных проблем;

·        агрессивность как результат нарушения общения со сверстниками;

·        агрессивность как самоутверждение;

·        агрессивность как проявление страха;

·        агрессивность как выход для внутренней энергии;

·        агрессивность как проявление естественных биологических основ поведения;

·        агрессивность как реакция на школьные трудности;

·        агрессивность как проявление болезненных состояний;

·        агрессивность как результат действия внешних факторов [1].

     Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

·       эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гамонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

·       органические поражения головного мозга – травмы, арахноидиты, менингиты и т п.

·       отношение взрослых – школы, и, главное, родителей [6].

     Агрессию можно разделить на доброкачественную и злокачественную.    Доброкачественная агрессия в человеческом организме выражается в виде различных инстинктов. Индивид пользуется врожденными и сформировавшимися на протяжении жизни инстинктами, для самозащиты, как физической, так и духовно – нравственной. Порой применение агрессии в конструктивной направленности приводит человека к достижению определенных результатов. Доброкачественная агрессия способствует поддержанию инстинкта сохранения жизни. Но агрессивность имеет как положительную, так и отрицательную функцию. Злокачественная агрессия в первую очередь отличается от доброкачественной, тем, что никак не связанна с сохранением жизни.

      Биологически не адаптированная, злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жесткость не являются защитой от нападения или угрозы, она является спецификой человека, она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные её проявления – убийство и жестокие истязания – они не имеют ни какой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия приносят вред не только жертве, но и агрессору в основе злокачественной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека [30, с. 256].

      Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами. Проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт – следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством. Прятать и подавлять, становиться послушным пай мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.

     Еще один важный аспект в понимании индивидуальных различий в агрессивном поведении в подростковом возрасте связан с ролью личностных характеристик, особенно эмоционального контроля и когнитивных механизмов. Дети, для которых характерна недостаточная эмоциональная регуляция и контроль побуждений, скорее будут развивать, и поддерживать модели агрессивного поведения. Таких детей часто считают обладателями трудных характеров и им сложно сдерживать свои агрессивные побуждения в соответствии с нормами, адекватными их возрасту.

      Воздействие социальных факторов на возникновение агрессии является мощным источником социального влияния на агрессивное поведение индивида – его взаимоотношения со сверстниками. Уже в 6-летнем возрасте агрессивные дети испытывают отторжение со стороны ровесников, и эта отверженность связана с последующим усилением агрессии. Чем больше в поведении ребенка присутствует агрессии, т.е. чем меньше неагрессивных форм поведения он проявляет тем более единодушно это отторжение и тем более крайние формы принимает возникающая в результате этого социальная изоляция. В зависимости от того на сколько велика социальная изоляция, которую агрессивные дети встречают со стороны своих неагрессивных сверстников, появляется вероятность первых общаться с другими агрессивными ровесниками, вступать в такие социальные системы, как хулиганствующие, неформальные группировки, которые еще более способствуют агрессивному поведению. Они попадают в ловушку ситуации, где положение в социальной группе зависит от совершения дальнейших агрессивных действий.

     Тем не менее, у некоторых агрессивных индивидов общение с агрессивными сверстниками и подкрепление агрессивных реакций может ограничиться подростковым возрастом и вовсе не обязательно будет продолжаться в зрелости [14].

      Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет, как сплошной многолетний кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранять и утвердить собственную идентичность.

      У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущений одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального  «Я»  идеалом (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформулировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Это очень сложный момент семьи и специалист должен разъяснить родителям, что, как бы им не хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               должен большую часть времени проводить со сверстниками.

     В подростковом возрасте агрессия начинает идти на убыль, уступая место неагрессивным способам разрешения конфликтов. Если же агрессивное поведение удерживается, оно становится еще губительнее по своим последствиям и чаще социально организованно в форме группировок и коллективного насилия [21].

       Агрессивность в подростковом возрасти носит естественный характер, под влиянием изменений происходящих в организме и сознании подростков. Агрессивность имеет свои виды, формы, причины, направленность, реализуется разными способами. Типично доброкачественными – инстинктивно приводящие к желанным результатом, стремление к победе, сохранение жизни, одним словом являющиеся конструктивными. И злокачественное проявление, в подростковом возрасте будет проявляться в открытых, демонстративных формах, как форма протеста, эта форма агрессивного поведения включает в себя деструкцию поведения. Может приносить вред окружающим и самому агрессивному подростку. Необходимо решать проблему деструктивной направленности подростков, для уменьшения числа массовых хулиганств, актов вандализма, разбоя и объединения деструктивно направленных подростков в неформальные, разбойные группировки.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2. Практические аспекты социально педагогической деятельности по преодолению агрессивного поведения подростков
2.1. Характеристика социально-педагогической деятельности
                                                                    

      Социально – педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально – психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни [8, c. 8].

