Введение
Для правильнойорганизации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимисянеобходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядныйматериал. Иллюстрационный материал является основным в школьном курсе дляизучения учебного материала. Выявление методических особенностей организацииработы с иллюстрационным материалом школьного учебника биологии и являетсяцелью данной курсовой работы.
Для выполненияпоставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Классификацияиллюстрационного материала.
2. Анализучебников разных учебно-методических линий по биологии 7 класса.
3. Анализиллюстрационного материала темы «Земноводные» в школьных учебниках 7 класса
Актуальность темызаключается в правильной организации работы учащихся с иллюстрационнымматериалом учебника для наилучшего понимания и усвоения учебного материала, чтои является основной задачей учителя. Для того чтобы выбрать наиболее подходящийучебник, необходимо рассмотреть все возможные варианты существующихучебно-методических линий, для наилучшего формирования знаний и понятий. Мырассмотрим только наиболее часто используемые современными школами учебныепособия:
1) ТрайтакД.И., Суматохин С.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват.учреждений. — М.: Мнемезина, 2004. — 272.: ил.
2) ЛатюшинВ. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб,заведений. — М.: Дрофа, 2000 — 304 с.: ил.
3) КонстантиновВ.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: Учебник для 7 кл.общеобразовательной школы/Под. Ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. — М.:Вентана-Графф, 2003 — 304 с.: ил.
4) СонинН.И. Биология. 6 кл. Живой организм: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 8-еизд., испр. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил.
Глава 1. Рольиллюстрационного материала на уроках биологии
В процессе познанияокружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувствчеловека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования уучащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятийпредметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или«каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторыхспециалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единицинформации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу временипропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000, т.е.около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения[Трайтак 2004].
Таким образом, отмечаянаибольшую пропускную способность информации органов зрения, принципнаглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опоруна зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал вниманиеи великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количествоорганов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, темпрочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют этоположение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментальнодоказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения ислуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией,которая поступает только через посредство зрения, или только через посредствослуха.
Применение наглядных итехнических средств обучения способствует не только эффективному усвоениюсоответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельностьобучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, сжизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание иаккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
1.1 Формы наглядных материалов в преподавании биологии
Необходимостьприменения наглядности в преподавании изучаемых в школе предметов в настоящеевремя признается всеми.
Наглядное преподаваниепровозглашалось многими педагогами с давних времен,
В XVIIв. Ян Амос Коменский писал в «Великой дидактике»: «Если мы намерены насадить вучилищах истинное и достоверное знание вещей, то мы вообще должны старатьсяобучать всему помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
Современные научныеданные психологии говорят о том, что успешность усвоения значительной частишкольных предметов предполагает у учащихся наличие достаточно живых и точныхпредставлений [Трайтак 2004].
Однако, несмотря навсеобщее признание наглядности в обучении, и в особенности естественным наукам,широкого и ясного понимания принципов наглядности в методической литературе недается.
Методистыдореволюционной школы понимали под «наглядностью» только демонстрацию таблиц ииллюстраций, считая отцом такой наглядности Я. А. Каменского [Верзилин 1974].
Они отделяли отнаглядности демонстрацию натуральных предметов, или «предметность», введеннуюПесталоцци. Методисты, сторонники «исследовательского метода», выдвигали вместонаглядности и предметности «моторность», «двигательную проработку знаний», т.е. работу учащихся с натуральными объектами [Трайтак 2004].
Такие выводы получилисьот неправильного, узкого понимания наглядности и ошибочного увлечения«исследовательскими методами».
В настоящее время,познав в недавнем прошлом на практике всю ложность и вред увлеченийединственными «совершеннейшими» методами, мы ни в какой мере не можем признатьправильным такое отношение к наглядности. Используя на уроках все многообразиеметодов, необходимо оценить принцип наглядности во всем его многообразии, давему более расширенное толкование.
На разных уроках взависимости от проходимого материала должны быть и работа учащихся с учебником,демонстрация опытов и таблиц, живой образный рассказ. Ни от одной формынаглядности не следует отказываться, все они, примененные на своем месте, нужнынашей школе [Якунчев 2008].
Таким образом,преподавание становится наглядным, когда учащимся предоставляется для рассмотрениякакой-либо предмет — живой, мертвый или его изображение, независимо от того,демонстрируется ли он издали или дается в руки учащимся.
Более того,целесообразно включить в понятие наглядности и образный рассказ учителя(конечно, условно).
Исходя из этихпредпосылок, можно представить применение наглядности в преподавании биологии, вследующих формах.
Натуральная(предметная) форма наглядности:
1. Работас предметом (живым, засушенным, законсервированным).
2. Рассматриваниедемонстрируемого предмета (живого, за
сушенного) .
Изобразительная форманаглядности (модель, таблица, рисунок, схема).
Словесная форманаглядности (чтение отрывков из художественныхописаний, документального материала, сообщение о своих опытах учащихся,образный рассказ учителя).
В преподаваниибиологии, в зависимости от материала в разных темах могут иметь место все этиформы наглядности, и умелое их применение будет способствовать лучшемувосприятию учащимися сообщаемых им знаний [Трайтак 2004].
