Реферат по предмету "Охрана природы, Экология, Природопользование"


Нефть: экологическое загрязнение нефтью

Факультет Востоковедения
«НЕФТЬ: Экологическое загрязнение нефтью».
Реферат по экологии и охраны природы
студента 1курса  кафедры Арабистики
С.С.Хачатуряна
ЕРЕВАН 2006 г.
Оглавление.
Введение ………………………………………………………3
Глава 2. Загрязнение атмосферы, почвенного покрова. Нефтяное загрязнениеМирового океана …………………5
Глава 3. Способы ограждения от загрязнений окружающий среды связанных сдобычей, транспортировкой и переработкой нефти………………10
Заключение …………………………………………………12
Список использованной литературы……………………14
Введение.
Вначалечеловек не задумывался о том, что таит в себе интенсивная добыча нефти и газа.Главным было выкачать их как можно больше. Так и поступали. Но вот в начале40-х гг. текущего столетия появились первые настораживающие симптомы.
Экологическиезагрязнения нефтепродуктами, на мой взгляд, очень актуальная, и важная тема,которая с каждым днем напоминает о себе все больше и чаще. Я, как будущийвостоковед, особо заинтересован в этом, так-как говоря Восток, первое чтоприходит на ум – это нефть.
Начавэксплуатацию месторождений нефти и газа, человек, сам того не подозревая,“выпустил джина из бутылки“. Поначалу казалось, что нефть приносит людям тольковыгоду, но постепенно выяснилось, что использование ее имеет и оборотнуюсторону.
Чего жебольше приносит нефть, пользы или вреда?
Каковыпоследствия ее применения?
Неокажутся ли они роковыми для человечества?
Каждуюминуту в мире добываются тысячи тонн нефти, и при этом люди даже незадумываются о ближайшем будущем нашей планеты, ведь только за 20 век былоистощено большее количество нефтяных запасов нашей планеты. При этом ущерб,который был нанесен за этот сравнительно короткий отрезок времени, не сравнитсяни с одной катастрофой произошедшей за всю историю человечества. 
Этослучилось и на нефтяном месторождении Уилмингтон (Калифорния, США).Месторождение протягивается через юго-западные районы города Лос-Анджелеса ичерез залив Лонг-Бич, доходит до прибрежных кварталов одноименного курортногогорода. Площадь нефтегазоносности 54 км2. Месторождение было открытов 1936 г., а уже в 1938 г. стало центром нефтедобычи Калифорнии. К 1968 г. изнедр было выкачано почти 160 млн. т нефти и 24 млрд. м газа, всего же надеютсяполучить здесь более 400 млн. т нефти.
Расположениеместорождения в центре высокоиндустриальной и густонаселенной области южнойКалифорнии, а также близость его к крупным нефтеперерабатывающим заводамЛос-Анджелеса имело важное значение в развитии экономики всего штатаКалифорния. В связи с этим с начала эксплуатации месторождения до 1966 г. нанем постоянно поддерживался наивысший уровень добычи по сравнению с другиминефтяными месторождениями Северной Америки.
В1939 г. жители городов Лос-Анджелес и Лонг-Бич почувствовали довольно ощутимыесотрясения поверхности земли — началось проседание грунта над месторождением. Всороковых годах интенсивность этого процесса усилилась. Наметился районоседания в виде эллиптической чаши, дно которой приходилось как раз на сводантиклинальной складки, где уровень отбора не единицу площади был максимален. В60-х гг. амплитуда оседания достигла уже 8,7 м. Площади, приуроченные к краямчаши оседания,   испытывали   растяжение.  На   поверхности   появились горизонтальные смещения самплитудой до 23 см, направленные к центру района. Перемещение грунтасопровождалось землетрясениями. В период с 1949 г. по 1961 г. былозафиксировано пять довольно сильных землетрясений. Земля в буквальном смыслеслова уходила из-под ног. Разрушались пристани, трубопроводы, городские строения,шоссейные дороги, мосты и нефтяные скважины. На восстановительные работыпотрачено 150 млн. $. В 1951 г. скорость проседания достигла максимума — 81см/год. Возникла угроза затопления суши. Напуганные этими событиями, городскиевласти Лонг-Бича прекратили разработку месторождения до разрешения возникшейпроблемы.