      Социально – педагогическая деятельность – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально – педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат [16, с. 77].

      Социальная педагогика – педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действительности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание [16, с. 197].

      Социальный педагог – специалист по социально – педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства.

      Социальный педагог призван обеспечивать направленную социально – педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого – педагогическую и социально – педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам, в период их социального и профессионального становления.

     В соответствии с тарифно – квалифицированной характеристикой,

включающей его должностные обязанности ( 7 – 14 –й разряды ),

социальный педагог:

·       осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей в учреждениях и по месту жительства;

·       изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;

·       выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей, своевременно оказывает им социально – педагогическую помощь и поддержку;

·       выступает посредником между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

·       определяет задачи, формы, методы социально–педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;

·       организует различные виды социально ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

·       способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

·       содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья;

·       осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиям, пенсиям, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

·       взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и т.д. в организации помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. [16, с. 285].

      Объектом  деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе можно определить, как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, т.е. помощь в социализации ребенка. Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий  для психологического комфорта  и безопасности ребенка, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

      В деятельности социального – педагога можно выделить следующие  функции:

·       диагностическую;

·       прогностическую;

·       посредническую;

·       коррекционно – реабилитационную;

·       охрано – защитную;

·       предупредительно – профилактическую;

·       эвристическую.

     Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обуславливает и многообразие её средств [8].

      Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

         Принципы социальной педагогики:

·        принцип природосообразности – это принцип социальной педагогики,

согласно которому педагог в своей практической деятельности

руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил: учет возрастных особенностей детей; учет половых особенностей детей; учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; развитие инициативы м самостоятельности ребенка.

·        Принцип культуросообразности – этот принцип учитывает приобщение к

культуре, воспитание ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культуры; развитие творчества с отклонениями в развитии.

·        Принцип гуманизма – это принцип образующий систему взглядов,

признающих ценность человека, ребенка, как личности, его прав на свободу, счастье, развитие, защиту, и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил: достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся; признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать значит признавать право другого быть не таким как я, быть самим собой, а не моей копией; помощь ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формирование позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы; понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества; стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей [8].

      Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Кроме метода в социальной педагогике широко используются «приемы» и «средства». Прием понимается как частичное выражение метода, его конкретизация носит по отношению к методу частичный, подчиненный характер

      Приемы могут использоваться социальным педагогом вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим относятся: поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление в собственные силы ребенка, доверие. К тормозящим приемам относятся: приказание, намек, упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв.

Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В качестве средств педагогом могут быть использованы, природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое.

  Наиболее широко в социально педагогической деятельности используются такие методы, как:

·       убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение может реализовываться через такие известные методы, как: рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. Рассказ и лекция – это монологическские формы метода, которые ведется от одного лица. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он не продолжителен по времени, основан на ярких жизненных примерах, фактах. А в лекциях рассказываются более сложные  нравственные понятия. Беседа и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важную роль играет работа самих детей. Беседа – это вопросно-ответный метод. Для подростков и юношей используется диспут – метод, способствующий формированию суждений;

·        упражнение – данный метод играет главную роль в формировании

нравственных умений и привычек. Упражнения необходимы для детей, чтобы, в конечном счете, сформировать нравственное поведение и привычки. Под нравственным упражнением понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек.

      Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил её выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ как это делать, организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью этих выполнений. Любое упражнение по мнению К. Д. Ушинского, должно повторяться, до тех пор, пока в действительности не начнет отражать рефлективную способность и повторять упражнение систематически для того чтобы закрепить умение и перейти в привычку. Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и многие другие.

Среди социально-педагогических методов особую группу составляют

методы коррекции, к ним относятся:

·       поощрение и наказание — это сложнейшие способы воздействия на

личность ребенка. Поощрение и наказание направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается эта цель разными путями: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дает им положительную оценку, а наказание осуждает неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку.

     Методы коррекции не всегда являются издержками воспитания. Поэтому необходимо использовать такие приемы, как:

·        переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание.

