Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарныйфакультет
Кафедрапсихологии труда и инженерной психологии
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА ПО КРЕАТИВНОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКЕ НА ТЕМУ:
«СПОСОБНОСТИ ИОДАРЕННОСТЬ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ»
Проверил:
_____________________
(оценка дата роспись)
Выполнил:
____________________
(дата сдачи роспись)
Красноярск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕСПОСОБНОСТЕЙ. ИХ РАЗВИТИЕ
2.ОДАРЕННОСТЬКАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
3.СПОСОБНОСТИИ ОДАРЕННОСТЬ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
способность одаренность педагогическийобучение
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в нашей стране уделялосьдостаточно мало внимания психологическому изучению детской одаренности и разработкепсихолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей. Всоответствии с господствовавшей идеологией считалось, что все дети равны и нетпричин выделять особо способных детей, так как у каждого ребенка могут бытьсформированы при соответствующем обучении необходимые качества. И только сдемократизацией общества данная проблема стала вызывать интерес и необходимостьпоиска ее решений.
Актуальность изучения проблемы одаренности, преждевсего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностьюсовременного общества в неординарной творческой личности. Неопределенностьсовременной окружающей среды требует не только высокую активность человека, нои его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучениеи воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задачсовершенствования системы образования.
В развитиеотечественной психологии по проблеме способностей и одаренности внесли большойвклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б.Богоявленской.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы способностей и одаренностив детские годы, а также раскрытие различных точек зрения и подходов к еерешению.
1.ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. ИХ РАЗВИТИЕ
Способностиопределяются как такие индивидуально – психологические особенности субъекта,которые выражают его готовность к овладению различными видами деятельности и ихуспешному выполнению, являясь при этом условием их успешного выполнения [7].
Б.М. Теплов выделилследующие три основных признака понятия «способность».
«Во-первых, подспособностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающиеодного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, гдеречь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых,способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишьтакие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельностиили многих деятельностей.
В-третьих, понятие«способность» не сводиться к тем знаниям, навыкам или умениям, которые ужевыработаны у данного человека» [8].
Согласно мнению Н.С. Лейтес, способности являютсяпродуктом истории, так как их всегда соотносят с тем, какие социально значимыевиды деятельности сложились в данный момент времени. Иначе говоря становлениетех или иных способностей происходит на основе того опыта, который был накопленпоколениями людей [3].
Способности,считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессеразвития. Способность, которая не развивается, которой на практике человекперестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постояннымупражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видамичеловеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество,математика, спорт мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующиеспособности.
Длямногих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и,если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которыхсоответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.
МаклаковА. Г. в развитии способностей выделил несколько этапов. Первый этап в развитиилюбой способности связан с созреванием необходимых для нее органическихструктур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Данныйэтап приходится на период от рождения до шести-семи лет и характеризуется совершенствованиемработы всех анализаторов, развитием и функциональной дифференциацией отдельныхучастков коры головного мозга. Это в свою очередь создает благоприятные условиядля начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенныйуровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развитияспециальных способностей.
Вэто же время начинается становление и развитие специальных способностей,которое продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.
Следуетотметить огромную роль для первоначального развития специальных способностейразличного рода детских игр. Именно игры дают первоначальный толчок к развитиюспособностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных,конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и другихтворческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них,как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Кромеэтого существенное влияние на развитие специальных способностей оказывает учебнаяи трудовая деятельность.
Наиболееспособствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляетребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового,получение нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Этостановится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимыхусилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Более того,творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровеньпритязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности отдостигнутых успехов [4].
Такимобразом, основой развития тех или иных способностей являются отношения междуличностью ребенка и окружающей его социальной средой. Выготский Л.С. отмечал,что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всехдинамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.Именно она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя покоторому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их изсоциальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, накотором социальное становиться индивидуальным» [2].
Есливыполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть напределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей,реализуя то, что автор называл зонойближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этойзоны, в гораздо метшей степени способствует развитию способностей. Если онаслишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей;если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно,также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Развитиеспособностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоватьсязадаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания.Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, товероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когдадети предоставлены сами себе.
Другуюгруппу условий развития способностей определяют особенности макросреды.Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растетчеловек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когдаобщество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта заботаобщества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, атакже в развитии системыпрофессиональной ориентации подрастающего поколения.
Влюбом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности долженстроиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С. Л.Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило развитияспособностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали:реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня,открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей болеевысокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новыхвозможностей, который открывает реализация наличных возможностей» [4].