1.Натуральная илипредметная форма наглядности на уроках биологии занимает первое место. Следуетдать учащимся конкретное представление о материальных явлениях жизни растений иживотных, об определенных видах, их органах.
К натуральным объектамотносятся: различные живые животные — наиболее ценные пособия; более доступныенеживые животные и их части в виде.влажных препаратов, скелетов, чучел (илитушек), коллекций засушенных животных. Неживые животные используются какдемонстрационный материал, так и в качестве раздаточного, выдаваемого на рукиучащимся; микропрепараты различных животных, изучаемые при помощи микроскопаили лупы [Пугал 2000].
Наибольшей наглядностимы можем достигнуть не в классе, а среди природы, знакомя учащихся с растениямив естественных условиях их жизни — на экскурсиях в лесу, ноле или на уроках нашкольном ботаническом участке [Трайтак 2004].
На экскурсиях, несмотряна изобилие наглядности, следует применять приемы, выделяющие нужный длянаблюдения объект, делать контрастные сравнения, давать задания учащимся дляизмерений и самостоятельных наблюдений и т. п.
2.Изобразительная форманаглядности на уроках биологии может применяться в различных случаях:
1) приневозможности показа натуральных объектов,
2) при инструктажек практическим занятиям,
3) для закреплениязваний путем сравнения, повторения,
4) при учетезнаний.
К этому виду относятся:макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранныесредства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия(плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинствонаглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Изобразительныенаглядные пособия, изготовленные для школ, как правило, являются подменяющимиживые объекты [Пугал 2000].
Таблица может бытьиспользована после выполнения учащимися самостоятельной работы для проверкиправильности выполнения работы, для повторения и закрепления знаний. Таблицавывешивается, и по ней опрашиваются учащиеся. При опросе не следует забыватьзакрывать надписи полосками бумаги [Верзилин 1974].
Таблицы, чтобы неотвлекать внимания учащихся, следует вывешивать не перед уроком, а в момент ихдемонстрации. Для этого хорошо иметь специальные вешалки, позволяющиеповорачивать таблицы к классу то одной, то другой стороной.
Особенное место должнызанять таблицы, способствующие уяснению сложных или отвлеченных понятий изакреплению знаний. Ряд схематических таблиц, несомненно, способствуетзакреплению знаний.
Воспоминание факторов иих роли в жизни живых организмов, пройденных в разных темах в течение всегогода, их обобщение значительно облегчится схематической таблицей.
Обычными рисункамиучителя на доске являются поясняющие схематические изображения.
В ряде случаев рисунокможет быть инструктивным — поясняющим.
В изобразительнойнаглядности можно различать известные степени. Красочный рисунок с указаниеммасштаба увеличения, рисунок одноцветный, схематический рисунок на доске[Верзилин 1974].
Кинофильм лучшедиапозитивов и одноцветных рисунков.
На уроках в зависимостиот материала могут найти свое место и бывают нужны все изобразительные формынаглядности. Но, применяя их, нужно стремиться к большей наглядности, приближаяизображаемое к большей натуральности [Трайтак 2004].
Инструктивные рисункимикроскопических препаратов с надписями и стрелками, лежащие рядом смикроскопом, помогают учащимся разбираться в рассматриваемом препарате.
Наборы открыток,фотографии, вырезки из журналов используются как раздаточный материал на урокахпри отсутствий таблиц.
3.Словесная форма наглядности.
В преподаваниибиологии, несомненно, первостепенное значение имеет непосредственное знакомствос натуральными объектами, но в то же время ограничивать изучение предметазнакомством только с фактическим материалом неправильно [Трайтак 2004].
Образный рассказ.Заинтересовывает, заставляет работать мысль, переживать, заряжает эмоциями,вызывает яркие представления. Однако большей частью эта сила слованедооценивается, к нему относятся небрежно и не всегда различают, когда онопроизводит нужное действие, когда нет [Якунчев 2008].
Слово тогда производитсвое действие, когда оно наглядно, образно.
В настоящее времяопределились такие приемы словесной наглядности:
1) образное объяснениеучителя, насыщенное конкретными.примерами; 2) чтение документального материала(из истории науки, биографии ученых, статей из газет и журналов); 3) чтение илипересказ отрывков из художественных произведений; 4) рассказ о своих опытах —учителя или учащихся; 5) образный сюжетный рассказ учителя [Пономарева 2003].
Методика применениясловесной наглядности на уроках не только ботаники, но и вообще естествознаниятребует детальной экспериментальной разработки и широкого обобщения опыта. Кразработке этого вопроса нужно подходить не изолированно, а во взаимосвязи сдругими видами наглядности (в настоящее время наглядность определяется какнаглядный метод) [Пономарева 2003].
Реализуется принципнаглядности посредством следующих правил обучения:
1. Нельзяигнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия,если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельныепособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой недают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому чтонеправильно используются.
2. Наглядныепособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процессобучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. Прииспользовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры.Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий поконкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должныбыть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоениематериала будет затруднено.
4. Демонстрироватьнаглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложенияучебного материала. До определенного момента желательно, чтобы всеприготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образомзакрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определеннойпоследовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядныепособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либосложных физико-математических формул, таблиц умножения, математическихпостоянных величин, которые необходимо запомнить и т.п. Такие наглядные пособиядолжны постоянно находиться перед глазами учащихся.
