Реферат по предмету "Педагогика"


Тенденции современной массовой литературы

Внеклассноемероприятие по русской литературе «В мире современной литературы»
Тема: «Тенденции современной массовойлитературы»
Оформление: анкеты «В мире моего чтения», книги«Гарри Поттер и Орден Феникса», «Властелин колец», сборник молодежноготворчества «На ветру времен», несколько комиксов «Звездные войны», книга «Людив черном», диаграммы.
Цели:
1.   Дать ученикам понятие о такихтенденциях в современной массовой литературе, как фанфикшн, написание книг пофильмам, использование в произведениях ненормативной лексики, поговорить озамене книг комиксами.
2.   Выяснить предпочтения учеников вчтении, их отношение к массовой литературе и тем тенденциям, которые в нейперечислены. Выяснить вместе с учениками, каков должен быть образ хорошейкниги, научить умению дискутировать и рассуждать.
3.   Воспитывать чувство прекрасного,ощущение того, что книга должна нести в себе нравственное наполнение, любовь кчтению.
Постановка целей урока:
Учитель: Сегодня мы поговорим о некоторыхинтересных процессах, которые в последнее время особенной ясно выявились вмассовой литературе России и Беларуси. Сначала мы подведем итоги проведенногоанкетирования, затем послушаем небольшое сообщение – вам расскажут о такоминтересном явлении, как фанфикшн – и под конец устроим небольшое обсуждение,постараемся выяснить, какой должна быть и какой быть не должна книга,рассчитанная на массового читателя.
Блок 1. Подведениеитогов анкетирования (10 мин)
Учитель: две недели назадвам были розданы анкеты «Мир моего чтения». Сейчас вы можете увидеть ихрезультаты на этих диаграммах.
1. Считаете ли вы себячитающим человеком?
 
/>
2. Сколько примернокниг вы прочитываете за месяц не по школьной программе?
 
/>
3. Назовите вашлюбимый жанр.
 
/>
4.   Напишите название последней книги,которую вы прочитали.
Названия порадовали своимразнообразием. Кто-то написал «Люди на болоте» И. Мележа, кто-то – «Трудно бытьбогом» Стругацких, кто-то припомнил « Загадку клетчатого» А. Иванова и А.Устиновой…
5.   Напишите название вашей любимойкниги/любимого автора.
Пожалуй, еще болееразнообразные ответы, чем при предыдущем вопросе. Знаете ли вы, что кто-то изваших одноклассников предпочитает книгу «Финансист» Теодора Драйзера, а кто-то– увлекается Д. Чейзом или О. Робски?
6.   Что кажется вам в этой книге самымпривлекательным?
/>
7.   Три каких книги вы бы взяли с собой вдлительное путешествие?
Чего только вашиодноклассники не желают положить в чемодан! Кое-кто непременно хочет захватитьсловарь – видимо, чтобы общаться с людьми в других странах, кто-то собираетсячитать «Властелин колец», кто-то – «Пять юных сыщиков и верный пес» или «Двакапитана», а самые любознательные собираются с собой прихватить те книги,которых еще не читали.
8.   Можете ли вы воспринимать литературныетексты с экрана компьютера или предпочитаете печатную книгу?
 
/>
 
9.   Пробовали ли вы сами писать стихи,рассказы, заметки и т.д.?

/>
10.Назовите качества, которыми долженобладать современный писатель.
/>
11.Назовите качества, необходимые длясовременной книги (мин. 3)
 
/>
12.Какой должна быть книга, изучаемая вшколе?