Переубеждение – это разновидность метода убеждения, она направлена на перестройку сознания.

Предупреждение – это весьма распространенный прием, связанный с прогнозированием поступков ребенка и предотвращением таких, которые имеют негативный характер [8, с. 159].

      Социально – педагогическая деятельность, многосторонняя и ответственная, поэтому профессиональная подготовка  социального педагога должна опираться на обширные, научно – обоснованные знания и постоянное самосовершенствование. Социальный педагог должен обладать профессиональной компетентностью, что будет характеризовать его профессионализм. Квалифицированный специалист должен обладать ярко выраженными личностными качествами, такими как, гуманность, коммуникабельность, эмпатичность, красноречивость, самокритичность, самоконтроль, уверенностью и  чувством собственного достоинства. Уметь  применять методы и взаимосвязывать их для более конструктивного результата при работе с детьми. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно – через семью, друзей, детский коллектив – воздействуя, таким образом, на ребенка. Социальный педагог может осуществлять кратковременную работу, а может работать в течении длительного времени. Применяя различные методы, формы, приемы,  которые могут оказать целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду – это прямая обязанность социального педагога.
2.2. Содержание социально педагогической деятельности по преодолению агрессивного поведения подростков
      Перед социальным педагогом  стоит ряд важных задач таких как: поиск форм; методов; технологий работы с агрессивными подростками, направленных на реабилитацию детей, профилактику в качестве устранения условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетних. В науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения — это профилактика и реабилитация.

     Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских, организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении подростков.

      Под профилактикой в социальной педагогике, прежде всего, понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые меры, направленные на:

·        предотвращение возможных физических, психологических, социальнокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних входящих в группу риска;

·        сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

·        содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие

его внутреннего потенциала.

      Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

·        нейтрализующие;

·        компенсирующие;

·    предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

·        устраняющие эти обстоятельства;

·        контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.

      Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена

только при условии обязательного включения следующих составляющих:

·       направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

·        обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей;

·        решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

      Социально – педагогический подход к профилактике заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств [31, c. 480].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

      Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения, может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация в данном случае понимается как восстановление и активизация.

      Реабилитация – это комплекс мер, имеющий своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и обобщенно полезному труду.

      Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка способствующих интеграции его в обществе; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе на получение необходимого образования.

      В процессе реабилитации социально педагогической деятельности специалист должен выполнять следующие функции:

·        восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных

качеств, которые  в нем преобладают;

·        компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка

стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно полезную деятельность, активизацию потребностей для самосовершенствования, самовоспитания на основе самоанализа своих поступков, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

·        стимулирующую, направленную на активизацию положительной

мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы (внушение, убеждение) [8, c. 294].


      Основными видами деятельности являются:

·        индивидуальное консультирование;

·        включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции

негативных эмоционально значимых ситуаций;

·        индивидуальная работа с системой ценностей ребенка;

·        обучение эффективным навыкам, способам эффективного общения,

конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

      Социально – педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением, которые находится в кризисном состоянии, обусловленным агрессивным поведением. В работе с данной категорией детей используются:

·        экстренная диагностика эмоционального состояния;

·        выявление причин данной проблемы;

·        обучение навыкам разрешения возникающих проблем, умением управлять своими эмоциями;

·        работать над формированием позитивной «Я концепции».

      Кроме того необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает:

·        диагностику педагогических позиций семьи;

·        индивидуальное консультирование;

·        включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение

эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

      Существует работа, направленная на работу с агрессивными детьми и это коррекционная работа. Коррекция – это метод комплексного психологического воздействия на ребенка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление [6].

      Коррекция агрессивного поведения должна распространяться на три основных компонента агрессивного поведения: эмоциональный, волевой и познавательный. На начальном этапе работы с агрессией важно разграничить различные уровни и установить соответствии между поведением подростка и объективным уровнем его агрессивности, который распознается в процессе наблюдения и диагностики. В преодолении и коррекции агрессии нет необходимости искоренять её из жизни подростка, а мобилизовать её  на положительное развитие. Коррекция агрессивного поведения подростка направлена на изменение его жизненных установок, формирования навыков поведения и развитие психических функций. Она осуществляется по следующим направлениям: отреогирование агрессии (снятие эмоционального и физического напряжения, перевод агрессии в физическую активность); формирование самоконтроля (освоение приемов релаксации и содержательности, развитие рефлексии); развитие социальной активности (формирование общественных интересов, включение в социально значимую деятельность, коррекция соотношения индивидуальных и социальных интересов); эмоциональное развитие (рефлексия эмоций, развитие эмпатии, сопереживания, чувствительности к эмоциональной жизни других людей); когнитивное развитие (коррекция установок, представлений о себе и окружающих, анализ поведения и прогнозирование последствий агрессивных действий); развитие коммуникативной компетентности (тренинги общение, формирование навыков взаимодействия адаптивного поведения); знакомство со способами блокирования агрессивности (удивить, рассмешить или обрадовать оппонента); коррекция социальной ситуации развития (работа с семьей подростка, изъятия подростка из неблагоприятного окружения).