5. Сцелью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями.Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель ипоследовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественныхявлениях [Трайтак 2004].
Существуют разныеспособы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы иобобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся вобучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:
при помощи словаучитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируясоответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
— припомощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания осоответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственногонаблюдения за этим явлением.
1.2 Работа с книгой науроках биологии
иллюстрационныйматериал биология урок
Решению задач реформышколы — повышению качества знаний и умении учащихся, их воспитанию способствуетобучение учебным умениям и прежде всего умениям самостоятельно использоватьразличные источники знаний и оформлять результаты работы с ними. Болееэффективной организации процесса обучения на уроках, уменьшению затрат временипа приготовление домашних заданий, возможности после окончания школы постояннопроводить работу по самообразованию в значительной мере способствует овладениеумениями работать с учебником. В этом источнике знаний последовательноизлагается основное содержание предмета, включенные в программу основыбиологической науки, объем которых от класса к классу увеличивается, а степеньраскрытия усложняется [Трайтак 2004].
Овладение учащимисяумением работать с учебником — важное условие для успешного самостоятельноговыполнения заданий науроке и дома, самообразования. В процессе работы сучебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительныеоперации, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории спрактикой. Сформированные умения работать с учебником позволяет более экономноиспользовать учебное время как на уроке, так и при подготовке домашнего задания[Калинова 1989].
Для повышенияэффективности учебной деятельности учащихся с учебником школьники должныовладеть рядом умений. К их числу следует отнести умения ориентироваться вучебнике, работать с его текстом, иллюстрациями, самостоятельно оформлятьрезультаты работы. Эти умения формируются у учащихся еще в начальной школе.Однако уровень овладения ими недостаточно высок. Кроме того, школьники не могутсамостоятельно осуществлять перенос умений работать с учебником из начальнойшколы в среднюю, учитывать при этом специфику учебников биологии [Пономарева 2003].
Для овладения учащимисяосновными умениями работы с учебником необходимо систематически использоватьего на уроках, обучать приемам работы с ним. Так, для обучения умениямориентироваться в учебнике, необходимо научить школьников пользоватьсятитульным листом, предисловием, оглавлением, указателем терминов, приложением.Это означает, что учащиеся должны называть основные части учебной книги,объяснять роль каждой из них, определять с помощью оглавления содержание глав,находить ранее изученный и незнакомый учебный материал, сведения по тому илииному вопросу, использовать изложенные в предисловии указания о работе сучебником (шрифтовые выделения, сигналы-символы и другие знаки) [Трайтак 2004].
Овладение умениемработать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понятьего, пересказать, найти главные мысли, установить части текста и их озаглавить,составить план прочитанного, пересказать содержание по плану, подобратьматериал для ответа на вопрос, заполнить или составить таблицы и схемы, использоватьприобретенные знания для решения познавательных задач. Важно обучить учащихсяпоследовательности действий, входящих в состав каждого умения. Например, присоставлении плана школьники должны прочитать параграф или статью, разбить их начасти с учетом выделения главных мыслей, назвать каждую часть, записатьназвания [Пономарева 2003].
Для овладения умениемработать с рисунком, важно научить школьников рассматривать рисунок, выделять внем нужные объекты, распознавать его части, сравнивать отдельные объекты иделать выводы, давать описание процесса, изображенного па рисунке, составлятьпо нему рассказ и т. д.
Организациясистематической работы учащихся с учебником не означает, что надо ослабитьвнимание к использованию па уроке других источников знаний, особеннонатуральных объектов, наблюдение их, постановку опытов. Наблюдения зарастениями, животными и другими организмами, постановка опытов по-прежнемуостаются ведущими способами получения новых знаний учащимися па уроке,экскурсиях, при выполнении летних заданий [Пономарева 2003].
Важно использоватьучебник совместно с другими источниками знаний. Работа с ним подготавливаетшкольников к выполнению лабораторного занятия, к наблюдению за ходом ирезультатами опыта, к усвоению содержания телепередачи, кинофильма и другихэкранных пособий.
Овладение умениемработать с учебником имеет большое значение для выполнения учащимися домашнегозадания, где фактически он выступает в роли основного источника знаний [Трайтак2004].
Организация учебнойдеятельности школьников с учебником в большей степени определяетсяособенностями учебника. Важно учитывать, что учебники биологии VI—VIIIклассов имеют в основном описательный характер, в них мало теоретическихобобщений. Так, в них дается описание строения и функций клеток, тканей,органов, систем органов, организмов, процессов жизнедеятельности,характеристики отделов (типов), классов, семейств, видов, этапов и направленийэволюции, природных сообществ и др. В то же время от класса к классу возрастаетдоля объяснительного текста, все большее место занимает материал о сущностибиологических явлений, о закономерностях живой природы, раскрываются основныеположения теорий. В старших классах биологические теории используются дляобъяснения биологических явлений, для формулирования мировоззренческих выводово материальном единстве природы, единстве органического мира, о естественныхпричинах явлений живой природы [Калинова 1989].
Таким образом, вучебниках биологии раскрываются разнообразные научные факты, система биологическихпонятий, закономерностей, теорий, отражаются пути использования теоретическихобобщений в практике народного хозяйства.