/>
Блок 2. Приобретениеновых знаний: беседа о фанфикшне (15 мин.).
Учитель: итак, мы выяснили некоторые вашипредпочтения в чтении. А теперь я хотела бы, чтобы вы познакомились снекоторыми интересными течениями в современной массовой литературе.
Многие из вас имеютдоступ к Интернету, и кто-то наверняка слышал слово «фанфик». Правильноеназвание этого понятия – фанфикшн, от английского «fun fiction» — творчество фанатов. Сейчас мы услышим сообщение обэтом явлении:
Чтениесообщения учеником (5 мин.)
Феноменфанфикшна или фанфиков стал известным у нас сравнительно недавно. Как уже былоупомянуто, название происходит от от английского «fun fiction» — творчество фанатов. Этим названием обозначается литературное творчество, воснову которого ложится уже готовое, созданное литературное произведение.Фанфикшн – это не пародия и не передергивание сюжетов или героев. Чаще всегоэто совершенно серьезный рассказ о приключениях героев из какой-либополюбившейся книги (впрочем, сейчас возможно написание фанфиков и по фильмам,об этом на уроке еще будет сказано). Психологически объяснить написаниефанфиков очень просто: человеку очень нравится какая-то книга, или конкретноперсонаж в ней, но кажется, что произведение не завершено, что для неговозможно продолжение. Или же любимый персонаж погибает, а будущий авторфанфиков не может с этим смириться. Нужно непременно все доделать и переделать!И человек начинает писать…
На данный момент естьфанфикшн формальный – закрепленный в книгах и изданный – и неформальный. Первыйпоявился в Англии – вы будете удивлены, но в 19, начале 20 века, то есть, всамом начале развития массовой литературы. Объектом же фанфикшна были «Рассказыо Шерлоке Холмсе» А. Конан-Дойля. Каждый автор старался написать побольшеприключений полюбившегося всем персонажа (попутно и подзаработать побольшеденег). Увы, но к настоящим приключениям Холмса эти рассказы не имелипрактически никакого отношения. В них известный сыщик действовал без своихобычных изящества и интеллигентности, зато с регулярной частотой сбрасывал споездов негров и китайцев.
Однако сама идеяформального фанфикшна прижилась, и после перекочевала в США, где и процветаетдо сегодняшнего дня, причем, издание подобных книг не рассматривается какнарушение авторских прав.
Если же говорить офанфикшне неформальном, он процветает в Интернете. Это – истинное творчествофанатов, которые перед началом фанфика непременно пишут отказ от коммерческихпритязаний на героев («все герои принадлежат автору»). В фанфикшне Интернетапоявляются новые герои, старые – умирают и воскресают, составляются новыепары…Как правило, такие фанфики характеризуются разнообразием жанров: это можетбыть пародия, юмор, ужасы, романтика и т. д. Авторский стиль и сюжет при этом,разумеется, не сохраняются. Часто неформальные фанфики бывают оченьбезграмотны, поэтому на некоторых сайтах уже завели свои разделы – такназываемые, «перловки», где регулярно выкладываются перлы малограмотных фанатов(без указания имен авторов, конечно). Однако встречаются поразительноталантливые творения, читая которые жалеешь, что видишь всего лишь фанфик,потому что его стиль, раскрытие персонажа, продуманность сюжета превосходитпервоначальное произведение!
Фанфики Интернетамногообразны, но есть несколько базовых произведений, по которым они пишутся ибудут, наверное, писаться еще много лет. Это – «Звездные войны» Дж. Лукаса,«Властелин колец» Дж. Толкина, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. Кстати, творчествофанатов по последней книге — наиболее объемно, составляет тысячи фанфиков,несмотря на то, что сама книга появилась сравнительно недавно.
Фанфикшн – феноменлитературного творчества, к которому нельзя относиться однозначно. Имзанимаются люди от 10 лет до 60. Это своеобразное отдохновение для людей,возможность выразить себя и одновременно исправить «ошибки» в произведенияхизвестных авторов, встретиться с любимыми персонажами.
Учитель: На первый взгляд, все выглядитдовольно безобидно: люди разных возрастов пишут приключения о своих любимыхгероев. Проблема же состоит в том, что фанфикшном занимаются и достаточноизвестные писатели, причем, их произведения издаются. На Западе волна подобноготворчества поднялась с выхода множества романов-продолжений известных «Звездныхвойн». Авторов подобных произведений можно назвать великое множество: это Канн,Зан, Каннинг, Глут и так далее. Но и российские писатели не отстают отамериканских коллег: некоторые романы из творчества Ника Перумова являютсявсего лишь фанфикшном на трилогию «Властелин колец» Дж. Толкина. Спору нет,никакого вреда такое творчество не приносит, а иногда приносит и радостьпоклонникам тех или иных персонажей. Но давайте попытаемся ответить на вопрос:можно ли это назвать вообще произведениями и ставить их в ряд с оригинальнымироманами других массовых авторов?
Ответы учеников:
— Да, т.к. авторы все же«производят» что-то свое, развивают героев, продолжают историю. Фанфикшнзаслуживает признания, т.к. дарит людям радость от встреч с любимыми героями.
— Нет, т. к.авторы-фанфикеры берут за основу своих романов чужих героев, чужую фантазию.Часто при продолжениях они искажают характеры героев, а значит – искажаютвыдумку самого автора.