Такимобразом, способности – это не просто индивидуальные особенности, это, преждевсего, основа развития гармоничной личности, стремящейся к совершенствованию.Не просто наличие способностей, а именно их развитие способствует становлениючеловека и как личности, и как и профессионала в определенном виде или видахдеятельности.
2.ОДАРЕННОСТЬКАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Определение«Одаренность» имеет множество трактовок. Среди которых можно отметитьследующие. Одаренность – это:
1) Качественносвоеобразное состояние способностей, обеспечивающее успешность выполнениядеятельности;
2) Общие способностиили общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека,уровень и своеобразие его деятельности;
3) Умственныйпотенциал или интеллектуальная, целостная индивидуальная характеристикапознавательных возможностей и способностей к учению;
4) Своеобразиеприродных предпосылок способностей;
5) Талантливость;наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [7].
Существованиеразличных подходов к пониманию одаренности, прежде всего, обусловленомногосторонностью данного феномена.
В настоящеевремя достаточно широкое распространение получила «Рабочая концепцияодаренности», изложение в которой понимания одаренности в значительной степенирасходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровнеразвития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренностьтрактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Приэтом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собойразвитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Такой подходделает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которойособое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку,предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несетс собой его одаренность [1].
В разработке«Рабочей концепции одаренности» приняли участие ученые, представителиРоссийского психологического общества, Института психологии РАН,Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторскогоколлектива вошли: к. п. н. Ю.Д. Бабаева, д. п. н., проф. Д.Б. Богоявленская, д.п. н, чл.-корр. РАН, проф. А.В. Брушлинский, д. п. н., проф. В.Н. Дружинин,д. п. н., проф. И.И. Ильясов, к. п. н., доц. И.В. Калиш, д. п. н., проф. Н.С. Лейтес,д. п. н., действ. член РАО, проф. A.M. Матюшкин, д. п. н. А.А. Мелик-Пашаев, д.п. н., чл.-корр. РАО, проф. В.И. Панов, к. п. н. Д.В. Ушаков, д. п. н., проф.М.А. Холодная, д. п. н., действ. член РАО, проф. В.Д. Шадриков, к. п. н. Н.Б. Шумакова,к. п. н. B.C. Юркевич.
Согласно«Концепции» одаренность— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, котороеопределяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другимилюдьми.
Одаренныйребенок рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимисядостижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том илиином виде деятельности [1].
Насегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественноесвоеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложноговзаимодействия наследственности, то есть природных задатков и социокультурнойсреды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Приэтом особое значение имеют собственная активность ребенка, а такжепсихологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формированияи реализации индивидуального дарования.
Так, например,Лейтес Н.С. отмечает: «Способности и одаренность формируются в ходе жизни,благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственнойактивности растущего человека. В ходе жизни, в деятельности у ребенкаразвиваются и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играеточень важную роль в развитии способностей» [3, с. 284].
Такимобразом, рассмотрение проблемы одаренности невозможно без рассмотрения психологическихмеханизмов данного феномена. 3. СПОСОБНОСТИ ИОДАРЕННОСТЬ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Детскийвозраст — это периодстановления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессовв психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграцииопределяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамикуразвития одаренности.
Одним изнаиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, являетсявопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точкизрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайнередко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можноразвить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятныхусловий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основноевнимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается врамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разныхвидах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядныерезультаты демонстрирует значительно меньшая часть детей [1].
Тот или инойребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектредеятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны наразных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия дляформирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том жевиде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарованияприменительно к разным ее аспектам.
Главная трудностьв понимании проявлений одаренности в детские годы – это, прежде всего,переплетение в ребенке возрастных и собственно индивидуальных свойств. Иначеговоря, необычайный умственный подъем может быть чем-то временным, связаннымтолько с определенным возрастным этапом. Поэтому главной задачей являетсяувидеть и различить в признаках одаренности у детей и подростков то, чтоотноситься к свойствам возраста, то есть является преходящим, и то болееустойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться и развиться.
Одаренностьчасто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельныйхарактер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может домас энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичнойактивности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольнойдеятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко невсегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так,ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение отпедагога.
Такимобразом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным иливнешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Внекоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря напотенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудностиразвития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтныйхарактер общения, многие другие факторы. При оказании такому ребенкупсихолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
В качествеодной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности можетбыть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (всилу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованиюребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в болееили менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог,психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знаниео его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чьюодаренность они пока не смогли увидеть.