Однако учебникибиологии сами по себе мало способствуют организации учебной деятельностишкольников. Как правило, изложение материала в каждом параграфе носитповествовательный характер, редко начинается с постановки проблемы, сформулирования задания для учащихся, вопросы и задания ставятся в концепараграфа. В учебной книге мало вопросов и заданий, ориентирующих школьников наобучение работе с текстом и внетекстовыми компонентами (оглавление,предисловие, приложение, иллюстрации). В связи с этим большое значениеприобретает составление специальных заданий для работы с текстом, рисунками,вопросами учебника на уроках. При составлении заданий, направленных паорганизацию учебной деятельности школьников на уроке, следует учитыватьпсихологические особенности учащихся, уровень их развития и общей подготовки,особенности раздела курса биологии. Важно помнить, что работа с учебником не должнабыть ведущей и занимать много времени [Конюшко 2004].
Система заданий поорганизации познавательной деятельности учащихся с учебником должнаспособствовать не только усвоению ими основного содержания, по и формированиюучебных умений. Овладение умениями, в свою очередь, будет оказыватьположительное влияние на усвоение школьниками знаний, позволит нормализовать ихучебную нагрузку.
1.3 Рольиллюстрационного материала в формировании биологических понятий
Значительное место вусвоении учащимися биологических знаний имеет организация их работы силлюстрациями учебника. Иллюстрации составляют органическую часть учебника, вних наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируютего. Учебники биологии содержат разнообразный иллюстративный материал.Большинство иллюстраций представляет собой схематическое изображение внешнего ивнутреннего строения растений, животных, грибов и т. д., процессовжизнедеятельности организмов, взаимосвязей строения и функций, взаимосвязей вприроде, приспособленности организмов к среде обитания, методов исследования идр. В учебниках имеются также фотографии биологических объектов, работа скоторыми способствует формированию реальных представлений о живой природе[Трайтак 2004].
Работа с рисункамиучебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательнуюдеятельность:
— распознавать органы,системы органов, виды, растений и животных, этапы процессов жизнедеятельности;
— использоватьподписи для анализа содержания рисунков;
— пользоватьсяусловными обозначениями, применяемыми па
рисунках;
— находитьсведения, необходимые для ответа на вопрос;
— сравниватьобъекты, изображенные па рисунках;
— составлятьрассказ по рисунку;
— использоватьиллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний;
составлять по рисункухарактеристику биологических объектов, процессов, выявлять связи междуорганизмами, между организмами и неживой природой, черты приспособленностиорганизмов к среде обитания и др. [Якунчев 2008].
1.4 Методическиеособенности организации работы с иллюстрационным материалом школьного учебникабиологии (животные)
На первых этапахизучения биологии целесообразно использовать задания на распознавание объектови процессов, так как это наиболее простой вид деятельности. Эту работу можносочетать с обучением умению пользоваться условными обозначениями. Следуетучитывать, что в учебниках биологии даны названия изображенных на рисункахобъектов. Поэтому надо тщательно продумывать задания к рисункам.
Работа с иллюстрациямиповысит эффективность демонстрации натуральных объектов и выполнения заданийпрактического характера [Трайтак 2004].
Подобная работавыполняется учебником зоологии. Так, учащимся предлагается найти изображениемедузы и обнаружить у нее тело и щупальца; распознать плоских и круглых червей,найти у плоских головку и членики; найти основные части тела слизня ивиноградной улитки и др.
Для получениянаибольшей информации при работе с иллюстрациями важно научить учащихсяпользоваться подписями к ним, условными обозначениями. Следует учитывать, что вновых изданиях учебников часть описательной информации переносится из текста врисунки и подписи к ним. Поэтому в настоящее время нельзя не обращать вниманияна рисунки, необходимо их широко использовать в учебном процессе. В этой связиобучение школьников умению работать с рисунками, условными обозначениями,подписями становится особенно актуальным [Якунчев 2008].
Работа с рисунками иподписями к ним не представляет для школьников большой сложности и используетсядля того, чтобы составить представление о строении объекта, взаимосвязи егочастей, их расположении, выявить главные признаки [Якунчев 2008].
Обучение умениюпользоваться условными обозначениями позволяет быстро ориентироваться врисунке, перейти от рассмотрения общего плана к крупному, выявить деталистроения какой-либо части тела. Так, в учебнике зоологии для этих целей частоиспользуется стрелка. При рассматривании, например, рисунка с изображениемвольвокса учитель разъясняет назначение стрелки. При работе с рисунком, накотором показаны стрекательные клетки гидры, учитель дает задание: рассмотритеи объясните, из какой части тела гидры взяты две увеличенные клетки,расположенные в правой части рисунка [Трайтак 2004].
В процессе обученияважно научить школьников распознавать органы и системы органов животных поцвету. Учитель должен на первых уроках разъяснить, что пищеварительная системана схемах учебника всегда обозначается зеленым цветом, дыхательная— синим,выделительная — черным, нервная — желтым, кровеносная — красным, половая —коричневым.
В дальнейшем учительиспользует задания такого типа: какие системы органов аскариды изображены нарисунке; последовательно перечислите органы пищеварительной системы аскариды(обозначена зеленым цветом); назовите все органы пищеварительной системы голубяи пищеварительные железы, изображенные на соответствующем рисунке; назовитеорганы, образующие дыхательную систему у птиц, и т. п.