К1954 г. было доказано, что наиболее эффективным средством борьбы с проседаниемявляется закачка в пласт воды. Это сулило также увеличение коэффициентанефтеотдачи. Первый этап работы по заводнению был начат в 1958 г., когда наюжном крыле структуры стали закачивать в продуктивный пласт без малого 60 тыс.м3воды в сутки. Через десять лет интенсивность закачки уже возросла до 122 тыс.м3сут. Проседание практически прекратилось. В настоящее время в центре чаши ононе превышает 5 см/год, а по некоторым районам зафиксирован даже подъемповерхности на 15 см. Месторождение вновь вступило в эксплуатацию, при этом накаждую тонну отобранной нефти нагнетают около 1600 л воды. Поддержаниепластового давления дает в настоящее время на старых участках Уилмингтона до 70% суточной добычи нефти. Всего на месторождении добывают 13700 т/сут нефти.
Впоследнее время появились сообщения о проседании дна Северного моря в пределахместорождения Экофиск после извлечения из его недр 172 млн.т нефти и 112 млрд.м3 газа. Оно сопровождается деформациями стволов скважин и самихморских платформ. Последствия трудно предсказать, но их катастрофическийхарактер очевиден.
Настарых месторождениях Азербайджана — Балаханы, Сабунчи, Романы (в пригородах г.Баку) происходит оседание поверхности, что ведет к горизонтальным подвижкам. Всвою очередь, это является причиной смятия и поломки обсадных трубэксплуатационных нефтяных скважин.
Помнению специалистов, существует прямая зависимость между усилением откачкинефти из недр и активизацией мелких землетрясений. Зафиксированы случаи обрывастволов скважин, смятие колонн. Во всех этих случаях одной из действенных мертакже является нагнетание в продуктивный пласт воды, компенсирующей отборнефти.
Глава 2. Загрязнениеатмосферы, почвенного покрова. Нефтяное загрязнение Мирового океана
Так как, внастоящее время, нефтепродукты являются одним из важнейших энергоносителей дляЧеловечества, и тенденция продлится, как минимум, на ближайшие 20 лет, проблемапопадание нефти в гидросферу Земли остается достаточно актуальной.
Гораздобольшую опасность таит в себе использование нефти и газа в качестве топлива.При сгорании этих продуктов в атмосферу выде­ляются в больших количествахуглекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д. От сжиганиявсех видов топлива, в том числе и каменного угля, за последние полвекасодержание диоксида углерода в атмосфере увеличилось почти на 288 млрд.т, аизрасходо­вано более 300 млрд.т кислорода. Таким образом, с момента первыхкостров первобытного человека атмосфера потеряла около 0,02 % кислорода, априобрела до 12 % углекислого газа. В настоящее время ежегодно человечествосжигает 7 млрд. т. топлива, на что потребляется более 10 млрд.т кислорода, априбавка диоксида углерода в атмосфере доходит до 14 млрд. т. В ближайшие жегоды эти цифры будут расти в связи с общим увеличением добычи горючих полезныхископаемых и их сжиганием. По мнению специалистов, к 2020 г. в атмосфереисчезнет около 12 000 млрд.т кислорода (0,77 %). Таким образом, через 100 летсостав атмосферы существенно изменится и, надо полагать, в худшую сторону.
Уменьшениеколичества кислорода и рост содержания углекислого газа, в свою очередь, будутвлиять на изменение климата. Молекулы диоксида углерода позволяюткоротковолновому солнечному излуче­нию проникать сквозь атмосферу Земли изадерживают инфракрасное излучение, испускаемое земной поверхностью. Возникаеттак назы­ваемый «парниковый эффект», и среднепланетная температураповы­шается. Предполагают, что потепление с 1880 г. по 1940 г. в значитель­нойстепени следует отнести за этот счет. Казалось бы, в дальнейшем потеплениедолжно прогрессивно нарастать.