      Социальному педагогу необходимо уменьшить напряжение, снять угрозу, дать возможность выговориться, отреагировать гнев. Снизить напряженность ситуации поможет негромкий голос, доброжелательная атмосфера, позы и жесты, сигнализирующие о готовности общаться и отсутствии угрозы (открытые руки, свободные позы, улыбка, контакт глаз).

      Прием акцентирование внимания на поступках с сохранением положительного отношения к личности подростка. Обсуждение должно быть спокойным и сосредоточенным на фактах, направленным на защиту интересов подростка. Нельзя использовать оценок, особенно эмоциональных, критику, раздражаться иначе диалог превратится в конфликт и протест со стороны подростка. Обсуждение должно строиться по принципу «здесь и сейчас», без напоминаний о прошлых «грехах» и обобщений на будущее. Самым не эффективным методом с агрессивным подростком является чтение ему морали. Эффективность применяемых стратегий совладения с агрессией зависит от условия – желание измениться, желание наладить отношение с людьми. Необходимо осуществлять комплексную, системную работу по социализации агрессивного поведения.

      На первом этапе профилактики по преодоления агрессивного поведения подростков необходимо отреагировать эмоции и научить подростка проявлять свои переживания, говорить о них и уметь перенаправлять отрицательную энергию буквально собирающуюся в мышцах в адекватное русло. Но этот способ профилактики агрессивности направленный на саморегуляцию является кратковременным и ситуативным, состояние агрессивности может активизироваться. Исследования показывают, что физиологическое напряжение снижается только в том случае, если агрессия в той или иной форме направлена против провокатора, или объекта враждебного отношения или лиц ассоциируемых с источником раздражения. Разрядка агрессивного поведения позволяет снять напряжение сейчас, но не способствует профилактике и предупреждению агрессивности.

      Упражнения позволяющие снять напряжение:

·        нарисовать свой гнев (на большом листе, широкими кистями) и смять его или порвать и выбросить;

·        написать все слова, которые хочется выкрикнуть, на бумаге и смять её;

·        мять, кромсать пластилин или глину;

·        бить боксерскую грушу, подушку;

·        кричать, используя «стаканчик для гнева» как глушитель;

·        пинать ногой жестянку, сражаться надувными мечами, дубинами,

водяным пистолетом.

      Первый шаг – суметь почувствовать свое состояние, снять напряжение, что позволит эффективно использовать другие приемы, направленные непосредственно на преодоление агрессивности. Один из традиционных способов разрядки агрессивной энергии – расходование её в виде социально приемлемой физической активности, такой, как спорт и физические нагрузки. Важно учитывать, что естественной для организма, особенно молодого, является потребность в движении, активность. Спорт, дискотека, утренняя пробежка становятся профилактикой агрессивности, которая может возникнуть как реакция на застой энергии, депривацию движений и повсеместное ограничение шумной, спонтанной активности подростков, направленной на регуляцию тонуса мышц, развитие новых ощущений от интенсивно растущего тела и эмоциональную разрядку.

      Иногда разумнее направить агрессию подростка не на спортивные занятия, а на коллективные творческие виды деятельности, такие, как театральные, танцевальные студи, тренинги, там они научатся управлять и контролировать эмоции, свободно и продуктивно общаться, а спорт, к сожалению, не является универсальным средством укрощения агрессивности, так как молодой организм быстро восстанавливается.

      Формирование самоконтроля – эффективный способ социализации агрессии. Самоконтроль начинается с релаксации, снятия мышечных зажимов, вызванных напряжением. Сдержанность и релаксация дополняют друг друга, взаимоусиливая эффект противодействия агрессии. Гнев, ярость, злость, — те эмоциональные состояния, которые напрямую проявляются в мышцах нашего тела. Простейший пример: глухо сжатая челюсть до боли в зубах как результат долго сдерживаемой злости.