Усложнениюпознавательной деятельности школьников с рисунками способствуют задания нанахождение ответов па вопросы, составление рассказа, использование иллюстрацийв качестве самостоятельного источника знаний. Целесообразно вначалеиспользовать рисунки для ответа на вопрос или составления рассказа о строенииклетки, тканей, органов, организма. При этом учителю необходимо заранеепроанализировать рисунки, отобрать наиболее четко выполненные, с яснымиподписями, которые можно использовать для самостоятельного выполнения учащимисяопределенного задания [Конюшко 2004].
Наибольшую обучающуюроль играет рисунок в учебнике зоологии, так как при изучении животных невсегда имеется возможность обеспечить наглядность на уроках. Задания могут бытьпримерно такими: рассмотрите рисунок и расскажите о строении зеленой эвглены.Аналогичные задания могут быть даны для работы с другими рисунками [Резенштейн1977].
В учебниках биологиимного рисунков, на которых отображены различные биологические процессы:питание, дыхание, передвижение, размножение, развитие, рост организмов.Практика показывает, что учащиеся хуже усваивают знания о процессахжизнедеятельности, чем о строении организмов. Поэтому организация работы срисунками на уроках облегчит усвоение школьниками знания о жизнедеятельностиорганизмов. Вот почему целесообразно систематически включать учащихся в работус рисунками, отображающими биологические процессы [Суматохин 2005].
Однако работа срисунками, на которых отображены процессы жизнедеятельности, часто вызывает ушкольников затруднения и не может быть выполнена самостоятельно. В этом случаеучитель организует фронтальную работу учащихся или оказывает им индивидуальнуюпомощь. Например, учащиеся VI—VIIклассов рассматривают рисунок, устанавливают последовательность этапов деленияамебы с помощью стрелок. Учитель предлагает рассмотреть рисунки слева и описатьпроисходящее, указать изменения. Учитель помогает делать выводы.
Важно иметь в виду, чтопри работе с рисунками не следует углубляться в детали, а сосредоточитьвнимание на сущности процессов.
В учебнике зоологиирисунки с изображением движения гидры, дождевого червя, питание одноклеточных,размножения и др. могут использоваться для самостоятельной работы. Однакорисунки с изображением схем развития животных на первых этапах сложны длясамостоятельной работы, поэтому, вначале деятельность учащихся с нимиорганизуется фронтально. В дальнейшем школьники самостоятельно выполняютзадания с рисунками, на которых изображены этапы развития животных [Комиссаров1991].
Несколько упрощенношкольники по рисунку дают описание опыта.
Иногда на рисункеизображается несколько вариантов опыта. Работа с рисунками в этом случаеорганизуется с учетом демонстрируемого варианта опыта.
Следует отметить, что вучебниках биологии немного рисунков с изображением опытов. Задания к работе, сэтими рисунками аналогичны вышеизложенным, выполнение их требует большей илименьшей помощи со стороны учителя [Трайтак 2004].
Целесообразноиспользовать рисунки также для формирования интеллектуальных умений учащихся.Следует проводить работу с учащимися по сравнению изображенных на рисункахобъектов, проведению анализа (выявление основных признаков, установлениесоподчиненности между частями объекта), установлению взаимосвязи строения ифункций, организмов со средой обитания, взаимосвязей в биогеоценозе и др.
Работа с рисункамипомогает проведению анализа и установлению соподчиненности между органамиорганизма, установлению взаимосвязи строения и функций, связи растений сосредой обитания и т. д.
На первых этапахиспользования рисунков для сравнения объектов, установления взаимосвязей,связей со средой обитания необходимо больше внимания уделять работе учащихся,помогать им выделить признаки для сравнения, сделать выводы, определить построению функцию и др.
Степеньсамостоятельности учащихся постепенно возрастает. Однако следует учитыватьособенности изобразительной наглядности в каждом учебнике [Резенштейн 1977].
В учебнике зоологиичаще всего сравниваемые объекты изображены на разных рисунках и даже на разныхстраницах. Поэтому необходимо заранее подобрать рисунки для работы учащихся исформулировать задание.
Возможности дляустановления взаимосвязи строения и функций имеются и при работе с рисункамилюбого учебника биологии. При этом целесообразно школьникам дать задания, типа:какое значение имеют особенности строения (клетки, ткани, органа, системыорганов) для выполнения той или иной функции? Определите по строениюбиологического объекта выполняемую им функцию. При работе с подобными рисункамиучитель оказывает школьникам необходимую помощь [Суматохин 2005].
В учебниках малорисунков на установление связи между организмами и средой обитания. Не со всемииз них можно организовать самостоятельную работу учащихся, так как в них нехватает информации. Поэтому при организации работы с рисунками экологическогосодержания учитель должен оказывать существенную помощь. При изучении животныхучащиеся получают задание: рассмотрите рисунок биогеоценоза луга, установитесвязи между растениями и животными, между животными, которые существуют вприродном сообществе луга. Сначала школьники называют изображенные на рисункеобъекты, затем устанавливают связи между животными и растениями (между клевероми шмелем, гусеницей и листьями злаков), далее находят связи между животными(жаворонком и насекомыми), между объектами живой природы и отмершими растениями(дождевой червь и опавшие листья) и подводятся к выводу о том, что в природномсообществе все виды тесно связаны между собой и с неживой природой [Комиссаров1991].