Большаяроль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолетам, машинам, заводами фабрикам. Чтобы пересечь Атланти­ческий океан, современный реактивный лайнерпоглощает 35 т кисло­рода и оставляет инверсионные следы, увеличивающиеоблачность. Значительно загрязняют атмосферу и автомашины, которых уже сейчаснасчитывается более 700 млн. По подсчетам специалистов, машины„размножаются" в 7 раз быстрее людей. Как заявил в 1976 г. сенатор Э.Маски, в США каждый год от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, умирает15 тыс. человек. Американцев это не на шутку тревожит. Появляются различныепроекты создания двигате­лей, работающих на других видах топлива. Электромобилиуже не новость, во многих странах мира есть опытные образцы, но пока их широкоевнедрение в жизнь сдерживается из-за малой мощности аккумуляторов.
Немалыйвклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- и электростанции.Средней мощности электростанция, рабо­тающая на мазуте, выбрасывает ежесуточнов окружающую среду 500 т серы в виде сернистого ангидрита, который, соединяясьс водой, тотчас же дает сернистую кислоту. Французский журналист М. Рузеприводит такие данные. Тепловая электростанция компании „Электрисите деФранс" ежедневно выбрасывает в атмосферу из своих труб 33 т серногоангидрита, который-может превратиться в 50 т серной кислоты. Кис­лотный дождьохватывает территорию около этой станции в радиусе до 5 км. Такие дождиобладают большой химической активностью, они разъедают даже цемент, не говоряуже об известняке или мраморе.
Особеннострадают памятники старины. Бедственное положение складывается с афинскимАкрополем, который вот уже более 2500 лет выдерживает разрушительное влияниеземлетрясений, набегов ино­странных захватчиков, пожаров. Теперь же этомувсемирно известно­му памятнику старины угрожает серьезная опасность.Загрязнение атмосферы постепенно разрушает поверхность мрамора. Мельчайшиечастицы дыма, выбрасываемые в воздух промышленными предприя­тиями Афин, вместес каплями воды попадают на мрамор, а утром испарившись, оставляют на нембесчисленное множество еле заметных оспин. По утверждению греческого археологапрофессора Наринатоса, памятники древней Эллады больше пострадали за последние20 лет от загрязнения атмосферы, чем за 25 столетий, полных войн и нашествий.Чтобы сохранить для потомков эти бесценные творения древних зодчих, специалистынамерены покрыть наиболее пострадавшие части памятников специальнымзащитным  слоем из пластика.
Загрязнениеатмосферы различными вредными газами и твердыми частицами приводит к тому, чтовоздух крупных городов становится опасным для жизни людей. В некоторых городахСША, Японии, Германии регулировщики уличного движения дышат кислородом изспециаль­ных баллонов. Пешеходам эта возможность предоставляется за допол­нительнуюплату. В Токио и некоторых других городах Японии на улицах устанавливаютсякислородные баллоны для детей, чтобы они по дороге в школу могли глотнутьсвежего воздуха. Японские пред­приниматели открывают специальные бары, где людипоглощают не алкогольные напитки, а свежий воздух. Правда, в последние годыобстановка изменилась в лучшую сторону.
Особуюопасность для жизни людей представляют смертоносные туманы, опускающиеся накрупные города. Самая большая трагедия произошла в 1952 г. в Лондоне.Проснувшись утром 5 декабря, лондон­цы не увидели солнца. Необычайно плотныйсмог, смесь дыма и тума­на, держался над городом 3-4 дня. Этот смог, поофициальным данным, унес 4 тыс. жизней, ухудшив состояние здоровья еще многихтысяч людей. Такие туманы не раз душили людей и других городов Западной Европы,Америки и Японии. В бразильском городе Сан-Паулу уровень загрязнения воздуха в3 раза превышает максимально допустимые нормы, а в Рио-де-Жанейро — в 2 раза.Обычными заболеваниями здесь стали раздражение слизистой оболочки глаз,аллергические заболева­ния, переходящие в хронический бронхит и астму. Японскийгород Нагоя получил титул „японской столицы смога".