Одаренность вдетском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психическогоразвития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако приэтом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие отодаренности взрослого человека):
1. Детскаяодаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастногоразвития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоениюязыков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; длястаршего подросткового возраста характерными являются различные формыпоэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный весвозрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимостьодаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренногоразвития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2. Под влияниемсмены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типасемейного воспитания и других факторов может происходить «угасание» признаковдетской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивостиодаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Крометого, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенкав одаренного взрослого.
3. Своеобразиединамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виденеравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду свысоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание вразвитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностейможет сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге поодним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — какотстающий в психическом развитии.
4. Проявлениядетской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степенисоциализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данногоребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокимсоциально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилияпо его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видахдеятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичныеусловия [1].
Следуетотметить условность оценки конкретного ребенка как одаренного. Самыезамечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателемего достижений в будущем. Ведь признаки одаренности, проявляемые в детскиегоды, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либопостепенно, либо весьма быстро исчезнуть. В первую очередь это необходимоучитывать при организации практической работы с одаренными детьми. И, преждевсего, вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие«признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Систематизациявидов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
Средикритериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельностии обеспечивающие ее сферы психики;
2. Степеньсформированности;
3. Форма проявлений;
4. Широта проявленийв различных видах деятельности;
5. Особенностивозрастного развития [1].
С учетомспецифики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формойидентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенкаявляется психолого-педагогический мониторинг.
Однако икомплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. Врезультате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числутаковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки всвоей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Именнопоэтому при выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальныйуровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
б) особенностиконкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации вразличных видах деятельности;
в) потенциальныевозможности ребенка к развитию [1].
Навешиватьярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасностиошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показываютпсихологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять наличностное развитие ребенка. Процедуры выявления одаренных детей должны бытьэкологически валидными с точки зрения специфики детской одаренности исвоеобразия признаков одаренного ребенка. Оценка ребенка как одаренного недолжна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать сзадачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологическойпомощи и поддержки.
Такимобразом, проблема изучения способностей и в частности одаренности достаточносложна и требует разностороннего подхода не только к определению данныхпонятий, но и к оценке признаков одаренности в детские годы. Ведь главнаясложность в понимании проявлений одаренности в годы детства — переплетение вребенке возрастных и собственно индивидуальных свойств. Кроме того изучениепроблемы одаренности влечет за собой появление, раскрытие множества другихпроблем, среди которых немаловажное значение имеет проблема прогнозированияпроявлений признаков одаренности. Теплов Б.М. писал о том, что высотаодаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а еенаправленность, своеобразие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересахи склонностях, в той или иной успешности выполнения разных видов деятельности,в сравнительной легкости усвоения разных предметов. Вопросы прогноза, когдаречь идет о детях — одни из самых трудных и самых ответственных [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способности– это не просто индивидуальные особенности, это, прежде всего, основа развитиягармоничной личности, стремящейся к совершенствованию. Не просто наличие способностей,а именно их развитие способствует становлению человека и как личности, и как, ипрофессионала в определенном виде или видах деятельности.
Рассмотрениепроблемы одаренности невозможно без рассмотрения психологических механизмовданного феномена. Ведь одаренность в детском возрасте можно рассматривать вкачестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапамжизненного пути личности.
Проблема изученияспособностей и в частности одаренности достаточно сложна и требует разностороннегоподхода не только к определению данных понятий, но и к оценке признаководаренности в детские годы. Ведь главная сложность в понимании проявленийодаренности в годы детства — переплетение в ребенке возрастных и собственноиндивидуальных свойств. Кроме того изучение проблемы одаренности влечет засобой появление, раскрытие множества других проблем, среди которых немаловажноезначение имеет проблема прогнозирования проявлений признаков одаренности.Вопросы прогноза, когда речь идет о детях — одни из самых трудных и самыхответственных.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. БогоявленскаяД.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: school.msk.ort.ru
2. Выготский,Л.С. Психология. [Текст]/ Л.С. Выготский. — М: Издательство «ЭКСМО – Пресс»,2000. — 1008 с.
3. Лейтес,Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология:хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред.В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2007. 624 с.
4. Маклаков,А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
5. Общаяпсихология [Текст]: курс лекций для первой ступени педагогическогообразования/Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.
6. Психологияодаренности детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева,, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Подобщ. ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 336 с.
7. Словарьпсихолога – практика [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. –Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
8. Ученыезаписки ГНИИ психологии [Электронный ресурс] / Теплов Б.М. Способностти иодаренность. – М.: Ученые записки ГНИИ психологии, т. 2, 1941. – Режим доступа:www.medobozrenie.ru.