При изучении темы«Внутреннее строение лягушки» для более эффективного усвоения особенностейстроения скелета этого животного целесообразно на уроке при проверке знанийпредложить выполнить работу «Строение скелета лягушки».
Задание. Прочтитетекст в учебнике «Скелет лягушки» и заполните схему.
/>
Строение скелеталягушки
По окончании выполнениязадания проводится беседа. На основании обсуждения результатов работы учащиесяделают вывод, в котором отмечают значение пищеварительной системы вжизнедеятельности организма [Комиссаров 1991].
Данная работа носитрепродуктивный характер, ее выполнение содействует усвоению учащимися отделов,составляющих основу строения скелета наземных позвоночных.
Глава 2 Анализучебников разных учебно-методических линий
Для того, чтобыопределить, насколько современные учебники снабжены необходимым иллюстрационнымматериалом, необходимо проанализировать их. Проведем анализ основныхиспользуемых в современных школах учебников по биологии за 7 класс (животные).На примере темы «Класс земноводные» проведем подробный анализ иллюстраций.
2.1 Учебно-методическаялиния Д.И. Трайтака
Трайтак Д.И., СуматохинС.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. — М.:Мнемезина, 2004. — 272.: ил.
На мой взгляд, это одиниз лучших школьных учебников по зоологии, существующих в настоящее время.
В учебнике представленастатья для учащихся «Школьнику об учебнике», где даются рекомендации поправильному его использованию.
Система изученияматериала в учебнике дается в правильной логической последовательности, с постепеннымусложнением от простого к сложному. Во введении рассматриваются предмет иобъект зоологии, а также значение и разнообразие животного мира. В первой главеизлагается материал о строении и разнообразии одноклеточных животных. Большаявторая глава посвящена изучению многоклеточных животных. Рассматривается ихобщая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности отдельных группи представителей.
Материал излагаетсядоступным языком. Новые понятия выделены курсивом. Прослеживаются межпредметныесвязи. Осуществляется связь с ранее изученным материалом. Текст параграфов неперегружен научными понятиями и терминами. В каждом параграфе имеется рубрика«Для любознательных», где рассказывается о необычных, интересных явлениях илиобъектах природы.
В конце каждогопараграфа имеются вопросы и задания для закрепления. С их помощью учащиесямогут проверить, насколько хорошо они усвоили материал.
Осуществляется связь спрактикой. Данный учебник предусматривает проведение 35-ти лабораторных работ,текст которых приводится либо в конце параграфа, либо по ходу изложения темы.Обязательными для выполнения являются 27 работ, а еще 8 — это работы «длялюбознательных», выполнение которых не является обязательным для всех учащихся.Для проведения большинства предлагаемых лабораторных работ необходима оченьхорошая материальная база. В связи с этим лишь небольшая их часть может бытьосуществлена на практике. В этом я вижу основной недостаток рассматриваемогоучебника.
Одним из главныхдостоинств учебника Трайтака Д.И. и Суматохина С.В. являются очень красочныеиллюстрации, схемы, таблицы, которые способствуют приобретению значительногообъема знаний, развитию логического и абстрактного мышления.
В первом параграфеданной темы (§40) «Общая характеристика и внешнее строение земноводных»представлены три довольно крупных рисунка: многообразие земноводных;покровительственная окраска у земноводных; движение лягушки. Подписи к рисункамнаходятся непосредственно на самом рисунке, что, на мой взгляд, являетсянаиболее приемлемым для усвоения материала учащимися, вследствие отсутствиянеобходимости поиска обозначений под рисунком. На данных рисунках можнопознакомится с представителями класса земноводные и с их особенностями. А также с особенностями передвижения, причем как на суше, так и в воде.
В следующем параграфе«Особенности внутреннего строения земноводных» представлен рисунок «Внутреннеестроение лягушки» (Рис. 1), на котором изображены как отдельно системы органов,так и в совместном расположении. Кроме того отдельным рисунком вынесеныстроение головного мозга и строение сердца лягушки.
/> />
Рис.1
В параграфе«Размножение, развитие и происхождение земноводных» показан цикл развитиялягушки, достаточно подробный и понятный.
В заключительномпараграфе темы «Класс Земноводные» «Многообразие земноводных. Их значение вприроде и для человека» имеется иллюстрация, на которой отражены отрядыземноводных и их основные представители.
Таким образом, иллюстрационныйматериал представлен достаточно хорошо и обширно, а так же позволяет проводитьсравнительную характеристику по рисункам, что очень важно в формированиибиологических понятий у учащихся.
В конце книгирасполагаются содержание и предметный указатель.
2.2 Учебно-методическаялиния В.В. Латюшина
Латюшин В. В., ШапкинВ. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. — М.: Дрофа, 2000 — 304 с.: ил.
В начале учебникаимеется передовая статья «Как работать с учебником», откуда учащиеся могутузнать, как правильно работать с книгой.
Основной отличительнойчертой данного учебника, а также, на мой взгляд, его основным недостатком,является оригинальное структурирование тем. Во введении рассматривается историяразвития зоологии и современное состояние науки. Из первой главы школьникимогут узнать о многообразии животного мира. Здесь рассказывается о различныхпредставителях простейших и многоклеточных животных. Вторая глава посвященастроению, индивидуальному развитию и эволюции всех групп животных.