Общаяособенность всех нефтезагрязненных почв — изменение численности и ограничениевидового разнообразия педобионтов (почвенной мезо — и микрофауны и микрофлоры).Типы ответных реакций разных групп педобионтов на загрязнение неоднозначны:
*   Происходит массовая гибель почвенноймезофауны: через три дня после аварии большинство видов почвенных животныхполностью исчезает или составляет не более 1% контроля. Наиболее токсичными дляних оказываются легкие фракции нефти.

*   Изменяются фотосинтезирующие функции высшихрастений, в частности злаков. Эксперименты показали, что в условиях южной тайгипри высоких дозах загрязнения — более 20 л/м2 растения и через год не могутнормально развиваться на загрязненных почвах.
*  нефтепродуктами.В первый период, когда микрофлора подавлена большим количеством углеводородов,интенсивность дыхания снижается, с увеличением численности микроорганизмовинтенсивность дыхания возрастает.
Итак, процессы естественной регенерациибиогеоценозов на загрязненных территориях идут медленно, причем темпы становленияразличных ярусов экосистем различны. Сапрофитный комплекс животных формируетсязначительно медленнее, чем микрофлора и растительный покров. Пионерамизарастания нарушенных почв часто являются водоросли.
Безрассуднозагрязнет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан по темили иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн.т нефти. Аэрофотосъемкой соспутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтянойпленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и ихберега.
Загрязнение континентальных и океанических водуглеводоро­дами является в настоящее время одним из основных видов загряз­нениягидросферы современным цивилизованным обществом. Углеводородное загрязнениевозникает в результате многих фак­торов, связанных с добычей нефти, еетранспортировкой танкерами и использованием нефтепродуктов топлива и смазочныхматериалов. Тот факт, что существуют районы моря, где нефтеналивным судамразрешено сбрасывать воду после промывки танков, попирает все основы океано­графии.Эта проблема стоит особенно остро в зонах эстуариев, где, несмотря на обилиерыбы, ее невозможно употреблять в пищу из-за неприятного вкуса, который придаетей нефть. Кроме того, действие углеводородов нарушает экологическое равновесиезамкнутых морей.
Литр нефти лишает кислорода, столь необходимогорыбам, 40 тыс.л морской воды. Тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана.Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи снефтью весьма велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0,1-0,01мл/л икринки погибают за нес­колько суток. На 1 га морской поверхности можетпогибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ееполу­чить, достаточно вылить 1 л нефти.
Источников поступления нефти в моря и океаныдовольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных иочистных вод, принос загрязняющих компонентов реками. В настоящее время 7-8 тнефти из каждых 10 т, добываемых в море, доставляется к местам потребленияморским транспортом. 1967г. до 1989 г. погибло около 22танкера а 2.479.450 т. темной маслянистой жидкости вылилось в океан, образовавпятно протяженностью более чем 2500 км. Это мои расчеты, то есть расчетывостоковеда, и цифры взяты из разных источников в которых изложены толькокрупные случаи. Тогда представить даже трудно, каковы реальные цыфры иколичества таких катастроф в последствии которых в реки, моря и океаны выплескивалосвсе новые и новые порции нефти.
Так сколько же нефти ежегодно попадает в Мировой океаниз раз­личных источников в результате деятельности человека? Несмотря наненадежность существующих оценок, большинство авторов придержи­вается мнения,что количество этой нефти равно 5 млн. т. Однако некоторые эксперты оцениваютего в 10 млн. т. Поскольку 1 тонна нефти, растекаясь по поверхности океана,занимает площадь 12 км2, Мировой океан, вероятно, уже давно покрыт тонкойповерхностной пленкой углеводородов.
Кроме нефти, в моря и океаны выносится многодругих продуктов жизнедеятельности человека, загрязняющих эти водоемы. Ж.-И.Кустопишет: „Море стало сточной ямой, куда стекаются всезагрязняющие вещества, выносимые отрав­ленными реками; все загрязняющиевещества, которые ветер и дождь собирают в нашей отравленной атмосфере; все тезагрязняющие веще­ства, которые сбрасывают такие отравители, как танкеры.Поэтому не следует удивляться, если мало-помалу из этой сточной ямы уходитжизнь".
Детальные статистические данные, взятые из отчетаНациональ­ной Академии Наук в Вашингтоне, приведены ниже в Таблице №1.