— Нет, т.к. такие авторыне создают собственный художественный мир, а используют и преображают чужой. Ктому же, зачем расписывать на многие года вперед жизни одних и тех же героев,если можно придумать что-то свое, новое?
Блок 3. Размышляем ивысказываемся: дискуссия о тенденциях в современной массовой литературе (15мин.)
1. Книги по фильмам.
Учитель: все вы знаете, что книги частомогут быть экранизированы. Наверняка, вы можете назвать мне множество примеров,когда фильмы снимались по произведениям жанров фэнтези и фантастики (например,«Гарри Поттер», «Властелин колец» — вы видите стоящие здесь книги, но многие извас не держали их в руках, а смотрели фильмы). А знаете ли вы, что бывает наоборот?После выхода особенно полюбившегося публике фильма, целая армия авторов можетначать написание книги по сценарию. Пример – пресловутый сериал «Секретныематериалы», недавно появившиеся книги про Индиану Джонса…Давайте поговорим отом, нужны ли нам подобные книги и можно ли их вообще называть книгами?
Ответы учеников:
— нет. Очень часто такиекниги стоят рядом с фанфикшном, то есть, авторы просто оформляют в свои словачужую фантазию. Такие книги часто не выходят за пределы сюжета, отличаютсянеровным стилем, читать их бывает неприятно.
— однако люди их с охотойчитают, потому что книги сулят встречу опять-таки с любимыми героями, ихприключениями. Если люди не хотят читать ничего, пусть хотя бы такие книгичитают!
— но какая в таком случаеот этих книг польза, если ты все равно знаешь героев, сюжеты? Что мы можем изних почерпнуть? Нет, это всего лишь попытка заработать деньги на вкусахчитателей.
— проблема в том, чтоесли настоящую книгу во всем ее богатстве можно сжать и подрезать для сценарияфильма, то сам сценарий расширить до всего многообразия книги практическиневозможно. Он все равно останется сценарием, только в книжной обложке, ненесущем особенной эстетической ценности.
2. Комиксы или книги?
Учитель: Чего только к нам не приноситблагодатный западный ветер! Нынче полки ларьков и магазинов наводнены такпопулярными в той же Америке комиксами. Они активно продаются – значит ли это,что через ничтожных двадцать лет комиксы начнут у нас вытеснять литературу,пусть даже и массовую?
Ответы учеников:
— Да, может быть. Почемубы и нет? В конце концов, от некоторых образчиков нашей массовой литературы докомиксов недалеко…
— Нет, любую книгу нельзявытеснить ничем. Комиксы – «мультфильмы на бумаге». В них нет интересныхдиалогов, описания взаимоотношений, вообще очень мало слов, очень редко естьчто-либо остроумное…
— Но если уровеньсреднего гражданина понизится за десять лет, такое может произойти. Этогрустно, но книгу нам уже начинает заменять телевизор, компьютерная игра. Можетбыть, придут на ее место и комиксы?
— Это будет ужасно,потому что комиксы совершенно не несут никакой нагрузки на мозг и на сердце.Человек, просматривая их, не задумывается, ничего не чувствует.
3. А какими словамивыражаться?
Учитель: У меня в руках – сборник молодежноготворчества «На ветру времен». В нем собраны рассказы и стихи молодых авторов из10 стран. В сборнике – один из рассказов молодого прозаика из Санкт-Петербурга.Рассказ в достаточной мере насыщен ненормативной лексикой, что соответствует итеме, и идее, и всей атмосфере его. Удивляться не приходится, поскольку впроизведениях многих известных авторов мы видим примерно то же. Ненормативнаялексика заняла прочное место в нашей жизни: она раздается из окон, с экранателевизора, в троллейбусах, в магазинах…Можно ли пропустить ее и в книги?
Ответы учеников:
— наверное. Все равно онаникого уже не шокирует, потому что такие слова многие люди просто используютповседневно…
— нет, разумеется. Книга– это святое, какой бы массовой она не была. Если подстраиваться под речь такихлюдей, которые употребляют нецензурные слова все время – во что превратитсякнига вообще и чему она сможет научить?!
— такие книги хотя быради интереса прочитают многие люди, и это будет лучше, чем если бы они нечитали ничего.
— лучше ли? Ведь подобныевыражения могут вызвать только негативные эмоции, и человеку будет уже не домыслей о прекрасном…
— многие писатели сейчасописывают жизнь деклассированных элементов общества – бомжей, заключенных, какже обойтись без ненормативной лексики?
— такие авторы забывают обогатстве русского языка и идут по линии наименьшего сопротивления. Даже жизньдеклассированных элементов можно описать остроумно и ярко, не прибегая кненормативной лексике.
Подведение итоговмероприятия (5 мин.)
Учитель: Итак, мы коснулись сегодня наиболееинтересных явлений нынешней массовой литературы, поговорили о фанфикшне,комиксах, тяготению некоторых авторов к ненормативной лексике.
— Что заинтересовало васв сегодняшнем мероприятии?
— Какие вопросы вызвалибеспокойство? Заставили задуматься?
— Разговор о какихмоментах мероприятия вам хотелось бы продолжить?
— О каких еще проблемахсовременной литературы вы хотели бы поговорить?
Напоследок давайтевыясним, какой же все-таки должна быть современная книжка, рассчитанная намассового читателя?
Ответы учеников:
— Интересной.
— Легкой в прочтении.
— Обязательно долженприсутствовать юмор.
— Оригинальной.
— Заставить задуматься.
— Не оставлятьравнодушным, заставлять испытывать эмоции.
Учитель: наше мероприятие подошло к концу.Спасибо, все свободны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.