Каждая глава начинаетсяс информации о том, что школьники узнают из этой темы, чему научатся. В началепараграфа имеются вопросы, которые служат для концентрации внимания приизучении нового материала. А в конце — вопросы для проверки знаний.
Термины и названияуказаны курсивом. В конце параграфа они повторены и выделены особым шрифтом.Материал параграфов изложен доступным языком. Текст не перегружен понятиями инаучными терминами. Осуществляется связь с ранее изученным материалом. Текстпараграфов подкрепляется красочными иллюстрациями.
«Класс земноводные» невыделяется отдельной темой и представлен одним параграфом «Класс Земноводные,или амфибии». Параграф подкреплен рисунками, дающими понятие о земноводных, ихобщую характеристику. Пять рисунков из семи дают понятие о многообразииамфибий, отрядах и видах. Важным является рисунок «Язык лягушки в момент ловлинасекомого» (рис.2). Это необходимо для связи функций органов с деятельностьюживотного. Иллюстрация «Личинки земноводных», на мой взгляд, представленаудачно: есть возможность сравнить личинок представителей разных отрядов.
/>
Рис.2
Остальная информация ииллюстрации по данной теме разбросаны по разным параграфам:«Опорно-двигательная система», «Органы дыхания и газообмен», «Кровеноснаясистема. Кровь», «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт», «Развитие животных спревращением и без превращения». С одной стороны, это не очень хорошо дляразвития у детей целостного понимания о классе земноводные, но с другойстороны, ученикам предоставляется возможность сравнения различных системорганов у представителей разных классов.
Прослеживается связь спрактикой. Анализируемый учебник предполагает проведение 14 лабораторных работ,методика проведения которых приводится в конце параграфов.
В конце учебникарасполагаются оглавление и предметный указатель.
2.3 Учебно-методическаялиния В.М. Константинова
Константинов В.М.,Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: Учебник для 7 кл.общеобразовательной школы/Под. Ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. — М.:Вентана-Графф, 2003 — 304 с.: ил.
Я считаю этот учебникдостаточно хорошим для изучения зоологии.
Учебник начинается состатьи «Как пользоваться учебником», где даются рекомендации по правильному егоиспользованию.
Система изученияматериала в учебнике дается в правильной логической последовательности, спостепенным усложнением от простого к сложному. Во введении рассматриваютсяпредмет и объект зоологии, а также значение, разнообразие животного мира. Крометого, приводятся сходства и различия животных и растений. В первой главеизлагается материал о строении тела животных, где отображено усложнениестроения организма на разных биологических уровнях. В целом учебник разделен наглавы в связи с основными типами и классами животных.
Материал излагаетсядоступным языком. Новые понятия выделены жирным шрифтом. Прослеживаютсямежпредметные связи. Осуществляется связь с ранее изученным материалом. Текстпараграфов не перегружен научными понятиями и терминами.
В конце каждогопараграфа имеются вопросы и задания для закрепления. С их помощью учащиесямогут проверить, насколько хорошо они усвоили материал. После каждой главы –итоговая проверка знаний.
Осуществляется связь спрактикой. Данный учебник предусматривает проведение 10-ти лабораторных работ,текст которых приводится в конце параграфа
В этом учебнике, так жекак в учебнике Трайтака Д.И. и Суматохина С.В. присутствуют очень красочныеиллюстрации, схемы, таблицы.
Глава 8 выделяетотдельную тему «Класс Земноводные, или амфибии» и включает в себя четырепараграфа. Иллюстративная база этой темы, на мой взгляд, хорошая. В главепредставлены 11 рисунков, довольно красочных, крупных и доступных дляпонимания. Хорошо представлены иллюстрации по внешнему и внутреннему строениюземноводных, по развитию амфибий и их происхождению (рис.3). Они имеютразличную цветовую окраску по системам, сходным и различным объектам так, чтодети могут провести аналогию в развитии. Рис.3.
К сожалению, впараграфе «Многообразие земноводных» проиллюстрирован один отряд – ОтрядБесхвостые земноводные.
В конце учебникарасполагается содержание.
/>
2.4 Учебно-методическаялиния Н.И. Сонина
Сонин Н.И. Биология. 6кл. Живой организм: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 8-е изд., испр. – М.:Дрофа, 2002. – 176 с.: ил.
Учебник состоит из трехглав. Содержание дано в конце книги, что считается неудобным для нахожденияматериала учащимися.
Учебник насыщенразличного рода практическими работами, интересными фактами. В конце каждогопараграфа даны основные понятия, наряду с вопросами контроля.
Следует заметить, чтоматериальная учебная база очень богатая. Иллюстрации крупные, красочные и восновном сравнительного характера. Я считаю, что данный учебник интересен дляучеников именно этим. Однако учебный материал дается в такой системе, котораяне может дать необходимой систематизации знаний.
На мой взгляд, это неочень удачный учебник для изучения биологии, особенно животных. Материалразрознен, отдельные классы животных не выделены. Материал дается в сравнении срастительными организмами, так же он связан с общей биологией и биологиейчеловека. Я считаю, что материал учебника в такой системе не является хорошодоступным для понимания его учениками 6 класса.