Таблица № 1.
Распределениевклада в загрязнение мирового океана
нефтьюразличных источников.Источник загрязнения
Общее количество, млн. т/год
Доля, %
Транспортные перевозки
        в том числе
        обычные перевозки
        катастрофы
2,13
1,83
0,3
34,9
30,0
4,9
Вынос реками
1,9
31,1
Попадание из атмосферы
0,6
9,8
Природные источники
0,6
9,8
Промышленные отходы
0,3
4,9
Городские отходы
0,3
4,9
Отходы прибрежных нефтеочистительных заводов
0,2
3,3
Добыча нефти в открытом море
        в том числе
        обычные операции
        аварии
0,08
0,02
0,06
1,3
0,3
1,0
ИТОГО:
6,11
100
Создается впечатление, будто человек забывает отом, что вода — основа жизни. А-де-Сент-Экзюпери, понявший настоящуюцену воды после катастрофы самолета в Сахаре, писал: „Вода, утебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобойнаслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима дляжизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашимичувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Потвоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашегосердца".
Глава 3. Способы ограждения от загрязненийокружающий среды связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти
Постройкаочистных сооружений, ужесточенный контроль за транспортировкой и добычей нефти,двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего-лиш началосписка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретениядоступны и могут сыграть решающую роль мировой экологии. Но как говориться: “Человек — это крайность: либо любит, либо ненавидит”, новсе-таки хочется, чтобы в отношении к таким проблемам, мы относились принципиальнои серьезно.  
Природа „планировала" необходимость очисткиморей и океанов, ведь известно и естественное поступление нефти в эти водое­мы.Проникновение ее из-под земли зафиксировано, например, у бере­гов Калифорнии,Австралии, Канады, Мексики, Венесуэлы, в Персидс­ком заливе.
Одним из наиболее перспективных путей ограждениясреды от загрязнения является создание комплексной автоматизации процессовдобычи, транспорта и хранения нефти. В нашей стране такая система впервые быласоздана в 70-х гг. и применена в районах Западной Сибири. Потребовалось создатьновую унифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслахне умели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системетрубопроводов. С этой целью сооружались специальные нефтяные и газовыекоммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширныхтерриториях. Промыслы состояли из сотен объектов, причем в каждом нефтяномрайоне их строили по-своему, это не позволяло связать их единой системой телеуправления.Естественно, что при такой технологии добычи и транспорта много продуктатерялось за счет испарения и утечки. Специалистам удалось, используя энергиюнедр и глубинных насосов, обеспечить подачу нефти от скважины к центральнымнефтесборным пунктам без промежуточных технологических операций. Числопромысловых объектов сократилось в 12-15 раз.
По пути герметизации систем сбора, транспорта иподготовки нефти идут и другие крупные нефтедобывающие страны земного шара. ВСША, например, некоторые промыслы, расположенные в густонаселенных районах,искусно скрыты в домах. В прибрежной зоне курортного городах Лонг-Бич(Калифорния) построено четыре искусственных острова, где производитсяразработка морских площадей. С материком эти своеобразные промыслы связанысетью трубопроводов длиной свыше 40 км и электрокабелем протяженностью 16,5км.Площадь каждого острова 40 тыс. м2, здесь можно разместить до 200эксплуатационных скважин с комплектом необходимого оборудования. Всетехнологические объекты декорированы — они спрятаны в башни из цветногоматериала, вокруг которых размещены искусственные пальмы, скалы и водопады.Вечером и ночью вся эта бутафория под­свечивается цветными прожекторами, чтосоздает весьма красочное экзотическое зрелище,  поражающее  воображение многочисленных отдыхающих и туристов.
Шведские и английские специалисты для очисткиморских вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки,обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм.Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти посравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекаетсяпрессованием. Такие полоски бумаги, помещенные в большие нейлоновые„авоськи", предлагается исполь­зовать для сбора нефти в море на местекатастрофы танкеров.