      Есть много методов работы с телом, цель одних – просто улучшить телесное и душевное самочувствие без увеличения осознанности внутренней жизни, например: физическая терапия, аэробика, массаж. Другие методы направлены на установление гармонизации между внутренним и внешним миром.

     При проведении техник релаксации клиенту необходимо расслабиться, принять свободную, удобную позу. После, подумать о человеке, который вызывает самые негативные переживания, представить себе ситуацию, как можно ярче. Почувствовать где появилось напряжение, как ответило ваше тело только на мысль о негативных воспоминаниях. Затем сбросить напряжение и вновь подумать о проблеме, контролируя свое состояние, — возможно ситуация покажется уже не столь неприятной.

     Релаксационные техники позволяют снять напряжение и выдержать небольшую паузу между эмоциональным порывам. Такой способ позволит вернуть разуму способность контролировать чувства и действовать адекватно ситуации, тем более что в подростковом возрасте эмоции быстро меняются и подростки как правило отходчивы.

     Удобно сидя в кресле, подросток мысленно продвигается по всем частям тела, углубляя состояние расслабления, покоя и тепла. Он должен почувствовать как умиротворенность разливается по всему телу. На фоне релаксации прекрасно работает метод самовнушения. Работа по преодолению агрессивности должна строиться с опорой на формирование стратегий самоконтроля, которые не только приучают ребенка тормозить агрессивное поведение через использование когнитивной обработки информации, но и преподают альтернативные навыки, позволяющие тормозить агрессивные действия.      

     Очень полезным приемом тренировки самоконтроля у подростков может стать такая игра, как «Шипы». Суть её состоит в том, что подросток учится не реагировать или давать адекватный опор провокационным утверждениям со стороны окружающих. Несколько человек стараются «уколоть» подростка теми или иными вербальными шипами, провоцируя его все больше и больше. Подросток дожжен удержаться от агрессивной реакции постоянно напоминая себе: «они меня провоцируют». Упражнение целесообразно проводить в кругу нескольких членов семьи или с друзьями и обязательно меняться ролями, чтобы подросток не испытывал исключительно отрицательных эмоций, имел возможность наблюдать за образцами подобного поведения у других и осознавал, что значит провокация. По окончанию игры необходимо обсудить, то, что в реальной жизни подросток часто сталкивается с такими «шипами» которые используют окружающие. Справиться со всеми этими ситуациями может только подросток.

      Существенную работу в коррекции агрессивности  может оказать работа с гневом как изначальной эмоциональной оставляющей, запускающей агрессивное поведение. Такая работа должна включать в себя: повышение у подростков осознания внутренних аффективных и физиологических явлений, связанных с переживанием гнева; улучшение навыков саморегулирования и самоанализа; тренировку альтернативного решения социальных проблем, расширение репертуара поведенческих реакций в ситуации конфликта. Можно предложить подростку совместно составить шкалы гнева, где аффективные состояния будут дифференцироваться по степени интенсивности  и получат название в диапазоне от 0 до 10 (точка кипения). Можно предложить подростку воспользоваться бланком и ежедневно отмечать свое настроение, преобладающее эмоциональное состояние на шкале в диапазоне от расслабленного до крайне злобного. Это позволит контролировать уровень напряжения и негативных эмоций, как источника агрессии. Также важно обдумать причины злобного состояния и какие факторы способствовали снятию напряжения.

     Многие подростки попадают в проблемные ситуации,  так как у них не хватает базовых социальных умений. Они не знают, как выразить свои желания и распознать чужие, как ответить на провокации и как завязать отношения. Обучая подростка навыкам общения, которых ему так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессивности. Обучение строится по таким направлениям:

·        развитие потребности в общении, снижение чувствительности к фрустирующим ситуациям;

·        формирование способности неагрессивно реагировать на поддразнивания;

·        расширение спектра совместных действий.

     Развитие социальных умений обычно основывается на следующих примерах. Моделирование. Подросткам, не имеющих социальных навыков, демонстрируют разные модели поведения, приводящие к достижению намеченной цели без насилия. Ролевые игры. Этот прием позволяет представить себя в проблемной ситуации и использовать на практике те модели поведения, которым научился. Перенесение из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. С целью применения полученных навыков в конкретных ситуациях предлагают домашнее задание, формулируют универсальные правила поведения.

     Посещение тренингов общения приводит к весьма заметным сдвигам в поведении – снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявления [1].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.