Иллюстрации по теме«Класс Земноводные» даны в разных параграфах. В §7 «Органы и системы органовживотных» даются такие рисунки, как Скелет тритона и Легкие лягушки. Так жездесь дан материал по внешнему и внутреннему строению лягушки. Следующийрисунок по теме «Класс Земноводные» в §13 «Выделение». Здесь показаны почкиамфибий. Развитие земноводных отображено в § 22 «Рост и развитие животных»
Рисунки в большинствеслучаев не сопровождаются должным описанием и обозначением.
Проанализировавучебники по биологии для 7 классов, я сделала вывод, что учебник Д. И. Трайтакаимеет ряд преимуществ. В частности, на мой взгляд, автор выбрал правильную системуизложения материала: постепенное усложнение сведений от простых к сложным, каки в учебнике В.М. Константинова. Эти учебные пособия очень хорошоиллюстрированы. Схемы, таблицы и рисунки, расположенные в нем, не толькодополняют материал, но и облегчают его усвоение, делая его более понятным дляучащихся. В отличии от данных учебников, в учебном пособии В. В. ЛатюшинаМатериал структурирован таким образом, что изучаемые темы разобщены во времени.А это значительно усложняет процесс понимания и усвоения.
Заключение
Учебник занимает особоеместо в системе средств обучения, поскольку является одним из основныхисточников знаний учащихся. С помощью учебника осуществляется закреплениематериала урока, структурирование первичных знаний. В учебнике находят выражениетакие логические структуры как сравнения, различия, описания, определения,доказательства, факты и т.д. Таким образом, учебник — это универсальноесредство обучения.
Наиболее полнаяреализация функций учебника возможна лишь в том случае, если учащиесядостаточно хорошо владеют навыками работы с ним. Существуют различные приемыработы с учебником, которые необходимо применять систематически.
В настоящее времяприменяются различные учебники по биологии. Каждый из них имеет своидостоинства и недостатки. Некоторые учебники в ближайшее время перестанутприменять в связи с тем, что недостатков в них значительно больше, чемдостоинств (например, линия учебников Сонина).
Очень важной являетсяработа с иллюстрациями учебника. Именно рисунки дают возможность лучше усвоитьучебный материал, помогают в работе по формированию понятий, особенно присравнении учащимися различного материала. Например, при формировании понятий«пищеварение, пищеварительная система» можно предложить учащимся сравнить ипроанализировать иллюстрации с изображением пищеварительной системы разныхклассов животных, таким образом, понятие наиболее хорошо усваивается. Крометого, это дает возможность связать материал с другими темами (например,эволюция пищеварительной системы), а так же дети учатся самостоятельноанализировать, сопоставлять и делать выводы, а как известно, такие знания,полученные ребенком самостоятельно, являются наиболее прочными.
Литература
1) БолотовВ.А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательнойпрограмме// Педагогика. 2003. № 3.
2) Бруновт Е. П. идр. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителей. — М.:Просвещение, 1994. — 205с.
3) В. Ф. Ш а л а ев. Связь теории с практикой в школьном курсе зоологии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959
4) ВерзилинН.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение,1984.-384 с.
5) ВерзилинН.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: «Педагогика», 1974.
6) ЗанковЛ.В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» .-М.: Учпедгиз, 1960.
7) КалиноваГ.С., Мягкова А.Н. методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -224с.: ил.
8) КонстантиновВ.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: Учебник для 7 кл.общеобразовательной школы/Под. Ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. — М.:Вентана-Графф, 2003 — 304 с.: ил.
9) КонюшкоВ.С., Павлюченко С.Е., Чубаров С.В. Методика обучения биологии: Учеб. пособие –Мн.: Книжный Дом, 2004.
10) КомиссаровБ.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. — М.:Просвещение, 1991. -160 с.
11) ЛатюшинВ. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб,заведений. — М.: Дрофа, 2000 — 304 с.: ил.
12) Методикаобучения зоологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972. 336 с. с ил.
13) Методикапреподавания биологии: учебник для студ. высш. учеб, заведений / [М.А.Якунчев,О.Н.Волкова, О. Н.Аксенова и др.]; под ред. М. А.Якунчева. — М.; Издательскийцентр «Академия», 2008. — 320 с.
14) ПакуловаВ. М. Особенности современного урока биологии. // Биология в школе. — 2005. — №8. — 6. 22 – 26
15) ПономареваИ.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб.пособие для студ. пед. вузов / под ред. И.Н. Пономарвоей. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2003.
16) Программыдля общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. -М.: Дрофа,1999. -224 с.
17) ПугалН.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Владос, 2000.
18) РезенштейнА. М. Самостоятельные работы учащихся по биологии — М.: Просвещение, 1977. — 175 с.
19) СонинН.И. Биология. 6 кл. Живой организм: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 8-еизд., испр. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил.
20) СуматохинС.В.Учебник биологии в российской школе. – М.: МГОУ, 2005.
21) ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. -398 с.
22) ТрайтакД. И. проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членовМеждународ, академии наук педагогического образования. — М.: Мнемозина, 2002. — 304 с.
23) ТрайтакД.И., Суматохин С.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват.учреждений. -М.: Мнемезина, 2004. — 272.: ил.