Итак, можно сказать, что нефть — это друг, скоторым надо держать ухо во стро. Небрежное обращение с „черным золотом"может обернуться большой бедой. Вот еще один пример того, как излишняя любовь кнему привела к неприятным последствиям. Речь пойдет об уже упоминавшемся заводепо производству белково-витаминного концентрата (БВК) в г. Кириши. Каквыяснилось, производство этого продукта и его применение чревато серьезнымипоследствиями. Первые опыты были обнадеживающими. Однако в дальнейшемоказалось, что у животных при использовании БВК происходит глубокая патология вкрови и в некоторых органах, во втором поколении снижается плодовитость ииммунологическая реакция. Вредные соединения (паприн) через мясо животных попадаютк человеку и также оказывают на него неблагоприятное влияние. Производство БВКсопряжено с загрязнением окружающей среды. В частности в г. Кириши завод не былснабжен  необходимой  очистительной системой,  что привело к систематическому выбросу ватмосферу белковых веществ, вызывающих аллергию и астму. Учитывая это, рядзарубежных стран (Италия, Франция, Япония) приостановили у себя производствоБВК.
Все это говорит о том, что использование нефти инефтепродуктов должно быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефтьтребует к себе внимательного отношения. Это необходимо помнить не толькокаждому нефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии.
Заключение.
Частоможно услышать заверения тех, кто не сведущ в вопросах экологии, но всегданастроен оптимисти­чески: «Не беспокойтесь об этом, море может принять любые от­ходы».Море может оказаться в состоянии принять их, но сможет ли море справиться сними, это другой вопрос. Будем надеяться, что приведенное выше высказываниеникогда не попадет в кате­горию «последнего слова» при решении этой проблемы.
Загрязнениевлияет не только на окружающую нас среду, но и на наше здоровье. С такимибыстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно дляиспользования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелымиметаллами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушенияструктуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерночерез столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.
Внастоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасльявляется главной для мировой экономики.
Впогоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватываетпастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, — пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчасчеловек угрожает природе". Эти слова известногофранцузского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил ворганическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставитьприроду на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего нанем самом. Оправдываются слова французс­кого поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют заним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной длялучших своих обита­телей". Под „лучшими обитателями"американский ученый подразу­мевал людей.
Сплошьи рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, безопределенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потеринефтепродуктов при их транспортировке. До последнего времени считалосьдопустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при еехранении и перевозке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающуюсреду до 150 млн.т нефти, не считая различных катастроф с танкерами илинефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на природе.
Тягачеловека к природе растет. Ежегодно в мире около 700 млн. человек отдыхают налоне природы, а к 2010 г., как утверждают ученые, уже 1 млд. человек будутстремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей планеты. Однаконаша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово„любить" должно у нас отождествляться со словом „беречь".
Нашдом — планета Земля — это всего лишь маленький голубой кораблик, летящий всуровом и недоброжелательном космосе. Ю.А.Гагарин записал в своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, какпрекрасна наша планета- Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а неразрушать ее!". От каждого из нас зависит судьба живой инеживой природы.  Проблема  охраны окружающей  среды  должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональноеиспользование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношениек природе — единственно возможный путь спасения живой среды и самогочеловечества.

Список использованной литературы.
1.     Природа и человек. Ю.В. Новиков,1991г.
2.     Охрана окружающей среды. А.С.Степановских.
3.     Дорст Ш. До того как умрет природа.М.: Прогресс, 1968. 415с.
4.     Безуглая Э. Ю., Расторгуева Г. П.,Смирнова И. В. Чем дышим.
5.     Человек и океан. Громов Ф.Н ГоршковС.Г. С.-П., ВМФ, 1996 г. — 318 с
6.     Большая Советская энциклопедия — «Советская энциклопедия» 1987 г.
7.     Мировые афоризмы — 1999г.
8.     Шлыгин И.А. и др. Исследованиепроцессов при сбросе отходов в море. – Ленинград: Гидрометиоиздат. 1983 г. 
9.     Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашегообитания. В 4-х томах. Том 3. Энергетические проблемы человечества. – Москва:Мир, 1995 г.
10.  INTERNET :            
www.press.lukoil.ru(Журнал «Нефть России»)
www.skrin.ru(Новости Энергетики)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.